Повторение правил поведения учащихся на уроке.
II . Повторение.
На какие две группы делятся звуки русского языка?
(Гласные и согласные)
Как распознать гласные и согласные звуки?
Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?
Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили?
б) Чтение по слоговой таблице
III . Работа над новым материалом.
Загадка: Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков
В тёплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…. (воробей)
Какой звук мы слышим на конце слова?
Можно ли пропеть этот звук? (Нет. Значит этот звук согласный)
Твёрдый или мягкий? (мягкий) Каким цветом обозначим?
IV . Упражнение в выделении звука [й]
Сказка про Й.
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве-Я - тонкий, короткий, букве У -трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку.
Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки,- размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
Знаешь что? - говорят ему.- Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало.
А мне,- говорит,- эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные.
А что, разве нельзя?
Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.
Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
Я согласный!
Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные.
Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.
Так «И краткое» решило и сказало:
Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный.
Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно быть согласным не заставишь.
До свидания,-говорят,-ищи себе работу по нраву.
Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии.
С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного.
V . Фонетическая зарядка
Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
VI . На что похожа буква й
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится. (Е. Тарлапан)
Н надела поясок, И надела поясок.
Буква Н
надела ровно, Буква И
- наискосок.
Ты ей шапку подари - Станет краткой Буква И. (А. Шибаев)
V
I
. Работа по учебнику
стр.90-91
VIII . Печатание в тетради.
а) кто где живёт? Стр.90
Нора - норы
Гнездо - гнёзда
IX . Чтение учащимися в учебнике стр.93
Почему букву й поместили в прямоугольник зелёного цвета?
(Буква может обозначает только мягкий согласный звук)
- Назвать слова по рисункам, в которых спрятался звук [й]
б) Чтение слов
в) Чтение текста стр.93
X . Физминутка
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалив на спинку,
Он домой ее несет...
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
(3. Александрова)
XI . Работа в прописи №3 стр.4-5
XII . Закрепление.
И
змените каждое слово так, чтобы в нем было й.
Строитель (стройка); лить (лейка); заяц (зайка); читатель (читайте); зима (зимой).
XIII . Итог.
Резервный материал:
Йог на гвозди лег, Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом, Снова станешь йогом! (В. Лунин)
Что вы знаете о йогах?
«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
Надо попробовать!-решил Мыша.-Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:
Ой-е-е-е-ей!!!
Прибежал- домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать, А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет». (Г. Юдин)
Нам уже известно, что звук [й] - согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Для обозначения звука [й] на письме используется буква И-краткое. В русском языке встречаются слова с буквой Й на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.
Также можно встретить И-краткое в середине слова: лайка, зайка, майка .
Но в начале слова эта буква встречается очень редко. Запомните их: йод, йогурт, йога, йог .
Прочтите загадки, угадайте предметы и определите положение звука [й] в слове.
Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдёт на грядки.
Лейка (Й в середине слова)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Трамвай (Й в конце слова)
Над морской волной летает,
Рыбку клювиком хватает.
Крик поднимет жуткий стайка
Называют птицу …
Чайка (Й в середине слова)
Вот лекарство. Ты не бойся:
Для здоровья и красы
Детям мажут им коленки,
Локти, щёки и носы.
Йод (Й в начале слова)
В русском языке некоторые слова можно изменить так, что в них появляется И-краткое. Например: лить - лейка, строить - стройка.
Попробуйте самостоятельно подобрать такие слова к тем, что даны.
Мыть - ….. (мойка)
Стая - ……(стайка)
Аллея - …..(аллейка)
Скамья - …..(скамейка)
Семья - …..(семейка)
Шея - ……(шейка)
По написанию И-краткое очень похоже на букву И. Отличаются они верхним элементом.
Сравним звуки[и] и [й]
Сравним звуки [и] и [й]. Звук [и] - гласный, [й] - согласный. Мы уже знаем, что гласный звук образует слог: ли-си-ца.
Согласный звук слога не образует.
Запомните: звук [й] согласный и слога не образует. Закрепим полученные знания, выполнив задание.
Разделите пары слов на слоги.
Бои - бой,
мои - мой,
свои - свой,
герои - герой,
сараи - сарай,
музеи - музей.
Проверим, что получилось.
Бо\и-2 слога, бой-1.
Мо\и-2 слога, мой-1.
Ге\ро\и-3 слога, ге\рой-2.
Са\ра\и-3 слога, са\рай-2.
Му\зе\и-3 слога, му\зей-2.
Нетрудно заметить, что во второй паре слов на 1 слог меньше. Потому что согласный звук [й] слога не образует. III . Как переносить слова с буквой Й?
Поговорим о том, как переносить слова с буквой Й.
Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук [й] - согласный, значит, его нельзя отрывать от слога.
Рассмотрим варианты переноса слов.
В словах май, дай, пой, лай 1 гласная, 1 слог, значит, переносить нельзя.
Слова майка, чайка, лайка, стройка
имеют 2 гласные, 2 слога. Переносим так:
май-ка, чай-ка, лай-ка, строй-ка.
Прочитайте поговорки и найдите в них слова с буквой Й, разделите эти слова для переноса.
Не желай другому того, чего себе не желаешь.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Делай добро и никого не бойся.
Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.
Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться.
Проверим, что получилось: же-лай, глу-пый, ум-ный, бой-ся, знай-ка, не-знай-ка, слово плюй переносить нельзя - 1 слог.
На следующем уроке мы узнаем, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость согласного звука, а также эти буквы могут обозначать два звука, если стоят в начале слова, после гласной, твердого или мягкого знаков.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.