Инфекции и заболевания передающиеся воздушно-капельным путем. Заболевания передающиеся воздушно-капельным путем Инфекции передающиеся через воздух

Болезни органов дыхания и их предупреждение

Болезни, передающиеся через воздух

У больных людей при кашле, чихании, разговоре и даже при дыхании из носа и рта вылетает множество капелек слизи и слюны. В них содержатся болезнетворные микробы. Они могут долго находиться в воздухе и проникать в органы дыхания здоровых людей. Оседая на пыль, различные предметы, микробы делают их также источниками заражения. Каждый, кто кашляет и чихает, не прикрывая рот и нос платком, увеличивает количество микробов в воздухе. Через загрязненный воздух можно заразиться гриппом , туберкулёзом , коклюшем, корью и некоторыми другими заболеваниями.

Грипп – самое распространенное, массовое и опасное вирусное заболевание. Грипп поражает весь организм. Болезнь опасна осложнениями, поэтому важно соблюдать все предписания врача.

При заболевании необходимо вызвать врача, выделить больному отдельную посуду и постель, систематически проводить в помещении влажную уборку, обеспечить питание больного легкоусваиваемой, богатой витаминами пищей. Больной должен соблюдать постельный режим и все предписания врача, при кашле и чихании пользоваться платком. Людям, которые ухаживают за больным, нужно обязательно закрывать рот и нос марлевой повязкой, чтобы уменьшить риск заразиться.

Туберкулез легких . Возбудитель этой болезни – бактерия палочка Коха . Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе с пищей, например с некипяченым молоком, полученным от больной туберкулезом коровы.

Не каждый заразившийся человек заболевает сразу. Силы иммунитета обычно подавляют микроорганизмы, и они могут длительно находиться в теле человека, не вызывая болезни. В неблагоприятных для человека условиях – сырое помещение, недостаточное питание – микробы активизируются. Они проникают в легкие или в другие органы. Если запоздать с лечением, микробы начнут размножаться в легких. Возникнут многочисленные бугорки – туберкулы . Легочная ткань в них распадается и превращается в творожистую массу. При интенсивном лечении вокруг очагов поражения образуются известковые капсулы, которые защищают легкие и препятствуют распространению болезни. Если же человек не лечится, болезнь может перейти в завершающую стадию. Туберкулы, разрастаясь, сливаются между собой. Ткань в них распадается, образуются каверны, разрушаются кровеносные сосуды, начинается кровохарканье. Яд, выделяемый микробами, отравляет весь организм. Аппетит снижается, человек худеет, чахнет на глазах. Недаром в народе эту болезнь называют чахоткой. Выделения больных в открытой фазе туберкулеза опасны, поскольку в мокроте содержится большое количество палочек Коха.

Инфекции, а также вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем, воздействуют на большое количество людей. Иногда говорят об эпидемии. Чтобы свести возможность заражения к минимуму, необходимо знать основные особенности передачи заболевания.

При воздушно-капельном пути передачи возбудители инфекции находятся на слизистой носоглотки, верхних дыхательных путей больного человека. Во время разговора со здоровыми, чихания или даже просто дыхания возбудитель покидает организм и перемещается в окружающую среду через капельки носовой и глоточной слизи.

По воздуху они разносятся на расстояние от больного, оседают на различные предметы, скапливаются в пыли. Здоровые люди, вдыхая этот воздух, контактируя с предметами, заражаются. Обычно заразиться можно, находясь в непосредственной близости от заболевшего человека. При некоторых заболеваниях возбудитель может перемещаться по воздуху на более дальние расстояния.

При заболеваниях кишечными инфекциями вирус попадает через грязные руки на предметы быта (посуду, игрушки, продукты питания). Здоровый человек, контактируя с этими предметами, касается их руками. Во время питания инфекция попадает в рот (ротавирусная инфекция).

Насекомые (особенно мухи) способны переносить инфекцию с зараженных предметов (продуктов питания) на незараженные. Отсутствие элементарных правил гигиены (тщательно мыть фрукты перед употреблением) приводит к тому, что инфекция попадает в организм человека.

Таким образом становится понятно, что особенностями этого пути являются:

  1. Массовость поражения (порой образовательные учреждения закрывают на карантин),
  2. Несколько видов возбудителей (вирусы, бактерии, грибы, простейшие),
  3. В организм возбудители попадают через слизистую носоглотки.

Инфекции и вирусы, которые передаются воздушно-капельным путем

Воздушно-капельные инфекции подразделяются на вирусные (ОРВИ, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).

  1. Грипп . Первые симптомы: озноб, тело ломит, болит голова, поднимается высокая температура. Затем возникает насморк и кашель. Латентный период до 4 суток. Так как токсины попадают в кровь, особенно опасными являются первые двое суток. Лечится грипп противовирусными и жаропонижающими препаратами, местное лечение при боли в горле и насморке, обильное питье.
  2. Дифтерия . Возникает интоксикация, воспаление глаз, носоглотки. На 10 день после того, как заразился, и несколько дней после болезни больной становится заразным для окружающих. Лечение: противодифтерийная сыворотка в комплексе с антибиотиками.
  3. Менингит . Симптомы: высокая температура, рвота, вялость. В первые сутки может появиться сыпь. В результате инфекции поражается мозговая оболочка. Лечение: дезинтоксикация, антибиотики, коррекция водно-электролитного баланса.
  4. Коклюш . Симптомы: интенсивный кашель. Сначала появляется насморк и небольшая температура, затем – кашель. Заражение происходит только во время общения с больными. Обычно заболевают дети 1 — 5 лет, иногда и дети до 1 года. У взрослых болезнь встречается редко. Лечение: антибиотики.
  5. Скарлатина . Симптомы: резко поднимается высокая температура (до 40 градусов), боль в горле, рвота. Затем появляется сыпь. Лечится антибиотиками.
  6. Корь . Первыми симптомами заболевания служат кашель и чихание, невысокая температура. Затем появляется конъюнктивит. На 3-5 сутки появляются розовые пятна. Жар сохраняется. Лечится жаропонижающими препаратами, обильное питье, постельный режим.
  7. Эпидемический паротит (свинка) . Симптомы: плохой аппетит, головная боль, температура. Затем возникает боль около ушей и шеи. Происходит поражение центральной нервной системы и слюнных желез. Лечение: жаропонижающие, противовоспалительные и антигистаминные средства, обильное питье.
  8. Краснуха – поражение кожи и лимфатической системы. Симптомы: невысокая температура, увеличение лимфатических узлов. Через 3 дня развивается сыпь (в первую очередь на лице и шее, затем — по всему телу). По истечении трех дней сыпь исчезает. Опасность заражения возникает за 4 дня до появления сыпи. Лечение: иммуномодуляторы и иммуностимуляторы, обильное питье.
  9. Полиомиелит – заболевание, в результате которого поражается центральная нервная система и спинной мозг. Развивается паралич верхних и нижних конечностей. Симптомы: температура, слабость или напряженность мышц, рвота. Чаще заболевают дети. Лечение: жаропонижающие препараты, постельный режим, витамины.
  10. ОРЗ . Существует около 200 возбудителей. Они погибают под действием высокой температуры. Симптомы: озноб, повышение температуры, головная боль, слабость. Лечится противовирусными и жаропонижающими лекарствами, препаратами от кашля, насморка, требуется обильное питье.
  11. ОРВИ . Возбудителями инфекции являются вирусы. Считается, что антибиотики бессильны при лечении ОРВИ. Симптомы: повышение температуры, отек слизистых, боль в горле. Лечение: противовирусные и жаропонижающие препараты, местное лечение (при боли в горле, кашле, насморке), обильное питье.
  12. Ветряная оспа . Возбудитель – вирус из семейства герпесвируса. Обычно человек заболевает в детском возрасте. За всю жизнь можно переболеть только 1 раз (затем появляется пожизненный иммунитет). Симптомы: резкое повышение температуры, сыпь. Лечение: антисептики.
  13. Ангина – поражение миндалин. Вызывается стрептококками. Симптомы: общая слабость, головная боль, боль в горле при глотании, повышенная температура. Лечение: жаропонижающие препараты, местное лечение (при боли в горле, кашле), обильное питье.
  14. Бронхит – это заболевание бронхов. Бронхит при неправильном лечении может перерасти в воспаление легких. Симптомы: сильный кашель с обильным отхождением мокроты, хрипы, затрудненное дыхание, повышенная температура. Лечение: антибиотики, ингаляции.
  15. Туберкулез . Микобактерии попадают в лимфатические узлы, откуда по лимфатическим сосудам распространяются по всему организму. Симптомы: сильный кашель, боль в груди, кашель с кровью, повышенная потливость. При отсутствии лечения туберкулез может перейти на другие органы (костную систему или головной мозг). Лечение: противотуберкулезные препараты и антибиотики.

Профилактика заболеваний

Эффективным способом профилактики многих заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, является вакцинация . Вакцинация гриппа проводится в осенне-зимний период, в рамках плановых прививок и прививок по эпидемическим показаниям. Многие вакцины вводят ребенку в младшем возрасте (против кори, коклюша и других).

Общеукрепляющие меры: оздоровить воздушную среду в доме — чаще проветривать комнаты, делать влажную уборку, спать с открытым окном, закаливаться. Соблюдение личной гигиены: обязательно мыть руки перед едой. Перед употреблением продуктов питания их рекомендуется тщательно обрабатывать.

Необходимо ограничение контактов больного с окружающими людьми, особенно с детьми. Больной должен носить медицинскую маску. Несколько раз в день промывать нос соляным раствором как больному, так и здоровым.

Питание должно быть разнообразным . Необходимо употреблять в пищу больше фруктов и овощей, свежей зелени. Кроме того, рекомендуется пить курсами витаминные комплексы. Следует помнить, что витамины должен прописывать врач.

Тема: Профилактика болезней передающихся через воздух

Цель: выяснить физиологические основы понятия о профилактике важнейших заболеваний, передающихся через воздух

  • Познакомить учащихся с профилактикой таких заболеваний, как грипп, ангина, дифтерия, туберкулез
  • Повторить и обобщить весь материал темы.
  • Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью
  • Оборудование: презентация, ИКТ

    Тип урока: комбинированный

    Ход урока:

    I. Этап «Орг.момент»

    II. Этап «Изучение нового материала» . Прием «Беседа»

    III.Этап «Обобщение и повторение». IV.Этап «Домашнее задание»

    V. Этап «Рефлексия»

Искусственное дыхание. - Демонстрация приемов искусственного дыхания. - Охлаждение - распространенная причина понижения сопротивляемости организма. - Рассказ - Грипп и его профилактика. - Ангина, дифтерия. - Туберкулез, профилактика и борьба с этим заболеванием.

Вред курения. - Рассказ с элементами беседы.

II. Этап «Изучение нового материала»

Искусственное дыхание.

Приемы искусственного дыхания.

Приглашаю одного ученика.

  • Вдохни и выдохни в пробирку.
  • Если бы можно было подсчитать количество микробов в том воздухе, который вы выдохнули, то сколько бы там было микробов?

Пусть каждый выскажет свое предположение.

Заболевания передающиеся через воздух

В заключение этой маленькой дискуссии прошу уточнить то, что во вдыхаемом в данных условиях воздухе классной комнаты находится примерно 30 тысяч микробов в 1 куб. метре воздуха, а в выдыхаемом - несколько десятков тысяч,

А теперь вопросы:

Как объяснить, что люди заболевают болезнями, которые вызываются микробами?

Какие заболевания вам известны, возникающие вследствие проникновения микробов через дыхательные пути?

Во время охлаждения снижается сопротивляемость организма, например: повышается проницаемость кровеносных сосудов, отчего микробы скорее проникают в кровь, понижается фагоцитарная деятельность. При пониженном сопротивлении организма начинают оказывать свое ядовитое действие попавшие в него микробы.

Вирусы гриппа

Профилактика ангины

Дифтерия

Катар верхних дыхательных путей

Туберкулез легких

Палочка Коха

Статистические данные заболевания туберкулезом в мире

Вред курения

Рак легких

Различные заболевания легких и бронхов

Хроническая болезнь легких

Каких животных вы видите на картинке

III.Этап «Обобщение и повторение».

Одно из главных профилактических мероприятий по борьбе со многими болезнями - борьба с пылью.

Назовите другие гигиенические правила, связанные с дыханием.

  • Вашему вниманию представлены гигиенические правила, связанные с дыханием. Вы должны обосновать эти правила, используя знания по анатомии и физиологии человека.
  • «Например, если я вам скажу, дышать нужно через нос, то вы должны доказать, почему» -
  • С этого примера мы и начнем общую работу всего класса.

Нельзя есть после горячей пищи мороженое;

Мальчикам в переходном возрасте нельзя громко кричать и петь;

Убирать помещения нужно влажным способом;

При общении с больными гриппом следует надевать марлевую повязку;

Дышать нужно уметь глубоко, с правильным соотношением между длительностью вдоха и выдоха;

Для развития органов дыхания полезно заниматься спортом; чистый воздух - хороший доктор;

  • Для работы органов дыхания важна хорошая осанка.

IV. Этап «Домашнее задание»

Составить в тетради правила профилактики заболеваний, передающихся через воздух.

В медицинской практике существует масса заболеваний инфекционного характера. И пожалуй, наибольшую актуальность представляют те из них, которые распространяются воздушно-капельно. Человек не может прожить без дыхания, а контактируя с человеком, может и не знать, что он болен. Поэтому заразиться такими инфекциями очень легко, тем более детям. И в указанном аспекте важно быть информированным о том, какие болезни передаются воздушно-капельным путем, и чем они характеризуются.

У любой инфекции есть механизм или путь, которым он передается. Это совокупность факторов, необходимых для распространения возбудителей от источника до восприимчивого организма. Многие болезни как раз и передаются с воздухом и капельками слюны. Так зачастую происходит во время кашля или чихания. Ведь известно, что слюна может разлетаться на довольно внушительное расстояние (до 7 метров). Но заразиться можно и при обычном разговоре с человеком на близкой дистанции.

Безусловно, сложно внешне понять, чем болен собеседник или случайный прохожий. Это может быть обычная простуда, но список инфекций, передающихся по воздушно-капельному механизму, довольно внушителен. Он включает следующие заболевания:

  • Грипп и ОРВИ.
  • Мононуклеоз.
  • Дифтерию.
  • Менингококковую инфекцию.
  • Ветряную оспу.
  • Коклюш и паракоклюш.
  • Краснуху.
  • Скарлатину.
  • Корь.
  • Эпидемический паротит.
  • Легионеллез.
  • Респираторный хламидиоз.
  • Микоплазмоз.
  • Туберкулез.

Исходя из этого, каждому стоит быть особенно аккуратным, заметив человека, кашляющего или чихающего. Опасаться нужно не банальной простуды, а других заболеваний, среди которых есть и достаточно серьезные. А у отдельных инфекций индекс контагиозности (заразности) настолько высок, что возбудители могут легко распространяться через этажи и по вентиляционным каналам, что облегчает их передачу от источника.

Болезней, которые передаются с воздухом, очень много. И разобраться с их многообразием в состоянии лишь врач.

Грипп и ОРВИ

Общеизвестно, что воздушно-капельным путем передаются прежде всего респираторные болезни. А среди них первые места по распространенности занимают грипп и различные ОРВИ (аденовирусная, риновирусная, респираторно-синцитиальная, парагрипп). Общими симптомами для многих из них будут интоксикация (лихорадка, ломота в теле, недомогание) и катаральные изменения в верхних отделах дыхательного тракта:

  • Ринит (заложенность носа, выделения, чихание).
  • Фарингит (першение и боли в горле).
  • Трахеит (сухой кашель).

При аденовирусной инфекции будет еще и тонзиллит с конъюнктивитом, что отличает ее от других болезней. Одни из них протекают относительно легко (например, риновирусная инфекция), а другие, в частности грипп, могут привести к опасным осложнениям (пневмонии, отеку легких, менингизму).

Мононуклеоз

Инфекционный мононуклеоз начинается с неспецифических (продромальных) явлений: недомогания, снижения аппетита, головных болей, слабости. Через некоторое время возникает лихорадка и становятся явными специфические признаки болезни:

  1. Боли в горле (за счет фарингита и тонзиллита).
  2. Увеличение лимфоузлов (периферических и внутренних).
  3. Гепато- и спленомегалия (реагирует печень и селезенка).

У каждого десятого пациента возникает сыпь на коже. Картина крови характеризуется появлением атипичных мононуклеаров (так называемых вироцитов). Среди осложнений отмечаются менингоэнцефалиты, синдром Гийена-Барре, нефрит, миокардит.

Дифтерия


Опасной инфекцией детского возраста считается дифтерия. Она характеризуется специфическим (фибринозным) воспалением миндалин. Характерной чертой болезни является образование плотных пленок беловато-серого цвета, которые плохо снимаются с поверхности. При дифтерии гортани они создают механическое препятствие для вдыхаемого воздуха (истинный круп). Вокруг миндалин видна застойная краснота, может развиваться выраженная отечность, переходящая на шею. Без введения специфической сыворотки инфекция быстро прогрессирует, а из-за токсического действия на организм развиваются шок, миокардит, нефрит, нейропатии.

Менингококковая инфекция

Инфекция, вызываемая менингококком, может протекать в локализованной или распространенной формах. В первом случае речь идет о назофарингите или носительстве. Но особую опасность составляют генерализованные формы в виде менингита или менингококцемии (сепсиса). Если поражаются мягкие мозговые оболочки, то основными симптомами будут:

  • Сильная головная боль.
  • Лихорадка.
  • Рвота.
  • Менингеальные признаки (ригидность мышц затылка, симптомы Брудзинского, Кернига, Лесажа, поза легавой собаки).

Проникновение возбудителя в кровь вызывает септическое состояние. Это приводит к появлению геморрагической сыпи, инфекционно-токсического шока, поражению внутренних органов.

Менингококковая инфекция может иметь очень тяжелое течение, поэтому ее важно распознать на раннем этапе.

Коклюш

Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем, включают и коклюш. Это болезнь, типичным признаком которой выступает сухой кашель. Он постепенно усиливается и принимает характер приступов – со свистящим вдохом (реприз), оканчивающихся отхождением вязкой прозрачной мокроты или рвотой. У ребенка при этом отекает, краснеет и синеет лицо, набухают вены, высовывается язык. Из осложнений вероятны эмфизема легких, пневмония, кровоизлияния (в сетчатку, мозг), грыжи.

Ветряная оспа

Возбудителями, передающимися по воздуху, являются и вирусы ветряной оспы. Они вызывают заболевание, характерным признаком которого выступает сыпь на теле (коже и слизистых) пузырькового типа – в виде везикул. Это небольшие полостные образования, наполненные серозной жидкостью. Они образуются сначала на коже головы, включая волосистую часть, а затем перебрасывается по всему телу, затрагивая и слизистые оболочки. При расчесывании везикул на их месте образуются эрозии. Элементы сыпи претерпевают обратное развитие с формированием корочек. Общее состояние ребенка нарушается мало. А у взрослых инфекция зачастую протекает тяжело и с осложнениями.

Корь


Вирус кори, как у ветрянки и гриппа, обладает высокой контагиозностью. Болезнь начинается с катаральных явлений: насморка, кашля, конъюнктивита. На слизистой мягкого неба и дужек можно заметить красные пятна (энантему), а на щеках – мелкие беловатые точки (симптом Филатова-Коплика). На следующий день возникает яркая сыпь на коже. Она имеет пятнисто-папулезный характер и обладает этапностью – сначала возникает на голове, затем распространяется на туловище и конечности. Высыпания оставляют после себя временную пигментацию.

Краснуха

Еще одно заболевание, относящееся к группе «детских» инфекций и передающееся воздушно-капельным путем – это краснуха. Она начинается с субфебрилитета и продромальных явлений (недомогание, насморк, першение в горле, кашель). На фоне этого возникают специфические признаки болезни:

  • Обильная бледно-розовая мелкопятнистая сыпь (на разгибательной стороне конечностей, туловище, голове, не затрагивает кожные складки).
  • Увеличение лимфатических узлов (заднешейных, затылочных, околоушных).

Течение патологии, как правило, благоприятное. Но у беременных на раннем сроке вирус краснухи дает опасные осложнения для плода (тератогенное действие), а при заражении во второй половине вынашивания ребенок может родиться с инфекцией.

Скарлатина


Заразиться скарлатиной можно от больного этой инфекцией или человека со стрептококковой ангиной. Начало острое, с воспаления миндалин и довольно выраженной интоксикации. На фоне болей в горле возникает типичная для скарлатины сыпь: мелкоточечная, особенно густо расположенная на сгибательной стороне рук и ног, боковых областях груди, шеи и живота, в зоне природных складок кожи. Другими характерными симптомами болезни будут:

  1. «Малиновый» язык (яркий, с выступающими сосочками).
  2. Красное лицо с побледневшим носогубным треугольником.
  3. Крупнопластинчатое шелушение на руках и подошвах.

При тяжелом течении скарлатины вероятны осложнения токсического, септического и аллергического происхождения (шок, отит, менингит, миокардит, гломерулонефрит, ревматизм).

Необходимо помнить, что скарлатина, как и многие инфекции детского возраста, опасна не клиническими проявлениями, а своими осложнениями.

Эпидемический паротит

При эпидемическом паротите поражаются слюнные железы: только околоушные (изолированная форма) или в сочетании с подчелюстными, подъязычными. В типичных случаях болезнь начинается с лихорадки. Дети жалуются на боли при открывании рта и жевании. У них появляется припухлость спереди уха (тестоватой констстенции, безболезненная). При комбинированной форме поражаются не только слюнные железы, но также поджелудочная (панкреатит) и яички у мальчиков (орхит) с соответствующими признаками.


Таким образом, заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем – это очень обширная группа инфекций, включающая различную по природе и проявлениям патологию. Рассмотренные выше состояния – наиболее частые в практике врача общей практики и педиатра или требующие повышенного внимания с их стороны. О них должны знать и сами пациенты или родители детей.

Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы в воздух попадают с каплями слюны человека или животных, при разговоре, кашле, при слущивании клеток эпителия кожи. Через воздух передаются:

    бактерии – возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, споровые формы бактерий и др.;

    вирусы – возбудители острых респираторных инфекций (ветряной оспы, гриппа, парагриппа и др.);

    грибы из рода Aspergillus , Mucor , Penicillium и др.

Санитарная микробиология

Санитарная микробиология – направление медицинской микробиологии, изучающее микрофлору окружающей среды и ее влияние на здоровье человека.

Основные задачи санитарной микробиологии:

    изучение биоценозов, в которых присутствуют микроорганизмы, патогенные для человека;

    разработка методов микробиологических исследований внешней среды, микробиологических нормативов и мероприятий по оздоровлению объектов окружающей среды.

Санитарная микробиология использует два основных метода оценки санитарно-эпидемического состояния внешней среды: прямое обнаружение патогенных микроорганизмов и выявление косвенных признаков их пребывания во внешней среде по наличию санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ).

Основные характеристики санитарно-показательных микроорганизмов

    СПМ должен постоянно обитать в организме человека или животных и постоянно выделяться во внешнюю среду.

    СПМ не должен размножаться на объектах окружающей среды.

    Длительность выживания СПМ во внешней среде должна соответствовать длительности выживания патогенных микроорганизмов.

    Методы идентификации и дифференциации СПМ должны быть просты и надежны.

Для выявления общей микробной обсемененности определяют общее микробное число (ОМЧ) путем подсчета всех микроорганизмов (растущих на питательных средах) в 1г или 1 мл субстрата.

Количество СПМ выражают в титрах и индексах:

    титр СПМ – наименьший объём исследуемого материала (в мл) или весовое количество (в г), в котором еще присутствует хотя бы одна особь СПМ.

    индекс СПМ – количество СПМ, обнаруженное в определённом объёме или количестве исследуемого объекта.

Санитарная оценка почвы по микробиологическим показателям

При санитарной оценке почвы учитывают результаты химического, микробиологического и гельминтологиче­ского исследований.

Микробиологическое исследование проводят для са­нитарной оценки почвы, характеристики процессов само­очищения, оценки методов обезвреживания отбросов, при определении пригодности участков для строительства, а также при эпидемиологи­ческих и эпизоотологических обследованиях с целью вы­яснения путей заражения почвы, продолжительности вы­живания в ней патогенных микробов и т. д. В зависимости от поставленной задачи применяют краткий или полный санитарно-бактериологический ана­лиз почвы.

Краткий санитарно-микробиологический анализ предусматривает определение общего микробного числа (ОМЧ), титров бактерий группы кишечной палочки (БГКП), энтерококков, перфрингенс-титра (наименьшего количества почвы, в котором обнаруживается Clostridium perfringens ), термофильных бактерий, нитрифицирующих бактерий. Полученные результаты указывают на наличие и степень фекального загрязнения (табл.). Краткий анализ почвы осуществляют при проведении текущего санитарного надзора за состоянием почвы.

Полный санитарно-микробиологический анализ включает определение всех показателей краткого анализа, а также общей численности сапрофитов, ОМЧ и процентного содержания споровых микроорганизмов, аэробных бактерий, разрушающих клетчатку, бактерий-аммонификаторов. Кроме того, исследуют токсичность почв для микроорганизмов. Полный анализ проводят при осуществлении предупредительного санитарного надзора, первичном обследовании при выборе территории для размещения отдельных объектов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!