Внешние эффекты как провал рынка. Понятие провалов рынка. Контрольные вопросы для самопроверки

Провалы фиаско рынка: в случае рыночной власти при существовании внешних эффектов при производстве общественных благ в случае ассиметричной информации. Способы решения проблем внешних эффектов: Интернализация внешних эффектов. а Например если для устранения отрицательных внешних эффектов государство введет сдерживающий налог в размере предельных внешних издержек то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Билет 19, 27

Провалы, или фиаско рынка. Внешние эффекты и рынок.

Провалами, или фиаско, рынка называют такие случаи, когда происходит неэффективное распределение (или аллокация) ресурсов. Рынок терпит фиаско = цена не отражает всех издержек, либо рынок не может произвести каких-либо благ.

Провалы (фиаско) рынка:

  1. в случае рыночной власти
  2. при существовании внешних эффектов
  3. при производстве общественных благ
  4. в случае ассиметричной информации.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от производства или потребления каких-либо благ для третьих лиц, не участвующих в сделке.

Экстерналии нарушают работу рыночного механизма.

Условия достижения общественно эффективного объема выпуска :

MSU = MSC ,

где MSU – предельная общественная полезность,

а MSC – предельные общественные издержки.

Отрицательные экстерналии порождают на конкурентном рынке перепроизводство, а положительные – недопроизводство.

Способы решения проблем внешних эффектов:

  1. Интернализация внешних эффектов . При и-и внешние эффекты становятся внутренними.

а) Например, если для устранения отрицательных внешних эффектов государство введет сдерживающий налог в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным.

б) Чтобы интернализировать положительные внешние эффекты, государство использует стимулирующие субсидии.

  1. Теорема Коуза

Если права собственности на ресурсы будут четко определены и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав.

Общественные блага – это неделимые блага коллективного пользования.

Свойства общественных благ:

  1. неисключаемость из потребления (сам характер чистого общественного блага таков, что нельзя отделить плательщиков от неплательщиков);
  2. неконкурентность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности данного блага для остальных, следовательно, предельные издержки предоставления = 0).

Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами .

Проблема «безбилетника» -- бесплатное пользование благом, за которое следовало бы заплатить. Рынок не рассчитан на решение проблемы безб-а, т.к. не обладает такими механизмами, которые способны отделить плательщика от неплательщика.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9244. Фиаско (дефекты, провалы) рынка 23.78 KB
Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.
18770. Провалы рынка: теории провалов рынка и роль государства в рыночной экономике 117.97 KB
Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления
7224. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ПРОВАЛЫ РЫНКА 27.48 KB
Важной концепцией объясняющей необходимость существования общественного сектора прежде всего государственного сектора и социально-экономическую роль государства в условиях рыночной экономики является теория провалов рынка и общественного блага. Виды микроэкономических провалов рынка: наличие монополий информационная асимметрия внешние и внутренние эффекты общественные блага.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг которые...
3153. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования. Предоставление общественных благ государством и проблема «безбилетника» 4.91 KB
Провалы фиаско рынка: в случае рыночной власти при существовании внешних эффектов при производстве общественных благ в случае ассиметричной информации. Способы решения проблем внешних эффектов: Интернализация внешних эффектов. а Например если для устранения отрицательных внешних эффектов государство введет сдерживающий налог в размере предельных внешних издержек то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным.
2344. Целевой рынок и сегментация рынка. Дистанционная торговля 17.97 KB
Тут на помощь приходит метод сегментации рынка то есть разделение неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов что позволяет в свою очередь выделить группы клиентов с близкими или идентичными интересами и потребностями. В России дистанционная торговля развивалась потому что для такой огромной страны это логично. Имеются сведения что в 1913 году каждый третий житель России а это 9 млн. евро что на 42 больше чем в 2006 году без учета интернетторговли.
19998. Инновационная деятельность: понятие и виды инновационной сферы (рынок новаций, рынок инноваций, рынок инвестиций) 14.74 KB
Инновационная деятельность деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции товаров услуг совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. К разновидностям основных видов инновационной деятельности относятся: а подготовка и организация производства охватывающие приобретение производственного оборудования и...
12983. Финансовый рынок России. Ключевые сегменты финансового рынка России 551.67 KB
Сущность финансового рынка и его структура. Структура и участники финансового рынка. Государственное регулирование финансового рынка. Особенности функционирования ключевых сегментов финансового рынка РФ анализ.
7940. Рынок недвижимости. Инфраструктура рынка недвижимости 12.93 KB
Инфраструктура рынка недвижимости. Рынок недвижимости совокупность отношений которые создаются вокруг операций с объектами недвижимости. Рынок недвижимости это определенная сфера вложения денежных средств в систему экономических отношений которые возникают при сделках с недвижимостью и в объекты недвижимости.
9245. Фиаско государства 13.48 KB
Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек с которыми связано действие рыночного механизма. Государство финансирует производство общественных благ из бюджетных средств. Кроме того есть блага которые по определению не относятся к общественным но изза неспособности рынка обеспечить их производство государство берет на себя их финансирование.
19579. 760.57 KB
Общепризнанно, что одним из ключевых факторов успеха компании на рынке является своевременное получение достоверной и полной информации об изменениях во внешней среде, а также ее эффективный анализ и правильная интерпретация. В течение последних лет из-за высокой скорости изменений в окружающем мире объем информации, требующей сбора и анализа, стремительно увеличивается. Периодические издания, телеканалы, радиостанции, информационные агентства, интернет-ресурсы ежедневно сообщают тысячи самых разнообразных фактов

Внешние эффекты (именно это проявление фиаско рынка подробно рассматривается в данной работе) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы, то есть отсутствуют установленные права собственности на ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производству бетона).

По особенностям возникновения разделяют потребительские, технологические или денежные внешние эффекты.

Потребительская экстерналия - это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека

Примером потребительской экстерналии является шумовой загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому.

Технологический внешний эффект - экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента.

Примерами технологической экстерналии могут быть классические примеры с пчелами (позитивный технологических внешний эффект) и потравой посевов (отрицательный) технологический внешний эффект.

Денежный внешний эффект - экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента

Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы. Данная ситуация может быть интерпретирована в терминах многосторонней денежной экстерналии. В условиях конкуренции ни одна из фирм не обладает исключительным правом устанавливать на свой продукт цену, которая была бы единственным ориентиром для потребителей. В результате решения конкурентов в пределах тех прав, которыми они обладают, оказывают побочное влияние на величину дохода данного производителя посредством воздействия на условия спроса на товар (услугу) данного производителя.

В зависимости от того, какое отношение возникающий внешний эффект имеет к сторонам, заключающим контракт по поводу обмена правами собственности на соответствующий товар, можно выделить внутреннюю и внешнюю экстерналии.

Внешние экстерналии - такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отношению к группе субъектов, участвующих в контракте

Внутренние экстерналии - такие эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам. В каком случае эта ситуация является провалом рынка и в чем заключается этот провал? Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Рассмотрим следующий пример. Пусть благо X производится в условиях совершенной конкуренции. Каждое выпускающее его предприятие находится в равновесии, когда

Здесь MCX ? частные предельные затраты производства блага X, не включающие затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта, связанного с производством или потреблением данного товара. Эти затраты несет не производитель товара X, а его потребители (промежуточные или конечные), поэтому для него это внешние затраты. Сумма частных и внешних предельных затрат представляет предельные общественные затраты, MSCX, которые приходится нести обществу в связи с выпуском товара X:

MSCX = MCX + MECX

Очевидно, что при выполнении прибылемаксимизирующего условия

Если производство какого-либо другого товара Y не сопровождается внешними затратами (или выгодами), то для него прибылемаксимизирующим условием будет

Сопоставив формулы PX < MSCX и PY = MCY = MSCY, легко увидеть, что если производство X сопровождается внешними затратами, а производство Y ? нет, то в условиях конкурентного равновесия имеет место

MRSXY = PX/PY = (MCX + MECX)/MCY = MRPTXY

или MRPTXY > MRSXY,

что противоречит условию Парето-эффективности структуры выпуска.

Как видно на рис. 1, блага X производится в этом случае слишком много, его прибылемаксимизирующий выпуск составит q"X. С учетом же внешних затрат он должен бы быть много меньше? q*X. Использовав аналогичные рассуждения, вы можете убедиться в том, что выпуск блага X будет меньше общественно оптимального уровня, если MCX > MSCX.

Рисунок 1. Частные и общественные предельные затраты

Как следует из рис. 1, излишек производителя блага X при выпуске его в объеме q"X равен сумме площадей А, В, С. Однако с точки зрения общества он должен быть меньше на величину внешних затрат. Последнюю можно представить как сумму площадей Е и F либо, что то же самое, как сумму площадей В, С, D. Таким образом, общественный излишек составит

SS = (A + B + C) v (B + C + D) = A v D,

что меньше частного излишка производителя блага X (А + В + С).

Если бы выпуск блага X удалось ограничить объемом q*X, частный и общественный излишек был бы одинаков и равнялся площади А.

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

    монополия;

    несовершенная (асимметричная) информация;

    внешние эффекты;

    производство общественных благ.

1. Наличие монополий,

прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции произ­водителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость:

Гос вме­шательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

Гос регулирования и контроля цен, объ­ема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать су­щественным улучшениям. Во многих случаях это достигается с по­мощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматри­вают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль обще­ственного сектора сводится к деятельности законодательных и пра­воохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Приме­ром может служить городской водопровод. Подвести к домам и квар­тирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водо­проводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов го­рода. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

В основе естественной монополии лежит экономия, обусловлен­ная масштабом производства. Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентра­ция экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или пре­вышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.

2. Другой вид провалов рынка - информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) эко­номических благ.

Она характеризуется преимущест­вом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Осо­бое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образова­ния, где без вмешательства государства может привести к оппор­тунистическому поведению производителей и значительному ущербу для потребителей.

Например, навязыванию пациентам врачами дополнительных услуг вплоть до излишних дорогосто­ящих операций при наличии альтернативных методов лечения заболеваний.

Существуют также отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потреби­телей, например страхование, где ущерб может быть нанесен не­достаточно информированному страховщику при заниженном уровне оценке риска клиента и установлении заниженного уровня страховой премии (взноса), например в страховании жизни и здо­ровья населения.

Данный вид провалов рынка также требует вмешательства го­сударства, в частности наличия государственного и муниципаль­ного сектора в образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование соответствующих видов деятельности, аккреди­тация учреждений и др.).

Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономи­кой является участие государства в формировании информацион­ной инфраструктуры рынка. Распространение информации, не­обходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эф­фекты.

Информационная асимметрия более характерна для отраслей сферы услуг, чем для производства товаров, поскольку купля-про­дажа услуги, обладающей свойством неосязаемости, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать ре­шение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкрет­ные полезные свойства. Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других провалов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что обществен­ный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заин­тересованных граждан.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или вы­годы (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хо­зяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно поль­зуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооруже­ний.

Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решать­ся на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обыч­но достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесооб­разнее затрачивать ресурсы государства не на создание громозд­ких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровож­дающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства опреде­ляется спецификой конкретной ситуации и практической целе­сообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные вари­анты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загряз­нения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производите­лями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образо­вания, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для по­требителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сто­рон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести эко­номический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь осно­вой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

Чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

Смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Общественное благо характеризуется двумя свойствами - не­конкурентностью (неизбирательностью) и неисключаемостью.

1. Неконкурентность означает, что потребление общественного бла­га одним человеком не уменьшает его доступность для других. Та­кое благо неконкурентно и неизбирательно, так как оно потребля­ется коллективно и предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю; следовательно, нецелесообразно назна­чать плату за его потребление. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2. Неисключаемость означает, что технически невозможно огра­ничить потребление общественных благ или такое ограничение экономически нецелесообразно из-за неприемлемо высоких затрат на предотвращение бесплатного доступа к общественному благу дополнительного потребителя, или на введение механизма его платности. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

Блага, которым присущи оба свойства в полном объеме, назы­ваются чистыми общественными благами. К ним относятся нацио­нальная оборона, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, законодательство. На практике только небольшое число экономических благ относится к чистым общественным благам. Большинство общественных благ представляют собой смешанные общественные блага, где одно из их базовых свойств (неконкурент­ность или неисключаемость) проявляется слабо или отсутствует.

Провалы рынка – это такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать не оптимальное, или нежелательное для общества экономические решения, т.е. когда рыночные механизмы направляют деятельность фирм или независимых предпринимателей в выгодное субъективно для них направление, но не оптимальное для всего общества.

Важно!!! Такие решения – это не результат ошибок субъектов рынка или посторонних причин, а результат действий самого рынка.

Обычно выделяют следующие провалы рынка:

1.тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монополистического контроля над рынками. Конкурентная среда может привести к образованию олигополий или монополий. Рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих монополизации рынка. Отсюда возникает потребность в антимонопольном законодательстве и регулировании.

2. неравномерность распространения информации в экономической среде. Продавец обладает значительно большим информацией о своем продукте, чем покупатель. Такое явление получило название – ассиметричность информации. Затраты для получения информации доступны не всем участникам рынка. Эти затраты являются одним из главных видов транзакционных издержек. Признание затратности передачи и получения информации это одно из главных отличий современной экономической теории от неоклассических доктрин. Величина прибыли зависит не только от ресурсных …

На общественные блага не действует принцип исключительности, т.е. потребление блага одним из членов общества не уменьшает способность других пользоваться этим благом.

Сам рынок не в состоянии..,поскольку очень сложно измерить полезность, получаемую каждым членом общества при потреблении общественного блага. Соответственно невозможно определить сколько должен платить каждый за пользование общественным благом. Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов…. Рынок нейтральный и распределяем блага.

Новые доходы..результатом

Для рыночной системы характерна тенденция, концентрация богатства на одном полюсе… не противоречит принципам рынка, если оно происходит

5.Особое место занимает неспособность рынка …Экстерналиии- это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц..Экстерналии не являются результатом видом деятельности тех,

(че то пропустили)

Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в госуправленческой или производственной структуры

Основные экономические функции государства:

1. Производство общественных благ.

2. Регулирование деятельности естественных монополий – это сфера экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются с ростом объема предложения товаров и услуг, т.е. чем больше производится товаров, тем ниже издержки производства единицы продукции и соответственно цена.



В США гос-во контролирует цены на эти продукции.

Самые распространенные цены.

Налоговое выравнивание доходов.

Поддержание макроэкономической стабильности – деятельность государства направленная на ликвидацию инфляции, безработицы, экономического кризиса.

Экономический цикл – подъем, пик, падение, кризис, топтание

Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов используемых производственных ресурсов на основе уже существующей технологии. Через экстенсивный тип экономического роста прошли практически все государства, в частности, в период индустриализации, когда создавались основы современной экономики.

Интенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов, выпускаемой продукции, предполагает увеличение продукции за счет улучшения использования существующих ресурсов уже имеющихся ресурсов. Можно сказать что экстенсивный тип делает упор на количественные факторы, а интенсивный тип на качественные факторы.

Совершенствование технологии предполагает повышение производительности труда, ресурса и энергосбережения. Строго говоря, на практике не существует чисто экстенсивного или чисто интенсивного типа экономического роста. В реальной жизни существует тесное взаимодействие различный факторов, в частности, более корректно будет говорить о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типе экономического роста.

В Советском Союзе в большая часть его истории господствовал приемущественно экстенсивный. В период индустриализации в торговый оборот было вовлечено огромное количество ресурсо и трудовой силы за счет экономических ресурсов, за счет различных ресурсов и сельких жителей.

Как известно, Советский Союз обладал огромным количеством природных ресурсов и до определенного времени (примерно до начала 70х годов) большими ресурсами рабочей силы. Однако, начиная с этого периода все более острой становится проблема нехватки рабочей силы.

В развитых странах Запада начинается более(начиная со второй половины 20 века) начинается переход на преимущественно интенсивный тип экономического роста. Это выражалось в создании новых отраслей промышленности, таких как электронная, и переход на все более совершенные технологии. В массовом порядке происходила модернизация и реконструкция производства, в результате чего, практически при тех же объемах производственных ресурсах, прежде всего за счет производительности труда, происходило резкое увеличение производимой продукции.

В Советском Союзе много говорилось о необходимости такого же перехода от экстенсивного к интенсивному типу. Но на практике мы продолжали развиваться по экстенсивному пути. В результате начинается более увеличиваться отставание советской экономики (по качественным показателям) от Западной (производительность труда, материалоемкость, энергоемкость выпускаемой продукции).

Проведенные исследования в ведущих развитых странах показывают устойчивую тенденцию повышения указанных факторов в обеспечении экономических фактов. Таким образом в современной России задача масштабной модернизации в числе прочих призвана решить проблему перехода на качественно новый тип экономического роста.

Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция предполагает тесное взаимодействие и переплетение национальных экономик в результате чего возникает единый воспроизводственный процесс, т.е. участвующие в нем национальные экономики создают единый многонациональный хозяйственный комплекс.

На сегодняшний день наиболее ярким примером региональной экономической интеграции является Евросоюз, в который входят 27 стран (в его рамках действует еврозона, куда входит 17 стран). Официальным началом создания Евросоюза считается подписание римского договора в 1957 году в Риме. Его подписали Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). У каждой из этих 6ти стран уже длительное время были тесно связаны между собой, взаимодополняли друг-друга.

Причины краха рыночной экономики. Плановая экономическая система характеризуется прежде всего монопольной ролью государства во всех экономических вопросах. Государство – собственник всех экономических ресурсов. Распределяет их, определяет ассортимент и объем, выпускаемой продукции. Устанавливает цены и заработную плату для всех участников производства. Все хозяйствующие субъекты в условиях плановой экономике строго подчиняются указаниям из центра. Такая система как и все остальное имеет свои плюсы и минусы. К «+» плановой экономике относится:

1. Возможность концентрации необходимых ресурсов в кратчайшие сроки для реализации крупнейших проектов. Пример: Возникла задача создать ядерное оружие – выделяются деньги и дальше все решается и так со всеми сложнейшими задачами.

2. Способность решать сложнейшие социальные проблемы (создание бесплатного здравоохранения, отсутствие безработицы)

Недостатки плановой экономики:

1. Отсутствие эффективной системы мотивации для большинства участников экономического процесса. (уравнительное распределение)

2. Отсутствие конкуренции

3. Неэффективное использование, имеющихся ресурсов

Основные достижения плановой экономики в Советском Союзе:

1. Создана одна из самых мощных в мире экономических систем, не уступавшая США

2. Были решены основные социальные проблемы

3. Выдающиеся результаты были достигнуты в развитие фундаментальной науки и исследования космического пространства.

По мере развития плановой экономики и выходы ее на новый уровень в 70х годах начали проявляться негативные тенденции. В частности переходе от энтенсивного к интенсивному ходу развития. В итоге советская экономика в 70х годах начинает входить в период застоя. Руководство страны подчеркивало необходимость перехода на новое качество экономического роста, однако, на практике этого не наблюдается.В 70ые годы советский союз начинает испытывать недостаток рабочей силы для продолжения экстенсивного роста поскольку основной ее источник (сельское население) был практически исчерпан. Кроме того в 70ые годы советский союз столкнулся с неблагоприятными тенденциями на мировом нефтяном рынке (Нефть подскочила в цене в 4 раза, мы получали доход, а США оказали давление на Саудовскую арабию). В 80ые годы советская экономике испытала негативное воздействие следующих факторов:

1. Ввод войск в Афганистан, что потребовало огромных бюджетных расходов

2. Ликвидация последствий чернобольской аварии

3. Непродуманная антиалкогольная компания Горбачева, что привело к массовому сокращению бюджетных доходов

4. Развертывание программы СОИ (Звездные войны) и необходимость ответа на неё Рейгана.

В этих условиях в советском обществе все чаще возникает вопрос: Почему наша страна, добившаяся общепризнанных выдающихся успехов в фундаментальной науки в создании системы образования и здравоохранения, не может обеспечить столь же высокий уровень жизни для своих граждан, который уже достигли в Западно-Европейских странах. И постепенно общество приходит к выводу о необходимости смены экономической системы

Провалы рынка или фиаско рынка англ. Market Failure , является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правительство примет ряд стратегических решений, которые позволят решить эту проблему.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient ). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!