Фонематическое восприятие. Презентация: Развитие фонематических процессов

Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Разговорный язык может казаться потоками непрерывной речи, но его можно разбить на отдельные звуки языка или фонемы. Если фонологическое восприятие и осознание человека функционируют нормально, и они осмысливают фонематическое осознание, они смогут точно воспринимать составляющие звуки языка и различать уникальные фонологические различия каждого звука. Впоследствии компетентные навыки чтения должны быть приобретены с надлежащей инструкцией и разумными усилиями.

Несколько исследований показывают, что дислексики имеют дефицит в категорическом восприятии фонем при прослушивании речи. Различные источники данных свидетельствуют о том, что дефицит имеет специфический для речи компонент. Кроме того, дефицит восприятия речи, по-видимому, носит фонологический характер, поскольку дислексики кажутся лучше, чем контрольные субъекты при распознавании аллофонических различий, т.е. фонетические различия, не имеющие отношения к лексической обработке на их языке. Такая чувствительность к аллофоническим изменениям в дислексике может возникнуть из-за слабости фонологических связей между фонетическими особенностями во время перцептивного развития, что, в свою очередь, может иметь специфические последствия для формирования соответствия графем-фонем.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

Обычно дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. У них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Это может объяснить, почему дислексики сталкиваются со значительными проблемами в фонологически сложных задачах, таких как чтение, не испытывая подобных трудностей в восприятии речи. Дискриминация по континууму времени начала голоса: тесты на разных языках.

Речевое восприятие у детей с особыми трудностями чтения. «Приобретение дюжины». «Шварц», «Ла-Пароле», «Де-Моделес», «Когнитизирует акс-машины», «Коммуникаторы». Отношения между сегментарным анализом и буквенной грамотностью: интерактивное представление.

Теории развития дислексии: взгляд из многофакторного исследования дислексических взрослых. Головной мозг. Границы фонетической категории являются гибкими. Контекстуальные эффекты в восприятии места артикуляции: вращательная гипотеза. Надежность фонологических и поверхностных подтипов в развитии дислексии: обзор пяти исследований множественных случаев.

Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом, у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес)

Временная обработка в восприятии речи детей с дислексией. Росарио Ортис 1, Аделина Эстевез 1 и Мерседес 2. Мы благодарим сотрудничество с Генеральным фондом Университета Ла-Лагуны и Группой внимания к трудностям в обучении. Многочисленные исследования показывают, что фонологический дефицит вызывает эволюционную дислексию, но происхождение этого дефицита остается спорным вопросом. В этом исследовании рассматривается вопрос о том, объясняется ли фонологический перцептивный дефицит детей с дислексией дефицитом временной обработки посредством конструкции, которая контролирует требования задачи и лингвистической и временной сложности контрастов между речевыми звуками.

В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Тринадцать детей с дислексией и фонологическим дефицитом и 13 детей без трудности чтения, сопоставленные по возрасту, оценивались во временных задачах и в задачах одинаковой различной дискриминации. Мы анализируем влияние сложности стимулов и задачи. Дети с дислексией демонстрируют худшие результаты, чем дети, не испытывающие трудности при чтении в обеих парах слогов. Выводы обсуждаются с точки зрения проблем временной обработки в восприятии речи детей с дислексией.

Ключевые слова: дислексия; восприятие речи; временная обработка; быстрая слуховая обработка, фонологический дефицит. Многочисленные исследования показывают, что фонологический дефицит вызывает дислексию, но происхождение этого дефицита остается спорным вопросом. В настоящем исследовании рассматривается, может ли объяснительный феноменологический дефицит у детей с дислексией дефицитом временной обработки с дизайном, который контролирует требования задачи и лингвистической сложностью и временными контрастами между звуками речи.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Тринадцать детей с дислексией и фонологическим дефицитом и 13 ориентированных на возраст нормальных читателей оценивались по временному решению суда и выполняли различные задачи дискриминации. Мы анализируем влияние сложности стимула и задачи. Дети с дислексией показали более низкую эффективность, чем контрольная группа в обеих парах слогов. Полученные результаты обсуждаются с точки зрения проблем временной обработки в восприятии речи у детей с дислексией.

Ключевые слова: дислексия; восприятие речи; временная обработка; быстрая слуховая обработка; фонологический дефицит. Дислексия определяется как специфическая обучающая нетрудоспособность нейробиологического происхождения, которая возникает у детей, получивших адекватное обучение и имеющих нормальный интеллект. Он характеризуется трудностями в точности и плавности в распознавании слов и проблемах в декодировании и написании слов. Эти трудности вызваны дефицитом фонологической составляющей языка. Для этого расстройства чтения постулированы разные причины, когнитивные и биологические.

Онтогенетические особенности развития фонематического слуха

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

Однако доминирующая теория заключается в том, что дефицит фонологической обработки лежит в основе эволюционной дислексии. Эти недостатки в фонологической обработке людей с дислексией препятствуют пониманию и применению правил соответствия графема-фонети, необходимых для обучения чтению на языках алфавита. Фонологический дефицит у людей с дислексией был продемонстрирован различными исследовательскими группами на разных языках и с использованием самых разных задач. Эта теория также поддерживается нейронатомическими и нейрофункциональными исследованиями, которые показывают, что люди с дислексией демонстрируют церебральную дисфункцию в перисильвианских областях левого полушария во время выполнения задач, требующих фонологической обработки.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска) . Так формируется фонематический слух -способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

Эта дисфункция состоит в отсутствии или уменьшении активации в этой области левого полушария по сравнению с теми, у кого нет трудностей при чтении. Кроме того, наблюдается активизация в этой же области в правом полушарии и в областях префронтальной коры у субъектов с дислексией.

Нынешний интерес исследователей сосредоточен на выявлении происхождения этого фонологического дефицита, представленного людьми с дислексией. Многочисленные исследования указывают на трудности в перцепционной обработке звуков речи. Они пришли к выводу, что в 64% случаев у индивидуумов с дислексией возникают трудности с восприятием окклюзионных согласных. В некоторых из этих исследований пары слогов, которые различаются в точке артикуляции, использовались в качестве стимулов с более низкой эффективностью восприятия этого фонетического контраста в группе детей с дислексией по сравнению с группами в контрольной группе.

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Кроме того, имеются экспериментальные данные о том, что дефицит речевого восприятия группы детей с дислексией проявляется в любом типе фонетического контраста. Дети с дислексией представляют собой эволюционную задержку в развитии восприятия речи во время начального образования. Знания о дискриминации в отношении фонетических сигналов, необходимых для восприятия речи, продолжают развиваться во время начального образования у детей без трудностей чтения, но не у детей с дислексией, которые только продвигаются в дискриминации точки артикуляции.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Эти результаты показывают, что восприятие лиц с дислексией основано на аллофонах, а не на фонемах. Другие исследования показали, что дети с дислексией испытывают трудности с обработкой некоторых временных характеристик речевых звуков, например ритма. Результаты показали, что дети с дислексией менее чувствительны к ритмам звуковых последовательностей, чем дети без дислексии.

Они также обнаружили, что обработка фундаментального акустического ключа для обнаружения ритмического ритма речи предсказывает фонологическое осознание и чтение. В целом, в проведенных исследованиях показано, что дети с дислексией представляют трудности в слуховой перцептивной обработке. Большинство исследований, изучающих трудности слуховой перцептивной обработки у лиц с дислексией, основаны на двух гипотезах: гипотезе дефицита временной обработки и гипотезе о специфическом дефиците восприятия речи.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.

Первая гипотеза гласит, что дислексия объясняется общим дефицитом во временной обработке, которая проявляется в разных областях, включая фонологическую обработку. Таллал предполагает, что фонологический дефицит в дислексии является вторичным по отношению к кратковременным нарушениям слуховой временной обработки. Дефициты временной обработки изменяют восприятие акустических элементов, когда они недолговечны или характеризуются быстрыми переходами. По этой причине детям с дислексией будет сложно обрабатывать короткие быстро меняющиеся звуки, которые упорядочиваются последовательно, например, формантные переходы или спектральный шум, связанный с окклюзионными согласными.

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Следовательно, у детей с дислексией возникли бы проблемы с развитием фонологических навыков, необходимых для установления соответствия между графемами и фонемами. Результаты нескольких исследований подтвердили эту гипотезу дефицита временной обработки. Однако в других исследованиях не обнаружено признаков дефицита временной обработки у участников дислексии. Вторая гипотеза, касающаяся специфического дефицита речи, поднимает то, что трудности чтения возникают из-за отказа лингвистической системы от дискриминации фонологических представлений фонем, а не из-за сбоя в временной обработке акустических сигналов.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Эта гипотеза утверждает, что трудность получения фонологических представлений от акустического тока речи лежит в фонологическом дефиците лиц с дислексией. Моди и др. сделал критический обзор ранних исследований Таллала и обнаружил, что в этих исследованиях фонетически использовались два схожих слога для оценки временной обработки. Исследование Моди и др. показало, что, когда представлены задачи временного порядка с фонетически разными слогами, дети с дислексией имеют схожую эффективность с задачами контрольной группы.

Они пришли к выводу, что дети таллалских исследований не смогли обнаружить временный порядок слогов, а не из-за временного дефицита обработки, но из-за трудности в идентификации фонетически подобных слоги. Эта гипотеза специфического дефицита речи поддерживается исследованиями, которые показывают, что у лиц с дислексией нет проблем с общей слуховой дискриминацией, а также с конкретными проблемами в восприятии слов и фонем. Эта гипотеза также поддерживает исследования, которые показали, что восприятие речи вносит значительный вклад в чтение и фонологическую осведомленность.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

При сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1 . Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков . Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л"], "], вместо звонких - глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т"], [д], [д"]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа - до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с"], [з]-[з"], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т"] и [д"]; звуки [л], [р], [р"]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный "]; гласный [ы].

2 . Замены группы звуков диффузной артикуляцией . Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим .

3 . Нестойкое употребление звуков в речи . Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими .

4 . Искаженное произношение одного или нескольких звуков . Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед».

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

Нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

Неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

Затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Развитие фонематического слуха. С чего начинать?

Неречевой слух

Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.

Скорее всего, это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.



При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится.

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

1. Чудо-звуки. Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

3. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

4. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

5. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение.

Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?».

6. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

7. Подбери картинку или игрушку. Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало - и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

8. Создаем мелодию. Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

9. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

Ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

Ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

10. Громко-тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

11. Камертон. Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

12. Узнай свой голос. Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

ЭХО

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия .

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать - можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего - ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” - ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

ЖИВАЯ АЗБУКА

Игра для развития звукового различения .

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово - жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” - ”Я, б, л, о, к, о”.

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения.

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха.

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Игры для развития слухового внимания

Отгадай, что звучит

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Солнце или дождик

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Разговор шепотом

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

Посмотрим, кто говорит

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

Слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Развитие фонематического слуха

Подскажи словечко

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Маленький учитель

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Игры со звуковыми символами

Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» - большой полый круг; звук «у» - маленький полый круг; звук «о» - полый овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник).

Ход занятия:

покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;

соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

Поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Внимательный малыш

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

Дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Хорист

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

Сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

Звуковые песенки

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

Кто первый

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

Фонематическое восприятие.

Что это такое и как его развивать?

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети станут первоклассниками. Уверена, что каждый из вас уже задумывается о том, насколько успешной будет предстоящая учеба. И чтобы не было потом разочарований и огорчений, многие начинают готовить своих детей к школе уже сейчас: учат буквы, делают первые шаги в чтении, готовят руку к письму. Но этого недостаточно. Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ будущего школьника.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Что это такое? Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать. Чем чревато несовершенство фонема тического восприятия? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком . Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.

Какие ошибки допускаются такими детьми при письме? Их множество:

Замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);

Слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);

Написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);

Не дописываются окончания слов;

Нет согласования слов («пришел сентября…»).

Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

Для этого есть множество упражнений:

Развитие слухового внимания: что услышал за окном, что звучало, что я делала, прохлопай также как я;

Повторение слоговых цепочек («Скажи как я»)

Ма-мо-мы-му-мэ, ны-ну-на-но и другие сочетания слогов;

Выделение неправильно произнесенного слова: вагон – ва гон – фагон – вагон – вакон – вагом - вагон;

Игры в рифмы, сочинение коротких стишков;

Определение лишнего слога: па-па-ба-па, кы-гы-кы-кы и т. д.;

Нахождение слов с заданным звуком;

Выбор картинок с заданным звуком;

«Аукцион слов»: кто больше назовет слов с заданным звуком;

Определение первого, последнего звука в словах;

Игра «Цепочка»: каждое последующее слово начинается с последнего звука слова предыдущего;

Определение места звука в слове: начало, середина, конец слова;

«Буква заблудилась». Детям читают строки:

На пожелтевшую траву

Роняет ЛЕВ свою листву.

Маше БУДКА надоела,

Маша БУДКУ недоела.

Звуко - буквенный анализ слогов, слов (определение кол-ва звуков в слове, их последовательность, игры: «Назову звуки – ты составь слово», «Летел крокодил», «Превращалки» (дом-ком-лом-лоб-луб-лук), ребусы, кроссворды);

http://pandia.ru/text/79/013/images/image002_27.png" alt="Описание: *" width="21" height="21 id="> различение (дифференциация) твердых – мягких звуков, звонких – глухих звуков, смешиваемых звуков (ш-с, з-ж, л-р).

При обучении детей чтению буквы называем как звуки.

Еще несколько советов по подготовке детей к школе.

Иногда у школьников встречается оптическая дисграфия, т. е. школьники путают сходные по написанию буквы – п-т, м-л, ш-и, у-з, р-з, б-д и т. д. В этом случае страдает не только письмо, но чтение. Поэтому важно развивать зрительное восприятие детей в упражнениях: найди отличия, лабиринты, рисуем по клеточкам, среди других букв найди нужную, выбери в тексте заданную букву, изготовление букв из проволоки, выкладывание их косточками, пуговицами, какие буквы спрятались, изографы, найди похожие буквы, чем отличаются буквы (Р-Ф, А-Л, Г-Т и т. д.), превращение букв (П в Т, Г в Т, Б в Ь и т. д.) и др.

Еще одной из значимых проблем в школьном обучении является недостаточное развитие связной речи: неумение рассказать о каком-то событии полно, связно, составить рассказ по картинке, пересказать текст. Понятно, что это тоже отражается на успеваемости. Чаще всего это происходит от бедности активного словарного запаса детей: с детьми мало общаются, разговаривают, недостаточно читают им, обсуждают прочитанное, увиденное, «не подкидывают» им не часто употребляемые слова: например, зайка хрумкает – как думаешь, что обозначает это слово? Что зайка может хрумкать? Вот и получается, что дети про зайца говорят, что он прыгает, скачет, любит морковку. А ведь заяц еще может грызть кору, прятаться, скакать, подпрыгивать, запрыгивать, петлять, путать следы, убегать, удирать, трусить, бояться, опасаться, линять осенью и весной, может затаиться, притаиться и т. д. А прилагательные? Про яблоко – это только круглое, вкусное и зеленое, а оно может быть мягкое или твердое, сочное, ароматное, крупное, гладкое, прохладное из холодильника, теплое с солнышка. И совсем редко используются в речи наречия, причастия и деепричастия .

И предложения придумывают в лучшем случае из 3-4 слов:

«В небе светит солнце». Где в небе? каком небе? как светит? какое солнце? «Высоко в безоблачном ясном небе ярко светит теплое солнышко» (Игра «Волшебники»).

Какие игры помогут:

«Кто больше назовет слов-действий про лягушку (гусеницу, папу, …)»;

«Расскажи про бабушку (подругу, куклу,…). Какая она?»;

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!