Основные проблемы сказок салтыкова щедрина. Основная проблематика сказок салтыкова-щедрина. Герои и сюжеты сатирических сказок М. Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказка ложь, да в ней намек...», намек на ост-рые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно вос-пользуется.

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже-ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси-лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи-тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свире-пые, невежественные правители народа и простые му-жики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талант-ливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов про-кормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих про-изведениях писатель выступает не только как защит-ник народных интересов. Он пытается внушить про-стому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидев-ший народ и неожиданно для самого себя без него оди-чавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпча-тое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «...Вцепится в свою добычу, разорвет... ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только матери-альных, но и духовных.

В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатири-ку иносказательно говорить о многих пороках обще-ства. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кро-вопролития», и режим их не менее жесток, чем суще-ствовавший в то время в России деспотический строй.

Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хле-ба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он уте-шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слы-шал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щед-рин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, си-дят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по мень-шей мере бесполезные пискари», — пишет он.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не пе-рестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, спра-ведливости, уважения к народу, доброты, нравствен-ности, гражданственности.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья...
Н.А.Некрасов

Тема цикла сказок (1869 - 1886) М.Е.Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества - семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа. Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении. Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул в своих сказках не частные, а фундаментальные общественные проблемы. В этом проявился мудрый талант писателя, который утверждал, что «все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили». Гуманизм, непримиримость к насилию, поиски социальной справедливости - вот главный идейный пафос сказок.

Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки. По идейному содержанию все сказки условно можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этих произведениях подчёркивается мысль, что дворянское государство основано на труде простого мужика. Генералы, которые чудесным образом оказались на необитаемом острове, умирали с голода, хотя в речке кишмя кишела рыба, ветки деревьев ломились от плодов и т.д. Дикий помещик, оставшись в своём имении без крестьян, очень обрадовался: сначала съел все пряники из буфета, затем всё варенье из кладовой, потом перешёл на подножный корм, а в конце одичал до того, что стал бегать на четвереньках и оброс шерстью. В сказке «Медведь на воеводстве» знатные лесные воеводы Топтыгины мечтали прославиться, устраивая кровопролития и неутомимо борясь с «внутренними супостатами».

Ко второй группе сказок можно отнести те, в которых показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Поскольку в сказке «Повесть о том, как...» рассматривается несколько общественных проблем, постольку она может быть помещена в разные тематические группы.) В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов». Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы, пропадая с голоду на необитаемом острове, молились только об одном: чтобы Бог послал им мужика. И Бог сжалился над ними - ниспосланный мужик оказался и рыбаком, и охотником, и мастером на все руки, потому что даже изловчился варить суп в пригоршне. Мужик кроме рукомесла обладал другим важным достоинством: был покорен воле господ до того, что сам свил верёвку, которой они его и связывали на ночь, чтоб не убежал.

В третью группу входят сказки, где Салтыков-Щедрин высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» (встречается и другое написание заглавия этой сказки - «Премудрый пискарь»). Писатель сатирически изображает прекраснодушных либералов, которые уверены, что зло в мире можно исправить красивыми словами. Карась-идеалист серьёзно проповедует мир между щуками и карасями, призывая хищников перейти на травяную пищу. Кончается эта проповедь тем, что болтливого идеалиста проглатывает щука, причём машинально: её поразила нелепость разглагольствований маленького карася. Однако и другая жизненная позиция высмеивается автором - позиция премудрого пескаря. Цель его жизни заключалась в том, чтобы выжить любой ценой. В результате этому мудрецу удалось дожить до старости, но, постоянно прячась в своей норке, он ослеп, оглох, больше походил на морскую губку, чем на живую, шуструю рыбёшку. Стоило ли сохранять во что бы то ни стало свою жизнь, если она долгие годы была по сути прозябанием, бессмысленным существованием?

В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному - Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д. Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.

Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр - литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных. Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социально-политическим) смыслом, удачно придумывал новые -выразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла). Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, зоологические) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму - Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.

В щедринских сказках противостоят друг другу не добро и зло, а две социальные силы - народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски - просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п. В таких сказках преимущественное внимание уделяется не личной, а социальной психологии персонажей. Писатель сознательно избегает «портретности» героев, но создаёт типы, то есть сатирически высмеивает не отдельных лиц, а целые слои общества (высших лиц государства, тупых чинов полиции, трусливую интеллигенцию, беспринципных политиков и т.д.).

Фантастика Салтыкова-Щедрина реальна, так как не искажает жизненных явлений; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект, обнажает нелепость существующей действительности. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» автор заявляет, что крупные и серьёзные злодейства заносятся на скрижали истории, а все Топтыгины хотели «попасть на скрижали». Такие рассуждения сразу дают понять, что речь идёт не о медведях, а о людях.

Сочиняя свои сказки, Салтыков-Щедрин учитывал, конечно, художественный опыт И.А.Крылова и позаимствовал через отечественного баснописца «эзопов язык» и русские зоологические маски, а также использовал приёмы литературной сатирической сказки Западной Европы (например, «Сказка о Лисе»). При этом в щедринских сказках отразился весьма оригинальный художественный мир образов и картин русской жизни последней трети XIX века.

В заключение следует отметить, что литературный талант Салтыкова-Щедрина проявился в сатире, то есть в изображении и беспощадном высмеивании общественных и человеческих пороков. Хотя судьба сатирика трудна, а труд его неблагодарен (об этом писал Н.В.Гоголь в авторском отступлении из поэмы «Мёртвые души», гл. 7), Салтыков-Щедрин считал, что в современных российских условиях стыдно уходить от реальных проблем и «Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...» (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»), Однако, чтобы разоблачать негативные стороны жизни, необходим идеал, во имя которого высмеиваются пороки и недостатки. Произведения Салтыкова-Щедрина заключают в себе не только суровые, безрадостные картины современной действительности (реальность), но и любовь к России, веру в её будущее (идеал). Смех писателя-сатирика беспощаден, но одновременно этот смех приносит оптимистическое чувство моральной победы над злом: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех», - заявлял автор.

Салтыков-Щедрин создал новый жанр в русской литературе -политическую сатирическую сказку «для детей изрядного возраста». Сказки, написанные преимущественно в последние годы жизни писателя, содержат проблемы и образы предшествующего творчества сатирика. Следовательно, они являются для Салтыкова-Щедрина своеобразным итогом писательской деятельности. В сказках отразилась характерная особенность творческой манеры автора - соединение художественного начала и злободневной публицистики, недаром писатель называл себя «историком современности», «летописцем минуты». В сказках в непосредственном и резком столкновении действуют представители антагонистических классов: мужик и генералы, мужики и дикий помещик, «лесные мужики» и воеводы Топтыгины, карась и щука, Коняга и пустоплясы. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина - это как бы «социальный портрет российского общества», с точки зрения автора.

В сказках Салтыков-Щедрин продемонстрировал: блестящее искусство сатиры и «открытой» иронии; приёмы гиперболы, сказочной фантастики и аллегории; мастерство при создании ярких, запоминающихся образов-символов; вкус к выразительному, лаконичному литературному языку - одним словом, художественное совершенство.

Слайд 2

Сказки «для детей изрядного возраста»

«Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 17.11.2017 2

Слайд 3

«Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е. Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)? Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста»? Почему?

Слайд 4

1. Сказка - один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п. 17.11.2017 4

Слайд 5

Подчеркните в определении сказки слова, подчеркивающие ее отличительные черты. 17.11.2017 5

Слайд 6

1. Сказка - один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п. 17.11.2017 6

Слайд 7

Задание №1 - Вспомните изученные, прочитанные вами ранее народные сказки, - Приведите примеры на некоторые темы народных сказок (о хитрости лисы, о трусости зайца и т.д.) - Запишите в тетрадях их названия, тему. Задание №2 - Прочти материал в тетради, - Обсуди записи в тетради с товарищем, - Сравни запись с образцом. 17.11.2017 7

Слайд 8

2. Основные темы народных сказок:сатирические, юмористические, фантастические. Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается» для развлечения слушателей - взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ разоблачал самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных царских чиновников, спесивых и жадных баб, купцов - обманщиков и т. п. 17.11.2017 8

Слайд 9

Сформулируйте определение литературной сказки, - запишите определение литературной сказки в тетрадь, - выпишите в тетрадь основные сходства, и отличия литературных сказок от народных. Сравните с образцом 17.11.2017 9

Слайд 10

Черты сходства: В сказках идет речь о вымышленных событиях, иногдафантастического характера; Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается»для развлечения слушателей, в сатирических сказкахразоблачаются недостатки общественного устройства,высмеиваются частные и общественные пороки. Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина. Из иностранных «сказочников» известны датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, французский «сказочник» Шарль Перро и др. 17.11.2017 10

Слайд 11

Литературные сказки писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. При этом литературные сказки имели множество отличительных особенностей от народных сказок. Отличия: 17.11.2017 11

Слайд 12

Прочтитетекст и письменно ответьте на вопросы: 1. Сколько времени работал автор над книгой «Сказки»? 2. Почему сатирик обращается к сказочному жанру? 3. В чем жанр сказки помогает М.Е. Салтыкову - Щедрину? 4. Для кого предназначены «Сказки» М.Е. Салтыкова - Щедрина? 17.11.2017 12

Слайд 13

Над книгой сказок Салтыков - Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Обращение сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. К 30-м годам сатира Щедрина принимает все более обобщенный характер, стремится к предельно широким и емким художественным обобщениям. Сказка помогла Щедрину укрупнить масштаб художественного изображения, придать сатире вселенский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром - мир в его общечеловеческих пределах. И достигалась эта «всемирность» путем врастания в «народную почву», которую писатель считал «единственно плодотворной» для сатиры. Сказки Салтыкова - Щедрина были предназначены не для детского чтения, а были обращены к «детям изрядного возраста», т. е. к взрослому читателю. 17.11.2017 13

Слайд 14

Прочтитетекст и письменно ответьте на вопросы: 1. Сколько времени работал автор над книгой «Сказки»? 2. Почему сатирик обращается к сказочному жанру? 3. В чем жанр сказки помогает М.Е. Салтыкову - Щедрину? 4. Для кого предназначены «Сказки» М.Е. Салтыкова - Щедрина? 17.11.2017 14

Слайд 15

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?

Слайд 16

Общие черты

Сказки Салтыкова-Щедрина ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка Сказки русского народа ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка

Слайд 17

Слайд 19

Отличительные черты

Сказки русского народа ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных

Слайд 20

Вспомните, чем отличается сатира от юмора; - Что же характерно для «Сказок»Салтыкова - Щедрина сатира или юмор? Ответ обоснуйте. 17.11.2017 20

Слайд 21

Сатира- это художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни. Юмор- в художественной литературе произведения, в которых отражается смешное, комическое в жизни. В отличие от сатиры, где резко осмеиваются, обличаются порочные явления общественного и личного быта, имеющие существенное значение для жизни общества, в юмористических произведениях обычно подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизненного явления, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодование, но даже относится к ним с любовью и симпатией, дружески подшучивая над ними. 17.11.2017 21

Слайд 22

Для «Сказок» Салтыкова - Щедрина характерна сатира на самодержавно - крепостнический строй, правдивое изображение отрицательных сторон жизненных явлений., часто в нарочито подчеркнутом, иногда гротескном виде, благодаря чему отчетливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни. Тем самым сатирические образы, созданные Салтыковым - Щедриным, вызывают неприятие изображенных отрицательных явлений жизни, зовут на борьбу с ними. 17.11.2017 22

Слайд 23

Вспомните что такое гипербола и гротеск. - Найдите примеры этих художественных средств в «Сказках», запишите в тетрадях 17.11.2017 23

Слайд 24

Гипербола - один из тропов, образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа. Гротеск - художественный прием в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо - комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п. 17.11.2017 24

Слайд 25

Например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - ловкость мужика, его мастерство, проявляющиеся в умении свить веревку из песка, из собственных волос изготовить силки для птиц и т. п., изображены в преувеличенном виде (гипербола). «История одного города» - образ Брудастого с «органчиком» вместо головы (гротеск). 17.11.2017 25

Слайд 26

Вспомните определение эзопова языка - Найдите примеры эзопова языка в «Сказках», запишите в тетрадях. 17.11.2017 26

Слайд 27

Эзопов язык - нарочито затемненный, полный намеков и недомолвок язык передового писателя, вынужденного при царском и всяком другом антинародном строе выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследование правительственной власти. 17.11.2017 27

Слайд 28

Например: «Медведь на воеводстве» -рассказывается о царствовании в лесу трех медведей - воевод, разных по характеру. Но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. На самом же деле речь идет о критике самодержавно - крепостнического строя. 17.11.2017 28

Слайд 29

Отличительные черты

Сказки Салтыкова-Щедрина СатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животному Сказки русского народа ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных

Слайд 30

Сделайте вывод о том, что высмеивает Салтыков-Щедрин в своих «Сказках», - Сделайте вывод о характере «Сказок» Перечислите героев «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Что общего и чем они отличаются от народных сказок? Назовите основные приемы, художественные средства выразительности, используемые Салтыковым-Щедриным в «Сказках» - Обсудите вывод в группах, сверьте с образцом. 17.11.2017 30

Слайд 32

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; - чрезмерное преувеличение. ирония сарказм гротеск иносказание, аллегория гипербола

Слайд 33

Примерный план анализа сказки

Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:а) образы-символы;б) своеобразие животных;в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального

Слайд 34

прочитать дома одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и, используя материалы урока, выполнить на выбор одно из заданий: Анализ сказки, прочитанной дома. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина. Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Посмотреть все слайды

Книга Салтыкова-Щедрина "Сказки" включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.

Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.

Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

Самый общий смысл в проблематике "Сказок" заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Карась-идеалист", "Бедный волк" и др. Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой - разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов.
В художественном зеркале "Сказок" представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат" и "Богатырь". В сказке "Медведь на воеводстве" издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III. Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.

В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся... И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, "ходил же все больше на четвереньках", "утратил даже способность произносить членораздельные звуки".

Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя. Волк обещал помиловать зайца ("Самоотверженный заяц"), другой волк однажды отпустил ягненка ("Бедный заяц"), орел простил мышь ("Орел-меценат"), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь ("Деревенский пожар") - об этом пишут с восхищением другие... Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте "орлов", он говорит, что "орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны... хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют".

Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения "пестрых людей", разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью. В "Премудром пискаре" сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике. Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и "все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?" Он не заводил ни семьи, ни друзей. "Он жил и дрожал - только и всего".

Щедрин в сказке "Самоотверженный заяц" иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой - над слепой покорностью их жертв.

В сказке "Карась-идеалист" речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.

Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина. Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Праздный разговор", "Коняга", "Кисель" и др. В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную.

Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях ("Христова ночь", "Рождественская сказка", "Путем-дорогою"). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения - в этом состоит основной идейный смысл "Сказок" Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина


1. Проблематика сказок писателя.
2. Художественные приемы в сказках.
3. Сюжетная канва произведений.

Щедрин в своих сказках во главу угла ставит бедственное положение народа в царской России. Отсюда вытекает несколько основных тем: сатирическое описание правительственных верхов самодержавия («Медведь на воеводстве»); изображение жизни народных масс в царской России («Коняга»); обличение интеллигенции («Премудрый пескарь»); разоблачение собственников жизни («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Однако, несмотря на все изобличительную проблематику в сказках, в какой-то мере, показана тщетность народных апелляций. Коняга все равно, как бы ему не было тяжко, снова выйдет на работу. Но простой мужик остается непримиримым противником угнетения хозяев: «Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: «Господи! легче нам пропасть с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»«(«Дикий помещик»). Получается, что в любом случае мужик и барин останутся непримиримыми врагами. Щедрин как раз и развенчивает иллюзии на счет социальной гармонии. Даже на необитаемом острове в «Повести о том, как...» мужичина должен подчиняться.

Все это создается с помощью художественных образов. И каждая сказка в результате становится живой и красочной картиной общества.

Слова и образы, воссозданные в произведениях, Щедрин заимствовал из сказок и легенд: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» («Дикий помещик»). Для их обработки он использует такие приемы как художественное преувеличение, иносказание, фантастика. Художественное преувеличение выражается в том, что простой мужик, словно волшебник, становится способным на большие подвиги. Например, кате в «Повести о том, как...»: «Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика... до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Фантастическое проявляется в том, что два генерала «по щучьему велению, по моему хотению» очутились на необитаемом острове».

Для иносказания Щедрин использует образы животных. Это сказочная традиция помогает сохранить натуру образов. Например, в одноименной сказке: «Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин».

Сближение персонажей с животным миром носит как иронический, так и тра-гический характер. Дикий помещик становится новым видом необыкновенного животного: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». А вот Коняга стал своеоб-разным символом трудяги-крестьянина. Сколько на бедном коне возят, пашут, а без него нельзя - семью не прокормить. Так и мужик «пашет» от зари до зари: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».

Сюжетами в сказках Щедрина становятся темы, которые ребром встают в той, современной, жизни. Например, неуместное, а подчас неоправданное кровопролитие. Так считают в «Медведе на воеводстве». О чем бы с Топтыгином 1-м «не заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли - он все на одно поворачивал: «Кровопролитнее... кровопролитнее... вот чего нужно»«.
Другой сюжет взят из пословицы: «Царь умен до тех пор, пока умный у него секретарь». Щедрин обыгрывает его в «Медведе на воеводстве»: «Осел в ту пору у него (Льва) в советах за мудреца слыл».
В «Карасе-идеалисте» показана попытка наладить гармонию в отношениях между людьми путем морального перевоспитания: «Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить...». Однако попытка не увенчалась успехом, что Щедрин ловко обыгрывает в случайных движениях щуки. «Знаешь ли ты, что такое добродетель», - выдал свой последний козырь Карась. «Щука разинула рот от удивления. Машинально втянула она воду, и вовсе не желая проглотить карася, проглотила его».

В сказках Щедрина не только добродетель, но и науки не приносят героям пользы. Так орел-меценат в одноименной сказке попытался наладить у себя просвещение, которое в итоге не дало положительных результатов: «Сие де послужит орлам уроком!»

Сюжетная тематика непременно захватывает и народную проблематику. Мало того, что простой мужик может просто не обращать на себя внимание, но он еще добровольно лезет в петлю. Так мужичина свил для себя веревку в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». «Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег, а сами легли спать». Или самоотверженный заяц в одноименной сказке сидит у волчьего логова словно на привязи: «Не могу, - говорит, - волк не велел» бежать.

В своих сказках Щедрин показывает беспросветный мрак и тяжкие условия, создаваемые самодуром-помещиком: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше... И земля, и вода, и воздух - все его стало!» («Дикий помещик»).

И все это доведено до абсурда в сказке «Дурак», где объясняется, что лучше ос-таваться дураком, чем осознавать весь ужас окружающей жизни. «Совсем он не дурак, - говорит проезжий, - а только подлых мыслей у него нет - от того он и к жизни приспособиться не может... А впрочем, несомненно, что настанет минута, когда наплыв жизни силою своего гнета заставит его выбирать между дурачеством и подлостью. Тогда он поймет».

И по концу сказки можно догадаться, что он понял всю подлость и гадость окру-жающей жизни: «Но от прежнего цветущего здоровьем дурака не осталось и следов. Он был бледен, худ и измучен... Пришел домой и замолчал». В этой не нормальной обстановке, в которой он жил, только ненормальное могло казаться нормальным».

Можно сказать, что заветной целью Щедрина было и оставалось освобождение угнетенной массы от любого вида рабства. И какие бы образы и идеи писатель не поднимал в своих сказках, все они для народа и о народе. Прошла эпоха отмены крепостного права, но вместе с этим не ушли накопившиеся проблемы, нашедшие отражение в сказках.

Образы из легенд и сказок, реальности и действительности помогают нам вос-становить ужасные, нечеловеческие, годы написания произведений. Каждый персонаж, взятый из жизни и воплощенный в сказке, представляется нам в виде определенного типичного образа. Ими Щедрин показывает ошибки своего времени. Надо всего лишь приглядеться и понять, что надо для народа, а не нам от народа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!