Развивающие игры для годовалых малышей. Игры с годовалым малышом

В 1 год кроха уже представляет собой личность, у которой есть свои предпочтения, характер и уникальные способности. Однако несмотря на все это, малышу предстоит многому научиться, и любящие родители должны помочь ему в этом. Играть с детьми в 1 год следует в те игры, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, сенсорики, координации, коммуникативных навыков и речи. Играть в развивающие игры желательно не только дома, но и на улице.

Во что можно поиграть дома?

Чем занять малыша дома с пользой для его развития и в то же время для хорошего настроения:

  1. Игра с крупами: мама расстилает на полу одеяло и усаживает на него кроху. Также малышу следует выдать емкости разной величины и подготовить различные крупы (мелкие пуговицы, фасоль, камешки). Малышу нужно показать, как наполнять емкости крупами, а также как смешивать их и захватывать пальчиками. Манипуляции с мелкими предметами как нельзя лучше развивают мелкую моторику рук малыша, тем самым способствуя развитию речи. Важно: когда малыш играет с мелкими предметами, то родители должны контролировать весь процесс игры, поскольку кроха может тянуть мелкие предметы в рот.
  2. Игра с коробками: наверняка в каждом доме есть коробки из-под обуви, продуктов и других вещей. Их не следует выбрасывать, поскольку они могут понадобиться для развивающих занятий с годовалыми детьми. В коробки можно вкладывать игрушки разных размеров, а также изучать соотношения разных величин. Малышу нужно показать, что некоторые предметы помещаются в коробочку, а некоторые - нет. Также можно продемонстрировать, что одну коробку можно поставить на другую. Очень скоро малыш поймет, что на самую большую коробку можно класть ту, которая имеет меньший размер и т. д.
  3. Игра с мячиком: мама и ребенок садятся на полу друг напротив друга и начинают катить по полу друг другу мячик. Также можно поиграть в лабиринт: попросить малыша катить мяч в импровизированный «туннель» (стулья, стол и т. д.).
  4. Боулинг: в один ряд ставят пластиковые бутылки или яркие кегли. Малышу нужно постараться сбить все предметы мячиком.
  5. «Водяная буря»: стакан заполняют водой, а ребенку выдают пластиковую трубочку. Мама показывает малышу, что дуя в воду через трубочку, можно делать «водяную бурю» (пузырьки). Такая игра придется по душе каждому малышу.
  6. Игра в ленточки: следует подготовить несколько ярких ленточек и показать малышу, как их можно подбрасывать, чтобы они извивались словно змейки.
  7. Пальчиковый театр: мама берет маркер и рисует на подушечках своих пальцев забавные рожицы. Ребенку можно показать, как импровизированные человечки общаются между собой, поют и танцуют.
  8. Составление пар: перед крохой раскладывают вперемешку несколько пар ярких носков и показывают, как из них можно собирать пары одинаковых предметов. Через некоторое время малыш и сам научится складывать парные предметы.
  9. Прятки: к игрушке привязывают яркую веревочку или ленту, а затем прячут ее, но так, чтобы ленточка находилась в поле зрения крохи. Малыш отыщет ленточку, потянет за нее и перед ним появиться игрушка. Таким образом кроха научится устанавливать причинно-следственные связи.
  10. Мешочек: в мешочек среднего размера кладут 3-4 игрушки, а затем просят малыша опустить руку в мешочек и угадать, до какой игрушки он дотронулся.
  11. Игра в домики: мама берет чистый лист бумаги, карандаш и формочки для выпекания фигурного печенья. Все формы нужно обвести карандашом на бумаге. Затем нужно продемонстрировать малышу лист с контурами и сами формочки, а после предложить найти каждой формочке свой «домик» (контур).
  12. Игра в цвета: мама высаживает в ряд игрушки и выдает каждой игрушечную тарелочку определенного цвета. Также нужно подготовить разноцветную мозаику, которая в этой игре будет «конфетами». Малышу нужно показать, что в каждую тарелочку следует положить «конфеты», соответствующие ее цвету.
  13. Собираем пирамидку: для игры понадобится пирамидка с шестью колечками. Все кольца нужно снять с палочки и разложить их перед крохой. Малышу предлагают потрогать кольца рукой, а также попытаться взять их, поднести к палочке и надеть их на нее. При этом ребенку следует комментировать цвета колечек, а также порядок их надевания на палочку.
  14. Еще одна игра в прятки: малыш сидит в высоком стульчике для кормления, а мама делает вид, что не может отыскать кроху. Мама произносит «где (имя ребенка)?» и начинает «искать» его, смотря по сторонам, в карман, в ящик, под стол и т. д. Затем нужно «обнаружить» кроху, выразить удивление «вот ты где!» и крепко обнять малыша и расцеловать. Такая игра отлично поднимет настроение ребенку, находящемуся целый день дома из-за болезни или скверной погоды.
  15. Имитируем песочницу: в широкую посуду мама высыпает килограмм манной крупы и прячет в ее толще какой-нибудь мелкий предмет. Затем мама предлагает крохе покопаться в манке и отыскать нечто интересное.
  16. Поиск сокровищ: для игры понадобится старая сумка, которую нужно наполнить любыми безопасными предметами (лучше пусть это будут не игрушки) и предложить малышу отыскать их.
  17. Магнитный театр: в любом детском магазине можно приобрести готовый набор магнитов, олицетворяющих персонажей той или иной сказки. Разыгрывать магнитный спектакль по сюжету сказки можно на холодильнике или специальном мольберте.

Чем еще занять ребенка дома:

  • можно взять набор пальчиковых красок, широкий ватман и позволить малышу порисовать;
  • включить веселую песню и потанцевать с малышом;
  • просмотреть яркие картинки, комментируя все то, что на них изображено;
  • почитать простые сказки и стихотворения;
  • надувать мыльные пузыри и многое другое.

Игры на улице

Развивающие игры для годовалого ребенка можно организовывать и на улице (даже в том случае, если малыш еще не научился уверенно ходить). Во время прогулки важно обращать внимание крохи на все то, что происходит вокруг него. Если удалось найти полянку или клумбу с цветами, то можно предложить крохе понюхать цветок, потрогать пальчиками его листья и лепестки. Осенью можно собирать опавшие листья и каштаны, а зимой - дать потрогать крохе снег. Также можно покормить голубей, порисовать мелками на асфальте, покатать кроху на качели и многое другое.

Ближе к году малыши начинают с интересом относиться к себе подобным, поэтому в этом возрасте можно выходить с крохой на детскую площадку, взяв с собой игрушки для песочницы. Ребенка с года уже можно учить элементарным правилам общения - приветствовать, делиться игрушками, просить интересующий предмет, прощаться и т. д.

Стоит помнить, что даже в самые интересные игры следует играть дозировано, то есть соблюдая меру. Маленькие дети быстро устают даже от самых увлекательных занятий. Если по тем или иным причинам кроха не хочет играть, то его и не нужно заставлять. В таком случае занятие следует отложить и приступить к нему, когда у малыша улучшится настроение.

Регулярные игры с крохой обеспечивают ему гармоничное физическое и психоэмоциональное развитие, поэтому о них не стоит забывать!

Научившись хорошо ползать, сделав первые шаги, годовалый ребенок получает свободу передвижений. И, конечно, лучше всех знает, куда ему отправляться. Бурно протестует, когда сталкивается с препятствиями: закрытыми дверями, заклеенными скотчем ящиками, запретами брать любые предметы и манипулировать ими.

Что сделает мудрая мама:

  • Организует безопасное пространство.
  • Предоставит свободу действий.
  • Составит целый план о том, чем занять годовалого ребенка дома .

А иначе:
Недостаточная свобода в передвижениях затормозит развитие малыша. Следить за ребенком постоянно практически невозможно.

Ребенок берет чужие вещи

Малыш стремится играть с теми вещами, которые видит в руках взрослого: мамин мобильный телефон, папин ноутбук, дедушкины часы, бабушкины очки.

Что сделает мудрая мама:

  • Подробно расскажет про каждую вещь в доме.
  • Обучит правилам безопасности.
  • Поддержит, чтобы ребенок всегда чувствовал, что ему доверяют.
    А иначе:
    В понимании малыша мир взрослых останется для взрослых, а ему такому маленькому и неумелому нет туда дороги. Это приведет к различным комплексам в будущем.

Очень активный ребенок

Большинство детей - настоящие «фабрики» по производству энергии. Куда её девать?

Что сделает мудрая мама:
Всегда найдет, чем занять годовалого ребенка дома, чтобы обеспечить ему выход лишней энергии. И в этом помогут самые разнообразные игры.

Игры с мамой

  1. Взбиваем подушку.
    Перед этим действом стоит убрать все бьющиеся предметы, а потом устроить семейную битву подушками.
  2. Танцуем под музыку.
    Годовалые детки просто обожают это делать.
  3. Мнем глину.
    Когда мама готовит пирог, она может дать малышу кусочек теста пусть мнет и лепит, сколько хочет.
  4. Стучим-грохочем.
    Пусть это будут крышки, кастрюли, тарелки, ложки. Всё, чем можно погреметь и постучать вместе с ребенком.
  5. Забавляем-потешаем.
    Добавим ярких позитивных эмоций в купание, одевание, умывание с помощью веселых потешек. Под такие песенки можно хлопать в ладоши, стучать ножками, качать головкой, шевелить пальчиками.
  6. Танцуем пальчиками.
    Пальчиковые игры позабавят малыша и благотворно повлияют на развитие.

Активные игры дома

  1. Если ещё не решили, чем занять годовалого ребенка дома,попробуйте увлекательную игру льдинка. Найти в холодильнике кусочек льда не составит труда. Можно заранее приобрести необычные формочки для льда в виде звездочек и фигурок. Пусть ребенок изучит кусочек льда, потрогает, а, когда вдоволь наиграется, поставьте мисочку с теплой водой. Пусть бросает в неё лёд и снова достает. Во время игры важно объяснить крохе, что происходит и, что он чувствует. Разнообразьте игру цветным льдом собственного приготовления. Перед заморозкой добавьте сок или детское пюре яркого цвета. Малышу наверняка понравятся такие забавные цветные фигурки.
  2. Игра коврик. Понадобится мягкий коврик-пенка небольшого размера. Покажите ребенку как его сворачивать и разворачивать, ему будет интересно повторить это увлекательное действие.
  3. Игра резинка. Всё, что нужно - это канцелярские резинки и баночка, на которую малыш будет их надевать.
  4. Солнечный зайчик. Любимая всеми детками игра. Главное условие, чтобы за окошком солнышко светило. Берём зеркало и - вперёд!
  5. Волшебные фантики. Малышам очень нравится что-нибудь яркое и шелестящее. Вот оказывается чем занять годовалого ребенка дома - простыми фантиками от конфет. Их нужно разгладить, хорошо расправить края и подбросить вверх. Ребенок с удовольствием будет наблюдать, как фантик падает вниз. Затем можно привязать к обертке ниточку и попросить кроху поймать его.
  6. Строим башню. Здесь проявите фантазию и найдите в квартире то, из чего можно сделать башню. Это могут быть баночки от детского питания, коробочки от чая, детская обувь, крышки от банок, косметика.

Как научить играть самостоятельно

Самостоятельная игра начинается с удивления. Те вещи, которые для взрослого кажутся обычными, ребенка удивляют. Иногда, гадая, чем занять годовалого ребенка дома, вы обнаруживаете, что коробка из под йогурта займет малыша на целый час, а новая яркая игрушка будет интересна всего 5 минут.

Важно организовать хранение игрушек так, чтобы ребенок сам мог достать нужную игрушку. Удобней разложить их по разным маленьким коробкам, а не в один огромный мешок.

Планируйте каждый день, чем вы займете ребенка завтра. Сделайте заготовки для игр. В возрасте одного года малышу трудно самому выбрать себе игру, поэтому он требует постоянного участия мамы в процессе. Если вы делаете свои дела, всегда можно придумать, чем занять годовалого ребенка домаи организовать игры по дороге к себе. На пути малыша можно выстроить несколько комплексов из игрушек, которые заинтересуют и привлекут внимание, пока он будет ползти или идти к вам. Помните, главное не ограничивать свободу и фантазию в игре.

10.01.2014

Пластилиновая ворона . Мамам обычно кажется, что первое знакомство с пластилином должно состояться у ребенка не раньше 2,5—3 лет. Однако даже для годовалых малышей игры с пластилином могут оказаться очень увлекательными, и совершенно точно они будут полезны им для развития мелкой моторики. Конечно, такие крохи пока не могут ничего слепить, но они уже способны разминать кусочек пластилина в ладошках: это отличная гимнастика для маленьких пальчиков.

Есть и другой вариант использования пластилина в столь юном возрасте . Мама может скатать из него маленькие шарики разных цветов, выложить их на листок бумаги в виде цветка или любой другой фигуры и попросить малыша надавливать на эти шарики пальчиком. В первый раз нужно будет показать крохе, как это сделать. Но вскоре малыш и сам включится в процесс (обязательно похвалите его за это!) и, вероятнее всего, останется в восторге от того, как на его глазах распускается дивный цветок или ярко загорается звезда.

Важно : один год — это тот возраст, когда малыш еще склонен тянуть все в рот, поэтому мама должна быть начеку. Кстати, для таких крох выпускается специальная масса для лепки, очень соленая на вкус: лизнув ее один раз, малыш едва ли захочет повторить эксперимент.

Все по полочкам. В возрасте 1—1,5 года малыши очень любят что-нибудь куда-нибудь складывать. Приготовьте несколько коробочек разного размера и возьмите различные небольшие предметы — маленькие игрушки, чайные пакетики в индивидуальной упаковке из фольги, колечки от пирамидки и т. д. Малыш будет с большим удовольствием раскладывать игрушки по емкостям и перекладывать их из одной в другую: так он впервые познакомится с понятием объема. Также в этом возрасте очень востребованы игры со стаканчиками-вкладышами — разноцветными емкостями разного размера, которые помещаются одна в другую подобно матрешкам.

Прятки. Подберите подходящий момент — когда малыш зашел за шкаф или залез под одеяло — и сделайте вид, что не можете его найти. Дети очень любят, когда их ищут. Спрашивайте громко: «Где Саша? Куда же пропал мой малыш? Саша, ау! Ты где?» Малыш притаится, а потом начнет смеяться. «Находите» малыша так же громко и эмоционально, обнимайте и целуйте его: «Вот мой малыш! Нашелся! Ура!.. Ой… Опять спрятался?

Ожившая сказка . Большинству малышей очень нравится смотреть, как рисует мама — даже если они сами пока не проявляют большого интереса к карандашам и краскам. Попробуйте превратить очередной сеанс рисования в увлекательное приключение: нарисуйте целую сказку или историю, где главным героем будет ваш кроха. Обладать каким-то особым талантом необязательно. Главное — комментировать каждое свое действие и называть каждый элемент. Например: «Жил-был Саша (рисуем человечка). Вот его головка, вот глазки, а вот носик. И вот вышел Саша гулять на улицу (рисуем дома, машины, дорогу). И тут начался сильный снегопад (рисуем снежинки). Саша решил слепить снеговика» и т. д. Такой вид рисования не только увлечет малыша и вызовет у него интерес к рисованию, но и поспособствует развитию его : ведь кроха будет соотносить каждое изображение с вашими словами.

Мяч — универсальная игрушка для детей практически любого возраста. Когда ребенок еще не ходит, но уже сидит, он может вместе с мамой катать мяч по полу. Когда кроха научится ходить, можно попробовать поиграть с ним в футбол : для начала будет достаточно просто научиться попадать ногой по мячу — это помогает развить координацию движений. Воротами может служить любой дверной проем, за которым нет ничего бьющегося. Также можно попробовать поиграть с малышом в боулинг , где роль кеглей могут исполнять пустые пластиковые бутылки из-под воды.

Первые картины . Многие специалисты по раннему развитию считают, что знакомить малыша с рисованием нужно уже в 8—9 месяцев! В это время он уже способен сидеть и удерживать в руке карандаш или фломастер. Впрочем, начинать лучше всего с восковых мелков. Их малышу будет гораздо проще освоить, чем классические карандаши, поскольку рисовать можно любой стороной. Кроме того, восковые мелки толще и удобнее ложатся в детскую ручку. Обратите внимание на восковые мелки треугольной формы: они сделаны так, чтобы крохам 1—2 лет было удобно их держать. Также для юных художников существуют специальные пальчиковые краски — они идеально подходят для .

Что касается бумаги, то лучше всего взять большие листы ватмана или рулон ненужных обоев — чтобы маленькому художнику было где развернуться. И обязательно сохраните первые рисунки своего малыша — со временем они станут одним из самых ценных экспонатов вашего семейного музея.

Современные родители начинают заниматься развитием своих детей с раннего возраста, достичь хороших результатов помогают игры для младенцев. Годовалые дети, как правило, уже могут уверенно ходить, пытаются познавать мир при помощи основных органов чувств. При этом они обладают неуёмной энергией, которую для гармоничного развития способностей и формирования адекватного восприятия окружающей действительности необходимо направить в нужное русло.

Основные виды игр для малышей

Игры с маленьким ребёнком — это не просто развлечение, они должны нести в себе определенную смысловую нагрузку . Существуют несколько целей, которых помогут достичь различные игровые занятия:

  • физическое развитие;
  • совершенствование мелкой моторики (это особенного важно для становления речевой функции);
  • формирование восприятия действительности;
  • улучшение памяти.

Примеры спортивных игр с ребёнком

За развитие физического состояния детей в возрасте одного года отвечают подвижные занятия. Здесь важно не забывать о чувстве меры: ребенку должно быть комфортно, не нужно перенапрягать его.

Для решения этой цели прекрасно подойдут игры с мячом. Конечно, с годовалым ребёнком не получится играть в футбол, но бросать мяч руками и пинать ногами ему вполне по силам. Мяч должен быть очень лёгким, чтобы ребенок не повредил свои связки и суставы . Нужно чередовать периоды интенсивных нагрузок с относительно спокойными. Хорошо воспринимается ребёнком такого возраста . Эти упражнения не только заставят малыша проявить двигательную активность, но и вызовут улыбки и смех.



Примеры занятий, развивающих мелкую моторику

Игры для детей до года, развивающие мелкую моторику, очень важны, поскольку оказывают влияние на становление речевого аппарата. Это утверждение основано на результатах научных исследований: области мозга, отвечающие за тонкие движение пальцев рук, также управляют и органами речи. Поэтому, развивая у детей способности играть мелкими деталями, родители закладывают основы умения говорить.

Начинать такие занятия нужно с простых упражнений, например, дайте крохе подержать в руках бусинку или покажите, как нужно подбирать рассыпанные по столу маленькие предметы. Сначала эти манипуляции могут вызывать у малыша сложности, ведь ему всего год. Со временем он научится не только уверенно хватать мелкие детали, но и начнёт складывать их в коробочку.

Проводя развивающие мелкую моторику занятия, не отходите от малыша ни на шаг. Дети этого возраста имеют привычку тянуть все в рот. Родители должны следить, чтобы при играх мелкими предметами малыш ничего не проглотил.

Лепка из пластилина и рисование также могут хорошо повлиять на развитие пальчиков. Конечно, с ребёнком в возрасте одного года не получится на самом деле что-то смастерить или изобразить, но он с удовольствием повозится с пластичной массой или красками. Не бойтесь того, что малыш испачкается, всё это можно отстирать, но не забывайте следить за составом материалов. Они должны быть безопасны.

Игры с ребёнком, помогающие правильно воспринимать окружающий мир

Когда малыш достигает возраста одного года, он начинает внимательно рассматривать свое тело. Наверное, вы замечали, как дети изучают свои ручки? В этот период нужно показать детям части тела и то, что они есть у всех.

Указывайте пальцем, например, на глазик крохи и называйте его, потом то же самое делайте со своим глазом. Так вы дадите понять малышу, что он такой же, как и все.

Начинайте знакомить детей годовалого возраста с названиями окружающих предметов, животных, растений. Часто они пытаются повторять новые слова. Сначала эти звуки будут мало похожи на произнесённые вами, хотя обычно родители понимают речь своих детей.

Занятия для улучшения памяти

Память годовалых детей недолговечна, они забывают людей, которых редко видят, игрушки, которыми редко играют. Для того, чтобы тренировать запоминание, нужно регулярно проводить специальные занятия с ребёнком . Правильный подход к этому вопросу может сослужить хорошую службу в будущем, например, в учёбе.

Развивающие игры для улучшения памяти часто принимают форму коротких стишков и песенок. Это всем известные «ладушки-ладушки, «сорока-белобока». Все эти игры знакомы нам еще с детства. Тренировка запоминания заключается в том, что дети пытаются повторить движения или даже мотив песенки.

Кроме таких считалок, можно использовать следующие занятия: покажите крохе игрушку, которая ему нравится, и спрячьте её так, чтобы он видел как вы это сделали. Малыш обязательно пойдёт её искать. После того как этот этап будет пройден, начните отвлекать его на некоторое время от спрятанной вещи, а потом напоминать о ней. Со временем дети сами начинают прятать некоторые предметы, при этом они безошибочно находят их в нужный момент.

Особенности игрового процесса с годовалым ребёнком

Чтобы развивающие игры с детьми до года приносили желаемый результат и не были в тягость, нужно соблюдать несколько принципов организации игрового процесса:

  1. Увеличивайте сложность заданий постепенно. Делать это нужно после того, как кроха хорошо освоил предыдущий этап.
  2. Развивающие упражнения не должны быть ребенку в тягость. Заставить что-то делать малыша в возрасте одного года через силу невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы они приносили положительные эмоции.
  3. При приобретении игрового материала учитывайте вкусы малыша. Например, покупая мячик, предложите ему выбрать его самостоятельно. Он возьмёт в руки в первую очередь ту игрушку, которая больше всех ему понравится.

Выбирайте игры для грудничков, в которые играли с вами ваши родители, не нужно изобретать велосипед. Развивающие упражнения, прошедшие проверку временем – это всегда наилучший вариант. Если вы не помните во что играли с родителями, обратитесь к ним за помощью, бабушки и дедушки, как правило, любят повозиться с внучатами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!