Общая характеристика методов воспитания. Основные признаки и компоненты воспитания. Целостный воспитательный процесс

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника по созданию оптимальных условий для освоения социально-культурных ценностей общества, развития его индивидуальности, самоактуализации личности.

Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их следует усвоить хорошо, ибо игнорирование этих признаков сводит на нет процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений начальника и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») ...

Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления таковы:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеются в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества; 2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. У Д. Хармса это выражено замечательно: «Я – творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира».

В более узком смысле этого слова предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности – интуитивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания.

2. Триединая сущность воспитания

Воспитание – понятие многоаспектное. Его нельзя понимать в одном единственном смысле. Воспитание есть триединство – «три кита» (средство, процесс, результат ) в одном.

Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством . Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств.

Протекая во времени непрерывно, воспитание происходит на фоне постоянных изменений личности воспитанника и воспитателя, изменений в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс . Но оно и результат , ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление значимых для развития человека качеств: в этом диалектичность воспитательного процесса.


3. Воспитание это процесс активного взаимодействия педагога и воспитанников

Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (родителей и педагогов) уменьшается , а позиция субъекта воспитания увеличивается , превращая процесс воспитания в процесс самопознания и на этой основе – самовоспитания, саморазвития.

Меняется и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга – человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, – что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть детерминирован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника, главным условием которого является постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие педагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон).

Нам близка и понятна точка зрения П. Ф. Каптерева: человек начинается с саморазвития, а не с воспитания. Воспитание присоединяется к саморазвитию и может действовать только по его образу и подобию. В этом случае школа есть не что иное, как фактор подготовки детей к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Внешние влияния дают человеку лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность – только его собственная. И все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности.

С этой точки, зрения продуктивна получившая сегодня признание и широкое вхождение в практику воспитания идея педагогической поддержки .

4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле

В широком смысле – это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

В узком смысле – специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания (в деятельности классного руководителя, воспитателя, наставника, руководителя детского объединения, родителей...). Поэтому одной из главных задач педагога, коллектива учебно-воспитательного учреждения является создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды .

5. Важнейшим (можно сказать центральным) признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. В нашем определении оно – двуедино. Во-первых, это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности... Центральным понятием здесь является понятие «культура».

В житейско-обыденной практике воспитания нередко имеется в виду вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры. Между тем сущностной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира.

Вторая сторона двуединого содержания воспитания – развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.

6. Воспитание – процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Во-первых, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника, специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность педагога обладает большим творческим потенциалом, ибо только тогда возможно ощущение педагогом «состояния счастья», которое делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и обеспечивает удовлетворенность жизнью самого педагога.

7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется, как правило, специально подготовленными людьми: учителями и воспитателями, руководителями кружков и секций и т. д. Главные требования к ним: педагог – носитель позитивной жизненной и педагогической позиции, профессионал-мастер высокого класса, человек творческий и, наконец, «сам себе воспитатель», т. е. человек, занимающийся саморазвитием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих учеников.

В современной школе настало время «коллектива единомышленников» (Ш. А. Амонашвили). Причем единомышленников высокого профессионального уровня, сочетающих глубокую научно-методическую подготовку и опыт практической творческой деятельности.

Специфика, содержание и виды воспитания

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ

ЮЛ. Специфика, содержание и виды воспитания. 10.2. Общая характеристика методов воспитания.

Воспитание - категория вечная. С тех пор как человек осознал себя личностью, существует и необходимость развития и формирования его как личности. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества.

В педагогике воспитание - это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.

Можно употреблять понятие «воспитание» также в ситуативном, узком и широком значении. Воспитание в локальном значении - это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание в узком смысле - это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.

Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся:

К формированию отношений личности к миру и к самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и


другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе;

Формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

Воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе;

Приобщению человека к культуре, т. е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;


Воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;

Воспитанию автономно развитой личности, предполагающему формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

Развитию самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении, которое предполагает, во-первых, осознание ею настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.


Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности, определяемые его конкретными задачами своеобразными функциями, содержанием, формами и методами воздействия.

Функции воспитания обеспечивают направленность самого содержания процесса воспитания. К ним относятся функции:

Побуждения к самовоспитанию;

Профилактическая;

Формирующе-развивающая;

Мобилизации на выполнение конкретных задач;

Перевоспитания.

Воздействие воспитателя представляет собой совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания, а сам этот процесс может быть представлен в виде модели деятельности, составляющими частями которой являются:

Воздействие воспитателя;

Личность воспитанника, представляющая собой объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя;

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя, т. е. его реакции на воспитательные воздействия;

Качества, формируемые у личности, определяемые усваиваемыми в процессе воспитания знаниями, убеждениями, умениями и психологическими особенностями самой личности;


Мотив, т. е. побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания;

Поведение, т. е. особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания.

Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно вьщвигает перед процессом воспитания все новые и новые проблемы, разрешение которых позволяет совершенствовать и саму модель воспитания, и составляющие ее компоненты, и содержательные характеристики последних.

Воспитание опирается на определенные, наиболее общие положения, выражающие главные требования к нему и реализующиеся через систему принципов: индивидуального и дифференцированного подхода, воспитания в группе и через коллектив, воспитания в деятельности, сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них, опоры на положительное в личности и группе, единства, согласованности и преемственности в воспитании.

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает:

Глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников;

Определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками;

Постоянный анализ итогов воспитательной работы;

Своевременное внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного ученика.

Принцип воспитания в группе и через коллектив требует:

Определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим;


Обеспечивать единство и сплоченность актива класса; поддерживать все перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций;

Умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности ориентирует:

На поощрение разумной инициативы и активности учеников; чередование их деятельности с культурным, содержательным отдыхом;

Требовательное отношение к недостаткам деятельности воспитанников.

Принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них предполагает:

Принципиальное и последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих интересы общества и деятельности;

Добиваться осознания ими необходимости выполнения требований общества; не допускать в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки;

Проявлять уважение к каждому из них, заботу об удовлетворении их запросов.

Опора на положительное в личности и группе ориентирует на:

Изучение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-психологических качеств воспитанников;

Подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование силы положительного примера;

Побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию;

Терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в своих силах и возможностях.

Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании требует:


Наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания;

Достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем школьникам;

Совместных усилий общественности в воспитании; использования учителями достижений науки;

Согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам;

Обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.

Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание. Обычно различают: конфессиональное (религиозное), авторитарное, демократическое, идейно-политическое, нравственное, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое и экологическое воспитание.

Конфессиональное (религиозное) воспитание - это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, богопослуш-ном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Демократическое воспитание - это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно-политическое воспитание - это формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание - это формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной


воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Гражданское воспитание - это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание - это процесс формирования политически сознательного молодого человека; любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание - это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демо-кратизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание - это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Формой реализации целей и содержания воспитания являются его методы. Методы воспитания - научно обосно-


ванные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанников, психолого-педагогического воздействия на сознание и поведение последних, стимулирования их деятельности и самовоспитания.

Основной характеристикой и главным проявлением методов воспитания является его результат, т. е. оказанное влияние. Влияние в воспитании - форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания, осуществляемая как:

Индивидуально-специфическое воздействие воспитателя (учителя), заключающееся в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются его индивидуально-психологические характеристики (доброта, общительность и т. д.);

Функционально-ролевое влияние воспитателя (учителя), т. е. осуществление его функций и взаимодействия с учениками, связанных с задаваемыми его ролью способами возможного поведения, в результате чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.

Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них.

Сознание ребенка (человека) формируется постепенно в процессе жизни, и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиться позитивного результата в воспитании, нужны не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и привычное поведение детей путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей их жизни.

Методы воспитания эффективны, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное


противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению и усвоению духовных ценностей.

Действенность методов и приемов воспитания обусловлена постоянной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентации, потребностей, интересов, чувств.

Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интересов и т. д.).

В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия.

В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.

Воспитание обеспечивается совокупностью применения всех методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.

Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников - формирования их


мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении.

Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ученика, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов - своему жизненному опыту, и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объективную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершенствовании нашего общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.

Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением, требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совместными усилиями устанавливают истину.


Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно поданной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приводить и произвольно, но на основе этого обычно делаются совершенно неправильные, необъективные выводы.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой, «проповедь действием» особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить школьников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример.

Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа, или посредством организации совместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.

Упражнение в воспитании - это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе. А.С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно «создать та-


кую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек». Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычному нравственному сознанию, действиям и поступкам. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют положительные черты характера и волю. Формальная отработка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их воспитанности, умения включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельности, напряженной мыслительной и фи-" зической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поэтапное воспроизведение дей-| ствий, необходимых для формирования определенных ка-[ честв, с постепенным их усложнением, повышением уровня " трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.


Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный пример - понятие конкретно историческое. Позитивный пример в нашем понимании - это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей деятельности, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном отношении особенно ценны те положительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личности (коллектива) и могут служить достойным образцом для подражания.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вызывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень раз-


вития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

Примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);

Примеры опосредованного влияния (примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории

Своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства).

Поощрение в воспитании - это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы воспитуемых, их позитивную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых людей, их стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения, по мере нравственного созревания учащихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия детей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности. От воспитателя во многом зависит


действенность поощрения школьников. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего класса, одобрение, похвала, призыв следовать примеру лучших - все это различные приемы поощрения, которыми пользуется учитель. Все они требуют от воспитателя наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Одобрение - простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе" с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня - благодарность, награждение и т. д. - вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях - это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, т. е. объявляется за реально достигнутый значительный результат прежде всего в учебе, если оно направлено на повышение качества последней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание остальных детей к деятельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением требований к школьникам, постановкой перед ними более сложных задач.


Принуждение в педагогике - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего, надо убедить, а потом принудить. Категорические требования, которые воспитатель предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последними, должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений преподаватель обязан разобраться.

Отрицательно воспринимают ученики необоснованные угрозы применить репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного рвения в учебе. Учитель прежде всего сам должен найти средства личного воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за обучением, установить срок исполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии других школьников, организовать осуждение провинившегося в коллективе.

Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать успехи, старание учеников, стремление реабилитировать себя.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины.


Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества. Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления воспитанию.

Реакция на наказание обнаруживает черты характера вос-питуемого, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с людьми.

Воспитание, как уже говорилось, должно осуществляться и в ходе обучения, и в непосредственной взаимосвязи с ним. Поэтому последнее должно носить воспитывающий характер. В связи с этим всегда нужно говорить о реализации воспитательных задач в процессе обучения, т. е. о воспитывающем обучении, когда в его ходе достигается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

И.Ф. Гербарт, основатель теории «воспитывающего обучения», подчеркивал, что обучение является главным и основным средством воспитания.

«1. На начальном этапе образования необходимо создавать у детей такие представления, которые помогут им усвоить последний учебный материал, - писал он. - 2. Перед объяснением нового следует вызвать в умах учеников те представления, которые важны для усвоения этого материала. 3. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью. 4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя легкость только вредит делу».

Дидактический аспект воспитывающего обучения достигается общностью целей развития ребенка и реализацией вза-


имосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций педагогического процесса. Развивающий аспект воспитывающего обучения предполагает расширение объема усваиваемого воспитанниками содержания учебного материала. Организационный аспект обучения обеспечивает увеличение числа и усложнение характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося между элементами содержания учебного материала. А воспитывающий аспект обучения ориентирует целенаправленное формирование личностного отношения ученика к содержанию преподносимого ему материала и к действительности в целом.

Том, что каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании мировоззрения учащегося;

Соединении учебной и других видов деятельности учащихся;

Активизации познавательной и практической деятельности учащихся, усилении роли практических работ, способствующих сознательному усвоению знаний и создающих условия для их творческого применения.

Вопросы и задания для повторения

1. Перечислите основные цели воспитания.

2. В чем заключаются функции воспитания?

3. Покажите роль и значение принципов воспитания.

4. Какие существуют виды воспитания?

5. Назовите и охарактеризуйте методы воспитания.

6. В чем состоят особенности взаимосвязи воспитания и обучения?


Приложение 10.1


Приложение 10.2

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.

Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, которое допускало бы столь различные определения.

В буквальном смысле «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, - «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности»1.

Несмотря на то что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания является одной из самых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин это понятие постоянно уточняется.

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности. В целом воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества2. В условиях доминирования марксистской идеологии воспитание рассматривалась как средство подготовки активных и сознательных строителей коммунизма.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления является для исследователя наиболее значимым.

Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объективно сосуществует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появления физических и личностных новообразований в человеке. Какой бы аспект мы ни взяли во главу угла, определяя понятие «воспитание», во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление.

Во-первых, воспитание - это процесс, т.е. динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Этот означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, и он определяется прежде всего теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

В-третьих, гуманистическая направленность. Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует в человеке негативные, антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Необходимо отметить дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили: «тесном»). В первом случае воспитание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов и практически отождествляется с социализацией.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, творческую активность).

В дальнейшем мы рассмотрим различные аспекты термина «воспитание», которые придают ему специфический смысл. Сущность этого понятия может быть раскрыта после рассмотрения этих аспектов.

2. Воспитание как компонент социализации человека

Воспитание сегодня все чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека.

Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Анализ концепций социализации показывает, что существуют два подхода к пониманию ее сущности. Эти подходы различаются представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают на то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, т.е.

Не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от норм, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Различают стихийную и контролируемую социализацию. Естественно, стихийная социализация существенным образом влияет на воспитанность ребенка. На него оказывает влияние окружающая среда, и прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства он включается.

Таким образом, можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В процессе социализации решаются две группы задач - социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, противоречивых и в то же время диалектически единых, зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»3.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует самооценке личности, представлению ее о себе. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Они лишь кажутся противоречивыми. Несомненно, результатом социализации человека является также социальная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Несмотря на то что воспитание не может полностью обеспечить процесс социализации, данные критерии выступают в качестве важнейших задач воспитания человека.

Социализация ребенка зависит от многих видов воздействия на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям. Они отличаются целенаправленностью и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности, - деятельность, общение, самопознание.

По мере взросления человек имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности, а это требует умения ориентироваться в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Воспитание предполагает, что в процессе включения воспитанников в социальную деятельность происходит следующее:

Индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности;

Индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

Включение воспитанников в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей; приобретения опыта деятельности; эмоциональной привлекательности деятельности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе этой деятельности); достижения собственно состояния включенности личности в социальную деятельность.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации - самопознание личности - предполагает становление в человеке «образца его Я»4, возникающего не сразу, а складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс воспитания предполагает целенаправленные воздействия на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание.

Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.

Глава 1 СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Но возможно ли уже в настоящее время, све­дя все факты наук, приложимые к воспитанию, построить полную и совершенную теорию вос­питания? Мы никак этого не полагаем, потому что науки, на которых должно основываться воспитание, далеки от совершенства.

К. Д. Ушинский

Общие признаки воспитания

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, из­меняется в зависимости от возраста, социального положе­ния и статуса.

Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, которое допускало бы столь различные определения. В бук­вальном смысле «воспитание» - это вскармливание, пи­тание ребенка. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача вос­питания, по его мнению, - «вкоренять добродетель, благо­честие, склонность к опрятности, не терпеть праздности».

Несмотря на то что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Про­блема определения сути воспитания является одной из са­мых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин это понятие постоянно уточняется.

В различные исторические периоды общество характери­зовало эту категорию, исходя из своих социальных устано­вок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности. В целом воспитание рассматривалось как управление про­цессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества . В условиях доминирования марксистской идеологии воспитание рас­сматривалась как средство подготовки активных и созна­тельных строителей коммунизма.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления является для исследо­вателя наиболее значимым.



Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объек­тивно сосуществует с понятием «формирование ». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появле­ния физических и личностных новообразований в человеке. Какой бы аспект мы ни взяли во главу угла, определяя понятие «воспитание», во всех случаях присутствуют об­щие признаки, характеризующие это явление.

Во-первых, воспитание - это процесс , т.е. динамичес­кое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимо­действует воспитатель.

Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправлен­ностью воздействий на воспитанника . Этот означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, и он определяется прежде всего теми позитив­ными изменениями, которые происходят в личности вос­питанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

В-третьих, гуманистическая направленность . Она оп­ределяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует в человеке негативные, антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспита­ния большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника . Именно этот признак под­черкивает активность самого воспитанника в процессе вос­питания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаи­модействии воспитателя и воспитанника .

Необходимо отметить дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в ши­роком и узком смысле слова (ранее говорили: «тесном»). В первом случае воспитание предполагает влияние на чело­века всех формирующих его факторов и практически отож­дествляется с социализацией.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправлен­ную деятельность педагогов, которые призваны формиро­вать у человека систему качеств или какое-нибудь конкрет­ное качество (например, творческую активность).

В дальнейшем мы рассмотрим различные аспекты терми­на «воспитание», которые придают ему специфический смысл. Сущность этого понятия может быть раскрыта пос­ле рассмотрения этих аспектов.

2. Воспитание как компонент социализа­ции человека

Воспитание сегодня все чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека.

Под социализацией понимают интеграцию человека в си­стему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, со­циальных норм и ценностей, на основе которых формиру­ются качества личности.

Анализ концепций социализации показывает, что суще­ствуют два подхода к пониманию ее сущности. Эти подходы различаются представлениями о человеке и его роли в про­цессе собственного развития. Так, одни исследователи ука­зывают на то, что содержание процесса социализации опре­деляется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полно­ценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает соци­альные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореали­зации в обществе, т.е. не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации су­щественным образом зависит от норм, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспе­чивают его адекватное включение в социальную деятель­ность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохране­ние и развитие социума. Социализируясь, человек не толь­ко обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Различают стихийную и контролируемую социализацию. Естественно, стихийная социализация существенным обра­зом влияет на воспитанность ребенка. На него оказывает влияние окружающая среда, и прежде всего система соци­альных отношений, в которую с самого раннего детства он включается.

Таким образом, можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации (конт­ролируемую социализацию) , который предполагает созна­тельные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В процессе социализации решаются две группы задач - социальной адаптации и социальной автономизации лич­ности. Решение этих задач, противоречивых и в то же вре­мя диалектически единых, зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центро­бежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор».

Социальная адаптация предполагает активное приспособ­ление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соот­ветствует самооценке личности, представлению ее о себе. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется «быть со всеми» и «оставаться са­мим собой». Они лишь кажутся противоречивыми. Несом­ненно, результатом социализации человека является также социальная активность - реализуемая готовность к соци­альным действиям, которая проявляется в сферах соци­альных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, явля­ются социальная адаптированность, социальная автоном­ность и социальная активность.

Несмотря на то что воспитание не может полностью обеспечить процесс социализации, данные критерии выс­тупают в качестве важнейших задач воспитания человека.

Социализация ребенка зависит от многих видов воздей­ствия на него. Особое место среди них отводится педагоги­ческим влияниям. Они отличаются целенаправленностью и предполагают создание комплекса условий, обеспечиваю­щих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс станов­ления личности, - деятельность, общение, самопознание.

По мере взросления человек имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности, а это требует умения ориентироваться в системе связей, присутствующих в каж­дом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ро­лей и осмысление их значимости.

Воспитание предполагает, что в процессе включения воспитанников в социальную деятельность происходит сле­дующее:

■ индивидуальная проблематизация личности по отноше­нию к выбору вида деятельности;

■ индивидуальное самоопределение личности по возмож­ным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

■ включение воспитанников в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей; при­обретения опыта деятельности; эмоциональной при­влекательности деятельности (процесса, промежуточ­ных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе этой деятельности); достижения собственно состояния включенности личности в соци­альную деятельность.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с дру­гими людьми. Контакты специфичны на каждом возраст­ном рубеже.

Третья сфера социализации - самопознание личности - предполагает становление в человеке «образца его Я», воз­никающего не сразу, а складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных вли­яний. Наиболее распространенная схема самопознания сво­его «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отно­шение к себе).

Процесс воспитания предполагает целенаправленные воздействия на все три названные сферы. Воспитатель орга­низует деятельность и общение воспитанника и стимулиру­ет его самопознание.

Именно эти усилия воспитателя способствуют адекват­ной интеграции человека в систему социальных отноше­ний, освоению им комплекса социальных ролей.

  • 2.5. Понятие об образовательной системе. Образовательные учреждения
  • 2.6. Процесс обучения. Преподавание и учение
  • 2.7. Составляющие процесса учения. Проблемы социального научения человека. Рефлексия
  • Дж. Дьюи
  • 2.8. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений
  • 2.9. Инновации. Авторские школы
  • Глава 3. Воспитание в структуре образовательного процесса
  • 3.1. Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания
  • 3.2. Виды воспитания
  • 3.3. Педагогические теории воспитания
  • 3.4. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания
  • 3.5. Содержание и проблемы воспитания
  • Глава 4. Общие закономерности и принципы воспитания
  • 4.1. Закономерности процесса воспитания
  • 4.2. Принципы воспитания
  • 4.3. Методы и стили воспитания
  • Л.Н. Толстой
  • Методы воспитания имеют ряд признаков. К числу таковых следует отнести:
  • 4.4. Воспитательный процесс. Условия его эффективности
  • 4.5. Воспитательная система. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования
  • Глава 5. Дидактика – теория обучения
  • 5.1. Закономерности и принципы обучения
  • 5.2. Методы обучения
  • 5.3. Средства обучения
  • 5.4. Формы и организация обучения
  • Глава 6. Управление в системе образования. Образовательный менеджмент и маркетинг
  • 6.1. Понятия «управление» и «педагогический менеджмент»
  • 6.2. Теория управления. Основные понятия теории управления
  • 6.3. Управление образовательными системами
  • 6.4. Государственно-общественная система управления образованием
  • 6.5. Основные функции педагогического управления
  • 6.6. Принципы управления педагогическими системами
  • 6.7. Методы, стиль и формы управления педагогическими системами
  • 6.8. Образовательный менеджмент и маркетинг. Менеджмент и маркетинг в сфере профессионального образования
  • 6.9. Учреждения общего и профессионального образования и проблемы управления их развитием
  • 6.10. Понятие о качестве. Качество образования
  • М. Монтессори
  • 6.11. Государственная политика в области качества образования
  • Глава 7. Генезис и основные этапы становления профессионального образования в россии и за рубежом
  • 7.1. История профессионального образования в России. Этапы
  • Становления и развития профессионального образования
  • 7.2. Становление профессионального образования за рубежом
  • Глава 8. Тенденции развития профессионального образования
  • 8.1. Понятия «профессиональное образование» и
  • «Профессиональная подготовка»
  • 8.2. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления
  • Основные направления развития системы профессионального образования в России
  • Глава 9. Начальное, среднее и высшее
  • 9.2. Требования к уровню квалификации преподавателей и мастеров профессионального обучения
  • 9.3. Система среднего профессионального образования
  • 9.4. Содержание профессионального образования
  • Искусство отбора материала для работы
  • Учеников имеет в педагогическом деле
  • Огромное значение.
  • 9.5. Высшее профессиональное образование
  • Глава 10. Основы педагогического
  • 10.2. Сущность прогнозирования
  • Глава 11. Методы педагогических исследований
  • 11.1. Характеристика методов педагогического исследования
  • 11.2. Педагогическая диагностика. Функции педагогической диагностики, ее значение и виды
  • 11.3. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга
  • Заключение
  • Список рекомендуемой литературы
  • Биографический указатель
  • ГлоСсарий основных понятий и терминов
  • Национальная доктрина образования в российской федерации
  • Основные цели и задачи образования
  • Основные задачи государства в сфере образования
  • Ожидаемые результаты реализации доктрины Качество образования
  • Доступность образования
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  • 1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
  • 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
  • L.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
  • 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
  • Приоритеты образовательной политики
  • 2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
  • 2.2. Создание условий для повышения качества общего образования
  • 2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования
  • 2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании
  • 2.5. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом
  • 2.6. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики
  • Главные мысли о педагогике
  • Оглавление
  • Глава 1. Философско-методологические основы педагогики и образования. Образование как общественное явление и педагогический процесс 5
  • Глава 2. Содержание образования. Теория образовательного процесса 36
  • Глава 3. Воспитание в структуре образовательного процесса 62
  • Глава 4. Общие закономерности и принципы воспитания 84
  • Глава 5. Дидактика – теория обучения 100
  • Глава 6. Управление в системе образования. Образовательный менеджмент и маркетинг 111
  • Глава 7. Генезис и основные этапы становления профессионального образования в россии и за рубежом 143
  • Общая и профессиональная педагогика
  • 4.3. Методы и стили воспитания

    Чем труднее учителю, тем легче ученику.

    Л.Н. Толстой

    Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий; научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью:

      организации воспитательной среды;

      создания условия для самоорганизации их жизни;

      психолого-педагогических воздействий на сознание и поведение;

      стимулирования их деятельности;

      инициации процесса самовоспитания.

    Методы воспитания имеют ряд признаков. К числу таковых следует отнести:

    1. Целенаправленность. Каждый отдельный метод – особым образом организованная педагогическая деятельность, ориентированная на решение неких специфических задач и достижение целей воспитания.

    2. Детерминированность . Любой метод воспитания детерминирован объективными природными и социальными свойствами психики человека (анатомическими особенностями строения мозга, его биохимической активностью, скоростью и качеством интеллектуальных операций, интенсивностью чувств, облигатными и факультативными потребностями, доминирующими интересами, мотивами поведения, привычками и т.п.).

    3. Специфическая функциональность . С помощью одного метода невозможно достичь целей воспитания и даже решить целиком педагогическую задачу. Специфика метода определяется его педагогической функцией и объективными возможностями. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили выбор данного метода, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия.

    4. Ограниченная универсальность . Каждый метод воспитания влияет на формирование личности в целом, но играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении или устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не решает всех задач воспитания и не является универсальным.

    К условиям эффективности методов воспитания следует отнести опору на психологию воспитанников как цельных личностей, взаимодействие воспитанников и воспитателя, личный интерес воспитанников. Трудность классификации методов воспитания связана с тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства их осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя, воспитанников).

    Ю.К. Бабанский, отмечая, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания, предложил выделить следующие их группы:

      методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, эвристи-ческие, индуктивные, дедуктивные);

      методы стимулирования и мотивации учения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и пр.);

      методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный и программированный и др.).

    В.А. Сластенин предложил классификацию общих методов осуществления педагогического процесса, которая имеет следующий вид:

    1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера;

    2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый методы, индуктивный и дедуктивный методы;

    3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и пр.

    4) методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная и лабораторная работа, машинный контроль, самопроверка и др.

    Б.Т. Лихачев предложил классификацию, исходящую из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей – учебной, трудовой, организационной, бытовой:

      методы организации и самоорганизации детского коллектива: коллективные перспектива, игра, единые требования, самоуправление, соревнование, самообслуживание;

      методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздей-ствия – метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтная ситуация;

      методы детской самодеятельности – методы самоорганизации:

      духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение);

      чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание);

      воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование;

      методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:

      обращение к сознанию – пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения;

      обращение к чувству – к совести, достоинству, самолюбию, чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.п.;

      обращение к воле и поступку – требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.

    Существует традиционное деление общих методов воспитания (они же называются методами педагогического общения) на три группы:

    1) методы формирования сознания личности – рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;

    2) методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения – приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

    3) методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение, наказание, соревнование (Ю.К. Бабанский).

    В педагогической теории и практике наиболее традиционными принято считать методы убеждения, упражнения, поощрения, воспитания на личном примере, принуждения. Охарактеризуем каждый из них.

    Метод убеждения – основной метод воспитания – это воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанников. Обеспечивает формирование мировоззрения на основе апелляций к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту. Эффективность метода убеждения определяется наличием необходимой и достаточной информации (фактов, цифр); профессиональными пропагандистскими навыками воспитателя (не исключающими его искренней убежденности); возможностью обсуждения проблем в условиях дискуссий; наличием практических примеров (личного показа, показа опыта других). Существует убеждение словом и убеждение делом. Эти методы различаются по путям, средствам и формам. Убеждениесловом предполагает такие пути, как доказательство, опровержение и разъяснение, а средствами являются логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Факт обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием.

    Убеждение делом («проповедь действием») предполагает такие пути, как убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; из форм убеждения важны поступки и действия воспитанников и воспитателя, а также оперативные события окружающей действительности. Происходит слияние личного опыта с опытом других.

    Метод упражнения – это система отрегулированного поведения воспитанников в типичных ситуациях: организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, позволяющей накапливать опыт адекватного поведения в обществе. В результате развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, а также вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения и пр. Выполнению упражнений всегда предшествует усвоение теоретического материала и инструктаж воспитателя. Это позволяет воспитанникам осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Метод упражнения предполагает соблюдение порядка обучения, выполнение познавательных задач, общественных поручений, задач деятельности.

    Условиями эффективности метода упражнения являются: связь с другими методами воспитания, обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений, обеспечение оптимальных условий деятельности, последовательность, систематичность и разнообразие упражнений, постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

    Метод примера – это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров. Целью такого воздействия является создание основы для формирования идеала коммуникативного поведения; стимулов самовоспитания; средств самовоспитания. Положительный пример – понятие конкретно-историческое – это такое действие, качество человека, приемы и способы достижения целей деятельности, которые являются социально одобряемыми и соответствуют доминирующему идеалу. Пример оказывает различные (стабильные длительные и сиюминутные), но всегда координирующие воздействия на поведение человека в конкретной ситуации. Координирующее воздействие обеспечивается тем, что внимание обращается на нравственно и эстетически привлекательные образы, моральное сознание которых характеризуется внутренней уверенностью и устойчивостью.

    По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

      примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример сверстников, пример поведения значимых других из окружения воспитанника);

      примеры опосредованного влияния (из жизни исторических личностей, истории собственного этноса и истории государства, из произведений литературы и искусства).

    Основными условиями эффективности метода примера в воспитании являются высокая личная примерность воспитателя, общественная ценность примера, реальность достижения целей, пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами воспитанников, яркость, эмоциональность, заразительность примера, его сочетание с другими методами.

    Метод поощрения – внешнее активное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности, а также нравственную саморегуляцию и появление способности критически оценивать свои поступки. Поощрение – вид моральной санкции. Функции поощрения: возникновение положительных эмоций и оптимистических настроений, формирование и поддержание здорового социально-психологического климата, стимулирование творческих стремлений и сил и т.п. Реакция на поощрение – знак состояния личности, куда входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности, направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул деятельности.

    Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности, своевременность, разнообразие поощрений, постепенное возрастание значимости вида поощрений, торжественность акта поощрения, его гласность.

    Метод принуждения – система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.

    Основные формы принуждения – это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета («табу») обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в выполнении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.

    Условиями эффективности метода принуждения являются применение метода принуждения только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, достижение глубокого осознания провинившимся своей вины, современность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

    Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка; вызывает нравственные переживания; подавляет индивидуальность, активность личности; может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

    Существуют методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и стереотипы поведения воспитанников.

    Рассмотрим стили воспитания и обучения , выделенные в современной педагогике.

    Стиль – это метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например стиль обучения, стиль воспитания.

    Стиль воспитания – это метод, прием управления воспитательным воздействием на воспитанника со стороны воспитателя. Следует различать авторитарный, демократический, либеральный и попустительский стили.

    Авторитарный стиль характеризуется высокой центрацией руководства, доминированием единоначалия, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношении между людьми и является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

    Демократический стиль характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и др.

    Либеральный стиль характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания.

    Попустительский стиль характеризуется своего рода равнодушием со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!