Маленькие люди в "преступлении и наказании" достоевского. «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание Проблема маленького человека в преступлении и наказании

(378 слов) Маленький человек- это тип литературного героя, возникшего в русской литературе в период реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Нетрудно догадаться, что данный тип характеризует человека низшего сословия. Низкое социальное положение и происхождение, изначально говорит о том, что эти люди не одарены сильным характером и волей, напротив, они никому не делают зла, добры и наивны, как дети. В творчестве Ф.М. Достоевского «маленький человек» так же нашел своё место. Целая галерея героев, униженных и оскорбленных, непонятых жизнью, они исполняют в романе «Преступление и наказание» играют роль мучеников: семья Мармеладовых, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Рассмотрим примеры поближе.

Итак, семья Мармеладовых. Начиная от главы семейства Семена Мармеладова и заканчивая его несчастными детьми, можно привести отличных пример слабохарактерных и добрых людей. Старший Мармеладов слаб, потому что дал алкоголю взять над ним главенство. Он сломал жизнь своей жене – Екатерине Ивановне, которой приходится жить в нечеловеческих условиях с маленькими детьми и дочери Сонечке. «Дочь моя по жёлтому билету живёт-с…» — говорил он. Отставной чиновник вызывает у читателей непонимание и жалость. Ведь он хоть и сожалеет о содеянном, но менять свою жизнь не намерен.

Зачем же автор вводит такой тип литературного героя? Чтобы показать лучшие черты характера Родиона Раскольникова. Именно семья Мармеладовых разбудила в нем как недоумение, так и сожаление. Раздумывая над убийством и в дальнейшем совершив его, Родион Романович оправдывает свой поступок жертвой во благо.

Но, помимо семьи Мармеладовых, погрязших в проблемах, есть ещё герои, являющиеся «маленькими людьми». Например, Пётр Петрович Лужин, который отличается от Мармеладовых не только достатком, но и мерзким характером. Лужину важна только его собственная выгода, которую он видит везде. Лужин также решает жениться на сестре Раскольникова не по любви, а по своему расчету. Лужин мечтает о бедной, но красивой и образованной невесте, которая бы стала для него рабой: «Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной) … которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…». Тем самым автор «Преступления и наказания» вводит такого персонажа, как Лужин, чтобы показать, что человек с корыстными мыслями никогда не будет счастливым.

Таким образом, «маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» отличаются от подобных им персонажей других писателей. Но каждый из них присутствует в романе, чтобы глубже раскрыть образ как образ главного героя, так и лучше показать сюжетные линии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?..” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

Несколько по-иному, но в основном в той же манере стро­ится образ маленького человека в «Преступлении и наказании». Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чинов­ник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен. В этом, казалось бы, совершенно никчем­ном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости, сознания собственного человеческого дос­тоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд. Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, – вот что мучает Марме­ладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаян­ной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот, стремится к этому, по­тому что так наказывает себя. Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Дос­тоевского, этот человек продолжает уповать на Бога – в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И – еще один важный для Достоевского момент — упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и само­уничижением, пришедшим на смену прежней гордости. Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.

Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кар­мане после смерти – свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акцен­ты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуж­дать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Про­должая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить ка­мень, а понять и простить.

Здесь искали:

  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание сочинение
  • сочинение на тему мир маленьких людей в романе преступление и наказание
  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма

человеческого существования…

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» - в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «...Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», - говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,- обращается Мармеладов к Раскольникову, - что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня... В комнате было душно...с лестницы несло вонью...». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны - это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао... На мне нет грехов! Бог и без того должен протить... Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Величие человека – понятие слишком неустойчивое. Кто такой великий человек? А кто маленький? И возможно ли разделение общества на «Наполеонов» и «тварей дрожащих» - тема, которая стала сквозной в творчестве Достоевского, в очередной раз поднимается в «Преступлении и наказании».

Туманный и дождливый Петербург становится декорацией, на фоне которой разворачиваются человеческие трагедии. Главные герои – ничем неприметные «маленькие» люди, не чиновники или аристократы, а и вовсе опустившиеся граждане. Но не все так просто, как кажется.

Родион Раскольников – ключевая фигура романа – влачит полуголодное существование, не может оплатить квартиру, из-за чего решается на тяжкое преступление. Бедность толкает его также заложить подарок – кольцо от своей сестры. Но убийство, которое совершил Родион – не просто отчаянная попытка выжить. Это еще и желание преодолеть себя. «Тварь ли я дрожащая», повторяет Раскольников, - «или право имею»? Таким образом молодой человек словно впускает себя в другой мир – мир избранных. Но он не знает, что не сможет справиться с грузом раскаяния, который свалится на него после.

Проблема маленького человека в этом романе плавно перетекает в проблему выбора. Ведь разве это приговор? Мы видим Соню Мармеладову, ее отца, мачеху. Отец, загнанный системой в угол, не находит лучшего решения всех проблем, чем алкоголь. Он спивается, оставляя собственных детей без будущего. Екатерина Ивановна, его жена, на первый взгляд, сохранила остатки человечности, однако, её больше заботит собственное прошлое, чем участь приемной дочери и родных детей. Она упивается воспоминаниями о волшебном прошлом, умирая от чахотки.

Но в Соне Мармеладовой мы видим совершенно другой подход к жизненному выбору. В трудной жизненной ситуации она выбрала путь, назад из которого дороги нет – «желтый» билет. Но назвать ее бедной духом и «маленькой» женщиной нельзя. Она ищет спасение в духовности, ее внутренней силы хватает на всю семью, вместе с Раскольниковым. Соня даёт надежду собственным примером: в любой жизненной ситуации можно сохранить себя.

Отдельного разговора достойна сестра Раскольникова, которая готова выйти замуж за нелюбимого человека, только бы помочь брату. Это тоже выбор, и выбор сильного человека, который ставит интересы родных выше собственных.

Таким образом, проблема «маленького человека» в романе Достоевского тесно перекликается с проблемой жизненного выбора. Мы видим, что в любой жизненной ситуации человек сам строит свою судьбу, и никогда не поздно взять ее в свои руки.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

sochinenienatemu.com

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели. Понимаете ли, понимаете ли вы. что значит, когда уже некуда больше идти. ” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

41511 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 58 454 раз

Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.

Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагические судьбы «маленьких людей» - Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.

Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл, что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

«Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди», по Достоевскому, малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

Тема «маленького человека» в романе ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Тема «маленького человека» - сквозная в творчестве Достоевского.
  2. Особенности изображения «маленьких людей» у Достоевского.
  3. Образ Мармеладова и Екатерины Ивановны..
  4. Образ Сонечки Мармеладовой.
  5. Раскольников и его семья.

Тема «маленького человека» является у Ф. М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям.
У Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и

Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми.
Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.
В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спи-вается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности.

Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем не повинную ее сестру Лизавету, которая так похожа на Сонечку.

Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.

В романе много описаний судеб «маленьких людей». Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.

sochineniya-referati.ru

«Маленький человек» в романе «Преступление и наказание»

«Маленький человек» в романе «Преступление и наказание» - это, пожалуй, одна из главных тем бессмертного произведения Достоевского. И здесь Федор Михайлович выступил продолжателем традиции, основанной Пушкиным, Гоголем и другими писателями, которые тоже в своем творчестве уделяли внимание «маленьким людям». Позже тема получила развитие в прозе Толстого и Чехова.

Кто же они такие – эти «маленькие люди»? Что стоит за данным определением? Рассмотрим его на примерах образов из «Преступления и наказания».
Главный герой романа – молодой студент Раскольников. Он мечтает о вселенской справедливости, хочет изменить мир, жаждет героизма и видит себя Наполеоном. Но живет в пятиугольной комнатке, похожей на гроб, перебиваясь с хлеба на воду и не отказываясь от помощи матери и сестры, вынужденных зарабатывать деньги тяжким трудом. Стремления Раскольникова похвальны, но в итоге он становится банальным убийцей, обычным, по нашим, современным меркам, зэком.

Сестра главного героя – Дуня, славная, добрая, чуткая девушка. Она жалеет брата и хочет ему помочь. Но чтобы обеспечить себе хоть какое-то будущее, Дуняша решается на брак с лицемерным подлецом Лужиным. Другого выхода девушка просто не видит. Перед ее глазами – пример матери, которая всю жизнь трудится, но выбраться из беспросветной нищеты не может.

Члены семьи Мармеладова тоже относятся к категории «маленьких людей». И самый яркий с этой точки зрения – образ Сонечки. Старшая дочь Мармеладова – наполовину сирота. Матери у нее нет, а отец женился на другой женщине. В семье – куча детей. Их нужно кормить. И Соня становится проституткой. Ее сложно назвать девушкой легкого поведения – это будет в корне не верно. Ведь дело не в распущенности Сони. На такую грязную работу ее толкает нужда. А отец и мачеха не брезгуют брать деньги, полученные Соней от клиентов. Глава семейства пьет на них. А его жена – покупает еду малышам.

Есть и другие «маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Они здесь буквально на каждом шагу. Вот женщина с пожелтевшим лицом алкоголички собирается утопиться в реке; а вот бредет пьяная, обесчещенная девчонка – а за ней толстый, богатый хлыщ, который уже положил глаз на ее юное тело. Весь роман буквально кишит «маленькими людьми»… И делается страшно о того, как много их; как тяжела и безрадостна их жизнь…

А ведь у каждого из героев – чистая и светлая душа. Они хотели бы совершать благородные поступки, делать что-то великое для человечества. Но элементарные бытовые проблемы, вечная нищета и грязь засасывают их, словно болото. Люди мельчают, деградируют… И только любовь способна поднять их над рутиной. Это Достоевский показал читателю на примере Сони, которая идет за своим милым на каторгу. И при этом – счастлива. Вот оно спасение от обмельчания! Вот он путь к величеству! Бывшая проститутка нашла его. И дала надежду всем тем, кто сидит на дне пропасти и не знает, как из нее выбраться.

vsesochineniya.ru

  • Правовое государство и гражданское общество Становление и развитие идеи правового государства Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более […]
  • Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
  • Страхование автомобиля в Омске В России страхование автомобиля представлено двумя программами: ОСАГО и КАСКО. Начинающие автолюбители задаются вопросом, какой тип страховки лучше и в чем разница? Определённые […]
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!