Звук и буква й. Правописание буквы й. Правила переноса слов с буквой Й

I. Организационный момент

Повторение правил поведения учащихся на уроке.

II . Повторение.

На какие две группы делятся звуки русского языка?

(Гласные и согласные)

Как распознать гласные и согласные звуки?

Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили?

б) Чтение по слоговой таблице

III . Работа над новым материалом.

Загадка: Я весь день ловлю жучков

Уплетаю червячков

В тёплый край не улетаю

Здесь под крышей обитаю

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…. (воробей)

Какой звук мы слышим на конце слова?

Можно ли пропеть этот звук? (Нет. Значит этот звук согласный)

Твёрдый или мягкий? (мягкий) Каким цветом обозначим?

IV . Упражнение в выделении звука [й]

Сказка про Й.

Собрались гласные и стали распределять между собой обя­занности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве-Я - тонкий, короткий, букве У -трубный, протяжный. Остальные глас­ные тоже получили по звуку.

Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки,- размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».

Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?

Знаешь что? - говорят ему.- Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.

Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще поду­мало.

А мне,- говорит,- эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.

Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные.

А что, разве нельзя?

Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.

Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:

Я согласный!

Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные.

Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь вра­гов; нет, лучше уж ничего не брать.

Так «И краткое» решило и сказало:

Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный.

Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно быть согласным не заставишь.

До свидания,-говорят,-ищи себе работу по нраву.

Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возь­мет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии.

С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного.

V . Фонетическая зарядка

Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

VI . На что похожа буква й

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится. (Е. Тарлапан)

Н надела поясок, И надела поясок.


Буква Н надела ровно, Буква И - наискосок.

Ты ей шапку подари - Станет краткой Буква И. (А. Шибаев)

V

I
. Работа по учебнику стр.90-91

VIII . Печатание в тетради.

а) кто где живёт? Стр.90

Нора - норы

Гнездо - гнёзда

IX . Чтение учащимися в учебнике стр.93

Почему букву й поместили в прямоугольник зелёного цвета?

(Буква может обозначает только мягкий согласный звук)

- Назвать слова по рисункам, в которых спрятался звук [й]

б) Чтение слов

в) Чтение текста стр.93

X . Физминутка

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно взвалив на спинку,

Он домой ее несет...

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом!

(3. Александрова)

XI . Работа в прописи №3 стр.4-5

XII . Закрепление.

И

змените каждое слово так, чтобы в нем было й.

Строитель (стройка); лить (лейка); заяц (зайка); читатель (чи­тайте); зима (зимой).

XIII . Итог.

Резервный материал:

Йог на гвозди лег, Позабыв, что он йог.

Йог, помажься йодом, Снова станешь йогом! (В. Лунин)

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.

На других картинках этот же йог запросто стоял голыми но­гами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кро­ме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.

Надо попробовать!-решил Мыша.-Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал- домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать, А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет». (Г. Юдин)

Нам уже известно, что звук [й] - согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий. Для обозначения звука [й] на письме используется буква И-краткое. В русском языке встречаются слова с буквой Й на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.

Также можно встретить И-краткое в середине слова: лайка, зайка, майка .

Но в начале слова эта буква встречается очень редко. Запомните их: йод, йогурт, йога, йог .

Прочтите загадки, угадайте предметы и определите положение звука [й] в слове.

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдёт на грядки.

Лейка (Й в середине слова)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Трамвай (Й в конце слова)

Над морской волной летает,

Рыбку клювиком хватает.

Крик поднимет жуткий стайка

Называют птицу …

Чайка (Й в середине слова)

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щёки и носы.

Йод (Й в начале слова)

В русском языке некоторые слова можно изменить так, что в них появляется И-краткое. Например: лить - лейка, строить - стройка.

Попробуйте самостоятельно подобрать такие слова к тем, что даны.

Мыть - ….. (мойка)

Стая - ……(стайка)

Аллея - …..(аллейка)

Скамья - …..(скамейка)

Семья - …..(семейка)

Шея - ……(шейка)

По написанию И-краткое очень похоже на букву И. Отличаются они верхним элементом.

Сравним звуки[и] и [й]

Сравним звуки [и] и [й]. Звук [и] - гласный, [й] - согласный. Мы уже знаем, что гласный звук образует слог: ли-си-ца.

Согласный звук слога не образует.

Запомните: звук [й] согласный и слога не образует. Закрепим полученные знания, выполнив задание.

Разделите пары слов на слоги.

Бои - бой,

мои - мой,

свои - свой,

герои - герой,

сараи - сарай,

музеи - музей.

Проверим, что получилось.

Бо\и-2 слога, бой-1.

Мо\и-2 слога, мой-1.

Ге\ро\и-3 слога, ге\рой-2.

Са\ра\и-3 слога, са\рай-2.

Му\зе\и-3 слога, му\зей-2.

Нетрудно заметить, что во второй паре слов на 1 слог меньше. Потому что согласный звук [й] слога не образует. III . Как переносить слова с буквой Й?

Поговорим о том, как переносить слова с буквой Й.

Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук [й] - согласный, значит, его нельзя отрывать от слога.

Рассмотрим варианты переноса слов.

В словах май, дай, пой, лай 1 гласная, 1 слог, значит, переносить нельзя.

Слова майка, чайка, лайка, стройка имеют 2 гласные, 2 слога. Переносим так:
май-ка, чай-ка, лай-ка, строй-ка.

Прочитайте поговорки и найдите в них слова с буквой Й, разделите эти слова для переноса.

Не желай другому того, чего себе не желаешь.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Делай добро и никого не бойся.

Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.

Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться.

Проверим, что получилось: же-лай, глу-пый, ум-ный, бой-ся, знай-ка, не-знай-ка, слово плюй переносить нельзя - 1 слог.

На следующем уроке мы узнаем, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость согласного звука, а также эти буквы могут обозначать два звука, если стоят в начале слова, после гласной, твердого или мягкого знаков.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!