Пед технологии воспитания. Современные технологии воспитания

ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ, В КЛАССЕ».

Осуществление национального проекта поставило перед нами три цели: эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и воспитательной работы. Более того, в настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы, включающей целостный учебно-воспитательный процесс, интересующий воспитание и обучение.

Письмом Минобразования России « О повышении воспитательного потенциала в образовательном процессе» (2 апреля 2002 г.) подтверждается приоритетная роль воспитания, цель которого: воспитание ученика, востребованного современным обществом.

Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.

Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий:

Технология разноуровневого обучения;

Технология модульного обучения;

Технология проектного обучения;

Личностно-ориентированная технология;

Технология здоровьесберегающая;

Технология учебной деловой игры;

Технология проблемного обучения;

Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

Технология проведения учебных дискуссий;

Технология дифференцированного обучения;

Технология развивающего обучения;

Информационно-коммуникационная технология;

Педагогическая технология В.М.Монахова.

Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе, в классе.

Технология здоровьесберегающая.

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное местов плане воспитательной работы любой школы занимает программа «Здоровье».

Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропоганду ЗОЖ и разнообразные КТД

Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы.

Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой.

Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова.

Цель – естественный характер обучения, школа для ребенка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей.

Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Их возможно использовать при дистанционном обучении.

Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные работы, мультимедийные презентации – широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе.

Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

Основная нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива.

Результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на принципах педагогики сотрудничества. Наш коллектив – это все мы и педагоги и учащиеся.

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

В работе Куприянова « формы воспитательной работы с детскими объединениями», автор делает акцент на том, что сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые». Он приводит многообразие форм воспитательной работы, опираясь на материал из книги Афанасьева С.П. «Методика организации конкурсных программ»

Если иметь в виду, что технология воспитательной работы это - идеальная модель решения некой совокупности близких педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций, основанный на определенном психолого-педагогическом механизме, то явно видна близость технологии и формы организации деятельности, просматривается связь технологии и метода, формы и метода.

Таким образом, рассмотренные технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) проис­ходит смешение понятий ʼʼметодика воспитанияʼʼ и ʼʼтехнология воспита­нияʼʼ. Для четкости употребления этих понятий необхо­димо их развести.

Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по дости­жению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в со-

5.5. Современные технологи^ воспитания

ответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целœей и прин­ципами действия воспитателя. К примеру, говорят о ме­тодике воспитания культуры речи у ребенка и культуре поведения, но о технологии речевого тренинга или об­щения в повсœедневном поведении.

Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспита­тельные) современными учеными по­нимается ʼʼкомпонент педагогическо­го мастерства, представляющий собой научно обоснован­ный профессиональный выбор операционного воздей­ствия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к это­му миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...ʼʼ.

Второй смысл понятия обозначает ʼʼнаучно-педагоги­ческую дисциплину, которая изучает, исследует, описы­вает педагогическую технологию как элемент професси­онализма педагогаʼʼ*.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда осво­ены лишь ключевые операции базовых слагаемых педа­гогических технологий) и профессиональный (когда пе­дагог свободно владеет палитрой педагогических техно­логий).

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ

Педагогические технологии воспита­ния имеют свою специфику. ʼʼЛюбая деятельность, - считает В.П. Беспаль-ко, - должна быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, тех­нология - на науке. С искусства всœе начинается, техно­логией заканчивается, чтобы затем всœе началось снача­лаʼʼ**. Самое прямое отношение это имеет к: теории вос­питания, ибо воспитание - и наука, и искусство.

* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 56-57.

** Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989- С. 5.

Сложности в создании и реализации технологий вос­питания объясняются целым рядом особенностей воспи­тания:

О Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае. О Воспитание носит целостный характер, его трудно рас­членить на составляющие, а значит, трудно создать не­кий алгоритм действия воспитателя. О Ребенок в процессе воспитания - и объект воздействия

педагога, и субъект многообразной деятельности. О Воспитание - процесс многофакторный: многие фак­торы, в т.ч. и стихийные, вносят свой коррек­тив.

О Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, вос­питанник, процесс) -- живые люди, они определœен­ным образом ассимилируют всœе происходящее, их дей­ствия труднопредсказуемы; возможно появление ʼʼсо­противления воспитаниюʼʼ.

О Воспитание тесно связано с жизнью: логика и пози­ция субъектов воспитания бывают противоречивы­ми исходя из личностной и педагогической по­зиции; противоречия могут происходить и от понима­ния воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном.

О Различия в концепциях воспитания у разных педаго­гов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. О Цель и задачи воспитания чаще всœего связаны с абст­рактными категориями: ʼʼотношенияʼʼ, ʼʼдуховностьʼʼ, ʼʼлюбовьʼʼ, ʼʼсамоактуализацияʼʼ...

О Теория и методика воспитания не бывают неэмо­циональными, ибо любовь к детям - важнейшее ка­чество педагога, определяющее успешность воспита­ния. Нередко действия педагога основаны на интуиции.

СИСТЕМА ВЫБОРОВ КАК ОСНОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В основе освоения технологий воспи­тания лежит система выборов педаго­гом, ведущая к определœенной педаго­гической позиции, ᴛ.ᴇ. к исповедыва-нию определœенной концепции воспи­тания и соответствующей ей методике ее реализации в

Глава V. Основы методики воспитания

собственном педагогическом опыте, дальнейшем его со­вершенствовании и передаче коллегам.

Итак, выборы, которые делает воспитатель:

О Необходимость определиться в отношении к основной парадигме воспитания.

О Четкая формулировка для себя понятия и сущности воспитания (из множества современных определœений).

О Четкая формулировка цели и стратегических задач вос­питания.

О Определœенность в подборе тактических задач, четкость планирования.

О Подбор системы методов и приемов, отбор средств воспитания.

О Выбор системы организационных форм воспитания, наиболее полно реализующих цель и задачи.

О Выбор стиля и тона отношений с воспитанниками.

О Определœение отношений к педагогическим аксиомам типа ʼʼдетей нужно любитьʼʼ, ʼʼне унижать достоинства ребенкаʼʼ, ʼʼво всœем должна быть мераʼʼ, ʼʼдетей бало­вать нельзяʼʼ и т.д.

В современной педагогике выделяют три уровня понятия ʼʼпедагогическая технологияʼʼ*. Видимо, это относится

и к воспитательным технологиям.

3. Общепедагогическая технология (как синоним ʼʼпеда­гогической системыʼʼ), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспита­тельный) процесс в данном регионе, учебном заведе­нии...; в нее включаются совокупность целœей, содержа­ния, средств и методов, алгоритм деятельности субъек­тов процесса.

2. Частнометодическая (предметно-дидактическая либо воспитательная) педагогическая технология в значе­нии ʼʼчастная методикаʼʼ, ᴛ.ᴇ. совокупность методов и средств для реализации определœенного содержания обу­чения и воспитания в рамках одного предмета либо на-.

Локальная (модульная) педагогическая технология -как технология отдельных частей учебно-воспитатель­ного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

В основу современных технологий вос­питания положены некоторые веду­щие идеи, характеризующие их:

О переход в современных условиях преобразований, проис­ходящих в обществе и в образовании, от парадигмы вос­питания как формирования личности в командно-адми­нистративной системе отношений к парадигме воспита­ния как создания условий для самоактуализации личности;

О гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях адми­нистрации и педагогов, педагога и учащихся, в отно­шениях учащихся между собой;

О возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и орга­низационных форм воспитания, технологических ре­шений воспитательных проблем и т.д.;

О возможность экспериментальной и опытно-педагоги­ческой деятельности педагогов и школ, создания ав­торских концепций и школ обучения и воспитания;

О коллективный характер педагогических инноваций, бо­гатые возможности для творческой деятельности кол­лектива педагогов-единомышленников.

Назовем в качестве примеров некото­рые современные воспитательные тех­нологии, которые получили достаточ­но широкое распространение в мас­совой практике школ*. . I - - общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).

* Селœевко Г,К. С. 15-16.

* Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Се­левко Г.К. Современные технологии. М., 1998.

Глава V. Основы методики воспитания

О Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвшш имеет особые целœевые ориентации: способствовать становле­нию, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспи­тания - самовоспитание.

О Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухо-млинского.

О Модель трудового воспитания А.А. Католикова по си­стеме коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые кон­цептуальные идеи: труд - основа формирования лич­ности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ре­бенка должен быть личный интерес, поиск, ʼʼаппе­тит к жизниʼʼ, соединœение обучения с производитель­ным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельно­го действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

О Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.

О Авторская модель ʼʼРусская школаʼʼ (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целœевые ориентации: форми­рование нового русского человека - высоконравствен­ного, Образованного, духовно богатого, трудолюбиво­го, физически развитого, способного к самообразова­нию и творчеству, любящего свое Отечество; возрож­дение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; ос­воение богатейшего культурного наследия России; про­буждение русского национального самосознания, рус­ского национального характера...

О Воспитательная система Международного детского цент­ра ʼʼАртекʼʼ. II - частнометодические воспитательные технологии.

О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в ʼʼтвор­ческой комнатеʼʼ (И.П. Волкова).

О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

5.5. Современные технологии воспитания

О Технология личностно-ориентированной коллективной

творческой деятельности С.Д. Полякова. О Технология педагогической поддержки О.С. Газмана. О Система нравственного воспитания через курс ʼʼЭти­ческая грамматикаʼʼ А.И. Шемшуриной (1-9-й клас­сы). О Авторский курс самопознания и самовоспитания для

старшеклассников ʼʼЧеловековедениеʼʼ*. О Авторский курс ʼʼСамоусовершенствование личностиʼʼ в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селœев-ко)**.

О Технология теоретико-практической педагогики и пси­хологии для родителœей в специальном журнале ʼʼДо­машнее воспитаниеʼʼ.

III - локальные (модульные) воспитательные техноло­гии***. В технологии педагогического общения бывают специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь мо­дульные технологии целœеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта͵ создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на посту­пок), технология индивидуального и дифференцирован­ного подхода, технология педагогической оценки, тех­нология этической защиты и другие.

Разрабатываются даже специальные технологии осво­ения и внедрения в практику педагогических технологий.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Понятие ʼʼвоспитательные технологииʼʼ. Его отличие от ме­тодики воспитания.

* См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспи­тании. М., 1996.

** Сеяевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьни­ков. М., 1999.

*** Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педаго­гов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др.
Размещено на реф.рф
См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питю-ков В.Ю.

12. Заказ №1233.

Глава V. Основы методики воспитания

2. Педагогические технологии и педагогическая техника, их специфика; как связаны эти два понятия?

3. Основные характеристики воспитательных технологий, их специфика, противоречивый характер.

4. Проанализируйте конкретные воспитательные технологии, отметьте их позитивные стороны.

Байкова Л.А., Гребенникова Л, Н. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. И., 2001.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, "воспитателям, учителям. М., 1997.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992.

Католиков А.А. Дом моих детей. М., 1997.

Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.

Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1987.

Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. 2-е изд. М., 1988.

Пит/оков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

Селœевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Щуркова Н.Е., Золекер О.П. Педагогическая студия. М., 1993.

Щуркова Н.Е, Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.

Юдин В.В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997.

Современные технологии воспитания - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современные технологии воспитания" 2014, 2015.

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.

Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

    Диагностирование

    Целеполагание

    Проектирование

    Конструирование

    Организационно – деятельностный компонент

    Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

    Научно обоснованные социализированные требования

    Передача социального опыта

    Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

    Социализированная оценка ученика

    Организация творческого дела

    Создание ситуации успеха

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

    Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

    Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

    Содержательная (предметная) деятельность

    Завершение

    Проекция на будущее

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

    Переход от педагогики требований к педагогике отношений

    Гуманно – личностный подход к ребёнку

    Единство обучения и воспитания

Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

    превращение школы Знания в школу Воспитания;

    постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

    гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих

    ценностей;

    развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

    возрождение национальных культурных традиций;

    сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

    постановка трудной цели;

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

    способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

    благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

    развитие и становление познавательных сил ребенка;

    идеал воспитания – самовоспитание;

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

    идея включения детей в улучшение окружающего мира;

    идея соучастия детей в воспитательном процессе;

    коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

    комплексный подход к воспитанию;

    личностный подход, одобрение социального роста детей;

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:

    в воспитании нет главного и второстепенного;

    воспитание – это прежде всего человековедение;

    эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

    принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

    культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

    приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

Воспитательные технологии.

1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.

«Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.

КТД имеет следующие этапы (стадии).

Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.

Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.

Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.

Непосредственное проведение КТД.

Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.

2.Технология совместного творческого воспитания.

Методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.

Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.

3._Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов,

П.Г.Щедровицкий).Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

В качестве основной формы технологиииндивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).

Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:

Осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

Наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;

Внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;

Определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;

Внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;

Рефлексия всего события;

Свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;

Обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами;

Мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.

4.Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).

Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

5.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

6. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)

Целевые ориентации (подсистема целей)

Формирование личности – главная цель школы.

Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

Развитие социальной активности.

Формирование ответственности, гражданского самосознания.

Развитие творческих способностей детей.

Превращение школы в большую воспитательную систему.

Формирование целостной научно обоснованной картины.

Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.

7.Технология в современной массовой школе.

По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов: а) целей , то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта , организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.

Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.

Можно выделить четыре уровня образовательно – воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально – воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются

в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения.

Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.

8.Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Важные компоненты воспитательной системы класса:

Индивидуально – групповой.

Ценностно – ориентационный.

Пространственно – временной.

Функционально – деятельностный.

Диагностико – аналитический.

Индивидуально – групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.

Ценностно – ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы класса.

Функционально – деятельностный компонент:

Основные функции воспитательной системы;

Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Пространственно – временной компонент:

Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

Этапы становления и развития воспитательной системы.

Диагностико – аналитический компонент:

Критерии эффективности воспитательной системы;

Методы и приёмы изучения её результативности;

Формы и способы анализа, оценка полученных результатов.

9.Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.

1-Индивидуализация воспитания – это: 1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе - индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации

(индивидуализации) личности.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)

Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.

Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко).

Технология свободного воспитания (М.Монтессори, Р.Штейнер), стимулирующие и развивающие познавательную субъективную активность, предоставляют детям полну свободу выбора занятий.

Технология самоопределения личности (А.Н.Тубельский) развивает активность выбора, за счёт высокого уровня преподавания предметов, введения новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся.

Технология самоуправления (И.П.Иванов).

Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги) развивает организаторскую и лидерскую активность.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!