Программа изучения передового опыта педагогов

Из опыта работы "Обобщение и распространение педагогического опыта в ГКДОУ №25"

Педагогами нашего ГКДОУ детский сад №25 ведется большая работа по повышению квалификации. Большую роль в этом играет самообразование и поиск наиболее эффективных форм взаимодействия всех участников педагогического процесса (педагогов, детей, родителей) .

Для повышения профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы, которые позволяют раскрыть их возможности. Формы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования.

Широко использую активные методы и формы: дискуссии, диспуты, викторины, аукционы, педагогические гостиные, анализ педагогических ситуаций, задач и т.д. Такие формы и методы важны тем, что обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, а это позволяет анализировать конкретные ситуации, помогает сплачивать коллектив, повышает уровень отношений между сотрудниками. В результате каждый воспитатель совершенствует свое профессиональное мастерство, наращивает свой творческий потенциал.

Основной формой методической работы является педагогический совет, на котором совместно обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей в ГКДОУ, актуальные вопросы, например, связанные с введением и реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в условиях ДО. Он может быть организован в форме круглого стола, дискуссии, диалога, диспута, педагогического ринга, мозгового штурма.

Одной из эффективных форм является работа творческой группы, задача которой – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи. Формы работы творческой группы разнообразны: деловая игра, круглый стол, коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах, что позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др. Это помогает педагогам осмыслить технологию внедрения программы, определить перспективы развития и планируемы результат.

Проблемы адаптации программы, подготовка к педсоветам и семинарам обсуждаются в микрогруппах, в которые педагоги объединяются по интересам к проблемам и положительным взаимоотношениям друг с другом. Такие микрогруппы можно назвать сотворческими. В группу обязательно входят начинающие воспитатели. Результатом деятельности творческой группы и микрогрупп являются не только взаимообучение педагогов, но и некий продукт деятельности: перспективные планы, структура планирования воспитательно-образовательного процесса, технологические карты, конспекты, пособия.

С целью повышения качества образовательного процесса проводятся семинары-практикумы, тренинги педагогом-психологом: «Умеем ли мы общаться?» , «Профилактика эмоционального выгорания» и др. Тема выбирается в соответствии с запросами воспитателей, составляется подробный план, распределяется время, продумываются задания педагогам.

Для семинара-практикума обычно выделяются 2-3 занятия, на которых обсуждаются проблемы, педагоги знакомятся с новинками литературы и передовым опытом по данной теме, выполняются практические задания, осваиваются элементы техники педагогического труда, коллеги наблюдают за работой друг друга.

Семинары- практикумы проводят опытные педагоги и специалисты.

Педагоги с опытом работы стали инициаторами проведения «Недель творчества» для «новеньких» , на которых показываются открытые мероприятия с использованием современных методов и приемов организации детской деятельности. Они демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. Каждый педагог сопоставляет увиденное с тем, что делает сам, и понимает, что можно еще сделать лучше. Так происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другому, и возникает «всплеск» творческой активности.

Методы игрового моделирования педагогического процесса повышают интерес к деятельности, способствуют творческой активности, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей и взаимодействия в коллективе.

Разнообразные формы методической работы в ГКДОУ способствуют тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Это дает возможность каждому педагогу самореализоваться как личности.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится самообразованию. На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план, включающий изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий (создание предметно-развивающей среды, пособий, картотек, папок-передвижек и т.д.) . Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

В течение года воспитатели учителя-дефектологи, отчитываются на педагогических совещаниях о наиболее эффективных методах, удачных формах работы, размещают методические разработки, публикации на образовательных педагогических сайтах.

Педагогический опыт - совокупность знаний, умений и навыков, полученных учителем в процессе учебно-воспитательной работе.
На основе педагогического опыта формируется педагогическое мастерство учителя. Одновременно он является источником развития педагогической науки.
Полученные во время обучения в высших педагогических учебных знания только в школьной практике становятся гибкими и глубокими, оптимизируют педагогические действия учителя. В процессе педагогической деятельности опыт осмысливается, обновляется, опираясь на психолого-педагогическую науку. Активизирует развитие педагогического мастерства и изучения чужого опыта, сравнение его с собственным.

Характерной особенностью передового педагогического опыта является его направленность на решение актуальных проблем учебно-воспитательного процесса школы.

Важным его показателем является стабильность. Это означает, что результативность обучения и воспитания должна быть проверена временем. Перспективность передового педагогического опыта предполагает, что он «работает» и в практической деятельности других педагогов, его можно распространять, воплощать в жизнь.

Учитывая особенности деятельности педагога, передовой опыт может быть новаторским или образцовым. Новаторски педагогическому опыту присущи оригинальность, новизна. Опыт педагога-новатора, носит экспериментальный характер, называют исследовательским. Если речь идет о совершенствовании форм, методов, средств обучения и воспитания на основе творческого их использования, то такой опыт есть рационализаторство. Примерный педагогический опыт - это добросовестная деятельность учителя, который умело использует достижения педагогической науки, методические рекомендации ученых, методистов, опыт других педагогов, и на этой основе его учебно-воспитательная работа является образцом для других.

Школа должна стимулировать поиск учителей, работающих творчески.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического

Опыта

Передовой педагогический опыт фиксируют в процессе внутришкольного контроля на педагогических чтениях, конференциях и т.д. Чтобы он стал достоянием массовой практики, его нужно изучать и обобщать, предусматривающий следующие этапы работы: а) определение педагогической проблемы и объекта изучения. На этом этапе формулируют тему опыта, обосновывающие его актуальность, формируют группу для его изучения, б) предварительное изучение опыта. Этот этап предполагает предварительное ознакомление с объектом опыта через посещение учебных занятий, беседы с педагогами, изучение школьной документации. На этой основе определяют идеи передового опыта, уточняют методы его изучения, в) теоретическая подготовка. Лица, которые изучают передовой опыт, должны знать существующие теоретические и методические положения по этой проблеме, что позволит определить степень новизны опыта, выяснить педагогические условия, обеспечивающие его результативность г) основное изучения опыта. На этом этапе собирают эмпирический материал, изучают отдельные звенья учебно-воспитательного процесса, организуют контрольные экспертизы (срезы). Собранный материал классифицируют на типичный и случаен, потому его систематизируют и обобщают. Эта работа заключается в аргументации и подкреплении эмпирическим материалом сформулированных на этапе теоретической подготовки исходных теоретических положений. В процессе систематизации и обобщения опыта именно эти положения являются основой определения его основных идей, выработка методических рекомендаций по решению исследуемой проблемы, оценка перспективности опыта.


Формами и методами воплощения передового опыта являются: открытые уроки и другие занятия; устные сообщения результатов изученного, обобщение передового педагогического опыта в выступлениях педагогов в школе, на совещаниях, курсах, семинарах представителей народного образования; письменные сообщения результатов изученного, обобщение передового педагогического опыта в форме методических писем, методических разработок, статей в газетах и журналах, издание брошюр, монографий, сборников материалов конференций и семинаров; наглядно-демонстрационное популяризация передового педагогического опыта - организация выставок, специальные стенды при методкабинета и др.

Действенность передового педагогического опыта обеспечивает органичное взаимодействие педагогической науки и школьной практики, предостерегает учителей от случайностей и ошибок в поисках новых методов обучения и воспитания.

В опыте педагогов-новаторов четко прослеживаются индивидуальные признаки, которые отличают их педагогическую деятельность, раскрывают индивидуальность. Немало в их работе и общих признаков. В своей основе они имеют такие идеи педагогики сотрудничества: использование разнообразных отношений в коллективе с воспитательной целью; обдумывания форм и методов работы с таким расчетом, чтобы дети взаемовиховувалися; привития учащимся умение анализировать свою деятельность и отношения; единство педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе, обучение без принуждения; оптимистический взгляд на ученика, его возможности формирование у учащегося объективной самооценки и восприятие окружающей действительности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

"Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

Старший воспитатель МБДОУ №115

Перякина О.В.

Пояснительная записка.

Структура программы


Программа состоит из следующих разделов:
1. Выявление педагогического опыта.
Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа - это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая - критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).
Признаками передового педагогического опыта являются:
1. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
o социальная адаптивность дошкольников;
o образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);
o познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;
o уровень воспитанности.
2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).
3. Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.
4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.
5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.
6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.
Типичные ошибки этого этапа:
1. Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: нервно-психическое здоровье детей.
2. Непонимание воспитателей, что новое - это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов - также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т.п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.
2. Изучение педагогического опыта.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:
· целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
· система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
· использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);
· опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.
Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.
Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:
· Постановка цели (для чего?) .
· Определение содержания (что) .
· Выявление методов, средств (как?)
· Диагностирование результатов (какой?).
Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.
3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)
Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:
· Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
· Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
· Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
· Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.
Приступая к описанию педагогического опыта следует придерживаться следующих требований:
· Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
· Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
· Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
· Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.
Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения , который бывает практическим, методическим и научным .
Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.
Методический - (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.
Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
Описание педагогического опыта но представлять описание опыта в форме модулей.
5. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

Тематический план по изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.

Направления деятельности

Выявление образцов

педагогической деятельности

или педагогического опыта.

Методы выявления:

Анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

Просмотр занятий в образовательном учреждении;

Оперативный и тематический контроль;

Анализ анкет педагогов.

Изучение педагогического опыта

Методы изучения:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.


3.Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни.
(практический, научный, методический)

Соотнесение уровней и формы обобщения:

1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Распространение педагогического опыта

Методы распространения:

Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

Коллективный просмотр;

Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;

Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
Изучение методических материалов и деловой документации;
Тематические и персональные выставки автора опыта;
Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МБДОУ№115

Цель деятельности:

Создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров.


Предполагаемый результат:

Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

Алгоритм организации деятельности:

Диагностика. Анкетирование всех участников педпроцесса.

Распределение педагогов по группам обучения.

Организация работы психолого-педагогического семинара.

Организация практической деятельности (мастер-классы, открытые НОД).

Обобщение наработанных методических, диагностических материалов.

Тематический педсовет.

Организация деятельности на уровне педагога, творческих групп и администрации:

На уровне педагога:

обучение самообразованию, самоанализу, самооценке своего опыта работы.

На уровне МО или творческой группы:

подготовка педагога к аналитической деятельности, владению методами анализа и самоанализа, выступлению на заседаниях МО, педагогических советах и конференциях, а также подготовка творческого отчета или описание собственного опыта по модульной технологии.

На уровне администрации:

формирование банка ППО с учетом тематической направленности: управленческие, содержательные, технологические. Организация и проведение работы по участию педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических чтениях, конференциях и других мероприятиях на различных уровнях.

Лист индивидуальной работы с педагогом.


Ф.И.О. педагога______________________________________

Мероприятия,

проводимые с педагогом

проведения

Характер помощи

Результат


Собеседование.

Сентябрь.


Наметить план работы по обобщению опыта. Консультация по теоретическому обоснованию темы.

План работы по изучению, обобщению опыта.

Индивидуальные консультации.

В течение
года.

Подготовка и отбор материала для обобщения. Технологические процедуры в границах дидактических модулей. Методический инструментарий педагога в рамках модулей.

Обобщение опыта в форме:
- творческий отчет;
- индивидуальный творческий проект;

Посещение НОД.

В течение
года.

Диагностика результатов внедрения опыта.
Культура освоения технологии обучения.

Анализ результатов ЗУН детей, эффективность НОД.

Формы и методы индивидуальной работы

с педагогами по проблеме обобщения опыта

Мероприятия,

проводимые с педагогом

(ответственный)

проведения

Характер помощи

Результат

Собеседование.

Сентябрь-октябрь.


Определение набора психолого-педагогических установок, определяющих данный опыт работы.

Планирование работы по методической теме. Определение диагностического инструментария.

Индивидуальные консультации.

аттестации.


Подготовка к открытому НОД, самоанализу НОД, портфолио.

Открытая НОД.
Создание портфолио.

Подготовка к творческому отчету.

аттестации.


Консультация при подготовке творческого отчета.

Творческий отчет.

Посещение НОД.

аттестации.


Методическая помощь и консультирование.

Творческий отчет.

Информационно- педагогический модуль передового опыта работы

Алгоритм работы с опытом.


1.Выявление опыта работы:
Результаты мониторинговых исследований.
Открытые НОД, плановое посещение НОД.
Участие в методической работе на уровне МБДОУ.
Участие в конкурсах, других городских, региональных мероприятиях.
2.Принятие решения об обобщении опыта.
Заседание Совета педагогов дата ______________ протокол №____.

3.Изучение и обобщение опыта:

определение субъекта (самообобщение, проблемная группа, творческая группа);

планирование изучения, обобщения, защиты опыта

Направления работы

Ответственный


Подбор литературы

Отбор мониторинговых процедур

Отслеживание результатов обучения по плану ВШК (самоконтроль)

Составление программы изучения

Индивидуальные консультации
Изучение уровня ЗУН детей

Определение сроков изучения

1 полугодие 2011-2012 года

Форма обобщения

Обобщение опыта по модульной технологии

Защита опыта

Мастер-класс в рамках методического семинара

Перспективный план работы по формированию, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта на уровне МБДОУ№115

Ф.И.О. педагога

Методы сбора

информации

Форма защиты ПО

Методический продукт


Работа в рамках аттестации.
Матвеева С.А.









2013-2014 уч.год

Работа в рамках аттестации.
Ефремова Ю.В.

«Использование занимательного геометрического материала в коррекционной работе у детей с ОНР»



Обобщение опыта на уровне МБДОУ



2013-2014 уч.год

Работа в рамках аттестации.
Карташова Н.Б.




Анализ деятельности педагога, проверка знаний дошкольников.



Обобщение опыта по модульной технологии.

2013-2014 уч.год

Работа в рамках аттестации
Спирина Ю.В.



Анализ деятельности педагога в рамках аттестации. Диагностика ЗУН детей.

Творческий отчет, открытые НОД с самоанализом.

Портфолио, реферат по методической теме, сценарии НОД.

2013-2014 уч.год

Работа в рамках аттестации
Николаенко О.В.



Анализ деятельности педагога посещение НОД, досуговых
мероприятий.

Выступление на городской конференции

Обобщение опыта по модульной технологии.

2013-2014 уч.год

Работа по самообобщению.
Григорьева В.В.

«Нетрадиционные приёмы рисования как средство коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи»



Творческий отчет

Обобщение опыта по модульной технологии.

2015-2016 уч.год

Работа по самообобщению.
Майорова О.В.


Посещение НОД, анкетирование, наблюдение, защита проекта.

Участие в городском конкурсе.

Обобщение опыта по модульной технологии.

2014-2015 уч.год

Все педагоги



Организация методической выставки.

Участие в конкурсе открытых НОД.

Методическая разработка НОД с компьютерной поддержкой.

В теч. года

Работа в рамках аттестации
Маркеева Ю.В.





Обобщение опыта на уровне МБДОУ.

Обобщение опыта по модульной технологии.

2014-2015 уч.год

Чернова О.В.

«Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР с использованием занимательного наглядного материала»

Анализ деятельности педагога, проверка знаний детей.



Обобщение опыта по модульной технологии.

2015-2016 уч.год

Работа по самообобщению
Лукашина Н.А.



Посещение НОД. Рецензирование планирования.

Творческий отчет

Обобщение опыта по модульной технологии.

2015-2016 уч.год

Барковская Н.Е.



Анализ деятельности педагога, проверка знаний детей.

Выступление на городской конференции.

Обобщение опыта по модульной технологии.

2015-2016 уч.год

Баранова Т.И.



Посещение НОД. Рецензирование планирования.

Творческий отчет

Обобщение опыта по модульной технологии.

2015-2016 уч.год

Работа в рамках аттестации
Камышенкова М.В.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»


Анализ деятельности педагога в рамках аттестации. Диагностика ЗУН детей.

Творческий отчет.

Реферат по методической теме.

2014-2015 уч.год

Зарецкая Т.В.


с ОНР».

Посещение НОД. Рецензирование планирования.

Открытые НОД с самоанализом

Сценарии НОД

2016-2017 уч.год

Банк данных педагогических опытов работы МБДОУ№115

В рамка

Фамилия, имя, отчество педагога

Сведения о педагоге

опыта работы


Дата, № протокола Совета педагогов где рассматривался опыт работы

1

Ямпиловская Ирина Сергеевна

Заведующая, высшая категория, стаж 29 лет, Магнитогор пед.инст-т
1985г

«Организация безопасного пространства в ДОУ»




2

Баранова Татьяна Ивановна

Воспитатель, высшая категория, стаж 42 года,Тульский гос.пед.институт, 1991

«Развитие умственных способностей в дошкольном возрасте посредством дидактических игр».




3

Барковская Наталья Евгеньевна

Учитель-логопед,высшая категория, стаж 23 года,Московский государственный открытый педагогический университет, 2000г.

«Обучение детей с ОНР связной речи с помощью денотативно-графических схем».

Совет педагогов протокол №3 от 30.11.11


4

Григорьева Вера Владиславовна

Воспитатель, высшая категория, стаж 31 год, Тульское пед училище №2, 1982г

«Нетрадиционные приёмы рисования как средство коррекционной работы с детьми с ОНР»

Совет педагогов протокол №1 от 01.09.11


5

Гуляева Наталья Николаевна

Педагог-психолог, высшая категория,
Стаж 43 года, Орловский педагогич. институт,1974г.

«Использование пескотерапии в работе педагога-психолога» .


Совет педагогов протокол №4 от 26.01.11


6

Ефремова Юлия Владимировна

Воспитатель высшая категория,
Стаж 24 года, Тульский педагогич. институт, 1988г

«Использование занимательного геометрического материала в коррекционной работе с детьми ОНР»




7

Зарецкая Татьяна Викторовна

Воспитатель, высшая категория, стаж 28лет,
Тульское педагогич. училище №2, 1985г.

«Дидактическая игра как один из факторов стимулирования познавательной активности детей
с ОНР».

Совет педагогов протокол №6 от 18.05.12



8

Камышенкова Марина Владимировна

Муз.руководитель, высшая категория, стаж 32 года,
Тул.муз.училище им.А.С.Даргомыжского, 1981г.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Совет педагогов протокол №4 от 28.03.13.


9

Карташова Наталия Борисовна

Воспитатель, первая категория, стаж 32 года,
Тульский гос.пед. институт, 1986

«Приобщение ребёнка к миру искусства через социокультурную среду музея и занятий музейной педагогикой»
(«Мы входим в мир прекрасного»)

Совет педагогов протокол №3 от 17.12.13


10

Лукашина Наталья Александровна

Учитель-логопед, высшая категория, стаж 37 лет,
Московский государственный заочный педагогический институт,
1987г

«Организация коррекционной работы с заикающимися дошкольниками»




11

Майорова Ольга Владимировна

Воспитатель, высшая категория, стаж 22 года,
ТГПУ им.
Л.Н.
Толстого, 2000г.

«Коррекция речи детей, страдающих заиканием через использование логоритмических упражнений




12

Маркеева Юлия Викторовна

Воспитатель, первая категория, стаж 14 лет,
ГОУ ВПО Российский гуманитарный университет
Диплом от 29.06.2008г

«Коррекция речи детей с ОНР посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики»

Совет педагогов протокол №4 от 26.01.11


13

Матвеева Светлана Анатольевна

Воспитатель, высшая категория, стаж 21 год,
Тульское педагогич.училище №2, 2005г.

«Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх»

Совет педагогов протокол №4 от 09.02.12



14

Николаенко Ольга Валериевна

Воспитатель,
высшая категория, стаж 13 лет,
Московский государственный открытый педагогический университет им.М.А.Шолохова,2004г

«Развитие мыслительной деятельности детей с ОНР посредством занимательных математических игр и упражнений»

Совет педагогов протокол №5 от 16.05.13


15

Перякина Ольга Викторовна

Ст.воспитатель, высшая категория,
Стаж 10 лет,
ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2004 г.

«Управленческая деятельность старшего воспитателя»

Совет педагогов протокол №4 от 26.01.11


16

Спирина Юлия Владимировна

Воспитатель,
высшая категория, стаж 24 года,
ТГПУ им.Л.Н. Толстого
1995г.

«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Совет педагогов протокол №2 от 30.11.12


17

Чернова Ольга Владимировна

Учитель-логопед,
высшая категория,
стаж 34года,
Тульский пед институт, 1986г.

« Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР с использованием занимательного наглядного материала»
(«Мы входим в мир прекрасного»)

«Коррекция речи детей, страдающих заиканием через использование логоритмических упражнений»

Методические
рекомендации,
издание статьи

2014-2015 уч.год

Чорная Людмила Станиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская обл, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении".
Дата публикации: 17.01.2016
Раздел: дошкольное образование

"Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового

педагогического опыта в дошкольном учреждении".
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МБДОУ. Оно предполагает осознание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, у б е д и т е л ь н о свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными. Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами. Будучи старшим воспитателем дошкольного учреждения, я выделила ряд задач, решение которых необходимо в условиях внедрения ФГОС: 1. Выявление педагогического опыта. Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта. По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа - это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая - критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности). Признаками передового педагогического опыта являются: - Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам: - социальная адаптивность дошкольников; - образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков); - познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний; - уровень воспитанности.
- Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач). - Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту. - Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта. - Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна. - Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование. На данном этапе мои педагоги столкнулись с типичными ошибками: Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: нервно-психическое здоровье детей. Непонимание воспитателей, что новое - это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов - также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно- воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т.п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт. 2. Изучение педагогического опыта.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть: целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года); система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года); использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог); опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод). Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, прино сящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др. В дальнейшей работе по обобщению опыта педагоги нашего ДОУ придерживались следующей формулы: Постановка цели (для чего?). Определение содержания (что). Выявление методов, средств (как?) Диагностирование результатов (какой?). Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более. 3.Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический) Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, поэтому старший воспитатель, как более опытный педагог, должен представить педагогам ряд требований, которых следует придерживаться в описании педагогического опыта: Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями. Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики. Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта. Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным. Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы. Методический - (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Научный - способствующий мотивации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. 4. Распространение педагогического опыта. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д. Педагоги нашего ДОУ наиболее часто и с большим успехом используют следующие методы распространения своего педагогического опыта: - Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.); - Коллективный просмотр; - Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. - Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей; - Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых
последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей; - Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала; - Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы; - Творческий отчёт, в процессе которого проходит: Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни; Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий); Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта; Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя; Изучение методических материалов и деловой документации; Тематические и персональные выставки автора опыта; Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта; Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа; Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д. Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором. Список литературы: 1. Сиденко А. «Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете». Сельская школа, 2005 г.
2. Мкртчан М.А. и др. «Теория и технология коллективных учебных занятий». Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Под редакцией В.Б. Лебединцевой. Красноярск, 2005 г 3.Запятая О.В. «Коммуникативные умения как компонент содержания образования". Сельская школа, 2006 г., № 6 4. Сайт «Коллективный способ обучения» WWW.kco-kras 5. Тимошенко М.Т. «Образование учителей в аспектах формирования общих умений и универсальных способов мыследеятельности». Коллективный способ обучения, 2005 г. 6. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г. 7. Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III), Москва.«Педагогический поиск», 2001г. 8. Н.Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г. 9. В.М.Лизинский "О методической работе в школе», Москва, Педагогический поиск, 2001 г. 10. О.В. Запятая. «Технология описания педагогического опыта", Методист, №7 2007 г. 11. Е.М. Пахомова. «Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы». Методист, № 2, 2005 г. 12. Кухарев Н.В., Решетько B.C. "Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества". 4, 2. Моэырь, 1998. 13. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г 14.Н.Зубов «Как руководить педагогами". Пособие для руководителей образовательныхучреждений», Москва, 2003 г. 15. В.И.Зверева «Как сделать управление школой успешным», Москва, «Педагогический поиск 2004 г. 16. Скаткин М.Н. "Методология и методика педагогических исследований". Москва, 1986. 17. Полонский В.М. "Оценка качества научно-педагогических исследований". Москва, 1996.
18. Кузьмина В.Ф. «Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)». Завуч. «Управление современной школой», №4,2006.С. 103-104; №6,2006 г. С.113-114 19. Запятая О., Илларионова Т., Карпович Д., Лебединцев В. »Педагогическая техника» №6, 2006 г. 20. В.М.Лизинский “О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г. 21.Образовательные сайты Интернета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!