Работа на школьном логопункте. Поваляева М.А. Справочник логопеда - файл n1.doc

на 20 __/__уч. год

Время работы:

понедельник - пятница с 13 до 17 часов

Время Поне-дельник Вторник Среда Четверг Пятница
13.00- 13.40 I - 1 ОНР II - 1 ФФНР: дисграфия I - 1 ОНР II - 1 ФФНР: дисграфия I - 1 ОНР
13.55- 14.35 I- 2 ОНР III - 1 ФФНР: дисграфия I - 2 ОНР III - 1 ФФНР: дисграфия I - 2 ОНР
14.50- 15.30 II - 1 ОНР: дисграфия III - 2 ФФНР: дисграфия II - 1 ОНР: дисграфия III - 2 ФФНР: дисграфия II - 1 ОНР: дисграфия
15.45- 16.25 ОНР II ур. разв. речи инд. занятие ОНР II ур. разв. речи инд. занятие ОНР II ур. разв. речи инд. занятие ОНР II ур. разв. речи инд. занятие
16.35- 16.55 ОНР II ур. разв. речи инд. занятие ОНР II ур. разв. речи инд. занятие ОНР II ур. разв. речи инд. занятие ОНР II ур. разв. речи инд. занятие ОНР II ур. разв. речи инд. занятие

Логопедический пункт при школе № 337

Логопед: Горбачевская Наталия Юрьевна

Условные обозначения: римские цифры обозначают распределение детей по классам, арабские - номера подгрупп. Например: II - 1 - второй класс, подгруппа № 1.

Паспорт логопедического кабинета представляет небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.

Паспорт логопедического кабинета или картотека составляются независимо от того, располагается логопедический пункт в отдельном кабинете или занимает часть учебного класса или часть любого другого помещения.

Отчет о проделанной профилактической и коррекционно-образовательной работе за учебный год учитель-логопед составляет в конце учебного года в трех экземплярах: два экземпляра сдаются старшему логопеду или инспектору районного отдела (управления) образования, а третий остается на логопункте.

Сроки хранения документации

Хранению на логопедическом пункте подлежат: Журнал учета посещаемости логопедических занятий, Журнал обследования устной и письменной речи учащихся, речевые карты обследования устной и письменной речи, тетради для проверочных работ, отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт или картотека логопедического кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий, речевые карты, копии отчетов за год хранятся на логопедическом пункте до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т.е. не менее двух лет. Столько же хранятся тетради для проверочных работ.

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что Журнал обследования устной и письменной речи учащихся является документом, в котором зафиксированы все ученики, прикрепленные к данному логопедическому пункту и имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых по отношению к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, вовремя ли выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была ему оказана. Поэтому сведения об учениках, имеющих речевые нарушения, должны находиться у учителя-логопеда в течение всего времени, пока эти дети учатся в школах, прикрепленных к данному логопедическому пункту.

Паспорт логопедического кабинета или картотека находятся на логопедическом пункте постоянно.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЯМИ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов.

Очень часто учитель-логопед сталкивается с тем, что учитель встречает его появление в классе настороженно. Происходит это оттого, что учителя, особенно из числа учителей старшего поколения, неправильно представляют себе цель логопедической работы в школе. Они считают, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем логопед берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки. На этой почве возникают конфликты между логопедом и учителем начальных классов.

Чтобы этого не произошло, учитель-логопед должен выступить на одном из педагогических советов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников; о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению. В своем сообщении логопед также рассказывает о содержании коррекционной работы, ее организации, о том, как связана коррекционная работа с программой обучения по родному языку и чтению. Практика показывает, что учителя начальных классов, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

В течение учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях учителей начальных классов и делать свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы.

На методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.

Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушениями речевого развития, но с сохранными интеллектом и слухом. Если в классе есть ребенок, у которого снижен интеллект или слух, то направлением его к врачу-специалисту и выводом в специальную школу занимается учитель, поскольку именно он работает с этим ребенком, ежедневно наблюдает его и может всесторонне охарактеризовать. А если такой ученик занимался на логопункте, логопед пишет на него характеристику и отдает ее учителю для приобщения к документам ребенка. В этом случае логопед может оказать учителю помощь в переводе ребенка из массовой школы в специальную.

Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.

Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а также какие темы и в какое время изучаются в классе, чтобы на своих занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению.

Памятка для учителя

Одно из важнейших условий коррекционной работы - выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

1) пропуск букв и слогов - «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

2) перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

3) недописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

4) наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

5) искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

6) слитное написание слов и их произвольное деление - «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);

7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

8) замена одной буквы на другую - «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);

9) нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1) аграмматизм - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

Кроме того, во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки. Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика-логопата благоприятного психологического климата на уроке.

Учитель-логопед по просьбе родителей может выдать ребенку, который систематически посещает занятия, справку для того, чтобы помочь учителю начальных классов или учителю русского языка правильно оценить письменные работы учащегося (диктанты, сочинения, изложения) с учетом речевого диагноза. Образец справки:

Логопедический кабинет

школы № 337 Невского района

г. Санкт-Петербурга

Справка

Дана Богданову Сергею 13.09.95 года рождения, ученику 2 «А» класса 337 школы, проживающему по адресу: ул. Бабушкина, д. 117, к. 1, кв. 41, в том, что он 05.09.03 обратился к логопеду логопедического пункта при школе № 337 с жалобами на сложности в усвоении программы 2-го класса по русскому языку.

Был обследован и с диагнозом «ФФНР: дисграфия сложная с преобладанием нарушений фонемного распознавания (акустической) и элементами оптической дисграфии» зачислен в логопедическую группу, где занимается с 15.09.03 по настоящее время.

Учитывая систематически ведущуюся работу, рекомендую не учитывать ошибки логопатического характера при оценке работы учащегося.

Обучаться по программе общеобразовательной школы по русскому языку за 2-й класс может.

Логопед: __________________ (Горбачевская Н.Ю.)

СОТРУДНИЧЕСТВО
С ЛОГОПЕДАМИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопедическом пункте, а с другой - наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума. В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада.

Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.

При этих условиях количество детей-дисграфиков в школах неизбежно сократится.

Взаимосвязь в работе логопедов школьных логопедических пунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществляется путем проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы.

В число организационных вопросов входит прежде всего вопрос о комплектовании логопедических групп на школьных логопунктах.

Логопеды дошкольных учреждений в конце учебного года (до 15 мая) выясняют, в какие школы района будут поступать их дети, составляют списки детей с указанием фамилии, имени, домашнего телефона или адреса, номера школы, в которой ребенок будет учиться, и логопедическое заключение на момент выпуска из логопедической группы детского сада. Эти данные после 15 мая передаются логопедам школьных логопедических пунктов для того, чтобы коррекционная работа, начатая с детьми в дошкольном возрасте, продолжалась в школе.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт, и на этой почве возникают конфликты.

Если же родители ребенка все-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил», - часто говорят родители, неоднократно предупрежденные о речевых проблемах своего ребенка еще в дошкольном возрасте, или требуют зачислить ребенка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы. Образец отказа:

Логопеду логопедического пункта

при школе № _________________

от ___________________________

проживающей(его) по адресу:

_____________________________

Отказ

Я,___________________________________________________________,

отказываюсь от места в группе развития и коррекции речи на логопункте при школе № ____ для своего сына (своей дочери) __________________________

учени _______ класса школы № ________ в связи с ______________________

__________________________________________________________________

С речевым диагнозом ребенка ознакомлен ___. Рекомендации получены. О возможных последствиях предупрежден ___.

«___» _____________ 20___ г. Подпись ________________________________

Чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив таким образом самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте.

Логопед сообщает учителю о дате и времени проведения родительского собрания, а учитель передает эти сведения родителям. Лучше, если логопед сам известит родителей о намечающемся собрании по телефону или запиской. Записки с указанием даты, времени и места проведения родительского собрания вручаются каждому ученику (ученикам первых классов лучше положить записки в портфель или карман курточки).

На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. Родителям первоклассников он сообщает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени - 1 часа в 1-м классе, 1-1,5 часа во 2-4-х классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий - и письменных и устных, и по труду и по рисованию.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребенку в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой прием позволит значительно снизить напряжение, которое испытывает ребенок-логопат при чтении незнакомого текста.

На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это прежде всего в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объясняет, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребенок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, логопед вызывает родителей в школу и внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен должен быть логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуется максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребенком, для выбора именно тех методических приемов, которые дадут наибольший эффект, логопеду следует знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.

В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы; наглядно, на конкретных примерах, показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребенка займет много времени, можно сказать только о самых трудных детях или о тех учениках, которые не сделали заметного продвижения. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и работу по их постановке придется начинать заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи своих детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ребенок уезжает в оздоровительный лагерь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаще писал письма, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Фамилия, имя, дата рождения: _________________________________

2. Школа, класс: _________________________ Домашний адрес: __________________________________________________________________

3. Ф.И.О. родителей ___________________________________________

4. Телефон домашний __________________________________________

5. Телефон рабочий ____________________________________________

6. Общий анамнез.

От какой беременности __________________ родов _________________

Характер беременности (токсикоз I 1/2, II 1/2, падения, травмы, психоз, хронические заболевания, грипп, краснуха, анемия, явления угрожающего выкидыша) ________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные).

Стимуляция (механическая, электрическая, химическая, не было).

Крик (был, не сразу, не был).

Асфиксия (белая, синяя, нет).

Вес при рождении ____________________, длина __________________

Выписалась из роддома на __________________________________день

Причина задержки _____________________________________________

Раннее психомоторное развитие.

Держит голову (до 3 месяцев или после) __________________________

Сидит (до 7 месяцев или после) __________________________________

Ходит (до 1 года и 3 месяцев или после) __________________________

Первые зубы с ________________________________________________

7. Заболевания.

До 1 года (краснуха, корь, коклюш, желтуха, пневмония и т.д.) __________________________________________________________________

После 1 года __________________________________________________

Инфекции ____________________________________________________

Ушибы, травмы головы ________________________________________

Судороги при высокой температуре ______________________________

8. Речевой анамнез.

Гуление с _________________ Лепет с _____________________Первые

слова _____________________ Первые фразы ______________________

9. Посещал ли детский сад (речевую или массовую группу) ___________________________________________ с каким диагнозом __________________________________________________________________

занимался ли ребенок с логопедом в поликлинике, индивидуально __________________________________________________________________

Результаты ___________________________________________________

10. Речевая среда ребенка (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычные, поздно начавшие говорить) __________________________

__________________________________________________________________

11. Успеваемость по русскому языку _____________________________

Жалобы родителей, учителя _____________________________________

12. Заключение психоневролога (наблюдался ли ребенок невропатологом, как долго) __________________________________________

13. Причина (ПЭП, ММД, энурез, тики, дизартрия, повышенное внутричерепное давление, неврозы).

14. Общая моторика ___________________________________________

Координация мелких движений пальцев рук _______________________

15. Ведущая рука (правая, левая). Есть ли в семье леворукие, переученные левши.

16. Состояние биологического слуха (№, заболевания) _________

__________________________________________________________________

17. Состояние зрения (№, заболевания) ___________________________

18. Особенности вашего ребенка (замкнутость, обидчивость, агрессивность, неуверенность и т.п.) ___________________________________

Расписание занятий: __________________________________________

Родители наравне с учителями несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий.

Дата заполнения _________ Подпись родителей ____________________

19. Связная речь.

Общая характеристика речи (в соответствии с возрастным уровнем) __________________________________________________________________

Уровень самостоятельного повествования _________________________

Типы используемых предложений _______________________________

Подбор слов и правильность их использования ____________________

__________________________________________________________________

Затруднения в построении фразы (есть, нет) _______________________

Общее звучание речи (высотность, темп, плавность, голос, дыхание, интонированность) _________________________________________________

20. Звуковая сторона речи.

Артикуляционный аппарат: строение ____________________________,

двигательная функция _______________________________________________

Отсутствие звуков _____________________________________________

Смешение звуков ______________________________________________

Замена звука (отраженно, в самостоятельной речи) _________________

__________________________________________________________________

Искажение произношения ______________________________________

Слоговая структура слова _______________________________________

Звуковой анализ и синтез (по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения) ______________________________________________

Словарный запас.

Общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря) ___________________________.

Название частей целого ________________________________________

Обобщающие понятия _________________________________________

Название действий ____________________________________________

Подбор определения слову _____________________________________

Подбор синонимов ____________________________________________

Подбор антонимов ____________________________________________

Подбор родственных однокоренных слов _________________________

__________________________________________________________________

Использование различных частей речи (наречий, относительных прилагательных и т.п. - отметить) ____________________________________

21. Грамматический строй речи.

Словоизменения (если есть, то какие) ____________________________

Словообразования (если есть, то какие) ___________________________

Синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их строения) _______________________________________________________

Соответствие возрастному уровню _______________________________

Словосочетания (использование различных типов словосочетаний: согласования, управления, примыкания) ______________________________

__________________________________________________________________

Понимание грамматических форм и конструкций __________________

__________________________________________________________________

Понимание текста (фактология и скрытый смысл) __________________

__________________________________________________________________

Иные особенности _____________________________________________

22. Письмо.

Особенности графики __________________________________________

Специфические ошибки (списывание, диктант, самостоятельная работа) _______________________________________________

Наличие неспецифических ошибок _______________________________

23. Чтение.

Техника чтения (глобальное, аналитическое, побуквенное, послоговое, слитное и т.д.) _____________________________________________________

Темп чтения (вслух, про себя) ___________________________________

Понимание прочитанного _______________________________________

Характеристика ошибок ________________________________________

Особенности речи, связанные с заиканием ________________________

Дата зачисления на логопедический пункт ________________________

24. Логопедическое заключение при поступлении на логопункт __________________________________________________________________

25. Результат коррекционной работы после первого года обучения __________________________________________________________________

26. Логопедическое заключение перед вторым годом работы _________

__________________________________________________________________

27. Результат работы после второго года обучения __________________

__________________________________________________________________

28. Консультации у врачей-специалистов: _________________________

__________________________________________________________________

Дата выпуска ____________ Подпись логопеда ____________________


Приложение 2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

№ п/п Примерные темы занятий Цели занятий
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения): а) интонационное оформление предложений в устной речи; б) дифференциация предложений по теме высказывания; в) развитие анализа текста из предложений; г) грамматическое оформление предложений на письме Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока. Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи. Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте. Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова): а) дифференциация понятий «предложение», «слово»; б) развитие анализа предложений на слова; в) определение количества, последовательности слов в предложении Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово». Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении

Продолжение табл.

Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации: а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков; б) «звук» - «буква»: дифференциация понятий; в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова; г) согласные звуки и буквы; д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв Сформировать понятие «звук речи» Познакомить со способами образования звуков речи. Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога: а) слогообразующая функция гласных; б) ударение; ударный слог Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры. Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах
Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов: а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда; б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»: Познакомить со способом образования гласных II ряда. Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова. Сформировать (уточнить,
- в начале слова, - в середине и в конце слова после гласной, - в середине и конце слова после разделительного «ь» закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной. Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака
Развитие фонематических диффе-ренцировок на материале твердых и мягких согласных: а) дифференциация твердых и мягких согласных; б) буквы «а-я» после твердых и мягких согласных: - в слогах и словах, - в словах и словосочетаниях, - в предложениях и текстах; в) буквы «о-е» после твердых и мягких согласных: - в слогах и словах, - в словах и словосочетаниях, - в предложениях и текстах; г) буквы «у-ю» после твердых и мягких согласных: - в слогах и словах, - в словах и словосочетаниях, - в предложениях и текстах; д) буквы «ы-и» после твердых и мягких согласных: - в слогах и словах, Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных. Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а-я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о-е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у-ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы-и» после

Продолжение табл.

У логопедов часто возникают вопросы, связанные с написанием циклограммы рабочего времени. Отчасти это вызвано тем, что в документах, регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательных организациях указана лишь продолжительность работы в неделю. При этом непонятно, каким образом распределять это время. Более того: стали появляться разговоры об увеличении рабочего времени учителя-логопеда до 36 часов.

В программе для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. (1993) указывалось, что логопед работает с 9.00 до 13.00, в том числе 4 академических часа (с 9.00 до 12.30) проводит работу с детьми и полчаса занимается ведением документации. Позднее по какой-то причине на местах академические часы стали заменять астрономическими и требовать, чтобы 20 часов составляла только работа с детьми. При этом непонятно, откуда взять еще полчаса на работу с детьми, если режим дня предусматривает в это время обед.

В настоящее время следует руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", который п. 2.3. устанавливает норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям-дефектологам, учителям-логопедам 20 часов в неделю .
Логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания устанавливается норма часов учебной работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы (п.2.8.1.)

Далее в этом документе указывается, что "Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке." В числе педагогической работы, предусмотренной квалификационными характеристиками учителя-логопеда значится консультирование педагогов и родителей и ведение документации (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""). Будет не лишним прописать в должностной инструкции все эти виды работ.

Таким образом, есть правовое основание для указания в Положении о логопедической службе ОО или ином локальном документе продолжительности рабочего времени учителя-логопеда 20 часов в неделю, включая консультирование, ведение документации и пр. При этом лучше всего прописать, каково соотношение продолжительности работы с детьми и продолжительности иной работы учителя-логопеда.

Часто возникает вопрос может ли логопед брать детей с других занятий. Приказ Департамента Образования г.Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» указывает, что учителю-логопеду допускается проводить занятия с отрывом детей от занятий в группе , что вполне естественно, т.к. рабочее время логопеда накладывается на сетку занятий. В других городах следует ориентироваться на аналогичные документы или прописывать этот пункт в локальном акте ОО. Вопрос можно ли брать детей с прогулки четко нигде не прописан, поэтому лучше заручиться согласием родителей и прописать возможность приводить детей с прогулки на занятия логопеда в Положении о логопедической службе ОО. В СанПиН дана только рекомендуемая длительность ежедневных прогулок (утром и вечером) не менее 3 часов. Отрыв ребенка на 20-30 минут от прогулки не приводит к уменьшению ее рекомендуемой суммарной длительности.

При распределении рабочего времени внутри дня следует также руководствоваться СанПиН. "Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут." В циклограмме длительность индивидуальных занятий закладывается с учетом привода и отвода детей в группы. Содержание и длительность занятий может варьироваться, таким образом, в зависимости от наличия и количества подгрупповых и фронтальных занятий и возраста детей.

Страничка школьного логопеда

Терпение и творчество, упорство и победа –

Вот главные этапы в работе логопеда!

Здесь Вы можете познакомиться с задачами логопедической работы, а также получить советы и рекомендации специалиста.

Учитель-логопед МБОУ «Школа №154» - Сидорова Татьяна Викторовна

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Цель работы:

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися образовательных программ путем специального коррекционно-логопедического обучения и воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи школьников.

· развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

· формирование учебных умений,коммуникативных возможностей учащихся.

· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, учащихся.

ССистема логопедической работы:

  • Коррекционно – развивающая работа с учащимися;
  • Организационно - аналитическая работа;
  • Методическая работа;
  • Консультативная- просветительская работа с учителями и родителями;
  • Повышение профессиональной квалификации (самообразование).

Логопедическая служба существует в МБОУ «Школа №154» с 2010 года. Коррекционной логопедической помощью охвачены учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения речевого развития. При этом с 2015 -2016 учебного года в рамках дополнительных образовательных услуг такую помощь могут получить и дети, обучающиеся в обычных классах.

Для выявления детей, имеющих сложности в речевом развитии, в школе в начале сентября с 1 по 15 сентября проводится комплексное логопедическое обследование всех учащихся 1-х классов.По результатам обследования комплектуются группы учащихся, которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи. С 16 сентября по 15 мая дети посещают групповые с периодичностью 1-2 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции. В конце учебного года

с 15 по 30 мая проводится итоговое логопедическое обследование.
Коррекционная логопедическая работа строится таким образом, чтобы каждый ребенок был задействован как в групповой, так и в индивидуальной деятельности. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. Логопедическая группа комплектуется из 3 - 5 человек, имеющих однородные нарушения речи. В процессе работы предусмотрены индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут, групповых – 45 минут.
Занятия проводятся в свободное от уроков время в специальном кабинете, оборудованном всем необходимым для продуктивных и интересных занятий.

В работе учитель-логопед использует следующие формы работы: современные психолого-педагогические и нейропсихологические методики диагностики и коррекции различных речевых нарушений; методы, приемы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса, а также развитие высших психических функций ребенка и коррекцию имеющихся дефектов в психологически комфортных условиях.

Применение специализированных компьютерных программ на индивидуальных логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы и позволяет решить ряд задач:

O повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям;

O обучить сотрудничеству и новым формам общения между ребёнком и логопедом;

O сформировать осознанную оценку ребёнком своих достижений;

O поддержать (создать) положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий .


Среди населения бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки, А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

O Накапливание и совершенствование словаря;

O Развитиеречевого слуха;

O Коррекция звукопроизношения;

O Развитие артикуляционной моторики (дикции);

O Развитие грамматического строя речи (правильности);

O Обучение навыкам словообразования и словоизменения;

O Развитие связной речи.

О необходимости своевременной логопедической помощи

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.

Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте общем соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и находятсяпод особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция чтения и письма.

В настоящее время 42 % младших школьников имеют различные речевые нарушения. Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, трудности чтения и письма, заикание. В основном у учащихся начальных классов преобладают нарушения звукопроизношения и речевое недоразвитие различной степени выражен-ности. В последнем случае дети имеют бедный словарь, не владеют способами словоизменения и словообразования, у них слабо развита связная речь. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и носят характер стойких и специфических. Кроме того, у детей с речевыми нарушениями как правило страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие, что связано с недостаточной зрелостью или поражением мозговых структур. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

Другими словами, работа логопеда нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.

Особенности работы школьного логопеда

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопедзанимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
Какие это ошибки?
Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, т.е. ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.


Графические ошибки:

· ученик заменяет одни буквы на другие – б на д, Е на З, У на Ч, Х на Ж, р на п, п на т, и на у, ш на щ и др. Например, (шляпа – с ляпа), (гусь – к усь);

· пропускает буквы (зонтик – зотик), ( стол – стл);

  • вставляет лишние буквы и слоги (лампа – ланмпа), (марка – мартка);
  • переставляет буквы (корни – конри), (свет – всет);не дописывает слова (красный – красн), (дорога – дорог);
  • слитно пишет слова и произвольно делит их (дети играли – детииграли), (утюг – у тюг);
  • не определяет границы предложения, т.е. не обозначает на письме начало предложения заглавной буквой и не ставит точку в конце предложения;
  • аграмматизмы на письме–(длинный(ая) скатерть, голубой(ая) лента). Ребёнок не согласует существительное с прилагательным в падеже .
    Существуют также логопедические ошибки при чтении, над которыми работает школьный логопед :
  • Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;
  • Читает по буквам, медленно по слогам;
  • Не соблюдает логическое ударение;
  • Нет чёткой дикции при чтении;
  • Не может понять и передать содержание прочитанного текста.

    Каковы причины возникновения этих ошибок?

  • Наследственность.
  • Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования
  • Двуязычие в семье.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Все это приведет к тому, что ребенку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
  • Несформированность устной речи в дошкольном возрасте. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяя один звук другим. Внимание требует дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «Еле языком ворочает», называют «мямлями». Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки. Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на свою речь и речь ребенка, требуйте четкой дикции (особенно во время чтения и письма).
  • Неразвитый речевой (фонематический слух) слух. Так ребенок с нормальным слухом, с замечательным муз. слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к; парные по тв.- мягк. : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др). Если ребенок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи.
  • Ошибки возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).

· Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.


Школьный логопед занимается не только развитием устной речи, но и работает над предупреждением и исправлением ошибок письменной речи. Логопедические ошибки могут быть у детей, как с неправильным, так и с правильным произношением всех звуком, т.е. у детей, которые никогда не обращались к логопеду.

В 1 классе логопедические ошибки встречаются у всех детей и чаще всего носят возрастной характер и к концу года исчезают. Но если они сохраняются во 2кл. и часто повторяются, то в этом случае необходима логопедическая помощь. Поэтому с учениками 2-х, 3-х, и 4 классов мы работаем не только над устной, но и над письменной речью.
В основе возникновения стойких и повторяющихся логопедических ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины:

  • несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового или зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.


Советы родителям

Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно в реальной жизни, в общении с ребенком. Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным :

· Не ругать ребенка за неправильную речь;

· Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;

· Не заострять внимание на повторах слогов и слогов;

· Осуществлять позитивный настрой на занятия со специалистами .

При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач.

Важно наладить с ребенком речевой и эмоциональный контакт и тогда можно будет достичь качественного и относительно быстрого результата в развитии речи ребенка.

В графике логопеда выделено время для индивидуальных консультаций, на которых Вы можете получить информацию о динамике речевого развития Вашего ребенка, если он зачислен в логопедическую группу, или задать вопросы об особенностях речевого развития детей любого возраста, о возможных причинах речевых нарушений и способах их преодоления и предупреждения.

Индивидуальные консультации логопеда : попонедельникам с 15.30. до 16.30
Родители могут обратиться к логопеду за консультацией независимо от того, посещает ребенок логопедические занятия или нет.


Современная реальность требует, чтобы в школе были такие специалисты как психолог, социальный педагог, логопед. В МБОУ «Школа № 154» все эти специалисты имеются. Приходите и убедитесь сами. Здесь вам всегда рады!

образцы необходимой документации

· Список детей, зачисленных на занятия на данный учебный год.

· График работы учителя-логопеда и циклограмма работы учителя-логопеда (заверяются руководителем образовательного учреждения),

· Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.

· Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

· Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

· Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.

· Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

· Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.

· Годовой план консультативно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями (утверждается директором школы или заведующей ДОУ)

· Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми

· Отчёт о результатах работы за учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Список детей, зачисленных на занятия на данный учебный год.
  2. График работы учителя-логопеда и циклограмма работы учителя-логопеда (заверяются руководителем образовательного учреждения),
  3. Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт.
  4. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
  5. Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.
  6. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт.
  7. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
  8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
  9. Годовой план консультативно-методической работы учителя-логопеда с педколлективом и родителями (утверждается директором школы или заведующей ДОУ)
  10. Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми
  11. Отчёт о результатах работы за учебный год

Приложение № 1.

Утверждаю________________

Зав. ДОУ ф.и.о.

Список детей, зачисленных на логопедический пункт

(название учреждения)

на 2010 -2011 учебный год.

Приложение № 2

Журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт

(название учреждения)

в 2010-2011 учебном году.

Месяц Сентябрь

Список детей

Артемьев Евгений

Всего детей

Приложение № 3.

Утверждаю

Директор МСОШ ___

(подпись) (расшифровка подписи)

00.00.00

График работы

Учителя – логопеда (Ф.И.О.) на _____ учебный год

Приложение № 4.

«Утверждаю»

Директор МСОШ _

(подпись) (расшифровка подписи)

Циклограмма деятельности учителя-логопеда

МДОУ № _________ _________________________________на _____учебный год

Ф.И.О.

День недели

Время

работы

Дети

Педагоги

Родители

Кабинет

Всего

часов

Понедельник

Групповое занятие

с I подгруппой

Консультирование

специалистов, работа в ПМПк;

Работа с документацией.

Работа по оформлению кабинета

Изготовление наглядных пособий, методических материалов.

Групповое занятие

cо II подгруппой

Индивидуальные занятия

Вторник

Групповое занятие

с I подгруппой

Групповое занятие

cо II подгруппой

Индивидуальные занятия

Консультации для родителей

Среда

Групповое занятие

с I подгруппой

Групповое занятие

cо II подгруппой

Индивидуальные занятия

Четверг

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия

Консультации для родителей

Приложение № 5

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося,

зачисленного в логопедический пункт)

  1. Фамилия, имя, возраст.
  2. Класс.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата зачисления в логопедический пункт.
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
  6. Жалобы учителей или родителей (законных представителей).
  7. Заключение психиатра.
  8. Состояние слуха.
  9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части

речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие

аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,

искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового

состава слова.

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и

замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

  1. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное,

слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

  1. Проявления заикания: а) предполагаемая причина; выраженность

заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

  1. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя

(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

  1. Заключение учителя-логопеда.
  2. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту

отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение № 6

Индивидуальная карточка учащегося.

1. Фамилия, имя ребёнка. _______________________________________

________________________________________

2. Дата рождения. ______________________________________________

3. Домашний адрес, телефон. ____________________________________

4. Посещал ли детский сад_______________________________________

5. Логопедическое заключение.___________________________________

____________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопедический пункт. _______________________

6. Результат коррекционной работы после первого года обучения

______________________________________________________________

7. Результат коррекционной работы после второго года обучения__________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

10. Дата выпуска. _______________________________________________

Подпись логопеда

Приложение № 7

Годовой план организационно-методической работы

коррекционно-развивающей

учителя - логопеда МДОУ

Ф. И. О. на 2010-2011 учебный год.

Основные направления

Форма работы

Сроки проведения

1. Работа с детьми

1.1.Диагностическое направлении

1.2.Коррекционно-развивающее направление

2. Работа с педагогами

Консультативно-методическое направление

3. Работа с родителями

Консультативное направление

4. Оборудование и оснащение педагогического процесса

Приложение № 8

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся на логопедическом пункте при МОУ

п/п

Фамилия,

Имя

Дата рождения

Дата обслед.

Логопедическое

Заключение

Приняты

меры

Дата выпуска


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!