Образ Гринева в Капитанской дочке. А. С. Пушкин. "Капитанская дочка" - роман о смелых героях и отважных поступках Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка

Дата публикации: 11.09.2017

Аргумент для итогового сочинения на тему "Смелость и трусость"

Литературный пример о смелости по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Возможные тезисы:

Быть смелым - значит не позволять страху овладеть собой

Смелый не тот, кто не испугался, а тот, кто не поддался страху

О смелости человека можно судить по его поступкам

Смелость человека проявляется только в критических ситуациях


Охарактеризовать как смелого человека можно и героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Отец всегда старался вырастить Петрушу настоящим мужчиной, и, когда юноше исполнилось шестнадцать лет, он решил отправить его на службу в Белогорскую крепость «пороху понюхать, да лямку потянуть». На прощание Андрей Гринев дал сыну наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду».


Волей судьбы юноша оказался участником «пугачевщины». Когда Белогорская крепость была захвачена и герой оказался в руках донского казака, перед ним встал выбор: спасти свою жизнь, нарушив клятву верности государству, или же быть казненным. Было ли страшно Гриневу? Думаю, да. Но все же Петр, не раздумывая, ответил Пугачеву, что он природный дворянин и присягал императрице, поэтому служить разбойнику не может: «Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо; казнишь - Бог тебе судья; а я тебе сказал правду» - заключил молодой офицер. Упорство Петра поразило казака, и он помиловал упрямого юношу.

Ведется от имени Петра Андреевича Гринева. Это – молодой человек, 17-18 лет. Он сын дворянина, живущего в Симбирской губернии, отставного премьер-майора. У его отца – Андрея Петровича Гринева глубоко развито чувство дворянской чести и долга перед государством. Своего сына отставной майор записал в Семеновский полк, еще не зная, кто родится у него. Он воспитывал в сыне качества, которыми должен обладать настоящий дворянин – честь, бесстрашие, великодушие.

Петр Андреевич получил домашнее воспитание. Сначала его «образованием» занимался стремяный, крепостной Гриневых, . Наверняка, он научил Петра разбираться не только в собаках. Русской грамоте обучил Петра Савельич. Проводя с ребенком много времени, он наверняка рассказывал ему военные истории, сказки, оставившие свой след в душе мальчика. Когда мальчику исполнилось 12 лет, ему выписали из Москвы гувернера, не очень утруждавшего себя занятиями с дворянским отроком. Однако восприимчивый ум мальчика получил необходимые знания в области французского, что позволило ему заниматься переводами.

Однажды отец вошел в комнату и увидел, как его чадо «изучает» географию. Превращение географической карты в летающего змея при спящем учителе разгневало старого майора, и гувернер был вытолкан взашей из имения.

Когда Петру Андреевичу исполнилось 17 лет, отец позвал к себе сына и объявил, что отправляет его на службу отечеству. Но вопреки ожиданиям Петруши, его отправили не в столицу, а в дальний Оренбург, граничащий с киргизскими степями. Такая перспектива не очень обрадовала молодого человека.

«– Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.»

В этих словах Андрея Петровича выражается характер офицера старой закалки – человека решительного, волевого и ответственного, но более того – выражается отношение отца к сыну. Ведь ни для кого не секрет, что все родители стремятся пристроить любимых чад туда, где комфортно, и нужно меньше трудиться. А Андрей Петрович хотел воспитать из сына настоящего мужчину и офицера.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Во время пути Петр Андреевич познакомился с Иваном Ивановичем Зуриным, который воспользовался неопытностью Гринева, впервые выпорхнувшего из отчего дома. Он подпоил молодого человека и обыграл его.

Нельзя сказать, что Петр Андреевич был ветреным и бесшабашным. Просто он еще был молод. И на мир смотрел по-детски невинными глазами. Этот вечер и знакомство с Зуриным послужили для Гринева хорошим уроком. Он больше никогда не увлекался играми и спиртным.

В эпизоде с заячьим тулупом Гринев проявил душевную доброту и великодушие, впоследствии, спасшие ему жизнь.

В Белогорской крепости, куда оренбургский генерал направил его служить, Гринев быстро поладил с обитателями крепости. В отличие от , которого здесь многие не уважали, Гринев стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба его не утомляла, и он в свободное от занятий время увлекся литературным творчеством.

В истории с он проявил если не храбрость (в данном случае это слово просто неуместно), то решимость, стремление постоять за честь девушки, которая ему нравилась.

Свою храбрость он покажет позднее, когда под страхом смерти откажется присягать самозванцу, целовать ему руку. оказался тем самым спутником, который помог Гриневу добраться до постоялого двора, и которому Гринев подарил свой заячий тулуп.

Чувство чести и долга перед государством и императрицей, которой принес присягу, честность до конца перед Пугачевым, и не только перед ним, возвышают молодого человека в глазах читателя. Гринев проявит мужество и тогда, когда поедет в Белогорскую вызволять из рук Швабрина. В его пользу говорит и тот факт, что Гринев готов идти на каторгу, чтобы только не вовлекать в разбирательство Машу – дочь капитана Миронова, которую он успел полюбить.

За год, что прослужит Гринев в Оренбургской губернии, год, насыщенный событиями, которые не раз ставили его перед нравственным выбором. А за то время, что он проведет в заключении, он получит нравственную закалку. Этот год сделал из мальчика мужчину.

Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель внутренней силы» с примерами из литературы.

«Смелость и трусость как показатель внутренней силы человека»

Вступление

Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

Проблема

Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

Тезис №1

Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

Аргументация

Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

Вывод

Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

Тезис №2

Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

Аргументация

В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

Вывод

Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

Тезис №3

Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

Аргументация

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

Вывод

Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

Общий вывод (заключение)

С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

  1. Место подвига в жизни человека.
  2. Герои повести Пушкина «Капитанская дочка».
  3. Нравственные ценности героев.

Когда разговор заходит об истинном мужестве, можно вспомнить не сцены батальных сражений, а подвиг отдельного человека. Подвиг может быть совершен не только во время массового сражения. Не менее значим подвиг, когда человек любой ценой стремится спасти близкое и любимое существо. Ведь любовь - это непреходящая ценность человечества. И отрицать это было бы преступлением.

В русской литературе прошлых веков можно встретить немало тому примеров. Эту работу хотелось бы посвятить повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Повесть позволяет нам лучше узнать прошлое, увидев его глазами великого поэта; осознать серьезные проблемы, касающиеся долга, чести, подвига.

После того, как воины Пугачева взяли Белогорскую крепость, они вершат свой суд. Мы видим, как беглые каторжники сеют вокруг жестокость: гибнут невинные люди, совершаются грабежи. Комендант крепости Миронов оказывается на виселице. Практически сразу повстанцы убивают его жену, совершенно невинную Василису Егоровну. Сцены убийств и казней показаны Пушкиным во всей пугающей откровенности. Не случайно Гринев потом долго вспоминает страшную виселицу и жертвы.

Мужество Ивана Кузьмича Миронова, его верной жены Василисы Егоровны как бы незаметно. В самом деле, что еще оставалось коменданту крепости и его жене, как не быть до конца верными императрице? Но истинный смысл повести совсем не в том, чтобы показать слабость и беззащитность человека, являющегося игрушкой в руках судьбы. На самом деле Пушкин говорит о величии человека, о его готовности к подвигу.
В повести «Кацитанская дочка» комендант крепости до конца защищает свои идеалы. Петр Гринев до конца верен императрице. Как бы ни обошлась с ним судьба, он не теряет офицерской чесвд^Эдого нельзя сказать о Швабрине, который быстро оказался на стороне повстанцев.

Императрица, с которой мы встречаемся в финале повести, оказывается очень милосердна. Она помогает Маше, освобождает ее жениха Петра Гринева. Императрица говорит: «... я в долгу перед дочерью капитана Миронова». Здесь снова подчеркивается, что погибший в неравной схватке с повстанцами капитан Миронов не был забыт. Казалось бы, разве может помнить императрица обо всех погибших во время восстания Пугачева. Но, оказывается, что нет. И в этом есть огромный смысл. Ведь вопросы чести, истинного благородства, мужества, готовности к подвигу, были очень важны. И тот факт, что императрица помнит о капитане Миронове, только показывает актуальность и этой тематики.

Проблема чести, мужества, готовности к подвигу в повести «Капитанская дочка» не сводятся только к верности воинской присяге. Мужество может потребоваться каждому. Разве не является мужественной хрупкая Маша Миронова, которая решается обратиться за помощью прямо к императрице? Каждый в повести решает проблему мужества по-разному. Для старика Гринева честь и мужество - это до конца жизни быть верным императрице, защищать свои идеалы. Для молодого Петра Гринева мужество - это не только верность присяге, это стремление защитить близкого человека. Петр спасает Машу, невзирая на то, что этот поступок мог стоить ему жизни.

Главные герои повести «Капитанская дочка» Маша Миронова и Петр Гринев демонстрируют свое мужество, которое неразрывно связано для них с любовью. Они не могут оставить любимого человека в беде, их ничего не может остановить. Их готовность пожертвовать собой ради любимого - это подвиг, не ме?1ее важный и значимый, чем подвиг в сражении.

Примечательно, что ни Петр Гринев, ни Маша Миронова словно бы не осознают всех опасностей, которым подвергаются. Впрочем, это полностью оправдано. В экстремальных условиях каждый человек показывает силу своего характера, или пытается спрятаться, поддается низменному инстинкту самосохранения. Разумеется, инстинкт самосохранения не имеет ничего общего с возвышенным понятием мужества, чести, долга.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!