Психологические особенности детей 12 лет

Возрастные особенности детей 10 - 12 лет

Возраст 10–12 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.

У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.

В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.

Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)

А также происходит нарушения со стороны нервной системы: Повышенная возбудимость,

Вспыльчивость,

Раздражительность,

Склонность к аффектам

Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.

Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

На 11-12 году жизни подросший человечек вступает в пубертатный период. Что это означает? Начинается пора полового созревания, которая у разных детей проходит по-разному, но, в общем, имеет свои характерные черты. Это начало интенсивного бунтарского развития, когда в организме ребенка начинаются едва заметные изменения. Уже через 3-4 года он превратится во вполне сформировавшегося взрослого человека, представляющего не только часть общества, но и отдельную личность.

Мальчики и девочки в этом возрасте развиваются неравномерно как физически, так и психологически. Девочки растут гораздо быстрее, у них появляются первые признаки развития груди, талии. Мальчики как будто задерживаются в развитии, хотя и у них появляются признаки взросления - увеличивается гортань, начинается модуляция голоса (примерно на октаву) и совершенно невозможно угадать, каким станет голос всего через пару - тройку лет. Многие дети не готовы психологически к быстрым изменениям, у них могут появиться сомнения в собственной привлекательности, которые будут возрастать по мере изменений, но исчезнут после полного «перевоплощения» во взрослого человека.

Именно сейчас родители должны поддержать своих детей, подготовить их к грядущему развитию организма.

Девочки переживают характерный для подросткового возраста скачек роста раньше, поэтому становятся гораздо выше мальчиков ровесников. Рост тела происходит неравномерно - удлиняются руки и ноги, затем вырастает туловище. Какое-то время ребенок может показаться долговязым, угловатым и нескладным. Организм пока еще накапливает силы для ускоренного полового развития.

Особенности развития ребенка в 11 лет

В 11-летнем ребенке все кажется новым - самосознание личности, упрямство, превознесение своих недостатков, противопоставление себя родителям. Может резко ухудшиться поведение, ребенок пытается усиленно доказать свое право на независимость. Этот период опасен утратой контакта, который впоследствии вернуть будет очень сложно. Родителям важно понять, что их малыш уже действительно вырос и уже не нуждается в таком строгом контроле и опеке.

Но если бросить воспитание ребенка на самотек, считая его слишком взрослым, можно получить обратную проблему - отрицание авторитетов, самовлюбленность, эгоизм.Те родители, которые признают это, могут сохранить с подростком доверительные отношения, а значит, в будущем помочь им советом, оградить от больших неприятностей. Интересно, что в 11-летнем возрасте выросшие девочки демонстрируют свое пренебрежение к мальчикам - сверстникам начинают засматриваться на старших мальчиков.

Питание ребенка в 11 лет

Растущий организм требует качественного питания. Аппетит ребенка может быть непостоянным, поэтому важно, чтобы пища была разнообразной, вкусной, красиво приготовленной. Подавайте ее всегда к столу и не разрешайте ребенку есть перед телевизором или компьютером. Обязательно организуйте горячие завтраки из вареной пищи - это может быть каша. Творожная запеканка, мясное или яичное блюдо. Питательный завтрак вовсе не обязательно должен быть обильным. Каша с фруктами или ягодами, омлет, сладкий творог - достаточно одного блюда.

Ослабленным детям обязательно нужно усиленное белковое питание - мясо, рыба, яйца. На обед обязательно должно быть первое жидкое блюдо, салат. Пить компот, сок, какао, некрепкий чай. Зимой хорошо использовать в рационе квашеную капусту, винегрет из вареных овощей. Салаты в любое время года лучше заправлять растительным маслом или сметаной, а количество и майонеза свести к минимуму.

В последнее время из-за неправильного питания и нарушения обмена веществ увеличилось количество детей, страдающих избыточным весом. В этих случаях нужно уменьшить количество жиров в продуктах - не класть толстый слой масла на хлеб, мясо обрезается от жира и варится или тушится, но не жарится, молоко и сметана употребляются в обезжиренном виде. Чтобы обед лучше усвоился лучше после еды отдохнуть, выйти на воздух на прогулку. Ужинать желательно не позднее, чем через полтора-два часа до сна, на ночь достаточно стакана молока или йогурта.

Режим дня ребенка в 11 лет

Организм ребенка тратит много энергии, кроме учебы ни на что не остается сил. Необходимо правильно организовать режим дня и питания, чтобы ослабленный иммунитет и дефицит витаминов и минералов не спровоцировал заболевания. На 12-м году жизни завершается процесс фиксации позвоночника, определяется постоянное соотношение костей и хрящевых тканей. Преобразовывается и ротовая полость - молочные зубы все заменяются коренными, возрастает риск возникновения кариеса. Обязательно приучите подростка ухаживать за зубами.

В 11 лет подросток больше времени проводит в школе или дома один, когда родители на работе, поэтому следить за его режимом в течение дня достаточно проблематично. Остается настраивать ребенка на правильное питание, приемы пищи в одно и то же время, обязательно кормить завтраками. Организуйте питание в школьной столовой. Иногда дети, заигравшись на улице, пропускают обед или ужин и перекусывают на ходу - это вредит пищеварению. Старайтесь не разрешать на ночь сидеть долго за компьютером или смотреть телевизор, чтобы не возникали страхи, тревоги и бессонница.

Занятия с ребенком в 11 лет (как развивать)

В подростковом возрасте ребенок впервые начинает осознавать свою уникальность и неповторимость. Постепенно вырастая, он обнаруживает гибкость мышления, креативность, умение творчески подходить к решению множества задач. Во взрослой жизни используются навыки, полученные именно в раннем подростковом возрасте. Под влиянием школьного коллектива проявляются способности к определенным видам деятельности, которые можно развивать.

Интересы обретают глубину и устойчивость - это может быть спортивные тренировки, занятия музыкой, рисованием. Развиваются организаторские способности, склонность к изучению иностранных языков. Учась выражать свои чувства, младший подросток меняет свое самосознание, появляется желание самовыражения и положительной оценки его творческих успехов. Важно поощрять творчество детей и находиться с ними всегда рядом, одобрять их увлечения. Для этого можно позволить им записаться на кружки, индивидуальные занятия, группы по интересам. Нужно отметить, что с творческим самосознанием тесно связано развитие интеллекта.

Игры и игрушки для детей в 11 лет

Игры школьников отличаются от плюшевых зайчиков и кукол, которые вовсе не исключаются, но переходят в разряд любимых сувениров. В 11-12 лет главным интересом детей является учеба, поэтому они живо интересуются логическими головоломками, играми-загадками, настольными карточными играми, сочетающими в себе увлекательный досуг и познавательную деятельность. Многие младшие школьники перенесли сферу своих интересов в компьютер, но не стоит забывать о вреде для здоровья бесконечного сидения перед экраном. Поэтому приобретайте детям увлекательные и стильно оформленные игры, которые не только порадуют детей, но и позволят проявлять и развивать логику, мышление, внимание.

Воспитание ребенка в 11 лет

Родители детей раннего подросткового возраста должны учитывать главные особенности своего чада - изменение нервной системы организма, которая влечет за собой уязвимость, неустойчивость психики, скачки настроения и отклонении в поведении. Может проявиться равнодушие к урокам и оценкам, и отношения с учителями начинают портиться. Во дворе могут появиться нежелательные знакомые, которые подают плохой пример, а дети слепо следуют правилам своих новых авторитетов.

Стремление к самостоятельности в этом возрасте проявляется, как никогда, сильно. В то же время ребенок сталкивается с различными социальными ролями в обществе, коллективе, но организовать свою жизнь без мамы и папы он еще не может. Лучшее, что можно делать - это чаще разговаривать с ним «на равных», обсуждать проблемы, давать советы, но окончательный выбор делать в интересах обоих сторон. Если он будет знать, что вы считаете его достаточно взрослым, позволив самому выбрать время для выполнения уроков или помощи по дому - он будет очень доволен. Посоветуйте ему выбрать дела, которые необходимо сделать в первую очередь, а также время для отдыха.

Старайтесь не перегружать его и давать время отдыха. Чаще контактируйте с классным руководителем и школой - дети очень сильно ощущают контроль родителей, хотя стараются и не подавать виду. Не ругайте за недостатки, а старайтесь вместе выработать план «спасения» и следовать ему. Для ребенка очень важно поддерживать и развивать веру в собственные силы, желание стать лучше, воспитать себя и добиться результатов. Участие в решении семейных проблем воспитывает в ребенке ответственность, помогает сформироваться как личность и набираться опыта для дальнейшей семейной жизни.

Сексуальное воспитание

На 12 году жизни у некоторых девочек уже начинаются первые менструации, что свидетельствует о начале полового созревания. У мальчиков половые признаки формируются чуть позже, но уже сейчас нужно проводить беседы на эти темы. Дети реагируют на это стыдливо, скрывая свое смущение, но задача взрослых - правильно акцентировать внимание на деталях, связанных со здоровьем и дальнейшим половым развитием. Девочки должны знать, что первые несколько месяцев или даже лет месячные могут быть нерегулярными, и это считается нормальным.

С мальчиками также нужно поговорить на тему поллюций, чтобы они не стеснялись, не испугались при их появлении и не замкнулись в себе. Это период раннего подросткового бесплодия, когда организм только начинает развиваться, и способность к оплодотворению еще не развита, но знать о том, как возникает беременность, дети уже должны в раннем подростковом возрасте. Объяснение должно быть в простой доступной форме, понятной детям - зародыш, находящийся в животе матери, получает питание из крови матери, а если беременности нет - эти вещества выходят наружу в виде менструальных выделений.

Излишний вес

Девочки начиная с раннего подросткового возраста могут излишне концентрироваться на своей внешности, а особенно на весе. Большую роль в формировании адекватного образа должна выполнять мама. Не стоит всячески подчеркивать свое желание похудеть, так как девочки бессознательно копируют отношение матери к своему телу. Нельзя подшучивать над внешностью ребенка даже беззлобно, иначе адаптация к физическим изменениям будет проходить сложнее. Подростковый возраст вскоре пройдет, а проблемы останутся.

Возрастные особенности шестиклассников

Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В ., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ

Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).

С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.

Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто - в 11-12 лет.

В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ

«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.

Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

Известный рок-музыкант Ди Снайдер пишет по этому поводу: «Слушая рок-н-ролл - и притом громко... я хоть на время находил спасение от неуверенности и сумятицы чувств» (Снайдер Д. Практическая психология для подростков. М., 1995).

ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще - в начале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, - писал Л.С. Выготский. - Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С ., Сочинения, т. 4, с. 6).

ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ

Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний - существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович (1968) выделяет два вида такого формализма.

При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».

Интересный пример подобного отношения приводится в книге педагога М.Н. Скаткина.

Ученик VI класса окапывает яблоню... Перевернув пласт почвы и обнаружив длинные корневища пузырея, он старательно рубит их лопатой на мелкие куски и закапывает в землю. Экспериментатор спрашивает:
- Для чего ты это делаешь?
- Как для чего? Чтобы сорняки не росли под яблоней.
- А разве ты не учил по ботанике, что такое корневище?
- Учил: корневище - это видоизмененный стебель, на нем есть почки, из которых вырастают измененные побеги. Это вегетативное размножение.
- Правильно! А тогда зачем ты их оставляешь в земле: чтобы они вегетативно размножались и из них выросло много новых побегов пузырея?
Мальчик сконфуженно молчит.

Как отмечает Л.И. Божович, «...бросается в глаза наличие как бы сосуществования в сознании учеников полученных в школе знаний с теми представлениями и понятиями, с которыми они приступают к обучению. Основным способом объяснения остается для них прежнее «донаучное» объяснение... однако формально, «для учителя», они привлекают и новые знания, которые остаются в их сознании обособленными, связанными с их прежними представлениями через союз «и»... Система научных понятий, данная в учебной дисциплине, оказалась для школьника самостоятельной действительностью, отгороженной от реальных законов природы плотной стеной школьного знания» (1968, с. 311-312).

Одна из основных причин, как и в первом случае, - низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!