Логопедия дома. Что понадобится для выполнения комплекса? Как вовлечь ребенка в совместную деятельность и побудить к участию в диалоге

Вс, 27/09/2015 - 00:00

Описание:

В своей практике я не раз слышала от огорченных родителей, что им бывает трудно организовать структурированные логопедические занятия дома, и это побудило меня написать статью, которую я сегодня представляю вам. Очень надеюсь, что она поможет вам организовать общение, лучше понять своего ребенка, узнать его интересы и, самое главное, послужит дальнейшему его речевому развитию.

Какая польза логопедии у взрослых?

Они также консультируют родителей и других иждивенцев и принимают меры предосторожности. Речь, речь, голос и расстройства глотания часто вызваны повреждением головного мозга у взрослых. Кроме того, существует множество других заболеваний, которые могут повлиять на речь и речь.

В каких областях применения логопедия имеет место у детей и подростков?

Наиболее важными и наиболее часто встречающимися логопедическими нарушениями являются. Афазия: Афазия - это так называемое центральное расстройство речи, вызванное повреждением головного мозга. Характерно, что все области языка затронуты, хотя и в разной степени: речь, понимание языка, извлечение слов, грамматика, чтение и письмо. У пострадавших пациентов нарушается планирование моделей движения, требуемых для речи. Кроме того, речевая мелодия и ритм изменяются, так что произношение часто трудно понять. Если, кроме того, дыхание и формирование голоса в гортани нарушены, что часто бывает так - эксперты говорят о дизартрофии. Дисфония и горло-кусание являются типичными признаками функциональной дисфонии. Симптомы возникают из-за того, что затронутые лица используют свое дыхание и голографическую гортань неправильно или, по крайней мере, недостаточно экономически. Но также воспаление, паралич и злокачественные опухоли могут привести к тому, что органы настройки не работают должным образом, вплоть до отказа голоса. В этом случае это органическая дисфония. Дисфагия: Инсульт ласточки особенно часто нарушается после инсульта. Дальнейшими возможными триггерами дисфагии являются операции и облучение злокачественных опухолей в области шеи и рта. В зависимости от степени глотания потребление пищи и потребление жидкости могут быть еще более затруднительными. Поэтому они выпускают звуки, добавляют их или говорят в неправильном порядке. . Когда дети и подростки нуждаются в логопедическом лечении, это может иметь много разных причин, как и у взрослых.

Дата публикации:

26/02/12

В своей практике я не раз слышала от огорченных родителей, что им бывает трудно организовать структурированные логопедические занятия дома, и это побудило меня написать статью, которую я сегодня представляю вам. Очень надеюсь, что она поможет вам организовать общение, лучше понять своего ребенка, узнать его интересы и, самое главное, послужит дальнейшему его речевому развитию.------

Как проводится логопедическое лечение?

Нарушения развития языка: первые отдельные слова, затем короткие предложения, с тремя-четырьмя годами основные принципы грамматики - понимание речи и языка развивается у детей по определенной схеме. Кроме того, у детей с расстройствами развития языка есть повышенный риск развития слабости орфографии. Нарушение сочленения: наиболее популярным примером нарушения сочленения является шелушение. Однако звуковые образования, характерные для возмущений сочленения, могут также относиться к другим звукам. Нарушения вокала: как и у взрослых, симптомы, с которыми сталкиваются дети с вокальным расстройством, включают хриплый, грубый голос и вокальную потерю. Нарушения слуха: если дети не могут плохо слышать или вообще не слышать, развитие речи часто задерживается. Часто затрагиваются способность говорить, концептуализация и понимание языка. Так как проблемы возникают в результате другой болезни - в данном случае расстройства слуха - тогда в фахджаргоне говорят о вторичной речевой и речевой тревоге. Функциональные расстройства во рту и лице: например, у детей с врожденными пороками развития, таких как губная челюсть, поражаются. Кроме того, нарушения произношения мышц, участвующих в речевом процессе, вызванные, например, смещением зубов или челюстями, также влияют на произношение. Нарушения речевого потока: нарушения речевого потока могут быть замечены громким, слоговым и повторением слов. Самый известный пример - заикание, что не редкость для взрослых.

  • Отдельные шаги должны выполняться в течение определенного периода времени.
  • Этот процесс задерживается проблемой языкового развития.
  • Вот почему это часто встречается вместе с девиантным проглатыванием у детей.
В начале логопедического лечения - будь то в больнице, реабилитационной клинике или амбулатории в практике - всегда есть подробный диагноз.

Наши специалисты проводят логопедические консультации для детей и их родителей как на базе центра Даунсайд Ап, так и на форуме. По окончании каждой консультации мы даем рекомендации относительно того, как заниматься с ребенком дома, как помочь ему развивать новые и закреплять уже освоенные навыки. Но по прошествии некоторого времени мы часто слышим огорченные высказывания родителей о том, что занятия как таковые организовать дома очень сложно. Дети привыкли к тому, что дома можно играть, смотреть мультфильмы, заниматься любимыми делами, но как только вопрос касается проведения структурированного логопедического занятия, они начинают капризничать, баловаться, и договориться с ними становится очень трудно. Обычно в таких случаях взрослый предлагает: «Идем заниматься!», в ответ на это малыш может произнести: «Да», «Нет», «Не хочу», «Идем». Взрослому легче понять малыша, который умеет говорить, который может в устной форме выразить свои желания и потребности. Но родители детей, которые еще не умеют говорить, сталкиваются с большими трудностями. Здесь приходится ориентироваться исключительно на невербальные сигналы ребенка: мимику, интонацию, жесты. Они становятся ведущими носителями информации о желаниях малыша.
Отметим, что как в повседневной жизни, так и при организации логопедического занятия с неговорящим ребенком, взрослый должен соблюдать некоторые условия, предъявляемые к его собственной речи и манере общения. Если мы ориентируемся на невербальные сигналы малыша, то соответственно и взрослый должен их активно использовать.
Логопедическое занятие имеет свои цели и задачи, для реализации которых необходимо выполнять те или иные упражнения, а это требует и от взрослого, и от ребенка определенной усидчивости, концентрации внимания, положительного настроя. Соблюсти все это порой бывает нелегко, особенно когда у родителя был трудный день на работе, а у ребенка много занятий в саду или другом дошкольном учреждении. Следует упомянуть и о сложностях, которые связаны с необходимостью выделить достаточно времени для тех или иных заданий. А порой случается так, что малыши не воспринимают своих близких как строгих учителей и начинают капризничать при виде стола и коробки с дидактической игрой. Так что же в этом случае предпринять? Каким образом должны действовать родители, чтобы в домашних условиях организовать занятие, направленное на речевое развитие ребенка?

С помощью различных тестов логопед исследует, какая область речи нарушена и в какой степени. Вместе с медицинскими заключениями и результатами предварительных обследований тесты составляют основу концепции терапии, которую логопед разрастается индивидуально для каждого пациента.

Здесь логопеды прибегают к широкому спектру методов лечения. Он варьируется от конкретных языковых упражнений, разработки определенных методов речи, голоса и глотания, дыхательных упражнений, моторных приемов и методов передвижения, повторения звуков и песен и работы со специальными компьютерными программами. Важнейшим компонентом логопедического лечения является детальное консультирование пациентов и членов семьи о причинах и последствиях их расстройства, а также о необходимых терапевтических мерах и, по возможности, также дать рекомендации по их собственному обучению.

1. Как выбрать подходящее время

Мы убеждены, что некоторые учебные задачи гораздо легче решить, когда они встроены в бытовую деятельность или игру. К занятию, как и любому виду деятельности, легче привыкнуть, если оно проводится изо дня в день в одно и то же время. По нашим наблюдениям, особенно трудно бывает организовать проведение артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Это связано с тем, что дети, не привыкшие к таким видам деятельности, не разрешают взрослому прикасаться к своему лицу и нарушать личное пространство. Отказ ребенка может быть вызван разными причинами, например, повышенной чувствительностью к телесным ощущениям или тем, что ему приходится знакомиться с новым видом деятельности. Чтобы малыш быстрее привык и легче принял эти упражнения, их также необходимо включить в режим дня. Артикуляционную гимнастику можно попробовать выполнять утром, до или после умывания и чистки зубов; логопедический массаж можно делать, когда ребенок лежит, т.е. когда он просыпается после ночного или дневного сна. Рассматривание книг и чтение сказок можно организовать в моменты меньшей двигательной активности ребенка, в частности, после дневного сна или перед ночным сном. Очень важно сначала понаблюдать за ребенком и определить, когда он активен, когда у него хорошее настроение, когда расположен к спокойным играм, когда может быть более сосредоточенным. Именно тогда следует уделить внимание дидактическим играм. Обычно ребенок более активен в первой половине дня в утренние часы, Это подходящее время для занятий.

Это важно не в последнюю очередь потому, что логопедическое лечение часто занимает много времени и требует много терпения и самостоятельности от пациента и его семьи. Как быстро достигается желаемый результат лечения, зависит от нескольких факторов: например, терапевтических целей, типа и тяжести расстройства и сотрудничества пациента. Однако, даже если это занимает больше времени, речевая терапия почти всегда может исправить или хотя бы улучшить жалобы пострадавших.

В зависимости от степени глотания, потребление пищи и потребление жидкости могут быть еще более сложными. Однако звуковые образования, характерные для нарушения артикуляции, могут также влиять на другие звуки. У большинства детей приобретение языка почти самоочевидно, быстро и легко. Но расстройства речи в возрасте ребенка в настоящее время увеличиваются. По оценкам экспертов, около 10% в год страдают от специфических проблем, связанных с развитием языка, которые необходимы для лечения. Обычно, как родитель или наставник, вы первый заметили ребенка, который меньше, неточен или ошибочен, по сравнению с его или ее возрастом, и хотите что-то сделать с этим.

2. Как приступить к занятию

Перед тем как начать заниматься, ребенка нужно предупредить о предстоящей деятельности. Для этого можно использовать любой символ или звуковой сигнал. Если малыш не откликается на речевую инструкцию, что бывает достаточно часто у безречевых детей, необходимо ввести символические обозначения начала и окончания занятия, например, звуковой сигнал. Постучите в барабан, привлеките внимание ребенка (он или оглянется или сразу подойдет к вам), тогда подзовите его к себе жестом и скажите: «Иди сюда», «Будем заниматься». Если ребенок не откликается на сигнал, нужно подойти к нему, взять его за руку или плечо, присесть перед ним, чтобы ваше лицо оказалось на уровне его лица. Тогда он сможет «увидеть» вас и обратить на вас внимание.
Ребенку легче вспомнить, что такое занятие, если ему дать наглядную подсказку. Покажите ребенку фотографию (её нужно предварительно сделать), где изображено, как он выполняет с вами задание, или покажите саму игру. Хорошо, если то, что нужно для игры, находится в коробочке, которой можно потрясти и пошуметь, этим также можно привлечь и удержать внимание малыша.
Первое время ребенку, конечно же, будет трудновато, т.к. меняется привычный уклад, но постепенно малыш привыкает, что каждый день в одно и то же время мама или другой близкий человек организует занятие. Причем оно может проходить как на полу, так и за столом. Все зависит от задач занятия.

Помимо или параллельного возможного логопедического лечения, вы можете помочь своему ребенку через речевое поведение в повседневной жизни в процессе речевого обучения. Взрослые обычно ведут себя интуитивно «говорящими» о маленьких детях. Они адаптируют свой речевой уровень и язык к языковому развитию ребенка и предоставляют ему автоматически лингвистические стимулы, которые способствуют дальнейшему развитию. Иногда эти интуитивные знания также разливаются или теряются. Поэтому многие родители и преподаватели часто чувствуют себя небезопасно, когда занимаются лингвистическим развитием отсталых детей или хотят использовать их средства более целенаправленно и сознательно.

3. Как вовлечь ребенка в совместную деятельность и побудить к участию в диалоге

Очень часто родители рассказывают, что ребенок не соглашается на совместные действия и игры. Малыш может в течение длительного времени просто перекладывать игрушки, и отвлечь его от этого занятия невозможно. В этом случае постарайтесь сначала присоединиться к тому, чем занимается ребенок, поддержите его действия и затем постепенно направьте их в русло той деятельности, которую запланировали вы. Например, бросает малыш игрушки, которые вы ему предлагаете для занятия. Не расстраивайтесь, покидайте игрушки вместе с ним. Поставьте металлическую кастрюлю (у деятельности должна быть цель, в данном случае – попасть в кастрюлю), чтобы при падении игрушки раздавался звук. Сопровождайте бросок восклицанием: «Бах!». И именно такой поддерживающей игрой вы привлечете внимание малыша, а дальше можно постепенно, крохотными шагами, эту игру усложнять и направлять. Например, поставить ёмкость дальше и постепенно перемещать её в пространстве, чтобы ребенок начал больше двигаться. Чем больше ребенок двигается, тем быстрее и лучше он ориентируется в ситуации. Это будет помогать ему понимать взрослого человека, и адекватно реагировать на его просьбы и поручения.
Если ребенок еще не научился говорить, используйте для занятия больше игрушек или реальных предметов, чтобы он мог выполнять с ними действия. Он должен сначала познакомиться с предметом, узнать фактуру его материала, он может взять этот предмет в рот, чтобы лучше его ощутить. Ребенок должен научиться выполнять с ним различные действия (например, ложкой можно копать песок, снег, переливать воду, есть), чтобы у него появился опыт взаимодействия с предметом. Сопровождайте свои слова жестами. Если малыш научится повторять ваши действия с предметами, копировать их, подражать вам, у него появится возможность подражать вашим жестам. Он научится использовать жесты для общения.
Во время занятия старайтесь не раскладывать на столе или на полу сразу все игрушки, необходимые для занятия. Ребенок будет отвлекаться. Оставьте в поле его зрения только те предметы, которые нужны для конкретной игры, а остальные можно сложить в коробку и накрыть платком.
Мы уже не раз писали, что развитию детей с синдромом Дауна присущи определенные особенности, в частности, у них задерживается развитие спонтанной речи. Для того чтобы появилась речь, нужен мотив. Если малыш самостоятельно может вымыть руки, вытереть их полотенцем или сам берет тряпку и вытирает стол, то возникает вопрос «Где он должен использовать речь?» В перечисленных ситуациях, она ему не нужна. Но если мы обратим внимание ребенка на то, что он делает и что ему для этого нужно, мы уже вызовем его на диалог. Старайтесь предоставлять ребенку выбор: «Ты хочешь эту игру или эту?» и покажите игры, которые вы держите у себя в руках. Пусть ребенок назовет или обозначит свой выбор доступным образом. Если малыш не называет и не указывает на игру, дайте ему образец: «Эту?» и сопроводите слово указательным жестом. Дождавшись утвердительного знака ребенка, начните играть в указанную игру.
Нам важно, чтобы ребенок захотел разговаривать. Для этого нужно правильно организовать среду, в которой будет проходить занятие. Если мы хотим, чтобы у ребенка появились первые краткие эмоционально окрашенные слова, значит, в поле его зрения должны находиться простые игрушки, с которыми вы можете организовать эмоционально насыщенную игру (мячики, кубики, платочек, куколка, мишка), но не карточки с лото. С ребенком обязательно надо обыгрывать такие предметы, научить его с ними играть. Покажите, как из кубиков строится башня, потом вместе её сломайте. Такие игры очень нравятся детям, т.к. они просты и предполагают появление определенного эффекта (шум при падении кубиков). Игру следует сопровождать короткими славами, выражающими яркие эмоции: «АХ», «ОП», «АЙ». Главное, ребенка необходимо вовлечь в деятельность с этими игрушками или предметами. Без деятельности не будет и речи. Согласитесь, ведь если у вас отсутствует общее дело, о чем тогда можно поговорить с ребенком?
Ваше общение на занятии должно осуществляться в форме диалога. Здесь следует соблюдать и более медленный темп говорения, и лаконичность речевого высказывания (например: «Дай мяч»); здесь должны присутствовать и жесты, и паузы, позволяющие ребенку дать ответ. Мы обязательно должны дожидаться его ответной реакции на произнесенные слова. Это может быть и просто взор, обращенный к вам, и мимическая реакция, а может быть, слово или жест. Таким образом, мы сможем определить, услышал ли нас малыш, понятна ли ему наша фраза.
Во время занятия важно установить зрительный контакт с ребенком. Если мы будем обращаться к нему, не дождавшись его взгляда, то речь может стать для него просто фоном, и малыш не обратит на неё внимание. Во время зрительного контакта, у ребенка появляется возможность считывать и копировать вашу артикуляцию, а это поможет ему в дальнейшем, когда она будет пытаться произносить звуки.
Огромное значение для неговорящего ребенка имеют жесты. Именно они помогают обозначать или уточнять названия предметов и действий. Напомним непременные условия использования жестов. Во-первых, жест всегда должен сопровождаться словом, пусть даже простым. Во-вторых, ребенку следует не только самому использовать жесты; он должен также видеть их, т.е. вам необходимо тоже использовать их для прояснения слова или фразы.

Следующие примечания дадут вам предложения о том, как продвигать лингвистическое развитие вашего ребенка и тем самым поддерживать речевую терапию. Однако имейте в виду, что в случае серьезных расстройств развития речи, одного только стимулирования речи недостаточно, чтобы догнать лингвистическое отставание, а затем обратиться за профессиональной помощью. Также создайте «союзников» и передайте эти заметки родственникам и друзьям, чтобы их поведение также поддерживало речевое и языковое развитие вашего ребенка.

С ребенком всегда возвращайтесь на свой остров общего языка. Ваша повседневная жизнь наполнена множеством задач и обязательств, а также потребностями других членов семьи и ваших потребностей, поскольку родители оправданы. Поэтому нельзя допускать ребенка в любой ситуации. Тем не менее, вы можете включить небольшие острова в движущуюся повседневную жизнь, где общение на высшем уровне с вашим ребенком находится на переднем крае. Эти языковые острова вполне могут быть недолговечными. Ищите моменты, в которых вы можете посвятить себя своему ребенку с миром и безмятежностью и следить за своим родным языком.

4. Какой должна быть продолжительность занятия

Вы самые близкие люди для вашего малыша, вы лучше всех знаете, какое у него настроение, что ему нравится, а что не нравится. Если вы видите, что ребенок устал, можно предложить ему другой вид деятельности, чтобы он отдохнул. Даже если ваше занятие длилось около 5 минут, ничего страшного, постепенно вы сможете увеличивать время активного взаимодействия до 7 или 10 минут, и это тоже отличный результат. Вы можете предугадать поведение ребенка, если во время выполнения задания заметите изменения в его поведению Если малыш становится тревожным, опускает взгляд, вы всегда можете предложить более легкое задание, чтобы окончание занятия было успешным, и малыш не потерял интереса к нему. Если предлагаемое действие малышу не знакомо, кажется слишком сложным и непонятным, он уходит или раскидывает предметы, покажите сами это действие, продемонстрируйте ему, как можно строить башню из кубиков или катать на машинке мишку. Сопровождайте свои действия простыми звукоподражательными словами, это поможет ребенку понять действие, а в дальнейшем и повторить его.
Не бойтесь экспериментировать, пробуйте различные игры, предупреждайте малыша о предстоящих действиях понятным для него способом. Если что то не получается, не падайте духом, не волнуйтесь. Вы пробуете, это ваш опыт и опыт малыша, который в дальнейшем поможет лучше оценивать ситуацию. Не думайте, что у специалистов не бывает ошибок. Бывает так, что и нас дергают за волосы, чтобы лучше познакомиться, мы тоже ловим игрушки, которые бросает ребенок. Но все это помогает нам лучше понять ребенка и подобрать актуальные для его развития задания и игрушки, чтобы следующие занятия проходили успешней.
Очень надеемся, что данная статья поможет вам организовать общение и лучше понять своего ребенка, узнать его интересы и самое главное, послужит дальнейшему речевому развитию.

Прежде всего, выберите один или несколько пунктов из множества предложений, которые вы хотели бы реализовать при работе с вашим ребенком. Если вы можете это сделать, вы можете подобрать и применить дальнейшие предложения. Следуйте интересам и вниманию вашего ребенка. Условие предлагать язык вашему ребенку является оптимальным, когда ваше внимание и внимание ребенка направляются к одному и тому же предмету или предмету и имеют дело с одним и тем же. С вашим ребенком вы, как правило, хорошо знаете направление глаза.

Не призывайте своего ребенка к «медленной», «правильной» или «прекрасной» речи! Возьмите речевые тесты вашего ребенка, даже если они еще не идеальны. Ошибки в речи являются выражением «неспособности», а не злого намерения, лености или бессмысленности. Уделите больше внимания человеку вашего ребенка, а не ошибочному языку. Не позволяйте ребенку осознавать слабость языка, критикуя, исправляя или даже наказывая. Постоянные неудачи создают речевое давление, принимают радость от разговоров и могут даже вызвать страх говорить.

  • 88 просмотров

Статистика утверждает, что количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы значительно увеличилось.

Только в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка. Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша:

Вместо этого повторите ошибочные высказывания вашего ребенка в правильной форме, не предлагая вашему ребенку повторить. Преобразуйте высказывания ребенка и дополните их. Литературная имитация раздражает и время от времени утомляет детей. Ваш ребенок искажает слово - дайте ему правильное произношение снова. Ребенок: Дабл, пожалуйста! Реакция: Вы хотите вилку?

Ваш ребенок использует неправильный термин - дайте ему соответствующий термин снова. Реакция: Да, ослик похож на лошадь. Послушай, у него серое пальто и я-А. У вашего ребенка неправильная структура предложения - предложение предложения снова в правильной форме. Реакция: Да, лошадь может перепрыгнуть через забор. Благодаря этой форме так называемого улучшенного повторения вы подтверждаете заявление своего ребенка и показываете ему свое внимание. Ваш ребенок всегда слушает правильную лингвистическую форму и может лучше запоминать звуки, слова и предложения.

  • развитие связной речи,
  • грамматического строя речи,
  • правильного звукопроизношения.

Уважаемые родители, вы начали заниматься со специалистом или решили самостоятельно проводить домашние занятия по развитию речи.

Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка:

Специалист — Ребёнок — Родитель

Ваш ребенок может решить для себя, повторяет ли он правильное утверждение и повторяет его для себя. Таким образом, ваш ребенок не хочет постоянно улучшаться и сохраняет свое удовольствие в разговоре. Изучение родного языка не происходит, как лексика, изучающая иностранный язык. Дети не изучают новые слова и грамматические правила изолированно, но всегда в предложении и контексте. Поэтому постарайтесь «обвести» отдельные слова языком. Вместо того, чтобы просто указывать на утку и говорить «утка», вы можете сделать из нее немного истории. Слушай, утка, желтая утка.

Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно.

Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком:

  1. Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с трёхлетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от двух до четырёх лет.
  2. Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.
  3. Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия — например, задания с водой лучше или ванной.
  4. Длительность домашнего речевого занятия. Занятие с ребёнком раннего и дошкольного возраста длится до 30 минут. Со школьником можно заниматься от 30 до 45. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали.
  5. Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.

Структура домашнего речевого занятия

1. Организационный момент.

Ребёнку и Вам надо настроится на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдём в гости к звуку С» и так далее.

2. Артикуляционная гимнастика.

— это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.

3. Пальчиковая гимнастика.

  • Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого.
  • Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка.
  • Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики .

4. Дыхательная гимнастика.

У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.

5. Многократное произнесение звука (отдельное произнесение твёрдых и мягких).

Например «с — с-с», «сь — сь — сь» и другие звуки.

Упражнение «Заморозим пальчики» — подносим ко рту руки и пытаемся их «заморозить», при правильном произнесении звуков «С» и «СЬ» воздух должен быть холодный.

6. Многократное проговаривание слогов.

Например:

  • са-са-са
  • ас-ас-ас
  • аса-аса-аса

Так же с другими гласными.

Затем меняем слоги местами.

  • ас-ос-ус-ис
  • са-со-су

Позднее можно проговаривать со сменой слов:

  • сок-сом-сам
  • сом-сам-сок

7. Проговаривание слов со звуком в начале, конце, середине слова.

С утрированием, на данном звуке:

  • сссом
  • сссани
  • носсс

Звуки Ч, Ц – начинают со слов, где звук стоит в конце.

8. Составление, проговаривание словосочетаний с заданным звуком.

  • Сели в сани.
  • Санин сок.

9. Составление предложений с заданными словами.

  • Соня, сани, села, в. Соня села в сани.

10. Проговаривание чистоговорок и скороговорок с заданным звуком.

Пример: «Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?»

11. Счёт от 1 до 10, туда и обратно с добавлением слов, словосочетаний.

  • Один сок.
  • Два сока.
  • Пять соков.

12. Распространённое предложение.

Добавлять в предложение по слову.

  • Соня.
  • Соня села.
  • Соня села в сани.

13. Пересказ.

14. Дифференциация (отличение) звука от других.

Например: «С» от других звуков –

  • отдельно: с-з-с,
  • в слогах: са-за-са,
  • словах: коса-коза-коса и так далее.

Данный вид заданий добавляется позже, когда ребёнок уже хорошо произносит звук.

Кузьмина Елена Михайловна,
дефектолог-логопед,
Москва

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!