Парк "Сергиевка" в Петергофе: описание, как добраться, отзывы. Объект культурного наследия РФ. Памятник природы «Парк «Сергиевка Мифы и реальность

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял – не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме

Сентябрь 2012 года

Закрыть окно

…Витязь на коне едет по ночному полю. Мрачно клубятся черно-синие облака. Зловещий свет луны выхватывает из мрака страшную громаду. Всадник объезжает ее, и открывается ужасное зрелище — чудовищный холм оказывается исполинской головой в шлеме. Стая черных ворон с карканьем разлетается в стороны, когда создание поднимает веки. Сильнейший ветер, вырывающийся из ее уст, едва не сбивает с ног богатырского коня…

Такой предстает легендарная «живая голова» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». В поэме много волшебства — и злая колдунья Наина, и коварный бородатый карла Черномор, и волшебные сады, и чудесная шапка-невидимка, и меч, которому нет равных в бою. Но образ гигантской живой головы — один из самых удивительных и фантастических. Что вдохновило поэта на создание столь невероятного творения?

За ответом на эту загадку отправляемся в ближайший пригород Санкт-Петербурга — в парк Сергиевка, расположенный в окрестностях города, на границе между Старым Петергофом и поселком Мартышкино.

Парк Сергиевка, или бывшая усадьба Лейхтенбергских, — уникальный памятник истории и культуры XIX века. По сей день усадьба и ее окрестности таят множество загадок, которые еще предстоит разрешить потомкам. Это необыкновенное место всегда привлекало к себе людей, среди которых было немало выдающихся личностей. По одной из версий, в июле 1818 года здесь побывал юный Александр Пушкин…

…Парк и сейчас, несмотря на некоторую запущенность, прекрасен и таинственен. Кажется, за каждым поворотом путешественника ожидает что-то необычайное. Спускаемся по дорожке вдоль русла речки Кристательки, струящейся в одном из глубоких, выстланных валунами оврагов, пересекающих парк по направлению к заливу. И вот старые ели раздвигаются, и взору неожиданно открывается необыкновенное зрелище!

Это громадная гранитная голова-валун с бьющим у самого ее основания родником. Она как бы вырастает из склона, ведущего в овраг. Черты массивного каменного лица поражают своей выразительностью — четко и лаконично очерченные, властные, они несут в себе печать величья и глубокой печали.

Быть может, именно таким предстал этот памятник почти два века назад перед Пушкиным, и в поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года, появился волшебный сюжет, навеянный впечатлениями от увиденного…


Но чьим же изображением на самом деле является удивительная скульптура из цельного камня? История ее окутана тайной, и существуют разные версии ее появления.

«Голова» — прямая родственница «Гром-камня» — того самого, который служит основанием постамента скульптуры Петра Великого, «Медного всадника», воспетого Пушкиным. Происхождение ее связано с моренными отложениями, появившимися после таяния ледника, которое произошло около 15 тысяч лет назад.

Еще один знаменитый «родственник Головы» находится в усадьбе прадеда Пушкина, Ганнибала в Суйде (Гатчинский район Ленинградской области). В парке есть валун, в котором по приказу владельца было выдолблено огромное садовое кресло. Интересно, что в селе Петровском (Пушкинском заповеднике на Псковщине) одной из достопримечательностей центральной, самой красивой части парка также является большой камень, на котором, по преданию, будто бы любил сиживать Абрам Петрович. Для него, может быть, это был не просто отдых во время прогулок. Если Абрам Петрович действительно родился в Эфиопии и был потомком ее владык Бахар-негашей, то он, как и его предки, мог считать эти огромные камни упавшими с неба, священными.

Есть несколько гипотез создания самой скульптуры. В разных источниках ее называют по-разному — «Старик», «Голова Самсона», «Адамова голова», «Русич».

По одной из легенд, удивительное произведение создал около 1800 года по велению императора Павла I архитектор Ф. Броуэр. Большой металлический шлем витязя, не дошедший до наших дней, крепился в отверстие на переносице.

Согласно другой — это голова Петра I, выточенная мастером с Петергофской Гранильной фабрики, чье дитя будто бы крестил сам император… Вероятнее всего, нам никогда не удастся узнать истинное название и первоначальное предназначение удивительного памятника. Доподлинно неизвестно и то, на самом ли деле послужила таинственная каменная голова прототипом «живой головы» в поэме Пушкина, или наоборот, уже после выхода поэмы в свет была создана как своеобразная иллюстрация в камне.

Но можно с уверенностью утверждать, что любая из версий уже связала духовной нитью эти места с удивительным сказочным творением Пушкина. Так же как незримой духовной нитью связаны они и с именами и судьбами других замечательных сынов и дочерей России. Эта местность помнит Шишкина, Репина, Левитана, Сомова, семью Бенуа, писателей Некрасова, Панаева, Толстого, Тургенева, Щедрина, композиторов Рубинштейна и Глинку — автора оперы «Руслан и Людмила», премьера которой состоялась 170 лет назад, 27 ноября 1842 года, на сцене Большого (Каменного) театра в Петербурге.


Около трёх тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Это условное наименование было дано по имени ольмеков - небольшой группы индейских племен, живших на этой территории гораздо позже, в XI- XIV веках. Само название "ольмеки", что означает "каучуковые люди", - ацтекского происхождения.


Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же. Это обстоятельство чрезвычайно трудно понять неспециалистам типа Г. Хэнкока, посвятившего ольмекам в своей книге "Следы богов" немало страниц. Подобные публикации только запутывают проблему, ничего в то же время не объясняя по существу дела.


Цивилизация древних ольмеков, начало которой восходит ко второму тысячелетию до н. э., прекратила свое существование в первые годы нашей эры и за полторы тысячи лет до расцвета империи ацтеков. Ольмекскую культуру называют иногда "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики.


Как это ни странно, несмотря на все усилия археологов, нигде в Мексике, как и вообще в Америке, до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов ее развития, места ее возникновения, как будто этот народ появился как уже уложившийся.


Совершенно ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их верованиях и ритуалах - кроме человеческих жертвоприношений. Мы не знаем, ни на каком языке говорили ольмеки, к какой этнической группе они принадлежали. А чрезвычайно высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков.


Культура древних ольмеков была такой же "кукурузной цивилизацией", как и остальные доколумбовы культуры Америки. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. До наших дней дошли остатки культовых сооружений этой цивилизации - пирамид, платформ, статуй. Древние ольмеки вырубали каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры. Некоторые из них изображают огромные головы, известные сегодня как "головы ольмеков". Эти каменные головы - самая большая загадка древней цивилизации...


Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.


Несмотря на то, что расцвет ольмекской культуры приходится на 1500-1000 годы до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.


Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы американский археолог Мэтью Стирлинг. Он писал в своем отчете: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы.


Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно негритянского типа".


Кстати, Стирлинг сделал и ещё одно открытие - он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колёсиках. Эта невинная, на первый взгляд, находка на самом деле явилась сенсацией - ведь считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказывается, на древних ольмеков это правило не распространяется...


Впрочем, вскоре оказалось, что и индейцы майя, южные современники древних ольмеков, тоже делали игрушки на колесиках, но колесо в своей хозяйственной практике не применяли.


Большой загадки тут нет - корни такого игнорирования колеса уходят в менталитет индейцев и в "кукурузную экономику". В этом плане древние ольмеки мало отличались от других индейских цивилизаций.


Помимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. На ольмекских стелах можно видеть сцены встречи двух явно различных человеческих рас. Одна из них - африканцы. А в одной из индейских пирамид, расположенных близ мексиканского города Оахака, находится несколько каменных стел с высеченными на них сценами пленения индейцами бородатых белых людей и... африканцев.


Ольмекские головы и изображения на стелах представляют собой физиологически точные образы реальных представителей негроидной расы, чье присутствие в Центральной Америке 3000 лет назад до сих пор является загадкой. Откуда могли появиться африканцы в Новом Свете до Колумба? Может быть, они были коренными обитателями Америки? Существует свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 1500 года до н. э.


Есть и другое предположение - о том, что в древности между Африкой и Америкой осуществлялись контакты через океан, который, как выяснилось в последние десятилетия, отнюдь не разделял древние цивилизации. Утверждение об изоляции Нового Света от остального мира, долгое время господствовавшее в науке, было убедительно опровергнуто Туром Хейердалом и Тимом Северином, доказавшими, что контакты Старого и Нового Света могли иметь место задолго до Колумба.


Цивилизация ольмеков прекратила свое существование в последнее столетие до нашей эры. Но их культура не погибла - она органично вошла в культуры ацтеков и майя.


А ольмеки? В сущности, единственная "визитная карточка", которую они оставили после себя, - это гигантские каменные головы. Головы африканцев...

Парк Сергиевка в Петергофе успела покорить своей красотой не только простых обывателей, но и опытных культурологов. Дворцово-парковому ансамблю уже присвоили статус памятника федерального значения за его уникальные постройки, иллюстрирующие архитектурное направление начала 19 столетия. Однако, несмотря на современную индивидуальность, история этого сквера началась с типичных для того времени событий.

История парка

Создавая в 18 столетии городок неподалёку от северной столицы России, Романовы заботились о собственном уюте, позволяющем комфортно работать над делами государства. Поэтому Петергоф был местом проживания не только императорской четы, но и приближённых к ней лиц. Постепенное заселение этой территории дворянами из знатных родов повлекло за собой облагораживание местности. Именно благодаря такой деятельности со стороны любимца Петра Великого – Александра Ивановича Румянцева – появился сад с летней усадьбой.

Позднее права на владение перешли к сыну и законному наследнику – фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. И только представитель 3 поколения хозяев оставил значительный след в истории парка. По имени Сергея Петровича небольшой участок прозвали Сергиевкой.

Вид сбоку на главную усадьбу императорской дочери и её супруга.

Постепенно семейство Румянцевых отдалялось от службы государю. А уже в 1820-х разочарование в ожиданиях либеральных реформ стало причиной полного отдаления от семьи императора. Поэтому в это время усадьба продаётся Кириллу Нарышкину. Несмотря на знатность рода и постоянное общение с правительствующими лидерами, мужчина приобрёл поместье совсем не для увеличения своей роли при дворе. Напротив, он купил имение для летних развлечений с гостями недалеко от самых роскошных парков России.

Дополнительная информация! Именно при этом хозяине сквер пришёл в запустение, так как ни растения, ни постройки не обновлялись.

Следующим покупателем этого тихого местечка стал сам император. В 1838 году Николай I выкупил имение для Лейхтенбергского герцога Максимилиана и его жены – дочери государя – Марии Николаевны. Сергеевка стала загородным домиком для молодожёнов, а затем для их детей и внуков. До того, как супруги впервые посетили это место, поместье было обновлено. Посадили множество новых культур, оформили тропинки около пруда, полностью изменили интерьер помещений.

Дворец супругов Максимилиана и дочери Николая I – Марии Николаевны.

Чуть позднее – в середине 1840-х – были выстроены Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а также загородный дворец. Их автором стал знаменитый архитектор Штакеншнейдер, который руководил постройкой Мариинского дворца. В то же время в тени лесов была возведена капелла, покрытая мрамором. Сергеевка продолжила обновляться. Из гранитных валунов вырубались скамейки и скульптуры, повторяющие сюжеты античности. Усадьба Лейхтенбергских в Петергофе дополнялась садовыми культурами, привезёнными из европейских держав.

Начиная с 20-х годов прошлого века усадьба Сергиевка в старом Петергофе обрела статус памятника природы регионального значения. Государство установило контроль за этой территорией и поместило в корпуса биологический факультет Ленинградского университета. Военные годы выдались тяжёлыми для Сергеевки, так как усадьба была в непосредственной близости к городу государственного значения – Санкт-Петербурга. В это время разбомбили главное здание и помещения ВУЗа, были утеряны основные достопримечательности.

Важно знать! Восстановлением культурной ценности Петродворца занимались В. И. Зейдеман и К. Д. Агапова.

Достопримечательности и особенности

Благодаря тому, что Сергеевка в Петергофе длительное время принадлежала императорской чете, на территории появились удивительные скульптуры и сооружения. Многие из них дошли и до наших дней. При посещении парка, необходимо обратить внимание на следующие достопримечательности:

Достопримечательность Интересные факты
Дворец Лейхтенбергских Здание построено в удачном месте. Его видно издалека, крыша возвышается над кронами деревьев ещё по пути с автобусной остановки. Из окон усадьбы открывается вид на Финский залив.
Руины церкви Долгое время шли споры о том, к какому религиозному направлению можно отнести храм. По описанию внешнего вида можно убедиться в том, что здесь главенствовали католические обычаи. Однако были найдены на внутренних стенах слова на церковнославянском, благодаря чему сомнения отпали.
Каменная голова в Петергофе По мнению искусствоведов, гранитная голова витязя появилась в Петергофе в 1850-е по задумке самой Марии Николаевны. Однако этот факт не отражён в достоверных источниках. До сих пор ведутся споры о том, кто является автором и каким годом необходимо датировать этот уникальный памятник. Также высказывается мнение о том, что это голова Адама, вырубленная по прихоти гостей Петергофа.
Каменные скамьи Вырублены из валунов, выполнены в стиле «неогрек». После бомбёжек Великой отечественной войны их осталось только 3.
Водоподъёмная машина По мнению историков, её архитектором также был Андрей Штакеншнейдер. Несмотря на простоту и практичность, подобной достопримечательностью могут похвастаться не все усадьбы богатых дворянских семей.
Камень с отверстиями. Его случайно раскопали во время реконструкции после Великой отечественной войны. В огромном камне вырублены 4 ступеньки, выше которых расположились отверстия для крепления объекта. Однако мнения о том, какую функцию выполняла конструкция, расходятся.

Гранитная голова Адама Петергоф

Посещение парка

Посещение парка является бесплатным. Прогулка по тропинкам, отдых на старых скамейках и фотография с головой из земли в Петергофе займут немного времени, но оставят множество хороших впечатлений об этом местечке. Можно заказать экскурсию «Шедевры Штакеншнейдера» и подробнее узнать об истории архитектурных сооружений этого места и близлежащих территорий. Также доступная пеший тур «Истории из жизни. Семья Бенуа в Петергофе», которая откроет перед гостями историческую сторону Сергеевки.Для иностранных гостей есть возможность заказать частного гида с экскурсией «Park Sergievka: history of Peterhof’ sstones». Основными достопримечательностями, на которых будет сфокусировано внимание, будут оставшиеся каменные постройки и голова великана.

Адрес, как добраться, есть ли парковка

Точный адрес: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Ораниенбаумское шоссе.

До этого места идут без пересадки автобусы: 200, 348, 349, 682, 683, 684, 685А, 686, 687. Ехать нужно до остановки Биологический институт.

Единственным путём, по которому можно за короткий срок доехать до Сергеевки на личном автомобиле, является дорога Западного скоростного диаметра. По пути можно насладиться красотами близлежащих территорий, однако за поездку придётся заплатить не меньше 250 рублей*.

Более подробную карту проезда можно найти на сайте .

Важная информация! Обустроенной парковки нет, однако недалеко от усадьбы есть немного места на покрытой асфальтом дороге, где гости и оставляют свои машины. Однако зимой эта местность не расчищается.

Есть ли на территории магазины сувениров, кафе, камеры хранения, другие полезные услуги для туристов

На территории парка запрещена торговля, однако при входе в парк можно увидеть небольшую лавочку с петербургскими сувенирами.

Романтика осенней Сергеевки.

Парк Сергеевка – часть Петергофа – издавна удивляла гостей дворянского происхождения своей красотой. Это место поистине уникально, над ним поработала и рука знаменитого мастера, и природа.Благодаря этому до сих пор люди восхищаются местными красотами.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 года.

Если эту голову не раскапывают, и стараются не светить, значит знают, что это такое. Тоже самое и с

Оригинал взят у sibved в Петергоф. Сергиевский парк. Каменная голова

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце - Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I - Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял - не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!