Белорусские национальные игры спорт. Белорусские национальные виды спорта, физические упражнения и игры

Подвижная игра - естественный спутник жиз­ни ребенка, источник радостных эмоций, обла­дающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Ра­дость движения сочетается с духовным обо­гащением детей. У них формируется устойчи­вое, заинтересованное, уважительное отноше­ние к культуре родной страны, создается эмо­ционально положительная основа для разви­тия патриотических чувств: любви и предан­ности Родине. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры. По содержанию все народные игры класси­чески лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характери­зуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности..

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан­ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художествен­ную прелесть, эстетическое значение и состав­ляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное на­строение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях когда детям необходимо разделиться на команды.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руковод­ства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, вообра­жение, добиваясь активного выполнения иг­ровых действий.



В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам; за дозировкой физической на­грузки, делает краткие указания, поддержи­вает и регулирует эмоционально-положи­тельное настроение и взаимоотношения играю­щих, приучает их ловко и стремительно дей­ствовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, доби­ваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьев­ка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно| ввести в ход игры неожиданно. Такой | прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного зна­комства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и со­держания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразитель­но. Воспитатель дает представление о ее со­держании, последовательности игровых дейст­вий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры сле­дует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспо­сабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из крити­ческого положения, быстро принимать реше­ние и приводить его в исполнение, прояв­лять инициативу, т. е. дошкольники приобре­тают важные качества, необходимые им в бу­дущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгла­димы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нрав­ственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и твор­ческой деятельности.

БЕЛОРУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА,ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ.

Азярот - народная игра с дугой для упряжки лошади. Играющие поочередно берут дугу за конец и свободным концом ударяют о землю так, чтобы она, спружинив, перелетела через азярот (приспособление наподобие широкой лестницы для просушки снопов, сена, гороха) высотой 7 - 8 м. Победителем считается тот, кто большее колич. раз подряд перебросит дугу через азярот. Игра проводится в дни национальных праздников.

Борьба да крыжа (до креста) - вид спортивной борьбы, напоминающий современную вольную борьбу. Борцам разрешаются захваты ног, подножки, подбивы, толчки. Кратковременное касание земли лопатками поражением не считается. Победителем считается тот, кто прижмет противника спиной к земле и удержит его руки разведенными в стороны.

Борьба на крыжы (крест-накрест) - вид спортивной борьбы, аналогичный русской борьбе в обхват. Противники обхватывают друг друга за поясницу и стараются свалить на землю. Подножки, подбивы и толчки запрещаются. Победителем считается тот, кто свалит противника на землю.

Гула - старинная народная игра. Играющие делятся на две равные партии - дружины. Колич. содругов (играющих) не ограничивается. Каждая дружина избирает большого, или "избранника",- наиболее сильного и выносливого игрока, к-рый метает в сторону противника гулу (каменное или железное ядро, в нек-рых местах колесо телеги). Содруги противной стороны, вооружившись кольями, стараются возможно раньше остановить гулу. С того места, где гула остановлена, избранник др. партии метает ее обратно. Более сильные дальше метают гулу, более ловкие содруги раньше ее останавливают. Игра продолжается до тех пор, пока одна из дружин не окажется за обусловленной чертой.

Зацеп - упражнение в перетягивании. Противники садятся за стол друг против друга и, зацепившись средними фалангами согнутых пальцев (чаще указательных), тянут каждый к себе. Разрешается свободной рукой упираться в стол. Победителем считается тот, кто разогнет палец противника.

Козел - народная игра, схожая с широко известной игрой в чехарду. В козла играют в дни праздников, в свободное время.

Калаурот (карусель на льду) - катание на санках. На ледяной площадке вмораживается кол, на него надевается колесо, к к-рому прикрепляется шест. На конце шеста закрепляются санки. 2 - 3 чел. вращают колесо палками, вставленными между спицами. Санки быстро несутся по кругу. Задача сводится к тому, чтобы дольше удержаться на санках. В настоящее время калауроты часто устраиваются на коньках.

Потяг - групповая игра с перетягиванием. Две группы играющих, сцепившись согнутыми в локтях руками, образуют две цепи "Заводные", стоящие во главе цепей, захватывают друг друга таким же образом. Затем каждая цепь тянет в свою сторону, стараясь разорвать цепь противника или затянуть ее за обусловленную линию.


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1961. 368 с.

Елена Варданян
Белорусские народные игры

Цель: развитие интереса детей к культуре Белоруссии, знакомство с народными играми белорусского народа.

Вводная беседа с детьми.

Воспитатель обращается к детям с вопросом:

Вы любите играть в подвижные игры?

А какие игры вы знаете?

А, вы знаете, что у каждого народа свои народные игры?

Мы с вами хорошо знаем русские народные игры, а сегодня я хочу вас познакомить с белорусскими играми. У белоруссов есть свои народные игры, без которых не проходит ни один праздник. В играх обыгрываются особенности культуры и быта.

Как вы думаете, ребята, какой овощ больше всего любят белоруссы? Я вам подскажу загадкой:

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

(картошка)

Молодцы! Правильно! Мы сейчас поиграем в белорусскую народную игру «Посади картошку».

«Посади картошку»

Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.

Правила игры: Создаются две команды с одинаковым числом игроков, выбирают капитана команды. У каждого капитана в руках мешок с картофелем (можно камушки). Картофеля должно быть по количеству игроков в команде. На расстоянии двадцати шагов от каждой колонны начерчены круги (по количеству игроков). По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый круг. Затем они возвращаются и передают мешок следующему игроку, который, взяв мешок, бежит собирать картошку и т. д. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась игра?

А сейчас мы познакомимся с игрой, в которую белорусские дети играют дома.

«Михасик»

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Для проведения игры по кругу ставятся шесть пар «лаптей» (мы сделали тапочки из цветного картона). Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай -лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и Считается победителем.

Предлагаю вам научить своих родителей и друзей во дворе играть в белорусские игры.

В помощь тем, кого интересуют народные игры.

Міхасік

Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов:

Ты, Міхасік, не зевай, не зевай!

Лапаточкі азувай, азувай! -

звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.

С окончанием музыки все останавливаются, и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры. Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

Прэла-гарэла

Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прэла-гарэла, за мора ляцела,

А як прыляцела,

Дык недзе і села,

Хто першы знойдзе,

Той сабе і возьме!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

Заяц-месяц

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

Заяц-месяц, дзе ты быў?

Што рабіў?

Сена касіў.

Дзе паклаў?

Пад калоду.

Хто ўкраў?

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

Во ж ы к і мыш ы

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик-в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова: Бяжыць вожык - тупу-туп, Весь калючы, гостры зуб! Вожык-вожык, ты куда? Ад якой бяжыш бяды?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі луп-луп!

Чуе вожык - усюды ціш,

Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).

Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

І ванка

На земле чертят круг диаметром 5-10 м. Это лес, а в середине квадратик - дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные - лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик - поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Млын

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Лянок

На земле рисуют кружки - гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

Правила игры. Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.

Паляўнічы і качкі

Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда - качки (утки), другая - охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5-3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток - стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются.

Правила игры. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

3вери

Местом для игры избирается просторная классная комната или пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе.

На противоположных концах избранное для игры место ограничивают неширокими полосами.

Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона зверей, остальное пространство, соединяющее эти два отделения, носит название поля.

Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующим образом.

Один из них назначается владельцем зверей, другой - покупателем, остальные участники игры изображают собой различных зверей: слона, тигра, льва, лисицы и т. п.

При этом все действующие лица устраиваются таким образом, что покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходят в так называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож.

В начале игры к хозяину подходит покупатель и осведомляется, находится ли среди его зверей хотя бы слон; получив утвердительный ответ, он спрашивает о цене.

Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия покупателя руку будто бы за деньгами. Вместо денег он получает по легкому удару, количество которых соответствует количеству рублей, назначенных за зверя, причем при первом ударе проданный зверь бегом спасается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении его, возвращается в загон.

В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо всех сил поймать его.

В случае успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он гонится, затем таким же точно образом, как за первым.

В случае промаха, т. е. если покупателю не удается поймать купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чем зверь превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название, которое носил зверь. В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока не будут проданы и пойманы все звери.

В том случае, когда число участников очень велико и для поимки всех зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившее детей, так как в противном случае цель не будет достигнута и дети вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к ней отвращение.

Игра в «зверей» также основана на беге, т. е. физических упражнениях; все остальное - это аксессуары, делающие игру занимательной.

Лошадки

Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной классной комнатой. Участников может быть какое угодно количество.

Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника.

Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера.

После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыватю пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина.

Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны!», кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны.

Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте лошадей!». После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей.

Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна.

Зайчик

Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор или просторную классную комнату.

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, при чем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, - оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.

Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.

Волк и овцы

Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной классной комнате и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец.

На обоих концах двора или классной комнаты, служащих местом для игры, отмежевываются площадки, имеющие 3-4 шага в ширину и называемые загонами.

Пространство, находящееся между обоими загонами, носит название поля, причем на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка.

После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона.

Волк, устроившийся в логовище, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удается, если волк отличается ловкостью. Пойманная овца становится помощницей волка. После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: «гони стадо в поле», и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.

Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Игра может продолжаться до тех пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности в том случае, когда число их очень велико, игру можно приостановить и раньше.

Для правильного ведения игры требуется соблюдение известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному.

Волку не предоставляется права забираться в загон, - он можетъ ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.

Пойманная овца должна покориться своей участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимке новых добыч, причем помощники обыкновенно берутся за руки, образуя цепь и задерживая, таким образом, попадающихся овец.

Хромая лиса

Количество участвующих детей можетъ быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.

Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.

Лисица на одной ноге

Дети собираются на дворе или в саду, в каком угодно количестве и снабжаются жгутами.

По жребию одному из участвующих дается прозвище лисы. В одном из уголков места, выбранного для игры, устраивают так называемую норку, куда и прячется лиса.

По данному сигналу дети бросаются бегом по двору, а лиса, снабженная жгутом, выходит из своей норы и бросается вслед за бегущими, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом.

В том случае, когда это ей удается, она присоединяется к толпе, а потерпевший прячется в норку, изображая собой лису.

Если же она дала промах, т. е. брошенный ею жгут не задел никого из бегущих, она должна быстро шмыгнуть в норку, чтобы избежать ударов жгута, направленных на нее другими участниками игры.

Главными элементами игры являются бег и прыжки. Очевидно, кроме пользы, приносимой детям движениями на открытом воздухе, игра развивает в них еще ловкость, так как каждый ребенок, попавший в роль лисы, старается поскорее освободиться от нее, чтобы не быть осмеянным товарищами.

Медведь и вожак

Число детей может быть как угодно велико; собравшись в месте, назначенном для игры, в саду, во дворе или в просторной комнате, они захватывают с собой веревку, длиной в 2-3 аршина.

Одного из участников назначают медведем, другого вожаком, причем оба берут в руки противоположные концы веревки, а остальные дети группируются на недалеком от них расстоянии, приблизительно в 4-6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и дети все наперерыв бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак охраняя последнего, в свою очередь силится запятнать каждого приближающегося к медведю.

Вожак должен обладать известной ловкостью и стараться во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из играющих, прежде, чем медведь получит 5-6 легких ударов.

Запятнанный становится медведем; в том же случае, когда медведь получит вышеуказанное количество ударов, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а нанесший последний удар преобразуется в вожака.

При каждом таком обмене ролей участвующие отодвигаются на известное расстояние от центральных лиц - медведя и вожака - и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются и продолжают игру в прежнем порядке.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых условий. Пятнающие, т. е. наносящие медведю легкие удары, должны непременно вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими.

В начале и во время игры, при каждой смене центральных, действующих лиц - вожака и медведя - остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.

Прос а

Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:

Прыходзь да нас проса палоць.

Не хачу!

А кашу есці?

Хоць зараз!

Ах, ты ж, гультай!

После этих слов ведущий и “гультай” обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.

Правила игры. Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, гультай!» Чтобы ведущий и “гультай” не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, “гультай” - за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.

Мароз

С помощью считалки выбирается Дед Мороз.

Ты зялены, ты красны,

Ты ў шубе, ты ў кажусе,

У цябе сіні нос,

Гэта ты, Дзед Мароз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.

Правила игры. Разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

Пярсцёнак

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вось па крузе я іду,

Усім пярсценачак кладу,

Мацней ручкі заціскайце

Да глядзіце, не зявайце.

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»- все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

Гусі ляцяць

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов:

«Гусі ляцяць», « Качкі ляцяць» и т. д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «ляцяць» - и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Рыбы ляцяць», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).

Правила игры. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.


У Мазаля

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

Здравствуй, дедушка Мазаль -

З дліннай белай барадой ,

З чорнымі вачамі , з белымі вусамі !

Дзеткі, дзеткі ! Дзе вы былі ?

Дзе вы былі ? Што рабілі ?

- Дзе мы былі, вам не скажам ,

Што рабілі — пакажам !

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазо ль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Лясь, лясь, уцякай!

Играющие ходят по площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:

Лясь, лясь, уцякай!

Цябе коні стопчуць.

А я коней не баюсь,

Па дароге пракачусь -

несколько игроков начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры. Убегать можно лишь после слова прокачусь. Тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Пацяг

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Правила игры. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

Пасадка бульбы

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,- капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый — кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Змейка

Число детей доходит до 20 и больше. Игра происходит во дворе или в саду.

Участвующие выбирают из своей среды вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению вслед за вожаком.

Во время бега двое из играющих высоко подымают соединенные руки, предоставляя вожаку пробраться под ними, - благодаря этому в цепи образуется выемка.

Попавшему в эту выемку необходимо тотчас же обернуться для того, чтобы цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, причем к цепи образуется ряд выемок, благодаря чему получается форма змейки.

Главный элемент игры - бег; если игра заинтересовывает детей, они ведут ее очень охотно, развивая при этом свои физические силы и максимум мышечно-нервной энергии.

Лишь только замечается утомление, следует прекратить игру, - иначе она вместо ожидаемой пользы приносит несомненный вред, так как превращается в скучную, утомительную обязанность.

Стрекоза

Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.

Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

Трубочка

Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо больший интерес.

Участвующих может быть какое угодно количество — дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получает прозвище «жмурки», ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2-3 раза вокруг жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает: ты кто?

Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать товарища. В случае удачи они обмениваются ролями. Главный элемент, входящий в игру - это ходьба, и если она на свежем воздухе, то польза от нее очевидна, так как ходьба служит лучшим гимнастическим упражнением для организма.

Кошки и мышки

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь на открытом воздухе.

В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное распоряжение одна из классных комнат, просторная и свободная, по возможности, от мебели.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новыя мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудутъ в этих ролях.

При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.


Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев. Народные праздники и обряды в Беларуси никогда не обходились без песни и пляски. Они являлись необходимой частью народной свадьбы, празднования Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин. В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые кудельницы и музыки – посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.


Беларусь на протяжении долгого времени входила в состав различных государств, но, несмотря на это, сумела выработать свою неповторимую танцевальную культуру. «Лявониха», «Крыжачок», «Лянок» - все эти народные танцы до сих пор пользуются популярностью среди белорусского населения и жителей стран СНГ.





Лявониха – танец исключительно энергичный и веселый. Наши предки его любили, а сейчас он остался преимущественно в сценическом варианте. Лявониха – народный танец, который был широко распространён на всей территории Беларуси. Исполнялся под одноимённую песню, которая начиналась строчкой «А Лявониху Лявон полюбил…»


Почти всегда в танце рассказывается какая-нибудь история или обыгрывается какая-нибудь ситуация. Например, в парном танце "Гняваш" поочерёдно гневаются то один, то другой исполнитель. Сначала юноша - он завлекает девушку замысловатыми коленцами, но та гневается и не желает отвечать на его заискивания. Обиженный невниманием парень отходит в сторону. Тогда девушка сменяет гнев на милость и идёт танцевать, но теперь уже гневается парень. Такая смена настроений повторяется несколько раз. Но в конце концов они пляшут вместе.





Песню «Косил Ясь конюшину» знают все, даже те, кто не слушал «Песняров». Слова песни – народные, музыка – усовершенствована Владимиром Мулявиным. Именно в исполнении Песняров она стала хитом. Впервые в новой обработке прозвучала в фильме Юрия Цветкова Ясь и Янина.








История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. Преподаватели физического воспитания республики охотно включают народные игры в занятия со школьниками. Методические материалы по белорусским играм пользуются повышенным спросом педагогов.


Игра «Дом» Играют мальчики-подростки на улице или поляне. Количество участников - от 4 до 10 человек. Для игры требуются одна палка (бита) и 6 городков. Описание. Участники делятся на две равные команды. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии м одна от другой. Представители команд бросают жребий, кому начинать игру. Участники команд договариваются об очередности ударов. Каждая команда устанавливает на своей линии фигуры из 3 городков. Цель игры - сбить эти фигуры.


«Клёк» - эта старинная игра пастухов-подростков до сих пор бытует во многих районах Белоруссии. Играют мальчики лет. Место для игры - площадка на воздухе длиной м. Инвентарь - палка и «клёк» - заостренная с обеих сторон чурочка длиной см и толщиной 3-4 см. Количество участников человек. Описание. На краю площадки чертят исходную линию. Параллельно ей на расстоянии 2 м проводят вторую линию. Между ними - «болото». Еще одно такое же «болото» рисуют посередине площадки. Затем играющие устанавливают по жребию или считалке очередность ударов.


Игра «Иванка» Для игры подходит любая просторная площадка или зал. Играющим нужна кукла (Иванка) или любой другой предмет (например, мяч, кубик). Играют детей в возрасте 7-12 лет. Описание. На земле рисуют круг диаметром 5-6 м. Это «лес». В середине его очерчивается квадрат со стороной около 1 м - «дом лесовика» («ведьмы»). Сюда сажают (кладут) Иванку (рис. 3). Затем выбирают «лесовика» (водящего). Остальные - «лебеди». Залетая в «лес», «лебеди» стараются схватить Иванку и унести оттуда. «Лесовик» веточкой (или просто рукой) стремится задеть (осалить) «лебедей». До кого он дотронется, тот выбывает из игры. «Лебедь», которому удастся вынести из «леса» Иванку, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала. Она может быть закончена (по желанию участников), когда проводится очередная смена «лесовика» или когда «лесовик» выведет из игры всех «лебедей».


Игра «Маялка» Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка на воздухе. Инвентарь - мяч. Количество участников человек. Описание. Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого- либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.


«Подхват» Играют зимой, преимущественно мальчики лет. Место для игры - заснеженный склон. Инвентарь - санки, шишки или другие мелкие предметы. Количество играющих не ограничено. Описание. На склоне вдоль накатанной санной колеи раскладываются шишки. Съезжая с горы по очереди, играющие на ходу собирают шишки. Кто больше соберет («подхватит») шишек, тот выигрывает. Правила: Нельзя тормозить или останавливать санки около лежащих шишек. Если для съезжающих последними по очереди останется мало шишек, то их добавляют.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!