К основным группам методов воспитания относится. Методы воспитания

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности

убеждение- рассказ- объяснение- разъяснение- лекция- этическая беседа

Внушение - инструктаж- диспут- доклад- пример

b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

Упражнения- приучение- педагогическое требование- общественное мнение

Поручение- воспитательные ситуации

c) Методы стимулирования поведения деятельности

Соревнования- поощрение- наказание

Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание

Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.

Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

· Систематики упражнений

· Доступности и пассивности

· Частоты повторения

· Контроля и коррекции

· Личных особенностей воспитанника

· Места и времени выполнения упражнения

· Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнени1

· Мотивация и стимулирование

(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

· Косвенные

Косвенные могут быть:

· Требование совет

· Требование в игровой форме

· Требование доверием

· Требование просьба

· Требование намек

· Требование одобрение

По результатам воспитания:

· Позитивное

· Негативное

По способу предъявлении:

· Непосредственные

· опосредованные

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

· одобрение

· ободрение

· похвала

· благодарность

· награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

· связанно с наложение дополнительных обязанностей

· лишение или ограничением прав

· выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение, обсуждение на собрании, отстранение от занятий, исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т. п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский Государственный Педагогический Университет»

Факультет психологии

Контрольная работа по предмету

«Теория и методика воспитания»

тема: «Методы воспитания»

Исполнитель

студентка 2 курса

заочного отделения

факультет психологии

Зырянова Александра

Александровна

Научный руководитель

Кандидат педагогических

Терехова Галина

Владимировна

Челябинск


1 Введение 3

2 Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих

методов воспитания 4

3 Классификация методов воспитания 10

4 Выбор методов воспитания 12

5 Методы организации деятельности 16

6 Заключение 28

7 Литература 29


Введение

Я выбрала тему «методы воспитания» так как это важнейший раздел, который изучает наука педагогика. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Задачи написания контрольной:

1. Понятие методов воспитания. Какая существует система общих методов воспитания? Рассмотрение общих причин, которые определяют выбор методов воспитания.

2. Как правильно выбрать тот или иной метод воспитания в конкретном случае? Общая классификация методов воспитания.

3. Определить основные методы формирования сознания личности и кратко охарактеризовать их.

4. Какие существуют методы организации деятельности и для чего они нужны? Краткая характеристика методов организации деятельности.


Понятие о методах и средствах воспитания

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников: «Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»

Как видим, понятие метода в этом определении смешиваться с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не желает ясным данное понятие. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания? Прежде всего, личность развивается только в процессе разнообразной деятельности.

Так, для формирования такой характеристики личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов восприятия.

Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность, учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию. Способствовали бы формированию их сознаний (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Учитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения.

С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их проведение.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Понятную корректирующую роль выполняют также требования педагогического контроля за поведением учащихся и переключение их на другие деятельности.

Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся. Для развития у них потребностномотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а, также для его коррекции и совершенствования с целью формирования, личностных свойств и качеств. Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Иногда, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.

Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания, используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

Но как же сложилась в педагогике эта система методов и средств воспитания?

Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма. Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенныеметодологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.

Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью,которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным в более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять различные замечания, внушения указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит - специально предназначенный для этого журнал.

В России эту методику активно пропагандировал Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.

Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "".

В противоположность авторитарному воспитанию с давних времен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям предоставления им полной свободы, а в качестве методов воспитания стали выступать различные формы благожелательных уговаривания, разъяснительные беседы, убеждения, советы, включение в разностороннюю и интересную деятельность и т.д. Такой подход к воспитанию нашел свое яркое отражение в теории «свободного воспитания», основные идеи которого сформулировал в XVIII в. французский просветитель Ж. Ж. Руссо в своей книге «Эмиль».

Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Так были заложены в педагогике основы педоцентризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием, это был большой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы активно формируем у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.

Немало сделано в этом направлении в нашей педагогике. Ее виднейшие деятели решительно выступали за преодоление авторитаризма в воспитании и за придание ему подлинно гуманистической направленности. Дело доходило до того, что в 20-е гг., исходя из принципа уважения и гуманного отношения к детям, были отменены оценки успеваемости, которые якобы культивируют неравенство среди учащихся и порождают между ними неприязнь. Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие выступали за благожелательное отношение к детям, за развитие их сознательности, здоровой самодеятельности, что делало их активными участниками (субъектами) воспитательного процесса.

Не менее важным было то, что большинством наших педагогов воспитание рассматривалось не как средство педагогического воздействия на учащихся, а как разумная и содержательная организация жизни и разносторонней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятельностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе требовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказание помощи тем, кто в ней нуждался, проявление уважения к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании, о содержательной организации жизни и деятельности детей активно разрабатывал С. Т. Шацкий. В 1921 г.

Весьма существенным в методике воспитания было в трудах П.П. Блонского и С. Т. Шацка отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания,которая потом стала активно разрабатываться нашей психологией. С. Т. Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела... Атмосфера занятости да еще интересным делом, если она возбуждается привычным образом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей».

Классификация методов воспитания

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих дости­гать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разо­браться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоя­тельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает на­значение, характерные признаки различных методов и их мо­дификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко на­званы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Выбор методов воспитания

Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший - оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин
следующие:

1. Нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.

2. Множественность условий применения методов.

3. Единственный надежный критерий оптимизации - время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.

Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше - материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических - относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации - необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим!

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие - гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые - это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает по­требность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом - это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда - совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

Методы организации деятельности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведе­ния. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки ха­рактеризуют воспитанность личности. В этой связи организа­ция деятельности и формирование опыта общественного пове­дения рассматриваются как сердцевина воспитательного про­цесса.

Все методы этой группы основаны на практической дея­тельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педа­гоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части - операции.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств лич­ности - упражнение.Он известен с древнейших времен и об­ладает исключительной эффективностью. В истории педагоги­ки едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном коли­честве разумно подобранных и надлежащим образом выпол­ненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ре­бенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обу­чить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуоз­ное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступ­ности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повто­рений; 6) контроля и коррекции;

7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению - еще одноэтажное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходи­мые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспита­тельные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, за­даются реальными ситуациями.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе ор­ганизм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять опреде­ленные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культу­ра общения - качества, которые основываются на сформиро­ванных воспитанием привычках.

Требование - этометод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызыва­ют, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требованияхарактерны императив­ность, определенность, конкретность, точность, понятные вос­питанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование(совет, просьба, намек, доверие, одоб­рение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом дейст­вия становится уже не столько само требование, сколько вы­званные им психологические факторы: переживания, интере­сы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребитель­ных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет.Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опыт­ного товарища, авторитет которого признан и мнением кото­рого он дорожит.

Требование в игровом оформлении(требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования, наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативныетребования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негатив­ным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, фор­мируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственноеи опосредованноетребование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведе­ния, называется непосредственным. Требования воспитанни­ков друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредо­ванные требования.

Приучение- это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недо­вольство. На жестком приучении основываются все казармен­ные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Использование метода приучения в гуманистических систе­мах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на бла­го самого человека, и это единственное насилие, которое мо­жет быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смяг­чения этого метода и использования его в комплексе с други­ми, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра - влияние действенное и гуманное.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Ус­ловия правильного применения приучения следующие.

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспи­тателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возмож­но лишь на основе беспрекословного повиновения. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократические указания типа «Будь веж­ливым», «Люби свою родину». Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку - вычисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают лю­дей»; «Приветствуй соседа - и он будет вежлив с тобой».

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен опти­мальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель. Вначале надо позаботиться о точ­ности выполнения действий и лишь затем - о быстроте.

4. Показывайте, как выполняются действия, какие результаты.

5. Лучше использовать последовательно-параллельную схе­му приучения.

6. Приучение требует постоянного контроля. Контроль дол­жен быть благожелательным, заинтересованным, но неослаб­ным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

Хорошие результаты дает метод поручений.С помощью по­ручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить не­обходимые качества: неорганизованным дают задание подгото­вить и провести мероприятие, требующее точности и пункту­альности, и т. д.

Метод стимулирования - соревнование. Последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные на­учных исследований позволяют добавить еще один - субъек­тивно-прагматический.Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений - ярко выраженное деловое (прагматическое), по­требительское отношение к жизни, вытекающее из него избира­тельное отношение к воспитанию, его ценностям.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает от­ветственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобре­ние, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почет­ных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение вос­питатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учите­лями или родителями.

Поощрения более высокого уровня - благодарности, на­гражденияи т.д. - вызывают и поддерживают сильные и ус­тойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венча­ют длительный и упорный труд, но свидетельствуют о дости­жении нового, более высокого уровня. Награждать надо тор­жественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирова­ния и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требу­ет тщательной дозировки и известной осторожности. Длитель­ный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы пове­дение воспитанника мотивировалось и направлялось не стрем­лением получить похвалу или награду, а внутренними убежде­ниями, нравственными мотивами.

2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслужива­ют не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросо­вестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзыв­чивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся лич­ных успехов.

3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы -
кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать
заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям,
месту в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неуме­ренные похвалы приводят к зазнайству.

4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя поло­жительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уве­ренность, воспитывает целеустремленность и самостоятель­ность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправды­вая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании - соблюдать справедливость.

Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они со­бираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения - кто есть кто. Детям, подросткам, юношам присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих - врожденная потреб­ность человека. Реализует он эту потребность, вступая в сорев­нование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.

В чем только не соревнуются дети: кто дальше плюнет и кто получит больше двоек, кто вынудит учительницу покинуть класс и кто выдержит удар тока. Сравнительно меньше школь­ники соревнуются в благовидных поступках - о стихийных со­стязаниях в аккуратности, опрятности, вежливости, честности мы что-то не слышим. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заве­дениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе последних десятилетий соревнование по конкретным показателям успева­емости не проводилось.

Соревнование - это метод направления естественной по­требности школьников к соперничеству и приоритету на вос­питание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт обществен­ного поведения, развивают физические, нравственные, эстети­ческие качества. Особенно большое значение имеет соревнова­ние для отстающих: сравнивая свои результаты с достижения­ми товарищей, они получают новые стимулы для роста и начи­нают прилагать больше усилий. Цель соревнования понятна всем - быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо забо­титься, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников к использованию недопустимых средств. Многие педагоги, выполняя наставления и стремясь затушевать смысл вечной человеческой борьбы за существова­ние, подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облекали их в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из-под контроля, принимало грубые, искаженные формы. Победить в честной, открытой, принци­пиальной борьбе возможности не было, зато делать скрытые пакости такие формы позволяли. Подделка, искажение истин­ных целей соревнования ничего, кроме вреда, принести не мо­жет. Жизнь никому не дает поблажек, привыкать активно, бо­роться за свое будущее человек должен с детства и в реальных условиях. В нашей школе долго воспитывали так называемуюактивную жизненную позицию, вместо того чтобы создавать условия для активного развития личности в процессе честной, открытой борьбы, предоставляющей каждому человеку возмож­ность занять свое место в жизни в соответствии с его способ­ностями и дарованиями. В западных учебных заведениях су­ществует жесткая конкуренция, но никому это не вредит, ни­кого не пугает. Все, что есть в жизни, должно быть и в школе. Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой. В игре, как известно, не так остро переживается поражения и всегда остается возможность взять реванш. Конечно, старше­классники эту нехитрую уловку воспитателей понимают, но в младших и средних классах игровую организацию соревнова­ния трудно переоценить. Игровые формы возбуждают эмоции воспитанников, что делает соревнование привлекательным.

Существенную роль играет показ результатов соревнования. Формы учета и показа итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать для этого новые информационные системы на базе ЭВМ.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «регистрирует» события, он направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.

Среди древнейших методов воспитания наказание - наибо­лее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики - кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще, не скоро, судя по тому, что сей­час резко полярные взгляды - от существенного ужесточения наказаний до полной их отмены. Некоторые педагоги предла­гают считать интенсивность наказаний критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем ее жизнестойкости. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Выдвигались и другие, не лишенные смысла аргу­менты, благодаря чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место. Даже такой известный во мно­гом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечи­телем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что был, подвергнут уничтожаю­щей критике Н.А. Добролюбовым.

Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внут­ренние.

Известны следующие виды наказания, связанные с: 1) на­ложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ог­раничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются раз­нообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, пори­цание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и т. д.

Среди педагогических условий, определяющих эффектив­ность метода наказания, следующие.

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от кол­лектива или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспита­тель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хо­рошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос на­столько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель дол­жен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоми­нают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок - наказание» должна со­блюдаться неукоснительно.

6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл кото­рых - выработать определенные положительные качества.

7. Основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, да­леко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимо­сти от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, како­вы причины, побудившие его совершить, наказание может быть различным - от самого легкого до самого сурового.

8. Наказание - сильнодействующий метод. Ошибку педа­гога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы.Не становитесь на путь формальных мер воз­действия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда макси­мально индивидуализировано.

10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индиви­дуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанни­кам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

11. Наказание требует педагогического такта, хорошего зна­ния возрастной психологии, а также понимания того, что од­ними наказаниями делу не помочь. Потому наказание приме­няется только в комплексе с другими методами воспитания.

Субъективно-прагматический методстимулирования деятель­ности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нару­шать дисциплину и общественный порядок становится невы­годно, экономически накладно. Развитие общественных и эко­номических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жиз­ни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное вос­питание в развитых странах приобретает все более утилитар­ный характер и подчинено по сути одной главной цели - най­ти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

Педагоги используют напряженную общественно-экономи­ческую ситуацию в воспитательных целях. Они, прежде всего, подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необ­разованные люди имеют мало шансов занять хорошие должно­сти, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных ра­ботах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направлен­ность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, за­висят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспи­танными гражданами должны быть все.

Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие: 1) контракты, которые заключают воспи­танники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (програм­мы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам.


Заключение

Я считаю, что мне удалось раскрыть тему моей контрольной о методах воспитания.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я же описала общие методы и средства воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.

Задачи, поставленные мной в начале реферата, выполнены и рассмотрены примерно по следующим пунктам:

1. Понятие методов воспитания. Рассмотрена система общих методов воспитания, а также причины, которые определяют выбор методов воспитания

2. Рассказано о том, как правильно выбирать метод воспитания. Проклассифицированы методы воспитания.

3. Рассмотрены существующие методы организации деятельности, а также описана краткая характеристика методов организации деятельности.

Литература

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.

2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 1985г.

4. Макаренко А.С. О воспитании – М.; Политиздат, 1990г.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2 х книгах – М, 1999г.

6. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – Теория и практика воспитательных систем. – М; 1996г.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 1998г.-460с.

9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань. Центр инновационных технологий, 2002г. – 608с.

10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999г. – 300с.

Сущность метода и методики воспитания. Под методом воспитания принято понимать способ взаимосвязанной упорядоченной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач по развитию и саморазвитию личности ребенка.

Исторический анализ понятия «метод» позволяет проследить специфику его развития в области педагогики. В 20-е годы слово «метод» употреблялось как общий путь достижения цели, что не позволяло провести четкую грань между принципами и методами воспитания в молодой советской школе. Например, «активно-трудовой метод» как категория скорее отражал принцип осуществления связи с трудовой деятельностью и производительным трудом учащихся, нежели способ его осуществления.

В 50-е годы метод ограничивался трактовкой его как способа преподавания учителем учебного материала учащимся. В 60-70 годы метод рассматривался как способ совместной деятельности учителя и ученика (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина), в начале 80-х годов - как способ воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков поведения (Т.А. Ильина), в середине 80-х годов - как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и школьника (Ю.К. Бабанский), и, наконец, в 90-е годы - как основной способ взаимодействия педагога и учащихся (воспитателя и воспитанника) с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин). Таким образом, мы видим, насколько усложнялась структура метода и усиливалась его личностно ориентированная направленность.

За многие тысячелетия педагогика создала большое разнообразие методов воспитания, которые, как правило, были связаны с именами известных ученых-педагогов: «золотое правило» (метод наглядности ) Я.А. Коменского, метод «естественных последствий» Ж.Ж. Руссо, народные традиции и сказки К.Д. Ушинского, метод личного примера Я. Корчака, метод перспективных линий А.С. Макаренко, метод КТД И.П. Иванова, метод опорных сигналов В.Ф. Шаталова, метод интригующих вопросов Е.Н. Ильина и др. Несмотря на эффективность каждого из них, необходимо подчеркнуть, что отдельно взятый пусть даже самый «чудодейственный» метод не может решить всей палитры воспитательных задач школы.

Необходима методика , т.е. система методов, путей, приемов и средств взаимодействия субъектов воспитания, способствующая достижению совместного воспитательного результата. Например, только в определенной совокупности таких методов и приемов, как интригующий вопрос, нравственно окрашенная «чудинка», текстовая «деталька», достижима задача воспитания гражданина-творца в методике Е.Н. Ильина. Только интеграция таких методов, как самообслуживание, самоуправление, общественное мнение и коллективно-творческие дела, позволяет реально осуществить идею воспитания гражданина-коллективиста в методике А.С. Макаренко . И, наконец, только в единстве таких методов и приемов, как эмоциональный всплеск, обмен ролями, заражение и заряжение, возможна реализация методики создания ситуации успеха А.С. Белкина.


Классификация методов воспитания. Методы воспитания не существуют изолированно друг от друга, они определенным образом группируются, образуя классификации. Классификация - это группировка методов воспитания, выделяемая по определенным признакам или основаниям.

В педагогике существуют несколько вариантов классификации методов воспитания. Ю.К. Бабанский подразделяет все методы на четыре основных группы: методы формирования сознания личности ребенка; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. В данной систематизации методов воспитания он исходит из логики развития педагогического процесса и педагогической деятельности (рис. 11).

Рис. 11. Система методов воспитания Ю.К. Бабанского

Щукина Г.И. подразделяет методы воспитания на три основные группы: методы формирования сознания или методы убеждения (рассказ, дискуссия, диалог, доказательство, рассказ и т.д.), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения, требования, пример, упражнения, приучения, создание воспитывающих ситуаций, требование, инструктаж), методы оценки (замечания, наказания, поощрения). Основанием данной классификации является логика деятельностного подхода к воспитанию.

Идентичной можно назвать классификацию методов воспитания Н.Е. Щурковой. В систематизации методов воспитания она также опирается на позиции деятельностного подхода. Система методов воспитания Н.Е. Щурковой наглядно представлена на рис. 12.


Рис. 12. Система методов воспитания Н.Е. Щурковой

Е.Н. Ильин предлагает следующую классификацию: методы убеждения (информация, беседа, рассказ, дискуссия, метод поиска, метод интригующих вопросов, текстовых проблем, чудинок, метод размышления, метод создания ситуаций, ошибок, недомолвок, неточностей и т.д.), методы общения (интригующий вопрос, заценка, деталька, приближение к себе), методы организации деятельности (конкурсы: литераторов, чтецов, писем, стихов; литературный клуб, драматизация, поэтические вечера, грамматические остановки, «кавардачки»), методы педагогического воздействия (отбор нравственно окрашенных «кусков», психологические паузы, монологическое вступление). Ведущим принципом его классификации является гуманистический подход к воспитанию детей.

Значительный интерес представляет классификация методов воспитания, в основе которой лежит логика развития личности, коллектива и коллективных отношений (Л.Ю Гордин, В.М. Коротов). В ней выделены следующие группы: методы организации воспитательного коллектива (единые педагогические требования, коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление, увлечение товарищами, поручение, игра); методы убеждения (информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение, диалог, доказательство, рассказ и т.д.); методы педагогического стимулирования (создание ситуации успеха, радостная перспектива, наказание, поощрение, авансирование, общественное мнение, товарищеское требование, товарищеский контроль, осуждение собранием, доверие и т.д.).

Изучая все многообразие методов воспитания, будущий воспитатель должен осознавать, что лишь в начале своей профессиональной деятельности можно опираться на общепринятые методы и методики воспитания, далее в результате творческих поисков он должен прийти к собственной методике воспитания. Условием же эффективности воспитательного взаимодействия с детьми выступают яркая индивидуальность учителя-воспитателя, высокий уровень его профессиональной компетентности, гуманистические позиции и творческое отношение к работе.

Критерии отбора методов воспитания. Успешность воспитания во многом зависит от целесообразности и оптимальности выбора методов воспитательного взаимодействия педагогов и детей.

Правильный выбор методов воспитания определяется следующими критериями:

Целями и задачами воспитательного процесса;

Психолого-физиологическими возможностями воспитанников (возрастными особенностями, уровнем воспитанности детей;

Уровнем сформированности классного коллектива);

Организационно-педагогическими условиями воспитания;

Возможностями самих воспитателей (их опытом воспитательной работы, уровнем психолого-педагогической подготовленности к воспитательной деятельности, профессиональными способностями в применении методов, приемов и средств воспитания).

Методика коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности предполагает совокупность методов, форм и приемов коллективного взаимодействия, способствующей развитию индивидуальности, самостоятельности, сотрудничества и сотворчества детей.

Методика коллективной творческой деятельности основывается на ведущих идеях гуманистического, личностно ориентированного и деятельностного подходов.

С позиций гуманистического подхода методика коллективной творческой деятельности ориентирована на личность ребенка, где ведущим средством и условием его воспитания выступает коллектив как поле проявления индивидуальности детей, как аура защищенности ребенка в лоне взаимоподдерживающих коллективных взаимосвязей, как ниша, которую ребенок занимает со своей палитрой ценностей в системе коллективных отношений класса или группы. С точки зрения И.П. Иванова, только в коллективе себе подобных каждый ребенок имеет шанс стать образцом подражания и подражать лучшим проявлениям своих сверстников.

С этих позиций все организуемые в школе дела, как правило, предполагают коллективный характер проведения. Творческие усилия воспитателей направлены на поиск многочисленных приемов вовлечения детей в коллективное дело на каждом этапе его проведения. Например, прием «Разведка боем» способствует вовлечению большинства детей отряда или класса в поиск интересных идей и начинаний на предварительном этапе дела. Прием «аукцион идей» целесообразен на этапе коллективного планирования, который начинается с планирования предстоящих дел в микрогруппах («тройках» и «пятерках» детей), и лишь затем групповые планы выносятся на обсуждение всего коллектива класса или отряда. «Аукцион идей» позволяет отобрать самые интересные дела на предстоящий период жизни детей.

Разнообразные технологические приемы организации КТД способствуют быстрому вовлечению детей в коллективное взаимодействие, выбору каждым ребенком «дела по плечу» и по интересам, проявлению самодеятельности и творчества.

Следующим принципиальным положением КТД можно назвать творческий характер. Креативность дел достигается, прежде всего тем, что ни одно КТД в воспитательной работе школы не повторяется.

Педагоги и воспитанники всегда находятся в творческом поиске новых приемов, форм, способов организации даже самых традиционных КТД. Между тем, традиционных общешкольных КТД в течение учебного года обычно насчитается не более восьми, но они, как уже подчеркивалось, не повторяются, в них всегда проявляются новая идея, оригинальная трактовка, нестандартное решение. В некоторых школах, работающих по методике И.П. Иванова, в арсенале воспитательной работы насчитывается до пяти тысяч разнообразных КТД.

Следующей принципиальной позицией И.П.Иванова является деятельностый характер методики КТД. С позиций деятельностного подхода автор технологии считает, что жизнь детей должна быть наполнена не столько мероприятиями (организуемыми кем-либо для детей), сколько делами. Делом И.П. Иванов называет общую работу или важное событие, осуществляемое и организуемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе. Именно дело в отличие от мероприятия дает возможность, с одной стороны, наполнять жизнь творческими, полезными для себя и других делами, а с другой стороны, осваивать способы организации всех этапов коллективной деятельности, начиная с целеполагания и завершая оценкой проведенного дела.

В методике коллективной творческой деятельности действует закон четырех «С», когда дети сами придумывают, сами планируют, сами организуют и сами оценивают проведенное дело. Здесь важно упомянуть, что делом может считаться только такая работа или событие, в которых заложена общечеловеческая ценность Заботы. Общее дело или событие, в котором содержится глубокий смысл заботы «о себе, о ближних, о дальних» действительно можно назвать КТД.

Четвертым принципиальным положением КТД можно считать ее разновозрастной характер. Это положение было разработано А.С. Макаренко, который в этом плане исходил из того, что взаимовоспитание и взаимообучение разновозрастных детей в многодетных семьях было намного эффективнее воспитательных воздействий родителей на своего единственного ребенка. Здесь «срабатывают» разнообразные психологические механизмы: приятие «ближней взрослости» в лице старших братьев и сестер, отторжение «дальней взрослости» в лице родителей и педагогов, потребность в подражании старшим и защите младших. В разновозрастном взаимодействии и общении, как говорил А.С. Макаренко, осуществляется закон «преемственности поколений», обеспечивающий более успешное развитие и саморазвитие детей. В методике КТД предпочтение отдают не классным коллективам, а временным группам детей различных классов и параллелей, которые «сплачиваются» вокруг очередного дела или события.

Пятым принципиальным положением КТД является его технологичность. Технология коллективной творческой деятельности (дела) представлена в заключительной лекции курса «Современные концепции и технологии воспитания».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!