Кризис двухлетнего возраста.

У детей, начиная с двухлетнего возраста, обычно происходит так называемый кризис двух лет. Поведение малышей с этого момента резко меняется, они становятся более капризными, устраивают истерики по каждому, даже незначительному поводу, стремятся делать все самостоятельно, и любая просьба или пожелание встречается ими отрицательно. Продлиться этот период может вплоть до трех лет. В это время к ребенку приходит осознания себя как отдельной личности, и он пытается выражать собственную волю, именно с этим и связаны проявления у него негативизма и упрямства.

Таким образом, с самого начала нужно продумать эпилепсию. Что касается причин изъятия при эпилепсии, было выявлено несколько факторов. Общие факторы лихорадки или отсутствия кислорода при беременности и родах. Заболевания нервной системы, входящие в эту категорию.

Наследственные пороки развития; Церебральное кровотечение; Головные удары; инфекции; инсульты. Лекарства или наркотики, используемые матерью во время беременности: кокаин, героин, диазепам. Дисбаланс нейротрансмиттеров. Координация всего организма зависит от правильного функционирования нервной системы. Существует центральная нервная система и периферическая нервная система. Центральная нервная система состоит из энцефалопатии и спинного мозга, периферической нервной системы и нервных ганглиев. Структурно-функциональная основа нервной системы представлена ​​клетками, называемыми нейронами.

В каждом возрасте малыши переживают тот или иной вид кризиса. Что же ждет родителей двухлетнего ребенка?

Перед родителями стоит не простая задача: оказать поддержку крохе и не подавить в нем желание быть самостоятельным, но одновременно с этим не потерять свой авторитет в его глазах. Важно в таком возрасте донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет.

Причины постоянных отказов ребенка

Уже в 2-3 года многие дети начинают осознавать себя как самостоятельную индивидуальность и говорят о себе уже в первом лице. Негативизм и своеволие – это самый простой и доступный метод для малыша, чтобы продемонстрировать окружающим свою самостоятельность. Используя отказ в виде «нет», «не буду», «не хочу», ребенок сообщает родителям, что у него появилось собственное мнение, которое необходимо учитывать.

Нейроны взаимосвязаны, связь между двумя нейронами, несущими имя синапса. Судороги начинаются с мозга, нарушая нормальную функцию нейронных сетей. Их внешний вид отвечает за плохое внутреннее общение. Другими словами, существует дисбаланс между возбуждающими и тормозящими силами. В этом контексте возникает электрическая волна, которая заставляет пострадавшего ребенка выполнять действия, которые он не намерен делать.

Уникальные судорожные эпизоды, по-видимому, не влияют на мозг или вызывают другие осложнения, за исключением случаев, когда он длится более часа. Конкретные проявления эпилепсии представлены. Судороги; Повторяющиеся движения; Появление странных ощущений. . Подозрение болезни следует рассматривать для любого симптома или признака, указывающего на судороги.

Научившись отказывать, кроха определенный период времени не может прекратить это делать и продолжает постоянно говорить нет. Для него это подобно новой игрушке, с которой он не в состоянии расстаться, пока не наиграется. Единственный выход из ситуации для родственников – набраться как можно больше терпения. Нужно суметь передать ребенку то, что считаются с его мнением, и тогда со временем весь его негативизм сойдет на нет. Обычно, когда проходит кризис 2 лет, у детей наступает период спокойного развития.

Могут также быть: фиксированное зрение, паралич, нарушения дыхания или его остановка; потеря контроля сфинктера анального и мочевого пузыря, потеря сознания. Кроме того, проявления эпилепсии могут повлиять на тип сна пациента. Сообщалось также о трудностях с обучением. Процент таких случаев составляет примерно 20%. Факторы, которые влияют на способность к обучению, также могут приводить к изменениям в поведении.

Существует два основных вида изъятий: сфокусированные и обобщенные. Сосредоточенные кризисы связаны с областью или большим количеством областей мозга. Им предшествуют аура: дежа-ву, страх, эйфория, изменения визуального поля, слуховые галлюцинации, изменения запаха. В свою очередь, частичные кризисы делятся на простые и сложные. Простые характеризуются привязанностью изолированной мышечной группы с сознанием, с возможным появлением потов, тошноты или сердцебиения. Сложные фокальные кризы - это те, которые нацелены на височную долю.

Правильная реакция на истерику

Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.

Это может занять 1-2 минуты. Внутри них происходит потеря сознания. Это может также проявляться в поведенческих расстройствах. Когда восстанавливается сознание, усталость, сонливость устанавливается. Обобщенные кризисы включают оба полушария головного мозга в одно и то же время. Они характерны для потери сознания и постнатального состояния. Среди проявлений можно отметить: движения тела или конечностей; жесткость; Фиксация мигающих глаз. К ним относятся: мелкие приступы, атонические припадки, тонико-клонические судороги, миоклонус, инфантильные спазмы и фебрильные судороги.



Истерика - часто сопровождает ребенка в период кризиса. Но, несмотря на это, если вы приняли решение отказать малышке, то стойте до конца, хотя так трудно устоять перед слезками

Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.

Припадки мелкого малыша включают в себя: кратковременную потерю сознания, эпизоды визуальной фиксации, поддержание осанки, сопровождение движения лица и мигание, потерю памяти. Они могут появляться несколько раз в день. В тонико-клонических судорогах также происходит изменение сгибания с расширением ствола, рук и ног, толчками, клоническими движениями, сонливость, нарушениями слуха или зрения, головными болями, усталостью, генерализованной болью.

Обычно после кризисов длительностью более 30 секунд дети обвиняют: истощение, усталость, сонливость, дезориентацию, спутанность сознания, раздражительность и возбуждение, которые могут занять несколько минут или несколько часов. Специалистом по диагностике и лечению эпилепсии является педиатрический невролог. Диагноз определяется следующими способами.

Как бороться с истериками?

Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:

  1. Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
  2. Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
  3. Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.

Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.

С диагностической точки зрения было описано несколько эпилептических синдромов. Несовершеннолетняя эпилепсия - характеризуется потерей сознания или мелким припадком; Дебютирует от 4 до 10 лет; Доброкачественная роландская эпилепсия - она ​​начинается между 5-10 годами и характеризуется: языковой блокировкой, спящим сном или ранним утром; Юношеская миоклоническая эпилепсия - возникает в подростковом возрасте; характерны: генерализованные судороги, миоклонические спазмы и отсутствие; Хорошо контролируются, но необходима медикаментозная терапия; Инфантильные спазмы - начинаются в первые годы жизни и являются тяжелой формой эпилепсии; Может превратиться в другие эпилептические формы и в конечном итоге с дефицитом развития; Синдром гестаут-Леннокс - форма эпилепсии, которая возникает между 1-8 годами; Происходят смешанные типы судорог; Трудно лечить и приводит к многочисленным нарушениям развития; Эпилепсия височной доли - может начинаться в любом возрасте, при этом условии, описывающем простые или сложные частичные судороги, оно также характеризуется фиксированным зрением, путаницей и может включать в себя генерализованные судороги; Показатель хирургического лечения; Фронтальная лепестковая эпилепсия - как прецедент, может начинаться в любом возрасте; Имеет проявления приступов со сложной двигательной активностью во сне. Основными нарушениями для диагностики дифференциального диагноза являются: обмороки и фебрильные судороги.



Попробуйте отвлечь малыша, предложив ему что-нибудь интересное или задав неожиданный вопрос, ответ на который прост

Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание. Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений - это верный способ справиться с истерическим крохой.

Если снижение уровня артериального давления характерно в обмороке, при фебрильных судорогах повышенная температура тела является самым быстрым диагностическим показателем. Следует также учитывать спазмы, вызванные дыханием, которые из-за недостатка кислорода приводят к генерализованным судорогам. Не следует пренебрегать ни психологическим нарушением, ни вторичным по отношению к стрессу, ни травматическим событием.

Лечение эпилепсии сосредоточено на причинах и включает: экстренное лечение, лечение; Диета; Хирургическое лечение; иммунотерапия; Другие методы. Предположите быстрое вмешательство при срабатывании эпилептического припадка. Растяжка ребенка с одной стороны; Ребенок должен держаться подальше от предметов, которые могут причинить ему боль; ни один объект не должен быть помещен в рот ребенка, и язык не должен быть предпринят. Аварийные службы будут использоваться в одной из следующих ситуаций.

Должна ли быть у ребенка свобода выбора?

Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.

Кризис длится более 5 минут; Ребенок болит во время кризиса; Проблемы с дыханием возникают после кризиса; вскоре после прекращения кризиса произошел второй эпизод. Когда судороги продолжаются более 15 минут, лоразепам следует назначать для его успокоительного эффекта, фосфотоксина для противосудорожных свойств или диазепама.

Лекарство будет основываться на результатах тестов крови и электроэнцефалограммы и включает определение типа кризиса, возраста пациента, побочных эффектов, стоимости и приверженности лечению. Дозу противосудорожного препарата следует модифицировать с учетом изменений возраста и веса; Добавление второго препарата или замена первого требуется, когда первый препарат оказался неэффективным. Поскольку важно, чтобы вводимая доза была правильной, необходимо выполнить обычные анализы крови, чтобы проверить уровень вещества в организме.

Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два - три года. Идеальный вариант - предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.

Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?

С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.

Эффективность противосудорожной терапии присутствует у 80% пациентов. Это предотвращает начало приступов, но это не останавливает кризисы, которые уже установлены или лечат эпилепсию. Для устранения симптомов противосудорожные препараты следует вводить следующим образом.

В абсентеизме отсутствуют другие проявления: этосуксимид; В тонико-атонических судорогах: вальпроевая кислота, ламотриджин, топирамат, фелбамат; При миоклонических припадках: вальпроевая кислота, ламотриджин, топирамат, левититрацетам; В тонико-клонических судорогах: вальпроевая кислота, топирамат, ламотригин; При генерализованной эпилепсии: вальпроевая кислота; При очаговой эпилепсии: карбамазепин, лакозамид, ламотриджин, окскарбазепин, топирамат, фенитоин. Как правило, побочными эффектами являются: головокружение, тошнота, двойное зрение, зуд, раздражительность, внимание и нарушения памяти, снижение производительности в школе, расстройства настроения и поведение.



Взрослые часто думают, что их дети проказничают. Но на самом деле ребенок подобным образом может выражать самостоятельность

Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.

Он только увеличивается, если он связан с другой патологией центральной нервной системы. Прекращение лечения не будет сделано внезапно, но постепенно. Диета должна основываться на кетокислотах, то есть с низким содержанием углеводов и богатых жирами. Было обнаружено, что кетоны на основе жира для производства энергии играют определенную роль в управлении кризисом.

Жирная пища: масло, сливки, масло, майонез, ветчина, сыр. Продукты, богатые углеводами: фруктовые и фруктовые соки; Хлеб и злаки; Овощи, молоко, сладости. Кроме того, определенное количество сахара найдено в зубной пасте и жидкости для полоскания рта. Диета должна определяться специалистом. Известны также побочные эффекты этого, в том числе: низкий уровень сахара в крови, летаргия, потеря веса.

Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:

  1. Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
  2. Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого. Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
  3. В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны. Гнев и злость - не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
  4. Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
  5. То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.


Любовь родителей должна быть выше всех истерик. И даже если малыш ведет себя не правильно, любите его, а проступки объясняйте и помогайте ребенку справиться с этим нелегким периодом взросления

Достаточно полезным будет, если:

Если судороги не возобновляются при лечении, операция является показателем выбора. Он также может быть указан, если есть только одна пораженная область или если побочные эффекты лекарств являются невыносимыми. Это включает удаление области мозга, в которой происходят аномальные нейронные выделения. Это полезно, когда кризис генерируется на этом уровне и не влияет на нормальное развитие ребенка.

Иммунотерапия также является вариантом в случаях рефрактерной эпилепсии для классического лечения. Лечение: иммуноглобулинами, метилпреднизолоном и ритуксимабом. Также возможно применять методику стимуляции вагинального нерва у детей старше 12 лет. Это метод резервного копирования, рекомендованный при неэффективной противосудорожной терапии или когда невозможно выполнить лечение эпилепсией. Предположите подклавикулярный имплантат стимулятора и соедините его с блуждающим нервом в области шеи. Также могут быть побочные эффекты этой процедуры, такие как утолщение голоса или кашель.

  • периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
  • не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
  • стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
  • придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».

Итоговые общие методы преодоления детского упрямства

Ниже перечислены варианты того, что может помочь справиться с упрямым малышом:

  1. Первое, что стоит предпринять - это попробовать отвлечь ребенка, переключив его внимание на то, что способно его заинтересовать. Это должно нести в себе более сильную эмоциональную или информационную нагрузку.
  2. Отлично выручает совместное дело. Стоит предложить сделать вдвоем то, что отказывается делать кроха. Важно разделить все поровну, например, подметая вместе крошки от печенья, малыш сметает их в кучу, а мама потом ее собирает в совок и выбрасывает, или наоборот.
  3. Игровая форма выполнения заданий. Если ребенок не хочет одеваться, можно представить, что одежда волшебная и сделает из него любимого героя, или если малыш отказывается куда-нибудь идти, можно превратить дорогу в поиски клада, который спрятан в пункте назначения или участвовать в гонках, кто первый доберется в нужное место (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно одеваться в 2-3 года?
  4. Как отучить ребенка 2-3 лет драться с родителями и детьми в детском саду: советы и консультация психолога
Кризис среднего возраста – распространенное клише, к которому мы все давно привыкли и не считаем его чем-то особенным. Но не все знают, что такого рода переломные моменты в становлении личности случаются не только с мужчинами средних лет и взрослеющими подростками, но с маленькими детьми, а именно в двух-, трехлетнем возрасте.

Формирование характера ребенка начинается в возрасте около 2-3 лет. Именно в этом возрасте маленький человечек вступает в свой первый кризисный возраст и ему необходима любовь и поддержка родителей. Но что делать, если спокойной до этого момента малыш с ангельским личиком вдруг превращается в маленького домашнего тирана?

В чем причина?

Прежде всего, нужно разобраться, что происходит с ребенком. Первопричина резкого изменения в поведении ребенка кроется в его стремлении к самостоятельности – это один из самых непростых этапов становления личности. Если раньше ребенок не осознавал себя как личность и почти не проводил границы между собой, окружающим его миром и мамой, принимая все это как единое целое, то теперь пришла пора «оторваться» от материнского сердца. Ведь это уже не тот малыш, который улыбается, когда улыбается мама и спокойно сидит, пока его одевают. Ребенок начинает осознавать собственное «я» и одним из проявлений этого процесса становится изучение границ дозволенного. На первый взгляд, кажется, что ребенок целенаправленно выводит родителей из себя, но это не так. Он просто исследует, что можно, что нельзя и учится манипулировать близкими людьми. В этот момент очень важно не поддаваться на его провокации.

«Я сам!»

К сожалению, нет четкой возрастной границы, когда начинается первый переходный период. У одних малышей это случается в полтора-два года, другие продолжают радовать родителей лет до трех. Поэтому-то первые признаки кризисного явления могут застать родителей врасплох.

Проявления истерики могут быть совершенно разными – от демонстративного молчания до криков, плача и различных форм агрессии. Повод для сцены найдется когда угодно и может быть совершенно ничтожным. Подчас требования, которые выдвигает капризничающий малыш, могут быть невыполнимыми. Иногда это похоже на выплеск скопившегося напряжения, а иногда на целенаправленное выведение из строя одного или обоих родителей. Но как бы то ни было, причина одна: малыш вступает в переходный возраст и осваивает новую систему отношений с окружающими его людьми. Казнить себя родителям не стоит, в любом случае, от чувства вины, которое могут испытывать мама и пап двухлетки, лучше не будет никому. Этот период нужно принять, как данность, и постараться вести себя с ребенком спокойно и взвешенно.

Ключевой фразой для первого переходного возраста ребенка, как правило, становится знаменитое «я сам!». Этим заявлением ребенок безапелляционно сообщает родителям, что он уже подрос и стремится к самостоятельности. Нет ничего страшного в том, что с простыми задачами малыш хочет научиться справляться без посторонней помощи. Такое желание нужно приветствовать и стараться не ущемлять права ребенка. Если он хочет одеваться самостоятельно, дайте ему эту возможность. Постарайтесь заранее начать собираться, к примеру, в гости, чтобы не опаздывать. Учтите, что ребенок еще мал и процесс одевания отнимет у него гораздо больше времени, чем, если бы вы одевали его. К тому же неплохо дать ребенку возможность принимать участие в выборе одежды.

Кроме того, постарайтесь услышать требования ребенка, вполне возможно, что они обоснованны. Например, вы придерживаетесь строго графика, и обедать ребенок должен непременно в 13.00. Но если именно сегодня ему не хочется кушать в положенное время, попробуйте для начала пойти навстречу и отложить обед на полчаса, вполне возможно, что ребенок проголодается раньше, чем вы ожидаете.

Границы дозволенного

Психологи утверждают, что в возрасте от полутора-трех лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее. Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если ответная реакция внешней среды на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется памятью, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждет привычных результатов. Если результаты, а в конкретных случаях, реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности. Поэтому истерика по одному и тому же поводу может повторяться бесчисленное множество раз. Очень важно для родителей понимать, что это не прихоть ребенка, а желание получить знак, что все в порядке, все в норме, все как обычно.

Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так и воспринимает это своего рода опасность. Так что возникающий на первый взгляд парадокс на самом деле вполне закономерен: ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности.

В свою очередь родители ищут пути выхода из сложившейся ситуации и у многих из них даже рождаются свои ноу-хау. Важно понимать, какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому – мягкое, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении), третьему – нужны мягкие спокойные слова мамы, четвертый, увы, уже не может обойтись без хорошего шлепка.

Как это ни странно, но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Истерика всегда направлена на кого-то. Если не будет публики, на которую можно вылить свои капризы, то не будет и истерики. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного в комнате, очень часто случается так, что эмоции, достигнув своего пика, сами собой сходят на нет.

Еще одним действенным способом считается так называемое . В этом случае нужно спокойно без эмоций сообщить ребенку, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, ты устал и сердишься…» или «Я вижу, что тебе нехорошо…». Важно не включать вопросительных интонаций, ребенок без труда распознает фальшь в голосе родных людей, так что предложение, каким бы оно ни было по содержанию, должно иметь мягкие положительные интонации. Правда, этот способ работает только тогда, когда ребенок еще в состоянии воспринимать слова, если истерика уже вошла в активную фазу, то любые увещевания могут оказаться бесполезными и потребуется более жесткое вмешательство, а иногда и полное его отсутствие.

Мы – друзья

«Ничего не понимаю! Мой чудесный малыш, который улыбался, смеялся, хорошо кушал и без проблем укладывался спать, теперь превратился в кривляку и неврастеника, – пишет психологам мама трехлетнего мальчика. – Он перестал ходить на горшок, каждое действие – переодевание, обед, прогулка, поход в магазин, ежедневные умывания – все начинается с его слов «не хочу, не буду!». Дальше без каких-либо объяснений ребенок падает на пол и закатывает истерику. Или начинает швырять игрушки, рвать книги и даже драться! Что делать – ума не приложу!».

В данном случае, мама просто переполнена своими ожиданиями от ребенка, а он их попросту не оправдывает. На самом деле лучший способ воспитать любого ребенка – это дружить с ним. Важно не разделять семейные отношения на детей и родителей, хотя, безусловно, ребенок должен понимать, кто в семье старший и главный, относиться к этому с уважением, но не со страхом. Лучшие родители – это те родители, которые умеют дружить со своими детьми. Для этого нужно чаще употреблять местоимение «мы» и не оставлять ребенка наедине со своими проблемами (отсутствие аудитории для истерики – не в счет). Если малыш вдруг заартачился и поворот дальнейших событий грозит слезами, то неплохо будет присесть рядом с ним и поговорить, но так чтобы ваши глаза были на уровне лица ребенка, это исключает позицию «над» и устанавливает более доверительные отношения. Используйте активное слушание («я вижу, что ты устал…») и не оставляйте без внимания собственные эмоции.

Чувства родителя

Многие родители испытывают раздражение, нетерпение, расстройство или даже злость на капризничающего ребенка, но всячески пытаются овладеть собой и не показать своих чувств. Это не всегда правильно. Эмоции накапливаются и рано или поздно выливаются уже во взрослую истерику, с которой не так-то просто совладать. Каждый человек имеет право выражать свои чувства, вопрос только в том, как это сделать, не задев при этом чувств ребенка. Для этого существует так называемое «Я-сообщение», которое помогает избежать взрыва накопившихся эмоций у родителя.

Присядьте рядом с малышом скажите, что вы ощущаете, например, «я устала от громкого крика» или «мне не нравится, когда под ногами валяются игрушки». Избегайте уничижительной и обвинительной формы диалога. К примеру, «мне не нравится, когда ты кричишь» – будет воспринято ребенком не как выражение ваших чувств, а как обвинение против него. В этом случае, лучше облечь предложение в безличную по отношению к малышу форму, например, «мне плохо, когда громко кричат».

Если чувствуете, что ваши личные эмоции готовы вырваться наружу, лучше всего высказать их в спокойной форме и в относительно спокойной обстановке, прежде, чем они вырвутся сами и навредят и вам, и вашему малышу.

Если истерика началась…

Если конструктивный диалог с ребенком невозможен, его истерика уже началась, то необходимо помочь ему с ней справиться, даже если это означает полное невмешательство в происходящее. Многие отцы неосознанно завоевывают расположение собственных детей тем, что выказывают полное безразличие к его слезам и агрессии. Тогда как более чувствительные матери стараются увещевать или что еще хуже – удовлетворить требования орущего во весь голос ребенка. «Что угодно, лишь бы замолчал» – самый опасный путь, он приводит к тому, что малыш постепенно становится совершенно неуправляемым, привыкает всего добиваться через крики и слезы. Поэтому родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости или иному недозволительному чувству, как малыш тут же почувствует свою власть над вами. Тысячи ранее сказанных «нет» разрушатся в прах одним-единственным «да».

Очень часто в конфликтной ситуации родители пытаются отвлечь внимание на что-то более интересное. Однако этот способ хорош только для совсем маленьких детей. В переходный период этот прием уже не поможет, но даже если поможет, то станет лишь временной мерой, так как, отвлекая ребенка, вы только откладываете решение проблемы, а не решаете ее. Ситуация будет повторяться снова и снова, пока не будет разрешена. Поэтому момент истины необходим каждому ребенку, он даст ему понять, что такой способ взаимодействия с окружающими никуда не годится.

Так что если истерика все же случилась, то избегайте ублажений, переключения внимания и уговоров. Не стоит пускаться в пространные объяснения, это не даст должного эффекта, ведь порой даже взрослые люди, пребывая в сильном раздражении, не в состоянии рационально мыслить, что уж говорить о маленьком ребенке. Прежде всего, простыми и краткими фразами объясните маленькому капризе, почему его требования не будут удовлетворены. В дальнейшие переговоры не вступайте, просто выйдите из комнаты, оставив ребенка наедине с его мыслями. В 99% случаев истерика сойдет на нет, и ребенок придет к вам, возобновляя тем самым прерванное общение. Лучше всего, если инициатором возобновления разговора будет сам малыш, поскольку некоторые дети воспринимают первое слово родителя, как капитуляцию и истерика может начаться по второму кругу. Но это не значит, что нужно сидеть в другой комнате, олицетворяя собой неприступный Эверест. Если ребенок пришел сам, приласкайте его, обнимите и обязательно обсудите произошедшее, если не сейчас, то попозже, когда страсти окончательно утихнут.

Когда идти к психологу?

В некоторых случаях, все же рекомендуется показать ребенка психологу, особенно, если истерики имеют затяжной характер (не проходят при отсутствии аудитории), если ни один из вышеперечисленных способов не работает и, что особенно важно, если семья неблагополучная или неполная.

Кроме того, переходный период заканчивается естественным путем в течение года-полутора. Но бывает так, что он затягивается и порой причиной тому служат ошибочные модели поведения родителей. Кризис, по идее, уже прошел, но ребенок все еще нуждается в помощи. В этом случае тоже было бы неплохо обратиться к психологу. Часто случается и так, что помощь больше нужна родителям, а не детям и как только взрослые приведут в порядок свои мысли и чувства, малыши постепенно сами собой успокаиваются.

Дата публикации 11.02.2010
Автор статьи: Мария Лукина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!