Построение системы социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения. Проект. Профориентация – важнейшее условие успешной социализации - стр.16


Проблема социализации** обозначилась в науке в конце XIX века, а к семидесятым годам прошлого века стала одной из самых популярных проблем человекознания. Сегодня ученые исследуют различные аспекты социализации с позиций разных наук: психологии, педагогики, социологии, культурологи и других. Наиболее объективное и полное определение этого понятия, на наш взгляд, дает российский ученый А. Мудрик.

Социализация передает общую структуру поведения: она передает роли, она управляет социальной дифференциацией между младенцами, а также между разными социальными классами. Они породили то, что Пьер Бурдье назвал Хабитусом. Чтобы проиллюстрировать, что такое габитус.

Бурдье понимает все поведение, способы бытия, говорить и стоять, для него существуют доминированные социальные классы и доминирующие социальные классы, таким образом, 3 типа капитала разделены между классами. Сегодня различия в социальных классах и менее заметны.

Неравенства все еще существуют, но менее заметны. По своей красоте женщины имеют определенный успех. В каждой культуре есть очень разные диетические привычки, отношение к этой диете будет играть в соответствии с социальной категорией. Доход, собственность. Неравное распределение доходов и богатства.

Сущность социализации, по Мудрику***, состоит в том, что она формирует человека как члена общества.

Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития. Каждое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, наиболее соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов имело существенные различия в зависимости от исторических, социально-экономических и других особенностей. Но в сегодняшнем мире идеал полноценного члена общества имеет многих общих или сходных характеристик для различных обществ. Соответственно, и процесс социализации в различных обществах, хотя и сохраняет определенную специфику, тем не менее, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик. Это связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экономических сдвигов).

Существует тенденция воспроизводить неравенства поколений в поколениях, и эта тенденция обусловлена ​​прежде всего неравномерным распределением эко-капитала. Все приобретенные знания, знания, которые нужно ухаживать. Хабитус, нормы, ценности, знания, уровень обучения.

Часто это путают три формы капитала, что оправдывает различия. Найдите другие примеры неудавшейся социальной. Привычки детей разного происхождения могут быть совершенно разными. Из разницы в социальных классах они не имеют одинакового способа выразить себя, те же самые центры интереса, поэтому эти дети не обязательно будут завидовать этому часту, что идет против хорошая социализация: сложная интеграция.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, т.е. тем возможным жизненным коллизиям, которые мешают самореализации, самоутверждению личности. Таким образом, человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется, приспосабливается к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. Но человек не только объект и субъект социализации, он может стать и ее жертвой, так как процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

В настоящее время семья уже не единственный актер социализации. Для молодежи дружная социализация часто приходит перед семьей, то есть на то, что на них больше будут влиять их друзья. Существует сдвиг между рабочей средой, которая часто девальвируется населением или средствами массовой информации, которые косвенно позволяют передавать негативные сообщения молодым людям.

Их желание оставить рабочее состояние и удалить эту метку сына или дочери рабочего, она проходит через посредство исследований. Молодые люди, благодаря своим знаниям и культурному уровню и их различным центрам интересов, создают разрыв с поколениями, которые, таким образом, являются факторами конфликта и разъединения.

Сегодня Российское общество и педагогика находятся на распутье. Затянувшийся всесторонний кризис в государстве резко обострил проблемы воспитания и социализации молодёжи. Идет поиск особо взвешенных подходов для решения острейших вопросов практики семейного и социального воспитания. Меняются принципы, методы, формы воспитательной работы, так как они являются механизмами социализации - успешной или порочной.

Справочная группа. Один будет иметь социализацию по ожиданию: изучение значений группы ссылок. С иммиграцией родители, которые не прилагают усилий для изучения французского языка, что приводит к задержке для их детей в школе. Феминистский журналист идет вразрез с традиционными убеждениями женщин в отношении женских традиций, а женщины выступают против феминистского движения, в отличие от своих дочерей в их возрасте, в знак протеста против их обычаев. для свободного передвижения на уровне равенства между мужчинами и женщинами.

Теле также может отрицательно влиять на уровень маленьких детей, которые на самом деле в их жизни возникают в виде страха. Если на национальном уровне существует множество культур, даже внутри страны, субкультуры можно различить в соответствии с социальными классами возраста, но социологические исследования все больше показывают, что существуют соответствующие микрокультуры имеет несколько групп принадлежности в соответствии с вкусом культурных или спортивных практик. Это не мешает определенной культурной стандартизации, связанной с распространением средств массовой информации в мировой среде.

Наше общество нуждается в поколении молодых людей социализированных, способных понимать проблемы общества, цивилизации и способных решать их на гуманистическом уровне, на принципах добра, честности, профессионализма, то есть на принципах высокой культуры. О них писали В.Вернадский, исследуя проблемы ноосферы, русские философы Иван Ильин, Александр Клизовский, Николай Рерих.

Определение и функция культуры. Этос: совокупность ценностей, характерных для культуры. В обычном смысле культура относится к тому, что является культурным, то есть к знаниям, которые считаются «благородными», например, литература, музыка, живопись. В социальном смысле термин культура гораздо шире, он относится к набору ценностей, норм, диффундирующих через социализацию. В представлениях будут ощущаться разные культуры: например: здесь цвета, разные коды вежливости, важные между культурами.

Существуют ли еще культуры, характерные для разных социальных классов? Априори, увеличение средних классов, увеличение уровней исследований, развитие средств массовой информации, кажется, что существует определенная однородность способов жизни. Однако между социальными группами сохраняется большое неравенство, они являются как экономическими, так и культурными.

Они говорили о том, что человек - часть космоса, и подходить к воспитанию подрастающего поколения необходимо с учетом законов Космоса. А это возможно только на позициях нравственности, духовности, на позициях высокой человеческой культуры.

Новизна данного исследования определяется обращением к трудам русских ученых - космистов, и, в частности, к философско-педагогическим идеям Е.И. Рерих. Они, на наш взгляд, являются той платформой, на основе которой можно создать необходимые условия для успешной, эффективной социализации личности.

Пример: одежда менее «удобочитаема», за исключением крайних категорий. Сообщество соседства. Работа: традиции, эволюция. Обряды: традиционные повторяющиеся действия. Поэтому мы можем задать себе вопрос: можем ли мы сказать, что семья влияет на успех или заставляет его быть успешным в школе? Сначала мы увидим социализацию, затем успех в изучении и, наконец, парадоксальный успех.

Семья - первая группа, которую человек встречает при рождении. Усиление роли семьи имеет первостепенное значение в построении личности и личности. Объединившись, люди готовятся к своему социальному статусу и связанным с ним ролям. Спонтанно семья, являющаяся посредником между обществом и индивидом, имеет тенденцию воспроизводить социальное неравенство, передавая культуру социальной группы. Некоторые социологи, по словам Пьера Бурдье, также оспаривают школу в размножении.

Смыслом нашего исследования стали поиск и создание таких психолого-педагогических и культурологических условий, в которых успешная социализация личности была бы реальным результатом.

Первым и главным институтом социализации, по мнению многих ученых, является семья.

Сегодня в России семья находится в состоянии духовно-нравственного кризиса. Исследователи современной семьи отмечают её нестабильность. Она проявляется в увеличении количества разводов, подростковой преступности, агрессии детей в отношении родителей и учителей, в уходе их из семьи и бродяжничестве. Одной из причин такой ситуации является резкое социальное расслоение общества на богатых и бедных, и как следствие - потеря привычных ценностных ориентиров, отсутствие удовлетворенности во многих потребностях, низкая общая и педагогическая культура родителей. Другими причинами проблемных семей являются конфликты между родителями, безработица или, наоборот, большая занятость их на работе, стремление ужесточить или неоправданно смягчить требования к детям. В результате у детей формируется отсутствие привязанности к родителям, снижается их авторитет в глазах ребёнка.

Культура приобретается путем пропитки и идентификации, прежде чем выражаться через явное обучение: это социализация. Например, ребенок, взаимодействующий со своей средой, приобретет язык, который будет способствовать его социальной интеграции. Именно взаимодействие с агентами социализации производит социализацию.

Первичная социализация и первая социализация. Это фундаментальная социализация, которая будет составлять основу личности и личности личности. Различные социальные категории неравномерно наделены экономическим капиталом: обладают или не имеют экономического богатства. В социальном капитале: набор сетей знаний и особенно в культурном капитале: диплом, культурные товары. Выбор школы обусловлен тем, что школа накладывает культурный произвол, который соответствует габитусу привилегированных категорий.

Иногда родители слишком долго опекают детей, которые, став физически и психически взрослыми, продолжают оставаться в статусе социально зависимых членов семьи - студентов, аспирантов, не имеющих своего материального достатка. Особого рода трудности испытывают дети из неполных семей.

Все эти причины оказывают отрицательное влияние на чувство социальности.

Дети в категориях, находящихся в наиболее неблагоприятном положении с точки зрения культурного капитала, страдают от символического насилия и устраняются на основе школьных критериев. Поэтому школа играет роль легитимизации и «натурализации» социального неравенства путем передачи норм законной культуры. Лица, испытывающие дифференцированные процессы социализации, можем ли мы заключить, что социализация определяет академический или профессиональный успех?

Задержка на 3-й записи в соответствии с дипломом отца. Раздел:%. Все учащиеся вошли в 3-й с задержкой. Задержка одного года на третьей записи. Задержка выше 3-го входа. В этом интервью социолог Бернард Лахир повторяет свое интеллектуальное путешествие. Он упоминает различные этапы перечитывания категорий, подделанных Пьером Бурдье, и проект разработки социологии по шкале индивидуума.

Таким образом, сегодняшняя ситуация российской семьи далека от позитивной. Соответственно, и результат семейной социализации неблагоприятен в этих условиях.

Необходимо менять статус семьи, решая проблему на государственном уровне. Но социальные педагоги уже сегодня пытаются решать её средствами социального воспитания. Воспитание является составной частью социализации. В основе социального воспитания лежит социальное действие, т.е. определенная система поступков, методов и средств, с помощью которых можно изменять установки, отношения людей. Таким образом, социальное воспитание в процессе социализации есть осознанное формирование личности в результате создания условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Бернард Лахир родился в Лионе. Интервью с Бернардом Лахиром, социологом. За последние пятнадцать лет или около того вы работали над богатой работой, которая теперь содержит около пятнадцати работ. В центре этой работы есть очень сильное теоретическое положение, которое заключается в вопросе о вопросе о габитусе в Пьер Бурдье и о предложении сделать социологию в другом масштабе.

Не могли бы вы объяснить нам, что такое теоретическое предложение в социологии? Это не был постулат о выезде, и я, конечно, не поступил в социологию с этой идеей. Что делает наш социальный опыт для нас? Такие проблемы были сформулированы Бурдье. Но в самом определении габитуса она включала идею о транспонированной системе перемещений, которая циркулирует из одной области практики в другую, и мы видим, что это понятие фокусируется на индивидуальные и даже коллективные согласования. Это всегда одна и та же маленькая матрица, которая работает или намного сложнее?

Ни одна социально-педагогическая проблема не может быть решена вне философской системы взглядов на воспитание, развитие и социализацию молодого поколения.

В этой связи особый интерес для нас представляло до сих пор мало осмысленное Учение Живой этики. В нем представлено видение места и роли человека в структуре Мироздания и пути воспитания личности, способной к самосовершенствованию, к творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира по законам Мироздания, законам Космоса.

Этот вопрос возник ко мне постепенно. В различие это, по существу, вопрос классовой привычки или доли класса, тогда как понятие габитуса само по себе предполагает элементы анализа социализации лиц, вставленных в эти классы. Жизнь идей: вы формулируете очень жесткую критику этого понятия габитуса. Вы говорите, что этот однородный габитус не соответствует тому, что действует в очень дифференцированных обществах, подобных той, в которой мы живем.

В вашей работе есть напряженность между описанием личности в очень дифференцированных обществах и более общим отражением на неприводимой множественности личности во всех контекстах. Это одолжило мне, что меня раздражало. Правильный вопрос: каковы социальные, исторические условия производства индивидуально одноразового множественного актера? Последнее может быть чрезвычайно однородным в определенных социальных ситуациях или в определенных исторических ситуациях, особенно в обществах, где мало социалистической конкуренции, где люди могут испытывать те же условия социализации, что и их родители, и где нет таким образом, нет межпоколенческого разрыва в условиях социализации, где они не пойманы между различными типами социализации.

С понятием Живой Этики тесно связано имя Е.И. Рерих. Долгие годы она сотрудничала с группой духовных Учителей, с Махатмами. Под руководством и в сотрудничестве с ними были написаны и опубликованы книги «Учения Живой Этики». Это Учение - есть синтез научного, философского, религиозного, эстетического опыта человечества. В нем определены новые вехи развития мышления и сознания людей. Для социализации эти идеи представляются особо важными.

Чтобы взять только один пример, есть общества без школ, которые не испытывают напряженности между академической социализацией и семейной социализацией. Понятно, что то, что вводит множество положений, - это исторические ситуации, такие как те, которые мы переживаем, ситуации социалистического или образовательного соревнования. Нельзя тогда сказать, что «человек множественный», но спросить себя, в каких исторических условиях человек может стать множественным, и в каком масштабе наблюдения исследователь должен поставить себя, чтобы разоблачить эти явления?

Нами проанализированы антропологические, философские и этические положения её педагогических взглядов, изложенные в произведениях: «У порога нового мира», «Письма Е.И Рерих» и других. Нами обобщены исследования её наследия учеными А. Андреевой, Н. Лащенко, Г. Хмелева, Д. Шарова и других.

Концептуальные положения педагогического мировоззрения Е.Рерих стали той платформой, на основе которой нами были созданы условия для успешной социализации и проведено исследование её результатов.

Жизнь идей: определенным образом множество контекстов выявляет множество диспозиций, которые каждый человек находит в нем. Вот пример, который иллюстрирует этот вопрос, вопрос перебежчиков, тех, кто покидает свой класс и может интегрировать несколько габитусов. Это то, что социология Бурдье имела большие трудности в принятии или побуждении к попаданию в ее категории.

Бернард Лахир: Случай перебежчиков - хороший пример. В модели Бурдье это был единственный случай диспозиционной неоднородности. Это люди, которые ведут себя по-разному в разных секторах своего существования. Например, они могут вернуться к популярному акценту, когда они с членами семьи сами по себе, или они могут сохранить популярность диспозиции в вкусах пищи и в то же время они акклимулируются новая среда в других областях или в других измерениях их существования.

Но прежде, чем говорить о них, необходимо изложить суть учения Живой Этики и те взгляды Е.Рерих, которые определили её подход к воспитанию молодого поколения. Они имеют свои специфические особенности и обличаются от традиционных.

Корни учения Е.Рерих уходят во все мировые религии и во все философские системы. Отмечена связь Учения с древнеиндийской философской системой веданты, пифагореизмом, христианством, буддизмом. Появлению Учения Живой Этики предшествовала созданная Е.П. Блаватской философская концепция теософии.

Положения этих и других учений получили развитие в Живой Этике и приобрели практическую направленность.

В Учении Е. Рерих заложена идея Эволюции человека в единстве со всем Мирозданием, которую диктуют законы космического развития.

Из Учения следует, что Космос содержит в себе две основные структуры: Макрокосм - т.е. весь внешний для человека мир и Микрокосм, т.е. человека, его физическую и духовную сущность. Основанием Бытия является Единый элемент - Духо-Материя. Человек есть единство трех основных начал - плотноматериального, т.е. физического и тонкоматериальных - психического и духовного. Жизнедеятельность человека протекает одновременно на физическом, психическом и духовном уровнях в их единстве. В христианстве это Тело, Душа и Дух. Человек должен усовершенствовать все три начала, чтобы достичь завершения земной эволюции. (Письма Е.И.Рерих. т.2, стр. 268)

Физическое начало - это биологический организм, он подчиняется законам природы. Психическое и духовное начала - это аспекты сознания человека. Психическое начало - это чувства, разум и желания (воля), а духовное начало - это духовная энергия и самосознание. Сознание человек наполняет посредством мысли и таким образом создает свою внутреннюю сущность.

Мысль - явление духовного плана, она несет тончайшие энергии, которые обладают действенной силой. Мысль бессмертна, неуничтожима.

Распространению мысли нет предела, действие её мгновенно. Все мировое пространство заполнено вибрациями разумных энергией. Они составляют энергоинформационное поле планеты и Космоса. Это в дальнейшем подтверждается в Учении о ноосфере В. Вернадского. Высшие слои психосферы Земли насыщены совершенными и возвышенными мыслями, низшие слои - вибрациями низменных чувств и мыслей.

В процессе мышления человек наполняет свое сознание посредством мысли и таким образом взаимодействует с Мирозданием. Человек своими мыслями напитывает пространство, которое вибрирует этими мыслями.

Во Вселенной действует Закон Тождественности. Согласно ему, подобное притягивает подобное. Каждая отчетливая мысль, попадя в энергоинформационное пространство, притягивает подобные себе мысли и таким образом усиливается, строит вокруг себя соответствующие формы - мыслеобразы.

Мысли возвышенные, добрые, направленное на Общее Благо, несут «токи прекрасные» (Надземное. 213) . Они рождают созидательную энергию, обогащая Вселенную. Е. Рерих пишет: «Сила, идущая на благо, всегда умножается в пространстве» (Ирерархия,213) и служит «великой защитой здоровья планеты» (Мир Огненный.II,308).

Мысли, наполненные гневом, злобой, раздражением, несут энергии, «затемняющее пространство». Как всякая мысль, они не могут быть уничтожены. Но им можно противопоставить мысли добрые, возвышенные, т.е. их можно «подавить лучом света» другой мысли. Это возможно, потому что чем возвышенее, утонченнее мысль, тем она сильнее.

И. Е. Рерих убеждена, что каждый человек в процессе мышления принимает участие в Мироздании и своими мыслями непрестанно либо созидает, либо разрушает его. Это налагает на человека ответственность за качество своих мыслей (Надземное,213). Возможности человека несут в себе огромный творческий потенциал и при созидательном мышлении превращают его в подлинного сотрудника Природы. В этом Е. Рерих видит самоценность доброй мысли и настаивает на необходимости воспитания добромыслия. В Живой Этике подчеркивается, что добрые мысли - это воспитанные мысли.

Человек не только действует своими мыслями на окружающую среду, но и сам впитывает или отталкивает энергии этой среды. Мысль, как величайший магнит, приносит из пространства либо тождественные «губительные посылки», либо помощь. Мысли добрые, возвышенные из пространства несут обновленную энергию творчества. Это защищает человека от отрицательных токов, благотворно влияют на его здоровье и состояние, развивают его.

Е. И. Рерих убеждена, что ни одно земное действие не остается без ответа со стороны Тонкого Мира. Созидательное мышление способствует безграничному развитию человека, до любого предела. При этом, чем больше он отдаст, тем больше получит. Отсюда закономерна рекомендация Е. Рерих: «Пусть в школах твердят эту истину» (Надземное, 206).

Негативный строй мыслей Е. Рерих считает безнравственным, называя их «мыслями разрушения» (А, 141). Они ядовиты и несут энергии разрушения среды и самого человека. Яд раздражения в Живой Этике называется империлом, Негативное влияние империла распространяется и на окружающих человека людей. Распространяя разрушительные энергии, можно нанести непоправимый вред неповинному человеку. (В народе таких людей называют энергетическими вампирами). Однако, если мысли злобы направлены на человека, который не имеет в своем сознании подобных мыслей и в своей психике подобных эмоций: зла, раздражения, страха, то-есть не имеет подобных вибраций, то он не ассимилирует их. Получается эффект бумеранга: мысли возвращаются к тому, кто их породил, но уже усиленные токами пространства. Естественно, родивший их человек получает ещё большую порцию яда. (Письма Е.Рерих, т 1,стр.53). Мысль, как материя тонкого плана, влияет и на самого её создателя: на его нервную систему, состояние крови и т.п.

Е. И. Рерих говорит, что не надо «отделять нравственность от биологии» (Мир Огненный. 1,267), имея ввиду влияние психического состояния человека на его биологическую природу.

Е. И. Рерих считает человека подлинно общественным, т.е. социализированным лишь при созидательном мышлении.

Мысли негативные уничтожают человеческое достоинство, снижают интеллект, ослабляют иммунитет и могут стать причиной многих заболеваний. Е. Рерих утверждает: «Мысленные отравления больше вредят, нежели даже наркотики» (Иерархия, 125)

Е.Рерих считает, что необходимо с самого детства «всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире» (Письма Е.Рерих, т 1, стр. 141). Она считает, что сознание детей не искажено ложными представлениями об обособленном существовании человека, что «дети легко усвоят реальность и силу этой незримости».

Основой Бытия, по убеждению Е. Рерих, является психическая энергия (М.О.II, 440). Она, как «вечная жизненная сила, разлита во всем Космосе» (Письма, т.1, 218), она порождает сознание. Как пишет А. Клизовский, последователь Е. Рерих, каждое действие, желание, мысль человека есть проявление Психической Энергии. На нее разрушающе действуют такие чувства, как раздражение, смятение, страх, самосожаление, уныние, лень и т.п. Положительное воздействие на психическую энергию оказывают такие чувства, как радость, восторг, любовь, милосердие и тому подобные. Усовершенствование психической энергии влечет за собой совершенствование человека.

Духовный аспект сознания Е. Рерих называется Сердцем. Совершенствование Сердца (или Духа) связано с нравственным становлением человека, с такими ценностными ориентирами, как труд, сострадание, творчество. Таким образом, духовный аспект сознания основан на идеалах Истины, Добра и Красоты. Эти ценности в живой этике названы вершинами восхождения. Именно в Сердце, в Духе происходит преображение космической энергии более совершенными вибрациями. Е. Рерих считает человечество аккумулятором психической энергии и видит в этом его космическое предназначение. Она убеждена, что человечество вступило в эпоху развития духовного сознания. Недостаточно воспитанное, неразвитое Сердце, она называется окаменевшим, акультурным и призывает воспитателей: «Упасите детей от такого невежества»! (А. 44)

Смысл воспитания, по Рерих, состоит в пробуждении этического сознания и нравственном совершенствовании (П., т. 1,16).

Развитие духовности происходит в результате такого «сердечного» воспитания, т.е. формирования основ культуры чувств.

Е. И. Рерих глубоко убеждена, что в процессе воспитания необходимо стремиться к достижению равновесия, гармонии в развитии рассудка и чувств человека. (Бедствие нашего времени заключается в установившемся разнобое между умом и сердцем).

Таковы основные положения философско-этического Учения Живой Этики. Они стали мировоззренческой основой педагогических взглядов Е. Рерих. Согласно им, личность - это совокупность физического и психического начал или низшее Эго человека. Духовное начало - это индивидуальность, высшее «Я», сознательное бессмертное высшее Эго человека. (п.т.1,412). Низшее Эго существует в течение одной земной жизни человека и распадается после его смерти. Высшее Эго сохраняется в виде энергоинформационной структуры и для своей эволюции нуждается в многократном воплощении в плотноматериальном мире. В эволюции высшего Эго Е. Рерих видит смысл человеческого существования. Ценность каждого земного проявления - в возможности «что-то улучшить, что-то добавить, чтобы каждая новая личность была совершеннее предыдущей».

Таким образом, система воспитания должна быть поставлена так, чтобы дать возможность развить уже имеющиеся в человеке полезные качества и искоренить нежелательные. Цель воспитания, по убеждению Е. Рерих, - рождение истинного человека, духовно развитого, нравственно воспитанного, - носителя нового миропонимания (Е.И..Р.,т.2,195). Поэтому задачу воспитания она видит в формировании направленности на общую судьбу с человечеством, Мирозданием на Общее Благо и Добро. Человек должен владеть «искусством творить отношения» на принципах сотрудничества с людьми, подняться до уровня духовного человека, стать неповторимой индивидуальностью.

Смысл воспитательной работы Е. Рерих видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию.

Высоко оценивая роль воспитания и обучения, она раскрывает суть влияния социальной среды на эти процессы. Она считает, что даже большие задатки ребенка требуют благоприятных условий для формирования личности. «Заприте младенца, хотя бы гения от рождения, в пустую комнату и в полном одиночестве, и он вырастает идиотом». Как бы ни были велики прошлые накопления, для выявления их нужен не только подходящий инструмент, но и подходящие условия. Как говорит французская пословица: «Обстоятельства создают великого человека» (Е. Рерих, т.2, стр.381).

Таким образом, процесс эволюции человека Е. Рерих рассматривает как процесс взаимообусловленного влияния биологических и социальных факторов, выделяя ведущее - воспитание, конечным итогом которых является самовоспитание. Воспитание должно строится с учетом космических законов, в первую очередь, Закона причин и следствий.

Гуманистическую сущность педагогики Е.Рерих характеризируют идеи свободы ребенка и природосообразности в воспитании, индивидуальном подходе к нему.

Формирование в процессе воспитания космического сознания человека ведет к созданию гармонии человека с Мирозданием.

Педагогические взгляды Е. И. Рерих оптимистичны по духу и гуманистичны по сути. Идея приоритетности воспитания над образованием актуальна для современной педагогики.

На наш взгляд, использование педагогических идей Е. Рерих в организации условий для успешной социализации молодого поколения представляет эвристическую, прогностическую и эмпирическую ценность.

В нашем исследовании была найдена нетрадиционная форма работы по созданию социально-педагогических и культурологических условий для успешной социализации. Такой формой стал Центр развития детей. Это негосударственное учреждение в системе дополнительного образования, где в рамках педагогического процесса осуществлялось контролируемое социальное воспитание, были организованы тактичные и доброжелательные контакты с семейным социумом. В данном случае, Центр развития детей можно рассматривать как второй по значимости после семьи институт социализации.

Работа в Детском центре развития проходила по выходным дням как подготовка дошкольников к обучению в школе. Основной деятельностью детей под руководством преподавателей была учебно-образовательная по форме, сюжетно-игровая по методам, а по содержанию - воспитывающая.

Исходя из рекомендаций Е. Рерих об интегрированности даваемых детям знаний, план наших занятий с детьми был составлен таким образом, чтобы они получали не разрозренные знания основ грамоты, а воспринимали все это в единстве с освоением окружающего мира. Работа с детьми условно делилась на 3 блока:

Когнитивный, познавательный;
- психоэмоциональный;
- социальнокультурный.

Наша программа состояла их таких предметов обучающего цикла, как
- уроки открытий, где в форме интересных игр, путешествий проводилась подготовка к письму, обучение чтению, математике, изучение иностранных языков;
- уроки творчества: музыкального, театрального, хореографического, изобразительного,
- уроки общения.

На них решались следующие задачи:

Формирование и развитие познавательного интереса дошкольников;
- развитие психических процессов, необходимых для успешного обучения:
- восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и других;
- знакомство с различными видами искусств, развитие творческих способностей;
- умение понимать языки искусств, формирование эстетического вкуса и любви к искусству.

Эти задачи требовали активной работы не только социальных педагогов, психологов, учителей, но и родителей - самых близких социализаторов. Они, по нашей версии, не должны были пассивно дожидаться окончания занятий своих детей.

Пока дети занимались с педагогами, родителей встречала «Педагогическая гостиная». Здесь психологи, социальные педагоги, другие специалисты университета объясняли родителям, что подготовка к обучению детей в школе включает в себя не только обучение письму, чтению, математике. Это, прежде всего, готовность всех психических процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения и других. Психодиагностику подготовленности детей к школе проводили опытные психологи Вуза, которые затем подбирали по ее результатам коррекционные игровые программы родителям, обучали их методам проведения коррекции неблагоприятных вариантов развития их детей. Включенность родителей в процесс обучения, воспитания, развития и коррекции детей давал положительные результаты, но особенно их активность возрастала во время общих дел. Например, дети совместно с родителями под руководством профессионального режиссера играли в спектакле по пьесе с Михалкова «Праздник непослушания». Это не просто их сближало, но было для каждого новым открытием друг друга. В дальнейшем студенческий театр миниатюр ставил специально для этой детско-родительской аудитории такие спектакли, как «Удивительные приключения Эрни», «По зеленым холмам океана» С. Козлова «Таинственный Гиппопатам» Е. Шварца и другие.

Юные зрители, уже получившие самодеятельный сценический опыт, смотрели эти спектакли с восторгом, ходили на них по нескольку раз. С таким же удовольствием слушали они детские концерты профессиональных артистов филармонии, смотрели выступления детских хореографических студий. Мы можем с уверенностью сказать, что главные задачи предметов эстетического цикла были реализованы:

Формирование художественного вкуса и любви к искусству;
- развитие творческих способностей.

Развитие познавательных (когнитивных) интересов шло также активно. Это достигалось при помощи игровых методов. Например, уроки открытий проходили в виде путешествий по городу, или по морям и океанам, по горам, лесам, пустыням. Дети встречались там не только с животными, насекомыми, рыбами, но и с таинственными знаками-цифрами, буквами, учились их запоминать, складывать в слоги, слова, различать звонкие, глухие, гласные (долгие) и согласные (короткие) звуки. Они приезжали в страны, где их друзья - куклы говорили только на французском или только на английском языке, и детям ничего не оставалось, как учиться понимать их, т.е. учить английские и французские слова, предложения, стихи, песенки. Задания на запоминание слов, диалогов, давались на дом, и родители с детьми с удовольствием их учили. Занятия не были академическими, формализованными. Это были сюжетно-тематические игры, где отношения между детьми и учителем строились на основе сотрудничества и доверия. Примечательно, что 1 раз в две недели родители присутствовали на уроках вместе с детьми. Они могли наблюдать их активность, интерес, и то, какими средствами этого добивается учитель. Они, как дети, могли поднимать руки, отвечать на уроках. И часто бывало так, что дети лучше родителей справлялись с трудными заданиями, успешнее ориентировались в ситуациях, помогали взрослым.

О правильности выбранных условий и методов работы педагогов свидетельствовал наглядный душевный и духовный рост детей. Об этом говорят их рисунки. На одном их первых занятий детям предложили нарисовать радость. Учитель сказал, что радость - замечательное чувство. Когда нам радостно? Дети отвечали:

Когда дарят подарки;
- когда наступает день рождения, праздник;
- когда дарят трансформер, куклу Барби, жвачку, шоколад и т.п.

В общем, дети хотели только получать, потреблять. И рисовали то, что хотели. После первого года занятий в Центре детям снова предложили нарисовать радость и прокомментировать рисунки. 28% детей по-прежнему рисовали желаемые подарки, темы рисунков других детей стали другими:

Радость - когда мама и папа не сорятся;
- когда бабушка не болеет;
- когда светит солнышко;
- когда наступает выходной, и мы идем учиться в «Фонарик» (имеется в виду наш Центр развития);
- когда люди все вместе дружат.

Положительные изменения происходили с родителями. Оценивая свои анкеты и тесты в начале занятий в педагогической гостиной, они отмечали преимущественно командный, авторитарный стили в семейном общении, воспитании детей. К концу года появились первые ростки демократических, доброжелательных, терпимых отношений между взрослыми и детьми, между родителями в семье. В этот период родителей познакомили не только с проблемами развития их детей. Им рассказали в доступной форме о многих направлениях в педагогике: бихевиористическом подходе в воспитании, экзистенциальном, гуманистическом и других. Родители поняли, что будущий характер, судьба их детей зависят от той воспитательной системы и той социальной среды, в которых развивается их ребенок сегодня. Но поскольку сверхзадачей педагогов Центра была проблема успешной социализации, огромное значение придавалось социальному блоку задач. Они решались с детьми на уроках культуры общения. Им предлагались различные ситуации, возможные варианты их решений, поиск своих собственных вариантов.

Дети разыгрывали сценки, придумывали спектакли с куклами «Би-ба-бо» на руках, на пальцах рук. Например, лиса приглашает по очереди всех зверей к себе на день рождения. Зверята выбирают подарки в магазине, приходят в гости к Лисе, поздравляют её, дарят то, что принесли, садятся за стол, пьют чай и устраивают концерт. Каждый ребенок поставлен в такие условия, чтобы его персонаж действовал, говорил, общался в коллективе, старался для других. В этих мини-спектаклях не было заранее придуманных мизансцен, диалогов - дети их «творили» сами, попутно редактируя. Например, Лисе дарят коробку конфет, и она убирает ее в холодильник. Педагог, вмешиваясь, советует: «Правильно, подальше ее от всех надо спрятать. Потом одна все съешь». Лиса спохватывается, достает коробку, ставит её на стол, открывает для гостей. Мы видели, как подобные уроки совершенствовали отношения детей к другим, к себе, к природе, к миру. Родителям мы решили в доступной форме изложить основы педагогических взглядов Е. И. Рерих и её сторонников и последователей: педагогов-гуманистов Ш. Амонашвили, М. П. Щетинина и др. Мы предполагали возможное непонимание основных концептуальных положений учения Е. Рерих, ведь 70 с лишним лет в России были признаны только материалистические направления философских учений. На них были воспитаны несколько поколений советских людей.

Но результаты превзошли наши ожидания. Родители с интересом отнеслись к предложенной информации и просили продолжить знакомство с Учением. Нами была предложена литература по теме.

Интерес оставался большим, но самое главное наметилась такая динамика улучшения в семейных отношениях, на которую мы не рассчитывали и даже не делали ставку. Ведь семья - это своего рода запретный для вторжения чужих людей мир. И мы напрямую не вмешивались в семейный социум. Мы окончательно поверили, что положительные изменения в семье происходят, когда в нашу педагогическую гостиную стали приходить отцы, когда в гостиной не стало хватать мест для родителей, бабушек и дедушек. Это был, на наш взгляд, главный успех. Это накладывало на нас и большую ответственность в донесении сложного философского материала доступным для всех языком.

Результатом такой работы стали положительные изменения в семьях:

Отношения в них стали доброжелательными, демократичными. Это происходило легко, как бы само собой, будто не было в прошлом ссор, слез, взаимных обид, упреков;
- родители и дети чаще стали бывать вместе и на отдыхе, и в трудовых делах, на даче;
- изменились отношения к другим людям. Они стали доверительнее, добрее.

Приведу пример.

В Центре занималась девочка-инвалид по движению, 5-летняя Женя. Мама приносила ее в Центр на руках, усаживала на стульчик, на коврик и сама устраивалась рядом. Девочке понравилось заниматься, играть. Больше всего на свете она боялась, что мама встанет и уйдет. Её глаза наполнялись слезами всякий раз, когда мама приподнималась, чтобы просто поменять положение. Девочка хотела общаться с детьми, но они не приглашали ее в свои игры, ведь она с трудом передвигалась. Дети её как бы не замечали. Некоторые родители тоже проявили удивительную брезгливость и жестокость в отношении Жени. Бабушка Киры попросила учителя не сажать ее внучку на занятиях рядом с больной девочкой. Другие взрослые были бездушно-холодны к ней и ее маме: в контакты не вступали, и мама с дочкой так держались поначалу особнячком. После трех-четырех месяцев занятий наметился перелом и дети стали подходить к Жене, дарить ей конфеты, игрушки, жвачку. Здесь мы впервые увидели, как девочка улыбается - восторженно-радостно.

На переменах девочки старались взять ее за руки и гуляли с ней медленными шагами, что-то рассказывали. Постепенно Женя стала общаться со всеми детьми, а её мама могла смело отлучаться. Женя почувствовала себя в коллективе защищенной.

В конце года к преподавателю подошла бабушка Киры и извинилась за свое былое высокомерие. Это все - наглядные примеры изменений в людях к лучшему.

О художественно-эстетическом развитии детей свидетельствуют результаты следующего тестирования. Детям дали много разноцветных фломастеров и предложили нарисовать избушку Бабы-Яги (Баба-Яга - коварный персонаж русских сказок, враждебный человеку. Дети опасаются, побаиваются её). Первый раз дети нарисовали избушку Бабы-Яги серыми, черными, темно-зелеными, коричневые фломастерами. На вопрос учителя, почему избушка такого цвета, дети отвечали:

Так надо!

Когда через год задание повторили, большинство детей нарисовали избушку розовыми, голубыми, оранжевыми фломастерами, а на вопрос учителя, почему избушка такого цвета, отвечали:

Так красиво, так лучше.

То есть, дети захотели видеть, изменить мир по законам красоты.

В конце нашего эксперимента были проведены контрольные анкетирования, тестирования детей и родителей, которые показали, что поставленные задачи учебного процесса решены. Дети успешно овладели необходимыми для обучения в школе знаниями и навыками. Был отмечен их высокий познавательный интерес.

Таким образом, психолого-педагогические и социокультурные условия, созданные в Центре развития, отвечали тем принципам Учения Е. Рерих, которые были приняты нами как концептуальная основа для совершенствования существующей системы воспитания, образования, развития и социализации.

Доминантной этого целостного процесса стало духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей и психолого-педагогическое просвещение их родителей.

Процесс социализации длительный и сложный. Чтобы увидеть, каким будет конечный результат формирования личности, было решено провести анкетирование наших детей и родителей спустя 10 лет, в 2003. Сейчас мы имеем убедительные результаты того, что ценности, усвоенные детьми в дошкольной период, а затем поддерживаемые родителями в семье, стали их нравственной основной. Из 200 обследованных семей ни в одной не произошло развода родителей. Дети проявляют интерес к учебе, большинство их успешно учатся в специлизированных школах, гимназиях, лицеях, а параллельно большинство - 178 человек - занимаются в каких-либо художественных коллективах, спортивных школах, имеют другие увлечения. Двое детей, заканчивая музыкальный колледж, являются призерами нескольких международных конкурсов музыкантов-исполнителей.

Один из воспитанников поступил в высшее художественное училище. Дети оправдывают ожидания родителей. Согласитесь, это бывает не часто.

Родители при встрече до сих пор с удовольствием вспоминают занятия в Центре и благодарят за полученные знания. В трудные годы всестороннего кризиса в стране они помогли сохранять оптимизм, стимулировали поиск новых жизненных приоритетов.

На наш взгляд, педагогические основы философского Учения Е. Рерих, имеют целью воспитание человека в гармонии развитых физических, психических и духовно-нравственных качеств, обеспечивают целостность, единство всех компонентов педагогического процесса, а целевыми детерминантами социализации человека обосновывают Истину, Добро, Красоту, т.е. вечные общечеловеческие ценности.

Использование педагогических идей Е. Рерих в практике современного воспитательно-образовательного процесса, способно эффективно влиять на процесс и результат успешной социализации личности в обществе.

* Доклад Монастырской Людмилы Викторовны, кандидата культурологических наук, преподавателя культурологии Тамбовского Государственного университета им. Г.В. Державина и прочитанный в Париже в 2005 г.(публикуется с сокращениями)

** СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в обществе, к которому он принадлежит».

*** Социализация человека. Учебное пособие для вузов - 2 изд. А.В. Мудрик. Серия Высшее профессиональное образование, Academia, 2006

Педсовет

«Создание оптимальных социально- педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Мартыновой И.М.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. «Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника.

Социальная адаптация , т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения».
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, часто выражены иждивенческие настроения.
Все общеобразовательные предметы дают школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения. Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами, например русским языком, математикой, историей, географией, трудом, помогает не только закреплению знаний, но и более глубокому и полноценному развитию личности ребенка. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Например, на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке. Трудовое обучение в специальной школе имеет целью подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни в окружающем социуме.
Однако в данном случае нужно усилить внимание к вопросам, связанным с организацией подростками своего быта. Желательно больше уделять внимания ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении норм и правил происходит через социализацию.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личности социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Дети, растущие в специализированных учреждениях, с первых же дней начинают отставать от своих сверстников. Прежде всего, в силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями в условиях специализированного учреждения является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
Известно, что дети с ограниченными возможностями с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения.

Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке старшеклассников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя:

Улучшение методической подготовки педагогов и воспитателей в вопросах экономического воспитания обучающихся;

Педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;

Работа с детьми с ограниченными возможностями ведется с первых дней поступления ребенка в школу-интернат.
Работа строится с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, личной симпатии детей друг к другу, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.

Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега. Формируя навыки самообслуживания, дети учатся правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой), есть ложкой и пить из стакана, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи), убирать свои вещи на место. Большая роль в подростковый период отводиться допрофессиональной подготовке (работа в мастерских). Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры). В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, логопед, дефектолог, учитель физкультуры). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество. Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.

Учащиеся школы-интерната VIII вида ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Наша задача– создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни. Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т.д. Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно, следует отметить, что далеко не все учащиеся имеют правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Наша задача – сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций. В школе необходимо проводить лекции, беседы, практикумы для родителей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентировки детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений. В семье, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.

Воспитание – дело совести;

образование – дело науки.

Позднее, в уже сложившемся человеке,

оба эти вида познания дополняют друг друга.

Виктор Гюго.

А теперь остановимся на трудовом обучении наших учащихся. Именно учителям трудового обучения необходимо сформировать у учащихся понимание осознанного выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей. Наши педагоги знают особенности каждого ребенка, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход, требуют от учащегося давать полные ответы на заданные вопросы, применяя специальную терминологию.
На уроках педагоги создают атмосферу деловой целеустремленности, формируют устойчивый интерес и желание выполнять данную работу. В процессе формирования трудовых умений и навыков можно отметить положительную динамику у большинства учащихся. Однако больше трудностей дети испытывают в измерительных операциях, многие выполняют задание с помощью учителя. Это еще раз доказывает необходимость активизации познавательной деятельности, творческого применения специальных технологий, межпредметных связей, особенно с математикой. Очень хочется, что бы на уроках трудового обучения больше изделий делалось бы для школы, для украшения или для использования в быту. Ведь дети тогда бы чувствовали важность и необходимость своего труда. Уверенность учащихся в том, что их труд будет необходим в повседневной жизни, очень важна для формирования личностных качеств детей и для их мотивации в процессе трудового обучения. На уроках швейного дела девочки должны привлекаться к пошиву и ремонту одежды. На уроках слесарного дела учащиеся под руководством учителя производить ремонт мебели. Большое значение в формирование личности учащихся, их социализации имеет преподавание таких предметов как география и история. Само содержание программного материала предполагает гражданско-патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам других национальностей, нравственное, эстетическое, трудовое и правовое воспитание. Но серьезной проблемой, которая препятствует усвоению знаний, является низкое качество чтения. Тексты в новых учебниках большие и дети быстро утомляются, пока с трудом их читают. Поэтому основная нагрузка по усвоению учащимися материала ложится на учителя на уроке. Уже не раз говорилось, что без взаимосвязи учителя и воспитателя не возможно решить проблему плохого чтения наших детей, усвоение знаний.
Каждому учителю и воспитателю должен быть известен объем и содержание знаний и умений по предметам, должны максимально использоваться межпредметные связи, взаимопосещение уроков и внеклассных занятий.
Мы неоднократно поднимали эту проблему. Однако, взаимопосещений практически нет. Я настоятельно рекомендую руководителям МО включить в планы работы графики взаимопосещений уроков и внеклассных занятий.
Большую роль в развитии художественно-образного мышления учащихся играют музыкальные занятия, проводимые Максимкиным А.М.. Педагог использует систему методических подходов, различные дидактические приёмы, способствующие активизации мыслительной деятельности. Занятия проводятся при доброжелательной атмосфере, дети учатся петь, развивают речевую активность, эмоциональную отзывчивость. Осуществляется коррекция памяти, музыкально слуховых представлений и ассоциаций, образного мышления. Результат – выступления детей на смотрах и праздниках. Им нравится петь.
Харенко Т.М. и Ческидова Л.В. ведут большую внеклассную работу.. Хочу отметить общешкольное мероприятие, посвящённое «Дню учителя», подготовленное ими. Была подготовлена слайдовая презентация. В мероприятии приняли участие и педагоги, которые вместе с детьми исполняли песни.
Мотивация учебной деятельности требует психологического изучения потенциальных возможностей детей. Психологическое изучение учащихся, в основном, ставит своей задачей дифференциальную диагностику. Психолог Иванова О.Г. поддерживает тесный контакт с учителями, воспитателями, дает практические рекомендации. Только параллельное изучение ребенка педагогом и психологом дает возможность получить объективные сведения о его развитии. На каждого обучающегося ведутся диагностические карты развития личности и обученности по параметрам. Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к каждому ученику, отслеживают изменения в процессе обучении и воспитания. Зная зону ближайшего развития ученика можно предъявлять ему адекватные требования, поощрять его усилия. Однако, не все воспитатели ответственно подходят к этой работе, ещё наблюдается формализм и недооценивание диагностики. Да и в планах не всегда выделяется индивидуальная работа с учащимися, что затрудняет её проведение на занятиях На посещённых мною занятий во 2-5 классах осуществляется большая коррекционная работа направленная на развитие каждого ребёнка. Воспитатели Зосим А.О., Шалина О.А., БекетбаеваР.Х., Майорова Т.Н., Галактионова И.Ю. используют разнообразные технологии коррекционного обучения, активизируют мыслительную деятельность, воспитывают интерес к учению, применяют наглядность, опору на жизненный опыт, развивают эмоционально-образное мышление. Их занятия имеют строго выдержанную логическую последовательность. Как правило, все дети привлекаются к деятельности через индивидуальную работу с каждым. Очень сложным является 2б и 3в класс, где уровень развития детей различный. Воспитатели Орешкина Л.П., Рыбина Т.Г., Ложкина Н.В., Бутяева Л.И. работают индивидуально практически с каждым воспитанником. Это приносит определённые результаты.
Задача воспитательной работы во внеурочное время – дальнейшее закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется и дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка.
Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированной работ.

Внеурочная работа в школе организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации направленная на овладение жизненно необходимых знаний и умений - познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми. Например, проводятся классные часы «Минута – час бережет», «Чем пахнут ремесла», «Спешите делать добро» конкурс «Клуб трудолюбивых и любознательных» и общешкольные мероприятия «Посвящение в первоклассники», «Золотая осень». Харенко Т.М. и Ческидова Л.В. ведут большую внеклассную работу.Хочу отметить общешкольное мероприятие, посвящённое «Дню учителя», подготовленное ими. Была подготовлена слайдовая презентация. В мероприятии приняли участие и педагоги, которые вместе с детьми исполняли песни.
Современный педагог О.А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.

Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, мы считаем, что организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.

Уважаемые коллеги ! Мы должны дать детям доступное, полноценное, качественное образование. Это социализация наших воспитанников, их способность найти своё место на рынке труда. Для этого необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять новые технологии обучения. А этого можно добиться только на основе повышения профессионализма. Мы сможем осуществлять мотивацию учебной деятельности если сами будем иметь мотивацию на повышение качества и эффективности своей работы, рост профессионального мастерства, развитие творческого потенциала, общей культуры. Без этого работать в современной школе будет невозможно. Надо всегда помнить, что, даже изучив педагогическую и методическую литературу, нельзя получить готовое решение педагогической задачи, поэтому необходим творческий подход к педагогическому процессу

Заслушав и обсудив доклад пед.совет решил:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Работа в данном направлении ведется в системе педагогических мероприятий и готовит воспитанников к самостоятельной жизни. Она включает в себя:
- занятия по социально-бытовой ориентировке и уроки математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;
- профориентационная работа (тематические классные часы, экскурсии);
- внеклассную воспитательную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;

Методическая подготовка педагогов и воспитателей в вопросах социальной адаптации воспитанников;

Использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков.

Педагоги ПТО – Панкратова Т.Н., Чайников В.А., Чайников А.Н., Вишнякова Н.П., Лазарев С.Г. на уроках используют таблицы, опорные и операционные карты. Педагогами применяются технологии интенсификафии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в рамках личностно- ориентированного обучения и воспитания.На уроках столярного и швейного дела учителя максимально расширяют кругозор детей, привлекают их к практической и творческой деятельности, прививают жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения, что необходимо для успешной социализации.

Работа с детьми с ограниченными возможностями ведется с первых дней поступления ребенка в школу –интернат по специально разработанным программам «Ступени совершенства», «Ступени познания», «Дружный класс без агрессии». «Лестница успеха» «Будущее в моих руках»., «До 16 и старше…» Программы составлены с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, уровня сформированности знаний, умений, навыков, личной симпатии детей друг к другу, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.
В школе созданы все условия для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально актив­ной, гуманной. Ведущими ценностями, ко­торыми руководствуется педагогический коллектив и которыми насыщена воспитательная система школы - воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду. Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к каждому ученику, отслеживают изменения в процессе обучении и воспитания. Зная зону ближайшего развития ученика предъявляют ему адекватные требования, поощряют его усилия. Воспитатели Зосим А.О., Шалина О.А., Бекетбаева Р.Х., Майорова Т.Н., Галактионова И.Ю., Харенко Т.М.,Ческидова Л.В., Орешкина Л.П Ложкина Н.В. используют разнообразные технологии коррекционного обучения, активизируют мыслительную деятельность, воспитывают интерес к учению, применяют наглядность, опору на жизненный опыт, развивают эмоционально-образное мышление. Занятия имеют строго выдержанную логическую последовательность, все дети привлекаются к деятельности через индивидуальную работу с каждым.

Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.

Решение:

    Для достижения более высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе считать целесообразным классным руководителям и воспитателям создать воспитательные системы классов.

    Классным руководителям совместно с педагогом-психологом провести диагностику уровня социализированности обучающихся по методике М. И. Рожковой.

    Класным руководителям и воспитателям 9 х классов разработать цикл занятий и внеклассных мероприятий по теме «Ярмарка профессий»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!