Курсовая работа: Поликультурное воспитание и его сущность

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.

Метод текстового анализа, текст может быть оригинальным или специально подготовлен преподавателем. Чтобы понять, что мы живем во все более взаимозависимом мире, легче избавиться от негативного отношения к «другим». Метод мандалы, который также показывает отношение. Мандала - это индуистская геометрическая диаграмма в виде круга, символизирующая состояние равновесия Вселенной. Набрав поля мандалы ссылок, мы можем создать удобную матрицу для мышления.

  • При анализе текста студенты определяют свои связи с миром.
  • Метод ветра, который организует и визуализирует мышление о взаимоотношениях.
Осознание, нейтрализация и нарушение стереотипов - одна из ключевых проблем в многокультурном образовании.

Поликультурное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

Существуют разные стереотипы, и работа с ними требует иного подхода. Это связано с гетеро стереотипами и автостереотипами, с другой стороны, негативными стереотипами и позитивными стереотипами. Характерной особенностью стереотипов является их настойчивость, поэтому их сложно воспитывать. Выявление стереотипов, которые могут представлять интерес для общественности, а также мини-опросы, проведенные в молодежной группе. Важно указать на источники стереотипов, на то, что они продолжаются независимо от меняющейся ситуации.

Очень часто знание «другого» происходит не от прямых контактов, а от сообщений их собственной группы или из средств массовой информации. Как только вы поймете, откуда возникают стереотипы, попробуйте их разбить. Лучший способ - это прямой контакт молодых людей из разных стран. Говоря, работая над совместным проектом, знакомство с страной-партнером является лучшим противоядием негативному влиянию стереотипов. Вот почему международные обмены молодежью имеют решающее значение. Его главная цель - сломать стереотипы.

В поликультурном сообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы не исключают наряду с развитием общенациональной культуры обогащение посредством воспитания и образования как доминирующей, так и малых культур. Подобные тенденции предполагают сопряжение через воспитание культурных и этнических ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего интеркультурного пространства, в пределах которого каждый человек обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.

Нынешним примером могут быть отношения европейцев с арабами. Мультикультурное образование требует способности творчески решать конфликты и проблемы. Эти навыки полезны в формировании отношения открытости, терпимости, воли сотрудничества. Конфликты могут возникать в молодежной группе, состоящей из представителей разных национальностей, а также в случае разрозненных конфликтов между народами в прошлом, которые можно отследить в школьных ситуациях. У учителей есть несколько методов, доступных им как инструменты для определения, разрешения или предотвращения распространения конфликтов.

XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп. Поликультурное воспитание -- важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.

Первая группа методов связана с принятием решений, что является неотъемлемой частью решения проблем и конфликтов. Главная ссылка - это цели, которые мы собираемся достичь, и ценности, которыми мы разделяем. Метод таблицы решений, позволяющий выбрать конкретное решение с точки зрения критериев выбора. Метод путей решения, показывающий, какие решения могут возникнуть в будущем, когда мы примем определенный подход и принимаем решения. Метод обсуждения состоит в решении проблем двумя командами, защищающими противоположные позиции. Чтобы защитить свою позицию, нужно приобрести искусство аргументации. Его элементы, среди других. стратегии аргументации, аргументации, аргументы, контр-аргументы, доказательства. Также оценивается культура навыков обсуждения и презентации. Дискуссия позволяет подробно осветить проблему, представить различные точки зрения и сосредоточиться на правильном аргументе. Метод переговоров, школа может рекомендовать метод переговоров по существу. Применяя метод, мы обучаем молодых людей многим очень важным навыкам и отношениям. Метод сопоставления конфликтов, посредством которого мы учим определению конфликтов, определению позиций, потребностям сторон, возможному переосмыслению конфликта и поиску возможных решений. Шестиступенчатый метод решения проблем, который предполагает следующую последовательность действий: Признать потребности; сформулировать проблему; определить возможные решения конфликта; оценивать предлагаемые решения; выберите лучшее решение; оценить принятое решение. Одной из целей многокультурного образования является «построение лучшего будущего». Легче думать о том, что было и что есть; Чтобы побудить учащихся «думать о будущем», вы можете использовать метод построения сценария в будущем. Выбирая конкретную дату из будущего, мы призываем учащихся представить «что будет» в таком отдаленном будущем. Там будет своего рода трехногая клетка: прошлое, настоящее и будущее. Построение «будущей модели» позволит учащимся задуматься о том, как текущие действия и отношения могут повлиять на будущее. Вы также можете использовать метод шести головных голов, чтобы думать о будущем. Цвета шести шляп отвечают за разные способы мышления. Все они важны и дополняют друг друга. Работая с этим методом, для учащихся важно понять, что «будущее возникает сегодня», что наша форма зависит от нашего настоящего действия. Метод моделирования также помогает лучше понять будущее. Правильно назначая роли учеников, мы «играем» события из будущего. Мы можем сделать это в соответствии с ранее выбранным сценарием без ущерба для завершения моделирования. Этот метод позволяет лучше запоминать представленный контент. Важно не быть односторонним посланием от учителя или студента, подающего документ. Лекция должна быть интерактивной, включая аудиторию, например, через сопровождающий вопрос и сеанс ответа. Презентации, которые также действуют как «информационные реле», и включают видео, компьютерные программы, аудиокассеты, веб-материалы, плакаты. Использование информационных и коммуникационных технологий в современном мире является основным способом передачи знаний. Стоит обратить внимание на некоторую связь с Интернетом - с одной стороны, эта сеть является глобализирующей культурой, но, с другой стороны, неограниченным доступом к информации она способствует лучшему и защищает местные и региональные культуры. Для учителей, осуществляющих мультикультурное образование, использование Интернета стало одним из основных методов обучения. Дидактические игры, которые являются полезным методом получения знаний в младших классах. Представляя элемент игры, веселья, конкуренция способствует процессу получения информации. Работа с исходным материалом, который посвящен обучению, особенно историческому, но успешно используется по многим другим предметам. Методы обсуждения, особенно групповое обсуждение или оценка. Учащийся, участвующий в обсуждении, более активен, чем учащийся, слушающий лекцию. Провокации - инструменты мышления Де Боно, которые расширяют изобретательность, стимулируют мышление и провоцируют инновационные идеи. Они иллюстрируют спираль и сложность нашего мышления и одновременное восприятие проблем и проблем.

  • Метод дерева решений, который определяет возможный выход из ситуации.
  • Рассматриваемые решения оцениваются для эффектов, которые они могут иметь.
  • Это позволяет использовать критическое мышление и учит не специальному решению.
  • Необходимо использовать соответствующие методы.
  • Этот процесс может помочь вам выбрать ту же далекую дату из прошлого.
  • Метод лекции, который позволит узнать «другое», понять их.
  • Целесообразно также быть мультимедиа, например, содержащиеся фрагменты фильмов.
  • Отправной точкой является любая сложная проблема.
Малая групповая работа хорошо организована благодаря разделению на роли, которые играют каждый ученик.

Поликультурное воспитание -- демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации воспитания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных наций, истории человеческой цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.

Ключом к работе в классе является максимизация разнообразия: группы выбираются учителем на основе индивидуального положения в классе, стилей обучения, их компетенции и жизненного опыта. Задачи часто касаются внеучебного опыта студентов. Во время каждой серии сценариев задачи, назначенные каждой группе, вращаются, а роли, которые играют ученики, вращаются. Благодаря специально организованной работе в группах студенты из разных социальных слоев могут лучше узнать друг друга и оценить разницу в их культурах.

Содействовать межкультурному образованию, то есть образованию, которое помогает учителю творчески использовать различия между детьми в классе и детьми - учитесь лучше, осознавая, что это стоит и нужно учиться друг у друга. Практика важнее, чем объяснения, а инструкции учителя - ограничены минимумом. Группа берет на себя ответственность за процесс обучения.

Фактор нарастающей значимости поликультурного воспитания, изменения педагогики в целом -- глобализационные, интеграционные мировые процессы. Важнейшим их проявлением, глубинной причиной становления поликультурного воспитания оказалось происходящее в последние пятьдесят лет новое «великое переселение народов». Мощные потоки мигрантов в развитые страны Запада, Австралию, Россию заметно видоизменяют этнический состав государств. Зачастую подверженные «комплексу маргинала», рожденного ослаблением культурной связи с исторической родиной, иммигранты не желают быть изгоями на новой родине, стремясь войти в ее культуру. Поликультурное воспитание оказалось педагогическим ответом на присутствие иммигрантов.

Работа учителя заключается в том, чтобы ощущать и называть конфликты внутри группы и поощрять их мирное разрешение. Учителя постоянно поощряют студентов к диалогу и сотрудничеству, несмотря на различия между ними, умело использовать возможности глобальной сети и развивать лингвистические навыки.

Существуют две формы обмена: школьная и внешкольная. Обе формы имеют разные цели, контексты для идей, тем, другие - также роль репетитора и участника, различные методы работы и степень участия. Молодежный обмен - это встреча молодых людей из разных стран, которые хотят проводить время вместе, работать вместе над избранной идеей, лучше узнать друг друга, узнать больше о своих странах и культурах. Но, прежде всего, это встреча молодых людей, которые вместе со своими интересами хотят работать вместе.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения ценностей этнических культур в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики и школьной политики.

Создавая возможность участвовать в международных встречах, мы предоставляем молодым людям возможность взаимодействовать со сверстниками из других стран, представляя разные культуры. Эта многокультурная встреча позволяет людям узнать других, но прежде всего, путем взаимного контакта, лучше узнать друг друга, свои собственные обычаи, ценности. Молодежный обмен - это возможность размышлять о сходствах и различиях, задавать вопросы об идентичности, стереотипах, предрассудках.

Анна Мирска-Червинская разработала. Учительский путеводитель, Размышления о практике. Воспитание ребенка для мультикультурализма, особенно акцент на таких вопросах, как личность, как отношение к участию в функционировании собственной среды и открытости для других обществ и культур; терпимость как отношение, которое может быть учтено в конкретных социально-культурных ситуациях, которые позволяют оценивать и оценивать факты и явления; Межкультурная коммуникация как отношение, которое сочетает языковые и неязыковые ценности разных культур, становится проблемой и главной целью современного образования.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Нарастает потребность в овладении основами межкультурного общения у определенных страт и профессий, в частности у преподавателей, бизнесменов, работников сферы обслуживания.

Основные проблемы и тенденции развития.

Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой -- привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Образование и воспитание стремятся ответить на вызовы общества, где происходит обогащение и развитие культурного многообразия больших и малых этносов.

Представители этнических меньшинств сталкиваются со множеством образовательно-воспитательных проблем, придя в школу. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией детей из национальных меньшинств часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации. Невнимание в школе к культуре меньшинства возникает часто из-за отсутствия педагогических ресурсов (учебные материалы, учебное время), знаний поликультурной педагогики, поддержки со стороны школьной администрации.

Изменения воспитания и образования в духе поликультурности в современном мире уже происходят. На Западе этот процесс особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если в начале XX в. ответом на возраставшую плюрализацию общества была политика откровенной ассимиляции национальных меньшинств, то в 1940--1950-е гг. движение за совместное обучение представителей различных рас выдвинуло на первый план задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В 1960--1970-е гг. в образовании обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурного многообразия; разрабатываются специальные программы поликультурного образования, обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.

На смену эпизодическим педагогическим проектам с информацией о малых этносах и их культуре приходили концептуальные программы образования, направленные против расизма и иных национальных предрассудков. В них делаются попытки учитывать мировосприятие инокультур, предлагается учебный материал по истории, культуре, литературе доминирующей культуры. Во многих странах мира установки поликультурализма входят в программы педагогического образования.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:

С исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);

Сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);

Ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).

Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Все эти направления отражаются в особых учебных программах и специальном обучении детей из меньшинств, а также обращении воспитания ко всем детям многоэтнического школьного класса.

Педагогическая поддержка детей -- представителей меньшинств осуществляется в нескольких видах педагогической работы:

Лингвистическая поддержка: обучение на языке большинства и преподавание языка малой группы;

Социокоммуникативная поддержка: знакомство (особенно детей иммигрантов) с нормами поведения, принятыми в стране пребывания;

Специфическое преподавание учебных предметов; так, преподавание языка меньшинства содействует успеваемости говорящих на нем детей, что позволяет смягчать трудности при изучении социальных наук, истории, естествознания, поскольку дети из меньшинств часто не владеют соответствующей терминологией на доминирующем языке;

Работа с родителями; родители-иммигранты включаются в процесс улучшения академических результатов своих детей и унесут главную ответственность за приобщение детей к окружающей среде.

Билингвальное обучение (обучение на родном для меньшинства и доминирующем языках) рассматривается как важный инструмент академических успехов детей этнических меньшинств. Существует ряд программ, основанных на концепции двуязычного обучения. Одна из них, например, предусматривает переходное использование родного языка меньшинств как способа обучения (особенно в первый год) до поддержки билингвального обучения в более старших классах. Благодаря двуязычию налаживается коммуникация этнических групп, приобретаются дополнительные лингвистические знания как одна из гарантий социальной мобильности. Билингвальное обучение -- важный путь формирования личности -- носителя общенациональной культуры в полиэтническом государстве.

Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира существенно различаются. Ему уделяется значительное внимание на официальном уровне в Австралии, Испании, Канаде. Активизировались усилия по поликультурному воспитанию и образованию в России и США. Власти Англии, Германии, Франции фактически проходят мимо проблем поликультурной педагогики. В условиях неприятия идей поликультурализма на государственном уровне его задачи в воспитании и образовании берут на себя сами этнические меньшинства.

В некоторых странах поликультурное воспитание позволило смягчить проблему дискриминации темнокожих меньшинств (США и Канада). Однако проблема продолжает быть весьма острой. В подтверждение этого сошлемся на результаты опроса, проведенного в начале 2000-х гг. среди карибов, проживающих в Англии, США и Канаде. Респондентам предлагалось ответить, насколько реализованы их намерения продвинуться в профессиональной сфере, улучшить материальное положение, получить достойное образование. В Англии недовольство высказали 33% опрошенных, в США -- 14%, Канаде -- 20%.

Важными причинами подобных различий являются неодинаковые условия образования и адаптации темнокожих меньшинств к доминирующей культуре. Так, в США и Канаде они обычно погружены в свои этнические сообщества и отчуждение здесь большая редкость. Их вхождение в доминирующую культуру в Канаде проходит заметно быстрее, чем в Англии, поскольку эта страна -- более открытое общество. В США и Канаде сняты явные барьеры на пути получения образования для чернокожего населения, чего нельзя сказать о Великобритании.

Проблемы поликультурализма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулось прежде всего учащихся общеобразовательных ступеней. Вместе с тем растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования. Одним из условий поликультурности в высшем образовании является учет расового и этнического многообразия и различий состава студентов. Выдвигаются цель преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп, и установления между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.

Идеология этноцентризма, национализма и расизма представляет значительную опасность для поликультурного воспитания. Подобная идеология, отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио (2003) экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике немецкий ученый Ф. Миттер, прежде всего ущемляет права на воспитание и образование этнических меньшинств.

Понятие «поликультурализм» получило в педагогике США и Канады широкое распространение с начала 1960-х гг. и превратилось в расхожее клише в педагогической литературе. Понятие применяется прежде всего к традиционной социально-педагогической проблеме решения расовых и этнических конфликтов.

В США понятие «поликультурализм» поначалу использовалось прежде всего в контексте расового сепаратизма и этноцентризма и имело негативное значение. В этом состояло существенное отличие от его трактовок педагогами Канады. Однако использование понятия «поликультурализм» лишь в отрицательном смысле длилось недолго. В 1990 г. Дайяна Равич, бывший заместитель министра образования США, выступила со статьей, где различает два понятия: «плюралистический поликультурализм» и «сепаратистский плюрализм», отнеся первое к позитивным социопедагогическим явлениям.

Поликультурное воспитание трактуется в американской педагогике по крайней мере как идея, реформа школы, учебно-воспитательный процесс.

При постановке в американской педагогике идеи поликультурности центральным встал вопрос, почему учащиеся из этнических меньшинств демонстрировали наихудшие знания. Особенно часто ответ сводился к утверждению, что эти школьники находятся вне норм и основ белой культуры, которая является базой образования. Возникло два подхода к решению подобной ситуации: либо школьники из этнических меньшинств должны эффективнее приобщаться к белой культуре, либо ценности меньшинств должны стать для них сутью образования.

Ученые Станфордского университета предложили золотую середину при взгляде на эти два подхода, обосновав в 1987 г. свои проекты о реформе содержания образования. В новые программы наряду с ценностями традиционной западной цивилизации предлагалось включать ценности неевропейских культур.

В свою очередь идеологи этнических меньшинств поставили вопрос о включении ценностей своих субкультур и их субординации с евроамериканской культурой при воспитании подрастающего поколения. Они, однако, больше думали об этнических различиях, нежели о национальной идентичности. Например, афроамериканцы видят важнейшей частью образования изучение специфического опыта черных американцев. Гавайцы настаивают на школьном обучении по учебникам на гавайском языке. Испаноязычные требуют ввести билингвальное обучение.

Поликультурное воспитание рассматривается как объективная необходимость. Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют 4 группы педагогических результатов, которые обеспечивает поликультурализм: равные возможности обучения, осведомленность о культурах среди учащихся и педагогов, поликультурность в программах обучения, вхождение на равных представителей меньшинств в глобальное общество.

Дж. Бэнкс выделяет несколько ступеней (моделей) возможного движения образования в США к реализации идеи поликультурности: A -- воспитание и обучение исключительно на европейских ценностях; B -- преимущественно еврокультурный компонент воспитания и обучения дополнен ценностями малых меньшинств; C -- при воспитании и обучении устанавливается баланс ценностей культур различных этнических групп.

Некоторые педагоги (Дж. Фаркаш, Дж. Бэнкс) подчеркивают опасность того, что поликультурное воспитание с его акцентом на учет полиэтнического, полирасового общества усилит и сохранит дистанцию между этническими группами, поощрит разобщение. Они считают, что правильно реализованное поликультурное воспитание должно объединять, а не разъединять.

Подходы к проблеме поликультурности претерпели в американской педагогике качественную эволюцию. Поначалу предлагалось стремиться к полной ассимиляции учащихся -- представителей различных языков и этнических групп. Подобный подход носил следы идей сегрегации. Его представители, например, «высокомерно считали, будто чернокожие не имеют культурных ценностей, которые следует сохранить, или что чернокожие сами хотят забыть свою расовую принадлежность». Критикуя идею и практику ассимиляции, Дж. Бэнкс пишет, что «мифическая англо-американская культура требовала от этнических меньшинств пройти процесс самоотчуждения» и что культурная ассимиляции иммигрантов и цветного населения отнюдь не явилась гарантией полноценного включения в жизнь общества.

Поликультурное воспитание находится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявление подобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств как к доминирующим этническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и «культурного геноцида» этнических меньшинств.

Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективных направлений:

Адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;

Направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;

Отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;

Сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;

Предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.

Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Показателен в связи с этим обмен мнениями на XX конференции ЕОСП (июль 2008 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обучения этнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, француз Ф. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы. Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть -- и не только во Франции.

Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Это вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, значительная часть иммигрантов прибывает из других европейских стран (включая Турцию); во-вторых, поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем же субъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упор на воспитании взаимопонимания европейцев.

В правящих кругах Западной Европы признается злободневность поликультурного воспитания. Так, Роман Герцог (ФРГ) в своем выступлении в 2006 г. первоочередной задачей школы определил налаживание дружеских отношений «людей из разных этнических групп», подготовку к жизни в неоднородной культуре Германии. Подчеркивает необходимость культурной открытости национальным меньшинствам и другой германский президент -- Иоханн Pay.

Фактически, несмотря на рекомендации Европарламента и Совета Европы, декларации видных политиков, официальные круги ведущих стран Западной Европы не уделяют поликультурному воспитанию внимания, которого оно заслуживает. Поворот к поликультурному воспитанию происходит крайне медленно, однако признаки его очевидны.

Характерна в связи с этим динамика позиций Национальной ассоциации полирасового воспитания в Великобритании. Ее лидеры прошли путь от благосклонного намерения помочь меньшинствам ассимилироваться и погрузиться в доминирующую культуру до педагогической программы поддержки многообразия культур в британском обществе. Эта программа, разработанная в конце 90-х гг. ХХ в., предусматривает: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для учащихся из этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

Идеи поликультурного воспитания не получают сколько-нибудь масштабного выхода в практику. Педагогические проекты, которые имеют в виду эти идеи, отодвигаются на задний план. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия, направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Перспективы поликультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно. Власти предпочитают ограничиваться декларациями, за которыми следуют малозначимые практические меры. К подобным декларативным документам относится, к примеру, доклад департамента образования Великобритании «Образование для всех» (1985), где провозглашена политика плюрализма, направленная на сохранение оригинальных культур национальных меньшинств и осознание принадлежности к этим культурам.


Доклад на тему:

«Поликультурное воспитание школьников»

Цель процесса формирования полиязычной и поликультурной личности:

передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры - синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету.

Наша республика - один из немногих исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Республика Казахстан является государством, где установлен билингвизм: согласно Конституции РК, казахский язык является государственным, а русский ¬– официально-употребляемым, языком межнационального общения. Именно поэтому система образования республики характеризуется как система двуязычного образования, которая очень быстро трансформируется в полиязычную. Языковые цели современной системы образования республики сводятся к следующему: полиязычие и поликультура; понимание и гармония между различными языковыми и культурными группами; овладение в совершенстве другим языком и повышение профессиональных шансов учащихся на международном уровне.
В своем Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что достичь уровня конкурентоспособной страны Казахстан сможет лишь в том случае, когда будет отвечать всем требованиям мирового сообщества, а именно: соответствовать всем стандартам, принятым в мире. Это относится и к образованию, и экономике. Добиться признания мирового сообщества наше государство сможет, создав все условия для формирования полиязычной и поликультурной личности. Реализовать в полной мере процесс формирования такой личности сможет лишь профессионально подготовленный педагог. Таким образом, роль педагога - одна из самых важных в воспитании нового поколения, соответствующего современным требованиям. Необходимо подготовить специалистов, способных воспитать полноценную, всесторонне развитую личность, знающую несколько языков, прекрасно ориентирующуюся в разной культурной среде.
Взаимосвязь языка и культуры несомненна, несомненно и их соизучение, основная цель - понимание ценности каждого языка и культуры. Овладение межкультурной коммуникацией - постепенный процесс, требующий больше времени и подготовки, в условиях современной школы может быть решения путем интеграции культуроведческих сведений из различных областей знаний.
Конечный результат работы школ во многом соответствует той модели современного молодого человека, которую некогда обрисовал Владимир Константинович Бацын: «В идеале из ребенка должен вырасти Человек компьютерной эпохи, умеющий добывать любую информацию, знающий три языка, один из них желательно восточный. Этот человек должен уметь контактировать с людьми разных культур».
Перед коллективами педагогов необходимо ставить задачу формирования культуры мира, которая представляется нам как целостная система, состоящая из двух звеньев:
- развитие национального самосознания учащихся на базе своей культуры и языковой среды;
- овладение достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей.
Подытоживая сказанное, можно выделить следующие положительные результаты межкультурного образования:
- формируется и развивается культурологическая компетенция учащихся (умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты);
- расширяется страноведческий кругозор (знание дополнительных сведений о стране изучаемого языка, обычаях, традициях, известных людях, современных политических и культурных событиях);
- четко проявляется мотивация изучения языков, связанная с будущей профессией;
- повышается общая культура (в том числе коммуникативная).

Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.

Применение данной концепции влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой систему взглядов на процесс нравственного воспитания младших школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания.

Дети уже младшего школьного возраста должны понимать, что нет «больших» и «малых» народов, нельзя выбирать себе друзей по цвету волос, глаз, кожи. Национальной исключительности быть не может, ибо терпимость, уважение, понимание других, равенство-это признак гражданского общества, это толерантность.

Процесс формирования нравственной основы личности на современном этапе развития образовательной политики включает в себя решение вопросов синтеза религиозного, исторического, морально-духовного и нравственно-эстетического воспитания; разработки психолого-педагогических условий формирования толерантности, способов воспитания нравственной культуры личности в поликультурной среде.

Формирование социальных и этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителей разных национальностей.
Формирование у детей этнического сознания, культуры межэтнических отношений может осуществиться на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.

Нравственное воспитание в поликультурном обществе имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности и внеурочной деятельности.

В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может служить основанием для создания передового, прогрессивного. Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё А.В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.

Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Дети уже младшего школьного возраста должны понимать, что нет «больших» и «малых» народов, нельзя выбирать себе друзей по цвету волос, глаз, кожи. Национальной исключительности быть не может, ибо терпимость, уважение, понимание других, равенство-это признак гражданского общества, это толерантность.

Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер.

Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Наиболее эффективные направления и методы приобщения школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии, используемые в образовательном процессе, включают в себя: воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях; приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этно-социума через родной язык и культуру; приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям и гуманистической культуре межнационального общения; создание условий для самореализации личности ученика в социуме.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.

Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной.

В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, когда стоит вопрос о совмещении национальных ценностей Востока и Запада, когда идет переосмысление целей и задач образования и мы понимаем, что действующее содержание образования не удовлетворяет в достаточной мере потребностям социума, возникают и широко обсуждаются новые парадигмы образования и все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, культурологический подход, социокультурная компетентность и другие. Что означает «поликультурное воспитание»?

Идеи поликультурного воспитания зародились в Америке в середине 1960-х годов и носили название «полиэтнического образования». Однако спустя десятилетие некоторые исследователи стали использовать в своих работах термин «поликультурное образование» , который прочно вошел в научный оборот. Первое определение термина «поликультурное образование» было дано в «Международном словаре по педагогике» в 1977 г. как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» .

На сегодняшний день существует несколько теоретико-методических направлений: формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности, изучение этнопедагогического аспекта в поликультурном воспитании и, соответственно, несколько подходов к трактовке этого понятия. Поликультурное воспитание - это:

Способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях

Альтернатива интернационального воспитания, означающая « интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим» ;

Подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантностй;

Формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей .

Поликультурный характер образования включает в свой состав следующие компоненты: воспитание гражданственности и готовность к активному участию в жизни общества, способствование постоянному развитию общества, демократии; понимание, сохранение, усвоение локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма; воспитание у детей способности защитить и преумножить социальные ценности, формирующие основу демократического общества; развитие и совершенствование образования на всех уровнях, включая подготовку учителей, повышение их квалификации.

Реализация реформы поликультурного воспитания предусматривает решение следующих стратегических задач, реализующих идею интеграции этого типа образования в единое образовательное поликультурное пространство на глоболокальном уровне: обновление содержания образования, ориентация на ценности гражданского общества, идей информационной педагогики и поликультурного образования; педагогические средства повышения качества образования, предполагающего переход к международным стандартам образования через повышение методологического уровня преподавания и учебно-исследовательской работы, усвоение педагогами образовательных учреждений передовых достижений в соответствующих областях педагогики. Это означает, что одним из важных средств воспитания стало создание системы целенаправленного взаимодействия всех институтов социума и школы в поликультурном образовательном пространстве. Социально-педагогическая деятельность педагогов на современном этапе является детерминирующей во взаимодействии различных субъектов поли культурного образовательного пространства.

В этой связи, поликультурные образовательные учреждения рассматриваются нами как локальное социально-педагогическое образование, являющееся модулем целостного поликультурного образовательного пространства. Образовательные учреждения - это культурологическое пространство совместной жизнедеятельности учителей и учащихся, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, образовательного и личностного. Детский сад, школа, колледж, университет - это организации, обеспечивающие педагогическую поддержку адаптации личности в поликультурной среде; научно-теоретическая площадка по внедрению технологий поликультурного образования.

Исходя из приведенной характеристики поликультурного образовательного пространства, следует признать, что для современных образовательных систем содержание поликультурного воспитания, любого института образования, должно отвечать таким критериям, как:

Отражение в учебном материале гуманистических идей ;

Характеристика уникальных этнических, национальных, самобытных черт в культурах народов определенного государства и мира;

- раскрытие в культурах народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;

Приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях;

Гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка;

Демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;

Толерантность, терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;

Компетентность, т.е. необходимость формирования особых способностей учителя и учащихся по овладению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе;

Базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить культурологический подход.

Проблема поликультурного образования на мировом, региональном и федеральном уровнях не только является актуальной, но и отражает реальную действительность, обладает тенденцией к развитию. Вот почему разработка содержательных характеристик данного педагогического феномена приобретает сегодня особую значимость, что предусматривает обоснование функций поликультурного образовательного пространства, разработку психолого-педагогических основ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

Казахстан, являясь многонациональной страной, на территории которой мирно существует около 130 национальностей, не мог не отреагировать на новое направление педагогической мысли. В 90-х годах прошлого века были разработаны новые концепции образования, в том числе и концепция этнокультурного образования, в которой дается подробное определение поликультурной личности. Согласно данной концепции, «поликультурная личность - это индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира .

Это определение как нельзя лучше дает нам представление о том, каким должно быть новое поколение. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда большинство детей с раннего детства изучают два языка (как правило, родной и государственный), знают обычаи и традиции, как минимум, двух народов, в Казахстане не стоит вопрос о воспитании толерантности. Полиязыковые личности, то есть люди, владеющие двумя и более языками, свободно переключающиеся с одного языка на другой, знающие и уважающие культуру того народа, на языке которого они говорят, не могут относиться друг к другу нетерпимо или с ненавистью. Поэтому поликультурное воспитание в Казахстане имеет несколько иные приоритеты, чем воспитание уважения и терпимости друг к другу.

Таким образом, условия в современном Казахстане идеально подходят для воспитания поликультурной личности, целью, которой является повышение уровня своей собственной культуры в целом: культуры общения, культуры речи, культуры умственного труда. Дальнейшая разработка методики использования вышеназванных средств на уроках иностранного языка в формировании поликультурной личности представляется современной и актуальной

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!