Специальная коррекционная программа 7 вида для начальной школы. "Коррекция в игре" программа для коррекционных школ VII-VIII видов. Виды и формы организации учебного процесса

Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.

Найдите, какой тип школы-интерната наиболее подходит для вас. Колледж-Подготовительные школы-интернаты. Подготовительные школы-интернаты в колледже основной задачей является подготовка студентов к академическим суровым условиям жизни колледжа. Если вы, как правило, хорошо мотивированный студент, стремящийся преуспеть и изучать новые возможности, это тип школы-интерната, которую вы ищете. Обратите внимание на то, что в нескольких школах-интернатах в колледже также учатся студенты с различиями в учебе или.

В школах-интернатах в колледже есть дополнительные различия между школами. Профессиональные школы искусств - эти школы специализируются на том, чтобы помочь студентам обучаться и стать художниками в самых разных областях, таких как музыка, изобразительное искусство, театр, балет и творческое письмо. Студенты готовы к поступлению в традиционные колледжи или специальные школы, такие как музыкальные консерватории. Просмотрите список. Религиозные школы-интернаты - эти школы уделяют особое внимание определенной религии и духовному росту. Просмотреть список. . Младшие школы-интернаты предлагают возможности для посадки для учащихся 8 классов или ниже.

Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Обратите внимание, что в некоторых школах-интернатах основное внимание уделяется младшему пансиону, в то время как в других школах предлагаются как младшие, так и колледжские классы. В этом кратком видео Ким Лофлин объясняет, почему младшая школа-интернат может стать прекрасным образовательным вариантом для вашего ребенка.

Терапевтические школы-интернаты предназначены для студентов, которые испытывают трудности в традиционной школьной обстановке. Такие ученики иногда называют «проблемными подростками» или «борющимися подростками»; поэтому терапевтические школы-интернаты иногда называют «школами-интернатами для проблемных подростков» или «школами-интернатами для борьбы с подростками».

Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют:

Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.

Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).

По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.

Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).

Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.

Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.

2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.

3. Наполняемость классов 7-12 человек.

4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.

5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).

6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».

7. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

8. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.

2. Наполняемость классов 7-12 человек.

3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).

4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.

5. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

6. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).

7. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.

В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.

Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.

Цель психологического сопровождения классов С(К)К:

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

Основные направления психологического сопровождения учащихся С(К)К обусловлены особыми образовательными потребностями детей с ЗПР:

  1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся С(К)К специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
  2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
  3. Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
  4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
  5. Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Программа рассчитана на три года обучения (начальная школа) и состоит из четырех основных этапов.

Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

Основное содержание работы первого этапа:

  • совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
  • развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
  • расширение общего кругозора;
  • формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основное содержание работы:

  • развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
  • формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
  • развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
  • коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.

Третий этап – на развитие коммуникативных умений. Четвероклассники – это завтрашние подростки. Проблема общения становится (или станет в ближайшее время) актуальной и как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Поэтому работа, организуемая на занятиях третьего блока, поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненным.

  • формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
  • развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
  • развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
  • создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.

Четвертый этап – реализуется на протяжении трех лет обучения и направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Необходимость проведения работы в данном направлении обусловлена состоянием здоровья современных школьников.

Основное содержание работы:

  • проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике;
  • внедрение и использование современных здоровьесберегающих технологий: метода игрового биоуправления и саморегуляции “ИБИС”, программы “БОС – здоровье”. В ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

  1. Системность и последовательность.
  2. Индивидуально-дифференцированный подход.
  3. Максимальное использование игровых методов обучения.
  4. Психологическая безопасность.

Структура занятий:

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:

1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
3. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
4. Рефлексия занятия – оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия

Важным аспектом реализации программы сопровождения С(К)К является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.

Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами. Приложение 1.1

I Этап
Направление работы Содержание работы Кол-во часов
Раздел I

“Давайте поиграем!”

Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива.

Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Занятие 2-3. Обучение детей эффективным способам общения.

Занятие 4. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу.

Занятие 5. Сплочение классного коллектива.

5 часов
Раздел II

“Путешествие в Солнечный город”

Цель: формирование положительной учебной мотивации

Занятие 6. Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.

Занятие 7-8. Формирование положительной учебной мотивации.

3 часа
Раздел III

“Поможем Незнайке”

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Занятие 9. Развитие произвольного внимания и произвольности движений.

Занятие 10-11. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.

Занятие 12. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Занятие 13. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.

Занятие 14. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Занятие 15. Тренировка распределения внимания.

7 часов
Раздел IV

“Письмо жителей Солнечного города”

Цель: развитие мнемических способностей детей.

Занятие 16-17. Развитие объема кратковременной оперативной памяти

Занятие 18-19. Развитие механической зрительной и слуховой памяти.

Занятие 20. Развитие ассоциативной памяти.

Занятие 21-22. Обучение способам эффективного запоминания.

7 часов
Раздел V

“Знайкина олимпиада”

Цель: развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации

Занятие 23. Развитие логического и понятийного мышления.

Занятие 24. Развитие логического мышления и сообразительности.

Занятие 25-26. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения.

Занятие 27-28. Развитие умения обобщать и находить противоположности.

Занятие 29-30. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

8часов
Раздел VI

“Путешествие в Вообразилию”

Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей.

Занятие 31. Упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.

Занятие 32. Развитие навыков совместной творческой деятельности.

Занятие 33-34. Развитие воображения учащихся.

4 часа

II Этап

Раздел I

“Удивительный мир эмоций и чувств”

Знакомство с чувствами и эмоциями,

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами;

Формировать умение различать и принимать эмоции других людей;

Обучать приемам регуляции и саморегуляции.

Занятие 1-2. “Мир эмоций”.

Занятие 3. “Радость”. Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.

Занятие 4. “Удивление”. Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.

Занятие 5. “Грусть”. Познакомить детей с эмоцией; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.

Занятие 6. “Гордость”.

Занятие 7. “Страдание и печаль”. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое отношение.

Занятие 8. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.

Занятие 9. “Отвращение”.

Занятие 10. “Гнев”. Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.

Занятие 11. “Вина и стыд”.

Занятие 12. “Страх”. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение

Занятие 13. “Интерес”. Продолжить знакомство детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.

Занятие 14-20. “Большое путешествие в страну сказок и приключений” Закрепить знания детей об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; учить сопереживать героям, обучать приемам регуляции и саморегуляции.

20 часов
Раздел II

“Умею ли я владеть собой?”

Цель: обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций.

Занятие 20-25. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую. 5 часов
Раздел III

“Веселое путешествие”

Цель: коррекция индивидуальных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы.

Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей в соответствии с выявленными проблемами. 5 часов

III Этап

Реализация программы Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачкова “Психологическая азбука”. Начальная школа (Третий год обучения).

Раздел I

“Учимся сотрудничать”

Занятие 1. “Как и почему начинаются ссоры?” . Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Занятие 2. “Качества, важные для общения” . Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения.

Занятие 3. “Какие мы в общении?”. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

Занятие 4. “Я – общительный или замкнутый?”. Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов.

Занятие № 5. “Свои и чужие”. Развивать толерантное отношение к окружающим.

Занятие № 6. “Девчонки = мальчишки = …?”. Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения.

Занятие № 7 “Друзья и недруги”. Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим.

7 часов
Раздел II

“Тайны дружбы”

Занятие 8. “Дружба – это…?”. Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности.

Занятие 9. “Правила дружбы”. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Занятие 10-11. “Мы – дружная команда!”. Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде. Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения.

Занятие 12. “Как мы все похожи!”. Показать ценность сходных характеристик людей; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Занятие 13. “Какие мы все разные!”. Показать ценность различий между людьми, содействовать осознанию учащимися своих ценностей.

Занятие 14-15. “Скажи мне, кто твой друг…”. Помочь каждому ученику осознать себя как друга и отношение одноклассников к нему.

8 часов
Раздел III

“Поддержка в общении”

Занятие 16. “Комплимент – это…”. Показать значение комплимента для поддержания комфортных взаимоотношений, способствовать актуализации чувства самоценности и самоуважения учащихся.

Занятие 17. “Что другие ценят во мне и, что я ценю в себе?”. Мотивировать учащихся на самораскрытие и содействовать осознанию ими собственных достоинств, способностей, достижений.

Занятие 18-19. “Давайте говорить друг другу комплименты!”. Обеспечить каждого учащегося минимумом психологической поддержки.

Занятие 20. “Ребята, давайте жить дружно!”. Заключительное занятие.

5 часов
Раздел IV

“Непредсказуемая мозаика” ,

Психологическая игра.

Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия.

3 часа

Диагностические процедуры в программе.

Класс Диагностический инструментарий Цель
2 класс - методика Э.Ф.Замбицявичене (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”;

Методика “Таблицы Шульте”;

Методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии;

- изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния;

Оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости;

Изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания.

3 класс - методика “Цветовой тест М.Люшера”;
- проективный тест “ДДЧ”;
- методика “Прогрессивные матрицы Равенна”;
- рисуночная проективная методика “Школьная тревожность” А.М.Прихожан;
- оценка психо-эмоционального состояния учащихся;
- изучение личностных особенностей школьников;
- определение особенностей развития невербального интеллекта учащихся;
- диагностика уровня школьной тревожности учащихся;
4 класс - “Диагностика структуры интеллекта”. Тест Д.Векслера;
- методика “Личностный опросник Кеттелла” (модификация Л.А.Ясюковой);
- анкета “Эмоционально-психологический климат класса”;
- Социометрия классного коллектива.
- определение уровня интеллектуального развития школьников;
- изучение личностных особенностей младших школьников;
- изучение эмоционально-психологического климата классного коллектива;

Литература:

  1. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
  2. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
  3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
  4. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.
  5. Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  6. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
  7. Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
  8. Ледина В.Ю.ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
  9. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
  10. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
  11. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
  12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
  13. Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
  14. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!