Помощь ребенку во время кризиса 7 лет. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие

Переломный период в жизни семилетнего ребенка, как правило, связан с началом занятий в первом классе. Этому способствует несколько основополагающих факторов, влияющих на изменение психического развития индивидуума. Во-первых, новоиспеченный школьник больше не выдает чужую точку зрения за свою, поскольку он сам становится способным к рассуждению. Из импульсивной поведенческой линии выделяются задатки анализа ситуации, когда ребенок думает прежде, чем предпринимает действие.

Во-вторых, ваш сын или дочка стремится утвердить статус – социальную позицию школьника. С этим становлением возникает ряд трудностей: появление самолюбия, обобщения чувств, подверженности общности и увеличения самооценки. Поэтому вешними проявлениями кризиса становятся чрезмерная манерность, неуправляемость и непослушание. При этом малыш теряет детскую непосредственность и приобретает нехарактерные ему «странности» – устраивает клоунаду, паясничает, строит из себя шута или нелепо кривляется. МирСоветов предлагает рассмотреть симптоматику более детально.

В чем проявляется кризис 7 лет?

С наступлением этого сложного периода жизни, в характере и поведении ребенка происходят кардинальные изменения:

  • ребенок проявляет непослушание, не «слышит» или медленно реагирует на обращения к нему;
  • происходит демонстрация взрослости: страх выглядеть несмышленым и маленьким, отказ от любимой одежды и игр, «детских» предметов, книг и пр.;
  • он не реагирует на замечания старших, нарочито выполняя противоположные действия;
  • проявляется , чрезмерное упрямство, манера хитрить и агрессия на критику;
  • ребенок может не сразу выполнять просьбы и поручения родителей, нарочито демонстрируя свою состоятельность в конкретном вопросе и свой контроль над ситуацией.

Кризис 7 лет: ошибки взрослых

Многие родители допускают серьезную ошибку, когда пускают ситуацию на самотек, наивно полагая, что у детей не может быть причин для огорчений и уж тем более кризиса. В этом состоит главный просчет, поскольку ребенок может отдалиться и разувериться в авторитетности папы или мамы, поскольку они для него являются единственной поддержкой. Итак, что стоит знать родителям?

  1. Отношение к школьной жизни является отражением родительского восприятия. Не стоит ругать ребенка и наказывать его за нелюбовь к школьной скамье, если сами нередко проявляли раздражительность к заданиям. К тому же родители частенько поговаривают о том, какая несовершенная программа обучения и как детей «мучают», вбивая в голову бестолковую информацию и «все не так, как раньше». В особенности хорошо ребенок запоминает критику об учителях, когда «всезнающие» папы и мамы бросают фразочки, будто «там одни недоучки», которые «ничего не понимают» и «дипломы у них купленные». Не удивляйтесь, если ваш ребенок начнет относиться к учебе так же. Помогайте ему и прививайте любовь, а главное - уважение к науке, к педагогам, школьной дисциплине и мотивируйте ребенка. Чем быстрее он привыкнет к жизни по правилам, тем проще ему будет адаптироваться в обществе, когда ребенок станет взрослым.
  2. Не взгромождайте бремя своих надежд. Как только ребенок садится за парту, многие родители начинают буйно фантазировать, кого они вырастят из сына или дочери. В голове рисуются идиллические картины будущего, в котором малыш становится гениальным математиком, успешным юристом или высокооплачиваемым программистом. И заметьте, зачастую такая фантазия – отражение своих несбыточных мечтаний. Поэтому дайте свободу ребенку для развития. Возможно ваша дочь не хочет быть актрисой или балериной, как вы того хотели в юности, а сын предпочел бы математике профессию портного. И тем более, не стоит «дрессировать» из ребенка гения, которым было бы неплохо похвалиться перед окружающими. Такие действия лишь усиливают моральный прессинг неокрепшей психики ребенка, и вы рискуете ее вовсе сломать. Будьте ближе к реальности, ведь идеальных людей не существует.
  3. Что важнее – оценки или школьная жизнь? Еще одной ошибкой родителей является то, что они буквально зацикливаются на достижениях ребенка и его дневнике, полностью игнорируя социальную жизнь в стенах школы. А ведь это немаловажная составляющая, которая формирует в школьнике многие понятия этичности, моральности, лидерства и пр. Спрашивайте, с кем дружит ваш ребенок, во что они играют на переменках. Расскажите, как вы учились в младших классах и покажите несколько фотоснимков. Внимательно слушайте малыша и делитесь взаимными переживаниями.

Как преодолеть кризис 7 лет?

В этом переломном моменте жизни малыша, родители являются единственной опорой и поддержкой. А потому главными помощниками взрослых становятся – терпение, любовь и чуткость. Наберитесь стойкости, чтобы мужественно вытерпеть все капризы маленького «взрослого» человека. К тому же, вы можете заняться дошкольной подготовкой ребенка, чтобы приучить его к понятиям дисциплины до того, как он сядет за школьную скамью. В возрасте 6 лет вы можете играть с ним в импровизированный класс, где в легкой и забавной форме вы сможете изучать правописание, чтение и другие науки. Это позволит ребенку подготовиться к новым переменам в жизни, как интеллектуально, так и морально.

Отправляя малыша в 1-й класс важно, чтобы вы помогли ему правильно адаптироваться. Объясните, что режим дня необходимо соблюдать для того, чтобы оставить время под вечер для игр или просмотра мультфильма. В свободный день пройдитесь по будущему учебному учреждению и проведите экскурсию. Это придаст ему уверенности, и он не запаникует на новом месте. Также не стоит нагружать расписание первоклассника тренировками, кружками и секциями, по крайней мере, в первые полгода. Дайте время привыкнуть и адаптироваться к новой среде обитания.

Чтобы превозмочь кризис 7 лет, следует уделить внимание интеллектуальному развитию ребенка, соотнося его с возможностями малыша. Читайте вместе стихи и повести, играйте в развивающие стратегии или квесты. К слову сказать, именно игры позволят ребенку выплеснуть эмоциональное напряжение, избавив окружающих от кривляний и клоунской манерности. Однако не стоит привязывать малыша к себе, максимум времени он должен проводить со сверстниками.

Уважайте свое дитя. В первые месяцы пребывания за школьной партой авторитет родителей в глазах малыша может пошатнуться, поскольку многие вещи он будет узнавать от первой учительницы. В этот период взрослые допускают распространенную ошибку, пытаясь «строить» сына или дочь, запрещая многие блага. Поэтому необходимо проявлять лояльность и ставить табу только на действительно стоящие того вещи. Научитесь говорить «да» и поощрять первоклассника за его успехи.

Залог успешного прохождения кризиса 7 лет кроется в родительской любви, поддержке, понимании и доброжелательности. Вы должны осознать, что это не патологическое состояние и не коренные изменения в поведении ребенка, а нормальный этап психического развития. В этот непростой период важно, чтобы семья находилась вместе и все проблемы решались сообща.

«Я не узнаю своего ребенка, - говорит мама шестилетки. - Кажется, еще вчера он был милым послушным малышом, а теперь ломает игрушки, говоря, что вещи - его, а значит, он имеет право делать с ними что хочет. Сын постоянно кривляется, передразнивает старших - откуда вообще это у него взялось?! А недавно он вынес на помойку своего любимого мишку, с которым спал с самого младенчества. И вообще я его не понимаю: с одной стороны, он теперь отрицает любые правила, с другой - изо всех сил цепляется за нас с мужем - буквально преследует нас, ни на секунду не давая остаться наедине...​​» - (в статье использованы материалы Ирины Базан, сайт psi-pulse.ru , и Светланы Феоктистовой).

6-7 лет - непростой возраст. В это время вдруг снова возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Он как будто вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность, начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Откуда все это? Как считает Л.И. Божович , кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Что это такое?

Во-первых, если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Ребенок осваивает язык чувств, начинает осознанно пользоваться формулировками "я сердит", "я добрый", "я грущу".

Во-вторых, ребенок идет в школу, осваивает совершенно новый мир, и на смену его старым интересам приходят новые. Основной деятельностью ребенка-дошкольник была игра, а теперь его основной деятельность становится учеба. Это - очень важное внутреннее изменение личности ребенка. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Самым важным для школьника становится его учеба, его успехи и его отметки.

Однако 7 лет - это изменения не только личностно-психологические. Это еще и смена зубов и физическое "вытягивание". Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Все это не только дает ребенку новые возможности, но и ставит перед ним новые задачи, и не все дети справляются с ними одинаково легко.

Основная причина кризиса в том, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше - не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым - ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания. Отсюда и детская ревность: а вдруг родители, оставшись одни, делятся друг с другом самой ценной, секретной информацией? Отсюда и отрицание: неужели это он, почти уже взрослый и самостоятельный, был когда-то маленьким, неумелым, беспомощным? Он что, и правда верил в Деда Мороза? Отсюда и вандализм в отношении когда-то любимых игрушек: а что будет, если из трех машин собрать новый суперкар? Станет ли кукла красивей, если ее подстричь?

Не факт, что адаптация к новой жизни готового к школе ребенка пройдет для него гладко. В 6-7 лет ребенок учится самоконтролю, чтобы, как мы, взрослые, уметь дозировать, сдерживать или выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Когда малыш в полном вагоне громко кричит «хочу писать!» или «какой смешной дядя!» - это мило. А вот взрослого уже не поймут. Вот ребенок и пытается понять: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»? Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то - снова «малыш», импульсивный и нетерпеливый».

Пишет мама: "Моему сыну как-то не давался стишок. Обычно он их быстро запоминает, а тут застрял на одной строчке и ни в какую. Причем, от моей помощи отказывался категорически. Кричал: «Я сам». То есть каждый раз, доходя до злополучного места, он запинался, пытался вспомнить, начинал с начала. Видя его страдания, я не выдержала и подсказала. Тогда мой ребенок закатил истерику, стал кричать: «Вот зачем ты это сделала? Я бы и сам вспомнил? Все из-за тебя. Не буду я учить этот дурацкий стих». Я понимала, что в такой ситуации давить нельзя. Попыталась успокоить, но сделала только еще хуже. Тогда я прибегла к своему любимому приему. Сказала: «Ну и не надо. Тогда мы с Олей будем учить. Да, доча?». Годовалая Оля сказала: «У-у», что, по-видимому, означало ее согласие. Я стала читать стих Оле. Обычно ребенок тут же включался в игру, стараясь быстрее Оли запомнить и рассказать стишок. Но тут ребенок хмуро сказал: «Не надо стараться. Тебе не удастся меня вовлечь». И тогда я поняла - ребенок действительно вырос".

Порой у родителей складывается впечатление, что у их 6-7-летнего ребенка подростковый возраст наступил досрочно. Он словно пытается разрушить то, что ему было дорого раньше. Желание яростно отстаивать свою территорию и права, а также негативизм, когда все, что радовало сына или дочь еще совсем недавно, вдруг вызывает презрительную гримасу, - чем не характерные черты тинейджера?

- Сергей, иди чистить зубы.
- Зачем?
- Ну, чтобы кариеса не было.
- Так, я же с утра сладкое не ел. И вообще эти зубы все равно молочные и скоро выпадут.

У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать. Это ЕГО мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто "Делай как сказано!", требуется аргументация, и он будет возражать так же аргументировано!

- Мам, можно на компьютере поиграть?​​​​​​​
- Нет. Ты только что мультики смотрел. Ты понимаешь, что компьютер и телевизор вредны для твоих глаз? Ты что хочешь в очках ходить?
- Да, а сама значит можешь целый день сидеть. Твоим глазам значит ничего?!
- Моим ничего. Я взрослая, отстань!

Так разговаривать уже - неправильно. В семь лет ребенок уже способен поймать родителей на несоответствии того, что говорится и того, что делается. Он уже действительно - повзрослел!

Что делать? Радоваться, что ребенок растет и уже повзрослел. И - готовить ребенка к школе. Не занимайтесь кризисом, это задача мутная, а просто готовьте ребенка к школе. Это задача понятная и вам, и ребенку, и решение ее будет решение всех остальных поведенческих моментов.

Если же вас беспокоют истерики , обвинения "Вы меня не любите ", непослушание и другие конкретные проблемы, посмотрите блок СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ: возможно вы найдете там ответы на свои вопросы.

Кризис семи лет

Л. С. Выготский указывает, что внешним отличительным признаком поведения ребенка семи лет является утрата детской непосредственности и наивности ; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, каким был до этого, появляется «несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение» [Выготский, 2003, с. 180]. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше; в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л. С. Выготский называет начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Между желанием и непосредственным поступком вклинивается интеллектуальный момент – внутренние смысловые переживания . Ребенок меняется: во-первых, переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит; а огорченный – что он огорчен), благодаря этому у ребенка возникает новое отношение к себе; во-вторых, возникает обобщение переживаний , или аффективное обобщение, логика чувств. Например, если ребенок много раз переживал какую-то ситуацию, у него возникает аффективное образование (появляется самооценка, самолюбие); возникает острая борьба переживаний (конфликты переживаний, противоречивые переживания). У семилетнего ребенка появляется осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Согласно Л. С. Выготскому, лишь там, где ребенок впервые понимает свои переживания, где возможно внутреннее раздвоение переживаний, где складывается внутреннее отношение , там изменяется и отношение ребенка к среде, а следовательно, изменяется ход развития ребенка, наступает новая эпоха в развитии.

Л. Ф. Обухова определяет новообразование кризиса семи лет как вклинивающийся между желанием что-то сделать и самой деятельностью ребенка момент ориентировки. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка.

К. Н. Поливанова описывает основные поведенческие характеристики ребенка, которые выступают как признаки наступления кризиса дошкольного детства:

пауза – промежуток времени между обращением взрослого к ребенку (указанием, требованием, приказом) и реакцией ребенка (ребенок «как будто не слышит»). Обычно это касается самых привычных действий, режимных моментов (мыть руки перед едой, чистить зубы перед сном и т. п.);

спор – реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу (требование, приказ) начинает оспаривать необходимость выполнения данного действия или времени его выполнения, нередко ссылаясь на поведение других членов семьи («почему сестре можно, а мне нет»);

непослушание – невыполнение привычных требований или установлений, которое может возникать без оспаривания требования, без выражения несогласия;

хитрость – нарушение привычных требований взрослого в скрытой форме, которое, как правило, носит игровой характер. Например, вместо того чтобы помыть руки, ребенок заходит в ванную, проводит там некоторое время, может даже поиграть с водой и выходит обратно. Будучи «уличенным», говорит, что «забыл», и спокойно идет мыть руки;

взрослое поведение – частный вид манерничанья и кривляния, ведет себя демонстративно «по-взрослому», что выражается на вербальном уровне в рассудительности, а на поведенческом – в карикатурной взрослости ;

внешний вид – внимание к собственной внешности, споры об одежде («я не маленький, чтобы в этом ходить»);

упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то хочется или не хочется, а потому, что он уже высказал свое желание или нежелание;

требовательность – настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном;

капризы – как реакция на неуспех или как продолжение требовательности или упрямства;

обостренная реакция на критику – бурная и неадекватная реакция, когда ребенок в ответ на демонстрацию каких-либо умений, результатов своей деятельности вместо ожидаемой похвалы получает критические замечания (он обижается, хлопает дверью, говорит, что взрослый ничего не понимает, плачет и т. д.);

общие вопросы – в общении ребенка со взрослым возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями и конкретными ситуациями. Они могут касаться как жизни на других планетах, так и места ребенка в расширенной семье, морально-этических вопросов, происхождения жизни и т. п.;

самостоятельность – желание делать что-то новое, «взрослое», что не входит в круг обязанностей ребенка;

самостоятельные занятия – стремление к деятельности неигрового характера, постепенно замещающей по времени игру, и в то же время отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (чаще – рисования).

Анализ поведенческого репертуара детей седьмого года жизни в домашней ситуации позволил К. Н. Поливановой обнаружить серьезные изменения в целостном отношении ребенка к близкому взрослому : во-первых, выделяются отношения к правилу, заданному взрослому (ребенок, нарушая правила, начинает осознавать их); во-вторых, возникают самостоятельно организованные самим ребенком действия, в которых взрослый выступает как эксперт. Таким образом, симптомы кризиса семи лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось стремление к общественно значимой деятельности, к занятию значимой социальной позиции и ребенок уже способен к деловому сотрудничеству. Именно поэтому дети с выраженными поведенческими характеристиками кризиса семи лет лучше готовы к школе, чем их сверстники со «стертыми» симптомами негативного поведения [Поливанова, 2001].

По основным новообразованиям дошкольного возраста и кризиса семи лет определяется психологическая готовность ребенка к школьному обучению система взаимосвязанных психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. В работах зарубежных и отечественных исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование (см. [Божович, 2008; Бурменская и др., 2007; Венгер и др., 1989; Гуткина, 2004] и др.). Выделяются следующие основные виды психологической готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность , которая включает в себя ориентировку в окружающем мире на основе определенного запаса знаний; дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, определенные уровни развития внимания, наглядно-образного мышления, обобщения; развитие элементов логического мышления, речевой сферы и познавательных интересов.

Волевая готовность – достаточный уровень развития произвольности поведения, который включает умения детей сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, и самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [Эльконин, 1989].

Мотивационная готовность , под которой чаще всего понимается положительное отношение к школе и учению, желание и стремление ребенка к обучению в школе. Должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника» [Божович, 2008], включающая желание ребенка занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости («быть школьником»), и развитость познавательных мотивов, которые не могут быть удовлетворены вне школы.

Социально-психологическая готовность включает сформированность таких качеств, которые помогают ребенку устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и учителями; делают его способным к деловому общению и сотрудничеству, т. е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условиям и освоение новой социальной позиции.

Не раз, и не два родителям приходится сталкиваться с проблемами возрастной психологии у ребенка, и кризис 7 лет - еще одно испытание для семьи. Этот непростой период пройдет более гладко, если взрослые поставят себя на место своего подросшего чада и попытаются сгладить все «острые углы».

Отчего возникает проблема кризиса у ребенка 6-7 лет?

Возможно, изменения в поведении вчерашнего малыша происходят постепенно и родители не замечают, как он изменился. Или эти метаморфозы начинаются из неоткуда, в один прекрасный день. Милый покладистый ребенок начинает передразнивать родителей, корчить рожицы, обижать младших сестричек или братьев. На попытки приструнить его реагирует весьма бурно, со слезами, криками и кулаками.

Семилетки вдруг понимают, что они такие же полноправные люди, как и остальные, и хотят тот час иметь эти права, только вот сами еще не понимают, в чем конкретно они выражаются. Именно в это время дети готовятся идти в школу или уже ходят в первый класс. Их психика из игровой деятельности резко перестраивается на учебу, что не может не отразиться на поведении ребенка.

Как и любой другой кризис - этот также свидетельствует о скачке психологического роста, который не может проходить безмятежно. Подобное бывает, когда в определенные этапы дитя резко вырастает, у него вытягиваются конечности, но организму приходится в это время очень тяжело, и он реагирует которые родители ошибочно принимают за ревматические.

В это время ребенок начинает уже осознавать, где правда, а где ложь, у него возникают какие-то определенные но в то же время он становится свободен от детских стереотипов. Это может проявляться в порче любимых игрушек, отказе целовать, как и раньше, маму перед сном, он начинает уже мыслить по-взрослому и в речи проскакивают словечки из недетского лексикона, часто, смысла которых он еще не понимает.

Как вести себя родителям при кризисе 7 лет?

Но что же делать родителям, когда кризис 6-7 лет вдруг наступил, как реагировать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к своему новому «Я», – давайте узнаем.

Сейчас у каждого третьего ребенка возникают моменты лжи, когда он обманывает старших по любому поводу, он не выполняет элементарные просьбы, хотя раньше делал это безоговорочно.

Это не означает, что внезапно он стал плохим, а говорит лишь о том, что происходит становление личности, ребенок проверяет возможные реакции взрослых на разные раздражители. Наказывать, особенно с применением физической силы, за это категорически нельзя – вы можете потерять доверие своего ребенка.

Не следует бранить и высмеивать – это лишь усугубит ситуацию. Чтобы помочь, необходимо, как можно более четко выстроить режим дня, перестроив его постепенно под график школьника. Это нужно как для физического, так и для душевного равновесия.

Сын или дочь должны иметь четкие правила, которые они уже прекрасно понимают, а вот родителям запрещено быть непоследовательными. Не нужно применять множественные ограничения – достаточно будет нескольких, которые обезопасят жизнь и здоровье, а не запретят все радости жизни.

Как можно больше следует хвалить чадо, даже за незначительные поступки, а вот высмеивать и ругать нужно мягко, стараясь указать на промах, а не сделать из этого трагедию. Если в лице родителей ребенок увидит союзников, то кризис пройдет быстрей и без сильных потрясений.

Независимо от времени начала обучения в школе (с 6-8 лет), ребенок в какой-то момент своей жизни проходит через кризис. Как и каждый кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Здесь важно то, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую включен . Меняется восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и он оказывается на границе (на пороге) нового возрастного периода. Напомним, что кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов . Произнося классическое Я сам, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его. Кризис 7 лет - это рождение социального Я ребенка . Происходит перестройка эмоционально-мотивационной сферы. В конце дошкольного детства намечается осознание им своих переживаний, что приводит к образованию устойчивых аффективных комплексов. Маленький школьник играет и еще довольно долго будет играть, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Все, что связано с игрой, становится менее существенным для него. И, напротив, все, что имеет отношение к учебной деятельности (например, отметки), оказывается ценным, важным (вновь имеем дело с переоценкой ценностей). Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, позиции, которая связана с высоко-ценимой взрослыми выполняемой учебной работой.

Основное содержание развития ребенка в дошкольном возрасте и на этапе кризиса 7 лет включает : 1. Основные изменения в личности ребенка с середины дошкольного возраста группируются в сфере социальных отношений, и основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром, обогащение опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и посторонними людьми. 2. Социальная сфера жизни ребенка становится объектом его целенаправленного познания. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения этой сферы, ориентации в ней и вызывает к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может реализовать свою общественную сущность. 3. Предметная деятельность утрачивает свое особое значение для ребенка, перестает быть той сферой, в которой он стремился утвердить себя. Ребенок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением. 4. Механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребенка к себе и к своим действиям, является смена формы общения с окружающими. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя в новом социальном качестве. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности, ориентируют дошкольника на восприятие и оценку окружающих в этом же качестве. Периферические области его образа себя заполняются новыми представлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению. Ближе к семи годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморегуляцию в социальных контактах. 5. Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию в социуме, которая всегда в свернутом виде содержится в роли как особая цель. 6. К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения его значимыми для него другими. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, видимо, и является главным показателем того, что он стал субъектом социальных отношений.


В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский назвал обобщением переживаний . Цепь неудач или успехов (в учебе, системе взаимоотношений), которые каждый раз переживаются ребенком примерно одинаково, неизбежно приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или же чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний в 7-летнем возрасте появляется логика чувств: переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, появляется реальная возможность борьбы переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к тому, что возникает внутренняя жизнь ребенка. Внешние события своеобразно преломляются в сознании младшего школьника 7 лет, эмоциональные представления складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Например, отметка четыре для одного - источник радости, а для другого - разочарования и обиды; один воспринимает это как успех, другой - как неудачу. Внутренняя жизнь 7-летнего ребенка, в свою очередь, влияет на его поведение и на внешнюю канву событий. Существенной стороной внутренней жизни ребенка становится смысловая ориентировка в его собственных действиях. Ребенок начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Он может быть внешне уже не таким, как внутренне (и это при том, что на протяжении всего периода младшего школьного возраста еще в значительной мере сохраняются открытость, стремление выплеснуть свои эмоции на детей и близких взрослых и т.п.). Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни младших школьников обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность в детстве к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!