Унжа костромская. Унжа (Костромская область)

УНЖА

Костромская область, Макарьевский район, с. Унжа.

Унжа. Селище 3, р.ж.в. Близ села, 0.4 км. к северу северо-востоку от городища, первая надпойменная терраса правого берега р. Унжа. Обследовано в 1981 г. Ю.Н. Урбаном. Протянулось вдоль края террасы, размеры ок. 140х25 м., высота над поймой 1.5-2.0 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная.

Унжа. Селище 2, X-XIII, XIV-XVII вв. 0.25 км. к юго-востоку отс ела, склон первой и второй надпойменной терасс правого берега р. Унжа. Протянулось вдоль края террасы, размеры ок. 350х80 м., высота над поймой 6-20 м. Керамика лепная, датированная X-XI вв., и гончарная позднесредневековая.
Первоначально марийское поселение было подвержено славянской колонизации с Запада.

Унжа. Городище Унжа, XI-XIII, XIV-XVII вв. Центральная часть с.. близ церкви, правый коренной берег р. Унжа (левый приток р. Волга) между двумя оврагами. Описано в кон. XIX в., обследовано в 1981 г. Ю.Н. Урбаном.
Площадка подчетырехугольная в плане, вытянута с севера на юг, размеры ее 95-100х45-50 м., высота над поймой более 55 м., с севера, северо-запада и запада – подковообразный вал высотой до 4 м., длиной до 65 м., с напольной северной стороны перед валом – ров глубиной до 4 м., шириной до 10 м. В юго-западном углу крепости зафиксирован воротный проем шириной до 4 м.
Керамика гончарная, датированная XIII-XVII вв.
По мнению историков, Городище Унжа возникла при князе Всеволоде между 1176 и 1212 гг. Городище связывается с остатками летописной Унжи, впервые упомянутой в Московском летописном своде под 1219 г. в связи с описанием похода волжских болгар на Великий Устюг.
Часть исследователей считают средневековую Унжу городом в социально-экономическом понимании этого термина, другие рассматривают ее как промысловый и торговый поселок, еще не приобретший характер города, хотя и имевший крепость.
На территории городища располагаются церковь и прицерквоное кладбище.

Унжа. Селище 1, XIV-XVII вв. Территория села, склон правого берега р. Унжа, вокруг городища. Занимает краевую часть коренного берега и высокие террасы, размеры ок. 600х400 м., высота над поймой 30-55 м. Керамика гончарная позднесредневековая. Селище может рассматриваться как остатки посада средневековой Унжи.

С 1719 г. Унжа стала центром Унженского уезда Галицкой провинции Архангелогородской губернии. В 1778 г. Унжа стала центром Унженской области Костромского наместничества. С возникновением города Макарьев Унжа постепенно теряла административную роль и лишилась статуса города.
В нач. XX в. Унжа была «заштатным городом» с населением 1284 человека. Сегодня население заметно снизилось.
Название села происходит от реки Унжа, что переводе с тюркских языков означает либо песчаная, либо неприступная.

Вид на одноименное село со стороны реки Унжи.

Унжа – одно из самых древних поселений на территории современной Костромской области. Расположено в Макарьевском районе в 18 км. к северо-востоку от районного центра. Долгое время Унжа имела статус города-крепости и основывалась как опорный пункт для обороны северо-восточных территорий Владимиро-Суздальского княжества.

Есть основания предполагать, что город-крепость Унжа, был основан в конце 12 — начале 13 века. Впервые упоминается в летописях в 1219 году в связи с походами волжских болгар на Устюг и Унжу. Постепенно город из военно-административного центра превратился в торгово-административный центр.

В книге «Старинные волости и станы в Костромской стороне» Унжа в 15 веке упоминается под названием «Унженская тамга» — места сбора пошлины (тамги):

«Из договорной грамоты князя Василия Дмитриевича с князем Василием Андреевичем видно, что в 1405 году Унженская тамга числилась в составе Городецких волостей, это Городец на Волге. Тогда Василий Дмитриевич Унженскую тамгу уступил князю Владимиру и его детям со всеми пошлинами. В 1410 году князь Василий Андреевич духовной грамотой Унженскую тамгу отказал сыну своему князю Ярославу. Далее судьба Унженской тамги зависела от участи Городца, который с волостями князем Василием Ярославовичем в 1448 году был уступлен Московскому государю, который отдал Городец с волостями в 1551 году суздальскому князю Ивану Васильевичу. В 1616 году Унжа числилась в Галичском уезде и числилась Галичского уезда, Унженские осады. Впрочем, в 1607 и 1608 годах писался Унежский уезд, также как и в начале 18 века. Унежское городище называлось Унжа. В 1616 и 1620 г.г. в Унежской осаде писались починок Тимошин, пустынька Спасская на реке Унже, да на Унже же пустынька Хмелевская (ныне село Спас на Красной горе)».

В 16 веке Унжа вновь выполняет военную миссию, защищая от набегов татар с территории Казанского ханства северо-восточные территории московского государства.

Часть исследователей считают средневековую Унжу городом в социально-экономическом понимании этого термина, другие рассматривают ее как промысловый и торговый поселок, ещё не приобретший характер города, хотя и имевший крепость (время ее постройки доподлинно не установлено).

Во второй половине 17 века город Унжа прежнее значение теряет, так как в 15 верстах от него возник новый город – Макарьев.

5 сентября 1778 года была создана Унженская провинция Костромского наместничества. Состояла из 4 уездов: Ветлужского, Варнавинского, Макарьевского и Кологривского. Унженская провинция была ликвидирована указом от 12 декабря 1796 года.

В «Материалах географии и статистики Костромской области» 1861 года Унжа упоминается следующим образом:

«Заштатный город Унжа расположен на возвышенном берегу реки того же имени, в 20 верстах выше Макарьева, на границе Макарьевского и Кологривского уездов.

Кроме земляного вала, внутри которого жители укрывались во время нашествия казанских татар, этот город не имеет других исторических памятников. В настоящее время Унжа ни в торговле, ни в промышленном отношении не представляет ничего замечательного. В городе находятся 2 каменные церкви, 1 каменная и 3 деревянные часовни, 221 частный деревянный дом, 5 лавок и 1446 жителей».

В городе проживало 5 дворян, 32 представителя духовенства, 149 купцов.

Жители занимались земледелием. Село славилось выращиваемым луком, а также своими сапожниками и портными.

В 1916 году в Унже находились следующие торговые заведения: мануфактурные магазины К.Шешиной и О.Шабаровой, хлебно-бакалейные магазины А.В.Муравьева, В.А.Родионовской, А.И.Морохина, И.И.Родионовского, И.В.Субботина и М.Е.Селезнева.

Важнейшим памятником градостроительства Унжи является дошедшая до настоящего времени планировочная структура бывшего города Унжи, выстроенного в соответствии с разработанным в начале 19 века генпланом и сохранившего своё древнейшее ядро - крепость 13 века. Прямоугольная композиция плана с сеткой кварталов, образованная пересечением продольных и поперечных улиц, разрежена системой площадей, устроенных близ крепости (Торговая) и на пересечении проходивших через Унжу дорог на Галич , Кологрив, Макарьев (Никольская и Сенная). Выразительный природный ландшафт, использованный градостроителями, делает Унжу одним из самых живописных поселений Костромской области. Важную роль в формировании панорамы Унжи играют культовые здания. Древнейшее из них - Воскресенский собор, выстроенный в камне в конце 18 веке на месте обветшавшего деревянного собора и расположенный на территории городской крепости.

Население села Унжи по состоянию на 2008 год составляет 366 человек. В настоящее время в Унже имеются следующие предприятия и учреждения: сельскохозяйственное производство СПК «Новый путь», школа, дом культуры, участковая больница, почтовое отделение.

Село Унжа названо в честь притока Волги - реки Унжа (с тюрских языков - , по другой версии -).

Унжа является древним славянским поселением, появившимся в 11-12 веках. По мнению историков, Унжа возникла при князе Всеволоде Большое Гнездо между 1176 и 1212 годами. Летопись упоминает об этом поселении как о городе в 1218 году.

В 12-13 веках был опорным пунктом для защиты от татар. В 14-19 веках город выполнял торговую миссию. В 1928 году был образован колхоз. В настоящее время в Унже располагается СПК, участковая больница, школа, ДК, почтовое отделение. В селе находятся памятники архитектуры (в т.ч. три церкви, одна из которых действующая), истории и природы.

Унжа - старый город. А что о нем известно?

В словаре Брокгауза и Ефрона (издание 1902 г.) записано:

В труде Херсонского (член Костромской ученой архивной комиссии) (издание 1888 г.) упоминается о том, что в 1552 году казанские татары побывали в городе Унже.

В 1670 году в Унже был отряд Степана Разина под командованием Ильи Ивановича Пономарева. Отряд от Волги шел по реке Ветлуге и затем через территорию нынешнего Тимошинского сельсовета вышел к городу Унже. Находясь в Унже, Пономарев заставил земского старосту Тараску Григорьева собрать народ, а попа Тимофея зачитать. Узнав о существовании Макарьевского монастыря, отряд пошел туда, но в пути где-то между Унжей и Макарьевом был встречен войсками московского воеводы Василия Нарбекова и потерпел поражение. Историк Соловьев пишет, что (т. XI, гл. 5. История России). Херсонский в своем труде по разработке летописей Макарьевского монастыря утверждал, что отряд Пономарева был разбит на голову. В действительности же, как это видно из сборника авторов Л. Белова, В. Касторского и Н. Соколова по истории города Галича (Костромское издательство 1959 г.), отряд не был разбит, а в составе 400 конных и 300 пеших бойцов через территорию Кологривского уезда отступил к Судаю и осадил его. Руководить осадой Пономарев оставил старшину отряда Мирона Федоровича Мумарина, а сам на пяти поводах с девятью бойцами отправился к Тотьме для вербовки новых сил и изыскания оружия. Но 11 декабря 1670 года на глухой лесной дороге под Тотьмой был пойман отрядом тотемского воеводы Ртищева и 12 декабря 1670 г. повешен у Тотьмы на берегу р.Сухоны. Старшина же Мирон Мумарин от Судая дошел до Великого Устюга, где его поймали и отправили в Москву с несколькими помощниками.

До преобразования Макарьевской монастырской слободы в город Макарьев (1778 год) в Унже было воеводство (управление уездом). Но монастырская вотчина имела от 20 октября 1626 года царскую грамоту, в которой было сказано: .

Город Унжа был долгое время значительным торговым центром и только с образованием г.Макарьева стал хиреть. К сожалению, каких-либо конкретных данных о размерах торговли в прошлом об Унже нет. Но некоторое представление можно иметь из имеющихся сведений о торговле в Макарьевской монастырской слободе. Так, по летописным данным 1667 года в Макарьевской слободе широко велась торговля. Ежегодно в январе и июле проводились ярмарки и каждую пятницу торжки. На время ярмарок только монастырь сдавал 267 лавок, 15 шалашей, 8 изб и 2 чулана. Лавок было 13 рядов. На ярмарки съезжались купцы из Юрьевца, Галича, Унжи, Кинешмы, села Воронея, Нерехты, Решмы, Плеса, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и из Москвы. Приезжали на ярмарки даже английские купцы с табаком. Надо полагать, что в Унже до образования города Макарьева торговля велась более оживленная, чем в монастырской слободе.

В Унже имеются два памятника старой архитектуры - церковь Николая Чудотворца 16 в. и городище - военно-инженерное земляное сооружение XV века, одно из наиболее мощных частично сохранившихся в Костромской области.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!