Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей. Комплексное взаимодействие педагогов и родителей - информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании

Семья – решающий фактор социализации и воспитания ребенка. Воспитание будет успешным, если социальное поле отношений в семье не противоречит школьной воспитательной среде.

Поэтому основное назначениеработы с родителями в том, чтобы создать единую воспитательную среду, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной Человека.

Объектом профессионального влияния педагога выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.

Взаимодействие с родителями будет успешным при соблюденииусловия, если просьбы и советы учителя будут восприниматься родителями как вытекающие из нужд и интересов детей, становления их характера, развития способностей.

Работа с родителями строится на следующих принципах:

– обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

– характеризуя детей, следует начинать с положительной оценки;

– высокое уважение личности родителей как отца и матери, их родительской заботы, их трудовой и общественной деятельности.

Основные направления взаимодействия с родителями.

I направление – педагогическое просвещение

Педагог рассказывает родителям о воспитательной концепции школы, о своей педагогической концепции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный учебный год, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его учебной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах в обучении.

II направление – педагогическое корректирование семейного воспитания

Корректируется та его часть, которая касается прежде всего отношения к ребенку, а далее – режима жизни и деятельности ребенка.

Корректирование диктуется профессиональной необходимостью. Все, что скажет педагог относительно необходимости изменений, должно проистекать из воспитательных целей, из блага ребенка как растущей и развивающейся личности.

Назначение корректировки – изменить в благоприятную сторону атмосферу семейного окружения ребенка.

III направление – практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог

Если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения, создается единое воспитательное поле. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между школой и семьей, а видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер.

В совместной деятельности дети видят реальные отношения родителей к миру, проживают их вместе, а потом переносят их в дальнейшую жизнь.

Формы взаимодействия с родителями.

Формы педагогического просвещения: чтение и обсуждение педагогических книг, статей, телепередач; лекции по психологии, этике, эстетике, физиологии; вечера вопросов и ответов; индивидуальные беседы с родителями; дни открытых дверей для родителей; открытые уроки; общественные смотры знаний; письменные записки-характеристики; пакеты родителям (опыт Амонашвили); тематические консультации и др.

Формы корректирования семейного воспитания: сообщение родителям об изучении учащихся; индивидуальные беседы; посещение семьи и ее изучение; конференции отцов; советы бабушек, дедушек; работа родительского комитета; индивидуальные задания детям, родителям; практикумы и педагогические тренинги; семинары по обмену опытом семейного воспитания.

Формы совместной деятельности детей и родителей: формы туристкой деятельности: походы, поездки, путешествия; посещение эстетических объектов; коллективные дискуссии, обсуждение общих проблем; выпуск газет, журналов, альманахов, летописи; совместные групповые дела (КТД, праздники, игры); совместные классные собрания.

Есть универсальная форма – родительское собрание, в нем присутствуют все направления.

«Взаимодействие с родителями – ключ к эффективности

процесса воспитания»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»»; "Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью"; "Без семьи - мы, я имею ввиду педагогов - были бы бессильны»; «Отец и мать создают новое существо – сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество; путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе – воспитать человека лучше, чем ты сам». .

Жизнь ребенка – это река, а в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Это значит, что каждый день мы имеем дело с другим человеком; вот почему нужно каждый день говорить с ним, понимать его новую душу.

Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений , который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Это касается учреждений, как основного, так и дополнительного образования .

Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка? Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь дома, а также в учреждении дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Перед педагогами дополнительного образования стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполагается тесное сотрудничество.

Деятельность педагогов дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Цели взаимодействия с родителями :

Просветительская - необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

Консультативная – совместный педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение родительского коллектива эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.

Задачи сотрудничества с родителями включают в себя:

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.

Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Активизации и обогащения воспитательных умений родителей.

На сегодняшний день существуют различные методы и формы взаимоотношения педагога с родителями:

Методы:

Открытые занятия, мастер - классы, выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности, праздники знаний и творчества, форумы знаний, турниры знатоков, выпуск газет, совместные олимпиады. Родители могут помочь в подготовке поощрительных призов, оценке результатов и непосредственно участвовать в мероприятии.

2) Формы трудовой деятельности:

Оформление кабинета, благоустройство и озеленение территории, создание тематической библиотеки в кабинете творческого объединения, ярмарка – распродажа семейных поделок и пр.

3) Формы досуга:

Праздники, концерты, соревнования, КВНы, туристические походы и слёты, спектакли, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, экскурсионные поездки, различные конкурсы, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День пожилого человека, Праздник детства и семьи, Круг семейного чтения, игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья» и др., совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности и т. д.

4) Наглядная информация

Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, поэтому важны форма и способ подачи информации, а также её содержание.

Газета новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления, благодарности, юмор и многое другое.

Журнал – это новый способ установления диалога с семьёй на начальном этапе установления сотрудничества.

Индивидуальная консультация - эта форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители всё более охотно и откровенно рассказывают о тех проблемах, которые их тревожат.

Использование перечисленных форм работы с семьёй позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка. Учреждение дополнительного образования детей выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения.

В клубе по месту жительства «Росинка» созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребёнка. В работе с родителями используется много разных форм, которые сближают педагога и родителей, помогают определить оптимальные пути воздействия на ребёнка. В случае, если личный контакт невозможен, используются информационные стенды: доска объявлений (темы собраний, сведения о деятельности детей, план праздничных мероприятий); брошюры (они помогают родителям ознакомиться с программой); информационные бюллетени (информация о мероприятиях, благодарности, просьбы и т. д.). В клубе оформлен "Уголок для родителей" , где размещены консультативные материалы по всем разделам образовательной программы.

Также важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. С интересом относятся родители и к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Родители знают, что не услышат упрёков от педагогов. Наоборот, они совместно находят ответы на волнующие темы, обсуждают педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребёнку.

Я считаю, что добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагоги могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций.

В клубе по месту жительства «Росинка» уделяется большое внимание работе с семьёй. С целью установления отношений доверия и сотрудничества между родителями, детьми и педагогами, для оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности ребёнка ведется работа по следующим направлениям:

Первое направление : диагностическая работа по изучению семьи (составление характеристик семей: состав, сфера деятельности, социальный уровень).

Второе направление : организация психолого-педагогического просвещения родителей.

В клубе «Росинка» идёт ориентировка на категории семей:

1. Семьи, которые озабочены развитием, обучением и воспитанием детей. Именно по их инициативе ребёнок приходит в клуб. Мотивация этих семей – «изменить моего ребёнка». В работе с такими семьями в нашем клубе используются различные способы непосредственного включения родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих коллективах клуба.

2. Семьи, где родители ведут себя довольно отстраненно. Дети из таких семей самостоятельно приходят записываться в объединения, родители часто даже не знают об их творческих успехах.

Третье направление : вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую деятельность:

· Проведение родительских собраний;

· Помощь родителей в укреплении учебно-материальной базы клуба;

· Проведение занятий с партнёрским участием родителей;

· Проведение совместных мероприятий общего досуга;

· Выставки совместных работ детей и родителей.

Семья и клуб по месту жительства «Росинка» дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста.

Здесь решаются общие с семьёй задачи – дети учатся делать то, что хочется, учатся быть созидателями и творцами.

Педагогов дополнительного образования, детей и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Я думаю, что все родители должны знать, где и чем занимаются их дети и поддерживать то, чему их учат в учреждениях дополнительного образования. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и родителями. И вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательно-воспитательной деятельности.

Соблюдайте семь правил успешного взаимодействия педагога с родителями:

Уважайте!

Помогайте!

Объясняйте!

Доверяйте!

Учитесь!

Спрашивайте!

Благодарите!

И в заключении хотелось бы ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом. Надеюсь, если мы все будем придерживаться выше изложенных норм, то проблема взаимодействия педагогов и родителей исчезнет бесследно. И мы сразу заметим тесную связь: ребёнок – родители – педагог – учреждение – как залог успешного развития личности ребёнка.

клуба по месту жительства «Росинка».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Список литературы

1. Взаимодействие педагога с родителями

1.1 Современный подход к проблеме сотрудничества ДУ с семьей

семья педагог родитель

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они - профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность - свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как раз «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, поведении других участников воспитательного процесса.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду: дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой .

Основными принципами взаимодействия ДУ и семьи в условиях нового современного подхода к проблеме являются:

1. доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

2. личностная заинтересованность родителей - родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической;

3. эмансипация - освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя;

4. утверждение самоценности родителей - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность .

1.2 Традиционные формы работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ

Существуют разные формы сотрудничества ДОУ с семьей. К традиционным относят родительские собрания, педагогические консультации, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи, беседы.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге».

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре» и т.п.). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей .

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

1.3 Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы - совместные досуги, праздники, выставки - призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников. К досуговым формам относятся: праздники («Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки» и т.д.), марафоны («Мама, папа, я - спортивная семья», «Мама, папа, я - кулинарная семья» и пр.), семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей. Это: педагогическая мастерская, деловая, ролевая игра, конференции, консилиумы, диспуты, диалоги, дискуссии, практикумы, тренинги, круглый стол и т.п.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании помогают правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.

Для того чтобы родительские уголки были действительными, помогали активизировать родителей, можно использовать: создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками, создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики, игротеки, информационные листы, листы активности, фотомонтажи, информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми, выставки, семейные газеты .

2. Сценарий родительского собрания «игра - не забава» в нетрадиционной форме (младшая группа)

Подготовка к собранию

Воспитатель предлагает родителям оборудовать дома игровой уголок. Проводится конкурс на лучший игровой уголок. Оцениваются внешний вид игрушек, соответствие возрасту ребенка, порядок в игровом уголке, участие родителей в изготовлении игровых пособий, игрушек ребенка; выдумка, фантазия в оформлении уголка. Хорошо, если малыши будут ходить в гости к своим сверстникам, осмотрят их игрушки. Воспитатель всячески старается познакомить, подружить детей группы и их родителей.

Можно объявить конкурс и на лучшую мягкую игрушку. Воспитатель советует родителям, какие игрушки можно сшить из поролона, меха, ткани. Звери и сказочные герои могут быть разных размеров. Объявление о конкурсе вывешивается заранее.

В определенные дни можно пригласить родителей в группу для участия в играх детей. Во время посещения группы родители изготовляют с малышами атрибуты для игры в семью, магазин: баранки из поролона, сахар из пенопласта; организуют подвижные игры, учат детей пускать мыльные пузыри и т. д.

Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:

1. Какие условия созданы для игр ребенка в вашей семье?

2. Где и как хранятся игрушки, как вы приучаете ребенка беречь их?

3. Какие игрушки у вашего ребенка любимые?

4. Как часто и по какому поводу покупаете игрушки?

5. Часто ли ребенок ломает игрушки и как вы поступаете в таких случаях?

6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры вы играете?

7. Разрешаете ли вы друзьям ребенка приходить к нему?

8. Что интересного вы увидели в игровом уголке семьи, которую посетили?

Дети изготовляют аппликации «Матрешка с конфетами». В них вкладывают приглашения на собрание.

Готовясь к собранию, педагог записывает на магнитофон ответы детей на вопросы: Вы любите играть? В какие игры играете дома? У вас есть любимые игрушки? Какие? Расскажите, как вы играете с ними. Играют ли с вами в игры дома взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа.) Если нет, то как вы думаете почему? Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?

С помощью членов родительского комитета оформляется фотостенд. На фотографиях - лучшие детские домашние уголки, дети в игре, выставка мягких игрушек.

За полчаса до собрания родителям предлагают принять участие в выборе лучшей игрушки. Мамы и папы знакомятся с фотографиями, затем занимают места за столами.

Ход собрания

Выступает воспитатель, рассказывает о значении игры в жизни ребенка.

Все слушают ответы детей на вопросы № 1, 2 анкеты в магнитофонной записи. Родители обсуждают вопрос об участии в детских играх.

Включается запись ответов детей на вопрос № 3. Педагог рассказывает о том, какие игрушки покупать малышам, как научить убирать игрушки на место, беречь их.

Родителям-победителям конкурса на лучший игровой уголок, на лучшую мягкую игрушку вручаются призы, благодарности.

Вниманию родителей предлагается ситуация. Пятилетняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире (комнате). Однажды мама потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить в ящик. Таня отказывалась делать это, мать настаивала на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?

Родители предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.

Педагог советует родителям, как, поступить в том или ином случае. Например: ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали их. Вечером мама вытащила из почтового ящика письмо, в котором игрушки писали, что они ушли. Родители помогли малышу написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться.

Зачитываются ответы родителей на вопрос № 5 анкеты. Воспитатель подводит итог, рассказывает, как приучать детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное белье, мыть посуду. Если малыш нечаянно сломал игрушку - не надо торопиться выбрасывать ее, со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым игрушка будет ребенку дороже новой.

Под музыку веселой песни входят дети со своими любимыми игрушками. Девочки в костюмах матрешек, мальчики - в шапочках петрушек (если участвуют в танцах). Пританцовывая, входит Матрешка. На ней платок, сарафан, в юбку которого вшит обруч, к юбке прикреплены атласные ленты (их столько, сколько детей в группе).

Матрешка. Здравствуйте, взрослые и дети! Вы знаете, кто я? Сколько я вижу игрушек у вас! (Указывает на выставку игрушек.) Какие они интересные, красивые. Они вам нравятся? Кто их сделал? Давайте поиграем в игру. Я буду показывать игрушку, а вы будете называть ее ласково. (Матрешка берет с выставки игрушки, сделанные руками родителей, и показывает детям.)

Дети. Мишенька (и т.д.)

Матрешка. Помните, игрушки очень любят детей, которые ласково их называют.

Из-за ширмы появляются игрушки (дети в костюмах куклы, зайчика, медведя).

Матрешка. Интересно, зачем к нам пришли эти игрушки?

Игрушки читают стихотворение Б. Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки, -

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают.

Мы молчим, мы не плачем,

Когда нас бросают, -

Мы ведь знаем, что слезы от бед не спасают.

Не заметишь обиды

По нашему виду.

Мы ребятам прощаем любую обиду.

От того-то, наверно,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют, скучают.

От того-то не знают

(И знать не хотят),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Игрушки (хором). Дети, берегите нас.

Кукла. Не берите меня за волосы.

Зайчик. Не пачкайте мою белую шубку.

Медведь. Не бросайте меня на пол.

Матрешка. Дети, а вы хотите плясать? (Дети отвечают.) Сейчас выйдут только те, про кого я загадаю загадку.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые (матрешки).

Входят девочки-матрешки, исполняют танец.

Матрешка. А эту загадку вы сможете отгадать?

С колпаком не расстается,

Вечно шутит и смеется,

Бьет ладошками вот так.

Кто же этот весельчак? (Петрушка.)

Мальчики исполняют танец. Все участвуют в игре «Карусели».

Матрешка. Вы хотите прокатиться на карусели? Садитесь, т.е. беритесь за ленточки по команде: раз, два, три - ленточку возьми.

Матрешка приглашает родителей принять участие в игре вместе с детьми.

Матрешка.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Дети садятся на свои места. Появляется Колобок.

Матрешка. Здравствуй, Колобок!

Колобок. Здравствуйте (с грустью).

Матрешка. А почему ты такой грустный?

Колобок. Как же мне не грустить?

Вот играют котята - вдвоем!

Вот резвятся щенята - вдвоем!

Скачут, скачут ягнята - вдвоем!

И гуляют цыплята - вдвоем!

Потому что в одиночку скучно-скучно...

Матрешка. Как же нам помочь Колобку?

Колобок. Мне бабушка дала теста, чтобы вы испекли румяных колобочков, я буду с ними дружить.

Матрешка просит ребят подойти к Колобку и взять тесто в маленьких полиэтиленовых мешочках. Состав теста: опилки, крахмал, вода. Звучит музыка. Дети лепят колобков, а родители помогают: вырезают из лоскутков рот, нос, глаза. Колобок благодарит всех за труд. Матрешка отдает ему вылепленных колобков. Он прощается и веселый уходит.

Желательно, чтобы после этого собрания Колобок стал частым гостем на занятиях, а также посещал заболевших детей и приносил им подарки от ребят группы.

Список литературы

1. Емельянова, М. От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников / М. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 118-122.

2. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.

4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

5. Лубяко, Л. Формы работы - нестандартные / Л. Лубяко // 2009. - №7. - С. 123-124.

6. Метенова Н. Совместными усилиями: воспитателю для работы с семьей / Н. Метенова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. - С. 20-26.

7. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 251 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Традиционные формы общения педагога с родителями. Групповые родительские собрания и конференции, педагогические беседы. Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями подготовительной группы в дошкольном учреждении №96 "Умничка".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Основы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Содержание, методы совместной работы (деятельности и общения). Принципы организации родительского собрания. Коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Анализ понятия "взаимодействие" между учителем и родителем. Традиционные формы педагогической работы с семьей. Правила проведения родительского собрания. Тематические консультации, родительские чтения, тренинги как нетрадиционные методы сотрудничества.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2016

    Влияние взаимоотношений между классным руководителем и родителями на обучение и воспитание ребенка. Формы и методы работы с семьей ученика. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Проведение родительского собрания в виде лектория.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Анализ требований к развитию профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Выделение критериев и показателей профессиональной компетентности в работе с родителями.

    статья , добавлен 04.11.2015

    Принципы совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Основные задачи, стоящие перед ДОУ. Сотрудничество педагогов с родителями как обеспечение единой системы воспитания дошкольника. Традиционные и нетрадиционные формы его осуществления.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Работа учителя с родителями: задачи, функции и основные формы. Нетрадиционные формы сотрудничества. Стратегия взаимодействия с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы. Педагогический анализ и содержание форм коллективно-творческой работы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Направления сотрудничества семьи и школы. Функции и задачи данного взаимодействия. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях. Дифференцированный подход в работе с родителями. Структура подготовки родительского собрания.

    методичка , добавлен 13.01.2010

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы: ее содержание, формы и методы. Проектирование классным руководителем мероприятий для родителей. Разработка проекта родительского собрания о воспитании волевых качеств у ребенка.

В российском современном обществе все заметнее становится проблема организация совместной жизни взрослых и детей, где педагоги и родители имеют правильное представление о целях и задачах воспитания ребенка-дошкольника. Впервые о необходимости взаимодействия педагогов и родителей в конце XIX века заговорили выдающиеся отечественные педагоги: П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др. .

Основатель оригинальной теории семейного воспитания, П.Ф. Лесгафт в своих работах обращал внимание на то, что лучшей средой для маленького ребенка является семья, существование детских садов - неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы . По мнению П.Ф. Лесгафта и родители, и педагоги должны сохранить ценнейшие качества ребенка: «впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию» и др. Он писал: «Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин...» . Автор призывал к изменению воспитательной работы в детских садах, актуально звучат его слова о «рутинных педагогических приемах».

Ценным вкладом в развитие дошкольной педагогики, семейного воспитания были работы видного отечественного ученого П.Ф. Каптерева («Задачи и основы семейного воспитания», «О природе детей», «О детских играх и развлечениях», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения»). Особый интерес представляет участие П.Ф. Каптерева в «Родительском кружке». В работе этого кружка велась разработка вопросов семейного воспитания. Ученый признавал необходимость «живой связи семьи с общественными» институтами и видел в этой связи правильное развитие личности . Мы поддерживаем данную точку зрения, видим перспективу эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в открытой позиции педагога, которая при определенных условиях вызывает у родителей ответное желание раскрыться.

Нельзя не согласиться с мнением П.П. Блонского о том, что родители являются первыми воспитателями своих детей, и поэтому семейное воспитание необходимо начинать с них . С.Т. Шацкий писал о необходимости развития серьезной педагогической пропаганды среди населения, которая должна была способствовать оказанию помощи в деле массового воспитания детей . Великий русский педагог А.С. Макаренко рассматривал семью как трудовой коллектив, который будет взаимодействовать по вопросам воспитания с коллективом учителей и учащихся .

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «Без...активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» . Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. Это утверждение особенно важно для нашего исследования. Педагоги могут добиться позитивных результатов только в сотрудничестве с семьей. Путь к успеху - единство целей и задач семьи и детского сада.

В 60-70-е годы XX в. осуществлялись педагогические исследования (И.В. Гребенников, A.M. Низова и др.) целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». Результаты показали следующее: важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников .

Изменение государственной политики в области образования, в 90-е годы, повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) изменился взгляд на сотрудничество с родителями. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Отечественным педагогом Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др. .

В конце XX начале XXI вв. произошли серьезные изменения в системе образования, вызванные реформированием общества. Как было отмечено, в материалах «Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года» подготовленных сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО: доктором психологических наук В.И. Слободчиковым, В.А. Петровским, С.Г. Якобсон и др. сложились самые общие типы этих инновационных изменений применительно к разным уровням организации дошкольной образовательной системы.

На социальном уровне - трансформация статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания» в весьма неоднородный институт - «дошкольное образование». Этот институт оказался способен избирательно удовлетворять образовательные (и внеобразовательные) потребности разных слоев населения. Интенсивно развивалась сеть негосударственных дошкольных образовательных учреждений, дошкольное воспитание превращалось в открытую систему, которая могла теперь оперативно реагировать на запросы родителей и общеобразовательной школы.

На организационном уровне - смена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений (ДОУ), это попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования за счет создания учебно-воспитательных комплексов «Школа - детский сад», «Центров развития», открытия дошкольных групп на базе школ и др.

На программно-методическом уровне - смена типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, оргуправленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в расписание ДОУ новых занятий («Экология», «Иностранный язык» и др.), разработка «сквозных», интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса .

Задача, поставленная перед дошкольным образованием России, сформулирована в Проекте основных направлений развития российского образования, предлагаемый Министерством образования и науки Российской Федерации; она основывается на положении о том, что дошкольное образование должно являться полноценной ступенью целостной системы образования.

Современный, инновационный период развития страны, определяет новый взгляд на развитие дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающего равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. Важнейшей задачей повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношения к дошкольному образованию («Основные направления программы развития дошкольного образования в г. Москве на 2008-2017 гг.»).

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в статье 18 (п.1), что родители являются первыми педагогами. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3). Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, характер сложившихся между ними отношений занимает в этой системе одну из ведущих позиций.

По мнению педагогов-практиков: Е.П. Арнаутовой, В.Г. Алямовской, Н.Л.Бабкиной, Г.В. Глушковой, ИВ. Голенковой, В.П. Дубровой, Данк Лан Фыонг, М.Г. Дрезниной, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, О.А. Куревиной, О.В. Огородновой, Л.В. Свирской и др. наиболее распространенными причинами сложности работы с семьей являются:

  • низкий уровень социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей);
  • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
  • недостаточное использование метода педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса, которое позволяет сплотить родителей и педагогов, создать ситуации, которые бы подтолкнули их диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем;
  • отсутствие у родителей и воспитателей «педагогической рефлексии»;
  • непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;
  • недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;
  • отсутствие возможности у родителей в любое для них удобное время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы;
  • консервативность родительской позиции опеки ребенка дошкольного возраста;
  • распространенное отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам;
  • стереотипная установка педагогов на необходимость вооружать родителей не «житейскими», а научными психолого-педагогическими знаниями о ребенке и его воспитании.

Учеными отмечено, что взаимное отчуждение воспитателей и родителей, связанно с формализацией процесса взаимодействия педагогов и родителей.

Остановимся на анализе понятия «взаимодействие» в историко-философском, психологическом и педагогическом аспектах.

В философии взаимодействие рассматривается как категория отражающая процессы воздействия различных объектов (тел) друг на друга, изменение их состояний и свойств, а также порождение одним объектом другого - то есть реальные отношения между реально существующими явлениями (Г. Гегель, B.C. Соловьев, НА. Бердяев, М.С Каган и др.). В «Современном философском словаре» понятие «взаимодействие» обозначает воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. Постоянное взаимодействие определяет успешное развитие и стабильность как общества в целом, так и отдельного человека.

Поскольку детский сад и семья являются важными общественными институтами воспитания и социализации ребенка, нельзя не обратиться к определению взаимодействия с точки зрения социологии. В «Социологической энциклопедии» групповое взаимодействие обозначает - «процесс непосредственных контактов, общения членов группы между собой. Предполагает систематическое воздействие членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм поведения, превращение группы из конгломерата индивидов в группу-систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения». Поэтому, в социальной сфере взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, к осознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяющих их различные позиции совместных интересов. Взаимодействие предполагает взаимопонимание и взаимозаинтересованность при условии существования общей и объективной основы, на которой оно и происходит. В основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения лежит процесс воспитания всесторонне развитой личности ребенка, следовательно, успех одного из субъектов взаимодействия обусловлен усилиями, действиями другого.

В психологии взаимодействие - это процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем взаимных воздействий. Влияние - процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта. В социальной психологии исследование проблемы взаимодействия имеет давнюю традицию. При этом существуют следующие аспекты в понимании взаимодействия:

  • отождествление общения и взаимодействия, интерпретация и того и другого как коммуникации в узком смысле слова (то есть как обмен информацией);
  • отношение между взаимодействием и общением рассматривается как отношение формы некоторого процесса и его содержания;
  • общение как коммуникация и взаимодействие как интеракция рассматриваются как самостоятельные процессы.

Если рассматривать общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая (по сравнению с коммуникативной) сторона общения. Эта другая сторона проявляется в том, что в ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями" (воздействиями, планами и т.п.), спланировать общую деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, "по поводу" ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В своих работах М.С. Каган , В.А. Канн-Калик , В.М. Соковнин , рассматривают общение через взаимодействие субъектов. В трудах Б.Ф. Ломова «общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов» .

А.А. Бодалев пишет, что «когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия» . М.И. Лисина понимает под общением «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и получения общего результата» . Через категорию «общение» раскрывается информационно-коммуникативная сторона взаимодействия (В.Н. Парфенов, Б.Д. Парыгин и др.).

Существует несколько теорий, описывающих (объясняющих) межличностное взаимодействие: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Авторы по-разному определяют причины побуждающие людей к межличностному взаимодействию.

Согласно теории обмена Дж. Хоманса, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты . С позиции теории символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блумера , поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают. Теория управления впечатлениями Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. В рамках психоанализа З. Фрейда, межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.

Проблеме педагогического общения посвящены труды А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, И.И. Рыдановой, А.В. Петровского, И.В. Страхова и др.

Можно отметить, что большинство исследователей (Г.М. Андреева, В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина и др.) говорят о педагогическом общении как о взаимодействии субъектов учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем недостаточно исследуются конкретные формы эффективного взаимодействия, гораздо чаще анализируется конфликтное общение (А.А. Бодалев, Е.Д. Бреус, В.А. Лабунская, Ю.А. Менджеринская, Е.В. Цуканова и др.), в контексте которого проблематична организация положительного, эмоционально насыщенного взаимодействия, составляющего основу совместной деятельности. Именно эмоциональная сторона взаимодействия подчеркивается в направлении, получившем название «психология отношений», которое было основано А.Ф. Лазурским и развито В.Н. Мясищевым .

Шестидесятые-восьмидесятые годы XX столетия стали периодом глубокого интереса к категории «взаимодействие» в педагогической теории и практике. В эти годы для обозначения процессов взаимодействия используются такие понятия, как «взаимосвязь», «контакт», «сочетание» и т.д. Разрабатываются подходы (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) к определению взаимодействия в области теории обучения. Затем акцент в рассмотрении педагогического взаимодействия смещается в область воспитательной работы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Н.Е. Щуркова и др.).

Благодаря исследованиям Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др. в 80-90-е гг. широко распространяются идеи педагогики сотрудничества как одной из стратегий взаимодействия, оказывающего эффективное влияние на процесс обучения и на взаимоотношения в системе «учитель-ученик».

В 1988 году Ю.К. Бабанским взаимодействие было введено, как термин педагогической науки и трактовалось как «взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе, наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие» . И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов педагогическое взаимодействие рассматривают как «прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь» .

Сноски

  1. 1. Каптерев П.Ф. История педагогики. Ижевск: Издательство Удмуртского университета. 1996. 186 с.;
  2. 2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.;
  3. 3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Педагогические статьи 1857-1861.Т.-2.-М., Л.,Изд-во АПН РСФСР, 1958. 655 с.
  4. 4. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.
  5. 5. Блонский П.П. Введения в дошкольное воспитание. Общедоступные курсы по дошкольному воспитанию. М.: Практические знания, 1917. 90с.
  6. 6. Шацкий С. Т. Избр. Педагогические сочинения. М., 1958.
  7. 7. Макаренко А. С. Некоторые соображения о школе и наших детях//
  8. 8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избранные педагогические сочинения в 3-х т. М., 1979. Т. 2.
  9. 9. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания школьников // Советская педагогика. 1976. № 11. С. 61-67.
  10. 10. Кларина Л.М., Гавриш Е.Н., Демина Т.Н., Федорова Л.И. Профессионально-семейная общность как субъект образования и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования: Сб. научн. ст. М., 2010. С. 164-177.
  11. 11. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. - 3-е изд.исп. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 864 с.
  12. 12. Социологическая энциклопедия: В 2т. - М.: Мысль, 2003. Т.1. 694 с.
  13. 13. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.
  14. 14. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9-16.
  15. 15. Соковнин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974. 147 с.
  16. 16. Колесникова И.А. К вопросу о развитии современных образовательных систем // Научное руководство развитием образовательных систем. СПб., 1996. 28 с.
  17. 17. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С. 5.
  18. 18. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. дис. д-ра. пед. наук. М.: 1974.
  19. 19. Romans G.K. Social Behavior Its Elementary Forms. N.Y., 1961.
  20. 20. Блумер, Г. Коллективное поведение / Пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е. И. Кравченко; под В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 90-115.
  21. 21. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / Ин-т психологии. М.: Наука, 1997. 447с.
  22. 22. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.:МПСИ / Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 400 с.
  23. 23. Слободчиков В.К, Петровский В.А., Якобсон С.Г. и др. Детский сад: вчера, сегодня, завтра. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года. // Дошкольное образование. М.: Первое сентября, 2005. № 11.
  24. 24. Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  25. 25. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1999. 544 с.

Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. - М., 2012.

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.

К.Д. Ушинский

Одной из задач педагогики является – воспитание и развитие личности, мыслящего гражданина своей страны и мира, понимающего свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Важной задачей педагогов является также развитие индивидуальности учащихся.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.

^ Индивидуальностью человек не рождается , а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности.

Переступив порог школы и впервые сев за парту, ученики постепенно, шаг за шагом идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Педагогам и родителям необходимо быть готовым к трудностям, постараться предугадать перемены, которые непременно произойдут на разных этапах развития ребенка. Необходимо постараться вовремя перемениться самим- в своем подходе к взрослеющим детям, в способах взаимодействия с ними.

Поэтому необходимо знакомить родителей с некоторыми ведущими чертами сложного процесса становления личности и становления индивидуальности ребенка во всех стадиях его взросления, чертами, которые сохраняют свое значение при всем бесконечном разнообразии детских характеров и темпераментов, ситуаций и условий, в которых протекает воспитание.

Не секрет, что влияние внутри семейной атмосферы имеет огромное влияние на личностное развитие и становление индивидуальности ребенка. Поэтому в наше время, когда родители большую часть времени заняты зарабатыванием денег- обеспечением своих детей, а свободное время посвящают заботам по домашнему хозяйству, времени для того, чтобы уделить внимание детям остается все меньше и меньше. К тому же родители не знакомы с принципами педагогики и психологией, зачастую роль воспитателя перекладывают на плечи педагогов, считая, что их задача- материальное обеспечение своего ребенка выполняется.

Однако, влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания. В Семье ребенок получает признание своего человеческого «Я», утверждается как личность и приобретает индивидуальность.

Современные гуманитарные науки используют понятие «детоцентризма» - признание ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи.

Но, как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не всегда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, личный рост и карьера.

По отношению к ребенку семьи можно поделить на два типа:

    Благополучная семья, где все члены семьи связанны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть срессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.

    Неблагополучная семья, это такая семья, в которой отсутствует благо для ребенка. Это может быть семья, где оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья и экономически несостоятельная- главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов. Ика,

В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка

Сочувствующий стиль

Ребенок, предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.

Интровертнный тип личности ребенка

Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.

Попустительский стиль

Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.

Конформный тип

Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.

Состязательный стиль

Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.

Доминирующий тип

Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.

Рассудительный стиль

Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.

Сенситивный тип

Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.

Предупредительный стиль

Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.

Инфантильный тип

Несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованные, недисциплинированные, безынициативны.

Контролирующий стиль

Родители, представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпется все шишки.

Тревожный тип

Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

Гармоничный стиль

Он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Выявить проблемы семьи ученика, помочь в решении и исправлении ситуации, призваны педагоги и психологи, работающие с ребенком в школе. Немаловажную роль в этом процессе играет классный руководитель, который имеет непосредственную связь с семьей ученика.

Для взаимодействия с родителями можно применить следующие формы работы с родителями:

    Беседа, целью которой является установление контакта между учителем и родителями;

    Телефонный звонок - для получения информации от родителей, оповещение родителей.

    Опросники, анкеты - используются для изучения различных сторон воспитательных воздействий родителей, отношения к ребенку;

    Посещение занятий родителями - знакомство родителей с особенностями класса, отдельного ученика, учителя;

    Родительские собрания – цель, которых повышение педагогической культуры родителей, организация участия родителей в жизни класса;

    Досуговые мероприятия - формируют эмоциональный контакт ребенка, родителя и педагога, культуру досуга и инициативу родителей;

    Совместное творчество - сплочение родительского коллектива в организации совместной деятельности;

    Индивидуальное консультирование, цель которого – помощь в решении проблем ребенка и родителя;

    Посещение детей на дому – для контроля, поддержки, получения информации;

    Благодарственные письма –для поощрения и стимуляции родительской инициативы.

    Разработка памяток для родителей – советы педагогов и психологов родителям.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!