Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.
Найдите, какой тип школы-интерната наиболее подходит для вас. Колледж-Подготовительные школы-интернаты. Подготовительные школы-интернаты в колледже основной задачей является подготовка студентов к академическим суровым условиям жизни колледжа. Если вы, как правило, хорошо мотивированный студент, стремящийся преуспеть и изучать новые возможности, это тип школы-интерната, которую вы ищете. Обратите внимание на то, что в нескольких школах-интернатах в колледже также учатся студенты с различиями в учебе или.
В школах-интернатах в колледже есть дополнительные различия между школами. Профессиональные школы искусств - эти школы специализируются на том, чтобы помочь студентам обучаться и стать художниками в самых разных областях, таких как музыка, изобразительное искусство, театр, балет и творческое письмо. Студенты готовы к поступлению в традиционные колледжи или специальные школы, такие как музыкальные консерватории. Просмотрите список. Религиозные школы-интернаты - эти школы уделяют особое внимание определенной религии и духовному росту. Просмотреть список. . Младшие школы-интернаты предлагают возможности для посадки для учащихся 8 классов или ниже.
Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.
Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Обратите внимание, что в некоторых школах-интернатах основное внимание уделяется младшему пансиону, в то время как в других школах предлагаются как младшие, так и колледжские классы. В этом кратком видео Ким Лофлин объясняет, почему младшая школа-интернат может стать прекрасным образовательным вариантом для вашего ребенка.
Терапевтические школы-интернаты предназначены для студентов, которые испытывают трудности в традиционной школьной обстановке. Такие ученики иногда называют «проблемными подростками» или «борющимися подростками»; поэтому терапевтические школы-интернаты иногда называют «школами-интернатами для проблемных подростков» или «школами-интернатами для борьбы с подростками».
Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют:
Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.
Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).
По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.
Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).
Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.
Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.
Особенности обучения по речевой программе (5 вида):
1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.
2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.
3. Наполняемость классов 7-12 человек.
4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.
5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).
6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».
7. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
8. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.
Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):
1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.
2. Наполняемость классов 7-12 человек.
3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).
4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.
5. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
6. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).
7. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.
В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.
Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.
Цель психологического сопровождения классов С(К)К:
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Основные направления психологического сопровождения учащихся С(К)К обусловлены особыми образовательными потребностями детей с ЗПР:
- Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся С(К)К специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
- Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
- Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
- Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Программа рассчитана на три года обучения (начальная школа) и состоит из четырех основных этапов.
Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Основное содержание работы первого этапа:
- совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
- развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
- расширение общего кругозора;
- формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы:
- развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
- формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
- развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
- коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.
Третий этап – на развитие коммуникативных умений. Четвероклассники – это завтрашние подростки. Проблема общения становится (или станет в ближайшее время) актуальной и как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности. Поэтому работа, организуемая на занятиях третьего блока, поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненным.
- формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
- развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
- развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Четвертый этап – реализуется на протяжении трех лет обучения и направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Необходимость проведения работы в данном направлении обусловлена состоянием здоровья современных школьников.
Основное содержание работы:
- проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике;
- внедрение и использование современных здоровьесберегающих технологий: метода игрового биоуправления и саморегуляции “ИБИС”, программы “БОС – здоровье”. В ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
- Системность и последовательность.
- Индивидуально-дифференцированный подход.
- Максимальное использование игровых методов обучения.
- Психологическая безопасность.
Структура занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Примерная структура коррекционно-развивающего занятия: |
||
1. | Ритуал приветствия. | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой |
2. | Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) | Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения |
3. | Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). |
4. | Рефлексия занятия – оценка занятия. Арт-терапия, беседы. | Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали). |
5. | Ритуал прощания. | По аналогии с ритуалом приветствия |
Важным аспектом реализации программы сопровождения С(К)К является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.
Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами. Приложение 1.1
I Этап | ||
Направление работы | Содержание работы | Кол-во часов |
Раздел I “Давайте поиграем!” Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива. |
Занятие 1.
Способствовать сплочению
детского коллектива, учить детей понимать
чувства других, оказывать поддержку и
сопереживать. Занятие 2-3. Обучение детей эффективным способам общения. Занятие 4. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу. Занятие 5. Сплочение классного коллектива. |
5 часов |
Раздел II “Путешествие в Солнечный город” Цель: формирование положительной учебной мотивации |
Занятие 6. Формирование у детей
мотивации на совместную работу, способствовать
развитию навыков коллективного сотрудничества. Занятие 7-8. Формирование положительной учебной мотивации. |
3 часа |
Раздел III “Поможем Незнайке” Цель: развитие произвольного внимания и поведения. |
Занятие 9. Развитие произвольного
внимания и произвольности движений. Занятие 10-11. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Занятие 12. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. Занятие 13. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу. Занятие 14. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Занятие 15. Тренировка распределения внимания. |
7 часов |
Раздел IV “Письмо жителей Солнечного города” Цель: развитие мнемических способностей детей. |
Занятие 16-17. Развитие объема
кратковременной оперативной памяти Занятие 18-19. Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Занятие 20. Развитие ассоциативной памяти. Занятие 21-22. Обучение способам эффективного запоминания. |
7 часов |
Раздел V “Знайкина олимпиада” Цель: развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации |
Занятие 23. Развитие логического и
понятийного мышления. Занятие 24. Развитие логического мышления и сообразительности. Занятие 25-26. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения. Занятие 27-28. Развитие умения обобщать и находить противоположности. Занятие 29-30. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. |
8часов |
Раздел VI “Путешествие в Вообразилию” Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей. |
Занятие 31. Упорядочить представления
детей о том, что такое воображение и фантазия. Занятие 32. Развитие навыков совместной творческой деятельности. Занятие 33-34. Развитие воображения учащихся. |
4 часа |
II Этап |
||
Раздел I “Удивительный мир эмоций и чувств” Знакомство с чувствами и эмоциями, Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами; Формировать умение различать и принимать эмоции других людей; Обучать приемам регуляции и саморегуляции. |
Занятие 1-2. “Мир эмоций”.
Занятие 3. “Радость”. Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке. Занятие 4. “Удивление”. Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов. Занятие 5. “Грусть”. Познакомить детей с эмоцией; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию. Занятие 6. “Гордость”. Занятие 7. “Страдание и печаль”. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое отношение. Занятие 8. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение. Занятие 9. “Отвращение”. Занятие 10. “Гнев”. Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность. Занятие 11. “Вина и стыд”. Занятие 12. “Страх”. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение Занятие 13. “Интерес”. Продолжить знакомство детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности. Занятие 14-20. “Большое путешествие в страну сказок и приключений” Закрепить знания детей об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; учить сопереживать героям, обучать приемам регуляции и саморегуляции. |
20 часов |
Раздел II “Умею ли я владеть собой?” Цель: обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций. |
Занятие 20-25. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую. | 5 часов |
Раздел III “Веселое путешествие” Цель: коррекция индивидуальных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы. |
Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей в соответствии с выявленными проблемами. | 5 часов |
III Этап Реализация программы Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачкова “Психологическая азбука”. Начальная школа (Третий год обучения). |
||
Раздел I “Учимся сотрудничать” |
Занятие 1. “Как и почему начинаются
ссоры?”
. Мотивировать учащихся на осмысление
причин своих ссор, развивать навыки
взаимодействия и сотрудничества. Занятие 2. “Качества, важные для общения” . Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения. Занятие 3. “Какие мы в общении?”. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей. Занятие 4. “Я – общительный или замкнутый?”. Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов. Занятие № 5. “Свои и чужие”. Развивать толерантное отношение к окружающим. Занятие № 6. “Девчонки = мальчишки = …?”. Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения. Занятие № 7 “Друзья и недруги”. Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим. |
7 часов |
Раздел II “Тайны дружбы” |
Занятие 8. “Дружба – это…?”.
Содействие осмыслению ценности дружеских
отношений между людьми; развивать навыки
совместной деятельности. Занятие 9. “Правила дружбы”. Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. Занятие 10-11. “Мы – дружная команда!”. Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде. Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения. Занятие 12. “Как мы все похожи!”. Показать ценность сходных характеристик людей; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. Занятие 13. “Какие мы все разные!”. Показать ценность различий между людьми, содействовать осознанию учащимися своих ценностей. Занятие 14-15. “Скажи мне, кто твой друг…”. Помочь каждому ученику осознать себя как друга и отношение одноклассников к нему. |
8 часов |
Раздел III “Поддержка в общении” |
Занятие 16. “Комплимент – это…”.
Показать значение комплимента для поддержания
комфортных взаимоотношений, способствовать
актуализации чувства самоценности и
самоуважения учащихся. Занятие 17. “Что другие ценят во мне и, что я ценю в себе?”. Мотивировать учащихся на самораскрытие и содействовать осознанию ими собственных достоинств, способностей, достижений. Занятие 18-19. “Давайте говорить друг другу комплименты!”. Обеспечить каждого учащегося минимумом психологической поддержки. Занятие 20. “Ребята, давайте жить дружно!”. Заключительное занятие. |
5 часов |
Раздел IV “Непредсказуемая мозаика” , |
Психологическая игра. Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. |
3 часа |
Диагностические процедуры в программе.
Класс | Диагностический инструментарий | Цель |
2 класс | - методика Э.Ф.Замбицявичене
(сокращенный вариант, первая серия) “Определение
уровня умственного развития младших
школьников”; Методика “Таблицы Шульте”; Методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р.Лурии; |
- изучение уровня умственного развития
учащихся и определение их актуального состояния; Оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости; Изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания. |
3 класс | - методика “Цветовой тест М.Люшера”; - проективный тест “ДДЧ”; - методика “Прогрессивные матрицы Равенна”; - рисуночная проективная методика “Школьная тревожность” А.М.Прихожан; |
- оценка психо-эмоционального состояния
учащихся; - изучение личностных особенностей школьников; - определение особенностей развития невербального интеллекта учащихся; - диагностика уровня школьной тревожности учащихся; |
4 класс | - “Диагностика структуры интеллекта”.
Тест Д.Векслера; - методика “Личностный опросник Кеттелла” (модификация Л.А.Ясюковой); - анкета “Эмоционально-психологический климат класса”; - Социометрия классного коллектива. |
- определение уровня интеллектуального
развития школьников; - изучение личностных особенностей младших школьников; - изучение эмоционально-психологического климата классного коллектива; |
Литература:
- Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
- Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
- Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.
- Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
- Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
- Залевский Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.
- Ледина В.Ю.ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.
- Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
- Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
- Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.