Направления патриотического и гражданского воспитания. Гражданское и патриотическое воспитание школьников

Морально-прававое воспитание школьников

В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.

Это замечательная задача для школы «попробовать и попробовать» в этом общественном проекте, основанном на гражданстве и гражданстве, практикуя цивилизацию и демократию для построения цивилизации и демократии. Напротив, это также задача Европы. Из «Школьной жизни», №. 19.

Это может быть и так, но мы не должны довольствоваться собой и идти дальше: «Можем ли мы выразить свои эмоции иначе?» Почему поэзия позволяет нам выразить это лучше, есть стихи, которые не говорят о чувствах, и что мы подразумеваем под чувствами? Чувства, эмоции ограничены любовью или потерей к чувству красоты; грех, потому что наша грамматика чувств также просит выразить страхи, изумление, страх, шепот, крик, гнев, экстаз, беспокойство, преданность, аллергии.

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности

В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.

Таким образом, Родари упоминает, с типичным преуменьшением, свою поэзию и его точку зрения: в современной молодежной литературе, конечно же, не было стихов о гражданской приверженности; ему не хватало способности уйти в отставку, чтобы избежать патернализма и ошеломляющих упрощений.

Его лучшие тексты не предлагают мораль, но они могут допросить и развлечься, рассказать об обществах как о сложности мира; те же темы, которые появляются в его прозе и сказках: пацифизм, экология, сосуществование, права. В мире Родари дети по-разному молоды, могут задавать вопросы и знать окружающую среду, в которой они принадлежат, и за которые они несут ответственность.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.

В Родари мы следуем за двумя величайшими поэтами для мальчиков: Пьетро Форментини и Роберто Пиюнини. Темы одинаковы, но стихи ближе к нам по языку и выбору точки зрения. Форментин, в частности, эксплуатирует поэзию. Земля, где ловкость бойфренда: взгляд рассказчика иностранца рядом с ребенком, который не принимает ауру уродства, которая его окружает. Пьюини, один из самых значительных итальянских поэтов для мальчиков, присутствует с «Право на идентичность», которая представляет собой введение в тему: взято у дяди Юстиции.

Баллада о правах детства представляет собой тему прав детей, и это помогает задуматься о предмете в целом, прежде чем даже вдаваться в подробности. Первым, генералом, является Шел Сильверштейн, многообразный персонаж, который был разделен между музыкой, театром, детскими книгами, иллюстрациями и стихами.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Второй - Тони Миттон, маленькая девочка из будущего, которая поднимает тему «другого» взгляда, ставит нас перед детьми, которые смотрят на нас. Лючия Тумяти, среди величайших писателей в детстве, уже партизанская эстафета, дает нам ценный глоссарий слов, которые великие и дети могут иметь в виду, чтобы построить лучший мир.

«Свобода ищет, которая так дорога, откуда вы знаете, кто из-за своей жизни отказывается»: это всегда был мой идеал, даже если он не всегда был реализован. Так что это также в письменной форме, где вещи смешиваются с жизнью, мыслями о жизни, новыми, но и старыми. Свобода вышла во многих моих книгах. А затем книга о свободе, посвященная всем детям и говорившая о многих способах быть свободными. Потому что есть не только один способ быть свободным: речь идет не только о голосовании, но и о свободе в правительстве.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

Речь идет о повседневной жизни, жизни в обществе, семье, школе, работе, в больнице: свободе лечиться, свободе говорить о том, чего вы хотите, о свободе одеваться, как нам нравится, иметь друзей, которых вы хотите. Свобода выбора, в вашей жизни, как жить. Солидарность подпадает под свободу, потому что, если человек не свободен, он даже не солидарен, он не может этого сделать, он не может. Во всяком случае, у меня есть примеры в моей жизни, чтобы связать это слово. У меня была солидарность с рабочими, которые принимали меня дома во время Сопротивления, потому что меня искали в качестве еврея.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

На солидарности мне нравится вспоминать мою книгу «Мой невидимый друг», в которой говорится об одном поиске. Ребенок, который хочет солидарности, но у него его нет. Он находит, что изобретает таинственного друга, который ему помогает: эти изобретения не только создаются детьми, но даже великие порой имеют невидимых друзей.

Вышли потрясающие истории. Потому что хорошо отметить положительный, но отрицательный ожог на детской коже, и мне кажется, что это более актуально для расследования. Солидарность и свобода для меня, как они действуют и признают их в моей жизни и в моих мыслях, являются частью Сопротивления. Поэтому для меня было немедленно, логично спросить мальчика, который был партизаном и который работал с моей матерью, если он мог что-то сделать для меня. Тогда он действительно звонил мне много раз. Сопротивление мне было красивым, это была игра, но это был также гнев, стремление к мести.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Короче говоря, было столько причин для гнева. В книге Книги Сопротивления, написанной после войны, есть придуманные истории и настоящие истории, известные устами других и моим непосредственным опытом. У меня мало памяти о повседневных вещах. Трудно не вспоминать некоторые из наших жизней, трудно быть абсолютно свободным. Но для честных людей нелегко быть спокойным. Поскольку честность неудобна, окончательный выбор неудобен, людям не нравится быть «разным», они вышли из массы. Мир - очень красивая вещь, но очень трудно получить: и внутри нас, потому что всегда есть что-то, что мы должны спорить между нами и нами, а также с другими: членами семьи, людьми из кондоминиума.

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Поэтому очень трудно иметь мир, создать его вокруг нас. Возможно, исключение - это «вечный» мир, который тогда не столько мир. Сопротивление также было основополагающим для достижения социального, гражданского, мирного мира. Мне нравится вспоминать моего двоюродного брата, который написал две или три книги. Она говорит, что в детстве были какие-то фашистские песни. Дети часто учат песни, бормоча слова без их понимания.

Лица и истории множественности

Трудно понять, что такое мир. В классных комнатах дети и дети встречаются с миром и испытывают так много миров. Они участвуют в товарищах по-разному, как быть детьми и подростками; они говорят на разных языках и языках; они видят культурные «другие» членства и ссылки; жить вместе с хрупкостью и нуждаться в более или менее очевидном. Образовательный и схоластический ландшафт стал более сложным и множественным, в котором живут разные дети и подростки для личной истории, форм и способов общения, навыков и талантов, моделей и образовательных и воспитательных идей.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Это младенцы и подростки во множественном числе, иногда «круглые», иногда «треугольные или зигзагообразные», как пишет Дэвид Гроссман. Расстояние между сообщениями, жесты и выбор первичной и семейной социальной инкультурации и социализации и то, что школа предлагает всем на пути вторичного и общего аккультурации и социализации, имеет более глубокие и требует новых и широко распространенных форм посредничество, переговоры и возобновление альянсов. Так же, как учителя требуют постоянного внимания друг к другу и заботы о пациентах, чтобы было налажено хорошее взаимодействие между такими же и разными детьми и молодыми людьми.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Школа всегда была пересечена гетерогенностью: историями, начальными уровнями, условиями жизни, ритмами и способами обучения. Но сегодня это тем более, что в классе есть дети с необычным автобиографическим багажом, разнообразные языки и членство, хрупкость, которая допрашивает, «нарушения» и конкретные потребности. Поэтому он все больше вкладывается в двоякий вопрос: содействовать изучению всех и каждого и обучать их «оставаться в мире».

Реальность характеризуется различиями; каждая территория и сообщество стали микрокосмом, который предлагает и воспроизводит возможности, многочисленные взаимодействия, напряженность и глобальные дружеские отношения. Но даже каждый человек в своем повседневном опыте должен принимать во внимание все более разнородную информацию сегодня и сталкивается с множеством культур. В своем формирующем и экзистенциальном маршруте ученик способен взаимодействовать с разными культурами, не имея при этом инструментов для понимания и общения с самим собой.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Таким образом, он читает в национальных руководствах учебную программу детской школы и первого цикла образования, в которой он настаивает на вызове школы, который в то же время должен сочетаться и плодотворно сочетать единство и разнообразия, неоднородности и общего образовательного предложения.

«Школа собирает универсальный вызов, открытость миру, практику равенства и признания различий». Послушное образование может быть хорошо синтезировано в этом предложении, что также является национальным руководством по учебным программам. Толерантность и уважение не являются хорошими для самих себя, но они представляют собой средство и путь: они являются порогом и условием отношений, чтобы отвергать дискриминацию, исключение, насилие. Без терпимости и уважения невозможно жить вместе в мире; с практичным и распространенным отношением открытия, есть хорошие шансы на обмен и позитивные и более глубокие способы взаимодействия между тем же и другим.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.

«Банальные» признаки нетерпимости

Напротив, нетерпимость исходит из убежденности в том, что их собственная группа, система убеждений и образ жизни выше, чем у других. Эта убежденность может порождать различные формы и отношения, равнодушие и отсутствие интереса и внимания к другим, крайние формы дискриминации и преследования. В обществе и в повседневной жизни формы и жесты нетерпимости часто «тривиальны», что дети и подростки могут создавать свои собственные, подражать и приносить в школу.

Нетерпимость к тому, кто считается другим, может быть выражена различными способами: прежде всего, через оскорбительный язык, ярлык и близких людей в пределах забоев редуктивного или отрицательного определения. Он может проявляться через отрицание, удаление и незначительность, приписываемые рассказам других, как будто это стоит только одного. И все же это проявляется в трудностях учета и управления хрупкостью, которая, только если признана, может превратиться в устойчивость; или путем уменьшения богатства и сложности человека только в степени его уязвимости.

Для осмысления сущности патриотизма и гражданственности необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis – происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и гражданственность являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Гражданственность – долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики – государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

· · наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;

· · наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;

· · наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;

· · единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;

· · приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;

· · неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

·привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

· разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

· привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;

· воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;

· воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

· воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;

· привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;

· раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;

· организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

· воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;

· формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

(В. Г. Белинский)

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  • развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско - патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

  • Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко - краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско - правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально - патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно - п атриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия :

  • в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается музейная работа;
  • развивается школьное ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком-петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис-ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

  • Тематические классные часы;
  • Ведение курса обществознания;
  • Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
  • Кружковая работа;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Экскурсии по городам России;
  • Военно-спортивная игра «Зарница»;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!