Речевая карта ребенка с дизартрией заполненная. Структура речевого дефекта при дизартрии. Основные признаки дизартрии у детей. Особенности течения беременности и родов

Логопедические карты для диагностики речевых расстройств Дмитрова Елена Дмитриевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ

Дата обращения____________________________________________

Фамилия __________________________________________________

Имя

Отчество ___________________________________________________

Пол мужской, женский

Год рождения______________________________________________

Возраст____________________________________________________

Родной язык_______________________________________________

Детская дизартрия - моторное расстройство речи, которое обычно происходит из-за повреждения мышц, которые контролируют речь. По данным Американской ассоциации речевого языка, у людей с дизартией есть слабые мышцы рта и респираторной системы, что, в свою очередь, влияет на их способность говорить. На самом деле, некоторые люди с дизартией вообще не могут двигать мышцами во рту. В случае детсартрии младенца и детства у ребенка может развиться расстройство, вызванное травмой мозга. В других случаях дизартрия существовала при рождении из-за врожденных причин.

Сведения о родителях:

мать _______________________________________________________

отец _______________________________________________________

возраст_________________ – профессия_______________________

образование_______________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________

Телефон___________________________________________________

Посещает:

детский сад: массовый, специализированный (какой),

Хотя у младенцев может быть дизартия, это обычно неизвестно, пока они не начнут говорить и не проявят признаки и симптомы расстройства. Тяжесть симптомов и симптомов детской дизартрии зависит от того, где повреждение находится в нервной системе. Когда ребенок растет и начинает говорить, дистрария может стать более заметной из-за невнятной речи и ненормального разговора. Их речь может варьироваться от разговоров слишком быстро или говорить очень медленно. По данным Медицинского центра Университета Рочестера, дети с дизартией часто трудно понять, когда говорят.

школа: общеобразовательная, специализированная (какая),

интернат,

домашнее обучение_________________________________________

Кто в семье занимается воспитанием_________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания ________________

Из-за повреждения рта и лицевых мышц у детей с дизартией будет ограниченное движение челюсти, языка и губ. Кроме того, они могут также иметь проблемы с глотанием и кормлением, а также чрезмерное слюноотделение и слюноотделение. Другие симптомы детсартрии могут включать.

Тем не менее, дети, которые развивают дизартрию, обычно делают это, если они испытывают черепно-мозговую травму. Во многих случаях им также был поставлен диагноз. Хотя не у всех детей, у которых есть дизартрия, также есть церебральный паралич, так как он характеризуется нарушением речи, вызванным отсутствием мышечного контроля, у многих детей с диагнозом дизартия также будет церебральный паралич.

(отметить, у кого, какие)

Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников _________________________________________________________

(указать, у кого)

а) Нарушение зрения

б) Нарушение слуха

в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________

Патология речи у родственников (отметить, у кого):

_______________________________________________________

Как диагностируется детская диаартрия?

Врачи и речевые языковые патологи обычно обнаруживают, что диагноз младенца или ребенка с дизартией чрезвычайно сложный. По данным Национального института здоровья, в настоящее время нет диагностического метода дезартрии на основе детей. В целом, однако, врачи проводят физическое обследование, чтобы исключить любые другие медицинские условия.

Раннее речевое развитие

Также может быть проведено обследование дыхательной функции. В общем, детей просят выполнить статическую задачу, например, выдувание пузырьков в чашку воды, чтобы врачи могли определить силу своего субглотального давления. Если они достаточно сильны, чтобы взорвать пузырьки, то у детей обычно достаточно субглотального давления для речи.

Дискалькулия

Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого)

_______________________________________________________

Ведущая рука:

у ближайших родственников (родители, братья, сестры)

правая, левая, амбидекстр_________________________

_______________________________________________________

у ребенка: правая, левая, амбидекстр

Особенности течения беременности и родов

Что такое лечение детской дизармии?

Процедура ларингоскопии также может быть выполнена, если врач считает, что это необходимо. Внутри процедуры во рту проходит смотровая трубка, известная как ларингоскоп, которая проходит через горло для просмотра голосового блока. Обнаружение причины проблем с голосом Обнаружение, если применимо, причин боли в ушах и горле Оценивает трудности при кормлении и глотании. В зависимости от тяжести расстройства, лечение детской дизартией может включать широкий спектр устных моторных укреплений. В некоторых случаях помощь в когнитивной реструктуризации движения полости рта осуществляется посредством нейро-мускулатурной электрической стимуляции, обычно к губам и лицу.

От какой по счету беременности___________________________

Какой по счету ребенок__________________________________

Возраст родителей при зачатии данного ребенка:

1. отца______________________________________________

2. матери____________________________________________

Вредные привычки – курение (1), злоупотребление алкоголем (2),

лекарственными средствами (3)

Отца ______________________________________________

Другие варианты лечения могут включать. Стратегии улучшения навыков артикуляции, которые, в свою очередь, помогут озвучить звук более четко. Действия по сокращению скорости речи и предотвращению высказываний. . Они позволяют людям, которые непонятны, или могут быть на более поздних стадиях прогрессирующей болезни, продолжать общаться без необходимости полностью понятной речи.

Малыши и дети старшего возраста могут использовать несколько различных устройств или методов, которые помогут в речи, например. В крайних случаях операция может быть вариантом лечения. Это обычно происходит, если гиперназность является серьезной и неизлечимой проблемой.

Матери____________________________________________

Течение данной беременности:

Токсикоз: – 1-й половины – легкий, умеренный, тяжелый 2-й половины – легкий, умеренный, тяжелый травмы, интоксикации, заболевания________________________

_______________________________________________________

Rh-фактор положительный, отрицательный, совместимость

наличие анемии (указать, на каком сроке)___________________

Что такое долгосрочный прогноз детсардрии?

В зависимости от причины дизартрии симптомы могут значительно улучшаться, оставаться неизменными или иногда ухудшаться. Например, для детей, которые испытали повреждение головного мозга, прогноз имеет тенденцию быть благоприятным, поскольку черепно-мозговая травма обычно не ухудшается, что обычно означает, что дизартия не ухудшится и при соответствующем лечении со временем может улучшиться. В случаях, когда у пациента болезнь Паркинсона или болезнь Лу Герига, в конечном итоге они теряют способность говорить, несмотря на огромное количество лечения.

Течение родов:

роды – срочные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные характер родов – самостоятельные, вызванные, оперативные продолжительность родов – физиологические, стремительные,

быстрые, затяжные

родовспоможение – стимуляция: механическая, химическая,

электростимуляция

наличие близнецовости: да, нет

Это, конечно, больше связано с физическими аспектами вышеупомянутых заболеваний, которые нельзя лечить, как только пациенты находятся на продвинутых стадиях заболевания. Важно отметить, однако, что дети, развивающие болезнь Паркинсона или болезнь Лугериха, редки. Фактически, большинство людей, которые развивают эти болезни, старше.

Программирование для двигательных расстройств речи

Двигательные нарушения речи могут сильно различаться по типу или качеству. Тип и тяжесть расстройства связаны прежде всего с расположением и степенью повреждения нервной системы. У детей с нарушениями двигательной речи могут возникать проблемы с производством определенных звуков, звуков в звуковых последовательностях и на более высоких уровнях, простых предложениях. В речевом расстройстве нарушается добровольное производство речи; следовательно, ухудшается планирование, координация и своевременное выполнение движений речи.

Постнатальное состояние

Закричал – сразу, нет

Асфиксия: белая, синяя _____________________________________

Масса_____________________, рост__________________________

Приложен к груди на____________сутки, грудь взял хорошо (1),

Выписан из роддома на_______сутки, задержан в роддоме из-за

состояния матери или ребенка_________________________________

_______________________________________________________

Для обеспечения нормальной речи необходимо контролировать различные уровни двигательной системы. Нервные импульсы, поступающие из мозга, передаются по путям нервной системы мышцам и структурам речевой системы. Мускулы легких, вокальные складки, велюм, язык, губа и челюсть создают потоки и давление воздуха, которое мы воспринимаем как речь. Нарушения в этих областях влияют на мышечную силу, мышечный тонус и сроки. Нарушение работы с двигателем является основным нарушением речи как для развивающей дизартрии, так и для детской апраксии речи.

Отклонения в поведении в первые 3 месяца жизни

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Перенесенные заболевания

До 1 месяца________________________________________________

До года____________________________________________________

После года_________________________________________________

До 3-х лет_________________________________________________

Детство Апраксия речи

Апраксия - это термин, который часто используется слишком широко, чтобы описывать детей с тяжелыми трудностями в речи. Ребенок испытывает трудности с организацией мышечных движений специально для производства речи. Однако мышечный тонус, который влияет на силу и диапазон артикуляторов, является нормальным. Звуки могут создаваться правильно изолированно, но по мере роста последовательности звуков организация мышечных движений становится более сложной и разборчивость уменьшается. Кажется, что существует проблема между переходом движений.

После 3-х лет______________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Держит голову______Ползает_____Сидит______Ходит_____

Первые зубы________________

Характер моторики: расторможен, дискоординация движений, заторможен, неповоротлив, трудности переключаемости движений.

Раннее речевое развитие

Гуление____Лепет____Первые слова____Первая фраза____

Чем сложнее переходы, тем труднее будет ребенок. Конкретные мышцы или группы мышц могут быть слишком слабыми или слишком тугими. Это вызвано неврологическим расстройством, которое непосредственно влияет на устные движения и навыки производства речи. Контроль этих мышц или групп мышц также неупорядочен. Когда одна или несколько из этих затронутых групп мышц должны взаимодействовать для производства речи, кумулятивный результат может приводить к нарушениям артикуляции, звукозаписи, скорости и ритма.

Если группы мышц не имеют контроля, движение речевых опорных систем и артикуляторов, таких как язык, губы или челюсть, не может двигаться или заканчиваться в правильном положении цели для определенной звуковой или звуковой последовательности. Конечный результат - искаженные, замещенные или пропущенные звуки. Это расстройство может сосуществовать с другими задержками развития или расстройствами и, если они серьезны, может резко ограничить речевой потенциал. На всех уровнях программирование является функциональным и основанным на взаимодействии.

Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет _____________________________________________

Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)____________________________________________

Использование жестов______________________________________

Занятия с логопедом и их эффективность_____________________

Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Основная цель - предоставить вход для каждого клиента таким образом, чтобы максимизировать потенциал нейромоторной системы. Для каждого клиента это будет отличаться. Однако функциональная связь всегда является основным показателем успеха лечения. Это динамический тактильный метод лечения двигательных нарушений речи, основанный на сенсорном давлении, кинестетических и проприоцептивных репликах. Это помогает изменить индивидуальные и связанные артикуляторные фонемы и последовательности. Клиницист помогает вручную направлять артикуляторы для создания конкретных звуков или слов, которые кажутся проблематичными.

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др.________________)

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие_____________,

редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.

__________________________________________________________________________)

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

Подсказки предназначены для того, чтобы помочь ребенку почувствовать движение, необходимые мышцы, способ производства и комбинирование движений для формирования слов и фраз. Каждая английская фонема имеет другое приглашение «конечный продукт». Подсказки применяются снаружи, манипулируя мышцами лица, миелоидной мышцей под подбородком и структурами, которые связаны с озвучиванием, назалием и открытием челюсти. Запросы обеспечивают ввод для ряда параметров, таких как пространственный таргетинг на место и способ, степень отклонения мандибулы, выпячивание или ретракцию лицевых мышц, количество речевых мышц, необходимых для стягивания, и относительные длительности сегмента и слога.

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

е) твердое небо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Из-за количества комбинаций параметров для каждой английской фонемы было бы слишком сложно и долго анализировать каждый из них. Используемые подсказки - это только сигналы и аспекты программирования управления двигателем, конечная цель которых заключается в переносе или обобщении, которое должно быть реализовано и выполнено ребенком. Эта система использовалась для лечения ряда расстройств, в том числе фонологических, с задержкой развития, дизартрической, апраксической, беглости и нарушения слуха.

Особенности течения беременности и родов

Дети и взрослые лечились как индивидуально, так и в групповых занятиях. Система используется как инструмент для увеличения при сотрудничестве с этими подходами. То, что видят большинство врачей, учителей и родителей, - это метод подсказки, применение тактильно-кинестетических сигналов. Клиницист всегда должен выбирать цели, которые помогут клиенту достичь функционального языка и понятной речи, чтобы возможны социальные, эмоциональные и академические взаимодействия с миром. Это начало как способ помочь детям и взрослым использовать тактильно-кинестетическую информацию, чтобы помочь руководству их артикуляторов и выработать более подходящую и понятную речь; теперь это намного больше и включает в себя не только речь, но и мост к языку и взаимодействию.

Параметры движения (губ, щек, языка):

а) объем движений: в полном объеме, ограничен

б) точность выполнения: сохранна, нарушена

в) тонус без особенностей, повышен, снижен

г) темп движений: нормальный, медленный быстрый

д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений

е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение

Состояние звукопроизношения :

Характер проявления:

а) изолированные нарушения

б) нарушения в слогах

в) нарушения в словах

г) нарушения во фразах

Инструкция: Повторяй за мной.

1. Слоги:

са – со – су – сы

се – ся – си – се – сю

ас – ос – ус – ыс

спа – сна – сва – тса – лса – ска – сма – мса

При необходимости аналогично проводится уточнение произношения и других звуков.

2. Слова:

Ш: шапка – мишка – малыш

С: сумка – посуда – пульс

СЬ: сито – лисята – лось

З: зонт – изба

ЗЬ: зима – корзина

Ж: жаба – лыжи

Щ: щеки – роща – плащ

Ч: часы – ночка – дочь

Ц: цыпленок – водица – заяц

Р: руки – парус – удар

ТР: травы – матросы – театр

РЬ: реки – варежки – ударь

Л: луна – белка – гол

ЛЬ: лес – плита – соль

Б: банан – забор

БЬ: белка – обед

В: вата – сова

ВЬ: ветер – муравей

Г: галка – огород

ГЬ: гитара – сапоги

Д: дым – задача

ДЬ: диван – одежда

К: кот – окно – замок

КБ: кит – санки

М: муха – комната – дом

МБ: мел – камин

Н: норы – санки – сон

НЬ: нитки – коньки – день

П: пол – дупло – суп

ПЬ: песня – записка – выпь

Т: туман – лента – кот

ТЬ: тюлень – затея – петь

Ф: фары – туфли – пуф

ФЬ: фикус – конфета

X: хурма – ухват – петух

ХЬ: хитрый – мухи

Я, Е, Ё, Ю: ястреб – енот – елка – юбка

Й: мойка – зайка – лейка – змей дай – стой – танцуй – плюй.

2. Фразы

М, М", Н, Н’, Л, Л’, В, В’, Ф, Ф’, П, П’, Т, Т", X, X", Д, Д’, Б, Б’, К, К’, Г, Г’: Лампа на потолке. Мама купила лимоны. Ампула упала на пол. Поля полола пионы. Томе купили новые туфли. В фильме мы видели филина. Телята пили воду. У Тани новый бант. У папы билет на футбол. В комнатах хорошо пахло хвоей. Петухи поют у хаты. Мила мыла малину. Дети ели миндальные вафли. В комнате открыли окно. В море плыла голубая глыба льда. Кате купили меховую куртку. Белые снега укрыли луга. У елки колкие иголки. Гена играет на гитаре.

С – С: Самолет оставил в небе белый след. На снегу видны следы лося и лисы. Сима написала письмо Васе.

P – P’: В магазин привезли арбузы. Замели землю зимние метели. Зине купили изюм. На полях взошла зеленая озимь.

С – 3: Наступила золотая осень. В лесу поспела земляника. Вася разрезал спелый арбуз. В синем небе засияла золотая звезда.

Ц: У овцы куцый хвост. Курица снесла яйцо под крыльцом. На кустах акации расцвели цветы. Пословица недаром молвится.

Ш: Миша пошел в школу. Кошка Крошка сидит на окошке. На вешалке шуба и шапка.

С – Ш: У Саши пушистая шапка. Осина шелестит листьями. Малышу купили ушастого мишку. Соне снился страшный сон.

Ж: На лужайке кружились и жужжали жуки. Женя бежал на лыжах по лыжне.

Ш – Ж: В машине большие повреждения. У Шуры шелковый жилет. Женя слушает шум дождя за окошком. Даша нашла на опушке ежевику.

Ж – З: Ежи – полезные животные. На дорогах зимой снежные заносы. Зина и Женя запускали бумажного змея.

Ч: Танечка ловит бабочек. Олечка пьет черный чай с печеньем. Из почки показался колючий листочек.

4 – С: У нас на даче песочные часы. У девочки новый сачок. Света сломала сучок.

Ч – Т’: Птичка вылетела из клеточки. Птенчик забрался под крылечко. Дети хотят качать качели. Мама хочет напечь печенья.

Ч – Ш: Маша налила чай в чашки. В бабушкиной шкатулочке-катушечки и клубочки. Кувшинчики и ковшички стоят на полочке.

Щ: Петя поймал щуку и леща. Лила любит сгущенное молоко. В дощатом ящике клещи и гвозди.

Щ – Ч: В пирожки положили овощную начинку. На крючок попался золотистый лещ.

Р – Р’: Утром на тропинке сверкали капли росы. Матросы идут по корабельному трапу. Роман собрал ведро рыжиков и груздей.

Хорек – хищный зверек. Рита варит варенье из черешен. Царевна живет в резном тереме.

Ярко сверкает рося на зорьке. Римма пригласила Рому на праздник. Марина прыгает через веревочку.

Р – Л: Лариса приготовила заливную рыбу. В саду созрели сладкие персики. Дворец построили из белого мрамора. Орел парил над горами. Соревнования по лыжам проходили в феврале.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Проблемы диагностики ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ШИЗОФРЕНИИНекоторые актуальные сегодня проблемы диагностики можно понять более глубоко, обладая определенными знаниями по истории развития представлений о шизофрении.В XIX веке одна из точек зрения заключалась в том, что

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Аспекты дифференциальной диагностики ОРГАНИЧЕСКОЕ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ?Провести разграничение между органическими и функциональными нарушениями, как правило, не особенно трудно, но изредка встречаются случаи, когда одно можно легко принять за другое. Так,

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

автора Коллектив авторов

Методы диагностики гастрита При постановке диагноза «гастрит» огромное значение имеют информация, получаемая при расспросе больного человека (анамнез), а также результаты клинического, рентгенологического, инструментального и лабораторного исследований. В

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Методы диагностики заболеваний кишечника В диагностике заболеваний кишечника важное место занимает описание больным своего состояния – анамнез заболевания. Для врача он является источником ценных сведений, которые часто определяют ход дальнейшего обследования и

Из книги Домашняя медицинская энциклопедия. Симптомы и лечение самых распространенных заболеваний автора Коллектив авторов

Анализы для диагностики ВИЧ-инфекции Лабораторные исследования для диагностики ВИЧ-инфекции на ранних стадиях основаны на выявлении специальных антител и антигенов в крови. Наиболее широко применяется такой метод определения антител к вирусу, как иммуноферментный

Из книги Фтизиатрия. Справочник автора Пак Ф. П.

Методы диагностики туберкулеза Клиническая диагностикаРазличные клинические формы туберкулеза, фазы течения заболевания, своевременность их диагностики, возраст больного определяют и своеобразие жалоб, симптомов болезни, данных рентгенологических и лабораторных

автора Дмитрова Елена Дмитриевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАНИЯ Фамилия, имя______________________________________________Год рождения______________________________________________Сведения о семьеМать (ФИО, образование, место работы)_____________________________________________________________________________Отец (ФИО, образование, место

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ Фамилия, имя, отчество __________________________________________________________________________________________Возраст ________________________________________________ Произносительная сторона речи 1. Степень разборчивости речи: Речь невнятная, малопонятная для окружающих____________

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ) Анамнез 1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка: есть / нет

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА Анамнез _______________________________________________________ _______________________________________________________ ______________________________________________________ – Жалобы _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Особенности

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИНОЛАЛИИ 1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция):Губы – наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологииВерхняя губа: Норма __________________________________________________ Укорочена _______________________________________________

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ * Праксис – адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ (Учитываются: сила движений, точность движений, темп движения, координация движений, переключение от одного движения к другому) 3,5 года Ездит на трехколесном

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙТВАМИ Фамилия, имя, отчество: ___________________________________Возраст: ___________________________________________________Образовательное учреждение:________________________________Имя, отчество матери,

Из книги Логопедические карты для диагностики речевых расстройств автора Дмитрова Елена Дмитриевна

КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ Дата обследования _________________________________________Ф.И.О ____________________________________________________Возраст_______ – образование_______ – профессия __________Знание других языков________ – ведущая рука _______________Жалобы ___________________________________________________Ориентировка

Дизартрия как речевое нарушение встречается у 3 – 6 процентов детей , но в последние годы наблюдается рост этой патологии. Дизартрия в логопедии занимает одну из лидирующих позиций среди самых распространенных форм нарушения устной речи. Более высокой частотой отличается лишь дислалия. В основе патогенеза данной патологии лежат поражения ЦНС и периферической нервной системы органического происхождения, а потому это нарушение изучается также психиатрами и неврологами.

Расстройство дизартрия связано с поражением речедвигательного анализатора, а также с нарушением мышечной иннервации артикуляционного аппарата. При этом структура речевого дефекта при дизартрии включает в себя нарушения звукопроизношения, речевой моторики , голоса, а также просодической стороны речи. Кроме того нарушается речевое дыхание при дизартрии . В случае тяжелой формы болезни возникает анартрия. В случае подозрения на расстройство, проводят неврологическую диагностику, логопедическое обследование речи (письменной и устной). В состав коррекционной работы при дизартрии входит лечебное воздействие (к примеру, ЛФК, ФТЛ, массаж, медикаментозные курсы), артикуляционная гимнастика, логопедические занятия, а также логопедический массаж.

Речевая карта ребенка с дизартрией. Симптомы речевого расстройства у ребенка.


При наличии дизартрии ребенок разговаривает нечетко, невнятно и малопонятно. Это связно с плохой иннервацией мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, голосовых складок и дыхательной мускулатуры. По этой причине при дизартрии у ребенка развивается множество речевых, а также неречевых нарушений, которые и составляют суть дефекта.


У ребенка с таким диагнозом нарушение артикуляционной моторики, как правило, проявляется в гипотонии, спастичности либо дистонии мышц. При этом мышечной спастике сопутствует постоянно повышенный тонус и напряжение мускулатуры языка, губ, шеи и лица, губы плотно смыкаются, а артикуляционные движения крайне ограниченны. В случае мышечной гипотонии у ребенка вялый язык, он неподвижно лежит, рот находится в полуоткрытом состоянии, губы не смыкаются, ярко выражено слюнотечение (гиперсаливация), из-за парезов мягкого нёба появляется назализация (то есть носовой оттенок голоса). Если дизартрия протекает с мышечной дистонией, то попытки речи изменяют тонус мышц на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при данном расстройстве носят различный характер, это зависит от тяжести и локализации поражения ЦНС. К примеру, для стертой дизартрии характерны отдельные фонетические дефекты (искажения некоторых звуков) и общая «смазанность» речи. Если болезнь в более выраженных степенях, то наблюдаются пропуски, искажения, замены звуков, при этом речь медленная, невыразительная и невнятная. В целом заметно снижается речевая активность. А в самых тяжелых, запущенных случаях, когда наступает полный паралич речедвигательных мышц, вообще невозможной становится моторная реализация речи.

Специфические признаки нарушения звукопроизношения – это стойкость дефектов и невозможность из преодоления, при этом период автоматизации звуков довольно длительный. При дизартрии у ребенка нарушается артикуляция фактически всех речевых звуков, включая гласные. Также для этого расстройства характерно боковое и межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, наблюдаются дефекты озвончения и смягчение (палатализация) твердых согласных. В связи с нечленораздельностью речи у ребенка вторично страдает еще и слуховая дифференциация звуков.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!