Идеи макаренко в современной педагогике. Педагогические идеи а.С. Макаренко



23.04.2015 10:00

1. Коллектив

2. Самоуправление

3. Трудовое воспитание

Познакомьтесь с покровителями улиц нашего города. Повышение способности использовать различные источники информации, улучшение навыков отбора материалов, развитие навыков редактирования обоснований с использованием собранной информации в качестве аргумента, изучение навыков составления информационного текста, развитие навыков проведения опроса, Публичное выступление: устное представление выбранного персонажа, изучение грамматики: правила орфографии и капитализация.

Чтение биографий, сокращений и аббревиатур, аргументирование, рассуждение, построение устных и письменных выступлений по назначению. Какой человек связан с нашим регионом? Проект будет реализован в четырех группах. Тематический материал был разделен по следующим критериям: исторические фигуры, литературные фигуры, деятели искусства, региональные деятели.

4. Учитель/воспитатель/родитель

5. Дисциплина

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко - авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Каждый студент самостоятельно развивает один избранный персонаж: он ищет информацию в различных источниках, выбирает информацию, интервьюирует библиотекарей, сотрудников государственных учреждений и рисует записку с биографией, достижениями и достоинствами, которые оправдывают выбор патрона. материал в классе форума. Проект предполагает привлечение учителей всех специальностей.

Во время следующих уроков мы реализуем проект: «Меценаты наших улиц - известные или неизвестные?» Ваша группа будет представлять уличных патронов, которые являются персонажами, связанными с нашим регионом. После встречи с лидером группы вы разработаете информацию о выбранном лице.

1. Коллектив

Коллектив

Основа методики Макаренко - воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Используйте следующие источники: энциклопедии, биографические и персональные книги, интернет. Попросите интервью у библиотекаря, архивного работника или другого государственного учреждения. Сделайте заметку, в которой вы представите биографию персонажа и объясните, почему этот персонаж заслуживает того, чтобы его называли улицей.

Соберите материалы, связанные с этим персонажем. Проведите уличное обследование по знанию жителей данного персонажа. Презентационный срок: через две недели. Консультация: с преподавателем истории, польским языком, искусством. Время презентации: 5 минут.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

В результате вашей работы, а также работы вашей группы будут обои и альбом с картой, который будет использоваться всеми учениками. Также планируется совершить поездку по городу с покровителями покровителя. Для вас есть руководящая роль. После презентации оценивается работа всей команды, отдельных членов, последующих этапов и всего проекта. Используются критерии, используемые в начале реализации проекта. Оценка - это самооценка студентов и команд.

В повседневной практике мы наблюдаем ученика во многих ситуациях в связи с процессом обучения. Студент проводит различные занятия в школе и за его пределами - он показывает активность в разных областях. Из-за организации работы. В связи с типом выполненной работы.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу - будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Из-за типа задач. Чтобы оценить ученика, мы должны во всех областях его деятельности. Сбор информации обо всех сферах деятельности позволяет более точно «оценивать» и отвечать индивидуальным потребностям студента. Система оценки субъекта заключается в признании уровня учителя и успехе в овладении знаниями и способностями ученика в отношении образовательных требований, вытекающих из учебной программы и формулировки оценки.

Области студенческой деятельности, которые будут оцениваться. Знание концепций, принципов, вопросов и правил, связанных с профессиональными проблемами. Предусмотренных в учебном плане. В теоретических классах профессиональных предметов. Понимание и запоминание сообщений, полученных во время уроков и самообучения.

2. Самоуправление

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Организуйте и суммируйте сообщение, проиллюстрируйте и объясните соответствующие примеры. Использование информационных бюллетеней в соответствии с данными шаблонами. Правильная интерпретация и решение проблем, связанных с предметом. Правильный анализ, вывод и восприятие взаимосвязи между теорией и практикой и применение в решении задач.

Формулировку проблемы, план действий, прогнозирование и представление по-своему. Оценка, оценка, вывод. Надлежащее использование учебных пособий. Использование теоретических знаний на практике. Присутствие и подготовка к занятиям. Независимость, приверженность и познавательная страсть.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива . «Я принял решение, и я отвечаю», - это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Просветите свое творческое отношение к проблеме. Самооценку, планирование и организацию собственного обучения, принятие на себя ответственности за него. Точность, надежность, регулярность, вера в собственные силы. Общие предположения рассматриваемой системы оценки.

Эта система оценки направлена ​​на. Информировать учащихся об уровне их образовательных достижений и прогресса. Помогите учащемуся в планировании собственного развития. Мотивация ученика продолжить работу. Предоставление учителю, родителям информации о прогрессе, трудностях, способностях учащегося.

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа - это лишь подготовительный этап, а дети - зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

Позволяет учителю совершенствовать организацию и методы дидактической и воспитательной работы. Чтобы ученики знали о пробелах в знаниях и о самоконтроле. Оценка предмета включает. Формирование образовательных требований для учителей и информирование их об учениках и родителях.

Текущую, среднесрочную, окончательную оценку и оценку по шкале и форме, принятой в школе, а также условия для улучшения. Проведение классификационных испытаний. Диагностика. Классификация. Понимание научного материала. Способность передавать знания. Способы проверки успеваемости и прогресса учащихся.

«Любовь нужна требовательная», - говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

3. Трудовое воспитание

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем - Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Вышеуказанные оценки могут быть оказаны и -. Короткая аудиторская работа с 2-3 последними темами. Контрольная работа. Самостоятельная работа ученика во время урока. Проведение учебной книги. Студенческая работа в классе. Учебный буклет. На основе частичных оценок выдается семестр.

Орал: устный ответ, обсуждение, беседа, определение, перечисление. Последняя была адаптирована к ситуации. Бартек, скорее всего, работал, не зная, что он работает. Он любил быть в центре интереса и часто бессознательно делал команды, которые были для него забавными и более простой способ учиться для меня. Наша работа была не только дома, но и во дворе, в поезде, в машине. Он был довольно большой, когда мы шли по воде, и там мы также придумали забаву, которая развивала ее не только физически, но и интеллектуально.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания - бесполезное сокращение мускулатуры.

Очень важно связаться с логопедом. У меня есть сомнения, можем ли мы научить его гладкой речи. Бартек также имел возможность испытать то же самое. У меня не было достаточно времени для других друзей. Все слушали его с большим интересом. Ему двадцать лет, и все его слушают, как лучший оратор. Помощь семье и окружающей среде дала нам силу, а иногда и мужество сделать это. Мне нужно было много понимания от других. Но это было не всегда так «розово». Однажды, весной, маленький Бартек играл с детьми перед блоком.

Бартек подбежал ко мне, испугавшись. Как оказалось, в месте, где росли дети, росли цветы, и женщина, стоявшая на балконе, убегала, дети бежали, но Бартек, не услышав ее, бежал дальше, так что эта раздраженная плева налила ему холодную воду. Она увидела своего соседа и не произнесла слов в ее словах. Он этого не слышит, и он не может влить эту воду в свой мозг. Тем временем леди с балкона ответила ей: «Мама, пожалуйста, приклейте табличку на спине». Бартув побежал ко мне, не зная, что происходит. Меня больше интересовал ребенок и его реакция, чем поведение бессознательных людей.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

4. Учитель/воспитатель/родитель

В школе не было никаких проблем с принятием Бартека. Мы помогли ему в этом, например, большая приманка была игрушкой, поэтому мы купили необычную кака и сначала привлекли внимание сверстников, но потом интерес переместился в Бартек. Это было легко принято в группе. Были дети, которые смеялись, когда он скручивал свои слова, но у Бартека были свои защитники. Бартек окончил начальную массовую школу. Мы решили это, несмотря на то, что в нулях он все еще не комментировал. Он использовал только отдельные слова.

Мы связались с его наставником почти ежедневно, и все наши домашние задания были сделаны вместе. Трудности возникли, когда больше учителей узнали его более внимательно и относились к нему совершенно индивидуально. Некоторые из нас сразу помогли нам. Директор создал интеграционный класс, и Бартек выжил до конца начальной школы с не очень хорошими результатами. Некоторые из них были восхитительны, потому что тогда им нужно было улучшить свое произношение и орфографию. Он очень поддерживал моего мужа.

Учитель/воспитатель/родитель

« Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».

Иногда это превосходило возможности и наши, и Бартек. В школе он все меньше и меньше понимал. Он не использовал индивидуальное учение, потому что общение со сверстниками давало ему много удовольствий и новых впечатлений. В классе у него были хорошие коллеги. Мы были рады поделиться с ними ноутбуками и предоставить школьную информацию.

Мы оба хорошо провели время с нашим мужем в школе. Благодаря этому мы участвовали в групповых поездках, мы могли бы с большей пользой воспользоваться Бартеком, который любил, когда один из нас был поблизости. Он начал свою резиденцию в школе-интернате в профессиональном училище для слабослышащих. Мы не определились с массой послешкольной школы. Уровень информации в средней школе был выше нашей способности поддерживать сына. Бартек сейчас в классе матуры. Она заканчивает школу, надеясь продолжить учебу.

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители - пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Мы считаем, что школа, которую мы выбрали для него, была правильной. В настоящее время отношения между нами все еще стабильны и правильны. Бартек очень изобретателен и независим, может принимать решения, но всегда пытается проконсультироваться с ними знаменитыми. Мы рады, что он может сделать больше, чем мы ожидали в наших сокровенных мечтах. Возможно, для нас это были чрезмерные родители, но мы не могли сделать иначе. Теперь мы пытаемся изменить его, но оказывается, что легче позаботиться о нем, чем позволить ему быть независимым.

Как Корчак, он начал свою деятельность на пороге нового века, когда Эллен Ки бросила пророческий лозунг о том, что ей будет «сто лет». Это были годы необыкновенного просвещения в области образования. Под эгидой Новой школы проводились различные педагогические инициативы, экспериментировались на все возрастающих масштабах, пытались построить универсальную науку о ребенке, разрушить старые методы воспитательного воздействия и продемонстрировать новые способы организации жизни. ребенок. Макаренко был ребенком той эпохи.

5. Дисциплина

Дисциплина

По Макаренко дисциплина - это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», - утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит - очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься - за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

http://letidor.ru/article/sistema-a_s_-makarenko_-5-prin_144272/


Posted on May. 26th, 2015 at 03:20 am | | |

Антон Семенович Макаренко (1888–1939 гг.) – выдающийся советский педагог, руководитель колоний для беспризорных детей – колонии им. А.М. Горького под Полтавой (1920–1927 гг.) и коммуны
им. Ф.Э Дзержинского на окраине Харькова (1927–1937 гг.), теоретик и практик воспитания в коллективе. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

После окончания в 1917 г. с золотой медалью Полтавского учительского института А.С. Макаренко работал в городских школах, в течение 27 лет руководил учреждениями для несовершеннолетних правонарушителей.

Суть созданной им педагогической системы сам А.С. Макаренко выразил в тезисе «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему», в котором нашли отражение ведущие принципы: оптимизма и гуманизма.

Благодаря уникальной системе воспитания, которую А.С. Макаренко использовал в детских колониях, ему удалось перевоспитать более трех тысяч беспризорников, которые, выйдя в самостоятельную жизнь, стали достойными гражданами своей страны. Ядром этой системы воспитания стало формирование детского коллектива.

Разрабатывая концепцию детского коллектива, он дал его определение, обозначив его характерные признаки, выделил его основные типы (первичный и общий коллектив), установил закон оптимального количественного наполнения коллектива (первичный – 12–15 человек, общий – не более 500), произвел сечение первичного коллектива (действующий актив, «гниющий» актив, здоровый пассив, «шпана», «болото»), установил основной закон жизни коллектива – постоянное движение вперед, определил основные стадии развития коллектива. Своим опытом он доказал, что коллектив становится средством воспитания лишь на третьей стадии развития, когда требования воспитателя и актива становятся требованиями каждого воспитанника.

Цементом, скрепляющим коллектив, А.С. Макаренко считал традиции (абсолютное доверие дежурному командиру, «не пищать, быть всегда в мажоре»); самоуправление (общее собрание, совет командиров), которое позволяло каждому воспитаннику за время пребывания в колонии пройти через позиции исполнителя и организатора и тем самым овладеть опытом социальных отношений); детскую игру; совместный труд.



А.С. Макаренко не мыслил детского коллектива без труда на общую пользу. Формы детского труда были разными. Так, в колонии им. А.М. Горького широко использовалось самообслуживание, работа в мастерских, разнообразный сельскохозяйственный труд. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского воспитанники работали на новейших промышленных предприятиях по производству фотоаппаратов марки ФЭД и сверла. Это были самоокупаемые предприятия. Воспитанники своей работой окупали расходы на питание, одежду, экскурсии, посещение театра, шли отчисления на карманные расходы и сберкнижку, давали государству чистой прибыли в размере 5 млн. рублей. Выходя из коммуны, каждый воспитанник имел за плечами среднее образование, владел двумя–тремя рабочими профессиями, ему выдавали несколько комплектов одежды и постельного белья, сберкнижку.

А.С. Макаренко утверждал, что труд сам по себе не воспитывает. Труд будет воспитывающим, если он подчинен задачам учебно-воспитательного процесса, если труд детей включен в систему производственных отношений, если он тесно связан с их нравственным, гражданским воспитанием.

Большое внимание А.С. Макаренко уделил проблемам нравственного воспитания. Он обогатил классическую педагогику новой методикой нравственного воспитания: система перспективных линий, «переключение страстей», авансирование личности, принцип параллельного педагогического действия, опора на положительное, «атака в лоб», «обходное движение» и т.д.

Цель воспитания, считал А.С. Макаренко, «воспитать человека- творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства.., воспитать человека, который обязан быть счастливым». Оригинальный теоретик воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко был вместе с тем большим мастером гибкой индивидуальной работы с каждым воспитанником.

Существенное место в его педагогической системе занимала проблема семейного воспитания, поскольку он рассматривал семью как первичный коллектив, в котором начинается формирование личности ребенка. Он рассмотрел такие аспекты проблемы семейного воспитания, как структура семьи, общий и эмоциональный тон семьи, организация воспитания в семье, авторитет родителей и т.д. Главным условием семейного воспитания он считал «родительское уважение к семье, родительскую требовательность к себе, родительский контроль за каждым шагом».

Теоретические работы А.С. Макаренко, его огромный педагогический опыт оказали существенное влияние как на развитие педагогики, так и на становление смежных с ней дисциплин – социальной педагогики, педагогической психологии. Его творчество вызывало и вызывает восхищение и восторженную оценку зарубежных деятелей
(А. Барбюс, Р. Галь, А. Валлон, В. Гюнкель, Г. Нооль), которые отмечали, что на худшем человеческом материале он сумел добиться самых высоких результатов в воспитании. Многие положения и выводы
А.С. Макаренко сохраняют свой новаторский характер и в современных условиях: педагогическая роль разных социализирующих факторов, соотношение цели и средств воспитания, внешние и внутренние стимулы формирования коллектива и личности, основы педагогической логики и др.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!