Уничтожение памятников культуры аргументы. Аргументы: проблема исторической памяти. Аргументы из произведений. Проблема исторической памяти


В предложенном для анализа тексте русский советский писатель Валентин Петрович Катаев ставит проблему исчезновения культурного и исторического наследия.

Чтобы привлечь внимание читателя к данной проблеме, автор рассказывает о красоте и изящности московских памятников. Писатель отмечает, что каждый памятник может рассказать свою историю о человеке, которому был посвящен этот памятник. Так в предложении 9 речь идет о связи памятника Гоголю с жизнью этого писателя: рядом с памятником находился "...особняк, где по преданию, писатель сжег в камине вторую часть “Мертвых душ”.

В. Катаев делает акцент на том, что произведения искусства, когда-то наполняющие улицы, даже исчезнув, хранятся в памяти людей. Эта мысль прослеживается в предложении 12 “…в памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упраздненных улиц, переулков, тупичков…”.

Позиция автора заключается в следующем: Каждый памятник – это история, и уничтожая монументы историческим личностям, человек уничтожает частичку мировой истории и истории своей жизни, моменты которой могут быть связаны с культурными объектами на улицах родного города.

Я полностью разделяю точку зрения писателя. Действительно, человек должен уважительно относиться к произведениям искусства, сохраняя культурное наследие, а не уничтожая его. Обратимся к литературе и подтвердим аргументами высказанную мысль. Вспомним стихотворение А.С. Пушкина “Медный всадник”, в первой части которого акцент делается на историю этого памятника, личности изображенной на этом памятнике и города, частичкой которого является Медный всадник. Также в этом стихотворении автор указывает на то, что исторические и культурные объекты могут существовать столетиями, сохраняя с собой историю происходящих событий и затем рассказывая ее новым поколениям.

В жизни можно привести пример безразличного отношения к памятникам и к их истории. Однажды мне довелось побывать в Польском город Пененжо, там я увидел памятник генералу советской армии И.Д. Черняховскому. Я был горд за то, что история о героях ВОВ сохраняется по сей день не только в странах бывшего СССР, но и в странах Европы. Однако в 2015 году я узнал, что этот памятник решили снести, таким образом лишив многих людей возможности познакомиться с таким выдающимся человеком, героем Второй мировой войны.

В заключение можно сказать, что долг каждого сохранять культурное наследие своей страны, ведь все памятники, монументы, улицы, здания – это наша история, которую мы должны сберечь для будущих поколений.

Обновлено: 2018-02-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Урок развития речи в старших классах ориентирован прежде всего на усвоение основных требований к выполнению задания с развернутым ответом. Учащиеся должны владеть основами анализа текста, правильно формулировать проблему, комментировать её, определять авторскую позицию, выражать своё мнение по сформулированной проблеме и аргументировать его, приводя аргументы из художественной, публицистической и научной литературы.

Цель: подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына.

образовательные:

  • познакомиться с историческими материалами о строительстве и разрушении Храма Христа Спасителя;
  • выполнить анализ текста А.Солженицына;
  • изучить письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

развивающие: совершенствовать умения:

  • выполнять работу в соответствии с конкретной речевой задачей;
  • правильно определять тему и основную мысль текста;
  • вдумываться в тему, осмысливать ее границы;
  • пересказывать и анализировать текст;
  • наблюдать, собирать материал для рассуждения;
  • сравнивать тексты, соотносить их по проблематике;
  • систематизировать материал, соотносить с проблемой исходного текста;
  • анализировать текст, оценивать его по критериям К1-К4;
  • строить сочинение в определенной композиционной форме: в соответствии с критериями оценивания задания с развернутым ответом К1-К4;
  • правильно выражать свои мысли, то есть в соответствии с нормами литературного языка.

воспитательные:

  • воспитывать чувство глубокого уважения к культурному наследию нашей страны;
  • воспитывать понимание ценности храмов, свидетельствующих о духовном богатстве нашего народа.

Оборудование: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009г.; интерактивная доска для демонстрации слайдов презентации, раздаточный дидактический материал для наблюдения и анализа, критерии оценивания задания с развернутым ответом К1-К4.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи. Учитель слушает, дополняет, корректирует.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о памятниках архитектуры. Какую роль они играют в жизни современного человека? Стоит ли их сохранять в условиях активного современного строительства?

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы.

4. Слово учителя. Памятники архитектуры обязательно надо сохранять. Поговорим о храмах. Они являются образцами духовных устремлений народа. В них живет напоминание потомкам о вечных ценностях. В них до сих пор живут незримые законы гармонии и красоты. В них выражена мысль о стремлении человека к прекрасному, к духовному преображению мира земного.

5. Проверка домашнего задания. Учащиеся подготовили пересказ текстов по группам, выделение ключевых слов в каждой части. В результате устной работы состоится сообщение об истории строительства Храма Христа Спасителя, художественное описание Храма перед его открытием и художественное описание в ночь после его разрушения. Приложение 1.

6. Выявление восприятия.

Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения, пересказа? Какие образы предстали перед вами? Расскажите о своих чувствах, используя ключевые слова из текста. (Сожаление об утрате прекрасного, духовно значимого творения рук человеческих. Возмущение бездушным отношением к культурному наследию. Тревожность за шаткое, неустойчивое пребывание прекрасного в жестоком мире. Образ величественного Храма, имеющего собственную душу, и образ груды развалин после взрыва). Ключевые слова: "Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой", "истинная красота и гармония были целителями страждущей души", "храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы", "храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения", "думали, храму стоять вечно", тысячи землекопов выбирали и вывозили землю", вдохновенные художники расписывали своды", "скульпторы украшали храм", "понадобилось семнадцать лет", "проступали бесчисленные тени ратников", "храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памятью народа..., дабы народ не заплутался во тьме", "из года в год писалась незримая, вечная книга времен". "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти".

7. Слово учителя. Сегодня Храм Христа Спасителя радует людей своей прежней красотой. Он восстановлен. И радуется человеческое сердце, обретая веру в победу добра, справедливости, бессмертия.

8. Просмотр слайдов презентации. Приложение 2 .

9. Работа с текстом из сборника типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. ФИПИ, 2012 г.

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13)Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

- (21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь, - сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

- (29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32)Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (36)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон, пропела Агния. - Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон, твердила своё Агния.

- (41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон. - (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

- (44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы рек, повторённые последними фонарями...

(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Какова тема текста? Какова его основная мысль? (В тексте говорится о разрушении храма. Основная мысль заключается в том, чтобы показать недоумение и огорчение человека, увидевшего искореженный пустырь на том месте, где когда-то стоял великолепный храм).

Какие образы противопоставлены? (Автор противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Кроме того, "высота с просторной открытой далью", красота панорамы противопоставлены "теснине города", тихий голос девушки - "городскому громыханию").

Определите основные проблемы. (Проблема сохранения культурного наследия. Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека).

Найдите слова-маркеры, средства выражения позиции автора. (В данном тексте позиция автора открыто не выражена. Слова маркеры будем искать в образах Агнии и Антона, а также в словах автора).

В каких словах выражена авторская мысль? (В словах Агнии " Москва - уходит!" выражена мысль о разрыве связи поколений. Уходит Москва, оставленная нам предками. Уходит история. В словах Антона "Это - Москва!", "Это художественный памятник, его как пить дать оставят". В словах автора "захваченно произнёс Антон", "разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу", "Яконову стало горячо в глазах. Он зажмурился, тихо сел. На каменные обломки, завалившие паперть").

Какое средство выразительности ярко подчеркивает недоумение, потрясение Антона? (Парцелляция в предложениях 17, 18).

Какая смысловая связь может быть между данным текстом и предыдущими? (Речь идет о красоте и величии храмов, а также об оставшихся от них обломках. "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти" --- "3емля под ногами в обломках кирпича , в щебне , в битом стекле , и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству... Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу". Тексты объединены общей проблемой: проблемой сохранения культурного наследия).

10. Слово учителя. Мы видим удручающие картины, являющиеся следствием разрушения. У человека, глубоко понимающего закономерности нетленного созидания, связанного с нравственными законами, с традициями православной культуры, у человека, глубоко понимающего историческую ценность подобных архитектурных сооружений, в душе возникает недоумение, сожаление об утрате прекрасного, вечного.

11. Слово учителя. Одним из защитников культурного наследия был Д.С. Лихачёв. Он выступал против бездушного преобразования исторически ценных объектов. Для него было важным сохранение памятников прошлого такими, какими оставили нам в наследие заботливые предшественники, любившие своё Отечество.

12. Чтение отрывка письма сорок третьего из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя, крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…

Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое “творение” на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

13. Работа над основной мыслью и ключевыми словами. "Она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда".

Делаем вывод о влиянии храма на жизнь человека. Задача - глубоко прочувствовать степень утраты памятника архитектуры, ставшего для академика Лихачева началом новой жизни, связанной с изучением истории Руси. Почувствовать ответственность за свои поступки перед будущим.

14. Оценка сочинения ученика по критериям К1-К4.

У каждого человека, наверное, есть дорогое, памятное место, где он испытывает особое чувство причастности к чему-то великому, вечному. Храмы… Немые свидетели величия и славы страны. Надо ли их сохранять? Именно эту проблему затрагивает Александр Солженицын.

Писатель противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Антону вспомнились горькие слова Агнии о том, что церковь снесут, что “Москва уходит”. Ему больно смотреть на это место, ведь он тогда был уверен, что “художественный памятник... оставят”.

Солженицын жил в эпоху, когда разрушение храмов было явлением нередким. Автор считает, что подобное отношение к памятникам прошлого разрывает связь поколений, нарушает гармонию в жизни человека. Писатель уверен: общество должно бережно относиться к памятникам, сохранять то, что дарит высокие, светлые чувства.

Несомненно, сегодня всем русским людям дорог Храм Христа Спасителя, построенный в ознаменование победы в войне 1812 года. Насколько важен для человека этот храм, мы узнаем из книги "Отречение" писателя и общественного деятеля Петра Проскурина. Он рассказал о долгой, кропотливой работе лучших мастеров из разных уголков страны, о значении храма – символа русской соборности, единства…

Строившийся годами, он был разрушен за одну минуту. О том, что осталось потомкам, написано в статье Петра Георгиевича Паламарчука. Мы видим страшную картину запустения: одинокий остаток собора посреди бесчисленного множества обломков.

Хочется отметить, что к культурному наследию надо относиться бережно, помнить о том, что дошедшее до нас из глубины столетий строилось на века в знак безмерной любви к Родине. И не могут, не имеют права решать судьбу памятников несколько человек. Здесь важно учитывать общественное мнение.

(Ученики оценивают текст по критериям К1-К4).

15. Итоги урока. Рефлексия. Какие чувства испытываете? Какие мысли возникли к концу урока? Какие средства выразительности будете использовать в сочинении, раскрывая проблему сохранения культурного наследия?

16. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына, используя в качестве литературных аргументов материалы: упр. 182 (Статья Даниила Гранина о защите сохранности Невского проспекта Д.С. Лихачёвым), упр. 188 (Статья Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание"), письмо сорок третье из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Использованы материалы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998 г. (Упр. 315).

2. Письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

3. ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под редакцией И.П. Цыбулько. - М. : Национальное образование, 2011. - (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе).

4. Интернет-ресурсы: фотографии (Яндекс. Картинки), материалы о Храме Христа Спасителя (ru.wikipedia.org> Храм Христа Спасителя), Проскурин П.Л. Отречение. Электронная библиотека (http://royallib.com/).

Именно в прошлом человек находит источник для формирования сознания, поиска своего места в окружающем мире и обществе. При потере памяти утрачиваются все социальные связи. Она является определенным жизненным опытом, осознанием пережитых событий.

Что такое историческая память

Она предполагает сохранение исторического и общественного опыта. Именно от того, насколько бережно в семье, городе, стране относятся к традициям, напрямую зависит Сочинение по данной проблеме часто встречается в тестовых заданиях по литературе в 11 классе. Уделим и мы этому вопросу немного внимания.

Последовательность формирования исторической памяти

У исторической памяти есть несколько этапов формирования. Спустя некоторое время люди забывают о случившихся событиях. Жизнь постоянно преподносит новые эпизоды, наполненные эмоциями и необычными впечатлениями. К тому же часто в статьях и художественной литературе события давно минувших лет искажаются, авторы не только меняют их смысл, но и вносят изменения в ход сражения, расположение сил. Появляется проблема исторической памяти. Аргументы из жизни каждый автор приводит свои, с учетом личного видения описываемого исторического прошлого. Благодаря разной трактовке одного события у обывателей появляется возможность делать собственные выводы. Конечно же, чтобы обосновать свою мысль, понадобятся аргументы. Проблема исторической памяти существует в обществе, лишенном свободы слова. Тотальная цензура приводит к искажению реальных событий, представлению их широких слоям населения только в нужном ракурсе. Истинная память может жить и развиваться лишь в демократическом обществе. Для того чтобы информация переходила к следующим поколениям без видимых искажений, важно уметь сопоставлять события, которые происходят в реальном времени, с фактами из прошлой жизни.

Условия формирования исторической памяти

Аргументы на тему «Проблема исторической памяти» можно найти во многих произведениях классиков. Для того чтобы общество развивалось, важно анализировать опыт предков, делать «работу над ошибками», использовать то рациональное зерно, которое было у прошлых поколений.

«Черные доски» В. Солоухина

В чем основная проблема исторической памяти? Аргументы из литературы рассмотрим на примере данного произведения. Автор повествует о разграблении в родном селе церкви. Происходит сдача уникальных книг в качестве макулатуры, из бесценных икон делают ящики. Прямо в церкви в Ставрово организуется столярная мастерская. Еще в одной открывают машинно-тракторную станцию. Приезжают сюда грузовики, гусеничные тракторы, хранят бочки с топливом. Автор с горечью говорит о том, что ни коровником, не подъемным краном нельзя заменить Московский Кремль, Нельзя располагать дом отдыха в монастырском здании, в котором находятся могилы родственников Пушкина, Толстого. В произведении поднимается проблема сохранения исторической памяти. Аргументы, приводимые автором, бесспорны. Не тем, кто умер, лежит под могильными плитами, нужна память, а живым!

Статья Д. С. Лихачева

В своей статье «Любовь, уважение, знание» академик поднимает тему поругания народной святыни, а именно рассказывает о взрыве памятника Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года. Лихачевым поднимается проблема исторической памяти народа. Аргументы, приводимые автором, касаются вандализма по отношению к данному произведению искусства. Ведь монумент был благодарностью народа брату-грузину, который мужественно сражался за независимость России. Кто мог разрушить чугунный памятник? Только тот, кто не имеет представления об истории своей страны, не любит Родину, не гордится Отчизной.

Взгляды на патриотизм

Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти поднята в «Письмах из русского музея», автором которых является В. Солоухин. Он говорит о том, что, рубя собственные корни, стремясь впитывать иноземную, чужую культуру, человек теряет свою индивидуальность. Этот русский аргумент проблем исторической памяти поддерживают и другие патриоты России. Лихачевым была разработана «Декларация культуры», в которой автор призывает защищать и поддерживать культурные традиции на международном уровне. Ученый подчеркивает, что без знания гражданами культуры прошлого, настоящего у государства не будет будущего. Именно в «духовной безопасности» нации заключается общенациональное бытие. Между внешней и внутренней культурой должно быть взаимодействие, только в этом случае общество будет подниматься по ступеням исторического развития.

Проблема исторической памяти в литературе 20 века

В литературе прошлого века центральное место занимал вопрос ответственности за страшные последствия прошлого, в произведениях многих авторов присутствовала проблема исторической памяти. Аргументы из литературы служат тому прямым доказательством. К примеру, А. Т. Твардовский призывал в своей поэме «По праву памяти» переосмыслить печальный опыт тоталитаризма. Не обошла стороной эту проблему и Анна Ахматова в знаменитом «Реквиеме». Она раскрывает всю несправедливость, беззаконие, которые царили в то время в обществе, приводит весомые аргументы. Проблема исторической памяти прослеживается и в творчестве А. И. Солженицына. Его рассказ «Один день Ивана Денисовича» содержит приговор государственной системе того времени, в которой приоритетами стали ложь и несправедливость.

Бережное отношение к культурному наследию

Центром всеобщего внимания является вопросы, связанные с сохранением памятников старины. В суровый постреволюционный период, характеризующийся сменой политического строя, происходило повсеместное уничтожение прежних ценностей. Русские интеллигенты пытались любыми способами сохранить культурные реликвии страны. Д. С. Лихачев выступал против застройки Невского проспекта типовыми многоэтажными домами. Какие еще можно привести аргументы? Проблема исторической памяти была затронута и российскими кинематографистами. На средства, собранные ими, удалось отреставрировать и Кусково. В чем заключается проблема исторической памяти войны? Аргументы из литературы свидетельствуют о том, что актуален этот вопрос был во все времена. А.С. Пушкин говорил, что «неуважение к предкам - первый признак безнравственности».

Тема войны в исторической памяти

Что такое историческая память? Сочинение по данной тематике можно написать на основе произведения Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». Его герой манкурт является человеком, которого насильно лишили памяти. Он стал рабом, у которого нет прошлого. Ни имени, ни родителей манкурт не помнит, то есть ему сложно осознавать себя человеком. Писатель предупреждает о том, что подобное существо опасно для социального общества.

Перед Днем Победы среди молодых людей был проведен Вопросы касались даты начала и окончания Великой Отечественной войны, важных сражений, военачальников. Полученные ответы оказались удручающими. Многие ребята не имеют представления ни о дате начала войны, ни о противнике СССР, никогда не слышали о Г. К. Жукове, Сталинградской битве. Опрос показал, насколько актуальна проблема исторической памяти войны. Аргументы, приводимые «реформаторами» программы курса истории в школе, которые уменьшили количество часов, отводимых на изучение Великой Отечественной войны, связаны с перегрузкой учащихся.

Подобный подход привел к тому, что современное поколение забывает прошлое, следовательно, важные даты истории страны не будут переданы следующему поколению. Если не уважать свою историю, не почитать собственных предков, утрачивается историческая память. Сочинение для успешной сдачи ЕГЭ можно аргументировать словами русского классика А. П. Чехова. Он отмечал, что для свободы человеку нужен весь земной шар. Но без цели его существование будет абсолютно бессмысленным. Рассматривая аргументы к проблеме исторической памяти (ЕГЭ), важно отмечать, что существуют ложные цели, которые не созидают, а разрушают. Например, герой рассказа «Крыжовник» мечтал купить собственную усадьбу, посадить там крыжовник. Поставленная цель его полностью поглотила. Но, достигнув ее, он потерял человеческий облик. Автор отмечает, что его герой «располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показана судьба человека, служившего ложным ценностям. Герой поклонялся богатству как богу. После смерти американского миллионера оказалось, что настоящее счастье прошло мимо него.

Поиск смысла жизни, осознание связи с предками удалось показать И. А. Гончарову в образе Обломова. Он мечтал сделать свою жизнь другой, но его желания не были воплощены в реальность, не хватило сил.

При написании на ЕГЭ эссе по теме «Проблема исторической памяти войны» аргументы можно привести из произведения Некрасова «В окопах Сталинграда». Автор показывает настоящую жизнь «штрафников», которые готовы ценой своей жизни отстоять независимость Отчизны.

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы получить хороший балл за сочинение, выпускник должен аргументировать свою позицию, используя литературные произведения. В пьесе М. Горького «На дне» автор продемонстрировал проблему «бывших» людей, утративших силы для борьбы ради своих интересов. Они осознают, что жить так, как они, нельзя, и необходимо что-то менять, только делать что-либо для этого они не планируют. Начинается действие этого произведения в ночлежке, там же и завершается. Ни о какой памяти, гордости за своих предков речи даже не идет, герои пьесы об этом даже не задумываются.

Одни пытаются, лежа на диване, рассуждать о патриотизме, другие, не жалея сил и времени, приносят своей стране реальную пользу. Нельзя оставить без внимания, рассуждая об исторической памяти, удивительный рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем говорится о трагической судьбе простого солдата, потерявшего во время войны своих родных. Встретив мальчика-сироту, он называет себя его отцом. О чем свидетельствует данный поступок? Обычный человек, который прошел через боль утрат, пытается противостоять судьбе. В нем не угасла любовь, и он хочет подарить ее маленькому мальчику. Именно желание творить добро дает солдату силы жить, несмотря ни на что. Герой рассказа Чехова «Человек в футляре» рассказывает о «довольных собой людях». Имея мелкособственнические интересы, пытаясь отстраниться от чужих бед, они абсолютно равнодушны к проблемам других людей. Автор отмечает духовное оскудение героев, которые возомнили себя «хозяевами жизни», а в реальности являются обычными мещанами. Они не имеют настоящих друзей, их интересует только собственное благополучие. Взаимовыручка, ответственность за другого человека ярко выражена в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Все подопечные капитана Васкова не просто вместе сражаются за свободу Родины, они живут по человеческим законам. У Симонова в романе «Живые и мертвые» Синцов на себе выносит товарища с поля боя. Все аргументы, приведенные из различных помогают понять суть исторической памяти, важность возможности ее сохранения, передачи другим поколениям.

Заключение

При поздравлении с каким-либо праздником звучат пожелания мирного неба над головой. О чем этого свидетельствует? О том, что историческая память о тяжелых испытаниях войны передается из поколения в поколение. Война! Всего пять букв в этом слове, но сразу возникает ассоциация со страданиями, слезами, морем крови, смертью родных и близких. Войны на планете, к сожалению, проходили всегда. Стоны женщин, плач детей, отголоски войны должны быть знакомы подрастающему поколению по художественным фильмам, литературным произведениям. Нельзя забывать о тех страшных испытаниях, что выпали на долю русского народа. В начале 19 века Россия участвовала в Отечественной войне 1812 года. Чтобы жива была о тех событиях историческая память, русские писатели в своих произведениях постарались передать особенности той эпохи. Толстой в романе «Война и мир» показал патриотизм народа, его готовность отдать жизнь за Отчизну. Читая поэмы, рассказы, романы о Партизанской войне, молодые россияне получают возможность «побывать на полях сражений», почувствовать ту атмосферу, что царила в тот исторический период. В «Севастопольских рассказах» Толстой рассказывает о героизме Севастополя, проявленном в 1855 году. События описаны автором настолько достоверно, что складывается впечатление, что он сам был очевидцем той битвы. Мужество духа, уникальная сила воли, удивительный патриотизм жителей города достойны памяти. Толстой ассоциирует войну с насилием, болью, грязью, страданиями, смертью. Описывая героическую оборону Севастополя в 1854-1855 годов, он подчеркивает силу духа русского народа. Б. Васильев, К. Симонов, М. Шолохов, другие советские писатели многие свои произведения посвятили именно сражениям Великой Отечественной войны. В этот сложный для страны период женщины трудились и сражались наравне с мужчинами, даже дети делали все, что было в их силах.

Ценой жизни они пытались приблизить Победу, сохранить независимость страны. Историческая память помогает сохранять в мельчайших деталях информацию о героическом подвиге всех бойцов и мирных жителей. Если будет утрачена связь с прошлым, страна потеряет свою независимость. Этого допускать нельзя!

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь.


Сочинение

Каждый город, помимо своей исторической составляющей, ассоциируется у большинства людей с теми достопримечательностями, какими он обладает. Это может быть маленькая, сохранившаяся с давних времен часовня, в которую съезжаются все жители соседних городов, или возвышающаяся над землей церковь, с большими, красивыми куполами, которые видно с любого уголка города. Памятники поэтам и художникам, огромные силуэты и маленькие, скромные бюсты, а также сохранившиеся старинные усадьбы – все это наполняет мир и остается важной составляющей нашей жизни. Но какую именно роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Вместе с В.П. Катаевым мы попробуем ответить на этот вопрос, поднятый им данном тексте.

Рассказчик повествует нам о том, как болезненно переживал он «эпоху перестановки и уничтожения памятников». Жуткий дискомфорт и даже внутреннюю пустоту принесло ему отсутствие Пушкина на Тверском бульваре. Те действия, которые совершала в тот период та самая «незримая всевластная рука», навеивали герою текста лишь «пустоту, с которой трудно было примириться». Уничтожение исторических и культурных памятников приравнялось для него с «другим измерением» - когда, вроде бы, все вокруг знакомо, но вместе с тем незнакомо, пусто и противоестественно.

В.П. Катаев считает, что памятники истории и культуры – это та часть исторической памяти, которая создает неповторимый облик города. Она вмещает в себя всю ту совокупность деталей, исторических событий и фактов, за которые мы и ценим каждый отдельный город нашей необъятной Родины.

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, исторические и культурные памятники – это постоянное напоминание о насыщенном прошлом нашего Отечества. Уничтожая их, мы, в первую очередь, уничтожаем тот облик, ту атмосферу, за которые мы и любим свой родной город. И дело даже не в красоте и величественности тех каменных силуэтов, которые зачастую пытаются заменить более новыми и усовершенствованными «пародиями», - дело в их историческом прошлом. И потому любое обветшалое. но исторически важное здание, однажды благополучно снесенное, еще надолго оставляет после себя «эффект присутствия» и невосполнимую пустоту.

Об этой проблеме рассуждает в своей статье «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачев. Автор пишет в ней о том, что «…утрата любого памятника культуры невосстановима…», потому как ни один современный памятник не может заменить своим прошлым тот монумент, который ни одно десятилетие радовал и вдохновлял людей, потому как «…материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами…». Писатель считает, что уничтожение культурных и исторических памятников – это показатель неуважения к прошлому своей страны.

О роли памятников в жизни человека пишет и А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник». Памятник в поэме не является неодушевлённым предметом, а, наоборот, символизирует образ Петра I и представляет собой живое существо, способное наполняться «великими думами». Этот самый Медный Всадник, как в жизни, так и в поэме, воплощает в себе противоречивый образ Петра – с одной стороны, мудрого деятеля, с другой – самовластного императора. Он является ярчайшей деталью, из которых и состоит Санкт-Петербург и благодаря которой жители нашей страны так любят этот город на Неве.

В заключение хотелось бы еще раз отметить патриотическую важность сохранения памятников истории и культуры. За каждым из нас стоит неоспоримая задача – передать своим потомкам любовь к истории своей страны, а памятники и строения с глубокой историей являются непосредственными нам в этом помощниками.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема сохранения культурного наследия»

Текст из ЕГЭ

(1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2) И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3) И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4) Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой -то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под не начатое строительство. (5) А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.

(6) Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7) Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем.

(8) Да! (9) Да! (10) Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11) Он оглянулся. (12) Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под моста дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14) Её нет. (15) Или эти груды камня — от колокольни? (16) Яконову стало горячо в глазах. (17) Он зажмурился, тихо сел. (18) На каменные обломки, завалившие паперть.

(19) Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20) Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: — (21) Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24) И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. — (25) Вот эта церковь,— сказала Агния. — (26) Но не самое красивое место в Москве. — (27) А подожди. (28) Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот — (29) Так смотри! (30)

Антон ахнул. (31) Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34) И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. -(35) Да! (36) Это — Москва! — захваченно произнёс Антон. — (37) Но она — уходит, Антон, -пропела Агния. — Москва — уходит!.. — (38)Куда она там уходит? (39) Фантазия. — (40) Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния. — (41) Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42) Это художественный памятник, его всё равно оставят. (43) Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба. — (44) Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45) Яконов очнулся. (46) Да, … разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47) Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48) Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями…

(по тексту А.И. Солженицына)

Вступление

Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально.

К сожалению, часто во имя каких-то бытовых нужд исторические памятники и памятники культуры не реставрируются, разрушаются, сносятся, а на их месте выстраиваются современные торговые центры.

Проблема

Проблему сохранения культурного наследия поднимает А.И. Солженицын на примере утраты старинной церкви, которая имела большую культурную значимость, при этом много значила лично для героя текста Яконова.

Комментарий

Текст начинается с того, что Яконов идет по маленькой, едва заметной тропинке, преодолевая усталость, неровности пути. Путь его усыпан стеклом, щебнем и обломками кирпичей. Оказавшись на месте, он обнаружил остатки будки и подготовленное, но давно заброшенное место для строительства. На горке, практически в центре столицы, Яконов увидел несколько белых ступеней, которые заставили ожить воспоминания в сердце героя. Из-за сумерек уже было не различить, куда вели эти ступени. Виднелись лишь большие железные ворота, скрытые слежавшимся щебнем.

Ему вспомнилась текущая внизу речка, колокольня, которой сейчас уже не было. От осознания разрушения колокольни, Яконов ощутил сильнейшую боль в сердце, зажмурился, присел.

И тут его осенило: 22 года назад он бывал тут с девушкой по имени Агния. Тогда осенним вечером они гуляли у Таганской площади, и девушка предложила показать одно из самых красивых мест в Москве.

Они долго шли к небольшой кирпичной церкви. В ее ограде было тесно, вмещалась только узкая тропинка, для свершения крестного хода. Там рос огромный, высокий многолетний дуб, от его высоты церковь казалась совсем миниатюрной.

Агния сказала, что это еще не самое красивое место, оно располагалось внизу, где горела река, где лежала вся Москва, сияющая на закатном солнце. Агния сказала, что Москва эта уходит, что это место собираются уничтожать, церковь будут сносить. Антон не верил в это, он утверждал, что художественный памятник останется неприкосновенным.

Когда Яконов очнулся, он понял, что пророчества Агнии сбылись, колокольня и лестница были разрушены. Он не мог в это поверить.

Авторская позиция

Автор выражает свою боль через переживания лирического героя. Для него это стало настоящим потрясением. А.И. Солженицын призывает сохранять памятники культуры, потому что это не только историческая память, это еще и воспоминания людей, их духовная память.

Своя позиция

Нужно очень трепетно относиться к наследию прошлого, давая возможность потомкам прочувствовать дух прошедшего времени, насладиться историей, которая находится прямо перед глазами и которую можно запросто потрогать рукой. Разрушение памятников истории и культуры влечет за собой разрыв времен, разрушение преемственности поколений.

Аргумент 1

В произведении В. Солоухина «Черные доски» говорит о том, что множество старинных икон, церквей было уничтожено после революции. Он вопрошает о том, неужели стены, где венчались отцы, деды и прадеды, не достойны лучшей участи. В них хоронили своих предков наши соотечественники. Разве достойны эти места подобного обхождения? Солоухин предупреждает о том, что от разрушения церквей недалеко до надругательства над могилами. Писатель утверждает, что разрушая памятники прошлого, мы теряем человеческий облик.

Аргумент 2

В другом произведении В. Солоухина «Письма из русского музея» автор рассуждает о реконструкции Москвы, вспоминая, что на месте величайших, ценнейших исторических памятников архитектуры сейчас пустоты, незавершенные или не начатые строительства. Отказываясь от прошлого, мы практически ставим крест на своем счастливом будущем, так как опыт, накопленный поколениями, исчезает вместе с ним.

Заключение

Разрушая памятники прошлого, наше культурное наследие, наши историческую архитектуру, мы обрубаем свои исторические корни, уничтожаем память о прошлом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!