Албания мусульманская. Албанцы заново открывают для себя бога и религию. Обычаи и традиции Албании

Так уж получилось, что со времен печально известного конфликта в Косове, который сопровождался этническими чистками, у многих из нас в сознании сложился стереотип о том, что все албанцы — мусульмане. Однако на самом деле с шиптарами все обстоит далеко не так однозначно и гораздо интереснее, чем можно себе представить. Наверняка информация, изложенная ниже, заставит Вас изменить свое представление о религиозной принадлежности албанцев. И степени их религиозности, кстати, тоже.

Безусловно, в Албании львиная доля верующих исповедуют ислам. Но, в то же время, в этой стране существуют достаточно мощные православные и католические общины. Очень противоречивы и статистические данные. По одним сведениям, массовая доля мусульман в Албании превышает 80%, по другим — составляет 70%, по третьим — около 60%. А есть данные, согласно которым в Албании среди верующих мусульман и вовсе не больше 38%, а христиан — более 60%! Так или иначе, мусульманское население в этой стране сосредоточено в основном в центре и на северо-востоке, на севере Албании (оособенно в районе Шкодера) сосредоточено много католиков, а юг страны — в основном православный (особенно город Корча, который известен своим футбольным клубом «Скендербеу»). Помимо этого, стоит отметить, что в Албании очень много неверующих.

Все-таки годы правления Энвера Ходжи, который активно насаждал атеизм, и сейчас дают о себе знать. А вот в Косове ситуация более-менее понятна: там албанцы составляют более 90% населения и примерно такую же массовую долю среди верующих составляют мусульмане (незначительная часть албанцев Косова — католики). Среди шиптаров, живущих в Македонии, тоже преобладают адепты ислама, но есть и крупная католическая община, яркой представительницей которой является всем известная Мать Тереза (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу), основательница Католического Ордена Милосердия. Отдельно стоит выделить еще две крупные этнографические группы албанцев: арберешей, живущих в Италии и исповедующих католицизм, и арнаутов, которые живут в Греции и являются преимущественно православными. Об арнаутах стоит сказать особо. Да-да, именно эта этнографическая группа албанцев в свое время дала Элладе национальных героев в борьбе за независимость. Но это так, лирическое отступление. Но в общем, суть всего изложенного выше, предельно ясна: далеко не все албанцы — мусульмане.

Что касается албанцев, исповедующих ислам, то нужно сказать, что степень их религиозности крайне низок. Подавляющее большинство албанских женщин (мусульманок, естественно!) не носит хиджабов и уж тем более паранджи (в отличие, к примеру, от боснийских мусульманок), а некоторые девушки так и вовсе щеголяют в коротких юбках и одеваются как самые настоящие европейки! А что уже говорить о соблюдении мусульманских обычаев. Также шиптары любят шутить о том, что, к примеру, если ты считаешь себя мусульманином, то не сильно удивляйся, если узнаешь о том, что твои недалекие предки были христианами! Вообще, для албанцев религиозная принадлежность никогда не играла решающей роли. Даже больше: существует мнение о том, что религия албанцев — это … албанизм! То есть, совершенно не имеет значения, кто ты по вероисповеданию. Если ты албанец, значит, ты свой. Вот и все.


Израиль

Албания — единственная мусульманская страна в христианской Европе. Албания — единственная страна, которая многие годы, даже после развала СССР и лагеря социализма, продолжала столь рьяно придерживаться сталинистской теории и практики, что ее называли Северной Кореей Восточной Европы. Мусульманская Албания — единственная страна в Европе, где не произошло Катастрофы. Из местной еврейской общины и тысяч еврейских беженцев, нашедших в ней убежище в годы Второй мировой войны, из Албании в лагеря уничтожения была отправлена только одна еврейская семья…

Еврейская община в Албании всегда была малочисленной. Уж слишком удалена была эта гористая местность от европейских, а позднее турецких центров культуры и торговли. Евреям просто нечего было делать в этих труднодоступных, бедных местах, обитатели которых с трудом сводили концы с концами. Но отношения между евреями, все-таки обосновавшимися здесь, и местными жителями — истовыми мусульманами — уникальны и заслуживают особого внимания.

Впервые евреи попали в эти края еще во времена Римской империи. Легенда гласит, что несколько еврейских семей очутились в Албании случайно: судно, на котором они плыли, в Адриатическом море подверглось нападению пиратов и с трудом успело укрыться в ближайшей гавани. Пассажиры судна решили переждать, пока пираты не уберутся восвояси. И чтобы не терять времени, занялись привычным делом, открыв несколько небольших мастерских. То ли евреи оказались искусными мастерами, то ли в этой глухомани просто не было специалистов такого уровня, но дела пошли столь замечательно, что евреи решили остаться. Позднее к ним присоединились еще с десяток семей родственников и друзей. Так возникла крохотная община, сохранившая свою численность на долгие столетия. Число членов общины резко возросло лишь спустя тысячу лет, когда Оттоманская империя распахнула свои ворота перед евреями, высланными из Испании и Португалии.

Султан Сулейман Великолепный оказался, в отличие от «их католических величеств Изабеллы и Фердинанда», мудрым и прозорливым правителем. Наиболее знаменитых испанских беглецов он принял в Стамбуле, а остальных расселил по медвежьим уголкам своего государства в надежде, что евреи, образованные люди, искусные ремесленники и торговцы, помогут развитию отдаленных концов империи. Расчет оказался точным — евреи, поселившись в основном на Балканах, действительно немало способствовали процветанию этого края. Везде на Балканах их принимали тепло, но в Албании им, без всякого преувеличения, раскрыли объятия.

Поэтому хотя Албания и считалась одной из самых забитых провинций Порты, евреи, настрадавшиеся от жестокости католиков, с радостью остались жить в этом глухом, но гостеприимном крае. В большинстве главных городов Албании (Берат, Эльбасан, Влёра, Дуррес) возникли еврейские кварталы. В 1520 году в городе Влёра было уже 609 еврейских домов. В нем же построили и единственную в Албании синагогу, которая простояла до Первой мировой войны.

До конца той войны Албания входила в состав Великой Порты и ни разу — ни разу! — здесь не было зафиксировано ни одного антисемитского инцидента. После развала Оттоманской империи Албания получила независимость, и первая перепись населения, проведенная в 1930 году, зарегистрировала 204 еврея. К моменту предоставления ей 2 апреля 1937 года официального статуса еврейская община насчитывала 250 человек. После прихода к власти Гитлера и аншлюса Австрии сотни немецких и австрийских евреев нашли убежище в Албании. В 1938 году албанское посольство в Берлине все еще продолжало выдавать евреям визы. В общей сложности Албания приняла 1900 еврейских беженцев. Немного, конечно, но следует помнить, что в то время ни одна европейская страна категорически не желала принимать евреев даже в своих отдаленных от Европы колониях.

Несмотря на внутренние религиозные споры (30% населения — христиане), для албанцев главной всегда была национальная, а не религиозная принадлежность. О религиозной терпимости свидетельствовало значительное количество смешанных браков: нередко внутри одного рода или одной семьи могли мирно сосуществовать мусульманство, православие, католицизм. Один брат мог быть католиком, а другой — мусульманином, члены одной и той же семьи носили и христианские и мусульманские имена.

Религиозное взаимоуважение, добрососедство и толерантность албанцев уходят корнями глубоко в историю. Из-за постоянной угрозы со стороны возможных захватчиков албанцы стремились к сплоченности, не допуская расколов на религиозной почве. Как написал албанский писатель Пашко Васа: «Религия албанцев — это албанизм».

Религиозная терпимость обусловила и терпимость албанцев к евреям. Благодаря этой терпимости в Албании чуть было не создали… еврейский национальный очаг для беженцев. Эта совершенно невероятная история до сих пор малоизвестна, поэтому стоит рассказать о ней чуть подробнее. В 1938 году уже стало ясно, что Европа находится на грани большой -войны, которая приведет к появлению огромной волны еврейских беженцев. В начале этого года британский журналист-еврей Лео Элтон отправился в Албанию, где предложил местным властям приютить евреев, создав для них на неосвоенных территориях страны еврейский национальный очаг. Аргумент у него был весомый — он напомнил решение Сулеймана Великолепного. Десятки, если не сотни тысяч евреев из Германии, Австрии, Бельгии, Голландии и других европейских стран могли бы принести Албании огромную пользу — точно такую же, как в свое время испанские беженцы принесли турецкой империи.

Элтон вернулся в Англию в полном восторге — по его словам, крупные албанские чиновники заинтересовались его предложением. «Без всякого сомнения, евреи смогут жить в гармонии и добрососедстве с нами и приносить стране немалую пользу», — заявил Элтону один из высокопоставленных собеседников. И с гордостью подчеркнул: «В Албании никогда слыхом не слыхивали об антисемитизме». Собеседники не скрывали от Элтона: они надеются, что вслед за еврейскими беженцами в страну хлынут и еврейские деньги, которые помогут создать в ней современную промышленность и поднять Албанию на совершенно иной уровень развития.

Рассказывая об этом в Лондоне, Элтон не скупился на описание нищеты албанских городов и деревень. «В Тиране нет ни одного театра и ни одного концертного зала, — говорил Элтон. — А уж о какой-либо современной промышленности и говорить нечего!» Но еврейский истеблишмент в Лондоне не разделил энтузиазма Элтона, и его идея сошла на нет. Впрочем, она быстро стала неактуальной и по политическим причинам.

7 апреля 1939 года Италия оккупировала Албанию и восстановила свой протекторат, существовавший в ней во время Первой мировой войны. В 1941 году к протекторату присоединили югославские территории, населенные албанцами, в том числе Косово.

Итальянцы интернировали в транзитном лагере Кавайе часть еврейских беженцев и около 200 местных евреев. Но в руки немцев их все же не передали. Наоборот, при явном попустительстве итальянских оккупационных властей албанцы помогли большей части интернированных бежать из лагеря. Им приготовили фальшивые документы и переправили в труднодоступные горные деревни, где спрятали в албанских семьях. Евреям помогал даже премьер-министр марионеточного правительства Албании Мустафа Мерлик. За спасение евреев институт «Яд ва-Шем» присвоил 69 (!) албанцам звание праведников народов мира.

Таким образом, практически все евреи, находившиеся непосредственно на территории Албании, уцелели. Большинство же евреев, оказавшихся в других частях Балкан, стали жертвами Холокоста. Некоторые евреи решили не отсиживаться в горных деревушках и пошли воевать в партизанские отряды. Так, например, поступил знаменитый Пепе Биро Кантос, который после войны стал одним из самых высокопоставленных офицеров албанской армии.

Кое-кто из историков утверждает, что немцы, оккупировавшие Албанию после выхода Италии из войны, сумели уничтожить около 500 евреев. Но в самой Албании считают иначе. Здесь с гордостью говорят, что Албания оказалась единственной страной Европы, еврейское население которой после окончания войны было большим, чем до ее начала.

Во времена Энвера Ходжа — последователя Сталина и Великого кормчего — иудаизм, как, впрочем, и все остальные религии, был в Албании под абсолютным запретом. Ходжа хвастался, что ему удалось создать единственное в мире атеистическое государство, которое было официально объявлено государством без религии. Но связь евреев со своим народом не прерывалась, и сразу же после изменений, произошедших в конце XX века в Албании, большая часть местных евреев — около 500 человек — репатриировалась в Израиль. Поселились они в Тель-Авиве и возвращаться в Албанию не собираются. Хотя и вспоминают ее с большой теплотой и благодарностью.

Сегодня в Албании проживают около 200 евреев. Общину возглавляет — а как же иначе? — посланник Любавичского Ребе, молодой энергичный раввин Йоэль Каплан. Благодаря его усилиям в Тиране открылись синагога и общинный центр. А недавно власти официально присвоили ему звание главного раввина Албании.

Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.
Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.
Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI - начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное "криптохристианство" - сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы "насолить" местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.
Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи - это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут "Святую Троицу" (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.
Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество - Италии, а православие - Греции.
Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.
В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка - мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.
Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.
В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания - это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.
Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).
Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.
Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.

В последние годы в Албанию стало приезжать все больше туристов. Это связано, конечно же, с политической и экономической стабильностью этой страны. Однако, для большинства из нас Албания до сих пор является малоизученной и загадочной балканской страной, где, по слухам, есть потрясающе прекрасные пляжи и уникальная старинная архитектура. Так какая же на самом деле Албания?

География

Албания – это одна из стран юго-восточной Европы, которая расположена на Балканах. Общая площадь этой древней страны составляет 28 748 км. кв. Республика Албания на севере граничит с Черногорией, на северо-востоке – с Косово, на востоке – с Македонией, а на юге и юго-востоке – с Греция. Общая протяженность албанской границы - 1094 км. На западе Албания омывается теплыми и прозрачными водами Адриатического и Ионического морей. Самая высокая вершина Албании - гора Кораби (2764 м).

Столица Албании

Столица Албании - Тирана, которая была основана турками в 1614 году. В 1920-м году обще албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей независимой Албании. Сейчас население Тираны насчитывает более 400 тыс. человек.

Официальный язык

Официальный язык Албании – албанский, который является ветвью индо-европейских языков, а также наследником иллирийского языка. Современный албанский язык имеет много заимствований из греческого, итальянского, латинского, турецкого, и славянского языков.

Религия

Около 70% населения Албании являются мусульманами, исповедующими его суннитскую ветвь. Еще 20% албанцев – это христиане, относящиеся к Греко-католической церкви. Остальные 10% албанцев – католики.

Государственное устройство

Албания является парламентской республикой. Современная конституция страны была принята 21 октября 1998 года, после многолетней борьбы за независимость. Парламент Албании – однопалатное Собрание (Народное собрание), в которое каждые 4 года происходят выборы депутатов (всего 140 депутатов).

Главные политические партии – «Демократическая партия Албании, «Социалистическая партия Албании», «Демократический альянс», «Республиканская партия Албании», и «Партия единства в защиту прав человека».

1 апреля 2009 года Албания стала членом блока НАТО. Сейчас Албания стремится войти в Евросоюз. В апреле 2009 года Албания официально подала заявку на вступление в ЕС.

Климат и погода

Средняя температура воздуха в Албании составляет +15,9 С. В прибрежных районах Албании климат субтропический средиземноморский, умеренный. Лето жаркое, сухое (от +24 С до +28 С), а зима мягкая и влажная (от +4 С до +14 С). В Альпийских районах Албании климат континентальный, влажное лето (до +10 С.) и холодная зима (до -12-20 С).

Море в Албании

Албания омывается водами Адриатического и Ионического морей. Общая береговая линия составляет 362 км. На Адриатическом побережье Албании возле древнего города Лежа, основанного еще в IV в до н.э., находится красивый Дринский залив.

Албании принадлежат несколько небольших островов, но все они необитаемы. Самый большой из них – остров Сазани, который находится у входа в залив Влера. Его площадь составляет 5 км. кв.

Побережье Албании и Италии соединяет пролив Отранто, ширина которого составляет 75 км. Этот пролив разделяет Адриатическое и Ионическое моря.

Реки и озера

Несмотря на то, что Албания является небольшой гористой страной, по ее территории протекает большое количество рек. Самые большие из них – река Дрин (285 км) на севере страны и река Семан (281 км) на юге. Также следует выделить реки Вьоса (272 км), Мат (115 км), Шкумбин (181 км), и Быстрицу.

На территории Албании расположены несколько больших озер – Охридское, Скадарское, Большая Преспа и Малая Преспа.

Площадь Охридского озера составляет 358 км. кв. Его средняя глубина - 155 м, а максимальная – 288 м. Сейчас Охридское озеро входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом озере обитают даже 2 вида форели.

Скадарское озеро расположено не только на территории Албании, но и Черногории. Его средняя площадь составляет 475 км. кв. В 2005 году в Албании на территории Скадарского озера был образован государственный заповедник.

Озера Большая Преспа и Малая Преспа расположены на высоте 853 метра над уровнем моря.

История

Предками современных албанцев считаются иллирийские племена, поселившиеся на Западных Балканах во II тысячелетии до н.э. В VII веке до н.э. на территории современной Албании древние греки основали несколько городов-полисов (Дуррес, Аполлония и Бутринтия). В разные времена эти греческие колонии входили в состав Древней Македонии и Римской Империи. Кстати, под контроль Рима эти земли попали в 167 г. до н.э., после продолжительной и кровопролитной войны.

В 285 году н.э. римский император Диоклетиан разделил Иллирию (т.е. территорию современной Албании) на четыре провинции. Столица одной из них была в Дурресе.

В 395 г н.э. Иллирия, после распада Римской империи, вошла в состав Византии. В IX веке соседнее Болгарское царство стало очень сильным и могущественным. В итоге, территория современной Албании вошла в состав этого царства.

В Средневековье на территории современной Албании было образовано несколько феодальных княжеств. Так, в 1190 году сформировалось феодальное княжество в Круе. В конце XIV века на территорию Албании стала претендовать Османская империя. После многолетних войн (восстание Скандербега), в 1479 году, Албания вошла в состав Османской империи. Несмотря на постоянные восстания против турецкого ига, Албания смогла получить независимость только в 1912 году. Во время Первой мировой войны Албанию оккупировали Италия, Сербия и Австро-Венгрия. После окончания Первой мировой войны Албания опять получила независимость, и в 1920-м году албанский Национальный конгресс провозгласил Тирану столицей страны.

Во время Второй мировой войны Албанская Национальная армия во главе с Энвером Ходжа оказала упорное сопротивление итальянским и немецким войскам. В январе 1946 года была провозглашена Народная Социалистическая Республика Албания. Лидером страны стал коммунист Энвер Ходжа.

В декабре 1990-го года в Албании была введена многопартийная система, и после этого значение коммунистической партии в этой стране стало очень небольшим. В октябре 1998 года была принята новая конституция Албании.

Культура

Естественно, что Албания, обладающая древней историей, имеет уникальную культуру, на которую огромное влияние оказали древние греки, римляне, византийцы и славяне (прежде всего, сербы). В средние века культура Албании находилась под сильным турецким влиянием. Но это и понятно, ведь тогда эта территория входила в состав Османской империи.

Кроме того, на албанскую культуру в Средние века заметное влияние оказывали итальянцы (в частности, права на некоторые албанские города предъявляла Венеция), которые долгое время считали территорию современной Албании своей «вотчиной».

Прежде всего, следует отметить уникальную албанскую архитектуру, развивавшуюся под влиянием сербов, итальянцев и турок. Однако, к сожалению, в 1944-1990-х годах во время правления коммунистической партии многие памятники архитектуры были уничтожены. В большей степени это относится к старинным мечетям и католическим храмам.

Тем не менее, во время правления коммунистической партии в Албании города Гирокастра и Берат были объявлены городами-музеями. В наши дни Гирокастра и Берат благодаря сохранившейся архитектуре времен Османской империи попали в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Литература Албании начала развиваться только со второй половины XIX века, когда появилось движение за национальное пробуждение - Rilindja Kombëtare, стремившееся к независимости от Османской империи. Это движение относится к романтическому национализму, и благодаря нему можно понять менталитет современных албанцев.

Национальная албанская элита появилась только в начале XX, благодаря выпускникам католических учебных заведений, созданных иезуитами и францисканцами в городе Шкодер.

Во время Второй мировой войны большинство писателей были вынуждены покинуть Албанию, и только с 1960-х годов начинается албанский литературный ренессанс, связанный, прежде всего, с именем Исмаила Кадаре. Даже современные албанские писатели многое берут из творчества поэта и прозаика Кадаре.

Что касается кино, то первая киностудия в Албании (Albafilm) была образована в 1952 году, а первый албанский художественный полнометражный фильм появился в 1958 году (эта была картина «Tana»).

Кухня Албании

Кухня Албании сформировалась под сильным турецким влиянием. Традиционный обед в Албании начинается с закуски, известной как «мезе» (кислое молоко, мясо, огурцы, чеснок, оливковое масло, специи). Турист может принять «мезе» за основное блюдо, но на самом деле это всего лишь местная закуска. Традиционное «мезе» подается в Албании с куриной печенью. Что же касается традиционного албанского аперитива, то это ракия или бокал красного вина.

Самые популярные салаты в Албании – картофельный салат, салат из фасоли, и салат из свежих овощей (помидоры, огурцы, зеленый перец и лук). Самые популярные албанские супы – это «Jahni soup» (его вкус отличается по албанским регионам) и лимонный суп.

Туристам следует помнить, что Албания – эти мусульманская страна, где не едят свинину. Зато в этой стране, особенно в прибрежных районах, очень популярны блюда из рыбы. Практически все виды рыб подаются запеченными в оливковом масле с чесноком и различными специями. Также в Албании популярны блюда из баранины.

Но всегда, пожалуйста, оставляйте место для албанского десерта, который просто великолепен. Пахлава, лукум, kadaiff, имеющие турецкие корни, в Албании изготавливают в самых разных, порой очень необычных, версиях. Также советуем Вам попробовать в Албании местный пудинг из овечьего молока и инжира.

Достопримечательности Албании

Достопримечательностей в Албании так много, что мы, пожалуй, выделим только 5 из них:


Города и курорты Албании

Самые большие албанские города – Тирана, Дуррес, Влера, Шкодер, Берат, Корча, Гирокастра, и Эльбасан. Главным портом Албании является город Дуррес, который давным-давно основали древние греки.

Практически каждый прибрежный албанский город является прекрасным курортом. Отдых на Албанской Ривьере (это территория вдоль Ионического моря на юге Албании) дешевле, чем, например, в Хорватии. Кроме того, на Албанской Ривьере не очень много людей, что тоже является преимуществом.

Сувениры/покупки

Туристам мы советуем поехать в небольшой город Круя, к северу от Тираны. В этом старинном городе (сейчас его население составляет всего лишь 20 тыс. человек) можно купить самые лучшие албанские сувениры, ювелирные изделия и антиквариат. Мы рекомендуем покупать в Албании кукол, пепельницы, игрушки, оливковое масло, мед, чай, травы, специи, алкогольные напитки, кружки, тарелки, футболки, албанские флаги, а также компакт-диски с албанской фольклорной музыкой.

Часы работы учреждений

В Албании большинство магазинов работают с 9.00 до 18.00, а банки - с 08.00 по 16.00. Некоторые магазины работает по субботам и воскресеньям.

Виза

Для въезда в Албанию нужно оформление визы. Однако, действующая Шенгенская виза – это уже достаточное основание для въезда. Безвизовый въезд в Албанию предусмотрен в период с 1 июня по 31 октября (при наличии загранпаспорта).

Валюта Албании

Лек – официальная валюта Албании. Один лек (международное обозначение: AL) приравнивается к 100 киндаркам. В Албании пользуются банкнотами следующих номиналов: 100, 200, 500, 1000 и 5000 лек.

Кроме того, в обращении находятся монеты номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 лек.

Албанцы совсем не против, когда туристы расплачиваются с ними долларами или евро.

Никогда не меняйте валюту «с рук», каким бы не был привлекательный курс. Иначе Вы рискуете стать жертвой мошенников.

Таможенные ограничения

Ввозить в Албанию местную валюту (лек) нельзя. Иностранную валюту в Албанию можно ввозить без каких-либо ограничений. Из Албании можно вывезти до 5 тыс. долларов, или столько денег, сколько турист заявил при въезде в эту страну.

Из Албании разрешено вывозить на одного человека 2 литра вина, 1 литр крепких алкогольных напитков, до 200 сигарет, и т.д.

Полезные телефоны и адреса

Посольство Албании на Украине (по совместительству с Польшей):
Адрес: 02-386 г.Варшава, ул.Алтова,1
Телефон: (810 4822) 824-14-27
Факс: (0-22) 824-14-26
Приемные дни: понедельник-пятница с 8-00 до 16-00

Интересы Украины в Албании представляет посольство Украины в Греции:
Адрес: Греция, Афины 152 37, Филотеи, ул.Стефану Дельта 20-4
Телефон: (8 10 30210) 68 00 230
Факс: (8 10 30210) 68 54 154
E-mail: , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Экстренные телефоны скорая помощь (17)
пожарная охрана (18)
полиция (19)
дорожная администрация (42 23600)
дорожная полиция (42 34874).

Время в Албании

Вся территория Албании находится в одном часовом поясе. Разница с киевским временем составляет 1 час. Т.е. если в Тиране, например 9:00 утра, то в Киеве – 10:00 утра.

Чаевые

Большинство официантов в албанских ресторанах понимают английский и итальянский языки. Чаевые за услуги в Албании составляют 10% счета.

Медицина

Телефон скорой помощи в Албании – 17.

Безопасность

После бурных событий 1990-х годов (война в Косово) на руках у албанцев до сих пор осталось очень много оружия. Вообще, албанцы – это «горячая» нация, поэтому туристам нужно быть очень осторожными. Так, мы не советуем туристам долго смотреть в глаза албанцам, а также выражать чувства к албанским женщинам. Автомобили, конечно же, лучше всего оставлять на охраняемых автостоянках.

Религиозная ситуация в Албании не однозначна. СМИ устойчиво даётся представление об албанцах, как о мусульманских фанатиках. Но это далеко не так: среди албанцев есть и православные, есть и католики, есть и мусульмане. Основная ошибка, которую допускают СМИ, это упоминание о Косовских Албанцах как вообще об Албанцах, хотя правильнее было называть Косовских Албанцев - Косоварами. Так как Косовские Албанцы на протяжение всей новой истории жили без религиозных притяснений со стороны властей, и поэтому сохранили свою религиозность. Албанцы же напротив, в течение 40 лет находились под жёстким запретом на религию и под железным занавесом, в результате которого в Албании к 90 годам из всех культов культовых сооружений сохранилась всели лишь одна мечеть в Шкодере .

Итак. Официальная статистика, датированная годом, до начала гонений религии такова: Мусульмане-сунниты (70%), христиане - тоски (греческая православная церковь - 20%, католики - геги - 10%) и представители других конфессий. Албания - единственная европейская страна, имеющая официальное мусульманское большинство.


Но уже по данным независимых исследователей на 2000 г., мусульманство исповедовало 38,8% населения, католичество, по разным оценкам, - от 13,32% до 16,7%. К разным ветвям православия принадлежали 16,1% верующих, из них ок. 10,4% были последователями албанской автокефальной православной церкви. И около 11,8% верующих относились к другим конфессиям, включая многочисленные протестантские течения. Не считали себя верующими 16,6% населения.

Спецпроэкт канала Россия: Албания -- один из самых древних оплотов христианства :


Традиционно север Албании находился больше под влиянием католицизма, центр страны был наиболее исламским регионом (отсюда параллель к Косово), а юг тяготел больше к византийской культуре – православию (ещё сказалась близость Православной Греции).

Многими исследователями ещё в начале прошлого века отмечался своеобразный эклектизм и пантеизм в религиозных воззрениях албанцев. Традиционный ислам в Албании также несёт на себе этот отпечаток. Несмотря на то, что изначально в этой стране насаждался традиционный суннитский ислам, здесь получили широкое распространение суфийские (дервишеские) религиозные ордена. Наиболее массовым был дервишеский шиитский орден – бекташийя (бекташи)


Мусульмане распались на консервативных суннитов, придерживавшихся традиционного ислама, и более умеренных бекташей, склонных к пантеистическим воззрениям, которых насчитывалось около 120 тыс. Ранее в Албании располагался мировой центр дервишского ордена бекташей, оказывая сильное влияние в районах вокруг Берата и Эльбасана, а также на юге страны. В 1967 албанским правительством было решено закрыть все остававшиеся мечети и церкви.
С начала 1990-х годов, после того как правительство смягчило свою политику по отношению к религии, религиозная жизнь в Албании стала активно возрождаться. Христианских храмов и мечетей строится примерно поровну. Так как до 1990 года Албания являлась единственным атеистическим государством на планете, поэтому албанцы имеют отношение к нормам религии и культовым сооружениям характерное для всех стран, возрождающих религиозное мироощущение.

Но процесс Евроинтеграции в Албании не остановить. Италия, являясь безусловным кумиром у Албанцев, несёт свою культуру: в быту, в пище, в моде. На улицах полно молодых девушек в миниюбках, открытых декольте, парней в шортах. Религиозный праздник куйрам-байрам хоть и является выходным днём, но публичной бойни животных Вы в Албании не увидите. Храмы и мечети не бывают полными даже в религиозные праздники


Если вы не хотите попасть в неприятность или увидеть проявления религиозного фанатизма, тогда не стоит явно нарушать общечеловеческих нормы морали и уважительно относиться к убеждениям местных жителей. В отличии от других мусульманских стран отношение к одежде вполне неофициальное, европейская одежда принята повсеместно. Единственно о чём нужно предостеречь, это ношение купальника ульта-бикини. Но думается что и это не надолго...

Албания в погоне за евроинтеграцией пошла ещё дальше. В 2009 году была попытка легализовать однополые браки, но она провалилась. В 2013 году чиновники внесли поправки в уголовный кодекс, предусмотрев уголовную ответственность за преступления на почве ненависти против гендерной идентичности и сексуальной ориентации.

Вопрос о том, мусульманская Албания или нет, думаю уже не стоит.....

Албания Христианская, видео:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!