История появления гитары. История развития электрогитары. Дальнейшее развитие музыкального инструмента "гитара"

Многие историки по-разному описывают историю происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.

Рождением гитары как современного инструмента можно считать появление классической испанской гитары — национального испанского инструмента.

Но её появлению в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят в глубь истории. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент.

Так, если на лук натянуть не одну тетиву, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого ими звука.

Вероятно, именно такой вид имел древнейший музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской или египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали «предками» гитары. В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

В 13 веке гитара была уже широко известна в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев.

На юге Пиренейского полуострова сложилось два типа гитар - латинская и мавританская, с характерным для каждого типа способом звукоизвлечения.

При игре на латинской или римской кифаре использовался приём punteado, то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской кифаре — приём rasgeado, то есть «бряцание» по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком — punteado стала основой классической школы. При этом добавились ногтевой и пальцевый способы звукоизвлечения для правой руки, игра с опорой — apoiando и без опоры — tirando на струну после щипка. В свою очередь, игра приёмом rasgeado стала основой испанского стиля исполнения , а звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилось в современной игре медиаторами. Мавританская гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса X. Латинская же — нашла своих «поклонников» в лице менестрелей.

На рубеже XV — XV1 веков, к моменту проникновения в другие европейские страны гитара имела пять струн и квартовый строй, как и родственная ей лютня. В Германии или Италии была добавлена шестая струна и гитара приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным музыкальным инструментом с широкими возможностями. Это время мы и будем считать точкой отсчёта истории современной гитары. На тот момент уже существовали параллельно с испанской классической гитарой и другие её разновидности, исходя из географического расположения и особенностей культурного развития.

Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 — 14 струнами (более правильное название — цистра).

Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной , имеет глубокий корпус и 4 металлические струны; играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука.

В России на рубеже 19 — 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. В итоге универсальность испанской гитары стала неоспоримой.

С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.

Особым этапом в развитии гитары, стало появление . Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты получили возможность максимально точно приблизить к желаемому результату.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы

История происхождения современной гитары, которую мы видим сейчас, восходит к глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, распространенные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько тысячелетий назад. Одними из представителей которых являются египетская кифара, набла, вина, киннора и др. - древние инструменты с резонирующим корпусом и шейкой.

Эти инструменты имели округлый пустотелый корпус, который обычно изготавливался из цельных кусков древесины, либо высушенной тыквы или панцерей черепах.
Появление верхней, нижней деки и обечайки было зафиксировано значительно позже.
В первые века новой эры был популярен инструмент лютня- ближайший родственник гитары. Само название "лютня" происходит от арабского "эль-дау" - "деревянный, благозвучный". Слово же «гитара» произошло от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что в переводе означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна».

До XVI века гитара была четырех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором-костяной пластинкой (некое подобие медиатору).
И лишь в XVII веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название "испанская гитара". На нее ставились двойные струны, а первая струна -"певунья" часто была одинарной.

Появление шестиструнной гитары зафиксировано во второй половине XVIII века, возможно тоже в Испании. С появлением шестой струны, все двойные были заменены на одинарные. В таком виде гитара предстает перед нами сейчас.
В этот период начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам. А за счет своих качеств и музыкальных возможностей она получает мировое признание.

Говоря о современной гитарной музыке невозможно обойти стороной одну из разновидностей гитар - электрогитару. Можно с уверенностью сказать, что это если и не самый популярный инструмент, то один из наиболее распространенных. Инструмент уникален тем, что является синтезом искусства и достижений человеческого прогресса. Но мало кто знает, что история инструмента началась почти 100 лет назад. В 20-х годах в Америке зарождается новое новаторское музыкальное течение-джаз. Возникают джазовые оркестры, состоящие из духовой секции, фортепиано, барабанов и контрабаса. К этому времени гитара зарекомендовала себя как инструмент с богатыми возможностями - имена виртуозов Джулиани, Сора, Пухоля, Тарреги и Каркасси навсегда вошли в гитарную историю. Не обошло гитару и новое течение. Однако интегрировать ее в оркестр оказалось занятием нелегким. Гитара не обладала достаточной громкостью и терялась в оркестре. Тогда возникла идея добавить громкость гитаре электрическим способом. В 1924 году инженер гитарной фабрики Gibson Ллойд Лоэр (Lloyd Loar), который в частности спроектировал гитары с вырезами в деке в виде латинской буквы f, начал экспериментировать с сенсором, преобразовывающим вибрации корпуса в электрические сигналы. Но практического применения этот способ не нашел, поскольку результат был далек от совершенства. По другой версии Лоэр на тот момент уже не являлся сотрудником Gibson, следовательно, не мог внедрить свои разработки в массовое производство. Поэтому первыми электрогитарами, появившимися на рынке в 1931 году считаются гитары производства Electro String Company, образованной Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбекером, позднее названная Rickenbacker по имени одного из создателей. Гитарами Rickenbacker пользовались в частности легендарные Битлз. Однако первая выпущенная ими гитара не имела ничего общего с более поздними моделями. У нее был круглый корпус, выполненный из алюминия (утверждается также, что первые модели были деревянные), и внешне была похожа на банджо. Музыканты в шутку называли ее «сковородка» (frying pan).

Rickenbacker frying pan- гитара-сковородка. На сегодняшний день является коллекционной редкостью.

Несмотря на растущую популярность запатентовать новый инструмент удалось лишь в 1937 году, поскольку в патентном бюро сомневались в целесообразности применения звукоснимателей. К моменту получения патента на рынке появились электрогитары других производителей. Однако на гитаре Rickenbacker был применен звукосниматель, принцип действия которого используется по сей день. Вокруг магнита намотана катушка из медной проволоки. Попадая в магнитное поле, колеблющиеся струны вырабатывают индукционный ток в катушке, который можно подать на вход усилителя звука. Для работоспособности звукоснимателей применяются стальные или никелевые струны. Популярность электрогитар в 30 годы растет. Наибольшим спросом пользуются инструменты фирмы Gibson: Gibson L-5, Gibson ES-150 и Gibson Super 400 (названая так из за своей высокой цены-400 долларов).

Гитары, популярные в 30 е годы, некоторые выпускаются и сегодня.

Некоторые современные гитары имеют ту же конструкцию, что и гитары 30-х годов, с несущественными изменениями. Гитара становится слышимой в оркестре, постепенно ее переводят из аккомпанирующих в солирующие инструменты. Мадди Уотерс (Muddy Waters) в начале 40-х годов перевернул представление о возможностях электрогитары в блюзе. Но с усиленным звуком появляются и проблемы обратной связи (feedback). Наверняка многие знают характерный неприятный свист, если поднести микрофон к динамику, на который подается усиленный сигнал с этого же микрофона. Такой же эффект наблюдается и с гитарами. Кроме того корпус гитары резонировал от звука других инструментов, что при усилении создавало нежелательные призвуки. Для устранения этого применяются несколько способов. Первое - прикрыть вырез в деке пластиковой панелью, чтобы снизить влияние звуков извне. Второе – сделать резонансный корпус меньшего размера (в частности выпущенная в 1958 году гитара Gibson ES-335 имеет корпус шириной около 4 см).

Эти два способа широко практиковались до 50-х годов. В пятидесятые наступила новая эра электрогитар - эра «доски». Трудно однозначно ответить, кому принадлежит авторство делать электрогитары из цельного куска дерева, то есть исключить резонирующий корпус вообще. Первым кандидатом считается Лестер Уильям Полфусс (Lester William Polfuss), более известный как Лес Пол (Les Paul). В молодости Лес Пол увлекался электроникой, работал на радиостанции и занимался музыкой. Свою первую гитару с цельным корпусом он сконструировал сам в 1941 году. По одной из версий, он предложил фирме Gibson начать серийное производство его модели, но руководство фирмы имело более консервативные взгляды на конструкцию гитары. Во время второй мировой войны Лес Пол был призван на службу радистом, поэтому на какое-то время отошел от музыки. В 1948 году он начал экспериментировать с наложением звука на ранее записанную фонограмму, дав определенный толчок в области звукорежиссуры. В начале 50-х руководство фирмы Gibson обратилось к нему с просьбой помочь создать гитару из цельного куска дерева. Дело в том, что в 1950 году на рынке появилась новое имя – Fender. Фирма Fender существует с 1946 года. Ее создатель-Лео Фендер (Leo Fender) был инженером электротехником, проектирующим гитарные усилители. В 1950 году его фирмой была выпущена первая гитара, получившая название Esquire, которая после ряда переименований (в частности из за запатентованного имени за легендарной моделью барабанов, выпускаемой фирмой Gretsch) стала называться Telecaster. Лео Фендер отказался от идеи производства полуакустических гитар – так в то время называли электрогитары с резонирующим корпусом. Сегодня это формулировка является не совсем точной, поскольку на рынке появились акустические гитары со звукоснимателем. Наиболее точная английская формулировка звучит как Hollow body electric guitar – электрогитара с пустотелым корпусом. В обиходе ее называют джазовая модель. Будучи прагматичным человеком, Лео Фендер решил сконцентрироваться исключительно на «электрическом» звуке гитар. Во-первых - проблема обратной связи была частично решена, во-вторых - у гитар из цельного куска дерева была более жесткая атака звука и лучший сустейн. Изначально английское слово сустейн с развитием электрогитар вошло практически во все языки. В обиходе под этим словом гитаристы подразумевают время звучания ноты, (звука или струны) от момента звукоизвлечения до момента полного затухания. В гитарах с цельным корпусом сустейн значительно выше, поскольку жесткая конструкция в меньшей степени глушит колебания струн, чем резонирующий корпус, который отнимает значительную часть их механической энергии. В пятидесятые годы нашлись как сторонники, так и противники таких гитар, но, несомненно, к новому инструменту был проявлен интерес. Лео Фендер решил не останавливаться на достигнутом. Следующие его шаги были поистине революционными. Во-первых, его детищем стала самая удачная и часто копируемая электрогитара в истории - Stratocaster. Во-вторых, он создал принципиально новый инструмент – бас гитару. В обоих случаях Фендер пытался создать более современные инструменты, исключающие недостатки выпускаемых до этого моделей. Если стратокастер был как бы продолжением истории электрогитар, то бас гитара не имела до этого аналогов. Лео Фендер шел навстречу новым течениям в музыке. Эпоха джазовых оркестров шла на убыль, наступала эра рок-н-ролла. Зачастую у многочисленных ритм и блюзовых квартетов вставал острый вопрос, – каким инструментом заполнить нижний регистр. Часто одному из гитаристов приходилось брать в руки контрабас, который требовал определенных навыков, а еще был тяжелым и громоздким. Так появилась идея создания легкого компактного инструмента, легко умещающегося на заднем сидении автомобиля. Стратокастер в свою очередь был образцом комфорта – он имел необычную форму. Вырез снизу позволял пальцам добраться до самых верхних ладов, вырез вверху был всего лишь способом сбалансировать центр тяжести так, чтобы при игре стоя гриф не перевешивал. Углы гитары были сточены и не впивались в ребра. У стратокастера было еще одно нововведение, названное Лео Фендером как «синхронизированное тремоло», о котором речь пойдет позже.

Гитары с цельным корпусом, ставшие классикой, до сих пор пользуются огромной популярностью.

Однако первые лет 10 стратокастер не пользовался той триумфальной популярностью, какую он приобрел в 70-е. Причин тут может быть несколько. Во-первых – музыканты, издавна славившиеся своей консервативностью часто предпочитали в пятидесятых «джазовые» гитары. В 60-е началась эра британской музыки. Первая половина шестидесятых принадлежит легендарным Битлз (The Beatles), Роллинг Стоунз (Rolling Stones) и Энималз (Animals). Зародившаяся в Америке музыка достигла Европы, и прежде всего Великобритании. Американские пластинки попадали с моряками в портовые города (одними из которых были Ливерпуль и Гамбург) и зарождали в них эпидемию Биг бита. Английские музыканты внесли в новое течение некий академизм, музыка, считавшаяся до этого дешевым развлечением для молодежи, стала восприниматься людьми старшего поколения. Однако рынок электрогитар в Британии отличался от американского. Крупные фирмы вроде Gibson и Rickenbacker сумели наладить поставку инструментов в Европу, Fender был не в состоянии закрепиться на этом рынке. Кроме того, европейские компании по производству гитар не могли обойти своим вниманием ажиотаж вокруг электрогитар. Многие фирмы пытались производить свои модели, в частности ранние Битлз пользовались инструментами немецкой фабрики Hofner, а Пол МакKартни (Paul McCartney) до сих пор играет на бас гитаре Hofner violin bass, купленной в начале 60-х в Гамбурге. Английский музыкант Крис Ри (Chris Rea) увековечил значение инструментов этой фабрики для британского блюза в альбомах Hofner Blue Notes и Return Of The Fabulous Hofner Bluenotes (несмотря на этот факт, фирма не смогла удержать передовые позиции на рынке).

Сэр Пол МакКартни и его знаменитый Bass Violin фирмы Hofner

Вторая половина 60-х прошла под знаменем экспериментов в области звука. Многие искажения, считавшиеся ранее помехами теперь стали художественным элементом, электрический звук начал преобразовываться при помощи эффектов до неузнаваемости. Прежде всего, музыканты начали применять перегруз, дающий характерный «жужжащий» звук. Этим в частности так же можно объяснить малый интерес к стратокастерам. Дело в том, что на них в качестве звукоснимателей стояли три сингла, дававшие более слабый сигнал по сравнению с хамбакерами, стоявшими на многих других гитарах (о типах датчиков речь пойдет позже). Более мощный выходной сигнал хамбакеров вел себя интереснее на перегруженном звуке. Это привело к зарождению нового стиля - тяжелого рока. Яркими представителями «нового звука» конца 60-х является группа Ярдбердз (Yardbirds), в составе которых успели поиграть Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джефф Бек (Jeff Beck) и Джимми Пейдж (Jimmy Page). Большой популярности стратокастеров способствовал легендарный гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс (Jimmi Hendrix), изменивший представление о возможностях гитары в рок музыке. После его выступления на фестивале Вудсток к стратокастерам проявился повышенный интерес. Многие гитаристы перешли на эту модель. Перечислять всех музыкантов, использующих стратокастер бессмысленно - список получится очень длинным. Достаточно назвать самых ярких из них - Эрика Клэптона, Джеффа Бека, Ричи Блэкмора (Richie Blackmore), Рори Галлагхера (Rory Gallagher), Дэвида Гилмора (David Gilmore), Марка Нопфлера (Mark Knopfler) и Стиви Рэй Вогана (Stivie Ray Vaughan). Каждый из этих гитаристов мастер своего дела, у каждого индивидуальная манера игры и каждый работал в своем жанре. Видимо это и родило легенду об универсальности стратокастеров, гитарах, на которых можно сыграть любую музыку, от джаза до тяжелого металла. На этом, пожалуй, можно закончить историю развития электрогитар. Как инструмент электрогитара сформировалась окончательно в 70-х. В восьмидесятые в США появились несколько новых корпораций по выпуску гитар - Jackson, Hamer, Kramer, B C Rich. На этих фабриках за основу брались инструменты, предложенные в свое время более старыми фирмами, и совершенствовались. Так, к примеру, на рынке появился «суперстрат» - гитара по форме напоминающая стратокастер, но зачастую имеющая более удобный доступ к последним ладам, количество ладов на гитарах увеличилось до 24 (в отдельных случаях и до 30-например у Ульриха Рота, бывшего участника Scorpions), применялись различные конфигурации включения звукоснимателей.

Гитару Ibanez SA вполне можно отнести к разряду усовершенствованных стратокастеров-Superstrat.

Иногда гитарам придавалась своеобразная форма, которая никак не влияла на звук, но эффектно смотрелась на сцене - например Gibson Explorer или Gibson Flying V. Порой гитары делали на заказ, с корпусом в виде американского флага, дракона, или топора викингов. Удобство игры на таких гитарах не всегда принималось во внимание и было понятием субъективным.

Форма гитары стала художественным элементом для концертного шоу.


Jay Turser "SHARK" гитара, купленная Владимиром Холстининым (Ария) для коллекции ради шутки.

Нередко встречаются семи и восьмиструнные гитары. В это же время на мировой рынок вышли японские предприятия. Джек Брюс (Jack Bruce), работавший с Эриком Клэптоном в трио Cream, вспоминает, как впервые взял в руки японскую бас гитару в конце 60-х: «Это был самый ужасный инструмент, который никак не звучал». Сегодня продукцией японских фирм ESP и Ibanez с удовольствием пользуются профессиональные музыканты. Трудно предположить тенденцию развития инструмента на ближайшее будущее, но в настоящем электрогитара уже стала вполне классическим инструментом.

Иногда гитаристам не хватает диапазона. Семи и восьмиструнные гитары Ibanez RG Prestige.

Статью подготовил Леонид Рейнгардт (Германия)

Гитара - это старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. В наше время гитара является одним из самых распространённых и популярных музыкальных инструментов во всём мире.

Сегодня можно насчитать более семи видов различных гитар, каждый из которых обладает своей историей, звуком и особенностями. Гитару используют в подавляющем большинстве жанров современной музыке благодаря широкому спектру звучания и возможностям этого инструмента. История создания гитары как музыкального инструмента захватываем века и целые эпохи. Давайте кратко опишем процесс возникновения гитары.

История и происхождение гитары

Происхождение гитары имеет множество различных корней. Предки современных гитар появились ещё во 2-м тысячелетии до нашей эры и находят отголоски практически во всех мировых культурах. Один из самых древних родственников гитары - шумеро-вавилонский инструмент "киннор " (на изображении справа). Он также является прямым родственником еврейского псалтерия или псалтири (в Ветхом Завете Библии есть много упоминаний о гуслях и псалтири - десятиструнном инструменте, на котором царь Давид исполнял свои псалмы).
В Египте и Индии были известны ситар, набла, цитра, вина . В Древней Руси были широко распространены гусли. В Древней Греции и Риме играли на кифаре . В Китае в 3-4 веках нашей эры появились струнные инструменты жуань и юэцинь .

Японские изобретения понравились европейцам, которые также начали экспериментировать со струнными музыкальными инструментами. На формирование облика и характеристик современных гитар повлияли европейские инструменты 6-го века: мавританские и латинские гитары. Позже в 15-16 веках появилась виуэла , которая больше всего похожа на современную классическую гитару.

Происхождение слова "гитара"

Вероятно, самым ранним "предком" слова "гитара" стали древнеегипетская "ситра" и индийский "ситар". В Древней Греции и Риме образовалась "кифара", которая перекочевала потом в Европу как латинское "cithara" (читарра). Отсюда пошли современные слова: "guitarra" (исп.), "guitare" (фр.), "guitar" (англ.) и т.п... В разных языках это слово звучит почти одинаково, что говорит об общих корнях и о конечном его оформлении в средневековой Европе.


Дальнейшее развитие музыкального инструмента "гитара"

В 15-м веке в Испании изобретают струнный инструмент с пятью спаренными струнами, которая так и называлась - испанская гитара. ОТ современной гитары её отличал также вытянутый корпус и небольшая мензура. Конечное оформление испанская гитара обретает в 18 веке всё в той же стране. Музыкальный инструмент гитара получил всеевропейское распространение и множество произведений от великих композиторов. Сегодня этот инструмент всё так же популярен и называется классическая гитара .

Классическая гитара попала в Россию в 18 веке и претерпела у нас на родине небольшие изменения. Самое основное: добавилась одна струна и изменился строй гитары. Всё это привело к созданию отдельного вида - русской семиструнной гитары . Она была весьма популярна вплоть до середины 20-го века, но после 2-й мировой войны её влияние ослабло, а в России чаще стали играть на классической шестиструнной гитаре.

Во второй половине 19-го века на первое место в музыке вышло фортепиано, которое на время затмило гитарное первенство. Но 20-й век стал настоящим триумфом для гитары. Её популярность возросла и стала глобальной благодаря возникновению электрогитары и других новых видов.

Электрогитара

Открытие и внедрение электричества в жизнь человека повлияло и на гитару. Идея снятия звука через магнитные датчики и усиления его через колонки возникла у Адольфа Рикенбекера, а первая электрогитара была запатентована в 1936 году. В 50-х годах 20-го века Лестер Уильям Полфусс (знаменитый Лес Пол) представил первую цельнокорпусную электрогитару (без полостей в корпусе). Электрогитара оказала мощнейшее влияние на современную музыку и даже породила несколько новых жанров (рок-н-ролл, рок, металл...).

Американская акустическая гитара

Развитие американской культуры и музыки привели к возникновению отдельного вида акустической гитары - эстрадной / американской / неклассической. Американцы видоизменили классическую гитару: поменяли струны на металлические, сузили гриф и изменили форму корпуса (варианты разные, но все в основном в сторону увеличения). В гриф они вставили анкерный стержень для регулирования прогиба. Эстрадная американская гитара стала родоначальницей жанров "кантри", "блюграсс" и некоторых других. В зависимости от формы корпуса эти гитары называются также

Один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая - чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута - тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная - 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна - нота «ми » первой октавы (e1)
2-я струна - нота «си » малой октавы (h)
3-я струна - нота «соль » малой октавы (g)
4-я струна - нота «ре » малой октавы (d)
5-я струна - нота «ля » большой октавы (A)
6-я струна - нота «ми » большой октавы (E)

Техника игры на гитаре

При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, поднятым до 45 градусов) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутом через плечо.

Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук - зажимают струны правой рукой, извлекают звук - левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок - гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо - с опорой на соседнюю струну и тирандо - без опоры.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется удар. Также распространено название «бой».

Медиатор

Щипок и удар могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого «плектр» (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твердого материала - кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на .

Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при ее резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения называется «тэппинг». При игре тэппингом звукоизвлечение может осуществляться обеими руками.

Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется «открытая».

Большое баррэ

Струны зажимаются подушечками пальцев, таким образом, одним пальцем гитарист имеет возможность зажать одну струну на одном ладу (однако существуют аккорды, в которых, помимо большого баррэ, зажатого первым пальцем, необходимо зажать на одном ладу две струны вторым пальцем). Исключением является указательный палец (а иногда и другие пальцы), который можно «положить» на гриф «плашмя» и зажать таким образом сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ».

Различают большое баррэ (полное баррэ), когда гитарист зажимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда гитарист зажимает меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время применения баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах.

Приёмы

Кроме описаной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

Арпеджио (перебор) - последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.

Арпеджиато - очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах.

Тремоло - очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.

Легато - слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.

Восходящее легато - уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться.

Нисходящее легато - палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом.

Бенд (подтяжка) - повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.

Вибрато - периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато - последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту.

Глиссандо - плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами расположенными на одной струне и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.

Стаккато - Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой.

Тамбурин - перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.

Гольпе - еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке , во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко.

Флажолет - заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

История

Происхождение

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV - XVI веках появился инструмент , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. - семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: « » в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII-начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название « ».

В течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

Видео: Гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Акустическая гитара:

Классическая гитара:

Семиструнная (русская) гитара:

Электрогитара:

Бас-гитара:

Баритон-гитара:

Гитара Уорра:

Стик Чапмена:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!