Конспекты логопедических занятий по фгос в старшей. Открытое занятие в старшей логопедической группе на тему: "Город красивой речи"

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме: «Комнатные растения»

Этот удивительный мир

Год обучения: второй
Возраст: 5-6 лет
Форма занятия: итоговое фронтальное занятие.
По лексической теме: Комнатные растения
Кто проводил: учитель-логопед Колесникова Ирина Анатольевна
Источники:
1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.
4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.

Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».
В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда.
Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения).
В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.
Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.


Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, игрушка – Домовёнок Кузя, разрезные картинки (по количеству детей).

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».

Схема занятия
1. Оргмомент.
2. Упр. «Закончи предложение»
3. Игра «Два-пять»
4. Упр. «Угадай слово»
5. Физ. минутка.
6. Упр. «Божья коровка».
7. Упр. «Собери цветок для мамы ».
8. Окончание занятия.

Ход занятия

Л-д встречает детей, организует приветствие.
1.Оргмомент
Л-д: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро.
Дети: - Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Л-д: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений.

2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)
А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…
1-…..для того, чтобы они не завяли.
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…..для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-…для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-…для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
(Кузя задаёт детям вопросы.)
Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?
Ответы детей.

3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й- У меня две герани и пять гераней.
3-й- У меня две традесканции и пять традесканций
4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й-У меня две фиалки и пять фиалок
6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)
А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт логопед.
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б"], последний - [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а.] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?
Ответы детей.
Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге….(рань), тра…..(десканция). Сколько слогов в этих словах?
Ответы детей.

5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)
Домовёнок приглашает вас на зарядку.
Проговаривание хором с имитацией движений.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.

6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)
Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].
Ответы детей.
1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.
2-й-Божья коровка летает над геранью.
3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.
4-й-Божья коровка летает вокруг герани.
5-й-Божья коровка сидит около герани.
6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.

Ребята у меня произошла неприятность, он нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.

7.Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)

Давайте соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:
Дети проговаривают свои действия.
-Я кладу стебелёк...

8. Окончание занятия.
Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встрече, я хочу подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
  • развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль;
  • воспитывать желание активно работать на занятии.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Психогимнастика

Ребята, скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень)

Давайте представим, что все мы – осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.

Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!

А другие смеются глядя на веселую игру.

Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.

А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.

Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.

Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.

II. Основная часть.

1. Просмотр презентации «Осенний лес». Сообщение темы.

Ребята, давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)

Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень)

И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях).

Да, правильно.

2. Дидактическая игра «Назови дерево».

На доске – предметно-тематические картинки.

Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.

Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)

А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)

Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. (Ель, сосна).

Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.

3. Д/игра «Части дерева».

Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).

Молодцы, вы хорошо знаете, из чего состоят деревья.

4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).

Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.

лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.

Молодцы!

5. Д/игра «Подбери слова – признаки».

Ребята, давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например береза какая?

  • береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
  • дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
  • рябина –… тонкая, нарядная, красивая
  • клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
  • липа – …красивая, липкая, лечебная
  • ива –… раскидистая, плакучая
  • ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.

Ребята, скажите, а почему так говорят…

  • береза кудрявая?
  • дуб могучий
  • ель колючая
  • клен тенистый

Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.

6. Д/игра «С какой ветки детки?».

Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья?

Этот лист с какого дерева? Значит он какой?

  • с березы – березовый лист
  • с осины – осиновый лист
  • с дуба – дубовый лист
  • с липы – липовый лист
  • с клена – кленовый лист.

И с этим заданием вы справились прекрасно.

7. Д/игра «Подбери слова – действия».

Скажите мне, пожалуйста, а что делают листья осенью? (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).

Молодцы.

8. Физминутка «Осенние листочки».

Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.

Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.

Листопад!

Молодцы, оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…

9. Д/игра – классификация.

Ребята, посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)

Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)

(Также: Много сосен – сосновый бор; много берез – березовая роща)

Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется? (смешанный)

Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев, давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки)…

10. Массаж с дарами природы.

Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.

Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!

Молодцы, положите шишки в корзинку….

11. Задание на развитие мелкой моторики.

А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.

(собирают разрезные картинки)

Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.

Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу, так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям.

Пожелайте деревьям, чтобы они…

  • росли – растите
  • здоровели – здоровейте
  • зеленели – зеленейте

III. Итог занятия.

Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях).

Оценка деятельности детей на занятии.

Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.

Шуршова Ю.Г.,
учитель-логопед

Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.

Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.

Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика «Грибочки», динамическая разминка «На поляне дуб зеленый».

I. Оргмомент.

Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются. Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

II. Основная часть.

1. Беседа по теме

Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.

Задание: Рассматривают картинки и называют съедобные и ядовитые грибы. Отмечают особенности их строения (шляпка, ножка). Закрепляют в словаре обобщающее понятие «грибы».

2. Упражнение на дыхание «В осеннем лесу».

Педагог предлагает детям представить, что они в осеннем лесу, ощутить его запахи. Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются), выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».

3. Загадки про грибы

Педагог читает загадки, дети их отгадывают.

Глубоко был спрятан он.

Раз, два, три, и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

(Белый гриб.)

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись

возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются... (лисички).

Конечно, не белый

Грибок – я попроще,

Расту же обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик

На нем серый кафтанчик

Шапка красненькая.

(Подосиновик)

Посмотрите-ка, ребятки,

Тут лисички, там опятки.

Ну, а это - на полянке

Ядовитые... (поганки).

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор.)

4. Зрительная гимнастика

После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:

«Грибочки»

Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)

Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)

5. Динамическая пауза

Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.

«На поляне дуб зеленый»

6. Упражнение «Посчитай-ка».

На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).

7. Игра с мячом «Один много».

Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.

III. Заключение.

Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.

Нравится 2 Плохо 0

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!