Физическое развитие ребенка грудного возраста. Физическое развитие детей: что нужно знать родителям

Никогда люди не растут так быстро, как в первый год жизни. В возрасте 12 месяцев большинство мла­денцев весят в 8 раза больше и становятся в 1,5 раза крупнее, чем при рождении. По этой причине период новорожденности и грудной возраст требуют к себе особого внимания со стороны и родителей, и медиков.

Младенцы - известные оригиналы. Свои способ­ности и умения они часто проявляют совершенно нео­жиданно и все по-разному. Но определенные навыки к определенному сроку обязательно освоит каждый. Молодые мамы любят сравнивать своих малышей и хвастаться их успехами: кто раньше сел, пошел, ска­зал первое слово. Но у каждого свой «график» жизни, каждый младенец развивается индивидуально, толь­ко с ему присущей скоростью, и нет разумных основа­ний для форсирования тех или иных стадий и этапов, тем более для специальных «тренировок». Нельзя на­стаивать на чем-то, следует дать малышу время, которое отпущено природой для развития именно ему. Не надо волноваться: ребенок обязательно научится все­му, что ему положено уметь.

Кармела Лопардо Психотерапевт-психолог. Первые моменты жизни ребенка волшебны и уникальны, пропитаны святостью. И поддержание близкого, прямого контакта, кожи кожи вашего ребенка сразу же после родов является необходимым и положительным временем, которое хорошо и для мамы, и для младенца.

Физический контакт как знание В так называемом контакте кожи с кожей молодые, новорожденные, опускаются на грудную клетку матери: контакт между телами, который позволяет первым часам жизни ребенка уникальным взаимным познанием и от доказанных преимуществ, близость, которая представляет собой другой отрывок, чем прием ребенка, омытого и одетых после родов. Это момент знания: запахи, теплота и физичность.

Выделяют следующие этапы развития ребенка до 1 года: период новорожденности (первые 28 дней) и грудной возраст (от 1 месяца до 1 года),

В периоде новорожденности различают ранний пе­риод (первые 7 дней) и поздний период (следующие 21 день).

В грудничковом возрасте традиционно выделяют кварталы: 3, 6, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

На каждом из этих возрастных этапов формируют­ся важные специфические функции, которые могут служить показателем возрастного развития и опреде­ляют его последующий ход.

Открытие мира. Мать теперь смотрит на своего ребенка, уже не воображение, пока не представило ребенка на колени. Не только для женщины, чтобы противостоять травмы, почти траур, вдруг пустой живот после родов, в то время как ребенок травма привезена из внешнего мира, вне утробы, полные огней, шум, холода.

Любовь и тепло Американский антрополог Эшли Монтагю в начале 1970-х годов указал на важность контакта матери и ребенка с эволюцией ребенка на всех уровнях, социальной и психологической. Кожа обладает инстинктивным языком, который совершенно понятен ребенку с самого первого момента. Это измерение, с помощью которого младенец может воспринимать себя и других, но прежде всего средство любви и тепла.

Самый сложный период в жизни ребенка - это пе­риод новорожденности (второй по сложности - под­ростковый возраст). Ребенок рождается с далеко еще не законченным развитием всех органов и тканей, ко­торые уже после рождения постепенно совершенству­ются и приближаются по своему строению и функци­ям к органам взрослого человека.

Преимущества контакта между новорожденными и родителями. Преимущества контакта кожи с кожей, которые теперь известны и неоспоримы, были обнаружены после грудного вскармливания: Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы младенцы испытывали контакт с кожей кожи, и есть несколько исследований, которые подчеркивают один из результатов более очевидно, что эти дети продолжают кормить грудью в течение как минимум шести недель дольше, чем другие. Кожа как средство коммуникации Научно доказано, что контакт с кожей может инициировать диалог между матерью и ребенком, который становится фундаментальной основой их отношения.

Вот малыша принесли из роддома, и сначала для всех окружающих его взрослых полная загадка, что думает этот "маленький человечек, что означают его покряхтывания, движения кулачками. Но постепен­но мамы и папы успешно начинают компенсировать полное незнание малыша своими чувствами, эмоция­ми, интуицией. Происходит взаимный процесс узна­вания друг друга.

Прямо здесь начинается связь между двумя - как теперь независимая, но всегда привязанная. И первые девять месяцев жизни ребенка, с этой точки зрения, являются фундаментальными: определенный период «эзогестирования», во время которого мама и ребенок учатся любить и познавать друг друга в уникальных отношениях. Отношения, в которых, как по своей специфике, развиваются обе личности: и мать, и новорожденный.

Первоначально небольшая зависит только от вас «В ступеньках лестницы зоологических ближе к человеческому роду, присутствующих при рождении большую степень автономии и, следовательно, меньше нуждаются в родительской опеки», объясняет Лоренсо Брейбанти в его «рождения и рождение без насилия», С другой стороны, человеческий младенец «находится в состоянии относительной импотенции». И «уменьшенный диапазон инстинктов приводит его к почти полной зависимости от родителей и, в целом, окружающей среды».

Подробное изучение основных сторон развития ре­бенка первого года жизни обусловлено тем, что это са­мый трудный и ответственный период не только для ребенка, но и для его родителей, медиков.

Врачи-педиатры при первых посещениях, оцени­вая состояние ребенка, исходят из таких показателей, как вес, рост, питание, развитие двигательных функ-

Новорожденный должен чувствовать избиение матери. Новорожденный ребенок находит тепло и жизнь в близости кожи кожи и ощущает сердцебиение матери, развивая лучшую способность к терморегуляции и лучшую склонность к сну. Он дышит лучше сразу, а апноэ и респираторные паузы уменьшаются и исчезают намного быстрее. Кроме того, наблюдалось также сокращение времени, в которое матери и малыши переходят в больницу после родов, а также со временем, быстрее и больше роста веса ребенка.

Но даже у папы и кожаного контакта с кожей также хорошо для мамы и папы. Даже отец может поддерживать ребенка на груди и развивать с самого начала уникальную близость и глубокую связь, которая ведет к жизненной силе из этой близости. Мама также, по-видимому, увидит рост производства молока благодаря грудному вскармливанию, которое начинается так скоро, и оба родителя найдут в этом контакте истинное инстинктивное призвание по уходу за ребенком.

Ций, социальная активность (общение), функциони­рование кишечйика (стул), сон, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, других членов семьи. Кроме того, врачи и родители ориентируются на основные ступени развития ребенка: умение дер­жать голову, сидеть, ползать, ходить. Обращают вни­мание на развитие моторики руки: удерживание иг­рушки, точность движений руки и пальцев, перекла­дывание игрушки из одной руки в другую, способность малыша брать мелкие предметы.

Положительные эффекты марсупиотерапии. Такая же марсупиотерапия становится все более распространенной в больницах нашей страны. Метод поддерживает детский сон и жизненно важные функции, и в целом находит преимущества в социализации и психологическом и физическом развитии. Руководящие принципы Всемирной организации здравоохранения по этому методу датируются десятью годами, в то время как психоаналитические исследования положительных эффектов марсупиотерапии также углубляются.

Развитие ума благодаря коже. Фактически, это кожа, чтобы принести наследие девяти месяцев «В утеро» для жизни человека. Это первая среда, с которой ребенок с самого начала знает и исследует мир, вступая в контакт с внешним миром и с другими, пока он держится в объятиях.

Прежде всего надо обязательно учитывать, что тем-пы роста и развития младенцев просто стремительны. Неправильное питание, плохие окружающие условия, частые болезни могут нарушить развитие ребенка. Важнейшие показатели физического развития (рост, вес тела, объем головы и груди) помогают оценить со-стояние здоровья младенцев.

Все чувства, которые происходят из кожи переработаны от ума становится восприятием, эмоций и чувств По детской психологии, ум и мышление уже развивается в течение первого года жизни, и эта эволюция происходит в основном через кожу. Она также способствует самоуважению новорожденной Сьюзен Лудингтон, кенгуру эксперта и профессора в педиатрии медсестер в Америке, он показал, что кожный контакт, несущий соответствующие циклы сна, имеет эффект развития лучше и быстрее мозга у новорожденных, И, с психологической точки зрения, у этого ребенка больше шансов на развитие самооценки.

Новорожденный ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека, он имеет огромное количе­ство анатомо-физиологических особенностей, отлича­ющих его от грудничковых детей и особенно детей старших возрастных групп: дао и более высокие тем-пы обмена веществ, и особенности развития всех орга­нов и систем.

Только в раннем детском возрасте выявляются оп-ределенны^ состояния, не встречающиеся в других возрастных группах и у взрослых. Малышу нужно

Тема развития ребенка в будущем и нынешних родителей очень прокомментирована и универсальна - от физического, умственного, эмоционального развития. Для каждого родителя это беспрецедентный и непревзойденный азарт, чтобы познакомиться с новым членом семьи и провести с ним первые несколько дней. В некоторых случаях это чрезвычайно позитивно, в других - шок, а в других это довольно тревожно. Есть много вопросов, которые ставит сам, он начинает понимать, что у него есть ответственность и задача помочь этому маленькому и хрупкому существу расти.

Определенное время после рождения для того, чтобы приспособиться к новой жизни, жизни вне материн­ского организма.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный уве­личением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка со­ответственно его возрастному периоду. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, ориентируются на антропометрические данные, психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, развитие навыков и умений, мыс­лительное развитие.

И это не происходит в течение дня или двух, и он останется его родителем на всю жизнь. Поэтому мать и отец начинают общаться со своими родственниками и их родителями, у которых уже есть опыт или открытые книги и Интернет, чтобы получить необходимую им информацию. Они, вероятно, попадут в разные и крайние взгляды и брожутся в поисках «истины». На самом деле, нет единой истины о совершенствовании, развитии и о том, как это должно быть сделано. Это также хорошая новость, потому что нет никакой возможности для Земли иметь общую истину, которую каждый должен соблюдать, и, следовательно, знает, что он сделал «правильно».

Надо отметить, что развитие мальчиков и девочек неодинаково. Например, уже в момент рождения де­вочка на 20-25% ближе к окончательным пропорци­ям, чем мальчик. Связано это с более быстрыми тем­пами развития женского организма, в том числе и внутриутробного.

У родителей, как правило, возникает множество са­мых разных вопросов относительно того, правильно ли развивается их ребенок. Прежде всего надо знать, что существуют два показателя: рост и вес ребенка, кото­рые и дают ответы на большинство вопросов. Показа­тели веса и роста относят к антропометрическим дан­ным, а метод оценки физического развития ребенка, основанный на этих данных, называется антропомет­рическим. Этот метод считается самым простым и до­стоверным. Длина, масса тела и окружность головы при рождении - отправные точки показателей физи­ческого развития в первый год жизни. Первое, что со­общают роженице, - вес и рост ее малыша.

Важно, чтобы мать и отец знали сами, что самое главное, что они хотят передать своему ребенку как ценность, как общаться друг с другом, каковы их стратегии воспитания и как делиться своими обязанностями, чтобы они могли дополняют как наиболее важные фигуры в его жизни и развитии.

Когда ребенок рождается, он попадает в совершенно новую, незнакомую и разную среду. Роль матери в первые минуты и очень долгое время - предоставить ему свою, свою близость и теплоту, чтобы он мог приспосабливаться, не только чувствовать и удовлетворять свои потребности. В утробе матери он получил почти все необходимое для развития и естественного существования. После рождения он должен начать есть, дышать и спать по-другому в новой среде. Наряду с новой задачей матери, начинающей кормить ребенка грудью или кормить ее ребенка, ее роль заключается в том, чтобы дать ему душевное спокойствие и защиту.

Родителям следует знать, что плач ни в коем слу­чае не обязательно показатель нарушений в развитии ребенка. Это средство общения малыша с миром. Плач способствует развитию легких и дыхательной муску­латуры. Но в любом случае надо прислушаться и по­нять, чем вызван плач. Не сразу, но все родители на­чинают разбираться в причинах плача новорожденного. И совсем не обязательно плачет мокрый или голод­ный ребенок - иногда малышу просто требуется вни­мание.

Независимо от способа родить, в самом начале, мать очень важна, чтобы быть в тесном контакте с ребенком, держа его на руках, рядом с сундуком. Конечно, если это возможно с здоровой точки зрения, и мать может это сделать. При грудном вскармливании стимулируется рефлекс грудного вскармливания и лактация, что способствует хорошей психоэмоциональной связи между ними и, следовательно, уменьшению стресса - снова к ним обоим. Другая задача матери и отца уже заключается в том, чтобы быть спокойным и обращать внимание на своего ребенка как на живое существо, которое принимает их энергию, сияние и эмоции.

Следует помнить, что сроки, в которые ребенок дол­жен «уложиться» на основании всех положенных ему навыков и умений, ориентированы на 90% среднеста­тистических детей. Оценка развития младенца дела­ется не только по моторным (двигательным) способностям. Это, конечно, существенный показатель общего развития, но имеются и другие, не менее важные кри­терии (например, уровень зрелости нервной системы и многое другое).

Но важно, чтобы мать реагировала как можно быстрее на потребности ребенка, когда он сигнализирует. Через 3-4 месяца ребенок воспринимает свою мать как часть себя, как она была до рождения. Его мозг теперь развивается настолько, что он может воспринимать мир только через свою сенсорную систему - через зрение, слух, вкус, обоняние и прикосновение. Для него мир может быть источником удовольствия или недовольства. Если отец нервничает, а мать волнуется, невозможно, чтобы один из них обнял маленькое существо и отдал его ему.

И ей нужны не только груди матери, но и защита - плотный физический контакт с матерью, через которую можно почувствовать целое, и что это происходит не только в этом чужом мире. Грудное вскармливание является, несомненно, одним из наиболее важных процессов для него, потому что кроме абсолютно точной, достоверной и правильной пищи, с которой он жертвует через этот процесс мало парень сумел регулировать нервную систему и сон спокойно и безопасно. Мать хорошо советует заранее знать, какой порядок есть и спать, чтобы наблюдать и как распознавать сигналы, которые она излучает, чтобы она не достигала, по крайней мере, не часто, сильного и долгого плача.

Рассмотрим основные особенности физического развития ребенка, прежде всего данные роста. Длина тела (рост) новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см (средняя - 50,5 см). Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек - 50,2 см.

Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:

ДТ (для первых трех месяцев жизни) = = ДТ (при рождении) + 3 х М,

Если в большинстве случаев ему удастся удовлетворить его потребности, он будет нормально развиваться и сможет исследовать мир вокруг него в гармонии. Но если этого не произойдет по какой-то причине мать не может быть достаточной для ребенка, часто плачет, и что его крик не поможет ему получить необходимое, что может в какой-то момент быть замкнуты в себе и сосредоточить свои чувства вы находитесь, а не в окружающий мир. В результате этого закрытия новорожденный начинает формировать свой образ мира, который вместо уверенности становится для него враждебным и опасным местом.

Где: ДТ - длина тела; N - число месяцев жизни; 3 см - средняя ежемесячная прибавка длины тела.

Например, при рождении рост малыша составлял 50 см, каким должен быть рост в 3 месяца? Считаем по формуле: 50 + 3 х 3 = 59 см.

Для второго квартала жизни (4-6 месяцев) ежеме­сячное увеличение роста составляет 2,5 см, для третье­го квартала жизни (7-9 месяцев) - 2-1,75 см. В чет­вертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см ежемесячно.

В первые месяцы плач является основным средством, с помощью которого ребенку удается предупредить своих родителей о своих потребностях. Существует распространенное мнение о том, что дети являются манипуляторами и что их нельзя называть «в руках», потому что нет никакого обучения. На самом деле, в этот хрупкий возраст, у них нет способа развивать такие навыки и преследовать свободные цели, такие как постоянно находиться в объятиях своей матери, поскольку это наиболее выгодно. Новорожденный не может самообслуживаться и нуждается в взрослом, чтобы заботиться о нем.

Рост подвижному малышу измерить непросто, не­обходимо, чтобы его тело лежало ровно, ножки были выпрямлены. Измерение роста детей до 1 года произ­водится специальным ростомером, имеющимся в каж­дой детской поликлинике: это широкая пластмассо­вая или деревянная доска длиной 80 см и шириной 40 см, на которой нанесена сантиметровая шкала. На одной стороне ростомера имеется неподвижная попе­речная планка, на другой - подвижная, легко пере­двигающаяся по сантиметровой шкале. Малыша ук­ладывают на ростомер спиной таким образом, чтобы голова плотно фиксировалась к неподвижной планке, ноги ребенка выпрямляют легким надавливанием левой руки на колени. Правой рукой подводят подвиж­ную планку и плотно прижимают к пяткам. Расстоя­ние между двумя планками и будет соответствовать величине роста измеряемого малыша.

В течение первого года жизни младенцы выраста­ют в среднем на 25 - 27 см. Рост годовалого ребенка со­ставляет 75-77 см.

Масса тела - это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношен­ных новорожденных колеблется в пределах 2700-4000 г.

По данным большого количества исследований, средний вес новорожденного мальчика составляет 3200-3500 г (средний - 3493 г), новорожденной де­вочки - 3200-3400 граммов (средний - 3348 г).

Все мамы должны знать, что в первые дни жизни младенец может терять в весе, это так называемая фи­зиологическая убыль веса, которая в норме не должна превышать 8%. Обычно она возникает в течение пер­вых 3 дней жизни. Однако этот дефицит быстро вос­станавливается, и вес ребенка впоследствии постоян­но увеличивается. Если в доме имеются детские весы, то в первый месяц жизни рекомендуется взвешивать ребенка ежедневно, в последующие 3 месяца - 1 раз в 3 дня, а затем до года - 1 раз в неделю.

Измерять вес малыша желательно в одно и то же время, лучше перед купанием, когда он находится в хорошем расположении духа и настроении. Измере­ние веса малышей до 1 года производится на специ­альных чашечных механических или электронных весах с максимальной нагрузкой 20 кг. Техника взве­шивания не представляет трудностей. Вначале взве­шивается пеленка, для этого следует положить ее на весы так, чтобы края не свешивались с лотка. Затем на весы укладывается ребенок: голова и плечи на ши­рокую часть лотка, ноги - на узкую часть лотка

Определяют вес ребенка вместе с пеленкой, а за­тем из общего веса вычитается вес пеленки, так полу­чают массу тела малыша. Эти данные рекомендуется фиксировать в специальной таблице, на основании которой выводится графическое изображение (график) массы тела. Можно поступить и по-другому: сравнить полученные данные со среднестатистическими пока­зателями.

Врачи-педиатры часто пользуются специальными формулами для вычисления долженствующего веса любого конкретного ребенка. Если вам нравятся фор­мулы, то вы тоже легко можете воспользоваться ими.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:

МТ - МТ (при рождении) Ч- 800 х Ы, где: МТ - ориентировочная масса тела ребенка; 800 г -средняя прибавка массы тела в течение первого полуго­дия; N - возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6).

Например, мальчик родился с массой тела 3200 г, после взвешивания в 2 месяца масса тела оказалась равной 4900. Много это или мало? Считаем по форму­ле: 3200 + 800 х 2 = 4800. Все нормально, малыш хо­рошо прибавляет в весе.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка второго полугодия:

МТ = МТ (при рождении) + (800 х 6) + 400 (М - 6), где: 400 г - средняя прибавка массы тела в течение второго полугодия; N - возраст ребенка в месяцах.

Нижеприведенный пример поможет вам разобрать­ся в формулах.

При рождении масса тела была 3500 г, сколько дол­жна весить маленькая девочка в 9 месяцев? Вычисля­ем по формуле:

3500 + 800 х 6 + 400 х(9 - в) -= 3500 + 4800 + 1200 - 9500.

Существуют и другие формулы для вычисления правильного среднего веса ребенка первого года жиз­ни. Приведем несколько из них:

МТ - МТ (при рождении) + (600 х 6) + 500 (М - 6); МТ = МТ (при рождении) + (700 х 6) + 500 (М - 6).

Разница при подсчетах по любой формуле невели­ка; подсказать, какой формулой лучше пользоваться вам, может участковый врач-педиатр.

За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе на 25-30 г, с 3-го по 6-й месяц ребе­нок ежедневно прибавляет на 20-25 г, с 6-го по 9-й месяц ежедневная прибавка веса составляет в среднем 15-20 г, и с 9-го по 12-й месяц ежедневная прибавка веса тела - 10-15 г.

Бывают дни, когда вес тела младенца совсем не уве­личивается или же увеличивается незначительно, но в другие дни он прибавляет в весе быстрее, чем обыч­но. Это нормальное явление, и поэтому родители не должны волноваться. Ниже мы приводим простую таб­лицу с примерными данными по приросту веса тела младенцев в первый год жизни:

В среднем должен весить

1-й месяц - 600 г;

2-й месяц - 800 г;

3-й месяц - 800 г;

4-й месяц - 750 г;

5-й месяц - 700 г;

6-й месяц - 650 г;

7-й месяц -. 600 г;

8-й месяц - 550 г;

9-й месяц - 500 г;

10-й месяц - 450 г;

11-й месяц - 400 г;

12-й месяц - 350 г.

Годовалый ребенок 10,5 кг.

В первый год жизни желательно взвешивать ребен­ка каждый месяц, чтобы можно было понять, хорошо ли он растет, достаточно ли ему питания. Указанное ежемесячное прибавление веса тела является ориен­тировочным, оно может колебаться на 100 г в ту или другую сторону. Нередко бывает, что в один месяц ре­бенок прибавляет в весе меньше, чем должно быть, зато в другой - больше, однако средний прирост за не­сколько месяцев соответствует цифрам таблицы. Если систематически каждый месяц вес тела увеличивает­ся ненормально, то надо выяснить причины этого, прежде всего, достаточно ли ему еды.

Не следует радоваться слишком большой прибав­ке в весе у малышей. Если вес тела младенца увеличи­вается слишком быстро, младенец может быстро рас­толстеть, стать восприимчивым к заболеваниям, тя­жело их переносить. В таком случае ограничивайте питание, т. е. давайте еды столько, сколько положено по возрасту, а не столько, сколько он хочет.

Любящая мама или бабушка может скормить еды ребенку больше, чем следует. Это очень вредно для нор­мального развития малыша. Привыкнув к обильному питанию, ребенок будет требовать его все больше и больше и, не получив, станет плакать. Не волнуйтесь, если иногда младенец, съев свою норму, плачет, ищет грудь или бутылочку с молоком. Если вес тела увеличивается нормально, то успокойте плачущего ребен­ка, давая ему вместо еды немного подслащенного чая. Младенца постарше отвлеките, переключив его вни­мание на игрушки, поговорите с ним. Малыша с чрез­мерным аппетитом можно приучить к нормальному питанию в течение 2-3 недель. Только надо, чтобы все домашние кормили его согласно режиму в строго ус­тановленное и привычное для младенца время, а ко­личество пищи соответствовало бы его возрасту.

В таблице 1 указаны средние значения физических данных в зависимости от возраста ребенка первого года

Таблица 1

Физические данные

Возраст в месяцах Средний рост
Средний вес (кг) Окружность

Грудной клетки

1 53,3 3,8 36,0
2 57,1 4,8 38,0
3 60,6 5,6 40,0
4 62,6 6,4 41,8
5 64,8 7,0 43,1
6 66,5 7,6 44,3
7 67,9 "8,0 45,1
8 69,0 8,5 46,0
9 70,4 9,0 46,7
10 72,0 9,5 47,0
11 73,3 9,7 47,7
12 74,0 10,6 47,8
13 76,5 11,0 47,8
14 77,5 11,2 48,5
15 79,0 11,5 49,0
16 81,6 11,8 49,3
17 83,0 12,0 49,7
Физическая активность малыша неразрывно свя­зана с психическим развитием. Ребенок может быть еще совсем мал, а нервно-психические расстройства у него уже проявляются* В приведенной ниже таблице вы можете увидеть возрастные нормы психического развития, тесно связанные с моторикой малыша.

Таблица 2

Двигательные навыки

Возраст в меся­цах Описание двигательных умений
1 Беспорядочные движения рук и ног, захватывание одной руки другой, поворачивание головы на голос
2 Удерживает голову в вертикальном положении, поднимает ее, лежа на животе, прислушивается к звуку погремушки
3 Лежа поднимает туловище, опираясь на предплечья; стоит

При поддержке под мышки

4 Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке под руки, на улыбку взрослого отвечает своей
5 Поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за руки, стоит при поддержке за обе руки, переступает при поддержке под мышки
6 Поворачивается с живота на спину, протягивает ручки к маме
7 Встает на четвереньки, ползает, стучит кубиком по столу
8 Сидит без поддержки, переступает ножками, держась за кроватку, встает самостоятельно на ноги, садится
9 Стоит при поддержке за руку, влезает и опускается на чет­вереньках по ступенькам лесенки-горки, иногда уже ходит
10 Быстро ползает, ходит, держась за подвижную опору, сбра­сывает игрушки на пол, а потом собирает их
11 Стоит без поддержки, хорошо знает свое имя
12 Приседает, переступает без опоры, иногда быстро перебе­гает от одной опоры к другой, может произносить малень­кие предложения из 2 слов
Разумеется, все данные, приведенные в таблицах, усредненные и показывают вам примерное правиль­ное развитие вашего малыша. Небольшие отклонения от нормы вполне приемлемы и имеют право на суще­ствование. Пользуясь нашими таблицами, вы можете представить себе, как должен развиваться ваш ребе­нок в самом раннем возрасте, чтобы быть нормальным подвижным и развитым малышом

Еще два важных антропометрических показате­ля - объем головы л груди.

Объем головы новорожденного в среднем равен 34 см. За год объем головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается На 1,5-2 см, последующий еже­месячный прирост окружности головы соответствует 1,5-1 см.

Окружность измеряют одной и той же сантиметро­вой лейтой, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).

По формуле можно ориентировочно провести рас­чет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:

ОГ (для первого полугодия) - = ОГ (при рождении). + 1,5 х К;

ОГ (для второго полугодия) =

ОГ в первом полугодии + 1,0 х М;

Где N - количество месяцев жизни.

Объем грудной клетки у новорожденного ребенка составляет 3 2 - 3 5 см и в норме на 1,5- 2 см меньше ок­ружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность гру­ди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития груд­ной клетки и увеличения ее размеров.

Измеряется окружность грудной клетки следую­щим образом: сантиметровая лента накладывается сза­ди под углами лопаток, идет вперед и спереди, захва­тывая нижний край околососковых кружков. В среднем объем грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.

Для определения нормального развития у специа­листов существуют специальные индексы. Родители также могут воспользоваться ими.

1. Массо-ростовой индекс - отношение массы тела к росту (при рождении). В норме индекс должен пре­вышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т. е. недостаточности веса, если более 7 - об ожирении. Например, мас­са новорожденного малыша - 3,5 кг, а его рост - 0,5 м (50 см). 3,5/0,5 - 7. Таким образом, индекс показывает нормальное состояние ребенка.

2. Степень развития верхних конечностей характери­зует филиппинский тест. При его проведении ре­бенок рукой строго через голову должен достать противоположное ухо. Если кончики пальцев дос­тигают уха, то тест считается положительным, если нет - отрицательным. В норме у детей до 5 лет тест отрицательный.

3. Сопоставление окружностей головы и грудной клет­ки: при рождении окружность головы на 1,5-2 см больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сан­тиметров, сколько дат ребенку.

Итак, вы видите, что наиболее высокий темп роста отмечается в самый ранний период жизни ребенка. При измерении антропометрических показателей ре­бенка при ежемесячных посещениях детского врача эти данные обычно сравнивают со средними показате­лями, представленными в таблицах, где находятся данные других детей. Они служат ориентиром и точ­кой отсчета для определения темпа роста ребенка и привлечения внимания к определенным отклонениям. Однако некоторые параметры могут значительно колебаться, и это во многом зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка (не все дети обязаны быть среднего роста и веса). Растут дети тоже по-разному, в зависимости от этого выделяют различные типы тело­сложения, определенные скачки роста и массы.

Индивидуальные отклонения или снижение ука­занных показателей могут быть вызваны нарушения­ми внутриутробного развития плода. Масса тела и рост ребенка при рождении зависят от генотипических фак­торов (веса и роста самих родителей), от питания бере­менной женщины, от ее возраста; от того, какая по счету беременность; от состояния здоровья матери; ее профессии; образа жизни и др.

Антропометрические данные (масса тела, рост, ок­ружность головы, груди) служат ориентиром темпов ро­ста и развития малыша, отражают особенности его пи­тания, а главное, помогают привлечь внимание к опре­деленным отклонениям и возникающим проблемам.

Физическое развитие младенца во многом зависит от условий, в которых он растет. Эти условия включают уход за ребенком, режим питания, равномерное распределение физических нагрузок и отдыха.

Вес ребенка служит одним из главных показателей его физического здоровья. Нормальный вес является признаком того, что ребенок хорошо питается, здоров, за ним хорошо ухаживают. Сниженный или чересчур высокий вес может быть следствием заболевания, скудного или избыточного питания. Поэтому ребенка необходимо регулярно взвешивать на специальных медицинских весах. Небольшие отклонения от нормы в одну или другую сторону чаще всего зависят от индивидуальных особенностей организма, поэтому не стоит излишне беспокоиться из-за того, что вес вашего ребенка не всегда соответствует норме. Рост, объем груди ребенка, окружность головы также определяются индивидуальными особенностями. Например, при многоплодной беременности дети немного отстают по росту и весу от своих сверстников, однако при соблюдении правил ухода очень быстро догоняют их.

В последние десятилетия развитие детей происходит гораздо быстрее, чем раньше, что следует учитывать при оценке физических показателей роста. В настоящее время имеет место акселерация, то есть ускоренное, по сравнению с предыдущими поколениями, развитие детей.

Формирование скелета, увеличение массы тела, появление и рост первых зубов у современных детей происходят гораздо быстрее, чем у детей, росших, например, 20 лет назад.

Появление молочных зубов у ребенка – один из важнейших показателей его физического развития. Первые зубы начинают прорезываться обычно на 6-7-м месяце, иногда раньше на один-два месяца. К тому времени, когда ребенку исполняется 7–8 месяцев, у него чаще всего уже есть 2 нижних зуба, которые появляются первыми, и 4 верхних. К году ребенок обычно имеет 8 молочных зубов – по 4 сверху и снизу. Молочные зубы у ребенка формируются задолго до рождения, еще во время внутриутробного развития. В первые месяцы жизни они начинают прорезываться.

Развитие молочных зубов не у всех детей происходит одинаково. Иногда первыми появляются верхние зубы, изредка рост зубов начинается до достижения ребенком 5 месяцев. Не стоит придавать этому слишком большое значение, так как появление зубов зависит от многих факторов – рациона питания, здоровья ребенка, регулярного поступления в его организм минеральных веществ и витаминов, отвечающих за формирование костей и зубов.

Акселерация оказала большое влияние и на умственное развитие современных детей. В настоящее время они начинают раньше говорить и воспринимать информацию, лучше запоминают слова, хотя все это также зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В первые недели жизни здоровый новорожденный, проснувшись, некоторое время лежит, открыв глаза и двигая зрачками без определенной цели.

Ребенок видит окружающие его предметы, но не в состоянии еще сфокусировать взгляд на чем-либо конкретном.

Сосательный рефлекс у ребенка развит с рождения: стоит прикоснуться к его губам, когда он голоден, как малыш сразу же начинает производить ими сосательные движения. Обоняние у ребенка развито также уже с первых дней жизни: если мать оказывается рядом в то время, когда малыш голоден, он поворачивает голову в ее сторону, сглатывает слюну, производит губами сосательные движения.

На 2-м месяце здоровый ребенок уже фокусирует взгляд на ярких предметах, реагирует на звуки, поворачивая голову в ту сторону, откуда они слышны. В это время ребенок предпринимает первые попытки приподнять головку. На данном этапе развития у ребенка развит вкус, он отличает новую пищу от уже знакомой и, если она ему не нравится, может даже отказаться от нее.

К 3-месячному возрасту у ребенка более активно развивается слуховое восприятие, он уже довольно хорошо владеет своим голосом, с удовольствием гулит. В этом возрасте ребенок реагирует на приближение матери, улыбается ей, двигает руками и ногами.

В 3 месяца ребенок очень любит подражать различным звукам, активно гулит. В этот период нужно начинать больше внимания уделять разговорам с ребенком, показывать, какие звуки издают различные животные. В дальнейшем это положительно отразится на развитии речи вашего малыша.

Трехмесячный ребенок, лежа на животе и опираясь на локти, может некоторое время держать головку. Малыша интересуют игрушки, подвешенные над кроваткой, он разглядывает их, пытается дотянуться. Если его держать под мышки над столом или кроваткой, он выпрямляет ноги и упирается ими в поверхность.

На 4-м месяце жизни развивается эмоциональное восприятие ребенка. Он радуется появлению близких, смеется, издает громкие звуки. Движения рук и ног малыша становятся более скоординированными, он уже без посторонней помощи может переворачиваться со спины на бок, при кормлении пытается поддерживать бутылочку руками. Он самостоятельно берет различные предметы, игрушки, внимательно рассматривает их, ощупывает со всех сторон.

В 5 месяцев ребенок уже хорошо отличает знакомых людей от чужих и не любит находиться на руках у последних. Слух ребенка совершенствуется, он может различать интонации голоса и по-разному реагирует на раздраженный или ласковый тон матери. Услышав музыку, он оживляется, начинает двигать ручками и ножками.

В этом возрасте ребенок самостоятельно переворачивается со спины на живот, может приподниматься, опираясь на руки. Если ребенку дать какой-либо предмет, он уверенно протягивает руку в его сторону.

В 6 месяцев ребенок может произносить отдельные слоги, пытается говорить. В пока еще бессмысленном лепете ребенка родители пытаются различить долгожданные слова «мама», «папа» и радуются, когда слышат что-то похожее на них. У малыша уже складываются понятия об отношениях между людьми, о том, что они чувствуют к нему, на основании чего ребенок строит и свое отношение к ним.

В полгода ребенка уже можно кормить не только из бутылочки, но и с ложечки. При виде ложки он открывает рот и снимает с нее пищу губами.

В этот период ребенок учится ползать. В том случае, если какой-либо предмет или игрушка находятся в пределах досягаемости, он пытается подползти к ним. В кроватке или манеже малыш пытается встать, держась за опору.

К этому возрасту ребенок начинает лучше ориентироваться в трехмерном пространстве, различает предметы по размеру, живо интересуется окружающим миром, стараясь все потрогать, посмотреть или даже засунуть в рот, чтобы попробовать на вкус.

В возрасте 7 месяцев ребенок уже уверенно ползает. Если поддерживать его за руки, он может некоторое время стоять на ногах. Семимесячный ребенок обычно ложится и садится без посторонней помощи, хотя некоторые дети начинают сидеть несколько позже.

Если ваш малыш в 7 месяцев еще не научился сидеть, не следует насильно заставлять его делать это. Преждевременное усаживание ребенка может отрицательно сказаться на его осанке в будущем.

В этом возрасте ваш малыш стремительно познает окружающий мир. Новые игрушки он старается изучить со всех сторон: ощупывает, трясет, бросает, прислушиваясь к издаваемому ими звуку. В этот период детям полезно давать крупные игрушки, состоящие из нескольких частей, разбирающиеся. Очень интересны для ребенка кубики, мячики, пирамидки и т. п.

Малыш начинает лучше понимать человеческую речь, такие слова, как «нельзя», «где?», «дай», названия некоторых предметов. Многие дети в этом возрасте уже довольно уверенно стоят, держась за опору.

В возрасте 8 месяцев кроха повторяет за взрослыми некоторые слоги, пытается произносить короткие слова. Ребенка в этом возрасте несложно научить простым движениям, например хлопать в ладошки, махать на прощание ручкой. Он понимает некоторые просьбы взрослых и выполняет их. Умеет различать вопросительную и утвердительную интонации.

Ребенку нравится брать предметы, иногда сразу несколько, стучать ими друг о друга или о спинку кроватки. Если дать малышу что-нибудь съедобное, например ломтик яблока, он будет уверенно держать его в руке и сможет самостоятельно откусить и прожевать кусочек. В 8 месяцев ребенок уже может передвигаться без помощи взрослых, держась за мебель, уверенно стоит на ногах и самостоятельно присаживается.

В 9-месячном возрасте малыш уже более осмысленно обращается с игрушками, стараясь добиться какого-то результата. Ему нравятся разбирающиеся игрушки, а не просто яркие и шумные, как в периоде новорожденности. Разбирая и собирая кубики, матрешку, пирамидку, ребенок проявляет упорство, пытается добиться своего любым способом.

В этом возрасте многие дети хорошо запоминают новые слоги и звуки, уверенно повторяют их за взрослыми. В 10 месяцев ребенок может без помощи взрослых забраться на низкий стул, диван и спуститься с него.

В 11 месяцев малыш произносит звуки, слоги, похожие на слова, уже не просто так, а стараясь донести до окружающих какую-либо информацию. Многие дети в этом возрасте уже умеют ходить, если их поддерживает взрослый.

Одиннадцатимесячный малыш впервые произносит слова «мама» и «папа» осмысленно. Он сам может держать небольшую чашку и пить из нее. Ребенок в 11 месяцев начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

В год ребенка уже следует приучать к горшку. Трудно предугадать, когда малышу захочется в туалет, однако нужно проявлять терпение. Нельзя держать ребенка на горшке подолгу, нужно пытаться объяснить, для чего служит горшок. К новому приспособлению малыш должен привыкать постепенно.

Годовалый ребенок правильно пользуется примерно 10 словами. Малыш понимает гораздо больше слов, однако не может правильно их произносить. В год ребенок ходит самостоятельно, пока не слишком уверенно, но не желает пользоваться помощью взрослых при ходьбе. В развитии ребенка огромную роль играет речь, которая помогает ему общаться с окружающими людьми. Приучать малыша правильно выражать свои мысли надо начинать с самого раннего возраста.

Для этого с первых месяцев жизни разговаривайте со своим ребенком, называйте окружающие предметы, говорите о том, что вы делаете. Старайтесь произносить слова правильно и четко, не коверкая их и не сюсюкая с малышом. Проследите за тем, чтобы ваши близкие также контролировали свою речь при ребенке.

Говорить с младенцем нужно ласково, спокойным тоном, не повышая голоса. Очень хорошо, когда мать или кто-то из родственников поет ребенку несложные песенки, это способствует развитию музыкальных способностей и любви к прекрасному. Если у ребенка не сразу получается запомнить и воспроизвести какое-либо слово, не расстраивайтесь; мягко, но настойчиво продолжайте развивать его речь. Не допускайте ошибок в собственной речи, следите за своим произношением. Чаще повторяйте при ребенке правильный вариант произношения того или иного слова.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!