Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках. Подготовка к школе ч.10 Звук и буква ф задания для дошкольников

НОД для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф" ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф" ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование : С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки - слоги для игры « Собери слоги - получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I. Организационный момент (Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. (КА - ПУС - ТА ) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи - выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово (все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ - КА ТО - МА - ТЫ

ТЫК - ВА О - ГУР - ЦЫ

ПЕР - ЦЫ КА - БАЧ - КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из - за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей - человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО - ДИС БО - БЫ.

РЕ - БЫ РЕ -ДИС.

ЧЕС - СОЛЬ ЧЕС - НОК.

ФА - НОК ФА - СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф - ф -ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью - фью - фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф" ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3. На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5. Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН - птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА - цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА - специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ - вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК - цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук - ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук - одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза - сосуд для фруктов (стр.64).

Факир - фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма - перегородка из рам (стр.884).

Фонтан - струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус - тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег - атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор - белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета - сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак - род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо - кус - ник во фрак одет,

Фа - кел пре - вра - тил в бу - кет.

Фе - я вы - ско - чит от -ту - да

Фо - кус это и - ли чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел - короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус - чудо - волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф" ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами .

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось - нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился - красным, кто испытывал трудности в ходе работы - оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы:

Тема: Звук и [ф] , [ф’] и буква Ф, ф

Цель: знакомства с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Оборудование Мультимедийная установка , таблица «Звуки речи», «звуковички» не раскрашенные, карточки для вычеркивания букв, цветная нить, смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Поднимите смайлики (мое настроение)

Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

(слайд 2)

  1. Работа над пройденным материалом.

Игра «Доскажи словечко».

Наша речь состоит ….(из предложений).

Звуки бывают … (гласные и согласные).

При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).

Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).

Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).

Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).

III. Мобилизующий этап.

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

(слайд3)

шляпа плащ улыбка фрак волшебная палочка

чудо

Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?

Слайд4

А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.

(слайд5):

Шарф флаг телефон фонарь конфета

Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

(предположения детей)

(слайд 6)

Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

V. Знакомство со звуками.

1. Работа по вариантам (исследование звуков).

1 в. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь ).

2 в. – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику .

Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.

Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.

Аналогично со звуком [ф’].

Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.

3. Давайте «оденем» в парах «звуковичка» (раскрашивание). Вспомните все, что говорили ребята.

Проверка. – Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?

Выбор из трех звуковичков нужного.

Вывод. Звуки [ф], [ф’] - согласные, глухие, [ф], - тв., [ф’] - мягк.

(слайд 7)

VI. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Работа в группах.

Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф’]. Обведите ее.

Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?

Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах). Назовите её соседей.

Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф).

На что она похожа? Попробуйте из ниток выложить эту букву.

- Для чего нужна заглавная буква Ф?

Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

Послушайте стихотворения про букву Ф.

(слайды 8, 9)

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

Федя ходит руки в боки,

Значит выучил уроки

Давайте встанем и изобразим эту букву.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.

Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ(карточки)

Взаимопроверка.

Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

Сколько раз она встретилась? (5)

3. Определение места буквы Ф в городе Букварии.

Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Произносим попарно эти звуки.

(Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).

(слайд10)

4. ФИЗМИНУТКА.

Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий – глухой».

Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.

(слайд 11)

фа аф раф фрак

фу уф фла фея

фе еф физ фокус

фи иф фру шофёр

фо оф фот финиш

фё ёф фаб флаг

фы ыф фри фабрика

Фокусник

Чтение слогов 1-го столбика громко.

2 столбик радостно, вопросительно.

3 столбик с заданиями.

Прочитайте слоги, которые подходят к этому слогу-слиянию (с мягкими согласными звуками).

Прочитайте слова 4-го столбика самостоятельно.

Чтение хором слов 4-го столбика.

В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (фея, шофер, финиш).

Назовите двусложные слова.

Назовите трехсложные слова.

Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)

К каким словам подходит схема: (финиш)

Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.

(на доске схема слова)

2. Образование слов и предложений.

Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике. . (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).

(слайд12)

Фокусы со словами.

(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик - бантик)

4. Работа с учебником (с. 196)

Давайте порадуем фокусника своим чтением.

Прочитайте самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.

Беседа по содержанию.

Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)

Кто выскочит из букета?

Так это фокус или чудо?

VIII. Проверка знаний.

Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?

2. Звук [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове фуфайка только одна буква «ф».

IX. Итог урока, рефлексия.

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.


- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

Цель занятия: изучаем букву Ф, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ф, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ф по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Фиалка Фламинго Флаг Филин

Когда мы произносим звук [ф], нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка. Произнеси: ФФФ. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ф].

  • Какой звук есть и в слове ФЛАГ, и в слове ШКАФ, и в слове ТУФЛИ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ф] в слове ФЛАГ? — ШКАФ? — ТУФЛИ? — ФАРТУК? — ГРЕЙПФРУТ?
  • Гласный или согласный звук [ф]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Ф. Нашили букву Ф в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Из меня посуду тонкую.
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я… (фарфор).

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок -
Красный, маленький… (флажок).

Сказка про букву Ф

Фокусник Федя

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»

Фи,- сказал филин Федя,- с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
- У меня,- сказала медведица и притащила фикус в горшке.
- Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! - потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус - пополам.
- Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? - взревела медведица.
- Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

Загадки для детей на букву Ф

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Веселые стихи про букву Ф для детей

… А фазаны попросили -
Букву Ф Найди нам, Филин.
Но, вздыхая тяжело.
Филин прячется в дупло.
Филин даже с фонарем
Ничего не видит днем.
(Г. Сатир)

Филин в чаше у-ух да у-ух!
У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.
(Ф. Бобылев)

Фиалки
- Фью, фью! - птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.
(Г. Виеру)

Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
(В. Берестов)

Филин взял футбольный мяч,
И у норок новых
Начался футбольный матч
Двух команд норовых.
(А. Пудваль)

Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин - прыг, филин - скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.
(Г. Сатир)

Флажок
Посмотрите! Посмотрите!
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя сам смастерил.
(О. Высотская)

Фотограф
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю,- грозится еж,-
Если снимка не пришлешь!»
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Задания для подготовки детей к школьной программе: обучение чтению и составление слов, составление предложений и буква Ф, развитие мышления и решение простейших задач по математике.


Обучение чтение. Звук и буква "Ш"

Цель : знакомство с новой буквой, развитие фонематического слуха, закрепление образа буквы.

Материал

Педагог загадывает детям загадку.

Легкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда - не знает. (Шар)

- Сколько слогов в слове-отгадке?
- Как изменить слово, чтобы стало два слога?
- Назовите первый слог в слове ШАРЫ.
- Назовите первый звук в этом слове.
- Как вам кажется звук Ш гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук ш не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, мешают зубки).
- Звук Ш звонкий или глухой? Закроем ручками уши и произнесем ш-ш-ш-ш-ш. Уши не звенят. Звук Ш – глухой.
- Назовите слова со звуком Ш.
- Шишки, шлем, шапка, шест, каша, широкий и т.д.
- Теперь давайте подумаем, он может быть твёрдым и мягким?
- Мы с вами подобрали слова и выяснили, что звук Ш может быть только твердым, мягким он не бывает.
- Какой мы можем сделать вывод?

Звук Ш - согласный, глухой, всегда твердый.

Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ш. Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ш).
- Раскрасьте букву Ш.
- На что похожа буква Ш?

Обучение чтению. Звуковой анализ слогов

Цель : развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ слов.

На рабочих листах написаны слоги. Прочитайте их.

Составьте звуковые схемы к данным слогам.

Что вы может сказать о звуке Ш? (Это согласный, он всегда твердый).

Обучение чтению. Слова

Цель : развитие внимания, обучение чтению, закрепление образа букв, увеличение скорости чтения.

Материал : рабочий лист.

- Вы знаете, что звук Ш всегда твердый, значит, если после буквы Ш вы увидели букву И, то Ш не смягчается и произносится твердо ШИ.
- На рабочих листах написаны слова. Прочитайте их сначала столбиками, затем построчно.
- Найдите и обведите в кружочек слог ШИ.
- В словах первого столбика подчеркните гласные буквы.
- Сколько слогов в словах третьего столбика? (Один).
- Поделите на слоги слова второго и первого столбика.
- Сколько слогов в словах второго столбика? (Два).
- Сколько слогов в слове КАМЫШИ? (Три слога).
- Проставьте ударение в словах второго и первого столбиков.
- Чем похожи и отличаются слова КОШКИ - МОШКИ?
- Чем похожи и отличаются слова МЫШИ - КАМЫШИ?
- Чем похожи и отличаются слова ШАГ - ШАР?

Обучение чтению. Составление слов

Цель : закрепление образа букв, формирование умения составлять слова из предложенных букв, звукобуквенный анализ и синтез.

Материал : пройденные буквы, (обязательно гласные: А,О,У,Ы,И,Е,Я,Ю) - 15 шт, миска, в которой сложены буквы.

- Возьмите букву из миски и назовите ее.

Дети по очереди достают буквы из миски и выкладывают на ковер.

После того, как миска стала пустой, педагог предлагает составить из букв слова.

- Составьте слова из букв, которые перед вами.

Обучение чтению. Работа с текстом "Подушка"

Цель : увеличение скорости чтения, формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал : рабочий лист, звуковые кубики

- Прочитайте текст два раза.
- Прочитайте вопросы и ответьте на них.

1. Кто вышивает подушку?

2. Что вышила Даша на подушке?

3. От кого убегает мышка?

4. Кого догоняет кошка?

5. Кто кого не догонит?

- Перескажите рассказ.
- Как еще можно озаглавить рассказ.

Обучение чтению. Предложения

Цель : формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал : рабочий лист, звуковые кубики.

Педагог обращает внимание детей к только что прочитанному тексту.

- Сколько предложений в тексте? Обведите точки на конце предложений в круг.
- Составьте схемы второго и пятого предложений с помощью кубиков.
- Сколько слов во втором предложении? Какое первое слово во втором предложении? Какое слово второе? Треть? И т.д.
- Сколько слов в пятом предложении? Какое первое слово во втором предложении? Второе? И т.д.
- Какой знак стоит в последнем предложении?

Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

Обучение чтению. Звуки "Ф" и "Фь"

Цель : развитие фонематического слуха, закрепление образа букв.

Материал : мяч, звуковые кубики.

Педагог организует игру на ковре.

Педагог бросает детям мяч и просит назвать первый звук в словах:

  • ФАКЕЛ,
  • ФЛАГ,
  • ФЕСТИВАЛЬ,
  • ФРАК,
  • ФИЛЬМ,
  • ФОРМА,
  • ФЕВРАЛЬ и т.д.
  • - Какие первые звуки в словах? (Звуки Ф и Фь).
    - Звук ф, гласный или согласный? (Согласный).
    - Звук ф звонкий или глухой? (Звук ф – глухой).
    - Звук ф может быть твердым и мягким? (Может быть и твердым, и мягким).
    - Какой мы можем сделать вывод?
    - Звук ф: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

    Педагог выдает детям звуковые кубики.

    - Придумайте слова со звуками Ф и Фь.

    Дети анализирует, какой звук в слове – твердый или мягкий и показывают соответствующие стороны звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – звук мягкий.

    Обучение чтению. Буква Ф

    Цель : закрепление образа буквы, развитие графо-моторных навыков.

    Материал : карточка с буквой Ф, пуговки, пластилиновые основы.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Ф.

    Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Давайте выложим букву Ф пуговками.

    Педагог показывает заранее сделанный образец на пластилиновой основе.

    Дети выкладывают букву по образцу.

    - На что похожа буква Ф?

    Математика. Счет. Игра с мячом "Считай дальше"

    Цель : упражнять в счете в пределах 20.

    Материалы : мяч.

    Дети становятся в ряд. Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок называет последующие 2-3 числа и возвращает мяч.

    Можно также и с обратным счетом от 20.

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог диктует:

    - Одну клетку влево. Одну клетку вверх. Одну клетку вправо. Одну клетку вверх. Две клетки вправо. Одну клетку вниз. Одну клетку вправо. Одну клетку вниз. Две клетки вправо.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Развитие мышления. Скажи наоборот

    Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

  • Родина, отчизна – (чужбина).
  • Восход - (закат).
  • Зима – (лето).
  • Грязь – (чистота).
  • Свет – (тьма, темнота).
  • День – (ночь).
  • Жара – (холод).
  • Мир – (война, ссора).
  • Правда – (ложь).
  • Город – (село, деревня).
  • Добро – (зло).
  • Польза – (вред).
  • Богач – (бедняк).
  • Друг – (враг).
  • Радость – (грусть, печаль).
  • Лентяй – (труженик).
  • Математика. Решение задач

    Цель

    Материалы







    Цель

    Математика. Решение задач

    Цель : формирование умения решать простые задачи.

    Материалы : рабочий лист, цветные карандаши.

    - Посмотрите на картинку. Что нарисовано?
    - Давайте попробуем составить задачу про яблоки и груши.

    Дети должны самостоятельно составить условие и вопрос задачи.

    - Правильно. В вазе лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало в вазе?
    - Что известно в задаче? Что в вазе лежали яблоки и груши.
    - Сколько яблок лежало в вазе известно? Да. Пять.
    - А сколько груш лежало в вазе известно? Да. Три.
    - Значит, в вазе лежало 5 яблок и три груши.
    - Что спрашивают в задаче? Сколько всего фруктов лежало в вазе.
    - Если в вопросе звучит "Сколько всего?", то каким действием будем решать задачу? Сложением.
    - Кто может сказать решение задачи? – Запишите решение задачи в клеточках в рабочем листе.

    Развитие мышления. Найди лишнее слово

    Цель : развитие умственных действий.

    Читаем слова. Дети должны найти лишнее слово в каждом ряду.

    1. Береза, сосна, клен, тополь. (Сосна, т.к. хвойное дерево).

    2. Астра, флокс, василек, гладиолус. (Василек, т.к. полевой цветок, а не садовый).

    3. Гнездо, муравейник, курятник, берлога. (Курятник, т.к. создан руками человека, а не животным или насекомым).

    4. Печка, мама, вагон, ворота. (Мама, т.к. одушевленное).

    Развитие внимания. Гусеницы

    Цель : развитие устойчивости и избирательности внимания.

    Материалы : рабочий лист, цветные карандаши.

    Педагог просит найти всех гусениц на рисунке.

    - Сколько гусениц нашли? Посчитайте.

    Подготовка руки к письму. Горы

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист, цветные карандаши.

    Обведите горы по клеткам.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!