Основные труды макаренко. Педагогические идеи а.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888–1939 гг.) – выдающийся советский педагог, руководитель колоний для беспризорных детей – колонии им. А.М. Горького под Полтавой (1920–1927 гг.) и коммуны
им. Ф.Э Дзержинского на окраине Харькова (1927–1937 гг.), теоретик и практик воспитания в коллективе. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

В первобытных общинах естественное образование было единственной подготовкой к тому, чтобы молодые люди могли жить самостоятельно. Здесь следует отметить, что естественное образование сохранилось до наших дней, идея которого заключается в том, что ребенок как член семьи также является участником ее жизни, в которой она наблюдает за поведением взрослых в различных жизненных ситуациях. Эти «скептические» поведения молодых людей берут на себя как их собственные. Также во время наблюдения ребенок учится говорить, отличает добро от зла, приобретает различные привычки.

После окончания в 1917 г. с золотой медалью Полтавского учительского института А.С. Макаренко работал в городских школах, в течение 27 лет руководил учреждениями для несовершеннолетних правонарушителей.

Суть созданной им педагогической системы сам А.С. Макаренко выразил в тезисе «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему», в котором нашли отражение ведущие принципы: оптимизма и гуманизма.

Эти ранние формы поведения проявляют чрезвычайно высокую долговечность в более поздней жизни человека - как положительные, так и отрицательные. Участие в различных семейных торжествах - источник знаний для ребенка о традициях и культуре, которые преобладают в обществе, чтобы они учились устанавливать и поддерживать контакты с близкими. Другим источником этого, необходимого для участия в общественной жизни знаний, являются различные типы историй, книг, телевидения, радио и т.д.

Теперь время - одна из основных категорий мира, представленная в литературной работе. Читать дальше Словарь литературных терминов, посвященных воспитанию детей, был сокращен, в чем причина того, что женщины занимаются работой. Еще одно изменение, откликнувшееся на предыдущее, - это создание институтов, которые возьмут на себя образовательную функцию семьи. В сегодняшнем процессе обучения молодых поколений участвуют не только родители ребенка и его семьи, но и различные учреждения для этой цели, а также социальная реальность, с которой встречается ребенок.

Благодаря уникальной системе воспитания, которую А.С. Макаренко использовал в детских колониях, ему удалось перевоспитать более трех тысяч беспризорников, которые, выйдя в самостоятельную жизнь, стали достойными гражданами своей страны. Ядром этой системы воспитания стало формирование детского коллектива.

Разрабатывая концепцию детского коллектива, он дал его определение, обозначив его характерные признаки, выделил его основные типы (первичный и общий коллектив), установил закон оптимального количественного наполнения коллектива (первичный – 12–15 человек, общий – не более 500), произвел сечение первичного коллектива (действующий актив, «гниющий» актив, здоровый пассив, «шпана», «болото»), установил основной закон жизни коллектива – постоянное движение вперед, определил основные стадии развития коллектива. Своим опытом он доказал, что коллектив становится средством воспитания лишь на третьей стадии развития, когда требования воспитателя и актива становятся требованиями каждого воспитанника.

Одной из целей образования является адаптация ребенка к функционированию в окружающей действительности. Такие действия, как систематическое введение детей-приёмных детей во взрослый мир, поощрение ими подражать конкретным способам работы под контролем семьи и постепенное ее внедрение для все более полного участия в правах и обязанностях взрослых, также приводят к устойчивому усвоению традиций и обычаев молодого поколения.

Естественное воспитание также имеет место в сфере взаимодействия сверстников, и оно подлежит как детям, подросткам, так и взрослым, в наибольшей степени затронутым социальной средой. Ситуации, которые значительно формируют людей в их взрослой жизни, включают работу, социальную работу, семейную жизнь, различные виды досуга и многое другое.

Цементом, скрепляющим коллектив, А.С. Макаренко считал традиции (абсолютное доверие дежурному командиру, «не пищать, быть всегда в мажоре»); самоуправление (общее собрание, совет командиров), которое позволяло каждому воспитаннику за время пребывания в колонии пройти через позиции исполнителя и организатора и тем самым овладеть опытом социальных отношений); детскую игру; совместный труд.

В обществах с централизованным контролем процесс образования часто принимает форму организованной системы, в которой конкретные учреждения координируют различные образовательные мероприятия, дополняют друг друга и поддерживают друг друга. С другой стороны, положение плюралистических, децентрализованных обществ заключается в том, что множественность различных образовательных влияний создает противоречивые, часто противоречивые требования и закономерности. Такие общества предоставляют много возможностей для развития, но в то же время они ослабляют нормативный социальный контроль.



А.С. Макаренко не мыслил детского коллектива без труда на общую пользу. Формы детского труда были разными. Так, в колонии им. А.М. Горького широко использовалось самообслуживание, работа в мастерских, разнообразный сельскохозяйственный труд. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского воспитанники работали на новейших промышленных предприятиях по производству фотоаппаратов марки ФЭД и сверла. Это были самоокупаемые предприятия. Воспитанники своей работой окупали расходы на питание, одежду, экскурсии, посещение театра, шли отчисления на карманные расходы и сберкнижку, давали государству чистой прибыли в размере 5 млн. рублей. Выходя из коммуны, каждый воспитанник имел за плечами среднее образование, владел двумя–тремя рабочими профессиями, ему выдавали несколько комплектов одежды и постельного белья, сберкнижку.

Несогласованность различных концепций образования обусловлена, в частности, другим пониманием основных целей образования с политической и социальной ориентацией. Консервативный подход к образованию в первую очередь направлен на обеспечение культурной преемственности и реализации традиционных ценностей, которые признаны универсальными. Основа консервативного образования заключается в авторитете и систематическом осуществлении учеником своих обязанностей.

В случае радикальной политической ориентации мы имеем дело с атрибуцией роли фактора социальных изменений; Такое образование приведет к расширению свободы и справедливости. Эти концепции образования принимаются левыми общественными движениями. Либералы, с другой стороны, подчеркивают индивидуальное развитие человека - их предположение заключается в том, что социальное развитие является следствием действий свободных людей. Таким образом, в этой перспективе образование понимается как поддержка развития индивидуальных характеристик и возможностей человека.

А.С. Макаренко утверждал, что труд сам по себе не воспитывает. Труд будет воспитывающим, если он подчинен задачам учебно-воспитательного процесса, если труд детей включен в систему производственных отношений, если он тесно связан с их нравственным, гражданским воспитанием.

Большое внимание А.С. Макаренко уделил проблемам нравственного воспитания. Он обогатил классическую педагогику новой методикой нравственного воспитания: система перспективных линий, «переключение страстей», авансирование личности, принцип параллельного педагогического действия, опора на положительное, «атака в лоб», «обходное движение» и т.д.

Эти ориентации изображают разные способы обучения, хотя в действительности этот процесс включает в себя все эти элементы одновременно - он ведет к сохранению культурных традиций, вводит социальные изменения и представляет собой развитие личности. В настоящее время непрерывные культурные преобразования вызывают много споров о сущности и значении образования, где есть такие движения, как анти-педагогика, ставящие под вопрос само существование образования. Вопрос о возможности планирования изменений в культуре и личности отдельных лиц также подвергается сомнению, смысл осуществления такой деятельности диктуется текущими, еще более быстрыми темпами изменений цивилизации.

Цель воспитания, считал А.С. Макаренко, «воспитать человека- творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства.., воспитать человека, который обязан быть счастливым». Оригинальный теоретик воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко был вместе с тем большим мастером гибкой индивидуальной работы с каждым воспитанником.

Ответ на вышеупомянутые проблемы - консервативный подход, при котором процесс образования основывается на фундаментальных ценностях. Как видно из вышеизложенного, сегодняшний вопрос об образовании, его курсе и его значении является предметом многих дискуссий и споров, становясь, таким образом, одной из основных социальных проблем.

Образование - это неотъемлемый процесс, который сопровождает каждого человека со дня его рождения, пока он не станет старым. Различные виды образовательных стимулов влияют на нас во всех средах - семье, школе, группе сверстников, рабочей среде и т.д. процесс обучения подготавливает молодые поколения к самостоятельной жизни, в которых они выполняют соответствующие социальные роли, в то время как живут в гармонии с остальным обществом. Педагогические эффекты не только формируют индивидуальность отдельных людей, но и в более широком смысле - влияют на форму всего сообщества, нации.

Существенное место в его педагогической системе занимала проблема семейного воспитания, поскольку он рассматривал семью как первичный коллектив, в котором начинается формирование личности ребенка. Он рассмотрел такие аспекты проблемы семейного воспитания, как структура семьи, общий и эмоциональный тон семьи, организация воспитания в семье, авторитет родителей и т.д. Главным условием семейного воспитания он считал «родительское уважение к семье, родительскую требовательность к себе, родительский контроль за каждым шагом».

Адекватная подготовка к взрослой жизни является гарантией безопасности других граждан и сплоченности группы, в то время как недостатки в этой области могут серьезно переопределить структуру всей группы. Таким образом, несмотря на различные взгляды на этот процесс, различные идеологии, лежащие в основе этого подхода, определяющие образовательные цели, образование - основная задача, стоящая перед каждым обществом.

Общая информация. Пшемысль - город, функционирующий на принципах Гроджинского района, насчитывающий около тысячи тысяч. жители. Город расположен в предгорьях Пржемыско-Динамические. Несмотря на то, что Пшемыйль является пограничным городом, туристический трафик и экономические изменения из месяца в месяц снижаются. Основной транзитный трафик обходит город.

Теоретические работы А.С. Макаренко, его огромный педагогический опыт оказали существенное влияние как на развитие педагогики, так и на становление смежных с ней дисциплин – социальной педагогики, педагогической психологии. Его творчество вызывало и вызывает восхищение и восторженную оценку зарубежных деятелей
(А. Барбюс, Р. Галь, А. Валлон, В. Гюнкель, Г. Нооль), которые отмечали, что на худшем человеческом материале он сумел добиться самых высоких результатов в воспитании. Многие положения и выводы
А.С. Макаренко сохраняют свой новаторский характер и в современных условиях: педагогическая роль разных социализирующих факторов, соотношение цели и средств воспитания, внешние и внутренние стимулы формирования коллектива и личности, основы педагогической логики и др.

Средняя заработная плата в этой области является одной из самых низких в стране. Высокий уровень безработицы делает его единственным источником дохода для многих семей, получающих пособия по социальному обеспечению и помощь благотворительных организаций.

Многие молодые люди заканчивают школу на уровне профессионального училища, и даже в крайнем случае они заканчивают начальное школьное образование. У этих молодых людей очень мало шансов получить работу из-за отсутствия квалификации. Это далеко идущая угроза в экономической и социальной сфере.

Педагогическая система А.С.Макаренко


Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.

Одним из решений этой проблемы является создание Фонда стипендий Пшемысла, адресованного молодым людям из бедных и малообеспеченных слоев населения, которые хотят учиться. Получение стипендии - одна из немногих возможностей для молодых людей получить образование и получить квалификацию, чтобы получить работу. Это также способ оценить и продвинуть молодых людей, которые хотят получить знания.

Образованная молодежь сможет активно и творчески влиять на свою карьеру и преодолевать трудности и жизненные проблемы. Специальные учебные и учебные центры. Власти города Пшемысль - факультет образования, Совет по образованию, банки и местные спонсоры были вовлечены в создание Фонда Пшемысских стипендий.

Макаренко Антон Семенович


Родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы. В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

Привлечение этих учреждений является отличной основой для развития этой инициативы. Идея программы стипендий отлично вписывается в логику процесса стимулирования развития местного сообщества. Пшемыски Стипендиальный фонд будет адресован ученикам, обучающимся в средних школах и средних школах в Пшемысле, а также для лиц, находящихся в неблагоприятном положении, которые берут высшее образование. Школа также будет содействовать развитию школ, которые будут разрабатывать привлекательные проекты с участием групп интересов и внеклассных мероприятий.

В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.

Основными задачами фонда будут. ¨ Материальная поддержка в виде студенческих стипендий и полная интеграция людей с инвалидностью в местное сообщество. ¨ Позитивная мотивация для молодых людей приобретать знания на высоком уровне и повышать их квалификацию. Создавайте возможности для личного развития.

¨ Создать постоянный механизм для продвижения активных подразделений, модели для подражания. ¨ Продвижение людей с ограниченными возможностями, которые хотят получить высшее образование. ¨ Мотивация школ, чтобы сделать учебный процесс более привлекательным.

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами.Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы.

¨ Интерес к различным средам, поддерживающим образование. План подготовки и реализации стипендиальной программы. Участие в семинаре с изложением предположений проекта «Программы местных стипендий». Декларация Стефана Батория об участии в проекте. Разработка правил «Пшемысского стипендиального фонда».

Пресс-релиз по инициативе Фонда Стефана Батория по программе Фонда стипендий. Предварительные переговоры о победе союзников в проекте стипендий. Тренинг по подготовке и проведению стипендиальных программ. Создание отдельного банковского счета для управления Фондом.

Макаренко написал «Педагогическую поэму»– уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе.Это труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.


Медиа Информация о программе Фонда. Назначение Совета по программе и главы Фонда. Отправка информации о режиме предоставления стипендий школам. Знакомство и интерес учреждений, действующих в Пшемысльском районе, идея создания Фонда Пшемысских стипендий.

Отправка заявок на получение грантов Фонду национальным финансовым учреждениям, благотворительным организациям, фондам, банкам и т.д. Средств. Мы надеемся, что фонд из года в год будет увеличить свой капитал, позволяя финансирование большего числа индивидуальных грантов и будет поддерживать инициативы, направленные на Перемышле школах более привлекательных для процесса обучения и воспитания молодежи путем поощрения активных отношений Перемышля.

В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины. В сентябре 1936 году на него из коммуны им. Ф.Э.Дзержинского поступил политический донос – причиной его были консерватизм и зависть менее удачливых коллег. В этом доносе Макаренко обвиняли в критике И.В.Сталина. После этого писателю пришлось переехать в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей».

В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.






Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего - в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова: «Я исповедую бесконечную … уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы… Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Основные положения

Макаренко нашел самый мощный рычаг воспитания - он действовал через создание коллектива, перед которым ставились ответственные задачи.

Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах.

    Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе.Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами.

    Самоуправление.

    Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.

Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.

В то же время он писал, что воспитание - это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.

Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.

Макаренко о воспитании

Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок".

    "Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям".

    "Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать".

    "Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах..."

    "Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела.

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии. Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное".

Макаренко о коллективе

    "При нормальной организации детского коллектива он всегда будет похож на чудо. У нас в советской школе часто хулиганят в 5-6- классе, в 10 классе учатся, а потом делаются студентами и лётчиками. Сколько хулиганов? Ни одного! А сколько кричали, что в школе хулиганы!"

    "Коллектив является воспитателем личности".

    "Я пришел к глубокому убеждению... что непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях".

    "Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым".

    "Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса".

    "Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию – все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически".

Макаренко о наказаниях

    "Наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо".

    "Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива".

    "Разве удар – метод? Это только отчаяние".

    "Такие наказания, которые выражают одновременно и уважение к человеку и требование к нему, я считаю возможными, когда они применяются умело, а вообще наказаний в большом масштабе мне не приходилось применять".

Макаренко о семье

"Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением" .

Макаренко о труде

"Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата".


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!