Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки —. Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи на тему «Звук и буква П

Людмила Кузьменко
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква П»

Тема: «Звук и буква П»

Коррекционно -образовательные:

закрепить механизм образования звука;

закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п"];

упражнять в выделении звука из слова, определять позицию звука в слове;

соотносить звук с буквой П;

расширять и активизировать активный словарь по теме

«Волшебные краски осени. Деревья».

Коррекционно- развивающие:

развивать фонематическое восприятие, внимание;

развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям;

воспитывать умение контролировать собственную речь;

формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника;

Оборудование: Гномики Пак и Пик (игрушки или картинки, предметные картинки, наборы для составления схем, сигнальные карточки, карточка с буквой – П, касса, рабочая тетрадь, пенал.

Непосредственно образовательная деятельность.

I. Организационный момент.

1. Общее расслабление «Листопад»

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.

2. Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.

Улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка. Нахмурились, огорчились

Но ветер унес тучки и вы снова. Улыбнулись

3. Фонетическая зарядка.

Открывает гномик рот,

Да не слышно, что поёт.

П – П – П – П.

(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).

Воздух в носик надувайся,

П-п-п-п сквозь губы прорывайся!

“Сосание из бутылочки”: П – П – П – П.

“Поцелуй мамы”: П – П – П – П.

«Телефон не отвечает”: ПИП – ПИП.

II. Введение в тему.

1. Ребята, вы должны сегодня быть внимательными и старательными, тогда мы узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это веселые гномики Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.

Гномики принесли нам картинки раскраски.

Попытайтесь узнать и назвать предмет.

(петух, пугай, пингвин, павлин, пеликан)

Отыщите цветную картинку с этим же изображением на столе.

Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли разглядеть узнать птицу по картинке раскраске.

2. Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Назовите картинки. Какой звук часто повторяется во всех этих словах? (звук П)

как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)

К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пак и Пик. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)

У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.

Пак - как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П - П

А Пик тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’

Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».

И у них совсем испортилось настроение.

Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем ему настроение и поиграем с ним.

3. Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)

Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.

Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?

Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).

Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)

Расскажем о звуке П.

Как вы думаете, какой характер у звука П?

Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П - П – П мы его обозначаем синим цветом

А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым цветом.

4. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики» Гномик Пак будет играть с мальчиками, а Пик – с девочками.

Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П – поднимаем синий сигнал, на звук П’ – зеленый сигнал (сигнальные карточки или сигнальные платочки, флажки)

Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’

Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ

Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень

Игра «Место звука в слове»

Выделение звука П в словах.

Гномики приготовили еще одну игру.

На доске картинки Домики для гномиков, на столах у детей картинки, нужно для каждой картинки найти свой домик.

Дети называют картинку и определяют место звука П в словах (в начале слова, в середине и в конце слова)

паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа…

III. Физминутка «Липа»

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

IY. Соотношение звука с буквой.

Ребята, а вы знаете, звуки[п],[п"] обозначаются одной буквой? П (на доске карточка буквы П).

Пальчиковая гимнастика.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

На что похожа буква П. Где спряталась буква П? (картинка на доске – стул, стол, дверь ворота)

Y. Работа в тетрадях.

Заштрихуй букву по образцу.

Игра «Почини буквы»: дорисуй в буквах недостающие линии

Картинки, в названиях которых есть звук П, обведи синим карандашом, а картинки, в названиях которых звук Пь – линией зеленого цвета.

YI. Работа в кассах. Чтение слогов.

Подружим звук П с гласными звуками А, О, У

дети выкладывают слоги в кассах и на доске - АП, ОП, УП

А теперь поменяем местами буквы - ПА, ПО, ПУ Читаем слоги индивидуально и хором.

Подружим два слога ПА + ПА читаем слово ПАПА

YII. Итог.

С какими новыми звуками и буквой нас познакомили гномики ПАК и Пик?

Они не просто играли с нами, они радовался вашим успехам. Если вам было трудно, они пыхтели вместе с вами. Они благодарит вас и дарит вам Загадку.

Буква в море ловит ветер,

Будет солнце на рассвете,

Держит юбки и штаны,

Все мы знать ее должны.

Бурыкина Евгения
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква [П]-[П’]»

Коррекционно-образовательные задачи :

1) Учить различать и чёткого произносить звуки [п] ,[п‘].

2) Дать понятие твердый, мягкий звук .

3) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова) ;

4) закрепить умение делить слова на слоги;

5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза ;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям ; умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование : Куклы Пик и Пак; Домик (зеленый) и Домик (синий) ; предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок) ; наборы для составления схем; карточка с изображением буквы П ; цветные семафоры (сигнальные карточки) ; счётные палочки.

Ход занятия

I. Организационный момент :

Логопед : Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени . (Ответы детей) .

Логопед : Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв , будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас с новыми звуками .

II. Знакомство с новой темой.

Логопед : Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети : Да, поможем!

Логопед : А теперь внимательно слушаем загадки :

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Дети : Это Паук.

Логопед : Следующая загадка :

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки …. (Птицы)

Дети : Птицы.

Логопед : Продолжаем.

Железные избушки

Держатся друг за дружку.

Одна, с трубой,

Тянет всех за собой. (Поезд)

Дети : Поезд.

Логопед : Молодцы, и последняя загадка :

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Дети : Поросёнок.

Логопед : Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

Дети : Звук [п] .

Логопед : Правильно ребята, это звук [п] . Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком .

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Логопед : Давайте послушаем, когда мы произносим звук П , губы сомкнуты, воздух проходит с преградой.

Логопед : Когда мы произносим звук [п] , какой это звук : согласный или гласный?

Дети : Это согласный звук .

Логопед : Почему вы так решили?

Ответы детей

В чьем имени звук П – твердый : Пак или Пик.

Одинаково ли мы их произносим.

Логопед : Положение губ : губы сомкнуты

Звуки бывают твердые и мягкие.

Дидактическая игра «твердый, мягкий»

Звук становится мягким , когда за ним стоят гласный звук или мягкий знак .

Логопед : Звук [п] – согласный , твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик - в каком имени звук [п] твердый , а в каком мягкий?

Дети : В слове Пак звук [п] твердый , а в слове Пик - мягкий.

Логопед : произнесем твердый и мягкий звук , в имени. Почему в имени Пик звук [пь] мягкий ?

Дети : Звук [пь] мягкий , потому что после него стоит гласный звук [и] .Он всегда делает согласные мягкими.

Логопед : Правильно. Звук [п’] – согласный , мягкий, глухой. А в имени Пак звук П , он согласный, твердый, глухой.

IV. Выделение звуков на слух : Игра «Светофор» .

Логопед произносит слова - паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры : если звук мягкий – зелёный ; если звук твёрдый – синий .

Логопед : Молодцы, ребята.

V. Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Выше, выше, высоко, (повторить два раза)

Прыгать на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали…

(Движения выполняются в соответствии с текстом) .

VI. Игровое упражнение «Дополни предложение» .

Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п‘] .

На огороде выросли красные … (помидоры)

Какой звук твердый или мягкий вы слышите в начале слова?

Мама испекла вкусный … (пирог)

Мальчик на почте отправил … (письма)

Полина сняла … (пальто) .

VII. Звукослоговой анализ слов : ПАУК, ПИЛА.

Слова можно разделить на части.

Эти части называются слоги (с помощью прохлопывания посчитать сколько гласных – ладонь под подбородок)

Логопед : давайте поможем Пику и Паку разделить слова на слои. Слог – это часть слова : Па – ук; Пи – ла.

Логопед : Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.

Какой первый слог «Пи» , а второй «Ла»

В слоге пи сколько звуков , а в слоге ла

Логопед : Сколько слогов у нас получилось?

Ответ детей : Два

В первом слоге, сколько звуков

Во втором слоге - сколько звуков , сколько гласных, сколько согласных.

Сколько в слове звуков гласных , сколько слогов. А какой звук в начале слова делает впереди стоящий звук – мягким ?

Логопед : Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно) .

Логопед : Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

VIII. Знакомство с буквой П .

Логопед : Ребята, а вы знаете, что звуки [п] ,[п‘] обозначаются одной буквой ?

Дети : Нет.

Логопед : Они обозначаются буквой П (показ буквы на доске : П) .

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Логопед : Ребята, из скольких элементов состоит буква П ?

Дети : Буква П состоит из 3 палочек.

Логопед : Какие палочки по размеру?

Дети : Две длинные и одна короткая.

Логопед : Возьмите палочки и выложите букву П . (Дети выкладывают букву ) .

IX. Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги : АП, ОП, УП, ПИ, ПА, ПО, ПУ.

А теперь прочитаем слово которое у меня на доске : Па - па

X. Итог занятия .

Логопед : С какими новыми звуками и буквой мы познакомились ?

Дети : Мы познакомились со звуками [п] ,[п‘] и буквой П . Уточнить артикуляцию.

Какие звуки делают впереди стоящий слог - мягким?

Логопед : Ребята, чтобы наши друзья - Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки , давайте хором им напомним.

Дети : Пик - Звук [п’] , согласный, мягкий, глухой.

Пак - Звук [п] – согласный , твёрдый, глухой.

Логопед : А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

Цель :

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.

Оборудование.

  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

На улице всё тает, и появляются ручейки…

Перелетные птицы улетают в теплые края…

Люди загорают и купаются в реке…

Дети катаются на лыжах и санках…

Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Со звуком [п].

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

4. Анализ артикуляции звука [п].

Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Это согласный звук.

Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

Его нельзя петь.

А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

Правильно.

5. Упражнение «Внимательные ушки» . [Развитие фонематического восприятия.]

Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

Если я сначала произнесу звук [а], потом звук - [п]. Что получится? Ап.

Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] - синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа - синий.

Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом - [а], что получится? Па.

Выложите схему.

Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом - [па], что получится? Папа.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

Она согласная.

Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

Как мы разместим детей на ковре?

Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2-3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

А второй? Па.

Какое слово привез наш поезд? Папа.

Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

Почему? Буква П - согласная.

Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

Пальма, попугай, помидор.

С какого звука начинаются эти слова?

Со звука [п].

Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

А теперь давайте составим букву П из кубиков.

Знакомство со звуком [П]

Тема: знакомство со звуком [П].

Цель: познакомить детей со звуком [П].

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук [П];
  2. Научить детей дифференцировать звук [П] на слух и в произношении;
  3. Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
  4. Развивать у детей фонематические представления;
  5. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: изображение Почтальона Печкина, коробочка с игрушками, начинающимися на звук [П]: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник, картинка с символом звука: самовар кипит: ППППП…, картинки, начинающиеся на звук [П]: паук, погремушка, помидор, подушка, пальто, картинки, начинающиеся на другие звуки: молоток, огурец, ножницы, самовар.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.

2. Артикуляция звука [П]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [П]: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [П]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (его нельзя пропеть, губки создают преграду). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.



III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
ПТЫ-ПТА-ПТО-ПТУ.
2. Д/и «Скажи наоборот»: ПА-АП; ПО-…; АП-ПА; ОП-…; УП-….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [П] и на другие звуки). Педагог просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук П, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

V. Итог.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук [П] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.

Знакомство с буквой П.

Тема: знакомство с буквой П.

Цель: познакомить детей с буквой П.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [П]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Закончи слово»: педагог говорит начало слова, а детям предлагается добавить последний слог, чтобы получилось слово: ПОМИДО-…(РЫ), ПАЛЬ-…(ТО), ПТИ-…(ЦА), ПОДУШ-…(КА), ПРЯ-…(НИК), ПОЧ-…(КА).
2. Д/и «На что похожа буква П?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним приполз паучок и принёс букву. Какую? (Букву П). Спрашиваем у ребят на что похожа буква П? (На ворота). Педагог показывает соответствующую картинку.
Подсказка: буква П в футбол играла, как ворота простояла, простояла целый матч, не поймав ни разу мяч.
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву П»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

III. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела ).

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Паук ).

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(Подушка ).

V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.

Цель: познакомить детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п ‘ ].

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».

Ход занятия

I. Организационный момент:

Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).

Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.

II. Знакомство с новой темой.

Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети : Да, поможем!

Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Дети: Это Паук.

Логопед: Следующая загадка:

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки …. (Птицы)

Дети: Птицы.

Логопед: Продолжаем.

Железные избушки

Держатся друг за дружку.

Одна, с трубой,

Тянет всех за собой. (Поезд)

Дети: Поезд.

Логопед: Молодцы, и последняя загадка:

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Дети: Поросёнок.

Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

Дети: Звук [п].

Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?

Дети : Это согласный звук.

Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?

Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.

Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?

Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Онвсегда делает согласные мягкими.

Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.

IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».

Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.

Логопед: Молодцы, ребята.

V. Игровое упражнение «Дополни предложение».

Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п ‘ ].

— На огороде выросли красные … (помидоры)

— Мама испекла вкусный … (пирог)

— Мальчик на почте отправил … (письма)

— Полина сняла … (пальто).

VI . Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.

Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.

— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])

— Он какой? (Согласный, мягкий)

— Каким цветом обозначим? (Зеленым)

— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])

— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л])

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим? (Красным)

— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? (Всего 4 звука)

— Ск. гласных? (2)

Назовите их: ([и],[а])

Ск. согласных? (2)

— Назовите их. ([пь, л])

Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).

Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

VII. Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

VIII. Знакомство с буквой П.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети : Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Логопед : А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.

IX. Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают).

X. Итог занятия.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

Литература:

Интернет – ресурсы: Загадки, физкультминутка.

учитель-логопед МДОУ детский сад № 5

комбинированного вида г. Валуйки

Белгородской области, Россия.

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!