Пединститут физической культуры. Педагогический институт физической культуры и спорта московского городского педагогического университета

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Н. М. Костихина, О. Ю. Гаврикова
Педагогика физической культуры и спорта. Учебник

Введение

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Это обстоятельство также предъявляет новые требования к структуре и содержанию высшего образования в сфере подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Автор утверждает, что центральность культуры распустила границу между субъективностью и идентичностью, между психическим и социальным. Следовательно, любой культурный артефакт подразумевает процессы представительства, идентичности, производства, потребления и регулирования. Важно то, как создавались идентичности и как их представления, которые сделаны из них, затрагивают и обездвиживают их. Важно знать, как действуют дискурсы и практики, чтобы побудить испытуемых взять на себя определенные позиции в социальной системе и как объекты создаются этими же дискурсами и практикой.

Развитие общества требует новой системы высшего образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у студентов способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Необходимо отметить положительные стороны российской высшей школы и на их основе строить дальнейшее преобразование. Российская высшая школа способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире; отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам; ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Другими словами, необходимо знать процесс идентификации. Как объяснить, что значит быть бразильцем? Посредством образа жителя мегаполиса, который работает в больших бизнес-центрах или джандайиро, который живет в прибрежном городе и ежедневно сталкивается с палящим солнцем; соблазнительной женщины из рекламы пива или того, кто носит водные банки и пучки одежды, мальчика, который жонглирует пересечениями городских центров или того, кто посещает школу с раннего возраста? Также стоит сказать: и т.д. выбор, сделанный здесь и многие другие возможные, указывает на смысл введения идентичностей определенным культурным группам посредством дискурсивных практик Даже если вы никогда не почувствуете себя полностью представленными, эффекты будут эхом, когда вы столкнетесь с личностью, что будет означать предположение или сопротивление позициям, которые она возбуждает.

Однако реформирование высшей школы в нашей стране – острая необходимость. Происходящие в обществе изменения все более раскрывают недостатки отечественного высшего образования, в том числе и в области физкультурного.

В XXI в. ответственность каждого специалиста за судьбы общества, за судьбы всего человечества настолько возрастает, что встает задача формирования социального, общечеловеческого, общефилософского, экзистенциального подхода к решению любой теоретической или практической педагогической проблемы в области физической культуры и спорта.

В том, что касается физического воспитания, важно то, как учебная программа, ее практика и символические системы побуждают испытуемых брать на себя определенные позиции, подтверждая идентичность, проецируемую как идеал, чтобы составить социальную картину и изложить разницу для тех, кто должны быть исправлены, преобразованы или, если они сопротивляются или не могут адаптироваться, маргинализированы.

Анализируя историю жизни людей, представленных в спортивную учебную программу, Нюнес заметил, что ритуалы, дискурсы и практики, присутствующие в этой учебной модели, подталкивают своих подданных к определенным способам существования, проверяя тех, кто действует в соответствии с раскрытой символической системой - идентичность - и удаление тех, кто сопротивлялся их навязываниям - разные.

Чтобы формировать такого гармоничного специалиста с системным и даже глобально цивилизованным педагогическим мышлением, нужно, чтобы и сами педагоги спортивных вузов преодолевали свой узкопрофессиональный взгляд на задачи обучения и роль своей учебной дисциплины. Необходимо, чтобы сами преподаватели обладали комплексным гуманитарным психолого-педагогическим базисом научных представлений, в результате чего даже при преподавании узких дисциплин спортивного цикла эрудиция и системность мышления преподавателя позволят давать студентам комплексно синтезированную научную информацию, формировать всесторонне развитую личность человека XXI в.

С одной стороны, в направлении глушения идентичности непривилегированных культурных групп Хаим, исследуя повседневную жизнь молодых людей из общин на периферии Сан-Паулу, обнаружил, с одной стороны, изобилие телесных практик в молодежной вселенной, а с другой - полное отсутствие в учебной программе образования физика. Такое «пренебрежение», говорит автор, способствовало незаинтересованности и конфликтам с участием учителей и учеников.

Благодаря долгому погружению в спортивную культуру, ученики начинают ценить спортивные методы и восхищаться теми, кто выполняет их в соответствии с нормой. Несмотря на то, что культурное наследие тела, приобретенное внеклассными опытом, достаточно и разнообразно, его отсутствие в учебной программе заканчивается переводом, поскольку знание мало важно. Именно в этой игре группы, которые обладают символической силой для определения того, что является действительным, подтверждают для себя условие идентичности и закономерности, которое следует соблюдать, и представляют Другого как другое, которое должно быть исправлено или оставлено в стороне социальные решения.

Необходимо подчеркнуть, что правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется перестройке системы управления высшим образованием, а именно:

Широкому развитию форм самоуправления;

Прямому участию вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики;

Наряду с другими, учебная программа может быть политической ареной для сеяния трансформации. В конце концов, по словам Сильвы, подобно культуре, учебная программа является полем борьбы за смысл и идентичность. Учебная программа является культурным артефактом, потому что «институт» учебного плана является социальным изобретением, как и любое другое, и его «содержание», социальное строительство. Как и все социальные конструкции, учебная программа не может быть понята без анализа силовых отношений, которые работали над созданием конкретного учебного предложения, а не другого, который включает в себя определенные знания, а не другие.

Предоставлению вузам более широких прав во всех сферах их деятельности;

Расширению академических свобод преподавателей и студентов.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

В культурной перспективе выделяются тесные связи между построенной характеристикой учебной программы, производством культурной идентичности и описанием различных форм воплощенного знания. Таким образом, все формы знания являются результатом аппаратов - дискурсов, практик, институтов, инструментов, парадигм, которые сделали возможным его строительство как таковое.

С этой точки зрения, как выраженные социально и культурно сконструированные значения, стремятся влиять и модифицировать людей и вовлечены в сложные отношения власти. Другими словами, школьная культура и культура, параллельные школе, пронизаны экономикой привязанности, которая стремится создать определенный тип субъективности и самобытности.

Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера.

Цель данной дисциплины – формирование у будущих специалистов знаний о целях, задачах, содержании и технологии обучения и воспитания в сфере физической культуры и спорта, а также побуждение к самовоспитанию профессиональных качеств и способностей, обеспечивающих вдумчивый и гибкий подход к организации и управлению учебно-тренировочной и воспитательной работой со школьниками и спортсменами. Все это говорит о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны на основе сформированных компетенций разрабатывать проекты расширения любой проблемной ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности.

Одним из последствий культурного подхода к теоретическому обучению является сокращение границ между, с одной стороны, академическими знаниями и, с другой стороны, повседневными знаниями и знаниями в области массовой культуры. Как мы видели, все знание, поскольку оно представляет собой систему значимости, является культурным. Более того, как система значимости, все знания тесно связаны с отношениями власти. Исследование Нейры, например, показало, как процесс идентификации влияет на успеваемость школы.

Испытывая педагогическую практику, ориентированную на культуру студентов, он отметил признание тех, кто участвует в этом процессе, как в отношении школы, так и в качестве места сосуществования, обучения и обучения, а также культурной идентичности групп, чьи проявления были проблематизированы в учебной программе.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Тема 1. Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта

1. Педагогика физической культуры и спорта.

2. Объект и предмет научного изучения педагогики физической культуры и спорта.

3. Система педагогических наук.

4. Связь педагогики с другими науками.

Это подрывает исключительность телесных практик, полностью удаленных из культурной вселенной студентов. В конце концов, куррикулярная траектория компонента, когда она не придавала исключительности зарождающимся темам в доминирующей культуре, пыталась придать престиж определенным проявлениям школьной культуры, придуманной с главной целью передачи определенных знаний. Так обстоит дело, например, в пред-спортивных играх, педагогических последовательностях, конкурсах и т.д. Которые все еще присутствуют сегодня в спортивных, психомоторных и учебных программах.

1. Педагогика физической культуры и спорта

В современных условиях физкультурное движение стало многофункциональным общественным явлением, оказывающим существенное влияние на развитие личности человека. Каждый тренер должен обладать теоретической и практической готовностью к решению задач обучения, воспитания и развития спортсменов. Спортсмен, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют тренеров, педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях. Решение сложных воспитательных задач в физической культуре и спорте невозможно без глубокого понимания и знания педагогики.

При планировании дидактических действий, чтобы гарантировать обучение всем, вставляя их на универсальные этапы развития, существует риск усиления различий. Как сказано, учащиеся в мире, в какой форме и информируют. Учитель может говорить о важности коллективного участия, уважении к временам обучения каждого и обеспечить, чтобы все попадали на бал, танцевали или играли. Однако, если конкурентный, материалистический и воображаемый дизайн постмодернистского общества, способствующий культуре, которая утверждает лучшие как эффективные, не анализируется и не обсуждается, педагогическая значимость предлагаемой деятельности, несомненно, будет скомпрометирована.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем появилась необходимость обобщения накопленных эмпирических знаний, что привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, вычленила наиболее существенные отношения, определила ведущие принципы и закономерности обучения и воспитания.

Простое предложение телесных практик, направленных на достижение поведенческих целей, подразумевает формирующий опыт, который с некоторым превосходством конкретизирует отношения ноу-хау и личности, проецируемые техническими педагогиками, в которых они были вдохновлены.

Культурный анализ покажет, что эта деятельность не имеет смысла в школе, приверженной демократизации культурного наследия. Такая внесудебная педагогика служит в лучшем случае средством для развития поведения и идентичности, которые академическая культура считает необходимыми для хорошего социального исполнения и игнорирует историю и голоса того, кто составляет общество. Что-то совсем другое произойдет, если учащимся, помимо игры в гандбол, предлагается толковать свои жесты, анализировать их историю, форму, политическое намерение, выяснить, кто их игроки и тренеры, и как они думают, и так много других брендов, присутствующих в любой практике тела.

Понимание педагогики как науки о воспитании и обучении детей сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Однако в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» – вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» – человек и «аго» – вести).

Диссертация - Факультет образования, Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу. Художник: философия различия и образования. Иностранцы в классе: введение в культурные исследования в области образования. Диаспора: культурная идентичность и посредничество. Физическое воспитание, учебная программа и культура.

Сан-Паулу: Фурте. Социальное производство идентичности и разницы. В: Идентичность и различие: перспектива изучения культуры. Сильва объясняет, что в общих чертах текст - это любой набор знаков, наделенных некоторым смыслом. По словам Дерриды, в постструктуралистском анализе нет ничего вне текста.

Особое место педагогика занимает в области физической культуры и спорта. Возникновение педагогики физической культуры и спорта вызвано объективными потребностями современности. Спорт – особая педагогическая система, и вместе с тем – часть широкой педагогической системы общества, включающей обучение и воспитание в семье, школе, сфере профессиональной подготовки.

Должны ли мы поощрять конкуренцию, а не сотрудничество? Так много вопросов, на которые указывает его точка зрения Эрик Дугас, специалист по педагогическим вопросам. В школе спорт - это лишь один из многих способов достижения образовательных и не исключительно конкурентных целей. Например, плавание: возможность плавать и чувствовать себя комфортно в воде использует законную и неизбежную практику, поскольку эту деятельность можно проводить вне школы, в свободное время или в утилитарных целях. Ни в коем случае секундомер - это единственная цель: не путать здесь «зная, как плавать» и «знать, как побеждать».

В современных условиях главной задачей педагогики спорта становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Ее функция – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков, тренеров профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно– воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Другие виды спорта могут быть использованы в школе, чтобы научиться побеждать. В конкурентной школе общество, основанное на меритократии, если можно научиться побеждать, образование спортивного типа не следует систематизировать. Многие исследования показали, что этот эксклюзивный контекст может вызвать нездоровье, стресс и беспокойство. Таким образом, спорт в школе соглашается, но в меру и иначе, чем в клубе.

В конце концов, мы не должны путать используемые средства и то, как они используются: любой из них относится к спорту и конкуренции «исключающего» типа или физической активности, когда конкуренция относится к типу «совместного использования». Идеальным является играть на обеих столах в соответствии с образовательным контекстом.

2. Объект и предмет научного изучения педагогики физической культуры и спорта

Специфика целей и задач формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом требует широкого спектра знаний и умений из области педагогики.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

Но в этих двух случаях отвечает учитель: именно он решает переместить курсор к полюсу более или менее спортивного образования, более или менее конкурентоспособному или конкурентоспособному. Таким образом, такие действия, как акроспорт, могут наблюдаться, например, неконкурентно, но к чему учитель, под видом подражания, может предпочесть разместить группы студентов в соревнованиях.

Предоставление студентам желания участвовать. Например, ссылка на чемпионов и их спортивную практику? С одной стороны, это не разделяют все студенты, далекие от него, а с другой стороны, эскапады, обман и другие возможности спортсменов, известных в спорте и вне его, могут показать модель, отчужденную и не очень мотивирующую. Более того, этого достаточно для контрпримера: почему в семье игр ракеток выбирается в школе почти исключительно бадминтон, а не теннис, спорт широко рекламируется и популярен?

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, – словом, все созданное в процессе исторического развития общества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Поэтому воспитание имеет конкретно– исторический характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием – передачей накопленного опыта – занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Следующая основная категория педагогики – обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать образованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Объем и направленность общего образования регулируются государством, во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности, формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия – развитие . Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

Соотношение между выделенными педагогическими категориями довольно сложное. Воспитание, как мы уже установили, есть категория общая и вечная. Означает ли это, что существует воспитание, годное для всех времен и народов? Естественно, нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическая формация возникает на обломках старой; есть историческая преемственность достигнутого уровня культуры. Это означает, что существуют и некоторые общие признаки воспитания, которые характерны для всех социально-экономических формаций и проявляются на всем протяжении его исторического развития.

3. Система педагогических наук

Педагогика – обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундамент педагогики – философия , и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики . Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки: понимая прошлое – заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

Общие основы;

Дидактику (теория обучения);

Теорию воспитания;

Школоведение.

Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего человека и взрослого человека, отражает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему образования.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы . Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Кроме этого выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика , слепых – тифлопедагогика , умственно отсталых – олигофренопедагогика .

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Среди всех учебных предметов особое место занимает «Физическая культура», которая призвана не только обогащать учащихся знаниями и умениями, но и формировать здоровый образ жизни.

Педагогический институт физической культуры

Входит в состав Московского городского педагогического университета. Московский Городской Педагогический Университет (МГПУ) - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Является одним из ведущих педагогических вузов Москвы .

Общие сведения

Создан приказом Московского комитета образования № 162 от 26.04.99 г. В настоящее время институт проводит подготовку по специальностям 033100 - физическая культура , 022500 - адаптивная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Выпускники получают квалификации: педагог по физической культуре, специалист по адаптивной физической культуре. Директор института - доктор биологических наук, профессор Василий Степанович Беляев. Адрес: 117303, Балаклавский проспект, д. 32, к. 4.

Кафедры

Институт включает семь кафедр:

  • кафедра легкой атлетики и плавания (зав. кафедрой - доктор педагогических наук, профессор Станислав Владимирович Малиновский),
  • кафедра тяжелой атлетики и гимнастики (зав. кафедрой - доктор биологических наук, профессор Разинов Вадим Альбертович),
  • кафедра спортивных игр (зав. кафедрой - Савин Михаил Владимирович),
  • кафедра теории и методики физического воспитания (зав. кафедрой - доктор педагогических наук, профессор Матвеев Анатолий Петрович),
  • кафедра адаптивной физической культуры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогический институт физической культуры" в других словарях:

    Им. П. Ф. Лесгафта, основан в 1896 в Петербурге как высшие Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, организованные П. Ф. Лесгафтом. На курсах преподавали академики А. А. Борисяк, А. Ф. Иоффе, Н. И. Кареев, Н. М.… … Большая советская энциклопедия

    Великие Луки, Юбилейная пл., 4. Психология, валеология. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 472) См. также Университеты Ч489.53 … Педагогический терминологический словарь

    - (РГУФК, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма), Москва, ведет историю с 1918. В составе университета 9 факультетов: игровых видов физкультурно спортивной деятельности, циклических видов физкультурно… … Энциклопедический словарь

    - (БГУФК) Тип Государственный Расположение … Википедия

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!