Младенцы - известные оригиналы. Свои способности и умения они часто проявляют совершенно неожиданно и все по-разному. Но определенные навыки к определенному сроку обязательно освоит каждый. Молодые мамы любят сравнивать своих малышей и хвастаться их успехами: кто раньше сел, пошел, сказал первое слово. Но у каждого свой «график» жизни, каждый младенец развивается индивидуально, только с ему присущей скоростью, и нет разумных оснований для форсирования тех или иных стадий и этапов, тем более для специальных «тренировок». Нельзя настаивать на чем-то, следует дать малышу время, которое отпущено природой для развития именно ему. Не надо волноваться: ребенок обязательно научится всему, что ему положено уметь.
Кармела Лопардо Психотерапевт-психолог. Первые моменты жизни ребенка волшебны и уникальны, пропитаны святостью. И поддержание близкого, прямого контакта, кожи кожи вашего ребенка сразу же после родов является необходимым и положительным временем, которое хорошо и для мамы, и для младенца.
Физический контакт как знание В так называемом контакте кожи с кожей молодые, новорожденные, опускаются на грудную клетку матери: контакт между телами, который позволяет первым часам жизни ребенка уникальным взаимным познанием и от доказанных преимуществ, близость, которая представляет собой другой отрывок, чем прием ребенка, омытого и одетых после родов. Это момент знания: запахи, теплота и физичность.
Выделяют следующие этапы развития ребенка до 1 года: период новорожденности (первые 28 дней) и грудной возраст (от 1 месяца до 1 года),
В периоде новорожденности различают ранний период (первые 7 дней) и поздний период (следующие 21 день).
В грудничковом возрасте традиционно выделяют кварталы: 3, 6, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.
На каждом из этих возрастных этапов формируются важные специфические функции, которые могут служить показателем возрастного развития и определяют его последующий ход.
Открытие мира. Мать теперь смотрит на своего ребенка, уже не воображение, пока не представило ребенка на колени. Не только для женщины, чтобы противостоять травмы, почти траур, вдруг пустой живот после родов, в то время как ребенок травма привезена из внешнего мира, вне утробы, полные огней, шум, холода.
Любовь и тепло Американский антрополог Эшли Монтагю в начале 1970-х годов указал на важность контакта матери и ребенка с эволюцией ребенка на всех уровнях, социальной и психологической. Кожа обладает инстинктивным языком, который совершенно понятен ребенку с самого первого момента. Это измерение, с помощью которого младенец может воспринимать себя и других, но прежде всего средство любви и тепла.
Самый сложный период в жизни ребенка - это период новорожденности (второй по сложности - подростковый возраст). Ребенок рождается с далеко еще не законченным развитием всех органов и тканей, которые уже после рождения постепенно совершенствуются и приближаются по своему строению и функциям к органам взрослого человека.
Преимущества контакта между новорожденными и родителями. Преимущества контакта кожи с кожей, которые теперь известны и неоспоримы, были обнаружены после грудного вскармливания: Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы младенцы испытывали контакт с кожей кожи, и есть несколько исследований, которые подчеркивают один из результатов более очевидно, что эти дети продолжают кормить грудью в течение как минимум шести недель дольше, чем другие. Кожа как средство коммуникации Научно доказано, что контакт с кожей может инициировать диалог между матерью и ребенком, который становится фундаментальной основой их отношения.
Вот малыша принесли из роддома, и сначала для всех окружающих его взрослых полная загадка, что думает этот "маленький человечек, что означают его покряхтывания, движения кулачками. Но постепенно мамы и папы успешно начинают компенсировать полное незнание малыша своими чувствами, эмоциями, интуицией. Происходит взаимный процесс узнавания друг друга.
Прямо здесь начинается связь между двумя - как теперь независимая, но всегда привязанная. И первые девять месяцев жизни ребенка, с этой точки зрения, являются фундаментальными: определенный период «эзогестирования», во время которого мама и ребенок учатся любить и познавать друг друга в уникальных отношениях. Отношения, в которых, как по своей специфике, развиваются обе личности: и мать, и новорожденный.
Первоначально небольшая зависит только от вас «В ступеньках лестницы зоологических ближе к человеческому роду, присутствующих при рождении большую степень автономии и, следовательно, меньше нуждаются в родительской опеки», объясняет Лоренсо Брейбанти в его «рождения и рождение без насилия», С другой стороны, человеческий младенец «находится в состоянии относительной импотенции». И «уменьшенный диапазон инстинктов приводит его к почти полной зависимости от родителей и, в целом, окружающей среды».
Подробное изучение основных сторон развития ребенка первого года жизни обусловлено тем, что это самый трудный и ответственный период не только для ребенка, но и для его родителей, медиков.
Врачи-педиатры при первых посещениях, оценивая состояние ребенка, исходят из таких показателей, как вес, рост, питание, развитие двигательных функ-
Новорожденный должен чувствовать избиение матери. Новорожденный ребенок находит тепло и жизнь в близости кожи кожи и ощущает сердцебиение матери, развивая лучшую способность к терморегуляции и лучшую склонность к сну. Он дышит лучше сразу, а апноэ и респираторные паузы уменьшаются и исчезают намного быстрее. Кроме того, наблюдалось также сокращение времени, в которое матери и малыши переходят в больницу после родов, а также со временем, быстрее и больше роста веса ребенка.
Но даже у папы и кожаного контакта с кожей также хорошо для мамы и папы. Даже отец может поддерживать ребенка на груди и развивать с самого начала уникальную близость и глубокую связь, которая ведет к жизненной силе из этой близости. Мама также, по-видимому, увидит рост производства молока благодаря грудному вскармливанию, которое начинается так скоро, и оба родителя найдут в этом контакте истинное инстинктивное призвание по уходу за ребенком.
Ций, социальная активность (общение), функционирование кишечйика (стул), сон, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, других членов семьи. Кроме того, врачи и родители ориентируются на основные ступени развития ребенка: умение держать голову, сидеть, ползать, ходить. Обращают внимание на развитие моторики руки: удерживание игрушки, точность движений руки и пальцев, перекладывание игрушки из одной руки в другую, способность малыша брать мелкие предметы.
Положительные эффекты марсупиотерапии. Такая же марсупиотерапия становится все более распространенной в больницах нашей страны. Метод поддерживает детский сон и жизненно важные функции, и в целом находит преимущества в социализации и психологическом и физическом развитии. Руководящие принципы Всемирной организации здравоохранения по этому методу датируются десятью годами, в то время как психоаналитические исследования положительных эффектов марсупиотерапии также углубляются.
Развитие ума благодаря коже. Фактически, это кожа, чтобы принести наследие девяти месяцев «В утеро» для жизни человека. Это первая среда, с которой ребенок с самого начала знает и исследует мир, вступая в контакт с внешним миром и с другими, пока он держится в объятиях.
Прежде всего надо обязательно учитывать, что тем-пы роста и развития младенцев просто стремительны. Неправильное питание, плохие окружающие условия, частые болезни могут нарушить развитие ребенка. Важнейшие показатели физического развития (рост, вес тела, объем головы и груди) помогают оценить со-стояние здоровья младенцев.
Все чувства, которые происходят из кожи переработаны от ума становится восприятием, эмоций и чувств По детской психологии, ум и мышление уже развивается в течение первого года жизни, и эта эволюция происходит в основном через кожу. Она также способствует самоуважению новорожденной Сьюзен Лудингтон, кенгуру эксперта и профессора в педиатрии медсестер в Америке, он показал, что кожный контакт, несущий соответствующие циклы сна, имеет эффект развития лучше и быстрее мозга у новорожденных, И, с психологической точки зрения, у этого ребенка больше шансов на развитие самооценки.
Новорожденный ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека, он имеет огромное количество анатомо-физиологических особенностей, отличающих его от грудничковых детей и особенно детей старших возрастных групп: дао и более высокие тем-пы обмена веществ, и особенности развития всех органов и систем.
Только в раннем детском возрасте выявляются оп-ределенны^ состояния, не встречающиеся в других возрастных группах и у взрослых. Малышу нужно
Тема развития ребенка в будущем и нынешних родителей очень прокомментирована и универсальна - от физического, умственного, эмоционального развития. Для каждого родителя это беспрецедентный и непревзойденный азарт, чтобы познакомиться с новым членом семьи и провести с ним первые несколько дней. В некоторых случаях это чрезвычайно позитивно, в других - шок, а в других это довольно тревожно. Есть много вопросов, которые ставит сам, он начинает понимать, что у него есть ответственность и задача помочь этому маленькому и хрупкому существу расти.
Определенное время после рождения для того, чтобы приспособиться к новой жизни, жизни вне материнского организма.
Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, ориентируются на антропометрические данные, психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, развитие навыков и умений, мыслительное развитие.
И это не происходит в течение дня или двух, и он останется его родителем на всю жизнь. Поэтому мать и отец начинают общаться со своими родственниками и их родителями, у которых уже есть опыт или открытые книги и Интернет, чтобы получить необходимую им информацию. Они, вероятно, попадут в разные и крайние взгляды и брожутся в поисках «истины». На самом деле, нет единой истины о совершенствовании, развитии и о том, как это должно быть сделано. Это также хорошая новость, потому что нет никакой возможности для Земли иметь общую истину, которую каждый должен соблюдать, и, следовательно, знает, что он сделал «правильно».
Надо отметить, что развитие мальчиков и девочек неодинаково. Например, уже в момент рождения девочка на 20-25% ближе к окончательным пропорциям, чем мальчик. Связано это с более быстрыми темпами развития женского организма, в том числе и внутриутробного.
У родителей, как правило, возникает множество самых разных вопросов относительно того, правильно ли развивается их ребенок. Прежде всего надо знать, что существуют два показателя: рост и вес ребенка, которые и дают ответы на большинство вопросов. Показатели веса и роста относят к антропометрическим данным, а метод оценки физического развития ребенка, основанный на этих данных, называется антропометрическим. Этот метод считается самым простым и достоверным. Длина, масса тела и окружность головы при рождении - отправные точки показателей физического развития в первый год жизни. Первое, что сообщают роженице, - вес и рост ее малыша.
Важно, чтобы мать и отец знали сами, что самое главное, что они хотят передать своему ребенку как ценность, как общаться друг с другом, каковы их стратегии воспитания и как делиться своими обязанностями, чтобы они могли дополняют как наиболее важные фигуры в его жизни и развитии.
Когда ребенок рождается, он попадает в совершенно новую, незнакомую и разную среду. Роль матери в первые минуты и очень долгое время - предоставить ему свою, свою близость и теплоту, чтобы он мог приспосабливаться, не только чувствовать и удовлетворять свои потребности. В утробе матери он получил почти все необходимое для развития и естественного существования. После рождения он должен начать есть, дышать и спать по-другому в новой среде. Наряду с новой задачей матери, начинающей кормить ребенка грудью или кормить ее ребенка, ее роль заключается в том, чтобы дать ему душевное спокойствие и защиту.
Родителям следует знать, что плач ни в коем случае не обязательно показатель нарушений в развитии ребенка. Это средство общения малыша с миром. Плач способствует развитию легких и дыхательной мускулатуры. Но в любом случае надо прислушаться и понять, чем вызван плач. Не сразу, но все родители начинают разбираться в причинах плача новорожденного. И совсем не обязательно плачет мокрый или голодный ребенок - иногда малышу просто требуется внимание.
Независимо от способа родить, в самом начале, мать очень важна, чтобы быть в тесном контакте с ребенком, держа его на руках, рядом с сундуком. Конечно, если это возможно с здоровой точки зрения, и мать может это сделать. При грудном вскармливании стимулируется рефлекс грудного вскармливания и лактация, что способствует хорошей психоэмоциональной связи между ними и, следовательно, уменьшению стресса - снова к ним обоим. Другая задача матери и отца уже заключается в том, чтобы быть спокойным и обращать внимание на своего ребенка как на живое существо, которое принимает их энергию, сияние и эмоции.
Следует помнить, что сроки, в которые ребенок должен «уложиться» на основании всех положенных ему навыков и умений, ориентированы на 90% среднестатистических детей. Оценка развития младенца делается не только по моторным (двигательным) способностям. Это, конечно, существенный показатель общего развития, но имеются и другие, не менее важные критерии (например, уровень зрелости нервной системы и многое другое).
Но важно, чтобы мать реагировала как можно быстрее на потребности ребенка, когда он сигнализирует. Через 3-4 месяца ребенок воспринимает свою мать как часть себя, как она была до рождения. Его мозг теперь развивается настолько, что он может воспринимать мир только через свою сенсорную систему - через зрение, слух, вкус, обоняние и прикосновение. Для него мир может быть источником удовольствия или недовольства. Если отец нервничает, а мать волнуется, невозможно, чтобы один из них обнял маленькое существо и отдал его ему.
И ей нужны не только груди матери, но и защита - плотный физический контакт с матерью, через которую можно почувствовать целое, и что это происходит не только в этом чужом мире. Грудное вскармливание является, несомненно, одним из наиболее важных процессов для него, потому что кроме абсолютно точной, достоверной и правильной пищи, с которой он жертвует через этот процесс мало парень сумел регулировать нервную систему и сон спокойно и безопасно. Мать хорошо советует заранее знать, какой порядок есть и спать, чтобы наблюдать и как распознавать сигналы, которые она излучает, чтобы она не достигала, по крайней мере, не часто, сильного и долгого плача.
Рассмотрим основные особенности физического развития ребенка, прежде всего данные роста. Длина тела (рост) новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см (средняя - 50,5 см). Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек - 50,2 см.
Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:
ДТ (для первых трех месяцев жизни) = = ДТ (при рождении) + 3 х М,
Если в большинстве случаев ему удастся удовлетворить его потребности, он будет нормально развиваться и сможет исследовать мир вокруг него в гармонии. Но если этого не произойдет по какой-то причине мать не может быть достаточной для ребенка, часто плачет, и что его крик не поможет ему получить необходимое, что может в какой-то момент быть замкнуты в себе и сосредоточить свои чувства вы находитесь, а не в окружающий мир. В результате этого закрытия новорожденный начинает формировать свой образ мира, который вместо уверенности становится для него враждебным и опасным местом.
Где: ДТ - длина тела; N - число месяцев жизни; 3 см - средняя ежемесячная прибавка длины тела.
Например, при рождении рост малыша составлял 50 см, каким должен быть рост в 3 месяца? Считаем по формуле: 50 + 3 х 3 = 59 см.
Для второго квартала жизни (4-6 месяцев) ежемесячное увеличение роста составляет 2,5 см, для третьего квартала жизни (7-9 месяцев) - 2-1,75 см. В четвертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см ежемесячно.
В первые месяцы плач является основным средством, с помощью которого ребенку удается предупредить своих родителей о своих потребностях. Существует распространенное мнение о том, что дети являются манипуляторами и что их нельзя называть «в руках», потому что нет никакого обучения. На самом деле, в этот хрупкий возраст, у них нет способа развивать такие навыки и преследовать свободные цели, такие как постоянно находиться в объятиях своей матери, поскольку это наиболее выгодно. Новорожденный не может самообслуживаться и нуждается в взрослом, чтобы заботиться о нем.
Рост подвижному малышу измерить непросто, необходимо, чтобы его тело лежало ровно, ножки были выпрямлены. Измерение роста детей до 1 года производится специальным ростомером, имеющимся в каждой детской поликлинике: это широкая пластмассовая или деревянная доска длиной 80 см и шириной 40 см, на которой нанесена сантиметровая шкала. На одной стороне ростомера имеется неподвижная поперечная планка, на другой - подвижная, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале. Малыша укладывают на ростомер спиной таким образом, чтобы голова плотно фиксировалась к неподвижной планке, ноги ребенка выпрямляют легким надавливанием левой руки на колени. Правой рукой подводят подвижную планку и плотно прижимают к пяткам. Расстояние между двумя планками и будет соответствовать величине роста измеряемого малыша.
В течение первого года жизни младенцы вырастают в среднем на 25 - 27 см. Рост годовалого ребенка составляет 75-77 см.
Масса тела - это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700-4000 г.
По данным большого количества исследований, средний вес новорожденного мальчика составляет 3200-3500 г (средний - 3493 г), новорожденной девочки - 3200-3400 граммов (средний - 3348 г).
Все мамы должны знать, что в первые дни жизни младенец может терять в весе, это так называемая физиологическая убыль веса, которая в норме не должна превышать 8%. Обычно она возникает в течение первых 3 дней жизни. Однако этот дефицит быстро восстанавливается, и вес ребенка впоследствии постоянно увеличивается. Если в доме имеются детские весы, то в первый месяц жизни рекомендуется взвешивать ребенка ежедневно, в последующие 3 месяца - 1 раз в 3 дня, а затем до года - 1 раз в неделю.
Измерять вес малыша желательно в одно и то же время, лучше перед купанием, когда он находится в хорошем расположении духа и настроении. Измерение веса малышей до 1 года производится на специальных чашечных механических или электронных весах с максимальной нагрузкой 20 кг. Техника взвешивания не представляет трудностей. Вначале взвешивается пеленка, для этого следует положить ее на весы так, чтобы края не свешивались с лотка. Затем на весы укладывается ребенок: голова и плечи на широкую часть лотка, ноги - на узкую часть лотка
Определяют вес ребенка вместе с пеленкой, а затем из общего веса вычитается вес пеленки, так получают массу тела малыша. Эти данные рекомендуется фиксировать в специальной таблице, на основании которой выводится графическое изображение (график) массы тела. Можно поступить и по-другому: сравнить полученные данные со среднестатистическими показателями.
Врачи-педиатры часто пользуются специальными формулами для вычисления долженствующего веса любого конкретного ребенка. Если вам нравятся формулы, то вы тоже легко можете воспользоваться ими.
Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:
МТ - МТ (при рождении) Ч- 800 х Ы, где: МТ - ориентировочная масса тела ребенка; 800 г -средняя прибавка массы тела в течение первого полугодия; N - возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6).
Например, мальчик родился с массой тела 3200 г, после взвешивания в 2 месяца масса тела оказалась равной 4900. Много это или мало? Считаем по формуле: 3200 + 800 х 2 = 4800. Все нормально, малыш хорошо прибавляет в весе.
Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка второго полугодия:
МТ = МТ (при рождении) + (800 х 6) + 400 (М - 6), где: 400 г - средняя прибавка массы тела в течение второго полугодия; N - возраст ребенка в месяцах.
Нижеприведенный пример поможет вам разобраться в формулах.
При рождении масса тела была 3500 г, сколько должна весить маленькая девочка в 9 месяцев? Вычисляем по формуле:
3500 + 800 х 6 + 400 х(9 - в) -= 3500 + 4800 + 1200 - 9500.
Существуют и другие формулы для вычисления правильного среднего веса ребенка первого года жизни. Приведем несколько из них:
МТ - МТ (при рождении) + (600 х 6) + 500 (М - 6); МТ = МТ (при рождении) + (700 х 6) + 500 (М - 6).
Разница при подсчетах по любой формуле невелика; подсказать, какой формулой лучше пользоваться вам, может участковый врач-педиатр.
За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе на 25-30 г, с 3-го по 6-й месяц ребенок ежедневно прибавляет на 20-25 г, с 6-го по 9-й месяц ежедневная прибавка веса составляет в среднем 15-20 г, и с 9-го по 12-й месяц ежедневная прибавка веса тела - 10-15 г.
Бывают дни, когда вес тела младенца совсем не увеличивается или же увеличивается незначительно, но в другие дни он прибавляет в весе быстрее, чем обычно. Это нормальное явление, и поэтому родители не должны волноваться. Ниже мы приводим простую таблицу с примерными данными по приросту веса тела младенцев в первый год жизни:
В среднем должен весить
1-й месяц - 600 г;
2-й месяц - 800 г;
3-й месяц - 800 г;
4-й месяц - 750 г;
5-й месяц - 700 г;
6-й месяц - 650 г;
7-й месяц -. 600 г;
8-й месяц - 550 г;
9-й месяц - 500 г;
10-й месяц - 450 г;
11-й месяц - 400 г;
12-й месяц - 350 г.
Годовалый ребенок 10,5 кг.
В первый год жизни желательно взвешивать ребенка каждый месяц, чтобы можно было понять, хорошо ли он растет, достаточно ли ему питания. Указанное ежемесячное прибавление веса тела является ориентировочным, оно может колебаться на 100 г в ту или другую сторону. Нередко бывает, что в один месяц ребенок прибавляет в весе меньше, чем должно быть, зато в другой - больше, однако средний прирост за несколько месяцев соответствует цифрам таблицы. Если систематически каждый месяц вес тела увеличивается ненормально, то надо выяснить причины этого, прежде всего, достаточно ли ему еды.
Не следует радоваться слишком большой прибавке в весе у малышей. Если вес тела младенца увеличивается слишком быстро, младенец может быстро растолстеть, стать восприимчивым к заболеваниям, тяжело их переносить. В таком случае ограничивайте питание, т. е. давайте еды столько, сколько положено по возрасту, а не столько, сколько он хочет.
Любящая мама или бабушка может скормить еды ребенку больше, чем следует. Это очень вредно для нормального развития малыша. Привыкнув к обильному питанию, ребенок будет требовать его все больше и больше и, не получив, станет плакать. Не волнуйтесь, если иногда младенец, съев свою норму, плачет, ищет грудь или бутылочку с молоком. Если вес тела увеличивается нормально, то успокойте плачущего ребенка, давая ему вместо еды немного подслащенного чая. Младенца постарше отвлеките, переключив его внимание на игрушки, поговорите с ним. Малыша с чрезмерным аппетитом можно приучить к нормальному питанию в течение 2-3 недель. Только надо, чтобы все домашние кормили его согласно режиму в строго установленное и привычное для младенца время, а количество пищи соответствовало бы его возрасту.
В таблице 1 указаны средние значения физических данных в зависимости от возраста ребенка первого года
Таблица 1
Физические данные
Возраст в месяцах | Средний рост |
Средний вес (кг) | Окружность Грудной клетки |
1 | 53,3 | 3,8 | 36,0 |
2 | 57,1 | 4,8 | 38,0 |
3 | 60,6 | 5,6 | 40,0 |
4 | 62,6 | 6,4 | 41,8 |
5 | 64,8 | 7,0 | 43,1 |
6 | 66,5 | 7,6 | 44,3 |
7 | 67,9 | "8,0 | 45,1 |
8 | 69,0 | 8,5 | 46,0 |
9 | 70,4 | 9,0 | 46,7 |
10 | 72,0 | 9,5 | 47,0 |
11 | 73,3 | 9,7 | 47,7 |
12 | 74,0 | 10,6 | 47,8 |
13 | 76,5 | 11,0 | 47,8 |
14 | 77,5 | 11,2 | 48,5 |
15 | 79,0 | 11,5 | 49,0 |
16 | 81,6 | 11,8 | 49,3 |
17 | 83,0 | 12,0 | 49,7 |
Таблица 2
Двигательные навыки
Возраст в месяцах | Описание двигательных умений |
1 | Беспорядочные движения рук и ног, захватывание одной руки другой, поворачивание головы на голос |
2 | Удерживает голову в вертикальном положении, поднимает ее, лежа на животе, прислушивается к звуку погремушки |
3 | Лежа поднимает туловище, опираясь на предплечья; стоит При поддержке под мышки |
4 | Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке под руки, на улыбку взрослого отвечает своей |
5 | Поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за руки, стоит при поддержке за обе руки, переступает при поддержке под мышки |
6 | Поворачивается с живота на спину, протягивает ручки к маме |
7 | Встает на четвереньки, ползает, стучит кубиком по столу |
8 | Сидит без поддержки, переступает ножками, держась за кроватку, встает самостоятельно на ноги, садится |
9 | Стоит при поддержке за руку, влезает и опускается на четвереньках по ступенькам лесенки-горки, иногда уже ходит |
10 | Быстро ползает, ходит, держась за подвижную опору, сбрасывает игрушки на пол, а потом собирает их |
11 | Стоит без поддержки, хорошо знает свое имя |
12 | Приседает, переступает без опоры, иногда быстро перебегает от одной опоры к другой, может произносить маленькие предложения из 2 слов |
Еще два важных антропометрических показателя - объем головы л груди.
Объем головы новорожденного в среднем равен 34 см. За год объем головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается На 1,5-2 см, последующий ежемесячный прирост окружности головы соответствует 1,5-1 см.
Окружность измеряют одной и той же сантиметровой лейтой, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).
По формуле можно ориентировочно провести расчет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:
ОГ (для первого полугодия) - = ОГ (при рождении). + 1,5 х К;
ОГ (для второго полугодия) =
ОГ в первом полугодии + 1,0 х М;
Где N - количество месяцев жизни.
Объем грудной клетки у новорожденного ребенка составляет 3 2 - 3 5 см и в норме на 1,5- 2 см меньше окружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность груди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития грудной клетки и увеличения ее размеров.
Измеряется окружность грудной клетки следующим образом: сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, идет вперед и спереди, захватывая нижний край околососковых кружков. В среднем объем грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.
Для определения нормального развития у специалистов существуют специальные индексы. Родители также могут воспользоваться ими.
1. Массо-ростовой индекс - отношение массы тела к росту (при рождении). В норме индекс должен превышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т. е. недостаточности веса, если более 7 - об ожирении. Например, масса новорожденного малыша - 3,5 кг, а его рост - 0,5 м (50 см). 3,5/0,5 - 7. Таким образом, индекс показывает нормальное состояние ребенка.
2. Степень развития верхних конечностей характеризует филиппинский тест. При его проведении ребенок рукой строго через голову должен достать противоположное ухо. Если кончики пальцев достигают уха, то тест считается положительным, если нет - отрицательным. В норме у детей до 5 лет тест отрицательный.
3. Сопоставление окружностей головы и грудной клетки: при рождении окружность головы на 1,5-2 см больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сантиметров, сколько дат ребенку.
Итак, вы видите, что наиболее высокий темп роста отмечается в самый ранний период жизни ребенка. При измерении антропометрических показателей ребенка при ежемесячных посещениях детского врача эти данные обычно сравнивают со средними показателями, представленными в таблицах, где находятся данные других детей. Они служат ориентиром и точкой отсчета для определения темпа роста ребенка и привлечения внимания к определенным отклонениям. Однако некоторые параметры могут значительно колебаться, и это во многом зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка (не все дети обязаны быть среднего роста и веса). Растут дети тоже по-разному, в зависимости от этого выделяют различные типы телосложения, определенные скачки роста и массы.
Индивидуальные отклонения или снижение указанных показателей могут быть вызваны нарушениями внутриутробного развития плода. Масса тела и рост ребенка при рождении зависят от генотипических факторов (веса и роста самих родителей), от питания беременной женщины, от ее возраста; от того, какая по счету беременность; от состояния здоровья матери; ее профессии; образа жизни и др.
Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность головы, груди) служат ориентиром темпов роста и развития малыша, отражают особенности его питания, а главное, помогают привлечь внимание к определенным отклонениям и возникающим проблемам.
Физическое развитие младенца во многом зависит от условий, в которых он растет. Эти условия включают уход за ребенком, режим питания, равномерное распределение физических нагрузок и отдыха.
Вес ребенка служит одним из главных показателей его физического здоровья. Нормальный вес является признаком того, что ребенок хорошо питается, здоров, за ним хорошо ухаживают. Сниженный или чересчур высокий вес может быть следствием заболевания, скудного или избыточного питания. Поэтому ребенка необходимо регулярно взвешивать на специальных медицинских весах. Небольшие отклонения от нормы в одну или другую сторону чаще всего зависят от индивидуальных особенностей организма, поэтому не стоит излишне беспокоиться из-за того, что вес вашего ребенка не всегда соответствует норме. Рост, объем груди ребенка, окружность головы также определяются индивидуальными особенностями. Например, при многоплодной беременности дети немного отстают по росту и весу от своих сверстников, однако при соблюдении правил ухода очень быстро догоняют их.
В последние десятилетия развитие детей происходит гораздо быстрее, чем раньше, что следует учитывать при оценке физических показателей роста. В настоящее время имеет место акселерация, то есть ускоренное, по сравнению с предыдущими поколениями, развитие детей.
Формирование скелета, увеличение массы тела, появление и рост первых зубов у современных детей происходят гораздо быстрее, чем у детей, росших, например, 20 лет назад.
Появление молочных зубов у ребенка – один из важнейших показателей его физического развития. Первые зубы начинают прорезываться обычно на 6-7-м месяце, иногда раньше на один-два месяца. К тому времени, когда ребенку исполняется 7–8 месяцев, у него чаще всего уже есть 2 нижних зуба, которые появляются первыми, и 4 верхних. К году ребенок обычно имеет 8 молочных зубов – по 4 сверху и снизу. Молочные зубы у ребенка формируются задолго до рождения, еще во время внутриутробного развития. В первые месяцы жизни они начинают прорезываться.
Развитие молочных зубов не у всех детей происходит одинаково. Иногда первыми появляются верхние зубы, изредка рост зубов начинается до достижения ребенком 5 месяцев. Не стоит придавать этому слишком большое значение, так как появление зубов зависит от многих факторов – рациона питания, здоровья ребенка, регулярного поступления в его организм минеральных веществ и витаминов, отвечающих за формирование костей и зубов.
Акселерация оказала большое влияние и на умственное развитие современных детей. В настоящее время они начинают раньше говорить и воспринимать информацию, лучше запоминают слова, хотя все это также зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В первые недели жизни здоровый новорожденный, проснувшись, некоторое время лежит, открыв глаза и двигая зрачками без определенной цели.
Ребенок видит окружающие его предметы, но не в состоянии еще сфокусировать взгляд на чем-либо конкретном.
Сосательный рефлекс у ребенка развит с рождения: стоит прикоснуться к его губам, когда он голоден, как малыш сразу же начинает производить ими сосательные движения. Обоняние у ребенка развито также уже с первых дней жизни: если мать оказывается рядом в то время, когда малыш голоден, он поворачивает голову в ее сторону, сглатывает слюну, производит губами сосательные движения.
На 2-м месяце здоровый ребенок уже фокусирует взгляд на ярких предметах, реагирует на звуки, поворачивая голову в ту сторону, откуда они слышны. В это время ребенок предпринимает первые попытки приподнять головку. На данном этапе развития у ребенка развит вкус, он отличает новую пищу от уже знакомой и, если она ему не нравится, может даже отказаться от нее.
К 3-месячному возрасту у ребенка более активно развивается слуховое восприятие, он уже довольно хорошо владеет своим голосом, с удовольствием гулит. В этом возрасте ребенок реагирует на приближение матери, улыбается ей, двигает руками и ногами.
В 3 месяца ребенок очень любит подражать различным звукам, активно гулит. В этот период нужно начинать больше внимания уделять разговорам с ребенком, показывать, какие звуки издают различные животные. В дальнейшем это положительно отразится на развитии речи вашего малыша.
Трехмесячный ребенок, лежа на животе и опираясь на локти, может некоторое время держать головку. Малыша интересуют игрушки, подвешенные над кроваткой, он разглядывает их, пытается дотянуться. Если его держать под мышки над столом или кроваткой, он выпрямляет ноги и упирается ими в поверхность.
На 4-м месяце жизни развивается эмоциональное восприятие ребенка. Он радуется появлению близких, смеется, издает громкие звуки. Движения рук и ног малыша становятся более скоординированными, он уже без посторонней помощи может переворачиваться со спины на бок, при кормлении пытается поддерживать бутылочку руками. Он самостоятельно берет различные предметы, игрушки, внимательно рассматривает их, ощупывает со всех сторон.
В 5 месяцев ребенок уже хорошо отличает знакомых людей от чужих и не любит находиться на руках у последних. Слух ребенка совершенствуется, он может различать интонации голоса и по-разному реагирует на раздраженный или ласковый тон матери. Услышав музыку, он оживляется, начинает двигать ручками и ножками.
В этом возрасте ребенок самостоятельно переворачивается со спины на живот, может приподниматься, опираясь на руки. Если ребенку дать какой-либо предмет, он уверенно протягивает руку в его сторону.
В 6 месяцев ребенок может произносить отдельные слоги, пытается говорить. В пока еще бессмысленном лепете ребенка родители пытаются различить долгожданные слова «мама», «папа» и радуются, когда слышат что-то похожее на них. У малыша уже складываются понятия об отношениях между людьми, о том, что они чувствуют к нему, на основании чего ребенок строит и свое отношение к ним.
В полгода ребенка уже можно кормить не только из бутылочки, но и с ложечки. При виде ложки он открывает рот и снимает с нее пищу губами.
В этот период ребенок учится ползать. В том случае, если какой-либо предмет или игрушка находятся в пределах досягаемости, он пытается подползти к ним. В кроватке или манеже малыш пытается встать, держась за опору.
К этому возрасту ребенок начинает лучше ориентироваться в трехмерном пространстве, различает предметы по размеру, живо интересуется окружающим миром, стараясь все потрогать, посмотреть или даже засунуть в рот, чтобы попробовать на вкус.
В возрасте 7 месяцев ребенок уже уверенно ползает. Если поддерживать его за руки, он может некоторое время стоять на ногах. Семимесячный ребенок обычно ложится и садится без посторонней помощи, хотя некоторые дети начинают сидеть несколько позже.
Если ваш малыш в 7 месяцев еще не научился сидеть, не следует насильно заставлять его делать это. Преждевременное усаживание ребенка может отрицательно сказаться на его осанке в будущем.
В этом возрасте ваш малыш стремительно познает окружающий мир. Новые игрушки он старается изучить со всех сторон: ощупывает, трясет, бросает, прислушиваясь к издаваемому ими звуку. В этот период детям полезно давать крупные игрушки, состоящие из нескольких частей, разбирающиеся. Очень интересны для ребенка кубики, мячики, пирамидки и т. п.
Малыш начинает лучше понимать человеческую речь, такие слова, как «нельзя», «где?», «дай», названия некоторых предметов. Многие дети в этом возрасте уже довольно уверенно стоят, держась за опору.
В возрасте 8 месяцев кроха повторяет за взрослыми некоторые слоги, пытается произносить короткие слова. Ребенка в этом возрасте несложно научить простым движениям, например хлопать в ладошки, махать на прощание ручкой. Он понимает некоторые просьбы взрослых и выполняет их. Умеет различать вопросительную и утвердительную интонации.
Ребенку нравится брать предметы, иногда сразу несколько, стучать ими друг о друга или о спинку кроватки. Если дать малышу что-нибудь съедобное, например ломтик яблока, он будет уверенно держать его в руке и сможет самостоятельно откусить и прожевать кусочек. В 8 месяцев ребенок уже может передвигаться без помощи взрослых, держась за мебель, уверенно стоит на ногах и самостоятельно присаживается.
В 9-месячном возрасте малыш уже более осмысленно обращается с игрушками, стараясь добиться какого-то результата. Ему нравятся разбирающиеся игрушки, а не просто яркие и шумные, как в периоде новорожденности. Разбирая и собирая кубики, матрешку, пирамидку, ребенок проявляет упорство, пытается добиться своего любым способом.
В этом возрасте многие дети хорошо запоминают новые слоги и звуки, уверенно повторяют их за взрослыми. В 10 месяцев ребенок может без помощи взрослых забраться на низкий стул, диван и спуститься с него.
В 11 месяцев малыш произносит звуки, слоги, похожие на слова, уже не просто так, а стараясь донести до окружающих какую-либо информацию. Многие дети в этом возрасте уже умеют ходить, если их поддерживает взрослый.
Одиннадцатимесячный малыш впервые произносит слова «мама» и «папа» осмысленно. Он сам может держать небольшую чашку и пить из нее. Ребенок в 11 месяцев начинает понимать, что хорошо, а что плохо.
В год ребенка уже следует приучать к горшку. Трудно предугадать, когда малышу захочется в туалет, однако нужно проявлять терпение. Нельзя держать ребенка на горшке подолгу, нужно пытаться объяснить, для чего служит горшок. К новому приспособлению малыш должен привыкать постепенно.
Годовалый ребенок правильно пользуется примерно 10 словами. Малыш понимает гораздо больше слов, однако не может правильно их произносить. В год ребенок ходит самостоятельно, пока не слишком уверенно, но не желает пользоваться помощью взрослых при ходьбе. В развитии ребенка огромную роль играет речь, которая помогает ему общаться с окружающими людьми. Приучать малыша правильно выражать свои мысли надо начинать с самого раннего возраста.
Для этого с первых месяцев жизни разговаривайте со своим ребенком, называйте окружающие предметы, говорите о том, что вы делаете. Старайтесь произносить слова правильно и четко, не коверкая их и не сюсюкая с малышом. Проследите за тем, чтобы ваши близкие также контролировали свою речь при ребенке.
Говорить с младенцем нужно ласково, спокойным тоном, не повышая голоса. Очень хорошо, когда мать или кто-то из родственников поет ребенку несложные песенки, это способствует развитию музыкальных способностей и любви к прекрасному. Если у ребенка не сразу получается запомнить и воспроизвести какое-либо слово, не расстраивайтесь; мягко, но настойчиво продолжайте развивать его речь. Не допускайте ошибок в собственной речи, следите за своим произношением. Чаще повторяйте при ребенке правильный вариант произношения того или иного слова.