Всемирный день толерантности: мероприятия и история праздника. Международный день толерантности в школе. Сценарий Сценарий мероприятия по толерантности в детской библиотеке

Двадцать первый век позволил современному человеку сделать множество важных открытий, а развитие новых технологий значительно упростило нашу жизнь, сделало ее комфортнее. Но почему-то это не дало homo sapiens стать добрее и терпимее друг к другу. Вечная борьба добра со злом все еще продолжается в наше прогрессивное время.

В результате новостные каналы пестрят тревожными сообщениями о фактах терроризма, агрессии, криминальных инцидентов. Поэтому сегодня проблема поиска оптимальных методов искоренения нетерпимости достигает колоссальных масштабов и является чрезвычайно актуальной. Важным шагом на пути к ее решению можно считать День толерантности, который отмечается ежегодно 16 ноября.

Международный день с акцентом на терпимости

Два десятилетия назад, в 1995 году, состоялась 28-я Генеральная Конференция ЮНЕСКО, на которой приняли Декларацию принципов терпимости и торжественно объявили о намерении ежегодно отмечать Всемирный день толерантности. В данном документе понятие «терпимость» (или же «толерантность») рассматривается как понимание и принятие многогранности, разнообразности, самобытности культур, существующих на нашей планете. к другим людям, несмотря на избранные ими формы самовыражения и способы проявления собственной индивидуальности.

В Декларации указано, что такова человеческая природа: все мы - разные, и в то же время равные, независимо от внешнего вида, национальной принадлежности, социального статуса, ценностей или поведения. День толерантности призван подчеркнуть эту общность.

Будущее человечества - в единстве

К сожаленью, нетерпимость существует, продолжая составлять угрозу миру и гармонии на Земле. Поэтому человечество, вкусившее горечь изнурительных войн, избрало толерантность основополагающим принципом морали.

Все чаще мы приходим к пониманию, что непримиримость и бескомпромиссность должны исчезнуть, на первый план нужно поставить усилия по предотвращению назревающих и преодолению существующих конфликтов. А чудесным напоминанием о такой необходимости является, собственно, толерантности. Мероприятия, которые он предусматривает, наилучшим образом учат нас единству, справедливости и уважению.

Путь к гармонии с окружающим миром

Происхождение термина «толерантность» непосредственно связано с именем влиятельной фигуры в правительственных кругах Франции на рубеже XVIII-ХІX веков - Талейраном-Перигором.

Князь Талейран в свое время был одним из близких помощников Наполеона. Этот человек сумел удержаться на посту министра иностранных дел при неоднократной смене власти - революционной, наполеоновской и королевской. Он действительно был талантлив во многих сферах, но особенно хорошо ему удавалось считаться с мнением посторонних, учитывать их нрав и личностные качества, относиться к ним с уважением и при этом не изменять своим собственным принципам, заглаживать спорные вопросы без ущерба для всех участвующих сторон. Он сам управлял ситуацией, а не слепо подчинялся обстоятельствам и оппонентам.

Используя поведенческую линию этого политика как пример для подражания, влиятельные лица развитых государств современности призывают население всего мира не игнорировать День толерантности, а наоборот - учиться быть мудрыми, лояльными, милосердными, сострадательными и прощающими. Ведь именно эти качества помогают человеку находиться в постоянной гармонии с окружающим миром и добиваться успеха во всех своих начинаниях, независимо от внешних факторов.

Черты толерантной и интолерантной личности

Толерантным следует считать человека, наделенного особым нравственным качеством, что отображает активную социальную позицию и отсутствие психологического барьера для конструктивного общения с представителями другой национальности, социальной группы, иных взглядов, верований, мировоззрений, поведения.


Интолерантная личность проявляет такие качества, как нигилизм, эгоизм, игнорирование мнения других, нетерпимость и непонимание по отношению к ним, раздражительность, цинизм, пренебрежение, стремление переносить ответственность на других людей, постоянное ощущение нависшей угрозы и необоснованная агрессия.

Семья и школа: курс на толерантность

Тенденции последних лет свидетельствуют о катастрофическом росте в подростковой и молодежной среде различных форм Заметьте, уже привычным в нашей повседневности выглядит проявление грубости, насилия, жестокости со стороны подрастающего поколения.

И эта серьезная проблема не оставляет равнодушными наиболее сознательных представителей общественности, в частности педагогов и родителей. На сегодняшний день даже разрабатывается новое, уникальное направление - педагогика толерантности.

Внимание на правильном воспитании

Ведущая задача современной образовательной политики - воспитание толерантности у детей, юношества и молодежи. Предлагаем коротко рассмотреть наиболее эффективные педагогические способы развития этого качества у школьников во время учебного процесса.

Однозначно благоприятной для воспитания толерантности считается совместная творческая деятельность, особенно если у нее имеется общественно значимый смысл. Отличный результат может продемонстрировать и применение коллективного обсуждения проблем. Такой подход даст возможность каждому учащемуся вступить в разговор, выразить собственное мнение, предложить решение определенной задачи, выслушать других и достичь компромисса. При этом педагогу не следует проявлять излишнюю опеку, открыто управлять процессом обсуждения, что будет тормозить развитие отношений между детьми. Естественно, уместно планировать подобные мероприятия ко Дню толерантности, что лишний раз подчеркнет важность общей деятельности классного коллектива.

Правила конструктивного общения

Накоплению опыта толерантного взаимодействия успешно способствует и специальное обучение детей основам конструктивного общения. Достижению поставленной цели лучше всего поспособствуют коммуникативные тренинги, развивающие компетентность школьников в сфере установления контактов с разными людьми и формирующие у них способы преодоления трудностей в общении. С помощью таких занятий проведение не вызовет больших проблем у его организаторов. Главное, дети должны запомнить следующие правила: учись уважать ближнего; слушай, о чем он говорит; тактично отстаивай свое мнение; отыскивай подходящие аргументы; будь справедливым; стремись учитывать интересы окружающих.

Отмечаем День толерантности в школьном коллективе

С целью формирования и укрепления в сознании представителей ценностей социокультурного взаимодействия в общеобразовательных учреждениях принято организовывать не одно, а небольшой цикл тематических занятий на протяжении года.

Но самое важное - День толерантности в школе, мероприятия в его рамках особенно поучительные и интересные. Его программу могут значительно украсить праздничные концерты, «круглые столы», тренинги, лекции, киносеансы, экскурсии и даже творческие фестивали. Лучше, чтобы именно дети были активными участниками этого содержательного разнообразия.

Сценарий мероприятия « На планете - толерантность »

Слайд 1

Ведущий 1. Мы сегодняшнюю встречу посвятим - Международному дню толерантности.

слайд 2
Ведущий 2: «А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность”.

слайд 3
Ведущий 1: А что оно означает, знаете?

(выслушать мнение)
Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?
(выслушать ответы)

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов?

(выслушать ответы)

Хорошо или плохо, что все мы разные?

(выслушать ответы)
Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга.

слайд 3
Ведущий 2:
А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.

Ведущий 1: Что такое толерантность?
слайд 4
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
слайд 5
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
слайд 6
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ведущий 2: слайд 7
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

Ведущий 1: слайд 8
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

Ведущий 2:
День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Ведущий 1: слайд 9
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Все – мы разные, все мы – равные!

Ведущий 2:
Мы живём в многонациональной стране.

Ведущий 1: Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
слайд 10
Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.
слайд 11
У нас в стране чаще всего «выращивают» дерево толерантности, на листьях которых дети также оставляют свои пожелания и рисунки. И мы сейчас с вами вырастим дерево толерантности. Оно покроется разноцветными листьями в виде ладошек, которые сохранят ваше тепло.

Ведущий 2. слайд 12, 13
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

Теперь попрошу всех встать. Затем положите правую руку соседу на левое плечо, а левую руку поднимите вверх и по моей команде хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Ведущие (вместе):

Есть праздник, который для всех
Людей, всех народов, традиций и тех,
Кто мыслит иначе, живет по-другому,
Но дверь в его дом открыта любому,
Любому, готовому быть толерантным!

песня «Мы дети твои, Россия»

1.Организационный момент.

2.Постановка темы классного часа.

— Тема классного часа, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна. Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем классном часе? (ответы учеников).

III. Работа по теме.

Наш классный час посвящен одной из важнейших тем воспитания-толерантности.

Тема звучит так: «Планета толерантности»

1.Слово учителя.

Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы все живём в обществе. А учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, просто не обойтись. Наш мир день ото дня становится жестоким, тревожным, нетерпимым. Что же происходит с людьми? От чего люди так жестоки друг к другу? Послушайте стихотворение «Добро и Зло».

2.чтение стихотворения «Добро и Зло»

Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжает жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце — ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
«Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!

И вновь мы слышим это слово – толерантность.

Что такое толерантность?

Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!

3. История происхождения слова «толерантность». (слайды № 6,7).

— Как появилось это слово? Заглянем в прошлое.

— На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

4.Определение понятия «толерантность».

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
➢ в английском – готовность быть терпимым;
➢ во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
➢ в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
➢ в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
➢ в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность часто называют терпимостью, но это не значит, что, ударив по левой щеке, мы должны подставлять правую щеку. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это. Толерантность – милосердие, сострадание, уважение других, прощение, сотрудничество.

5.Чтение стихотворений учащимися.

Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.

Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.

Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

— Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.
Не случайно, что символом толерантности является радуга. Почему?

Как вы думаете, а с чего начинается толерантность? Конечно же, с улыбки.

6.Исполнение песни « От улыбки»

Слово учителя.

Идёт третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти явления особо затрагивают молодое поколение, которому в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах).

6.Правила толерантного общения:
● Уважай собеседника.
● Старайся понять то, о чем говорят другие.
● Отстаивай свое мнение тактично.
● Ищи лучшие аргументы.
● Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
● Стремись учитывать интересы других.

7. Обыгрывание ситуаций.

Давайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты идешь с ними гулять.

2. Ты устраиваешь истерику.
Дети считают.
– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

— Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же нужно сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стал планетой толерантности?

8.Рассказывание притчи.

Китайская притча «Ладная семья» .

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.

И в завершении хочу вам пожелать

Будьте добрыми и человечными

И относитесь, друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.

Просмотр видеоролика « Давайте дружить».

Горит слайд 1 из презентации
Вступление
ВЕДУЩИЙ 1:
-Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир как и природа многообразен и именно этим он прекрасен.
ВЕДУЩИЙ 2:
– Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты.
ВЕДУЩИЙ 3:
– Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
ВЕДУЩИЙ 1:
-Давайте наш разговор начнем о любви…
Сказка
РАССКАЗЧИК:

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

ЛЮБОВЬ:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал ВОЛШЕБНИК и сказал:

– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

РАССКАЗЧИК:
-Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место.…Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

ВОЛШЕБНИК:
– Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

ЛЮБОВЬ:
– Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбирать…

ВОЛШЕБНИК:
– Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

ВЕДУЩИЙ 2:
-Вот прежде чем услышать концовку сказки ответьте, пожалуйста: «А кого выбрали бы вы? Почему?»…….слушаем ответы детей

(продолжение сказки)

РАССКАЗЧИК:
-Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

ВЕДУЩИЙ 3:
-Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)
Актеры…в общем все кроме ведущих уходят за кулисы

ВЕДУЩИЙ 1:
-Мы с вами сегодня поговорим о доброте, любви, взаимопонимании, взаимоуважении, терпении. Все это вмещает в себя слово «толерантность».
Презентация
Загорается слайд 2, выходит рассказчик или ведущие:
– Всеми́рный день психи́ческого - памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика Дмитриевой.
День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.
Слайд 3
-Целями Всемирного дня психического здоровья являются:
Содействие сокращению распространенности психических расстройств: депрессии, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.
Развить новые взаимоотношения между людьми;
Способствовать росту толерантности населения к психически больным;
Разработка мер поощрения лицам, которые занимаются этими проблемами
Слайд 4
-Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
Слайд 5
Критериями психического здоровья являются:
-Критерии психического здоровья Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья
-осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
-чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
-критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее -результатам.
-соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
-способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
-способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
-способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств
Слайд 6
Стрессы стали составляющей частью жизни современного человека.
Люди борются с ними, не задумываясь о том, что нужно не бороться, а не допускать их.
Всемирный день психического здоровья отмечается по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения с 1992 года в целях повышения осведомленности в отношении проблем психического здоровья.
Слайд 7
6 способов снятия стресса
1. Общение с животными.
2. Рвать бумагу.
3. Причёсываться массажной щёткой.
4. Передвинуть в доме 27 предметов.
5. Потереть ладони.
6. Раскрашивать картинки цветными карандашами.
Слайд 8
В мире около 450 млн. человек имеют психические заболевания, страдают от психических, поведенческих, неврологических и вызванных токсикоманией расстройств. Например, по оценкам ВОЗ, более 154 млн. человек во всем мире страдают от депрессии и 25 млн. человек шизофренией, 91 млн. человек страдают от последствий злоупотребления алкоголем и 15 млн. от наркомании.
По данным Минздрава, на учете в психиатрической службе Беларуси находится около 500 тыс. человек.
Слайд 9
Что нужно для психического здоровья?
1. Первой и самой важной составляющей является принятие себя как человека, достойного уважения. Это центральный признак ментального здоровья человека.
2. Умение человека поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с другими. Люди с такими качествами имеют более высокий потенциал к любви и дружественным отношениям.
3. Автономность – это независимость и способность человека регулировать свое поведение изнутри, а не ждать похвалы или оценки себя со стороны окружающих. Это способность, благодаря которой человек может не придерживаться коллективных верований, предрассудков и страхов.
4. Экологическое мастерство – способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.
Слайд 10
5. Наличие цели в жизни – уверенность в наличии цели и смысла жизни, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.
6. Самосовершенствование – мало достичь тех характеристик, которые были описаны выше, важно развивать собственный потенциал. Т.е. должна быть потребность реализации себя и собственных способностей. Важным аспектом отношения к себе, как к личности, способной к самосовершенствованию, является также открытость новому опыту.

Для детей нужны дополнительные условия:
– присутствие родителей;
– внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;
– больше самостоятельности и независимости.

Можно нарисовать круг, разделить его условно на 6 секторов и оценить каждый сектор по десятибалльной шкале.
Так вы наглядно сможете узнать, где именно и в каком аспекте вашей жизни есть нерешенные проблемы. Останется только заняться их решением – а если займетесь, решите обязательно.
Слайд 11
Все уходят кроме одного
Конец презентации загорается слайд 12

ВЕДУЩИЙ:
-Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
? Какое из определений вам больше всего понравились? (ответы)
Игра №1. «Ситуации»
ВЕДУЩИЙ:
-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию и два варианта ответа, а вы выбираете наиболее подходящий:

УЧЕНИК:
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь “нет” и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей безнедостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.

Саша плохо одет…
1. Это неважно. 2. Ты подсмеиваешься над ним.

Пожилая женщина медленно идет.
1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
№ 2. «Комплименты».
ВЕДУЩИЙ:
-Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас узнает о себе много хорошего, все остальные ребят расскажут про положительные качества этого человека.

ВЕДУЩИЙ:
-Какая основная мысль этой китайской притчи?

Игра № 3. Сопоставления
ВЕДУЩИЙ:
-Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной (то есть нетолерантной, противоположной) личности. Приступаем))) говорить, перемешивая свойства, а не так как в списке

Уважение мнения других
-доброжелательность
-желание что-либо делать вместе
-понимание и принятие
-чуткость, любознательность
-снисходительность
-доверие, гуманизм
непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность
ВЕДУЩИЙ:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

ВЕДУЩИЙ:
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Концовка
ВЕДУЩИЙ:
-Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:
——Уважай собеседника.
–Старайся понять то, о чем говорят другие, учитывай их интересы.
Отстаивай свое мнение тактично.
——Ищи лучшие аргументы.
–Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

ВЕДУЩИЙ:
-Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
ВЕДУЩИЙ:
-Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
ВЕДУЩИЙ:
– Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

ВЕДУЩИЙ:
-В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
ВЕДУЩИЙ:
– В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
ВЕДУЩИЙ:
-Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
ВЕДУЩИЙ:
-Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность
ВЕДУЩИЙ:
– «Толерантность» – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Вы сейчас послушали меня, вспомните, что вы уже знали и знаете о толерантности. Ответьте мне, пожалуйста.
Что такое толерантность?
(ответы).
ВЕДУЩИЙ:
-Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
СПАСИБО!

Роли студентов группы

Проведение эпизода 9 (ведущая 6) Е.А.Алексеева

Обеспечение технического оснащения:

музыка к Эпизоду 2, видео 1, 2, 3,

дерево к эпизоду 10 Е.Ю.Антонова

Участие в театрализ. постановке В.В.Войнова

Участие в театрализ. постановке (Терпение),

раздача необходимых материалов

учащимся во время проведения мероприятия,

проведение эпизода 7 – ведущая 4 М.П.Ефросиньина

Разработка буклета «Толерантность», заданий,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11 Ю.Н.Кольцова

Разработка заданий и сценария,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11,

ведущая 2 (в сценке – эпизод 2) Ю.В.Купцова

Модератор мероприятия, участие в

театрализованной постановке (Доброта) И.В.Кукушкина

Участие в театрализ. постановке (Любовь) Е.М.Наянзина

Разработка задания, сценария,

фотограф, проведение эпизода 6 (ведущая 3) А.М.Полунина

Обеспечение технического оснащения

(закупка необходимых материалов),

участие в театрализ. постановке (Красота) С.И.Саттарова

Участие в театрализ. постановке (Волшебник) А.Н.Сычева

Участие в театрализ. постановке (Удача),

проведение эпизода 8 (ведущая 5) А.В.Филатова

Ведущая 1 (ведущая всего мероприятия) И.А.Юрьева

Участники мероприятия

Учащиеся 6-ого и 9-ого классов МБУ школы № 23

Место проведения

МБУ № 23, ул. Ставропольская, 19, г. Тольятти

Цели мероприятия

    познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи

    дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

    способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

    способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости;

    способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;

    способствовать адекватному и всестороннему познанию себя и других людей;

  • формировать установки на толерантное общение.
  • ЭПИЗОД 1

    (общение с учащимися)


    Ведущая 1: Древние философы предостерегали: трех вещей нужно избегать в жизни – ненависти, зависти и презрения. Как вы думаете, почему?

    Учащиеся

    Ведущая: Да, вы правы. Все эти чувства приводят и нас к одиночеству, и разрушают мир, в котором мы живем.

    Наша с вами встреча сегодня посвящена толерантности. Вы знаете, что это такое?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая: Да, толерантный человек – это такой человек, который уважает чувства других людей, который терпимо относится к тому, что другие люди могут выглядеть иначе, думать иначе, чувствовать иначе, чем он. Толерантный человек – это человек, который относится к другим людям с уважением.

    16 ноября отмечается Международный день толерантности. И нашу встречу я бы хотела начать с разговора о том, что люди должны ощущать по отношению друг к другу – с уважения и любви.

    ЭПИЗОД 2

    (инсценировка сказки)

    Участники: Ведущая 2, ведущая 1, Любовь, волшебник, 5 девушек.

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (Появляется Любовь )

    Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику (Появляется волшебник) :

    Любовь : Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Ведущая 2: Подумал волшебник и сказал:

    Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

    Ведущая 2: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (Выходят и встают в ряд пять девушек)

    Волшебник: Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Терпение, пятую – Доброта.

    Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

    Волшебник: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

    Ведущая 2: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. (Любовь подходит к каждой девушке, смотрит каждой в лицо и в конце становится с ими в ряд.) Задумалась Любовь…

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: Почему Любовь выбрала Доброту?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    .

    ЭПИЗОД 3

    (видео 1)

    Ведущая 1: Чтобы проиллюстрировать то, что мы с вами обсудили, мы хотели бы показать вам небольшой ролик.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=TbQodU6Pz-A

    ЭПИЗОД 4

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 1: Ребята, как вы думаете, что такое толерантность? (Именно это слово было написано в конце ролика.)

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    подводит итог ответов учащихся : В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

    ЭПИЗОД 5

    (видео 2)

    Ведущая 1: Давайте посмотрим, как другие ребята объясняют значение толерантности.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=oTp_VsdY1e0

    ЭПИЗОД 6

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 3: Важно понимать, что толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная позиция и готовность к терпимости ради позитивного взаимодействия между людьми разной национальности, разной религии, разных культур.

    Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими – интолерантная, то есть нетерпимая. Но для этого нам с вами нужно разделиться на группы.

    Учащиеся 6-ого класса делятся на группы, вытягивая карточки с цифрами от 1 до 5. Учащиеся каждой группы садятся рядом. К каждой группе присоединяются по два 9-тикласника.

    Каждой группе раздаются карточки.

    Ведущая 3: У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают карточки группам).

    Вот эти две группы должны выбрать те карточки, слова на которых характеризуют толерантную личность. Вот эти три группы должны выбрать те карточки, которые характеризуют интолерантную личность.

    Учащиеся работают в группах.

    Ведущая 3: Какое описание толерантной личности может дать первая группа? (Дети зачитывают ответы) . Вторая группа согласна с такой характеристикой?

    Какое описание интолерантной личности может дать пятая группа? (Дети зачитывают ответы) . Третья и четвертая группы согласны?

    Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, прикрепляют на стену два плаката с перечнем качеств толерантной и интолерантной личности.

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Терпимость

    Сострадание

    Прощение

    Милосердие

    Уважение прав других

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    Ведущая 3: Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.

    Толерантный человек хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    ЭПИЗОД 7

    (эксперимент и общение с учащимися)

    Ведущая 4 : Давайте проведем небольшой тест, чтобы проверить, насколько терпимы вы сами. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами вашего выборы и почему?

    (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают списки каждой группе).

    Итак, список следующий:

    Цыганка

    Чернокожий студент

    Женщина с маленьким ребенком

    Священник в рясе

    Инвалид на коляске

    Китаец

    Очень пожилая женщина

    Милиционер

    Больной человек, который очень плохо выглядит (насморк, кашель)

    Человек, похожий на наркомана

    Человек из деревни с большим мешком

    Бывший заключенный

Ведущая 4 заслушивает ответы каждой группы.

Ведущая 4: Анализируя свой выбор, давайте задумаемся, чтó в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения? Попробуем ответить на следующие вопросы (Ведущая задает вопросы учащимся и спрашивает их по поднятой руке) :

    Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

    Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

    Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

    Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

    Как лучше всего поступать в таких случаях?

ЭПИЗОД 8

(общение с учащимися)

Ведущая 5: Многие известные люди говорили о толерантности. И мы теперь с вами знаем, почему. Но говорили они разными словами.

Мы предлагаем вам выгянуть изречение и объяснить нам, что же хотел сказать тот или иной ученый или известный деятель.

Представители команд вытягивают карточки с 2мя изречениями. Каждой команде дается по 3 минуты на обсуждение. Представители команд зачитывают изречения и объясняют, как они их понимают.

Изречения:










10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

ЭПИЗОД 9

(сценки, подготовленные учащимися)

Ведущая 6: Мы с вами обсудили ситуацию в поезде, но бывают различные иные ситуации. Мы предлагаем вам подумать и показать нам, что может произойти, если встретятся определенные люди, какой конфликт может между ними возникнуть и как выйти из этого конфликта.

Представитель от каждой команды подходит к ведущему и выбирает героев для ситуации:

* старик – юноша;

* учитель – ученик;

* родители – сын студент;

* курящий – некурящий;

* здоровый человек-инвалид на коляске.

Ведущая 6: Итак, команде нужно придумать ситуацию интолерантности и предложить разрешить эту ситуацию толерантным путем.

После показала сценок Ведущая обсуждает с детьми, что получилось отразить особенно хорошо, почему так вели себя герои и т.п.

ЭПИЗОД 10

(подведение итогов мероприятия)

Ведущая 1: Мы с вами, на мой взгляд, замечательно провели сегодня время. И нам хотелось бы каждому из вас вручить буклеты, потому что все вы показали, насколько вы добрые, отзывчивые, терпимые, чуткие и сострадательные к другим людям, независимо от того, какой они национальности, культуры, религии и возраста.

На каждую команду дается необходимое количество буклетов и конфет (чтобы хватило каждому учащемуся). Одновременно на группы раздается нужное количество листочков.

А нам хотелось бы еще раз напомнить вам, что чтобы получалось жить в мире друг с другом, чтобы получалось работать в команде и делать наш мир лучше, нужно:

    сохранять спокойствие, когда сердишься;

    владеть собой, иметь выдержку и хладнокровие;

    иметь терпение выслушивать собеседника;

    спокойно объяснять свою точку зрения;

    подумать, из-за чего возник спор, если он возник.

Ведущая 1: Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”; листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доске).

Ведущая 1: В конце нужно сказать, что все мы – семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Всего вам доброго!

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Техническое оснащение к сценам”

ЭПИЗОД 1 : ———————

ЭПИЗОД 2:

    музыка

    костюмы для актеров театрализованной постановки: волшебник и Любовь

    карточки с надписями: Радость, Доброта, Удача, Красота, Терпение

ЭПИЗОД 3:

    видео 1

ЭПИЗОД 4 : ———————

ЭПИЗОД 5:

    видео 2

ЭПИЗОД 6:

    плакат А3 с перечнем качеств толерантной личности

    Принятие другого таким, какой он есть

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    • 5 наборов карточек с написанными на них словами:

      Терпимость

      Бессердечность

      Конфликтность

      Сострадание

      Прощение

      Вспыльчивость

      Желание что-либо делать вместе

      Милосердие

      Злорадство

      Ложь

      Сотрудничество

      Уважение прав других

      Раздражение

      Принятие другого таким, какой он есть

      Доброжелательность

      Непонимание

      Эгоизм

      Чуткость

      Нетерпимость

      Выражение пренебрежения

      Раздражительность

      Доверие

      Равнодушие

      Зависть

      Агрессивность

    ЭПИЗОД 7:

      5 листов с перечнем определенных людей

    ЭПИЗОД 8:

      10 карточек с изречениями:

    1) «Мы обречены на толерантность» (А. Г. Асмолов)

    2) «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А. Г. Асмолов)

    3) «Патриотизм и толерантность – два крыла; они неразрывны» (М.В.Воскобойников)

    4) «Поставь себя на место другого» (Е. Г. Гениева)

    5) «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр)

    6) «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» (С. Лихачёв)

    7) «Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». (Мишель де Монтень)

    8) «Современный мир жесток, жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать толерантность» (М. Орлова)

    9) «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть». (Рутт, психолог)

    10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    ЭПИЗОД 9:

      карточки со словами:

      * старик – юноша

      * учитель – ученик

      * родители – сын студент

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!