Из опыта работы учителя-логопеда доу с презентацией. Презентация "организация работы учителя-логопеда в доу для детей с нарушением речи" презентация на тему Презентации работы логопеда в доу

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация логопедической работы в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад №1» г.Троицк

Отбор и комплектование детей с нарушениями речи в логопедические группы детского сада производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий. ПМПК по отбору детей и комплектованию групп с нарушениями речи организовано и работает при Управлении образования г.Троицка. По окончанию заседаний ПМПК на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в речевые группы. На основании списка в Управлении образования выписываются путёвки и направления в указанные дошкольные учреждения. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи

Условия организации логопедической помощи в детском саду. В нашем ДОУ функционирует 5 логопедических групп

Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь. Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе. Речь является элементом социальной адаптации. Чистая речь снимает ограничения в выбранной профессии Родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению это не всегда так. У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что он сначала проговаривает то, что собирается написать. Для чего нужны занятия с логопедом?

Взаимодействие речеразвивающих зон в детском саду РЕБЁНОК Музыкальный зал Физкультурный зал Группа Логопедический кабинет Кабинет психолога Изостудия

Продолжительность учебной недели 5 дней. Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми В программе предусмотрены 3 типа занятия: фронтальные подгрупповые индивидуальные Организация логопедической работы

Индивидуальные занятия Задачи: научить ребёнка овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в разных облегчённых фонетических условиях, т.е. изолированно, в слоге, в словах.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости о динамики дошкольников в коррекции произношения. Подгрупповые занятия

Фронтальные занятия Фронтальные занятия проводится в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Предусматривают усвоение произношения звуков и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомление с окружающим миром. Предоставляют ребёнка благоприятные условия для ознакомления с родным языком.

Развивать психические процессы память, внимание, мышление. Обогащать уточнять и активизировать словарь по лексическим темам. Работать над усвоением грамматических средств языка. Развивать фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Формировать правильное звукопроизношение. Развивать связную речь. Задачи коррекционного обучения

Взаимодействие логопеда и воспитателя Планирование работы совместно с логопедом Вечерние логопедические занятия воспитателя Присутствие воспитателя на вечерних занятиях логопеда Коррекционная работа воспитателя над речью детей в процессе занятий по изодеятельности и математики Занятия по развитию речи Контроль воспитателя за речью детей в свободное время Обогащение речевой практики детей в процессе режимных моментов Осуществление воспитателя связи логопеда с родителями Интегрированная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя

Одной из форм взаимосвязи логопеда и родителей являются индивидуальные тетради детей. Они заводятся на каждого ребёнка. Логопед записывает дату проведения занятия и примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители по заданию наклеивают картинки, записывают стихи или рассказы. На выходные дни эти тетради отдаются родителям чтобы они повторяли задание дома, а в течении недели по этой тетради занимаются воспитатели. Взаимодействие с родителями- залог успеха

Конечно, детский сад – не школа,и строгой системы домашних заданий тут быть не может. Но есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребёнка об окружающей жизни. Причём сами вопросы подобраны с учётом возрастных возможностей ребёнка и тех знаний, которые он должен усвоить в детском саду. Совокупность таких вопросов по какой – либо теме мы будем называть заданием. Конечно эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушны родители, т.е. родители, которые хотят: Знать что изучает ребёнок в детском саду, Помочь ему или проверить его; Наверстать пропущенное по болезни; Помочь ребёнку закрепить пройденное; Понять неусвоенное год, два назад, Подготовить ребёнка к школе. Помните: ребёнку нужна помощь, а невыполнение заданий за него! Задания могут быть для всей группы или конкретно для вашего ребёнка – чаще всего на закрепление поставленных звуков. О заданиях

Дорогие родители! Вы – первые и самые важные учителя ребёнка. Помните: Для ребенка Вы являйтесь языковым и речевым образцом. Ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая. В качестве учителя собственного ребёнка Вам придётся выслушать его, разговаривать с ним, читать ему. Удачи, успехов в совместной работе наших любимых детей!

Спасибо за внимание!























1 из 21

Презентация на тему: Организация работы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Логопедический пункт (сокращенно "логопункт") - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Логопедический пункт (сокращенно "логопункт") - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

№ слайда 3

Описание слайда:

Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи. Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Находятся в прямой зависимости от степени выраженности речевых нарушений у детей, их индивидуально – личностных особенностей. Они могут варьироваться от нескольких месяцев при ФНР до 1 года при ФФНР. Находятся в прямой зависимости от степени выраженности речевых нарушений у детей, их индивидуально – личностных особенностей. Они могут варьироваться от нескольких месяцев при ФНР до 1 года при ФФНР.

№ слайда 6

Описание слайда:

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов произношения фонем. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. За 2013 – 2014 учебный год всего было обследовано 114 детей с 3-7 лет,выявлено с нарушением речи 73. ФНР – 18, ФФНР – 34, ОНР – 21.

№ слайда 7

Описание слайда:

Начало года – 25 детей Начало года – 25 детей Конец года – 30 детей Количество детей выпущенных из логопункта С хорошей речью – 12 детей Со значительным улучшением – 7 детей Без улучшений – На данный момент на логункте остаются 11 детей, из которых 9 человек - ФФНР, 2 человека – ФНР.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры; - Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры; - Нормализация артикуляционной моторики; - Нормализация голоса; - Речевого дыхания; - Развитие мелкой моторики; - Уточнение произношения; - Постановка звуков; - Автоматизация уточненных и поставленных звуков; - Дифференциация звукопроизношения; - Развитие фонематических процессов; - Совершенствование грамматического строя речи.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Уведомление родителей о состоянии речи детей нуждающихся в логопедической помощи. - уведомление родителей о состоянии речи детей нуждающихся в логопедической помощи. - Проведение родительского собрания и индивидуальных бесед. - Выпуск газеты «Звукарик» -Оформление информационных стендов, по вопросам речевого развития. Проведение «логопедической пятиминутки» в группах. Письменные рекомендации по проведению речевых упражнений с детьми. Проведение индивидуальных консультаций Оформление информационных уголков по вопросам речевого развития.

№ слайда 12

Описание слайда:

Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы -20). График работы составлен в 1-ю половину дня. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

№ слайда 13

Описание слайда:

Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

№ слайда 14

Описание слайда:

Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Дети, страдающие заиканием, ОНР и ЗПР, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20 - 25 детей в течение года.

№ слайда 15

Описание слайда:

положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет); список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения; индивидуальные тетради для занятий детей; журнал посещаемости занятий; план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи);

№ слайда 16

Описание слайда:

Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. Календарный /перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедичес-ком кабинете;

№ слайда 17

Описание слайда:

Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией;

№ слайда 18

Описание слайда:

Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе. Работает по графику, составленному исходя из 20-часо-вой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся: (воспитанников) в период образовательного процесса. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

№ слайда 19

Описание слайда:

Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

№ слайда 20

Описание слайда:

Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками. Повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

№ слайда 21

Описание слайда:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа? В логопедических группах ставят звуки, которых не было и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте. логопедическая группа в наше время - это не наказание, а скорее всего вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в группе, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы. Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических группах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедической группы приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы обобщающие понятия.

5 слайд

Описание слайда:

Организация деятельности в логопедических группах 1. В логопедические группы направляются дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя – логопеда, на основании решения ПМПК с согласия родителей (законных представителей). 2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие диагнозы: - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН); - общее недоразвитие речи (ОНР) 2 и 3 уровня; 3. Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе зависит от тяжести речевого дефекта и динамики коррекции речевого нарушения и может составлять 1-2 года. 4. Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие документы: - направление на данного ребенка; - заключение ПМПК - заявление родителей. 5. В логопедические группы принимаются дети с пяти лет. 6. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие: - недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; - грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы; - нарушения общения в форме раннего детского аутизма; - задержку психического развития.

6 слайд

Описание слайда:

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 1. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи. 2. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, проводятся вне занятий, предусмотренных учебным планом ДОУ, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. 3. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей. 4. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю: - с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи; - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи; - с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия, алалия). 5. При наличии сходных нарушений речи у детей, учитель – логопед формирует подгруппы. Подгрупповые занятия проводятся: - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю; - с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю. 6. Продолжительность группового логопедического занятия: в старшей группе - 20-25 минут; - в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. 7. Ежедневно во второй половине дня, воспитателем проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия («логопедический час») с детьми по заданию учителя-логопеда.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

ОНР - общее недоразвитие речи ОНР - это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: 1.Нарушение звукопроизношения; 2.Недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), 3.Отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.

9 слайд

Описание слайда:

Органические причины нарушений речи это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции. Центральные: недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения черепно-мозговые травмы инфекционные заболевания нарушения мозгового кровообращения Периферические: изменения артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аномалии зубо-челюстного ряда,короткая подьязычная уздечка, и тд). поражения органов слуха, расщепление нёба

10 слайд

Описание слайда:

Причины речевых нарушений - Различный внутриутробные неблагоприятные факторы (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др,). - Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислорода мозгу вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. - Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. - Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы. Различные психические травмы; нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. «Двуязычие» в семье. Гиперопека (сюсюканье с детьми). - Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности.

11 слайд

Описание слайда:

Основные этапы работы логопеда 1. Подготовительный этап. Основная задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе. Основные цели -Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. -Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений. -Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. -Развивать речевое дыхание -Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

2. Формирование произносительных умений и навыков. Основные цели Устранять дефектное звукопроизношение. Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, схожие артикуляционно и акустически. Формировать навыки пользования фонетически развитой, грамматически правильной речью. Виды коррекционной работы на данном этапе. Постановка звуков Автоматизация поставленного звука в слогах, Автоматизация звуков в словах, Автоматизация поставленных звуков в предложениях, Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков, Автоматизация звуков в спонтанной речи: в монологах и диалогах, играх, развлечениях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности.

14 слайд

Описание слайда:

3. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка. 4. Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале. 5. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Оснащение логопедической группы. -Уголок мелкой моторики (матрешки, шнуровки, мозаика, лабиринты, пазлы, конструкторы и т.д.); -Уголок развития ВПФ (НИ на развитие мышления, внимания, памяти); -Речевые игры (логопедическое лото, речевые пазлы и речевые тренажеры); -Уголок для развития коммуникативных функций и связной речи (кукольный, пальчиковый театр); -Минибиблиотека книг для развития речи (Буквари, азбука, скороговорки и т.д.) -Интерактивная доска для проведения групповых занятий.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Написали мне в тетради 
Трудное заданье. 
 Папа с мамою сказали: 
 - Что за наказанье? Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?? Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком. Зачем, если логопед и так занимается с детьми практически ежедневно, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в логопедический час? Давайте разберемся … Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий. Только при регулярном выполнении заданий, рекомендуемых логопедом, можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.

19 слайд

Описание слайда:

Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи! У занятий с родителями есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиям, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой. Все задания основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда. Этот материал закрепляют и воспитатели - на занятиях по развитию речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, на ежедневных «логопедических часах», проводимых во второй половине дня, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.

21 слайд

Описание слайда:

Источники: Е.Ф Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолени стертой дизартрии у детей, М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.: ил. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, М.: Просвещение, 2009 http://logopedy.ru/portal/ www.logolife.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида Копейского городского округа Организация логопедической работы в детском саду Отбор и комплектование детей с нарушениями речи Отбор и комплектование детей с нарушениями речи в логопедические группы детского сада производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий. ПМПК по отбору детей и комплектованию групп с нарушениями речи организовано и работает при Управлении образования КГО. По окончанию заседаний ПМПК на основании заполненных протоколов составляются списки детей, зачисленных в речевые группы. На основании списка в Управлении образования выписываются путёвки и направления в указанные дошкольные учреждения. Условия организации логопедической помощи в детском саду По итогам комплектования в детском саду функционируют две логопедические группы. Для чего нужны занятия с логопедом? Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь. Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе. Речь является элементом социальной адаптации. Чистая речь снимает ограничения в выбранной профессии Родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению это не всегда так. У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что он сначала проговаривает то, что собирается написать. Система работы коррекционной службы МДОУ д/с №8 МОУ ППМС ЦДиК КГО МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА МДОУ д/с №8 СПЕЦИАЛИСТЫ МДОУ д/с №8: музыкальный руководитель, инструктор по физической культу ре КОРРЕ КЦИОННАЯ СЛУЖБА МДОУ д/с №8 ВОСПИТАТЕЛИ коррекционной группы, логопункта ДЕТИ РОДИТЕЛИ ПМПК МДОУ д/с №8 МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (старший воспитатель) Взаимодействие речеразвивающих зон в детском саду Музыкальный зал Физкультурный зал РЕБЁНОК Группа Логопедический кабинет Организация логопедической работы Продолжительность учебной недели 5 дней. Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми В программе предусмотрены 3 типа занятия: фронтальные подгрупповые индивидуальные Индивидуальные занятия Задачи: научить ребёнка овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в разных облегчённых фонетических условиях, т.е. изолированно, в слоге, в словах. Подгрупповые занятия Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости о динамики дошкольников в коррекции произношения. Фронтальные занятия Фронтальные занятия проводится в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Предусматривают усвоение произношения звуков и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомление с окружающим миром. Предоставляют ребёнка благоприятные условия для ознакомления с родным языком. Задачи коррекционного обучения Развивать психические процессы память, внимание, мышление. Обогащать уточнять и активизировать словарь по лексическим темам. Работать над усвоением грамматических средств языка. Развивать фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Формировать правильное звукопроизношение. Развивать связную речь. Взаимодействие логопеда и воспитателя Вечерние логопедические занятия воспитателя Присутствие воспитателя на вечерних занятиях логопеда Коррекционная работа воспитателя над речью детей в процессе занятий по изодеятельности и математики Планирование работы совместно с логопедом Интегрированная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя Осуществление воспитателя связи логопеда с родителями Занятия по развитию речи Контроль воспитателя за речью детей в свободное время Обогащение речевой практики детей в процессе режимных моментов Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя Посещение логопеда занятий специалиста Консультации логопеда для специалиста Рекомендации логопеда для музыкального руководителя Обсуждение речевого материала к тематическим праздникам и концертам Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя Оказание помощи в подготовке к праздникам Контроль специалиста за речью детей в процессе занятий Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре Посещение логопедом занятий специалиста Подбор речевого материала к физкультурным досугам и праздникам Консультации логопеда для специалиста Взаимосвязь логопеда с инструктором по физической культуре Оказание помощи в подготовке к праздникам Взаимодействие с родителямизалог успеха Одной из форм взаимосвязи логопеда и родителей являются индивидуальные тетради детей. Они заводятся на каждого ребёнка. Логопед записывает дату проведения занятия и примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители по заданию наклеивают картинки, записывают стихи или рассказы. На выходные дни эти тетради отдаются родителям чтобы они повторяли задание дома, а в течении недели по этой тетради занимаются воспитатели. О заданиях Конечно, детский сад – не школа,и строгой системы домашних заданий тут быть не может. Но есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребёнка об окружающей жизни. Причём сами вопросы подобраны с учётом возрастных возможностей ребёнка и тех знаний, которые он должен усвоить в детском саду. Совокупность таких вопросов по какой – либо теме мы будем называть заданием. Конечно эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушны родители, т.е. родители, которые хотят: Знать что изучает ребёнок в детском саду, Помочь ему или проверить его; Наверстать пропущенное по болезни; Помочь ребёнку закрепить пройденное; Понять неусвоенное год, два назад, Подготовить ребёнка к школе. Помните: ребёнку нужна помощь, а невыполнение заданий за него! Задания могут быть для всей группы или конкретно для вашего ребёнка – чаще всего на закрепление поставленных звуков. Дорогие родители! Вы – первые и самые важные учителя ребёнка. Помните: Для ребенка Вы являйтесь языковым и речевым образцом. Ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая. В качестве учителя собственного ребёнка Вам придётся выслушать его, разговаривать с ним, читать ему. Удачи, успехов в совместной работе наших любимых детей! Спасибо за внимание!

Целью игры является формирование у детей навыков словообразования. Игра используется при индивидуальной работе с ребенком или в работе в малых группах. Возраст детей 5-6 лет. Игра направлена на закрепление умения детей образовывать относительные прилагательные по различным темам, на активизацию словаря детей и на развитие связной речи.

Целевая аудитория: для дошкольников

Презентация создана для детей с тяжелыми нарушениями речи с целью отработки употребления существительных единственного числа в косвенных падежах (дательном/ родительном) или отработки употребления притяжательных прилагательных. В зависимости от целеполагания занятия можно менять вопросы: Кому дадим хвост?/ Кого это хвост?/ Чей хвост?"
Анимация при клике нужной картинки, смена слайдов по клику триггерной кнопки.
Последние слайды- сюрпризный момент и использованные ресурсы.

В игровой форме дети учатся выделять первый звук из названий картинок и определять его мягкость. Определить правильность выполнения заданий, помогают зайчики.
Данный тренажер можно использовать, как на уроках, при прохождении темы "обозначение мягкости согласных гласными второго ряда", так и на логопедических занятиях. Ресурс можно использовать при фронтальной работе, при занятиях с группой и индивидуально. Данный вид работы развивает фонематический слух, звуковой анализ, а если дать задание, записать названия картинок, то и закрепляет навык обозначения мягкости согласных на письме.

Эту работу можно использовать на групповом занятии или при индивидуальной работе с учащимися, у которых наблюдаются замены парных согласных на письме.
В занимательной и интересной для детей форме проводится работа по развитию фонематического слуха (различением П-Б на слух). Затем даются письменные упражнения для правильного написания этих букв в словах.
Все задания даются поэтапно: сначала парные согласные даны в словах в сильной позиции, затем - в слабой, когда нужно использовать правило для правильного написания согласных в словах.
Эту работу можно также использовать для работы с дошкольниками, у которых имеется нарушение фонематического слуха.

Целевая аудитория: для логопеда

Данная интерактивная дидактическая игра предназначена как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий по формированию и развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Может быть использована на интерактивной доске и компьютере.

Ребенок выделяет 1-ый звук в названии предмета и дает характеристику этому звуку.
Согласный твердый звук обозначаем синим цветом, нажимая на соответствующий круг.
Согласный мягкий звук - зеленым, нажимая на соответствующий круг.
Гласный звук - красным цветом, нажимая на соответствующий круг.
Если ответ правильный - звучит звук колокольчика, на экране остается соответствующий круг, остальные - исчезают.
Если ответ неправильный - звучит звук молоточка.
При нажатии на картинку - появляется буква, обозначающая 1-ый звук в слове.
Из 1-ых звуков названий предметов составляем слово.

Целевая аудитория: для логопеда

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распростра-ненными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

Целевая аудитория: для логопеда

Детям с нарушением фонематических процессов бывает очень трудно выделить в словах одинаковые звуки. Данный материал предназначен для этапа, когда ученики не только могут разделить слова на слоги, но и найти общий слог в двух словах. Когда все слоги выделены, нужно из них составить предложение, записав его грамотно.

Для определения верного ответа, нужно нажать на конверт. Если ребёнок испытывает затруднения, то можно взять помощь, нажав на кнопку. В создании данного тренажёра был использован технологический приём "Волшебный конверт"

Целевая аудитория: для 1 класса

Презентация на тему: "Профилактика Дисграфии".
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова
В разработке представлены упражнения, направленные на коррекцию дисграфии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!