Горичи — второстепенные персонажи комедии Грибоедова «Горе от ума. 

Яркими представительницами дам среди действующих лиц комедии являются Хлестова и Наталья Дмитриевна Горич , а среди внесценических — Татьяна Юрьевна. Они убедительно подтверждают справедливость слов Фамусова. Хлестова — важная, влиятельная, умная московская барыня. Говорит она кратко, категорично. Речь ее резка и бесцеремонна, замечания хлестки: «лгунишка он, картежник, вор», — метко характеризует она, например, Загорецкого; «ведь полоумный твой отец», — говорит она Софье. Хлестава блестяще владеет своим родным языком. Ее язык — красочный и яркий, в нем отсутствуют иностранные слова и выражения, зато много русизмов и народных слов и выражений: час битый, силы нет, неизлечим — хоть брось; авось, чай, вишь, впрямь. в речах Хлестовой так и слышится голос властной барыни-крепостницы, видного лица в фамусовском обществе.

Образ Хлестовой , уважаемой и влиятeльной старухи, дополняется внесценическим образом «известной» Татьяны Юрьевны, у которой «чиновные и должностные все ей друзья и все родные»,И потому она имеет большое влияние в служебном мире. Молчanин, строящий карьеру, подобострастно ухаживает за такими влиятельными дамами, как Хлестова и говорит о Татьяне Юрьевне как о представительнице самой высокой власти.

Наталья Дмитриевна Горич — молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Ее власть еще не распространяется на служебный мир, но в своей семье она целиком подчинила себе мужа, сделав из него «мужа-мальчика, мужа-слугу, из жениных пажей», лишив его всякой деятельности и самостоятельности ложной заботой о его здоровье.

Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова «Горе от ума»; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго до этой встречи на балу у Фамусовых. Они вместе служили в полку и были хорошими приятелями. Поэтому перемены, произошедшие в характере друга после женитьбы, не могли скрыться от его проницательных глаз.

Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа, обращалась с ним как с ребенком то и дело, назойливо ухаживая за ним. Своей чрезмерной заботой о здоровье Платона Михайловича она убила в нем жизненный азарт, тот задор, который Чацкий раньше видел в его глазах. Теперь он стал абсолютно безвольным человеком и скучным собеседником. Наталья Дмитриевна молода. Она принадлежит к дворянскому сословию. Внешне она привлекательна, хороша собой, хотя немного полновата.

Как и многие молодые барыни, она обожает балы и званые вечера. Нельзя сказать того же о ее супруге, но он старается ей во всем угодить, поэтому терпеливо ездит с ней на все светские мероприятия. Из разговора с княжнами Тугоуховскими становится ясно, что Наталья Дмитриевна любит обсуждать дорогие наряды. Мужу она не дает и рта раскрыть, всячески дрессируя как собачку. Судя по ее ложным волнениям о здоровье Платона Михайловича, можно сказать, что эта героиня полна приторной сентиментальности.


Каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Внесценические персонажи хотя и не действуют прямо, но играют важную роль: они свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит мощная и действенная реакционная сила. Все герои, вместе взятые, создают яркую, полнокровную картину московского дворянского общества. На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех них есть общие черты: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Эпизодические персонажи появляются в комедии, сменяя друг друга. Рассмотрим их в той последовательности, в которой они изображены в комедии. Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчал иным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье: / На флейте я твержу дуэт / А-мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, - «муж-мальчик», «муж-слуга». Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька. На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого в узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоухов-ской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоу-ховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: * Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, * Тот и жених, а также «Кто беден - тот тебе не пара». На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмнна-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным. Чацкий в своем монологе рассказывает о «французике из Бордо», который чувствует себя в России «маленьким царьком», хотя покидал он свою страну «со страхом и слезами». Этот французик не только не встретил в России «варваров», но и услышал везде свой родной язык, увидел, что дамы носят такие же платья, как во Франции. С помощью образа «французика из Бордо» Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов - они « офранцузились ». Загорецкий больше других эпизодических героев «задействован» в комедии. Это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты, про него даже Хлестова сказала доброе слово: «Дай бог ему здоровья!» Загорецкий откупается своей услужливостью, он говорит Софье, что ей никто бы так не услужил, что он «всех сбил с ног», доставая билеты на спектакль, сознается, что «похитил уже силой». В этой фразе раскрывается низость характера Загорецкого. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Когда старуха Хлестова хотела «от него и двери на запор», он услужил ей, подарив арапчонка, которого он, по-видимому, достал каким-то нечестным путем, тем самым расположив ее к себе. Характерная черта одного из основных героев комедии - Молчалина - совпадает с главным свойством характера Городецкого. Молчалин говорит: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятая». Чацкий выражает свое мнение о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер». Действительно, Грибоедов показывает Загорецкого «отъявленным мошенником», «лгунишкой», «плутом», чтобы яснее выявить ту же низость души в Молчалине - будущем Загорецком. На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Это крепостница, властная и своевольная, по словам Гончарова, «остаток екатерининского века». В образе Хлесто-вой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек - все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» - и тотчас про них забывает. В комедии незримо присутствует еще один персонаж, который относится к подвластным ему людям, как к собакам. О нем рассказывает Чацкий, называя его «Нестором негодяев знатных». Этот человек поменял своих верных слуг, которые спасали его жизнь и честь, на охотничьих собак. Образ «Нестора» тоже свидетельствует, как жестоко обращаются люди, имеющие власть, с теми, кто им подчинен. В разговоре с Софьей Чацкий упоминает несколько людей, с которыми он был знаком до отъезда за границу. Он вспоминает о человеке, который живет за счет своих артистов («сам толст, его артисты тощи»), только развлекается. Чацкий говорит про него: «На лбу написано: «Театр и маскерад». Этот «Театр и маскерад» запомнился ему потому, что на каком-то балу спрятал человека в «комнате посекретней», чтобы тот «щелкал соловьем». Потом Чацкий рассказывает про человека, который согнал на «крепостной балет» детей, «отторжен-ных» от родителей, и «заставил всю Москву дивиться их красе», а потом распродал их поодиночке. Так Грибоедов выявляет социальное неравенство, при котором можно детей разлучать с родителями. Еще один знакомый Чацкого «поселился в ученый комитет» и «с криком» протестовал против образования. Этот персонаж выявляет невежество и необразованность фамусовского общества. Самым последним, к «Шапочному разбору», на бал является Репетнлов. Этот персонаж в изображении Грибоедова - человек, опошляющий и дискредитирующий идеи времени, он с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шумят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Ре-пе’шлов называет Чацкому каких-то людей, которые авторитетны в «секретнейшем союзе», но читатель понимает, что все эти люди не могут принести обществу реальное обновление: один отличается тем, что «сквозь зубы говорит», другой - тем, что поет, еще двое - просто «чудесные ребята», а Ипполит Маркелыч Удушьев - «гений», потому что написал в журнале «отрывок, взгляд и нечто». В образе Репетилова Грибоедов высмеивает случайных людей в кругах прогрессивного общества. На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N. и Б. Про них автор не говорит ничего, но они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Господин ^. не верит этому, но его интересует, что об этом говорят другие. Софья прекрасно знала весь этот механизм, и стоило ей сказать двум «господам» несколько слов, как все фамусовское общество в полный голос заговорило о сумасшествии Чацкого. В образах этих мелких сплетников Грибоедов показывает, чем занимается дворянское общество: распространением сплетен и слухов.

­Платон Михайлович

Платон Михайлович – один из наиболее запоминающихся второстепенных персонажей в комедии “Горе от ума”; гость Фамусова и старинный приятель Чацкого. Платон Михайлович Горич служил с Чацким в одном полку. Теперь он ушел в отставку, женился и живет в Москве. Чацкий замечает перемену, которая произошла в его товарище после женитьбы, и иронизирует на этот счет. В то же время он ему сочувствует, потому что Наталья Дмитриевна взяла полное шефство над мужем.

В глазах Чацкого это типичный вариант развития отношений в “фамусовском обществе”. Платон Михайлович постепенно превращался в мужа-слугу, мужа-мальчика. То же самое могло произойти с Чацким, если бы не его сила воли и любовь к свободе. Сам Платон Михайлович признается другу: “Теперь, брат, я не тот”. Да и “говорящая” фамилия героя говорит сама за себя. Наталья Дмитриевна не дает мужу и рта раскрыть, дрессируя его словно собачку. Такую пару Чацкий на балу уже видел. Это княжеская чета Тугоуховских.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Наталья Дмитриевна Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова “Горе от ума”; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго...
  2. ­Петрушка Петрушка – один из второстепенных персонажей комедии Грибоедова “Горе от ума”; слуга и буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Его почти не видно и...
  3. Александр Андреевич Чацкий – главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца – Фамусова. Вместе с дочерью...
  4. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному...
  5. Платон Каратаев В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Платон Каратаев считается эпизодическим персонажем, но его появление имеет большое значение. Скромный солдат Апшеронского полка...
  6. ­Князь Тугоуховский Князь Тугоуховский – второстепенный персонаж в комедии Грибоедова “Горе от ума”; один их первых гостей на балу в доме у Фамусова; типичный представитель...
  7. План 1. Утро в доме Фамусова. 2. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. 3.Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. 4. Визит...
  8. ­Загорецкий Загорецкий – второстепенный персонаж в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Он появляется на званом вечере в доме Фамусова и прекрасно дополняет собравшееся...

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста-рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина — Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал — найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы».

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов-ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить-бы — они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под «каб-лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо-коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру-жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод-ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:

Не-счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть оригиналы спискам!

Загорецкий — это едва ли не самый порочный человек из присутствую-щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят

Отъявленный мошенник, плут, Лгунишка он, картежник, вор.

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты.

Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац-кий не смог не высказать свое мнение:

И оскорбляться вам смешно б; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек — все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой:

Не поздо-ровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек-ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу-мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол-тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе-тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление. Материал с сайта

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об-щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни.

Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино-странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу-жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день — и потерял надежду найти единомыш-ленников.

Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про-быть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • горе от ума характеристика гостей фамусова
  • какие общие черты у гостей фамусова
  • горе от ума описание гостей фамусова в цитатах
  • гости фамусова на бале
  • характеристика гостей фамусова на балу
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!