Скульптура древнего рима - фото и описание. Римская скульптура Римский скульптурный портрет

До XX века история античной скульптуры выстраивалась в хронологической последовательности − вначале Греция (расцвет искусства V–IV вв. до н. э), затем Рим (пик подъёма I–II вв. н. э). Искусство (Roma) считалось поздним выражением греческих культурных традиций, завершением творчества периода античности.

После опубликования работ искусствоведов Рануччо Бьянки-Бандинелли, Отто Бренделя антиковеды признали римское искусство самобытным и неповторимым явлением. Скульптура древнего Рима стала рассматриваться как школа классического мастерства, история которой ещё не написана.

В VIII в. до н. э. древнеримские мастера оттолкнулись от традиций эллинских ваятелей и начали осваивать самостоятельное творчество.

История древнеримского искусства делится на четыре этапа:

  1. Древнейшая эпоха (VIII–V вв. до н. э.)
  2. Республиканская эпоха, период становления (V - I вв. до н. э.)
  3. Расцвет римского имперского искусства (I − II вв. н.э.)
  4. Эпоха кризиса (III − IV вв. н.э.)

Истоки древнеримской скульптуры − искусство италиков и этрусков, создавших своеобразные памятники культуры. Самый известный артефакт − воин из Капестрано (Guerriero di Capestrano).

Ваятели древнейшей эпохи создавали портретные образы, каменные барельефы, которые отличались от греческих произведений средним качеством исполнения.

Получила развитие храмовая терракотовая скульптура с декоративной и культовой функциями. Появились крупные статуи богов, превосходящие размерами греческие изваяния. В 1916 году на территории древнего города этрусков Вейи (Veii) были найдены великолепные терракотовые статуи Аполлона, Гермеса, Венеры, которые создавались для наружного украшения храма Аполлона (550 − 520 года до н.э.).

Особенности древнеримской скульптуры

Авторы научных исследований (Оскар Вальдгауер, Грант Майкл, В.Д. Блаватский) считают, что скульптуру древнего Рима нельзя назвать слепым подражанием эллинским образам, т.к. памятники культуры отличаются особенностями, характерными для каждой эпохи развития.

Римские мастера отошли от традиций греческих скульпторов и не создавали образы идеального человека. Индивидуальность проходит через всю историю римского портрета, в основе которой лежит религиозный обычай создавать посмертные маски.

Патриции имели право хранить в домах облик умершего предка. Чем больше портретов, тем знатнее род. Этим объясняются характерные черты римской скульптуры: реалистичность, конкретность, знание мимики и мускулатуры лица.

Греческий скульптор, вдохновляясь идеями гуманизма, воспевал своих богов в мраморе по образу совершенного человеческого тела. Древнеримские мастера предпочитали работать с камнем, глиной и бронзой. Их боги имели непредсказуемый характер, внушали страх стать жертвой гнева высших сил. В скульптуре преобладает аллегория и символика. Только в I веке до н.э. в Риме начали использовать мрамор.

Работы отличает эмоциональная холодность и отстранённость. Открытой пластике греческих скульптур противопоставляется образ римлянина, накрывшего голову краем одежды при молитве.

Эллинские мастера видели тип человека: атлет, философ, полководец. Римские скульпторы создавали портреты в духе предельного натурализма, конкретизировали качества характера человека, его индивидуальные особенности.

К греческим образцам пластического искусства (статуе, герме) ваятели Рима добавляют новую форму портретных изображений − бюст.

Скульптор-эллин связывал творчество с поэтическим мифом. Римский ваятель воспринимает мир в отчётливых формах.

В отличие от греков, в период Поздней Республики (264 − 27 гг. до н.э.) римляне мало занимались монументальной скульптурой. Предпочтение отдавали бронзовым статуэткам выдающихся деятелей и богов.

Постановления Сената регламентировали размер, материал, характер статуи. Конный и панцирный портрет мог устанавливаться только в случае военного триумфа. Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина.

Многие произведения идентифицированы или имеют надпись на постаменте с информацией о модели, но имена древнеримских портретистов не сохранились.

Виды и жанры

Скульптура древнего Рима состоит из двух видов:

  1. Рельеф («высокий» − горельеф; «низкий» − барельеф).
  2. Круглая скульптура (статуя, бюст, композиция, статуэтка)

Учёные комплексной науки об античности выделили главные жанры римской скульптуры:

  • исторический;
  • мифологический;
  • аллегорический;
  • символический;
  • батальный;
  • портретный.

Один из основных видов изобразительного искусства Рима − рельеф. Мастера склоняются к анализу, детальному изображению образов, достоверно фиксируют исторические события. Шедевром времени раннего принципата признана парадная ограда Алтаря Мира в Риме (13 − 9 гг. до н. э), рельефы имперского периода − арки Траяна в Беневенто (114 − 117 гг.).

Особенности скульптуры эпохи расцвета

Смена имперских династий повлияла на стилистические особенности древнеримской скульптуры.

Время принципата Августа

Антиковеды называют время правления , прозванного Августом (Octavianus Augustus), «золотым веком» Римского государства (27 г. до н. э. − 14 г. н. э.).

Греческая скульптура классического периода со строгими формами служит примером для правителя при создании величественной империи. В портретной скульптуре сглаживаются индивидуальные черты. Типичным эталоном становится общий облик, угодный принципату.

Установленная норма проявляется в портретных бюстах самого Октавиана, который требовал изображать себя молодым, атлетически сложенным правителем.

Идеализация образа хорошо видна в статуях, установленных на форуме, перед (Panthevm), римским храмом Марса-мстителя (Tempio di Marte Ultore nel Foro di Roma). В 1863 году у Прима Порта (Prima Porta) была найдена двухметровая бронзовая статуя, изготовленная по заказу Римского Сената.

Август представлен величественным потомком богов, у ног которого расположился Амур на дельфине. Рельеф на панцире рассказывает народу о победах императора в многочисленных битвах. (Музей Кьярамонти − Museo Chiaramonti − Ватикан).

Мастера создают самостоятельные женские портреты. Впервые появляются скульптурные образы детей. Изображённая на левом рельефе Алтаря Мира (Ara Pacis) красивая Богиня Земли Теллус (Tellus) держит на коленях двух младенцев в окружении фигур упитанных животных.

Искусство призвано возвеличить процветание Рима при первом императоре.

  • Советую почитать про:

Время Юлиев - Клавдиев (27 − 68 гг. до н. э.) и Флавиев (69 − 96 гг. до н. э.)

Во время правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев на первый план выходит монументальная скульптура. Воспевание власти привело к тому, что мастера придавали даже богам характерные черты императоров.

Впервые в портретах появляется реалистичность. Например, статуя Клавдия (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus) состоит из двух разных частей: головы с реалистическим изображением стареющего лица великого понтифика и идеальной фигуры греческого бога Юпитера.

Облик правителя показан с использованием объёмной лепки: широкий лоб с морщинами, дряблое лицо, оттопыренные уши.

Новый стиль заменил сглаженность индивидуальных черт портретных бюстов реалистичным изображением римских императоров. В мраморных портретах применяются для подкрашивания губ краски, глазные яблоки тонируются слоновой костью. В бронзовых бюстах для придания блеска глазам в зрачки вставляют полудрагоценные камни (портрет хитрого ростовщика Помпеи Цецилия Юкунды).

По двум направлениям развивается жанр женского портрета: классицистический и «веристический». Беспощадная правдивость нашла отражение в портрете пожилой римлянки (Ватиканские музеи, Григорианский светский музей − Museo Gregoriano Profano).

Худое беспокойное лицо, морщинистый лоб, мешки под слезящимися глазами говорят о надвигающейся старости. По-иному представлен женский образ в статуе незнакомки, найденной у античных ворот святого Себастьяна (Porta San Sebastiano).

Полуобнажённая римлянка изображена Афродитой. Женщина гордо изогнула стан, подбоченилась, выставила вперёд ногу, закрытую закреплённой тканью. Портретная голова немолодой властной римлянки мало соответствует идеальной фигуре богини (Ватикан. Капитолийские музеи − Musei Capitolini).

Время Траяна (98-117) и Адриана (117 − 138 гг.)

Во время правления императора Траяна и Адриана скульптура продолжает выражать величие Империи. Использование разных форм определило два этапа художественного развития: траянский и адриановский.

Лаокоон и сыновья

Мраморная скульптурная композиция изображает смертельную борьбу Лаокоона (Laocoon), жреца бога Аполлона, и его сыновей со змеями.

Работа создана в 50 г. I века до н. э., является копией несохранившегося бронзового памятника греческих ваятелей (Пергам, 200 г. до н.э.). (Michelangelo Buonarroti), посланный Папой Юлием II для оценки находки, подтвердил достоверность работы и отметил невероятную динамичность и пластичность творения древнеримского ваятеля. Одна из самых знаменитых скульптур древнего Рима хранится в (Museo Pio-Clementino), Ватикан.

Глиняная урна VI века до н.э. является образцом памятников погребального культа.

Крышка выполнена в виде человеческой головы, украшенной бронзовой маской (Canopus Chiusi). Этрусский мастер пытался сохранить внешний облик умершего: крупные черты лица, большой нос, узкие губы, прочерченные в глине прямые волосы. Портретное сходство было залогом потустороннего бессмертия. Ручки ритуального сосуда выполнена в форме рук человека. Стремление создать достоверный образ стало основой для появления этрусского портрета (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

Воин из Капестрано

Античная статуя VI века до н.э. (найдена в 1934 году) изображает спокойно стоящего воина (Guerriero di Capestrano) племени пиценов.

Автор отходит от характерного образца древнегреческой пластики − куроса (статуя юноши-атлета), делающего шаг левой ногой. Неизвестный скульптор иначе, чем греки, изображает фигуру с утрированными массивными бёдрами, широкими плечами, маской на лице, шлемом с полями невероятных размеров. Построение объёмной формы с боковыми колоннами, просветами между икрами ног и талией убеждают, что статуя воина на пьедестале относится к круглой скульптуре. Древний артефакт выставлен в Национальном Археологическом музее (Chieti).

Крылатые терракотовые кони

Декор храма Ара делла Регина (Dell’Ara della Regina) в Тарквинии выполнен в IV веке до н.э.

Установленные на фронтоне культового сооружения фигуры коней выгнули шеи, расправили крылья, перебирают ногами в готовности унести ввысь божественного всадника. Сказочные существа приближены к реальным образам за счёт напряжения мышц и нервозности движений. Крылатых коней можно увидеть в Национальном археологическом музее Тарквинии (Tarquinia).

Химера из Ареццо

Химера из Ареццо (Arezzo), выполненная в V веке до н.э., считается вершиной древнего бронзового литья.

Фантастическая фигура льва с козлиной головой и хвостом в виде змеи − пример символизма в скульптуре. Животное воплощает триединый образ Великой матери Богов: символ рождения и вскармливания − Козёл; символ жизни − Лев; смерти − Змея. Найденная в XVI веке бронзовая скульптура высотой 79 см экспонируется в Археологическом музее Флоренции (Museo Archeologico Nazionale di Firenze).

Голова угрюмого мужчины

Голова угрюмого мужчины («Мальвольта») высотой 16,2 см выполнена во второй половине V в. до н. э.

Неприступный вид скульптурному образу придают глаза, одновременно старые и юные, капризный рот. Искусствоведы находят поразительное сходство «Мальвольты» с головой св. Георгия скульптуры (Donatello), созданной мастером спустя тысячелетия. Найденная в Вейях скульптура хранится в римском музее виллы Джулия (Museo Villa Giulia).

Мраморный рельеф с Алтаря мира Августа

Капитолийский Брут

Часть бронзовой скульптуры (голова мужчины), обнаруженная при раскопках в Риме в 1564 году, произвела фурор своей сохранностью.

Работа, выполненная в 300 − 275 гг. до н.э., считается шедевром этрусского искусства по силе выразительности образа и технике исполнения. Одна из самых древних найденных скульптур предположительно представляет портрет основателя Римской республики Луция Юния Брута (Lucius Iunius Brutus, Bruto Capitolino). Лицо кажется живым благодаря инкрустации пластинками из слоновой кости и вставленному в зрачки цветному камню. Скульптор передаёт характер незаурядного человека. Борец с тиранией не отступает перед трудностями. (Капитолийские музеи, Дворец консерваторов).

Статуя Авла Метелла

Бронзовая статуя оратора Авла Метелла (Arringatore), созданная около 100 г. до н.э., была найдена в 1566 году на дне Тразименского озера.

Оратор, римский магистр Авл Метелл (Aulus Metellus) вытянул вперёд руку и призывает к вниманию. Портретное изображение лишено идеализации, откровенно воспроизводит натуру: полнеющая фигура, лицо в морщинах, кривой рот. Работа является первым примером раннего римского портрета. Надпись на кайме тоги сообщает в честь кого воздвигнута статуя. (Национальный археологический музей, Флоренция − Museo archeologico nazionale di Firenze).

Статуя Германика

Мраморное изваяние конца I в. до н.э. представляет героизированную фигуру римского военачальника и государственного деятеля Германика (Germanicus).

Усыновлённый племянник Тиберия (второго римского императора) был человеком редкой красоты и храбрости. В возрасте 34 лет он стал жертвой дворцовых интриг и был отравлен медленнодействующим ядом. Красноречивый, способный к наукам полководец пользовался заслуженной любовью народа. Неизвестный скульптор передаёт юношескую грацию фигуры и идеализированный образ Германика, кончина которого вызвала всеобщую скорбь римлянин. (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

В XV веке при раскопках древнейшей торговой площади Рима (Бычий форум) была найдена позолоченная бронзовая скульптура Геркулеса.

Фигура высотой 241 см представляет образ греческого мифологического героя Геракла. Работа выполнена во II веке до н.э. Стройный, мускулистый атлет победил Кака, укравшего у него коров. В правой руке героя находится опущенная палица, в левой − золотые яблоки Гесперид. Статуя стояла в храме Геркулеса Победителя, построенном на Бычьем форуме, где ранее продавали скот. (Рим, Капитолийские музеи −Musei Capitolini).

Женский скульптурный портрет времени Флавиев

Мраморный портрет молодой римлянки (I в. н.э.) отражает стремление жён императоров, их дочерей и знатных римлянок блеснуть красотой и модой.

Высокая сложная причёска, миндалевидные глаза, пушистые брови, длинная шея, красиво очерченные губы придают образу особую поэтичность. Смягчение облика за счёт сглаживания поверхности мрамора ваятель добился техникой исполнения с применением бурава. Работа, выполненная в особой художественной манере, выставлена в экспозиции Капитолийских музеев (Musei Capitolini), Рим.

Поэтичный образ юности и красоты представлен мраморным бюстом, выполненным в конце I века н.э.

Индивидуальные черты юноши подчёркивают грустные глаза, крепкий подбородок, красиво очерченный рот. Ваятель умело передаёт густые волосы, блеск глаз, эластичность кожи, но не идеализирует образ. Поворот головы, гибкая шея, атлетический разворот плеч соответствуют скульптурам эллинского искусства. (Лондон, Британский музей − British Museum).

Конная статуя Марка Аврелия

Единственная дошедшая до нас конная статуя Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus), последнего из пяти «хороших императоров» Рима, была создана во II в. н.э. Монументальная, первоначально позолоченная, скульптура представляет Марка Аврелия в образе мыслителя, которого современники называли философом на троне.

Император, не обладающий воинственным характером, одет в тунику, на обнажённых ногах − сандалии. Идеализированный облик правителя идентифицировали в XV веке по отчеканенным монетам: густые вьющиеся волосы, выступающие скулы, выпуклые глаза. Памятник античности уцелел, потому что христианская церковь приняла облик всадника за императора Константина. (Капитолийские музеи − Musei Capitolini − Дворец консерваторов).

Коллекция Эрмитажа

В римских залах Эрмитажа (The State Hermitage Museum) представлено 120 работ древних мастеров. В одной из лучших коллекций мира нет копий. Все экспонаты − подлинные. Скульптуры сохранили «живыми» прототипы образов, показали суть человеческой натуры. Невозможно перепутать солдатского императора Филиппа Араба (Marcus Iulius Philippus) с самодовольным соправителем Марка Аврелия − красавцем Луций Вером (Lucius Verus).

В залах представлены не только портреты императоров и членов их семей, но и скульптуры частных лиц. Безымянные мастера идеально передали принадлежность натуры к социальному типу. Хранитель римского портрета Эрмитажа, кандидат искусствоведения А. А. Трофимова называет бронзовый бюст неизвестного римлянина редким музейным экспонатом.

Эмоциональный, трагический образ мужчины с умным ироничным взглядом до сих пор вызывает споры специалистов о прототипе героя. Статуэтки, бюсты, скульптуры древнего Рима поражают многообразием пластических форм и богатством характеров.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью, создаваемая на века, заложила фундамент всей будущей европейской культуры, она наложила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывала восхищение у потомков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 244.

1. ВВЕДЕНИЕ

2. КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

4. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега, Праксителя, Лисиппа.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян.

Римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н.э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Целью моего реферата является: описание скульптур – зарождение и скульптуры в разные периоды Рима (республиканский и имперский).

2. КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э. - греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т.е. является подлинно реалистическим.

3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего.

В траурных процессиях родственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют все старейшины рода. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил.63). Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.

4. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии. Прославление "божественного Августа", воспевание римского мира, идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников. Величественный стиль Фидия, идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей. Скульптурные изображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретов республиканского периода.

В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин - атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Лицо лишено признаков возраста. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры обозначают покоренные провинции Галлии и Испании - повествовательный рельеф.

Август, хотя и показан в парадном вооружении, изображен босым, как греческий бог и герой. Статуя как и греческая была раскрашена. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Эта статуя находилась близ алтаря храма Марса во время строительства Августом своего форума.

А вот Август восседающий на троне с богиней победы Нике в правой руке и жезлом в левой в знак власти над миром. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н.э.) из золота и слоновой кости, исполненная Фидием. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев.

Скульптурный портрет со временем меняется. Со времени Адриана (2 в. н.э.) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.

В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически. Но всем портретам присущи и общие черты: это выражение грустного раздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Идеи официальной философии стоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е - 170-е гг. н.э.).

Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Судьба конной статуи Марка Аврелия интересна тем, что принятая в средневековье за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым, она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения.

Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н.э., ил.64), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. На плечах у него львиная шкура, в правой руке дубина, в левой волшебные яблоки, возвращающие молодость.

Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну (ил.61). Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионической базой, обрамленной лавровым венком. Вершину колонны венчала бронзовая позолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотой урне. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походов римских войск на Дунай в 101-102 и 105-106 гг. против даков.

Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска - победителя. Траян был изображен 90 раз. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Образы даков получились более выразительными, чем образы римлян, их эмоции открыто выступают наружу.

Рельеф был пестро раскрашен, детали позолочены; он смотрелся как яркая живописная лента, полная живых динамических картин. В последней трети столетия в рельефах колонны Марка Аврелия уже ясно выступают черты изменения стиля, его "варваризации". Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.

Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Портреты с изображением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н.э.). Этот правитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска, пришел к власти. Выдающийся скульптор передал мрачное выражение лица Филиппа Аравитянина, его энергично сомкнутые губы, обветренную кожу солдата. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.

Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной скульптуры.


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

скульптура римский статуя церера

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически.

Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне. Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебное пособие по культурологи, издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Москва, 1994.

2. Быт и история в античности / Под ред. Г.С. Кнабе. М., 1988.

3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузицин. М., 1982.

4. Кебе Г.С. Древний Рим - история и современность. М., 1986.

5. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. М., 1986. Т. 1 и 2.

6. Трухит И.11. Политика и политики "золотого века" Римской республики. М., 1986.

7. Штаерман ЕМ. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы истории римской культуры привлекали и привлекают пристальное внимание как широких кругов читателей, так и специалистов различных областей науки. Интерес этот во многом определяется огромным значением культурного наследия, которое Рим оставил последующим поколениям.

Накопление нового материала позволяет по-новому взглянуть на ряд устоявшихся, традиционных представлений о римской культуре. Общекультурные изменения отразились и на искусстве, соответственно затронув и скульптуру.

Скульптура древнего Рима, как и древней Греции, развивалась в рамках рабовладельческого общества. Причем придерживаются последовательности – сначала Греция, потом Рима. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров.

Римская скульптура прошла четыре этапа своего развития:

1. Истоки римской скульптуры

2. Становление римской скульптуры (VIII – I вв. до н.э.)

3. Расцвет римской скульптуры (I – II вв.)

4. Кризис римской скульптуры (III – IV вв.)

И на каждом из этих этапов римская скульптура претерпевала изменения, связанные с культурным развитием страны. Каждый этап отражает время своей эпохи с ее особенностями в стиле, жанре и направлении в скульптурном искусстве, которые проявляются в произведениях скульпторов.

ИСТОКИ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

1.1 Скульптура италиков

«В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом. Пластические формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Если греческие мастера сознательно порывали с конкретной неповторимостью черт ради передачи широко понимаемой сущности портретируемого - поэта, оратора или полководца, то римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.»

Искусству пластики римляне уделяли меньше внимания, нежели греки той поры. Как и у других италийских племен Апеннинского полуострова, собственная монументальная скульптура (эллинских статуй они привозили себе много) была у них редка; преобладали небольшие бронзовые статуэтки богов, гениев, жрецов и жриц, хранившиеся в домашних святилищах и приносившиеся в храмы; зато портрет становился основным видом пластики.

1.2 Скульптура этрусков

Немалую роль играла в повседневной и религиозной жизни этрусков пластика: статуями украшались храмы, в гробницах устанавливались скульптурные и рельефные изваяния, возник интерес к портрету, также характерен декор. Профессия скульптора в Этрурии, однако, вряд ли высоко ценилась. Имена ваятелей почти не дошли до наших дней; известен лишь упомянутый Плинием работавший в конце VI – V в. мастер Вулка.

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ (VIII – I ВВ. ДО Н.Э.)

«В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец - в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла, исполненная этрусским мастером). В статуарной портретной пластике еще были сильны неримские влияния, в надгробных же портретных изваяниях, куда, очевидно, меньше допускалось все чужеродное, их оставалось немного. И хотя нужно думать, что и надгробия исполнялись вначале под руководством эллинских и этрусских мастеров, по-видимому, заказчики сильнее диктовали в них свои желания и вкусы. Надгробия Республики, представлявшие собой горизонтальные плиты с нишами, в которых помещались портретные изваяния, предельно просты. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Только на первый взгляд они кажутся - из-за однообразия поз, расположения складок, движения рук - похожими друг на друга. Нет ни одного лица, подобного другому, и роднит их свойственная всем подкупающая сдержанность чувств, возвышенное стоическое состояние перед лицом смерти.»

Мастера, однако, не только передавали в скульптурных изображения индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряже­ние суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерыв­ных тревог и волнений. В портретах внимание скульптора обращено, прежде всего, на красоту объемов, крепость остова, костяк пластического образа.

РАСЦВЕТ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ (I – II ВВ.)

3.1 Время принципата Августа

В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповто­римые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркива­ли в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Создавались как бы типичные эта­лоны.

«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Император изображен спо­койным, величественным, рука поднята в при­зывном жесте; в одежде римского полководца он как будто появился перед своими легионами. Его панцирь украшен аллегорическими рельефа­ми, плащ перекинут через руку, державшую копье или жезл. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что, как из­вестно, является традицией греческого искусства, условно представляющего богов и героев обна­женными или полуобнаженными. В постановке фигуры используются мотивы эллинистических мужских фигур школы знаменитого греческого мастера Лисиппа.



Лицо Августа носит портретные черты, но, тем не менее, несколько идеализовано, что опять-таки исходит из греческой портретной скульп­туры. Подобные портреты императоров, предна­значенные для украшенияфорумов, базилик, театров и терм, должны были воплощать в себе идею величия и мощи Римской империи и незы­блемости императорской власти. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета».

В портретной скульптуре вая­тели любили теперь оперировать крупными, мало моделированными плоскостями щек, лба, подбородка. Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности, особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и в скульптурных портретах.

Во времена Августа больше, чем раньше, создавалось женских портре­тов и детских, весьма до этого редких. Чаще всего это были изображе­ния жены и дочери принцепса, в мраморных и бронзовых бюстах и ста­туях мальчиков представали наследники престола. Официальный характер таких произведений сознавался всеми: многие состоятельные римляне устанавливали в своих домах такие изваяния, чтобы подчеркнуть расположение к правящему роду.

3.2 Время Юлиев – Клавдиев и Флавиев

Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени.

Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллин­ских. Стремление к конкретности приводило к тому, что мастера даже божествам придавали индивидуальные черты императора. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Римляне, ценившие шедевры эл­линской пластики, порой относились к ним с фетишизмом.

«Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Два громадных мраморных домициановских трофея украшают и ныне балюстраду площади Капитолия в Риме. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. Вставшие на дыбы кони, могучие юноши, держащие поводья, показаны в решительном бурном движении.»

Ваятели тех лет стремились, прежде всего, поразить человека. Широкое распространение в первый период расцве­та искусства Империи получила,

однако, и камерная скульптура - укра­шавшие интерьеры мраморные статуэтки, довольно часто находимые во время раскопок Помпеи, Геркуланума и Стабии.

Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких худо­жественных руслах. В годы Тиберия ваятели придерживались классици­стической манеры, господствовавшей при Августе и сохранявшейся на­ряду с новыми приемами. При Калигуле, Клавдии и особенно Флавиях идеализирующую трактовку облика стала вытеснять более точная пере­дача черт лица и характера человека. Она была поддержана не исчезав­шей вовсе, но приглушенной в годы Августа республиканской манерой с ее резкой выразительностью.

«В памятниках, принадлежавших этим различным течениям, можно заметить развитие пространственного понимания объемов и усиление экс­центрической трактовки композиции. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Ватикан) и Нервы (Рим. Ватикан), убеждает, что уже в статуе Тиберия, сохраняющей классицистическую трактовку лица, изменилось пластическое понимание форм. Сдержанность и официаль­ность позы кумского Августа сменило свободное, непринужденное поло­жения тела, мягкая трактовка объемов, не противопоставленных простран­ству, но уже слитых с ним. Дальнейшее развитие пластически-простран­ственной композиции сидящей фигуры видно в статуе Нервы с его подавшимся назад торсом, высоко поднятой правой рукой, решительным поворотом головы.

Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. В извая­ния же Клавдия много общего с Августом из Прима Порта, но эксцентри­ческие тенденции дают о себе знать и здесь. Примечательно, что некото­рые скульпторы пытались противопоставить этим эффектным пластиче­ским композициям портретные статуи, решенные в духе сдержанной республиканской манеры: постановка фигуры в огромном портрете Тита из Ватикана подчеркнуто проста, ноги покоятся на полных ступнях, руки прижаты к телу, лишь правая слегка выставлена.»

«Если в классицизирующем портретном искусстве времени Августа преобладало графическое начало, то теперь ваятели воссоздавали индивидуальный облик и характер нату­ры объемной лепкой форм. Кожный покров становился плотнее, рельеф­нее, скрывал отчетливую в республиканских портретах структуру головы. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Это проявилось даже в провинциальных и возникавших на далекой пери­ферии портретах римских правителей» .

Стилю императорских портретов подражали и частные. Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем - позами, дви­жениями, манерой держаться походить на правителей; скульпторы при­давали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смяг­чая, однако, резкие, далеко не всегда привлекательные особенности индивидуального облика; после суровых норм августовско­го классицизма в искусстве начали ценить неповторимость и сложность физиономической выразительности. Заметный отход от греческих норм, преобладавших в годы Августа, объясняется не только общей эволюцией, но и стремлением мастеров освободиться от чужеземных принципов и методов, выявить свои римские особенности.

В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы.

В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. В изображениях жен и дочерей императоров, а также знатных римлянок мастера

вначале следовали классицистическим принципам, гос­подствовавшим при Августе. Затем в женских портретах все большую роль стали играть сложные прически, и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора. Портретисты Домиции Лонгины, используя высокие при­чески, в трактовке лиц, однако, часто придерживались классицистиче­ской манеры, идеализируя черты, заглаживая поверхность мрамора, смягчая, насколько возможно, резкость индивидуального облика. «Велико­лепный памятник времени поздних Флавиев - бюст молодой римлянки из Капитолийского музея. В изображении ее вьющихся локонов скульптор отошел от плоскостности, заметной в портретах Домиции Лонгины. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Женщина в ватиканском портрете изображена флавиевским скульптором со всей нелицеприятностью. Моделировка отечного лица с мешками под глазами, глубокими морщинами на прова­лившихся щеках, прищур, будто слезящихся глаз, редеющие волосы - все обнажает устрашающие признаки старости» .

3.3 Время Трояна и Адриана

В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.

«Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Возможно, что громадные, восходящие к греческим оригиналам статуи Диоскуров, фланкирующие вход на римский Капитолий, возникли в первой половине II века. В них нет динамичности Диоскуров с Квиринала; они спокойны, сдержанны и уверенно ведут за поводья смирных и послушных коней. Некоторое однообразие, вялость форм заставляют думать,

что они – создание адриановского классицизма. Величина изваяний (5,50м – ­­­­­­­­­­5,80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации» .

В портретах этого периода можно выделить два этапа: траяновский, характеризующийся тяготением к республиканским принципам, и адриановский, в пластике которого больше следования греческим образцам. Императоры выступали в облике закованных в латы полководцев, в позе совершающих жертвоприношение жрецов, в виде обнаженных богов, ге­роев или воинов.

«В бюстах Траяна, узнать которого можно по спускающимся на лоб параллельным прядям волос и волевой складке губ, всегда преоблада­ют спокойные плоскости щек и некоторая резкость черт, особенно замет­ные как в московском, так и в ватиканском памятниках. Энергия, сконцентрированная в человеке, ярко выражена петербургских бюстах: горбоносого римлянина – Саллюстия, молодого человека с решительным взглядом, и ликтора» . Поверхность лиц в мраморных портретах времени Траяна передает спокойствие и непреклонность людей; кажется, они отлиты в металле, а не изваяны в камне. Тонко воспринимая физио­номические оттенки, римские портретисты создавали далеко не однознач­ные образы. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей си­стемы Римской империи. Усталые, равнодушные глаза и высохшие, плот­но сжатые губы мужчины в портрете из Национального музея

Неаполя характеризуют человека сложной эпохи, подчинявшего свои эмоции же­стокой воле императора. Женские образы исполнены того же чувства сдержанности, волевого напряжения, лишь изредка смягченного легкой иронией, задумчивостью или сосредоточенностью.

Обращение при Адриане к греческой эстетической системе - явление немаловажное, но по сути своей эта вторая после августовского волна классицизма носила еще более внешний характер, чем первая. Класси­цизм и при Адриане был лишь маской, под которой не умирало, но раз­вивалось собственно римское отношение к форме. Своеобразие развития римского искусства с его пульсировавшими проявлениями то классициз­ма, то собственно римской сущности с ее пространственностью форм и достоверностью, именуемой веризмом,- свидетельство весьма противоре­чивого характера художественного мышления поздней античности.

3.4 Время последних Антонинов

Поздний период расцвета римского искусства, начавшийся в последние годы правления Адриана и при Антонине Пие и продолжавшийся до конца II в., характеризовался угасанием патетики и помпезности в художественных формах. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций.

«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Монументальная круглая пластика поздних Антонинов, сохраняя адриановские традиции, еще свидетельствовала о слиянии идеальных героиче­ских образов с конкретными персонажами, чаще всего императором или его приближенными, о прославлении или обожествлении отдельной лич­ности. Ликам божеств в огромных статуях придавались черты императоров, отливались монументальные конные изваяния, образцом которых является статуя Марка Аврелия, великолепие конного памятника усиливалось позолотой. Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начина­ли чувствоваться усталость, философское раздумье» . Искусство портрета, испытавшее в годы раннего Адриана своего рода кризис в связи с сильными классицистическими веяниями времени, всту­пило при поздних Антонинах в период расцвета, какого оно не знало даже в годы Республики и Флавиев.

В статуарной портретной пластике продолжали еще создаваться героические идеализированные об­разы, определявшие искусство времени Траяна и Адриана.

«С тридцатых годов III в. н. э. в портрет­ном искусстве вырабатываются новые ху­дожественные формы. Глубина психологи­ческой характеристики достигается не де­тализацией пластической формы, а, наобо­рот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт лич­ности. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Ше­роховатая поверхность камня хорошо пе­редает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими на­сечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта» .

«Портретисты по-новому ста­ли трактовать глаза: зрачки, которые изображали пластически, врезываясь в мрамор, теперь придавали взгляду живость и естественность. Чуть прикры­тые широкими верхними века­ми, они смотрели меланхолич­но и печально. Взгляд казался рассеянным и мечтательным, господствовало покорное под­чинение высшим, не вполне осознанным таинственным си­лам» . Намеки на глубинную одухотворенность мраморной массы отзывались на поверхности в задумчивости взглядов, подвижности прядей волос, трепетности легких изги­бов бороды и усов. Портретисты, исполняя курчавые волосы, сильно вреза­лись буравом в мрамор и высверливали иногда глубокие внутренние по­лости. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались мас­сой живых волос.

Художественный образ уподоблялся реальному, все ближе оказывались

скульпторы и к тому, что им особенно хотелось изобра­зить,- к неуловимым движениям человеческих чувств и настроений.

Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также получившее распро­странение стекле. Скульпторы оценили этот материал - нежный, прозрач­ный, создающий красивые блики. Даже мрамор под руками мастеров те­рял порой прочность камня, и поверхность его казалась подобной чело­веческой коже. Нюансированное ощущение реальности делало в таких портретах волосы пышными и подвижными, кожу шелковистой, ткани одежд мягкими. Мрамор женского лица они полировали тщатель­нее, чем мужского; юношеское отличали фактурой от старческого.

КРИЗИС РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ (III – IV ВВ.)

4.1 Конец эпохи принципата

В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая – искусство конца принципата (III в.) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских» .

Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изме­нения. В статуях и бюстах еще сохранялись технические приемы поздних Антонинов, но

смысл образов стал уже иной. Настороженность и подозрительность сменили философскую задумчивость персонажей второй половины II в. Напряженность давала о себе знать даже в женских лицах того времени. В портретах во второй

чет­верти III в. Уплотнились объемы, мастера отказывались от буравчика, исполняли волосы насечками, добивались особенно экспрессивной выра­зительности широко раскрытых глаз.

Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произве­дений вызвало в годы Галлиена (середина III в.) реакцию и возврат к старым методам. Два десятилетия портретисты снова изображали римлян со вьющимися волосами и курчавыми бородами, стараясь хотя бы в художественных формах возродить старые манеры и этим напом­нить о былом величии пластики. Однако после этого кратковременного и искусственного возврата к антониновским формам уже в конце третьей четверти III в. Снова вы­явилось стремление скульпторов передавать предельно лаконичными средствами эмоциональную напряженность внутреннего мира человека. В годы кровавых междоусобиц и частой смены боровшихся за трон им­ператоров портретисты воплощали оттенки сложных духовных пережи­ваний в новых, родившихся тогда формах. Постепенно их все больше интересовали не индивидуальные черты, но те порой неуловимые на­строения, которые уже трудно было выразить в камне, мраморе, бронзе.

4.2 Эпоха домината

В произведениях скульптуры IV в. сосуществовали сюжеты языческие и христианские; художники обращались к изображению и воспеванию не только мифологических, но и христианских героев; про­должив начавшееся еще в III в. восхваление императоров и членов их семей, они подготавливали атмосферу безудержных панегириков и куль­та поклонения, свойственную византийскому придворному церемониалу.

Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Духовным силам человека, особенно остро ощущавшимся в век, когда христианство завоевывало сердца язычников, казалось тесно в жестких формах мрамора и бронзы. Сознание этого глубокого конфликта эпохи, невозможность выразить чувства в материалах пластики придавали ху­дожественным памятникам IV в. нечто трагическое.

Широко раскрытые в портретах IV в. глаза, смотрящие то печально и властно, то вопрошающе и тревожно, согревали человеческими чувст­вами холодные, костеневшие массы камня и бронзы. Материалом портретистов все реже становился теплый и просвечивавший с поверхности мрамор, все чаще выбирали они для изо­бражения лиц менее сходные с качествами человеческого тела базальт или порфир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т.е. она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Во время же расцвета Римской Империи каждый император привносил в искусство что-то новое, что-то свое, а вместе с искусством изменялась соответственно и скульптура.

На смену античной скульптуре приходит христианская; на смену более или менее унифицированной греко – римской скульптуре, распространенной в пределах Римской державы, скульптуры провинциальные, с возрожденными местными традициями, уже близкие к идущим им на смену “варварскими”. Начинается новая эпоха истории мировой культуры, в которую римская и греко – римская скульптура входит лишь как один из компонентов.

В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, стеклодувы и керамисты. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власов В. Портрет Антонина Пия.- Искусство, 1968, № 6

2. Вощина А.И. Античное искусство, М.,1962г.

3. Вощинина А. И. Римский портрет. Л., 1974

4. Доброклонский М.В., Чубова А.П., История искусства зарубежных стран, М.,1981

5. Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Л., 1973

6. Соколов Г. И. Искусство древнего Рима, М.,1985г.

7. Соколов Г. И. Ис­кусство Востока и античности. М., 1977

8. Штаерман Е.М. Кризис III в. в Римской империи –Вопр. Истории, 1977, №5

Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменения художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить как древнейшую (VIII--V вв. до н. э.) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э.) эпохи.

Расцвет римского искусства приходится на I--II вв. н. э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить ранний период: время Августа, первый период: годы правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев; второй: время Траяна и раннего Адриана; поздний период: время позднего Адриана и последних Антонинов. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров. Они, как и греки, не мыслили без нее оформление своего дома, города, площадей и храмов.

Но в произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Пластические образы эллинов у римлян уступили место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и форм.

По преданию, первые скульпторы в Риме появились при Тарквинии Гордом, т. е. в период древнейшей эпохи. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом.

В Риме изображение из меди впервые было сделано Церере (богине плодородия и земледелия) в начале V в. до н. э. От изображений богов оно распространилось и на разнообразные статуи и воспроизведения людей.

Изображения людей обычно делали лишь за какое-нибудь блистательное дело заслуживавших увековечения, вначале за победу на священных состязаниях, особенно в Олимпии, где был обычай посвящать статуи всех победителей, а при троекратной победе - статуи с воспроизведением их внешности, которые называют иконическими Плиний Старший. Естествознание об искусстве. Москва - 1994. с. 57.

С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и частным лицам. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений.

Мастера не только передавали в скульптурных изображения индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных тревог и волнений. В портретах внимание скульптора было обращено на красоту объемов, крепость остова, костяк пластического образа.

В годы Августа I - II вв. портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивая в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Создавался типичный эталон. Господствующей эстетической и концептуальной идеей, пронизывающей римскую скульптуру этого времени, была идея величия Рима, мощи императорской власти.

В это время больше, чем раньше, создавалось женских и детских портретов, редких до этого. Это были изображения жены и дочери принцепса. В мраморных и бронзовых бюстах и статуях мальчиков представали наследники престола. Многие состоятельные римляне устанавливали в своих домах такие изваяния, чтобы подчеркнуть расположение к правящему роду.

Так же со времени «божественного Августа» появились изображения колесниц при статуях триумфаторов, запряженных шестеркой лошадей или слонами Плиний Старший. Естествознание об искусстве. Москва - 1994. с. 58.

Во время Юлиев-Клавдиев и Флавиев монументальная скульптура стремилась к конкретности. Мастера даже божествам придавали индивидуальные черты императора.

Стилю императорских портретов подражали и частные. Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем походить на правителей; скульпторы придавали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смягчая резкие, не всегда привлекательные особенности индивидуального облика.

Годы расцвета римского искусства приходятся на правление Антонинов, Траяна (98-117) и Адриана (117-138).

В портретах этого периода можно выделить два этапа: траяновский, характеризующийся тяготением к республиканским принципам, и адриановский, в пластике которого больше следования греческим образцам. Классицизм и при Адриане был лишь маской, под которой развивалось собственно римское отношение к форме. Императоры выступали в облике закованных в латы полководцев, в позе совершающих жертвоприношение жрецов, в виде обнаженных богов, героев или воинов.

Так же идея величия Рима воплотилась в различных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций, изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима. Наиболее выдающимися памятниками такого рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. - М.: Высшая шк., 1990. с. 290.

Поздний период расцвета римского искусства, продолжавшийся до конца II в., характеризовался угасанием патетики и помпезности в художественных формах. Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также стекло.

Начиная с этого времени, для мастеров главным стал реалистический портрет. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать восковые маски с умерших. Мастера добивались портретного сходства с оригиналом - статуя должна была прославить данного человека и его потомков, поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Торжествующий римский реализм опирается на совершенную эллинскую технику, что позволило выразить в чертах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. - М.: Высшая шк., 1990. с. 264.

В круглой скульптуре формируется официальное направление, которое в разных ракурсах портреты императора, его семьи, предков, покровительствующих ему богов и героев; большая часть из них выполнена в традициях классицизма. Иногда в портретах проявлялись черты подлинного реализма. Наряду с традиционными сюжетами богов и императоров увеличивалось число изображений простых людей.

В развитии искусства Позднего Рима можно различить две стадии. Первая - искусство конца принципата (III в.) и вторая - искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи).

С конца III в. до н. э., благодаря завоеваниям, на римскую скульптуру начинает оказывать большое влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур; рождается спрос на их копии. В Риме возникла школа неоаттической скульптуры, которая и изготовляла эти копии. На почве Италии первоначальное религиозное значение архаических образов было забыто Кобылина М. М. Роль традиции в греческом искусстве. с. 30.

Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптур.

В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). сосуществовали языческие и христианские сюжеты. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Продолжив начавшееся в III в. восхваление императоров и членов их семей, они подготавливали атмосферу безудержных панегириков и культа поклонения, свойственную византийскому придворному церемониалу. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Материалом портретистов все реже становился теплый и просвечивавший с поверхности мрамор, все чаще выбирали они для изображения лиц менее сходные с качествами человеческого тела базальт или порфир.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!