Образ матери в русской литературе. Образ матери в художественной литературе Образ матери в лирике некрасова сообщение

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА МАТЕРИ В ПОЭЗИИ Н. А. НЕКРАСОВА

Т. В. Тулкина

ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарёва»

Аннотация. В статье рассматривается специфика художественного изображения образа матери в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова. Анализируются своеобразие воплощения материнского начала и система изобразительно-выразительных средств.

Ключевые слова: поэтическое творчество Н.А. Некрасова, художественное воплощение, образ матери, художественный образ, женщина-мать, материнское начало, мать-страдалица, национальный характер

Поэзия во все времена занимала в русском обществе важное место и пользовалась огромным вниманием. В глазах народа её миссия издавна была неизменно высока и священна. Она оказывала на самосознание нации большое воздействие. Поэзию любили, в ней искали поучения и совета, истины и красоты. Поэзия – это суждение автора о жизни, его высота профессиональная и гражданская, это печать его личности, его взгляд, воспитанный памятью, культурой.

Лирика утверждает в искусстве ценности возвышенных эмоциональных переживаний личности, связанных преимущественно со сферой индивидуального самосознания и личной жизни. Источник лирики в идейном интересе художника к эмоционально-личностной сфере, в связи с чем лирика отличается огромной силой, которая заключается в передаче чувств, мысли, переживания, характеризующих тем самым человеческие отношения, обстоятельства и т.д. Лирическое произведение рождается из потребности человека передать высокий строй чувств. Лирика - это форма повышено-эмоционального восприятия и отражения жизни. Жизнь предстаёт в лирическом творчестве прочувствованной и продуманной поэтом, само чувство, переживание находятся в центре произведения. Действительность отражена в нём через призму личности и индивидуальности художника.

Лирика - искусство личностное, она обращается к каждому человеку и как ни одно другое искусство, способна проникнуть во внутренний мир каждого, через красоту лирического слова, несущего в себе глубокую мысль и чувство, познаётся действительность, познаются общество и личность .

Каждый поэт вносит свой вклад в культуру, в воспитание морально-нравственного поведения членов общества, в обогащение внутреннего мира человека в этическом и эстетическом плане. Н.А. Некрасов один из таких поэтов, чья лирика является целостным, монолитным пластом, в котором объединены самые разнообразные темы и проблемы, имеющие общую идею - повышение обшей культуры человека, воспитание социально значимой, одухотворенной личности . Во второй половине XIX века он привносит в русскую литературу обновленный образ матери – матери-крестьянки, матери - труженицы. Поэт впервые подошел к этой теме с социальной точки зрения. И если госпожа Головлева из повести М.Е. Салтыкова-Щедрина характеризовалась, в первую очередь, жадностью и черствостью даже в отношении собственных детей, то героини творчества Некрасова, напротив выступают в качестве носительниц материнской любви и материнского долга.

Жанрово-стилевые особенности поэзии Н.А. Некрасова разнообразны и многогранны. Его стилистической манере присуще использование художественных элементов фольклорного сказочно-песенного творчества, взаимодействующего с приемами и средствами поэзии XIX века, обогащенной национальными художественными традициями и опытом. Под его пером традиционные фольклорные поэтические формулы приобретают подвижность, становятся более гибкими, конкретно выразительными; постоянный творческий поиск, совершенствование жанров и жанровых форм, новых средств художественной выразительности; стремление к жизненной правде, желание и умение видеть жизнь в новом ракурсе воплощаются во всем разнообразии проявлений бытия. Сила стихов Н.А. Некрасова о матери - в близости к народным песням, в раскрытии противоречия между глубокой грустью, состраданием и восхищением, поклонением перед её искренностью и силой. Таким образом, он является создателем целого ряд весьма глубоких, художественно окрашенных лирических произведений, сочетающих в себе простоту и гармоничность. Поэт спокойно и ненавязчиво, на зримых и ясных примерах, образах, ситуациях раскрывает то, что является важнейшим в жизни человека. По твёрдому убеждению, художника слова – это мать.

Образ матери относится к особой категории общепринятых в русской литературе образов. В отечественной культуре он является национальным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Стоя на ступень выше всех остальных, он по своей сути и содержанию остается своеобразным непрекословным авторитетом в литературе, являя собой фундаментальную основу всей жизни на Земле. Тем не менее, материнский образ в русской литературе на протяжении всего своего существования, начиная с момента зарождения и до наших дней, постепенно развивался, обогащался и трансформировался под влиянием времени.

Литература, как правило, стремится к идеализации образа матери, а русская литература в особенности, потому что великий писатель наблюдает в жизни слишком мало высокого и прекрасного, и его извечный порыв к идеалу естественным образом обращается на это прекрасное божье создание. «Прославим женщину-мать, - писал М. Горький, - неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!». Русская литература в этом смысле представляет собой пример открытого представления данного образа. Но вместе с тем образ матери в литературе неоднозначен и зачастую диаметрально противоположен ранее созданным материнским образам. В лирике, прозе и драматургии данный образ также представлен с различных точек зрения.

Художественная литература неоднозначно трактует образ матери. Например, мать Недоросля в бессмертной комедии Д.И. Фонвизина, Кабаниха в «Грозе» Н. А. Островского, Арина Петровна из рода Головлевых, – все они, безусловно, выпадали из идеального образа. Эти персонажи воспринимаются как исключение из правил, а идеал меж тем продолжает существовать. И то, что мировая история и культура сохранили и донесли до нас фигуры не просто посредственных, а преступных матерей, таких как Иродиада и Медея, нисколько не разрушало идеального образа матери. Исключения лишь подтверждали правило. При этом созданный автором художественный образ матери играет ведущую роль и во многом определяет саму концепцию и специфику произведения.

В словаре литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева мы встречаем следующее определение художественного образа: «Художественный образ – форма отражения действительности искусством, конкретизация и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии». Кроме того, художественный образ во многих отношениях исторически изменчивое понятие. Образ первобытного искусства отличается от образа античности, образ Средневекового искусства не похож на образ Возрождения. Есть свои особенности в образах классицизма, сентиментализма, разных направлений романтизма, критического реализма и др. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального, свободы и необходимости. В образах эпохи Возрождения на первом плане - титанические страсти, Просвещения – рационализм, романтики противопоставляют одинокую личность интересам своего времени. Новую страницу искусства открывает критический реализм, он идет и вширь, исследуя все стороны действительности, и вглубь, открывая диалектику души. Структура художественного образа исторически изменчива, поэтому нельзя признаки одного метода, например, критического реализма, прямолинейно переносить на образы других методов, например, классицизма или романтизма.

Особые изменения образ матери претерпел в русской литературе XIX века, став в своем роде своеобразным отражением жизни целой эпохи великого государства.

Современный исследователь творчества Некрасова Н. Н. Скатов в конце XX века в своей работе «Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писал: «В поэзии Некрасова мать всегда была безусловным, абсолютным началом жизни, воплощенной нормой и идеалом ее. В этом смысле мать есть главный положительный герой некрасовской поэзии. Сам образ родины, России у поэта неизменно соединяется с образом матери. Родина - мать, матушка - Русь - именно от Некрасова, через его поэзию эти привычные уже сейчас сочетания вошли в нашу жизнь, в наше сознание» .

Сама тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: крепостной и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова: «Будет бить тебя муж-праведник и свекровь в три погибели гнуть» . Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» обрисована загубленная жизнь крепостной девушки, которую маленькой девочкой взяли господа в барский дом и воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, но, когда он умер, новый владелец поместья - зять, воротил «ее на село - знай-де место свое, ты, мужичка» . Девушку против воли выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. Но несмотря на все тяготы положения её материнская любовь и забота проявляются со всей нежностью и щедростью. По существу это новелла в стихах - рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу: Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая! .

Примечательно, что многие стихотворения Некрасова стали народными песнями, как и стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой откровенно любуется автор: Сквозь румянец щеки твоей смуглой / Пробивается легкий пушок, / Из-под брови твоей полукруглой / Смотрит бойко лукавый глазок. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг» .

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»

С глубоким благоговением писал Некрасов о матерях, о печальной и тягостной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О горьких слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает «о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой: Воротился сын больнехонек, / Ночью кашель бьет солдатика, / Белый плат в крови мокрехонек!». Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами: Мало слов, а горя реченька, / Горя реченька бездонная!» .

Поэма «Мороз, Красный нос» - это также трогательная повесть о трагической женской доле. «Но в крестьянке Дарье мы видим тип величавой славянки. Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица: Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц, / С красивою силой в движеньях, / С походкой, со взглядом цариц . И нестерпимо больно, что её жизнь заканчивается трагически: после смерти мужа груз житейских забот становится непосильным для женщины. Когда ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой. Т.И. Журавлёва справедливо замечает, что «судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный Нос» воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки. Некрасов неоднократно отмечает это в своих стихах: Три тяжкие доли имела судьба, / И первая доля: с рабом повенчаться, / Вторая – быть матерью сына раба, / А третья – до гроба рабу покоряться, / И все эти грозные доли легли / На женщину русской земли. Эта суровая доля крестьянки и воплощена в образе Дарьи. Правда, она избежала одной из тяжких доль – «до гроба рабу покоряться». Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерная для крестьянских семей. Героизм Дарьи – в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хоть самом скромном достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежала на ней. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью» .

В мозаичной галерее женских образов, созданных поэтом в лучших пушкинских традициях, присутствуют и образы женщин из мира городской бедноты. Н.А. Некрасов в Петербурге наблюдал все противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин: Еду ли ночью по улице темной, / Бури заслушаюсь в пасмурный день - / Друг беззащитный, больной и бездомный, / Вдруг предо мной промелькнет твоя тень .

Ярким хороводом проходят перед нами один за другим образы русских женщин-матерей, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души. И говоря о невыносимо горькой женской участи, художник неустанно восхищается удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задушенной тяжелыми условиями жизни, «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет», русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Но всё же главным достоинством русской женщины Н.А. Некрасов считает её удивительную способность быть матерью, настоящей, ласковой, чуткой, бесконечно заботливой и самоотверженной.

Таким образом, со страниц некрасовской лирики встают перед нами русские женщины-матери во всем величии русского национального характера.

1. Тулкина Т.В. Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.02. - Саранск,2006. – 170с.

2. Бойко, М. Н. Лирика Некрасова / М. Н. Бойко. – М. : Ху-дож. лит., 1977. - 118 с.

3. Головин, В. В. Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. – № 1. – С. 80–85.

4. Журавлева, Т. И. Анализ одного перепева: («Колыбельная песня» Н. А. Некрасова) // Актуальные проблемы современного лите-ратуроведения. – 2001. – № 5. – С. 62–64.

5. Лебедев, Ю. В. О народных истоках поэзии Н. А. Некрасова // Лит. в шк. – 1988. – № 5. – С. 16-25.

6. Русская литература 18-19 вв. : учебное пособие для пед. вузов / сост. Н. Н. Скатов [и др.]. - М. : Просвещение, 1995 г. – С. 89-94.

Еще в устной поэзии облик матери приобрел пленительные черты хранительницы очага, все умеющей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. Народ всегда чтил Мать! Не случайно в народе также живет много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение. Это сказания и былины о том, как женщины-матери спасали своих детей, своих родных. Один из таких примеров - это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины-матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму не «пошла Рязань на полону». Вот оно - бессмертие истинной поэзии, вот она - завидная протяженность ее существования во времени!

Многочисленные пословицы и поговорки о маме описывают самые искренние, самые глубокие чувства к родному человеку.

Куда мать, туда и дитя.

Мать кормит детей, как земля людей.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

У кого есть матка у того и голова гладка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.

Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.

Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Материнское слово мимо не молвится.

Родных много, а мать роднее всего.

С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

Материнским словом Бог правит.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Мать и бьет, как гладит, а чужая и гладит, как бьет.

Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.

Маменька родимая - свеча неугасимая.

Тепло, тепло, да не лето; добро, добро, да не мать родная.

Сердце матери лучше солнца греет.

А сколько всего написано про мать, сколько стихов, песен, прекрасных мыслей и высказываний!

Ребенок узнает маму по улыбке.

Лев Толстой

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Кайл Гибран

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери...

Максим Горький

Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери.

Максим Горький

Это великое предназначение женщины - быть матерью, хранительницей домашнего очага.

В. Белов

Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть - или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

В. Белинский.

Рука, качающая колыбель, правит миром.

Петер де Вриес

Нет в мире такого цветка, ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери.

О. Уальд

Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей.

Марио Пьозо

Есть святое слово - Мать.

Омар Хайям

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.

З. Фрейд

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери.

Паддок

Будущее нации - в руках матерей.

О. Бальзак

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О. Бальзак

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

Ж.-П. Рихтер

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.

С. Харрис

Великое чувство, его до конца / Мы живо в душе сохраняем. / Мы любим сестру и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем.

Н.А. Некрасов

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

М. Джалиль

Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребенка.

Я.Корчак

Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что распустившегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема к злу и беспощадна, как справедливый меч.

В. Сухомлинский

Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека.

Ч. Айтматов

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь.

З. Воскресенская

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она - лучший друг, мудрый советчик. Мать -ангел-хранитель. Не случайно многие писатели и поэты, создавая свои произведения, черпали вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

Удивительно, но всю жизнь как дар хранил колыбельную песню, которую ему в раннем детстве пела мать, русским поэт М.Ю. Лермонтов. Это нашло отражение в его стихотворении «По небу полуночи ангел летел», в «Казачьей колыбельной песне». В ней сила материнской любви благословляет, напутствует маленького ребенка, передает ему народное идеалы как откровение в самых простых и незамысловатых словах. Лермонтов глубоко почувствовал мудрость, силу материнского чувства, которое направляет человека с первых минут его жизни. Неслучайно потеря матери в раннем детстве так болезненно сказалась в сознании поэта.

По-настоящему глубоко тема матери прозвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(
Из стихотворения «Мать»)

В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что еще ребенком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал - убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины-матери ярко также представлен Некрасовым и в других его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская».

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

«Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери-крестьянки в лирике Сергея Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает еще в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…». Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить ее в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания -«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но все ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слезы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далекого XIX века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилева: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распятого на кресте.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, ее утрата - невосполнима, потому что это ее единственный сын.

Особое место образ матери занимает в творчестве Марины Цветаевой. Ей посвящены не только стихи, но и проза: «Мать и музыка», «Сказка матери». В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о Марии Александровне. Ее памяти посвящено и стихотворение «Маме» (сборник «Вечерний альбом»). Автору очень важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери: «В старом вальсе штраусовском впервые/ Мы услышали твой тихий зов». «Мать - сама лирическая стихия», - пишет Цветаева.

«Страсть к стихам - от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному. К детским снам клонясь неутомимо (Без тебя лишь месяц в них глядел!), Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. Мать научила детей чувствовать боль - свою и чужую, сумела отвратить их от лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален,/ Скучен смех...». Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!» Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В. Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика». Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил и главное богатство юной души. Духовное наследство, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери.

В автобиографическом романе «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксаков писал: «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку

……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Я помню, помню голос твой!

Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

Обращение к матери, нежность, благодарность к ней, позднее раскаяние, восхищение ее мужеством, терпением - основная тема лирики, которая остается актуальной всегда, независимо от века, в котором творит истинный поэт.

Центральным образ матери становится в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного - посвящений собственной матери - до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства - образа Родины. Важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве.Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…». История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм.В этом русле возникают стихи о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов - «Ты робко его приподымешь…», где создан подлинный образ матери героя. В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, но теперь образ матери приравнивается к образу всеобщей Родины, страны, будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок.Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным.Это стихотворение - последнее, где появляется образ матери, оно завершает материнскую линию в поэзии Твардовского, и само становится той песней, что «в памяти жива», в которой вечно жив образ матери, и собственной матери поэта, и обобщенный образ материнства: крестьянки, труженицы, женщины с трудной судьбой.

Образ матери извечно нес на себе черты драматизма. И стал выглядеть еще более трагично на фоне страшной в своей ожесточенности Великой Отечественной войны. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Об этом множество книг. Из них книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей. В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя. «Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой». И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Война является основной темой некоторых произведений Ч. Айтматова, как и в повести «Материнское поле». В ней образ матери у Айтматова многозначен. Во-первых, это мать, родившая ребенка (героиня повести Толгонай проводила на войну трех своих сыновей и всех троих потеряла). Во-вторых, народная мать: вспоминая детей Толгонай гордится и понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья». Красной нитью проходит мысль о силе материнской любви, как способной объединять, роднить, воскрешать: «Я проглотила хлеб со слезами и подумала: «Хлеб бессмертия, ты слышишь, сын мой Касым! И жизнь бессмертна, и труд бессмертен!».

Очень трепетно и нежно пишет о матери в своих произведениях Иван Бунин. Ее светлый облик он сравнивает с небесным ангелом:

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

I .Введение……………………………………………………...….... стр. 2

II . Основная часть:

II .1Моя путеводная звезда……………………………….............стр. 3

II .2Женские образы в литературе………………………............стр. 4

II .3Бессмертие во времени………………………………….....стр. 5-7

II .4Святые страницы поэзии………………….…………....…стр. 8-10

II .5Литература, так много сказавшая о матери…………..стр. 11-12

II .6Искусства различны, но тема едина…………………...стр. 13-14

III . Микроисследование №1……………………………..…..… стр. 15

IV . Заключение……………………………………………………стр. 16

V . Библиографический список……………………………….…стр. 17

VI . Приложения

I . Введение.

Тема моей научно-исследовательской работы "Образ матери в художественной литературе”. Я решила написать эту работу, потому что мне было интересно понять, почему писатели, поэты, а также художники и музыканты нередко посвящают свои произведения матерям и делают их героинями рассказов, повестей, поэм, картин…

Мама… Это самое прекрасное слово, которое произносит ребёнок, и сердце у матери замирает. "Мама, мамочка”, - повторяет он, и женщина уже готова полететь, вырваться из своей телесной оболочки, готова закричать на весь мир о том, что человечек, которому она дала жизнь, произнёс её Имя. И это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно: в русском "мама”, украинском "ненька”, в английском "mother ”, узбекском "аба”… Да, теперь на долгие годы слово "мама” в своих различных интерпретациях станет именем молодой женщины.

Слово "мама”- особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек. Когда Валентина Терешкова вернулась из космического полета, ей был задан несколько неожиданный вопрос: "Кто ваш самый любимый человек?” Валентина ответила одним коротким, точным, красивым словом: "Мама”.*

Я считаю, что данная тема актуальна, так как наше время добавило определенные сложности и в без того непростые отношения "отцов и детей”. Я знаю не только любящих сыновей и дочерей, но равнодушных и жестоких, которые часто обижаются на своих мам, отталкивают их со своей любовью. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает нас более чуткими, восприимчивыми. Эта любовь чиста и невинна, как капля росы поутру и ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством на Земле. Именно в материнской любви заключается живительная сила, способная совершать чудеса. Не в этом ли ее сила?

Задачи работы:

    Выявить личное отношение к матери.

    Рассказать, какое место занимают женские образы в художественной литературе.

    Определить, какую лепту внесли писатели и поэты, сказав так много хороших слов нашим матерям, и какое влияние оказывал образ матери на художников и музыкантов?

    Показать бессмертие образа Матери во времени.

    Провести микроисследование о взаимоотношениях моих сверстников с мамой.

1* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

1. Моя путеводная звезда.

Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек, это самое святое, что есть в моей жизни и сейчас, и когда я стану взрослой. Я расту, находясь рядом с ней, и это рост не только физический, но и душевный. Мы вместе, рука об руку, поднимаемся по ступенькам совершенствования. Мама смотрит на мир с позиции зрелого, более опытного человека, а я хватаюсь за все, что вижу интересного в мире. Я думаю, что в наших разговорах рождается некая истина для нас обоих. И как только мы узнаем что-то новое, мы делимся друг с другом полученными знаниями. Моя мама все время стремится познать что-то новое, необычное, открыть для себя те жизненные процессы, которые происходят на Земле и во Вселенной. И я иду по жизненному пути рядом с ней, получая знания, к которым стремлюсь. Мы учимся вместе познавать жизнь во всех ее проявлениях.

Мы есть часть чего-то большого и светлого. Мы едины. Бывало так, что нас даже принимали за сестер, подруг, настолько нас это единство радует. И я твердо, гордо и уверенно могу сказать, что моя Мама – это не только мой Учитель, но и близкий Друг, который никогда не подведет меня, который всегда поможет и поддержит. Благодаря ей я знаю, что из любой ситуации есть выход, что на все можно взглянуть с другой стороны и понять, что не стоят душевной энергии мелкие человеческие неурядицы. И я знаю, что когда я выйду на «большую дорогу» жизни, то не опущу руки при первой неудаче, а вспомню ту любовь и доброту, которые подарила мне мама, и распустится в душе прекраснейший из цветков – благодарность.

Есть замечательные строки стихотворения Л. Константиновой о маме, которые я часто вспоминаю:

В розовом царстве далекого детства

Помню твое материнское сердце,

Сердце большое – такое надежное,

Жить без тебя стало бы невозможно!

Стала я старше, а ты стала ближе,

Образ прекрасный любовью насыщен.

Этой любовью к тебе я привязана,

Каждой ресничкой тебе я обязана.

Мне за такую любовь – невозможно

Не заплатить, не воздать подороже,

Эта любовь материнская значится.

Знаю – мой долг никогда не оплатится.

Многому в жизни меня ты учила,

Добрым примером, заботой растила!

Путь твой, как подвиг, мужеством светится,

Как я хочу с тобой в вечности встретиться,

Как не хочу я тебя потерять

В день, когда Господа будем встречать,

Но пока сердце мое может биться,

Буду сильней за тебя я молиться!*

2*Воздух детства и отчего дома…: стихи русских поэтов - М.: МОЛ. Гвардия с.337.

2 . Женские образы в литературе.

Что может быть на свете священнее имени матери!..

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей ржи и пшеницы, благодарно произносит: "Спасибо, кормилица – мать…”.

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: "За Родину-мать!”

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший самое дорогое на свете существо - мать, и, даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слез и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба. Не случайно всем сердцем откликаемся мы на заключительные строки стихотворения Василия Казина "На могиле матери”:

Гнетет и горе, и недоуменье,

Гвоздем засело существо мое,

Стою - твое живое продолженье,

Начало потерявшее свое.*

С каким уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость. И с презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, а в горькую старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.

А ведь по отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку....

Нельзя не заметить, что при всем понимании и нередком сочувствии к бездетным женщинам народная литература хотя и беззлобно, однако не упускает случая потешиться над такими людьми. И зачастую одиноких старух, незнакомых с материнским чувством, изображают и сварливыми, и подозрительными, и скупыми, и черствыми. Наверное, прав был поэт С. Островой, сказав: "Самая прекрасная на свете - женщина с ребенком на руках”.*

Женские образы в литературе – это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются непосредственными участниками событий, зачастую сюжет без них не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Но из всех женских образов, самый любимый нами – это образ матери.

3* Час мужества стр. 137.

4* Энциклопедия мысли стр. 195.

3 . Бессмертие во времени.

Народ всегда чтил Мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Не случайно в народе также живёт много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение: "Нет милее дружка, чем родимая матушка”, "При солнышке светло, при матушке тепло”, "Птица рада весне, а младенец матери”, " У кого есть матка, у того голова гладка”, " Маменька родимая – свеча неугасимая” и др.*

Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?!

Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных.

Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону».

Вот оно – бессмертие истинной поэзии, вот она – завидная протяженность ее существования во времени!

Но в печатной литературе, которая по известным причинам вначале была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, он не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин. Поэтому и происходило, пусть и не вполне осознанное, притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счете, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно - "мамушкой". Самое известное из посвященийняне так и называется "Няне”:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты,

На черный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

5* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

6* А. С. Пушкин. Избранное. Стихотворение «Няне» - стр. 28.

По - настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала только в демократической поэзии. И здесь необходимо, в первую очередь, назвать имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины - матери. Вряд ли кто ещё воспел женщину, мать и жену столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Достаточно вспомнить названия его произведений: "Есть женщины в русских селениях", "В полном разгаре страда деревенская”, "Орина, мать солдатская”, "Рыцарь на час”, "Внимая ужасам войны”, главу "Демушка” из поэмы "Кому на Руси жить хорошо”, которые уже одни сами по себе составляют своеобразную антологию…

Его стихи, обращенные к рано умершей матери ("Рыцарь на час”)*, быть может, самые проникновенные во всей мировой поэзии:

Повидайся со мною, родимая!

Появись лёгкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других…

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои! …

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество! …*

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки*:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самогогероя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где - то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…*

7* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2-Л. «Наука»,1981 - стр.258.

8* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2- Л. «Наука», 1981 стр. 26

По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе - это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов. Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать. Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).

Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь - это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.

Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.

Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.

Замечание 1

Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.

Чрезмерная материнская любовь

Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:

  • Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин);
  • Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).

Замечание 2

И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.

Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.

Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой - они обе являются изображением образа домашнего тирана. Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями - любовью к своим детям. Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.

И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.

Образ матери в прозе

Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.

В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.

Замечание 3

Квинтэссенция образа матери в русской литературе - это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери - выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.

Образ матери в поэзии

Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.

Замечание 4

В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.

Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:

  1. «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»;
  2. «Орина, мать солдатская»;
  3. «Последние песни»;
  4. «Рыцарь на час»;
  5. «Внимая ужасам войны»;
  6. «В полном разгаре страда деревенская...»

Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.

В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина - это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.

Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:

  1. «Письмо матери»;
  2. «Русь»;
  3. «Я покинул родимый дом»;
  4. «Исповедь хулигана».

Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.

Замечание 5

У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына - с муками распятого Христа. Этот образ - приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.

Образ матери в произведениях русской литературы.

Малькова Зумара Сагитовна.

МБОУ «Большетарханская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ.

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРИТЧА О МАМЕ»

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

II. Определение цели занятия.

СЛАЙД № 4 Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины - матери.

III. Образ матери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

ПЕСНЯ БУЛАНОВОЙ « МАМА»

IV. Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская»

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..

(Начало 1863)

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская...” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра...

« Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит поразительно современно.. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела - “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное - ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена - их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно - обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПИСЬМО МАТЕРИ» Есенин (читает М. Трошин)

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Поэма «Реквием» - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

Тема заступничества за миллионы матерей зазвучала из уст Ахматовой. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании:

Аудиозапись, читает Ахматова:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Через всю поэму проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей». Свой долг Поэта Ахматова выполнила с честью – воспела и возвеличила страдания тысяч матерей, которые стали жертвами кровавого произвола.

«Реквием» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто. ЧИТАЮ ПИСЬМО МАТЕРИ

"Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня - пусть ужасная судьба минет тебя.

Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, - как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.

Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.

С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

ЧИТАЮ ПИСЬМО СЫНА

Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.

Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.

Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.

Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом.

Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место … ни даже смерть!

Просмотр отрывка из фильма «Мамы», 2012 года.

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!