Снегурочка в музыкальном искусстве. Исследовательская работа "Кто она, Снегурочка?". Сказки, мифы и легенды о Снегурочке

Проект по искусству на тему: «Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе» Цель проекта Показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского народа. Образ снегурочки в русском искусстве В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (создание – 1882г) «Снегурочка». Художественный фильм. «Снегурочка». Художественный фильм. (создание – 1968 г.) Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет женских персонажей, с такими же чертами характера, как и у Снегурочки, да еще имеющего «мужского» напарника, такого как Дед Мороз. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет женских персонажей, с такими же чертами характера, как и у Снегурочки, да еще имеющего «мужского» напарника, такого как Дед Мороз. Образ Снегурочки в изобразительном искусстве

Васнецов Виктор Михайлович «Снегурочка»

Рерих Николай Константинович «Снегурочка» Эскиз костюма

Кондюрина Наталья «Снегурочка»

Илья Глазунов «Снегурочка» Илья Глазунов «Снегурочка» Малкус Марина Иллюстрации к сказке «Снегурочка» Малкус Марина Иллюстрации к сказке «Снегурочка» Спасибо за внимание!!!

Слайд 2

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; Пьеса для театра А.Н.Островского “Снегурочка”; Музыка П.И.Чайковского к одноимённому спектаклю; Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова; Образы сказки в изобразительном искусстве; Кинофильмы и мультфильмы;

Слайд 3

Истоки образа снегурочки в языческой культуре славян

Снегурочка – это русский новогодний персонаж, внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью Мороза и Древней Снежной Царицы. Сам по себе образ Снегурочки удивителен и уникален для русской культуры, а история образа Снегурочки в языческой культуре славян начинается ещё в дохристианской мифологии, когда славяне верили в многобожье. На севере на Руси был обычай зимой строить фигуры из льда и снега. В старинных приданиях очень часто встречается упоминание об одной ожившей ледяной скульптуре молодой красивой девушки. Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет, а весной отправляется в лес с подружками по ягоды и теряется, либо прыгает через костей и тает. Так в нашем фольклоре и появилась Снегурочка. Последний вариант более правдоподобен, так как в древней мифологии существует миф, который гласит, что многие духи погибают при смене сезона, как злые, так и добрые. Снегурочка, как один из сезонных персонажей, решается пригнуть через костер, но она сделана изо льда и поэтому тает. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета.

Слайд 4

Пьеса для театра А.Н.Островского “Снегурочка”

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».

Слайд 5

Музыка П.И. Чайковского к одноимённому спектаклю

Среди немногих работ Чайковского для драматического театра особое место занимает музыка к «Снегурочке» Островского, поставленной в Большом театре весной 1873 года. «Весенняя сказочка» любимого им драматурга пленила композитора поэтичностью образов, глубоким и тонким проникновением в дух народных русских обычаев и поверий, и он с увлечением взялся за предложенную ему работу. Известную роль в этом могла сыграть сюжетная близость пьесы к написанной Чайковским незадолго до этого опере «Ундина», неудачная судьба которой доставила ему большое огорчение. Некоторые фрагменты музыки «Снегурочки» были взяты из этой несостоявшейся оперы.

Слайд 6

Образы сказки “Снегурочка” в изобразительном искусстве

Сделать эскизы к театральной постановке известного художника В. М. Васнецова попросил меценат Савва Мамонтов. Его дочь – Александра Мамонтова – послужила «натурой» для васнецовской Снегурочки. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях. Вот её и запечатлел в образе Снегурочке В. М. Васнецов. Сказочную красавицу рисовали и другие художники. На эскизах и картинах Михаила Врубеля в образе Снегурочке его жена – Н. И. Забела-Врубель, известная русская певица, исполнительница партии Снегурочке в одноименной опере. Четыре раза обращался Николай Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.Так и сложился внешний вид Снегурочки благодаря трем великим художникам: В. М. Васнецову, М. А. Врубелю и Н. К. Рериху. В.М.Васнецов М.Врубель Н.К. Рерих

Слайд 7

Кинофильмы и мультфильмы “Снегурочка”

«Снегурочка» (1952) - мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Заканчивается зима и Дед Мороз собирается на север. Что же делать с дочкой Снегурочкой? Её ледяное сердце никогда не знало ни простых человеческих радостей, ни любви, но однажды она услышала песни Леля и захотела остаться в Берендеевом царстве. И просить свою мать - красавицу Весну - растопить её сердце... «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010) - первый художественный фильм режиссера Татьяны Петровой по сценарию Ольги и Олега Давыдовых. В старинной русской деревне появляется девушка Снегурочка, сошедшая с небес в Рождественскую ночь по молитвам бездетных стариков. Пораженные чудесным появлением прекрасной девушки с волшебным голосом, односельчане поначалу принимают ее, как Божий дар с искренней радостью, и окружают заботой и любовью. Староста: «Мы решили всем селом: -Заходи к нам в каждый дом. В каждом доме в час любой будешь гостьей дорогой!». Но недолго радуется Снегурочка общению с людьми. Уже на Пасху людская зависть окружает ее сплетнями и толкает на костер.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга « Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве » Харитонова Светлана Валерьевна Санкт-Петербург

Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Снегурочка является не обрядовым, а чисто фольклорным персонажем. Встречается в сказаниях в образе девочки - внучки, сделанной из снега бездетными стариком со старухой и ожившей.

Образы сказки «Снегурочка» в русском изобразительном искусстве и сценографии Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты. Меценат Савва Мамонтов поставил по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» спектакль на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. В. Васнецов. Эскизы декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

Виктор Васнецов Снегурочка (1885) Лель

Виктор Васнецов Снегурочка (1899 г.) Холст, масло

Михаил Врубель Снегурочка (1890-е). Холст, масло

Михаил Врубель создал целую серию скульптур в технике майолики Весна Лель Царь Берендей

Николай Рерих Снегурочка (1912)

Николай Рерих Снегурочка и Лель (1921)

Николай Рерих Эскиз к опере «Снегурочка». Урочище

Константин Коровин Снегурочка

Константин Коровин Эскизы костюмов к опере «Снегурочка»

Борис Кустодиев Берендеевка. Эскиз к спектаклю по пьесе Островского «Снегурочка» (1918)

Иван Билибин Слободка Бeрeндeeвка. Эскиз декорации к 1-му действию оперы H.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Иван Билибин У царя Бeрeндeя. Эскиз декорации ко 2-му действию оперы H.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Борис Зворыкин Снегурочка

Борис Зворыкин Снегурочка входит в дом

Герои сказки «Снегурочка» в русской лаковой миниатюре В коллекции произведений декоративно-прикладного искусства хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюра. Старейшим центром русской лаковой миниатюрной живописи является село Федоскино, расположенное в тридцати пяти километрах от Москвы.

Федоскино

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок расширяет межпредметные связи уроков истории, истории Санкт- Петербурга, изобразительного искусства, технологии. На базе школьного курса создает условия для реализации полноцен...

Выступление на педсовете "ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"

Представляю материал для своего выступления на педагогическом совете МОУ лицея №10. Тема обсуждения - создание благополучной среды для форирования культуры здорового образа жизни лицеистов.Тема моего...


Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).


Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…» Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…»


В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила.


Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок.


Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.


Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.


В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.


В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д.


Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.


Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку.

ученица 8 класса Долгачёва Юлия Егораева Е. Н. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медаевская ООШ Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Мини-исследовательский проект

«Полна чудес могучая природа.

Образы Снегурочки в изобразительном искусстве»

Выполнила:

Руководитель:

Цель проекта:
  • Изучить и рассмотреть творчество известных русских художников, которые в своих произведениях представили образ Снегурочки
«Снегурочка» в изобразительном искусстве Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском союзе, после официального разрешения празднования Нового года. На ранних советских изображениях Снегурочка изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее. Снегурочка имеет вид прекрасной беловолосой девушки. Одета Снегурочка в бело-голубую одежду с меховой опушкой и кокошник. Многие художники обращались в своём творчестве к образу Снегурочки такие как В. Васнецов, Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель и другие. Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов-русский художник. Родился 3 мая 1848 года в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Рос в крайней бедности. Учился в семинарии, затем уехал в Петербург и, поступив в Академию Художеств, был настолько уверен, что его не примут, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе и только после этого стал студентом Академии, которую посещал с 1868-1875 гг., но оставил её, не закончив полного курса.

Васнецов Виктор Михайлович

«Снегурочка»

Николай Константинович Рерих
  • Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир .

Н. Рерих

«Лель и Снегурочка»

Н. Рерих

«Снегурочка»

Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.

Михаил Александрович Врубель

«Снегурочка»

Коровин Константин Алексеевич Константин Алексеевич Коровин (1861 -1939) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Константин Алексеевич Коровин

«Снегурочка»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!