Артикулярная гимнастика для детей 4 5 лет. Логопедическая зарядка. Примеры упражнений. Подобные регулярные занятия в детском саду или выполнения таких упражнений дома очень часто позволяет в дальнейшем не обращаться к детскому логопеду для коррекции звуко

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить поло жение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зерка­лом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользовать­ся учебными пособиями по логопедии.

Логопедические упражнения для развития речи

Прямой зонд и зонды с рабочими частями в виде двухштырьковых и трехштырьковых блоков имеют изогнутые концы плоскости, ориентированной поперек рабочей части. Угол между зубцами эбонитового зонда с рабочей частью в виде двухштырькового узла тупой или правый или острый. Проходной зонд и зонды с рабочими частями в виде колец, двухшпиндельных блоков, трехштырьковых блоков имеют рукоятки и соединены с захватами для соединения.

Комплект может содержать контейнер или оболочку или коробку для набора зондов. В случае эбонитовых зондов, используемых для массажа области шейки воротника, рук и лица, использование обоих концов может быть выполнено как работающее. Они имеют облицованную потоком форму грибов, цилиндрическую форму стержня, конусообразную рукоятку по направлению к середине или к рабочей части с максимальным поперечным сечением. Форма захвата этого типа зондов диктуется удобным действием, созданным на биологически активных точках, и возможностью силы, необходимой и достаточной для создания действия.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных уп­ражнений, необходимых для постанов­ки звуков. Упражнения к основным зву­кам даны в приложении. Они помогут выработать правильный артикуляцион­ный уклад.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным об­разом, например с предметом, изобра­женным на картинке (широкий кончик языка - лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т.п.). В последующей ра­боте при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражне­ния без дополнительных объяснений со стороны педагога.

Логопедические упражнения после инсульта

Использование зондов всех конструкций способствует удобному размещению их массажных элементов и их надлежащим образом в труднодоступных местах во рту пациента при выполнении операций точечного массажа в результате изменения структуры артикуляционных органов, возможности создания Достаточная сила для воздействия на биологически активные точки. В случае гиперкинезии языка используютс зонды с дополнительной фиксирующей частью ступенчатой ​​формы, что позволяет надежно удерживать язык зондом и не мешает точечному массажу биологически активные точки.

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику - систему упражнений для ре­чевых органов. Ее цель - совершенствование движений артикуляцион­ных органов, необходимых для пра­вильного произношения звуков, и под­готовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэто­му следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способст­вуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо диф­ференцированное развитие более мел­ких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых на­рушений.

Эбонитовые захваты зондов имеют гладкую полированную поверхность и служат вспомогательным массажным инструментом для лица и области шейки воротника. Все зонды удобны в работе и не вызывают усталости при использовании речевыми терапевтами. На третий день лечения увеличился объем движения языка, губ и челюсти.

Темп речи ускорился на седьмой день лечения, губы стали более подвижными, язык начал подниматься. Сочленяющая имитация подвижности мышц улучшилась. Обучение реставрации привело к положительной динамике: речевое дыхание значительно улучшилось, длительность речи увеличилась, тембр улучшился, голос стал более модулированным. Пациент Е. 24, диагноз: инфарктный церебральный паралич, дизартрия спастической-паретической формы. Речевая терапия: амимическое лицо, повышенное слюноотделение. Ограниченный объем движений языка, губ, недостаточная амплитуда движений.

Правильное и систематическое про­ведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.

к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возра­ста проводится ежедневно два раза:

Основные правила гимнастики

Движения выполняются в медленном темпе, быстро истощаются; тон мышц языка усилился. Выражение речи: уменьшенные гласные, нечеткие, неясные сибилянты заменены зубными звуками, разборчивость речи уменьшена из-за фонетического дефекта. Словарь бытовых слов, фраза речи не сформировалась. Поверхностное дыхание речи; короткое, слабое истечение; Сила истечения, быстро исчерпаемая в речевом потоке, превращается в речь при перехвате дыхания. Речевая фонография: слабая тупая, монотонная, назализованная, истощенная; речь: бесцветная, без мелодичного оттенка.

в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполня­ют артикуляционные упражнения пе­ред зеркалом. Продолжительность гим­настики - 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнас­тики предварительно разрабатывается педагогом (см. приложение) в соответ­ствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражне­ний: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».

Было предложено комплексное лечение, как было предложено. Наблюдалась положительная динамика. Значительное улучшение состояния произнесения аспекта речи, произнесение звуков улучшилось, как и просодическое формирование высказываний. Назализованный оттенок речи удален, темп речи продвинут. Гиперкинетические проявления в артикуляционных органах исчезли, слюноотделение уменьшилось.

Цель заключалась в том, чтобы достичь неторопливого темпа речи. Пациент И. 23, диагноз: последствия родов, подкорковая дизартрия. Речевая терапия: усиленное слюноотделение, ограниченный объем движений языка и губ. Выражающий аспект речи: артикуляция гласных нарушала больше, чем согласные. Отдельные слова и звуки могут быть произнесены правильно, но в момент гиперкинезии это может быть сильно искажено и непонятно. Темп, ритм и мелодика речи расстроены. Голос ограниченный, резкий, хриплый, в тембре и громкости.

Комплекс артикуляционной гим­настики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняет­ся: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).

В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упраж­нением и отрабатывает его в артикуля­ционной гимнастике.

Иногда голос «умирает», как бы, превращается в шепот. Использовался комплексный метод лечения. Положительная динамика после курса лечения: заметное улучшение произносимого аспекта речи. Гиперкинетические проявления в мышцах артикуляционных органов исчезли. В то же время есть некоторые недостатки в произношении звуков, в частности, фрикативные звуки и аффрикаты, недостаточная выразительность высказываний, речевое сканирование и замедление.

Эти результаты были достигнуты путем регулярных логопедических упражнений с использованием точечного массажа и зондов дизартрии, которые направлены на «усвоение» каждого компонента речевого акта, связанного с произношением. Мускулы органов, участвующих в артикуляции, стали менее ограниченными в результате точечного массажа, движения стали более целенаправленными и точными.

Знакомство с новым артикуляцион­ным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варе­нье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в дерев не. Однажды он приехал к пен и по­хвалился, что научился хорошо счи­тать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Ба­бушка согласилась и пустила Карлсо­на в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного вре­мени Карлсон вышел оттуда, облизы­вая свои губы. Вот так (показ педаго­га).

Обратимость улучшилась от одного движения артикуляции до другого. Звуки автоматизированы, дифференцированы по слогам, словам, предложениям, стихам, язычкам, пословицам. Цель - неторопливый темп речи. Выражающая сторона речи корректируется во время подписания, чтения.

Логопедическая зарядка для языка

Сочленение некоторых звуков стало более точным в словах. Метод был одобрен 94 пациентам с преобладанием средней и тяжелой степени дизартрии с выраженными парезами и грубыми нарушениями речи в возрасте от 15 до 60 лет, длительностью заболевания от 3 месяцев до 7 лет. Клиническая эффективность лечения предложенным методом с использованием зондов дизартрии показана в таблице.

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контро­лирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает кар­тинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют но­вое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каж­дым ребенком.

Комплексное лечение восстановления речевых функций у пациентов, страдающих дизартриально-косметическим массажем, артикуляционно-имитационные и дыхательные упражнения, стимуляция биологически активных точек лица, области шейного отдела ворот, органов рук и артикуляции, нормализует мусличный тон и восстанавливает речевые функции пациента.

Предлагаемый комплексный метод лечения может сократить время лечения до 45 дней по сравнению с традиционным лечением этих заболеваний, которое длится годами. Число инвалидов, страдающих от серьезных форм дизартрии и излеченных предложенным методом, резко сокращается, пациенты возвращаются к нольмальному образу жизни и работе.

Артикуляционную гимнастику жела­тельно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраивают­ся перед ними - педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зер­кале. Общение, показ артикуляцион­ных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педаго­гу видно, как дети выполняют предло­женные артикуляции.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Предлагаемое изобретение найдет эффективное применение в больничных условиях для лечения пациентов с различной тяжелой дезартрией, а также детей, страдающих инфарктным церебральным параличом, в случае стирания формы дизартрии. Монтессори Мегген, в своем всестороннем рассмотрении возможностей каждого отдельного ребенка, включает, помимо полного дополнения материалов Монтессори, дополнительный выбор деятельности с последующим структурированием, включающий, например, социальные навыки в области кулинарии, выпечки, обработки дерева, театра, ролевую игру, конструктивную деятельность и на открытом воздухе, помимо возможности свободного времени на открытом воздухе, песочницы, гимнастики и больших моторных навыков с ассортиментом колесных транспортных средств.

Предлагается использовать в арти­куляционной гимнастике упражнения, описания которых приводятся ниже.

Статические упражнения

1. «Улыбочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ком положении следует 10-15 секунд.

Представление музыкальных инструментов было предложено в методе Сусуки, а также в других инструментах, включая виолончель, флейту, орган, голос, гитару и алфавит. Жизненный опыт включал разведение цыплят, лягушек метаморфоза от головастиков в классе, «день в лесу»для старших детей, а также представление о привычках и медообразовании пчел! Всегда часть нашей подготовленная среда - это морские свинки и аквариум с золотой рыбой плюс.

Признанный кантоном Люцерн как эквивалент детского сада, Монтессори Мегген получает небольшие субсидии, а также обычные услуги, ограниченный по месту жительства, стоматологического, логопедического и дополнительного педиатрического контроля. Для английского языка игриво и регулярно один учитель в каждой команде имеет английский как родной язык. Все сотрудники свободно владеют немецким или швейцарско-немецким языком.

2. «Трубочка».

Цель. Та же.

Губы сомкнуты и вытянутыв виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 се­кунд.

3. «Хоботок».

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

Больше о деятельности и классах

Недавно она консультировалась с Монтессори в Квинсленде, Австралия. Ларго в Люцерне. Она мать трех взрослых сыновей и бабушки. Мы любим занятия для наших детей! Есть так много преимуществ как для вас, так и для ваших детей, и вы можете начать с того времени, когда они становятся младенцами, и продолжать до школьного возраста и за его пределами. Одна из основных причин, по которой многие родители идут на занятия, - это шанс для вас и ваших детей общаться с другими местными родителями и детьми. Слишком рано начинать!

4. «Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить па нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положе­нии.

Со всеми видами деятельности и классами мы советуем заранее позвонить, чтобы проверить время, стоимость. И доступность. Почему бы не спросить, можете ли вы приехать, чтобы попробовать класс, прежде чем совершать несколько сеансов? Мы надеемся, что это даст вам представление о различных доступных мероприятиях.

Обычно из дошкольного возраста эти классы вводят ранние академические предметы, такие как математика, и чтение в интересной манере, чтобы заинтересовать маленьких детей. До того, как ваш ребенок даже приедет, есть огромный выбор занятий и курсов, которые помогут вашему физическому и эмоциональному благополучию во время беременности. Чтобы оставаться активным, вы можете попробовать занятия по акванатату или беременность йоги.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 10.

6. «Сердитая кошечка».

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, копчик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1до 10.

Тем не менее, это может быть сложным, если ваш ребенок или малыша практические искусства и ремесла дома. Как занятые родители, мы все можем бороться с идеями, временем или энергией. Именно поэтому было установлено - дать вам качественный, веселый, творческий опыт с вашим ребенком в безопасной, заботливой и дружеской обстановке.

Не только вы делитесь с вашим ребенком отличным творческим удовольствием, классы очень сочные и полны смеха и хихикания тоже! Детская дискотека - отличный способ познакомить вашего ребенка и маленьких детей с различными жанрами музыки и танца. Это отличное социальное событие и хороший способ для родителей встретить других родителей и детей, чтобы встретить новых друзей. Танцы - отличная форма упражнений для вас и вашего ребенка.

7. «Желобок».

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы язы­ка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

8. «Парус».

Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1до 10. Выполнять 2-3 раза.

9. «Чашечка».

Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

10. «Заборчик».

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать кру­говые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Динамические упражнения

11. «Утиный клювик».

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки вчя-нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательпые и размыка-тельные движения.

12. «Шторки».

Цель. Та же.

Рот приоткрыт, нижняя губа закры­вает нижние зубы,а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. За­тем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зу­бы, а верхняя губа опускается, закры­вая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Цель. Учитьрастягивать подъязыч­ную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

14. «Грибок».

Цель. Та же.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5-6 раз.

15. «Маляр».

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5-6 раз.

16. «Дятел».

Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.

Широко открыть рот. Языком с си­лон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

17. «Утюжок».

Цель. Та же.

Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.

18. «Прогони комарика».

Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание копчика языка под дей­ствием сильной воздушной струи.

Верхняя инижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кон­чик языка, приводит его в движение - язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

20. «Качели».

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15-20 раз.

21. «Катание шарика».

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

22. «Часики».

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа - налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения - 20 секунд.

23. «Мясорубка».

Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

24. «Прятки».

Цель. Развивать подвижность спин­ки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижни­ми зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10раз.

25. «Вкусное варенье».

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5-6 раз.

26. «Змейка».

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

27. «Настроение».

Цель. Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы за­борчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Любому взрослому, да и ребенку, известна польза от утренней гимнастики. Упражнения помогают проснуться, размять мышцы, повысить их тонус и настроиться на предстоящие дела. Мышцы, которым не дают нагрузки, становятся вялыми, слабыми и не могут уже работать в полную силу.

Вышесказанное верно не только для мышц тела, но и для мышц артикуляционного или речевого аппарата — это подтвердит любой логопед в детском саду. Губы и язык управляются многими мышцами, которые и обеспечивают нормальное произношение звуков. Несовершенная работа любой из них может привести к неправильному звукопроизношению. Подвижность речевого аппарата совершенствуется (развивается) постепенно. Ребенку 3 лет могут быть не доступны некоторые тонкие и точные движения, но со временем мышцы начинают работать все лучше и лучше, и позволяют органам артикуляции произносить самые сложные звуки.

Для того чтобы уточнить, развить и совершенствовать основные движения органов речи, рекомендуется проводить специальную речевую гимнастику. Она также называется «логопедическая зарядка». Начинать ее проводить детский логопед может уже с самыми маленькими детками.

Логопедическая зарядка проводится при следующих правилах:

  • Идеально проводить гимнастику каждый день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Логопедическая зарядка обязательно должна проходить перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым. Причем, можно не говорить малышу, что это занятие. Зарядку можно делать после умывания и чистки зубов – в ванной есть зеркало, и всегда можно найти несколько минут на 3-4 упражнения.
  • Пока вы разучиваете с ребенком упражнения, не предлагайте ему слишком много заданий. Лучше обратить внимание на качество выполняемого – в каждом положении нужно на несколько секунд задержаться (чтобы мышцы запомнили), нужно следить, чтобы упражнение выполнялось полностью (например, при облизывании губ чтобы язык проходил от одного уголка рта до другого по кругу, ничего не пропуская).
  • Начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным.
  • Проводить гимнастику нужно в хорошем настроении, эмоционально, в игровой форме.

Работа над упражнениями идет в определенной последовательности:

  1. рассказ о предстоящем упражнении, рассматривание картинок;
  2. показ упражнения;
  3. выполнение упражнения взрослым и ребенком;
  4. проверка правильности выполнения, указание на ошибки.

Детский логопед или сами родители могут увидеть, что в начале работы некоторые мышцы будут слишком напряженными, как будто каменными, другие — слишком слабыми. У некоторых детей эти две особенности могут присутствовать одновременно. Очень часто дети от большого усердия напрягают кисти рук, плечи, шею, что мешает правильному выполнению упражнений. В этом случае нужно слегка потрясти кисти рук, помять плечи, чтобы снять лишнее напряжение.

Упражнений для развития мышц речевого аппарата довольно много, в разных изданиях их названия могут слегка отличаться. Иногда родителям предлагается рассказывать ребенку небольшое стихотворение к каждому упражнению, это позволяет сделать зарядку более веселой и запоминающейся. Как правило, артикуляционная гимнастика включат в себя упражнения на развитие всех групп мышц речевого аппарата.

Подобные регулярные занятия в детском саду или выполнения таких упражнений дома очень часто позволяет в дальнейшем не обращаться к детскому логопеду для коррекции звукопроизношения, так как зарядка готовит артикуляционный аппарат к нормальному произношению звуков.

Все упражнения можно разделить на:

  • статические – губы или язык принимают определенное положение и «застывают» на несколько секунд;
  • динамические – губы или язык выполняют какие-либо движения (вперед-назад, из стороны в сторону, вверх-вниз и прочее)

Логопедическая зарядка для губ:

  • УЛЫБОЧКА

Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.

Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.

  • ТРУБОЧКА

Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.

В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.

  • УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА

Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.

Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.

  • ЗАБОРЧИК

Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.

Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.

Логопедическая зарядка для языка:

  • ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.

  • ИГОЛОЧКА

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.

  • ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА

Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.

  • ЧАСИКИ

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.

  • КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.

  • ВАРЕНЬЕ

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

Кушали варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.

  • ЧИСТИМ ЗУБЫ

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтоб не спряталась там еда.

  • КОНФЕТКА

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.

  • ФУТБОЛ

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет,
В щечку сильно упирает.

  • СЧИТАЕМ ЗУБЫ

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.

  • ЧАШЕЧКА

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок мы поднимаем,
Компотик в чашку наливаем.

  • МАЛЯР

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.

  • ЛОШАДКА

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, тети и дяди! Не ленитесь выполнять эти несложные упражнения, и Ваш малыш очень скоро порадует Вас чистой и правильной речью. Занимайтесь с удовольствием. Удачи!

Автор — Евгения Зайченко, логопед.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!