Какими должны быть приемные родители. В помощь приемным родителям "Ваш ребенок: что нужно знать о нем?"

Сколько приемных детей могут взять родители, чтобы дать любовь, внимание и заботу каждому ребенку? Чтобы при этом папа и мама оставались ресурсными, не забывая о себе? Необходимо ли законодательно определять максимальное количество детей? Приемные родители и эксперты поделились своими мнениями с корреспондентом

Когда супруги Бубновы решили взять двух последних детей, они обратились в службу сопровождения с просьбой комплексно оценить ресурсы их семьи. Фото — из семейного архива Бубновых.

Наталья Клименко, воспитывает 14 детей: два сына кровных, пять детей усыновленных и семь приемных детей

Фото — из семейного архива Клименко.

«Некоторые люди не понимают, как мы можем воспитывать и ухаживать за 14 детьми, из которых 7 – дети с инвалидностью. Но мы справляемся с этой задачей. У разных семей – разные ресурсы. Кому-то тяжело и двоих-троих воспитывать.

Первых детей мы взяли еще в 1994 году. За двадцать с лишним лет накоплен определенный опыт и знания. Взять, к примеру, ребят с инвалидностью. Здесь важно возмещать диагнозы, возраст. Старшие помогают в уходе за младшими.

Да, у некоторых детей есть диагнозы, но они – не беспомощные. Дети с синдромом Дауна могут помочь детишкам, у которых маленький рост. А дети с маленьким ростом могут что-то подсказать детишкам с синдромом Дауна. Они самостоятельно могут одеться, сесть за стол, например».

Галия Бубнова, воспитывает 3 кровных, 1 удочеренную и 8 приемных детей:


Фото — patronatcentr.ru

«Каждый случай – индивидуален. На мой взгляд, ухаживать и воспитывать 15 приемных детей невероятно тяжело. Сколько детей могут воспитываться в семье? Органы опеки решают: может ли семья, в которой уже проживают приемные дети, взять еще.

Когда мы брали последних двух детей, то обратилась в службу сопровождения с просьбой комплексно оценить ресурсы нашей семьи. Мне ответили, что двух-трех детей ваша семья еще сможет принять без ущерба для кого-либо.

Подобная оценка необходима. Тем не менее, воспитание 12 или 15 приемных детей (а есть семьи, где воспитывается большее количество) мне представляется с трудом. Опять-таки важен возраст детей. Если все они – одного возраста, то это безумие. Если есть определенная градация возрастов, то еще куда ни шло.

Могу рассказать на примере собственной семьи. Когда я принимала детей в семью, то рассчитывала собственные ресурсы. Мы вместе с супругом посоветовались с нашими кровными детьми и договорились о том, что все вместе будем заниматься приемными ребятами».

Галина Семья, доктор психологических наук:

Фото — мпгу.рф

«В психологии есть такое понятие как «малая группа». Эта группа позволяет всем вместе общаться, услышать друг друга, сообща взаимодействовать. Как мы обосновывали в свое время количество детей в одной группе в детдомах: не более 6 или не более 8?

Малая группа может включать в себя от 3 до 12 человек. Но из 12 ребят несколько должны быть старше остальных. Психология малой группы рекомендует оптимальное число детей в семье на уровне 8.

Семья, которая берет на воспитание 15 человек, превращается в детский дом семейного типа. Такое количество не позволяет родителям равномерно распределять внимание, время. Даже если семья берет больше трех человек, то сопровождение специалистов должно быть обязательным критерием».

Юлия Юдина, директор фонда «Измени одну жизнь»:


Фото — сайт

«Этот вопрос не так прост, как кажется.
Бывает, что один ребенок занимает все силы, и на второго-третьего уже нет никаких ресурсов. Ну, допустим, в семье растет ребенок с синдромом дефицита внимания, и о!, мужественные родители — им точно не до отдыха, они не помышляют о расширении семейства. А случается, что вместе с таким ребенком в семье со временем появляется второй ребенок, и все нормально, жизнь продолжается.

Некоторые семьи прекрасно справляются с пятью, шестью детьми, а кому-то вообще дети не нужны и неинтересны.
Одним словом, нет тут универсального рецепта: вот, мол, 2-3 ребенка в семье — это хорошо, это норма. Нет нормы. У каждого она своя.
Все зависит от очень конкретных детей и очень конкретных родителей.
Хотя дети — это, конечно, привилегия, это наше будущее, как бы банально ни звучали эти слова».

Александра Марова, директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства

Фото — fondpcc.ru

«Сложно дать универсальный совет. Есть люди, которые и по складу характера, и по компетенциям едва ли могут справиться и с 2-3 детьми, а есть те, которые и десяток воспитать могут. Страна большая, и причесывать всех под одну гребенку было бы неправильно.

Проблема кроется не только в большом количестве детей. Скорее, отдельные случаи вскрывают сбои в системе в целом и порождают вопросы: как организовано сопровождение, как подбирают семью для детей, какими критериями руководствуются при этом? Или главное раздать всех в семьи, а остальное — «гори синим пламенем».

А на это накладывается еще и то, что все формы устройства у нас перемешены между собой. Тогда как только лишь усыновление должно предназначаться для того, чтобы ребенок был членом семьи, приравненный к кровным. В случаях, когда необходимо взять в семью родственного ребенка (а его статус пока не допускает его усыновления), то это безвозмездная опека. Все остальное — профессиональная забота и профессиональное воспитание. Семья нуждается в сопровождении служб, поддержке государства.

Необходимо сделать разграничение: усыновление и безвозмездная опека в отношении родственника или ребенка до усыновления — одни требования, возмездная опека (приемная семья) — другие требования».

Таисия Лотарева, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»:


Фото — Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

«Я неоднократно наблюдала приемные многодетные семьи, где не только родители, но и бабушки, дедушки и старшие дети (в том числе кровные) очень щепетильно подходят к воспитанию и уходу за младшими детьми. Когда в семье выражены ресурсы эмоциональных связей, взаимной поддержки и коммуникации, такая семья эффективно справляется с воспитанием более одного приемного ребенка.

Также есть наблюдение, что воспитание трех-четырех приемных детей ощущается членами семьи как нагрузка, поскольку очень часто каждый приемный ребенок требует реализации очень интенсивной «программы помощи»: медицинской, психотерапевтической, воспитательной, социально-правовой. Поэтому многодетность можно считать фактором потери качества в воспитании каждого конкретного приемного ребенка. Исключение могут составлять семьи, которые занимаются воспитанием приемных детей-сиблингов (братьев и сестер), которых может быть и пять, и шесть…

Нужно ли законодательно ограничивать максимальное количество приемных детей в семьях? Да, такое решение было бы в интересах самих детей. Уместно бы было говорить также о временных ограничениях в процессе приема детей в семью, например, о приеме в семью не более одного ребенка в течение года.

Такая норма давала бы возможность для благоприятного протекания процесса взаимной адаптации семьи и ребенка, а также для подготовки семьи к приему второго ребенка. Опять же исключение должны составлять случаи приема в семью детей-сиблингов».

  • Добавить в избранное 0

6 комментариев

  • Наталья Кузнецова

    У нас в семье 16 детей(из них 12-приёмные),4 (2-кровные), из них совершеннолетние.12 живут с нами старшим двум мальчикам по 15 лет,двум самым маленьким по 3 годика,последнюю малышку приняли в семью полтора года назад.У 5-и деток инвалидность.На сегодня мы готовы принять в семью ещё одного малыша с такой же проблемкой,как у наших особых деток(у деток протезы рук и ног). Когда у деток одинаковые проблемы по здоровью и требуют похожего их решения и возраст у детей разный,то и 13 детей в семье и 15 это нормально.А если ещё есть и помощь со стороны с сопровождением во время госпитализации детей,как у нас,так это вообще замечательно!
    Кузнецова Наталья.

  • Вероника

    Очень грамотный подход к проблеме разграничения, согласна с Александрой Маровой.Честнее и легче воспринимать себя опекуном, не претендуя на роль мамы…если ребенка не усыновили, если ребенок помнит своих кровных родителей.Нужно искать в себе мужества, принять то,что у ребенка есть свой род. И не принимая его род мы не принимаем часть его самого. А вырастая они все-ровно ищут встречи с родителями или родственниками.

  • Елена Бударина (Пономарева)

    У нас 11 детей. Старшим: 20,18,18, почти 18,16,15,15. Средним:12,11 .Младшим:7,6. Так как старшие живут, учаться в другом городе, то дома постоянно 7 детей. Для нас -это караул. Как буд-то дом пустой, нет 2/3 дома. Хотя жизнь активная течет. Очень хочется принять еще двоих 6 и 7 леток.

    • iolanta_kachaeva

  • У нас ВСЕГО 14 детей от 7 до 41 года. Два сына кровных, пять детей усыновленных и сейчас с нами семь приемных детишек.
    Клименко Наталья.

Вы находитесь в несколько неблагодарной роли приёмных родителей? Если вы хотите добиться успеха, вы должны знать, что делать, и чего следует избегать приемным родителям в любом случае.

Не будьте слишком доминирующими

Эксперты предупреждают против распространённой ошибки, которую совершают многие приёмные родители. А именно, против того, что они пытаются вмешиваться в жизнь своих приёмных детей слишком доминирующим способом. Связь между вами и ними не создадите при помощи силы, авторитет и доверие должны строиться в течение долгого времени. Не будьте слишком нетерпеливыми и не давите. Пустите всё на самотёк.

Настройтесь на один лад

Поговорите с ребенком о его мечтах, ожиданиях, страхах. Поделитесь также своими. Откровенный разговор поможет вам сблизится и настроит вас на общую волну. Если вы взяли ребенка с особыми потребностями, то купите ему лучшую инвалидную коляску, которую только можете себе позволить Вы можете вместе с ребенком подобрать на сайте наиболее подходящую коляску. Это также немного сблизит вас. Страйтесь многие вещи обсуждать и делать вместе.

Пусть ребёнок время от времени будет с биологическими родителями

Если есть такая возможность и желание ребенка, то пусть у него время от времени будет возможность провести досуг со своими биологическими родителями. Хотя это может быть жёстким и требовательным для вас, в любом случае, вы не должны стоять между ними и их родителями. Практически все дети любят безусловно своих биологических родителей, какими бы плохими они не были. Смиритесь с этим, и уважайте это.

Не ставьте слишком высокие ожидания

Имейте в виду, что ваши приёмные дети вырастали в других условиях, с другими образовательными методами и ценностями, чем вы сами привыкли. Не пытайтесь их переделать по своему образу, и ставьте слишком высоких ожиданий. Примите их такими, как они есть.

«Ты не мой настоящий отец/мать»

Имейте в виду, что, по крайней мере, одно такое выражение от пасынка/падчерицы услышите, и будьте к этому готовы. Поговорите с ребёнком о том, что для него в жизни значите, почему он использует этот аргумент и, вместо того, чтобы воспринимать всё лично, попытайтесь понять его.

Создавайте общие воспоминания

Ваши отношения основываются, главным образом, на общих переживаниях, которые меняются со временем в воспоминания. Совершайте вместе различные поездки, деятельность, хобби, попробуйте просто создать воспоминания, которые будут только вашими.

Не воспринимайте всё лично

В ваших отношениях, наверняка, будет случай, когда ваш пасынок/падчерица бросит вам в лицо заявление, которое вас очень обидит. Помните, что ваша ситуация трудно для вас, но ещё гораздо труднее для ребёнка. Он потерял свой дом и, частично, также одного из родителей, должен научиться жить вместе и терпеть человека, который им чужд, и к которому они не имеют никакого отношения.

В помощь приемным родителям.

Ваш ребенок: что нужно знать о нем?

Как говорят, дети – это те же взрослые, только маленькие. Дети, которые попадают в приют, - это маленькие взрослые с огромным жизненным опытом. И опыт этот, как правило, не всегда позитивный. Некоторым из них пришлось пережить такое, от чего любой взрослый пришел бы в отчаяние или, как минимум, впал бы в депрессию – страх, лишения, предательство самых близких людей. У каждого ребенка есть своя история, непохожая на другие, у каждого ребенка свой опыт переживания произошедшего с ним. Поэтому нарисовать общий портрет ребенка из детского учреждения невозможно. Но мы можем выделить некоторые особенности, которые часто встречаются у детей, оставшихся без попечения родителей. Эти особенности необходимо знать приемным родителям,

чтобы легче распознать их у своего ребенка и быстрее помочь ему. Информация, которую мы предлагаем вашему вниманию, может показаться несколько пугающей. Отнеситесь к ней спокойно – это всего лишь обобщенный опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Как правило, совсем скоро дети, попавшие в нормальную семейную атмосферу, перестают чем-либо отличаться от своих сверстников, воспитанных в кровной семье.

Особенности физического развития детей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто отличаются по состоянию своего здоровья от детей из благополучных семей. Дети, которые растут без постоянной заботы со стороны родителей или других близких людей, имеют ряд особенностей, но это не значит, что все они чаще болеют или страдают хроническими заболеваниями. Большинство особенностей, о которых пойдет речь – функциональные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребенка уделяется достаточно внимания.

Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка физического развития, которая проявляется в снижении, по сравнению со сверстниками, роста и веса ребенка. После помещения в семью, при условии правильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Однако на первых порах у приемного ребенка могут наблюдаться нарушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе). Это может быть связано как с неправильным или непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми ситуациями. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня. Наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных детей нередко встречаются симптомы неврологических расстройств, включая:

Возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабую концентрацию внимания;

Заторможенность реакций, вялость;

Нарушение общей и тонкой моторики (недостаточную ловкость, неупорядоченность или избыточность движений);

Речевые нарушения

Недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез)

Причины неврологических симптомов разнообразны, начиная от неправильного питания (авитаминоз), и заканчивая психоэмоциональными травмами или изменениями в опорно-двигательном аппарате. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы – нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу. Другие особенности здоровья характерны как для приемных детей, так и для их сверстников, воспитывающихся в кровных семьях. Так, среди современных школьников часто встречаются нарушения осанки, вплоть до искривления позвоночника. Для профилактики нарушений опорно-двигательной системы нужны регулярные занятия физкультурой (зарядка). Для коррекции нарушений врач может рекомендовать лечебную физкультуру, коррекционный массаж, в ряде случаев –мануальную терапию. По рекомендации врача дети также могут посещать различные спортивные секции (плавание, баскетбол и др.), что поможет исправить имеющиеся нарушения. Кроме того, у детей часто наблюдаются различные аллергические реакции: кожная сыпь, зуд, отек губ, слезотечение, кашель, чихание, слизистые выделения из носа, проявляющиеся после употребления определенных продуктов питания, в один и тот же сезон, при нахождении в определенном помещении, и т.п. Пищевая аллергия также может проявляться в виде различных нарушений пищеварения, описанных выше. Наш совет тот же: быть внимательным к своему ребенку и вовремя обращаться к врачу.

«Нужно очень аккуратно вводить новые блюда в рацион питания ребенка, так как некоторые продукты могут вызывать аллергию.»

Для того чтобы взять в свою семью ребенка с хроническим заболеванием или ребенка с особыми потребностями, необходимо пройти особую подготовку. О том, как ухаживать за ребенком с особыми потребностями вам подробно должны рассказать специалисты учреждения, в котором находился ребенок. Врач должен предоставить вам полную информацию о заболевании, режиме дня, диете. Кроме того, мы рекомендуем вам почитать специальную медицинскую литературу.

Особенности психического развития детей

Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других детей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но приемным родителям, также как и кровным, необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание. Ведь как бы то ни было, непростые жизненные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться ребенку, успели отложить свой отпечаток на его психике. К счастью, детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму. У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с истощением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную

утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон. Истощение нервной системы может проявляться по-разному.

Из-за чего могут возникать астенические состояния у детей?

Во-первых, причина может заключаться в том, что родители слишком многого ждут от своего долгожданного приемного ребенка. Многие родители хотят, чтобы ребенок обязательно учился на пятерки, получил высшее образование, занимался музыкой или спортом. Конечно, это прекрасно, но стоит ли ради хороших оценок и прочих успехов жертвовать здоровьем ребенка, ведь физические и психические перегрузки могут привести к нервному истощению и другим нарушениям. Во-вторых, астенические состояния могут возникнуть в результате неблагополучной ситуации в прошлом окружении ребенка. Трудно оставаться психически здоровым, если твои родные родители злоупотребляют алкоголем и постоянно устраивают скандалы на твоих глазах! Имейте в виду, что напряженные отношения в новой семье между приемными родителями могут привести к тому, что ребенок начнет беспокоиться, что что-то не так, что он в чем-то виноват, начнет думать, что может повториться тот кошмар, который был в его кровной семье. Подобные переживания истощают внутренние силы ребенка, приводят к нарушениям поведения и дисгармоничности развития. Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок до 4–4,5 лет чего-то боится, то это нормально. Так он отрабатывает свою «внутреннюю программу» - ему надо научиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, или приобретают навязчивый характер, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту.

Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате. Он может бояться злых людей, животных или фантастических персонажей. У детей, особенно младших школьников, также могут встречаться школьные фобии. Обычно школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый и не хочет учиться, а потому, что боится учительницы (она громко говорит; говорит не так, как мама; у нее строгий взгляд или особенности в поведении, которые пугают ребенка). У детей, особенно у подростков, часто бывает страх смерти и страх за своих родственников.

Иногда взрослые сами способствуют возникновению страхов у детей. Например, мы провоцируем у ребенка страх потери, когда говорим, что отдадим его злой тете или милиционеру, если он будет плохо себя вести. Читая на ночь страшные сказки или разрешая смотреть страшные фильмы, мы вызываем у ребенка страх темноты, страх засыпать в одиночестве и т. д.

«Приемные родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что отдадут его обратно в приют, если он не будет слушаться! У ребенка и так велик страх потери близкого человека, подобные угрозы только усугубят его чувство незащищенности, тревожности, неуверенности в себе.»

У детей могут встречаться нарушения сна и аппетита, особенно в начале пребывания в новой семье. Нарушения сна бывают двух видов: ребенок не может уснуть, и, наоборот, ребенок чересчур сонливый. Ребенок не может уснуть чаще всего из-за страхов или из-за чрезмерной активности, возбудимости. Повышенная сонливость ребенка обычно связана с астеническим состоянием. Особое внимание надо обращать на случаи, когда ребенок хорошо засыпает, соблюдает режим, но во сне начинает себя странно вести - встает и куда-то идет с открытыми или закрытыми глазами, находясь при этом в «странном» состоянии (лунатизм); регулярно разговаривает во сне; у него крайне беспокойный сон (постоянно ворочается). С этими жалобами надо обязательно обращаться к врачу. Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут есть сколько угодно. Обычно в таких случаях дети начинают есть очень много, они даже могут делать запасы (например, прятать хлеб или конфеты), но со временем, обычно через 1–3 месяца, это проходит.

«Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому вводить новые блюда нужно постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя. Также родителям может потребоваться время, чтобы приучить ребенка правильно вести себя за столом, есть с помощью столовых приборов и т. д.»

Нужно обращать особое внимание на случаи, когда ребенок резко изменяет пищевое поведение: например, ел нормально и вдруг начинает отказываться от еды, или, наоборот, начинает слишком много есть. В таких случаях надо разбираться с врачом, что стоит за этими изменениями.

Особенности интеллектуального развития

Почти у всех детей, оказавшихся в приютах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Такой ребенок даже в школьном возрасте может не обладать навыками личной гигиены, не умеет заправлять постель, выполнять другие простейшие действия. Например, они не знаю, как заваривать чай – просто потому, что в приюте или в детском доме чай им всегда приносили уже разлитый по стаканам! Что уж тут говорить о пробелах в школьных знаниях и общей осведомленности. Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях.

«ЗПР не является умственной отсталостью

Если врач диагностировал у вашего ребенка ЗПР – этого не стоит бояться или стыдиться, так как ЗПР определяется у 50% детей, не успевающих в школе. У этих детей ограниченный общий запас знаний и представлений, преобладают игровые интересы (им больше нравится играть, чем учиться). Им обычно быстро надоедает интеллектуальная деятельность, которая их мало привлекает. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивно используют помощь взрослого. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях будет преобладать замедленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ослабление памяти, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).

Школьные проблемы очень часто связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Тяжелые переживания, постоянное внутреннее напряжение отбирают много душевных и физических сил. Ребенку трудно сосредоточиться на уроках, он быстро устает. Подавленное настроение не позволяет реализовать способности к учебе.

Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей

Создание благоприятных условий жизни и воспитания

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо:

  • Стабильное позитивное общение с близкими взрослыми. Совместные прогулки, игры, сказка на ночь – все это и есть «позитивное общение». Пусть его будет как можно больше в вашей семье!
  • Заботиться об удовлетворении его основных физических и психологических потребностей. Основные физические потребности или нужды – это еда, сон, тепло, жилище, свежий воздух, солнечный свет, движение, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности – это потребность в привязанности и любви; ощущение психологической безопасности; чувство самоуважения; возможность учиться на собственном опыте; реализация своих способностей; достижение независимости и самостоятельности. Но вы, конечно же, понимаете, что основная психологическая потребность ребенка – это быть любимым своими родителями или людьми, замещающих их.
  • Принимать ребенка таким, какой он есть. Вы же любите своего ребенка не за то, что он знает много стихов наизусть, а за то, что он единственный и неповторимый, с этим ведь не поспоришь, верно?
  • Поддерживать ребенка в преодолении трудностей. Завязывать шнурки, чистить зубы, складывать слоги в слова – это совсем нетрудно, когда мама или папа помогают!
  • Стимулировать познавательные интересы. Ребенок спросил вас, что больше– солнце или луна? Расскажите ему заодно об устройстве Солнечной системы, а на выходных сходите вместе в планетарий. Поощряйте его заинтересованность и ни- когда не отмахивайтесь от вопросов!
  • Соразмерять требования возможностям ребенка. Ну конечно, не стоит требовать от пятилетнего малыша знания таблицы умножения. И, тем более, ни в коем случае нельзя упрекать ребенка с задержкой психического развития в том, что он не знает или не умеет чего-то того, чем уже давно овладели его более здоровые ровесники.
  • Огромное терпение взрослых. Спокойствие, только спокойствие! Терпение вам понадобится просто в огромных количествах. Терпение для того, чтобы не сойти с ума от тысячи и одного «почему», терпение для того, чтобы не раздражаться, когда ребенок никак не может запомнить названия месяцев, хотя вы их учите уже несколько дней, терпение, когда он делает что-то совсем не так, как нужно вам… Но вы же справитесь, правда?
  • Оптимистический настрой. Оптимист – это тот человек, который говорит, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст, который искренне верит, что все будет хорошо, который умеет извлекать жизненные уроки из любого, даже отрицательного опыта… Как было бы хорошо, если бы вы передали этот настрой своему ребенку!

Обращение к специалистам при необходимости

В любой детской поликлинике вы можете получить помощь специалистов – невролога, психиатра, психолога, логопеда. Помимо этого в каждом районе города работают специальные психолого-педагогические-медико-социальные центры или сокращенно ППМС-центры. Вся помощь, которую оказывают специалисты этих центров, как правило, бесплатна. Не забывайте о профилактических осмотрах и обязательно своевременно посещайте всех необходимых врачей!

Организация специальных форм и методов обучения

Если врач посоветовал вам подойти к обучению ребенка индивидуально, никогда не игнорируйте такие рекомендации. Если надо, отдайте ребенка в логопедический детский сад или сместите сроки начала школьного обучения (ничего страшного, если он пойдет в школу на год позже). Кроме того, врач может посоветовать использовать щадящий режим дня, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития. В этом нет ничего страшного и, тем более, зазорного. Помните, что все, что вы делаете, должно в первую очередь быть направленным на благо ребенка!

Многолетний опыт работы с приемными семьями показывает, что практически все дети со временем успешно преодолевают имеющиеся трудности в интеллектуальной сфере. Читайте с ребенком книжки, ходите в музеи и театры, просто гуляйте вместе и разговаривайте-разговаривайте-разговаривайте… Многие школьные премудрости легко усваиваются в игре или с помощью игровых приемов, поэтому никогда не жалейте времени на игру с ребенком. Вы и сами скоро удивитесь, какой умный у вас ребенок!

Особенности эмоционального развития детей

Все дети в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У детей есть определенные физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также определенные психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности. Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Связано это с тем, что для формирования здоровой эмоциональности необходима атмосфера любви и безусловного принятия, которую невозможно обеспечить ребенку в приюте или в детском доме, какие бы хорошие воспитатели там

ни работали. Как может вести себя ребенок с трудностями в эмоциональной сфере? Он может отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью. Его настроение может резко меняться без видимых причин. Кроме того, он может совершенно не понимать проявлений любви убегать и прятаться, когда вы пытаетесь его обнять и поцеловать. Он может не уметь смеяться и не понимать шуток, ведь чувство юмора тоже принадлежит к эмоциональной сфере человека. Эмоциональные нарушения обычно присутствуют у детей, у которых не сформировалось или сформировалось с нарушениями чувство привязанности.

«Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми. При отсутствии возможности устанавливать отношения

привязанности со взрослым, у ребенка могут возникать эмоциональные нарушения.»

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения. А теперь представьте, какое доверие к миру может

быть у ребенка, родители которого постоянно дрались друг с другом, или, еще хуже, жестоко обращались с ним самим?

Жестокое обращение с детьми

Маленькие дети особенно уязвимы к жестокому обращению. У них нет возможности избежать насилия, получить эмоциональную поддержку вне семьи. Чем раньше ребенок столкнулся с жестоким обращением, чем беднее его опыт теплых и доверительных отношений с матерью, тем больше страдает его умственное и эмоциональное развитие. Жестокое обращение с детьми – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также учреждений или общества в целом, в результате которых нарушается физическое или психическое развитие, здоровье или благополучие ребенка, а также ущемляются его права и свобода.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • эмоциональное (психологическое) насилие;
  • пренебрежение основными нуждами ребенка (что такое основные нужды или потребности мы говорили на странице).

Что такое физическое и сексуальное насилие – это понятно. Пренебрежение основными нуждами ребенка – тоже. А вот что такое психологическое насилие?

Психологическое насилие в отношении ребенка

Психологическое насилие сопровождает все формы жесткого обращения с детьми. По мнению специалистов, его влияние более разрушительно для личности ребенка по сравнению с физическим и даже сексуальным насилием.

Основные типы психологического насилия в отношении детей

Игнорирование

Неспособность или нежелание выражать любовь и заботу по отношению к ребенку;

Лишение ребенка необходимой поддержки, сочувствия;

Игнорирование его основных нужд в безопасном окружении.

Отвержение

Открытое неприятие, постоянная критика, негативные сравнения;

Предъявление чрезмерных требований к ребенку, несоответствующих его возрасту и возможностям;

Публичное унижение, демонстрация его отрицательных качеств.

Угрозы (или терроризирование)

Угрозы наказанием, побоями или совершением насилия по отношению к ребенку или к тому, кого он любит;

Оскорбление, унижение достоинства.

Изоляция

Установление безосновательных ограничений на общение ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми;

Запрет или ограничение без достаточных оснований на выход из дома.

Развращение

Побуждение к развитию антисоциального поведения (воровство, проституция, порнография);

Вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков;

Поощрение саморазрушающего поведения.

Последствия жестокого обращения

Итак, что же получается, когда с ребенком жестоко обращались – независимо от того, единичный это был случай или такое происходило систематически. Вот основные последствия жестокого обращения:

Задержка умственного и эмоционального развития у маленьких детей;

Высокий уровень агрессивности, направленной как на других, так и на себя;

Импульсивность;

Низкий уровень самоуважения, низкая самооценка;

Замкнутость, недоверие к окружающим;

Высокая тревожность, боязливость;

Эмоциональная неуравновешенность;

Подавленное настроение, вплоть до депрессии;

Психосоматические и нервные расстройства.

Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, желание мести, демонстрацию своей несостоятельности. Выяснить подлинную причину таких нарушений можно на приеме у психолога или психотерапевта. Дети, оказавшиеся в приюте, испытывают двойную психологическую травму: с одной стороны, они страдали от жестокого обращения в своей семье, а с другой тяжело переживают разрыв с ней.

Как помочь детям с эмоциональными проблемами

Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Но тут опять вступает в силу наше любимое правило: ваша любовь, забота и поддержка плюс помощь специалистов, если она необходима, поможет преодолеть любые трудности! Итак, что необходимо ребенку в первую очередь:

Атмосфера тепла и принятия;

Возможность выражать свои чувства;

Новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность, уважение, эмоциональная поддержка, разумные требования и обязанности, оптимистичный настрой);

Помощь психолога, психоневролога;

Обучение будущих приемных родителей (например, в Школе приемных родителей);

Общение с другими приемными семьями.

Для правильного развития личности очень важна адекватная самооценка. Чем выше самооценка, тем увереннее ведет себя ребенок, тем проще ему справляться с трудностями и проблемами. Общаясь с ребенком, старайтесь повысить его самооценку. Для этого:

Замечайте самые маленькие успехи и радуйтесь им.

Сравнивайте его только с ним самим вчерашним, а не с другими детьми.

Хвалите за конкретные достижения и просто радуйтесь тому, что он живет с вами.

Выдерживайте соотношение между похвалой и порицанием 5:1.

Разрешайте ребенку ошибаться, иметь собственное мнение, право выбора.

Помогите ему найти друзей.

Помните, что школьные оценки – не главный и не единственный показатель благополучия ребенка.

Особенности эмоционального контакта с ближайшим окружением играют решающую роль, как в происхождении различных нарушений эмоционального развития, так и в их преодолении. Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные условия для детей, перенесших тяжелые психологические травмы и имеющих проблемы в психическом развитии. Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем – и тем самым повлиять на его будущее.

Симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам

В заключение этой части мы перечислим особенности поведения детей, на которые надо обязательно обращать внимание и при их обнаружении обращаться за помощью к специалистам – в первую очередь к педиатрам или психологам.

Если у ребенка подергиваются отдельные мышцы лица или тела (двигательные тики), он постоянно всхлипывает, шмыгает носом и т. д. (голосовые тики).

Если ребенок стал раздражительным, у него частые вспышки гнева.

Если ребенок чувствует вялость, слабость, быстро утомляется.

Если ребенка мучают страхи.

Если у ребенка понизился или чрезмерно увеличился аппетит.

Если у ребенка трудности с засыпанием, ночные просыпания, разговоры, вскрикивания во время сна, беспокойный сон.

Если у ребенка снизилась успеваемость в школе.

Если ребенок сосет палец, выдергивает волосы, откусывает и грызет ногти, раскачивается перед сном в кровати.

Если ребенок мастурбирует у всех на виду, не стесняясь.

Если у ребенка повторяющиеся головные боли, головокружения, моторная неловкость.

Если у ребенка ночной или дневной энурез, энкопрез.

Дети остаются без попечения родителей по разным причинам. Чьи-то родители умерли, чьих-то лишили родительских прав. Некоторые дети сами сбежали из дома. Как бы то ни было, сближает всех этих детей одно: они, как правило, имеют особенности в развитии – физическом, психическом, интеллектуальном и эмоциональном. Конечно, дети, растущие в обычных семьях, тоже могут иметь эти особенности развития, но среди приютских детей это случается чаще. Дети могут иметь дефицит веса, недостаток кальция, задержку психического развития. Они могут не уметь завязывать шнурки, считать до десяти, говорить «Спокойной ночи!» перед сном. Они не знают, что такое пылесос, отпуск, зарплата, Новый год. Они могут не уметь любить, прощать и выражать свои эмоции. Не надо пугаться этого. Ваша любовь, внимание, забота и небольшая помощь специалистов сотворят чудеса! Имейте терпение, ребенку будет не просто сразу привыкнуть жить в новой семье. Но совсем скоро он превратится в самого обычного ребенка, веселого и озорного, капризного и задумчивого, невыносимого и замечательного – самого лучшего в мире ребенка!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!