При какой форме дизартрии необходим расслабляющий массаж. Массаж помощью зонда. Противопоказания к проведению.

Существует две разновидности дизартрии: повышенный или пониженный мышечный тонус. Технику массажа нужно выбирать исходя из вида заболевания у ребенка.

Правила проведения массажа языка при дизартрии у детей:

  • Следите за температурой в помещении, где будет проводиться процедура. Температура должна быть комфортной, никаких сквозняков;
  • Тщательно вымойте руки с мылом перед проведением сеанса. Обработайте антисептиком. Уберите украшения с пальцев, отстригите ногти. Важно не повредить слизистую малыша;
  • Проводите массирование языка через 3 часа после приема пищи малышом. Почистите маленькому пациенту зубы, попросите прополоскать рот. Избавьтесь от крошек, остатков пищи в ротовой полости;
  • Движения выполняйте от кончика языка, углубляясь в ротовую полость;
  • Установите специальный шпатель, ограничивающий движение языка в сторону неба, иначе у «пациента» начнется рвотный рефлекс, процедура станет невозможна;
  • Попросите малыша максимально расслабить шею, челюсть. Можно помассировать плечи, шею перед началом массажа для большего расслабления и доверия ребенка к вам;
  • Процедура лечения языка проводится через марлевую или тканевую салфетку. Наденьте напалечник на палец;
  • Начинайте сеансы массажа с 5 минут, постепенно увеличивая время процедуры. Курсы массажа при дизартрии длятся в среднем 20 дней в зависимости от степени заболевания;
  • При гипертонусе мышц для большего эффекта от процедуры ребенок может подержать во рту настой из трав;
  • Положите ребенку под шею валик или подушку.

Массажа лица

Наденьте на руки специальную варежку, предварительно продезинфицировав руки антисептиком. Температура в комнате комфортная, форточки закрыты, чтобы не было сквозняка. Легко погладьте лицо ребенка. Круговыми движениями начните массаж лба ребенка. От центра лба продвигайтесь к височной зоне, движения максимально нежные, легкие, без лишних надавливаний, следите за комфортом, расслабленностью ребенка.

Родители являются чрезвычайно важной частью программы терапии своего ребенка и помогают определить, является ли он успешным. Дети, которые выполняют программу быстрее и с самыми длительными результатами, это те, чьи родители были вовлечены. Спросите терапевта о том, как вы можете помочь своему ребенку.

Процесс преодоления расстройства речи или языка может занять некоторое время и усилия, поэтому важно, чтобы все члены семьи были терпеливыми и понимали ребенка. Различные дисциплины и учреждения участвуют в продвижении и заботе о людях с нарушениями мозгового движения: медицине, психологии, социологии, педагогике и т.д. в этих областях были разработаны специализированные языки, которые часто не понятны для мирянина. Следующие ключевые слова отнюдь не являются исчерпывающими. Они должны служить первой ориентации.

Массаж лица проводится от центра к волосам, подбородку, шее. Уделите максимальное внимание щекам, губам.

Губы нежно разомните поглаживающими движениями. Прогладьте щеки от центра к губам и к ушам. Погладьте уши. Повторяйте каждое движение от 2 до 5 раз. В начале сеансов массажей лица проделывайте каждое движение быстро, к концу курса увеличивайте интенсивность, длительность сеансов. Посмотрите видео выполнения массажа лица при дизартрии у детей. Соблюдайте инструкции лечащего врача, назначающего лечение самостоятельно или под присмотром специалиста.

Ежедневная и деловая компетентность

Весьма несистематический выбор зависит от частоты их использования и предполагаемых объяснительных требований. Многие объяснения исходят от Хельги Тремль-Зидер. В медицине термин «атаксия» относится к ненадлежащей координации, несбалансированному взаимодействию мускулатуры во время движения. В результате движения кажутся небезопасными и неравномерными.

Медицинский термин для беспорядка движения с непроизвольными движениями. Выполнение движения не кажется текучим, но подавляющим. Независимость, независимость. Автономия ребенка является важной целью в продвижении и терапии. Образовательный метод поощрения детей-инвалидов. Метод, разработанный Андреасом Фрелихом с 1970-х годов, направлен на предоставление детям доступа к окружающей среде через элементарное восприятие и, таким образом, стимулирование процессов обучения.

Массаж языка

Для уменьшения гипертонуса мышц языка проводите массаж языка при дизартрии у детей. Эта процедура очень важна, ведь детям с дизартрией трудно удерживать язык вне полости рта.

  • Начните с постукиваний пальцем над верхней губой справа налево, затем наоборот. Простучите область нижней губы по такому же принципу;
  • Спускаясь от носа к верхней губе «прохлопайте» эта часть, затем погладьте подушечками пальцев это место;
  • Положите указательные пальцы на уголки губ, с помощью надавливающих движений сведите углы губ в трубочку, разведите обратно. Повторите 5 раз;
  • Толкайте к носу верхнюю губу подушечкой указательного пальца;
  • Указательный палец заведите за щеку малыша, проведите круговые движения двигаясь вдоль щеки. Касайтесь пальцами внутри и снаружи щеки друг друга, создавая легкое давление;
  • Поднимайте и опускайте язык, «припечатайте» его к небу.

Массаж помощью зонда

Перед самостоятельным проведением массажа приобретите специальное устройство, чтобы делать зондовый массаж от дизартрии у детей. Устройство называется зондом. Может быть пластмассовым или металлическим.

Метод общения для неверующих людей с ограниченными возможностями на основе символов, к которым Чарльз Блисс дал толчок в 1940-х годах. В отличие от букв, которые являются исключительно несущественными, символы Блисса напрямую связаны с реальностью, которую они представляют.

Целостный подход к лечению людей, чья способность участвовать в повседневной жизни ограничена неврологическим расстройством или расстройством развития. Концепция восходит к Берте и Карелу Бобату. Он включает в себя меры физиотерапии, профессиональной терапии и логопедии и включает в себя развитие двигательного, умственного, лингвистического, социально-эмоционального развития, а также опережающие меры по предотвращению последствий травм, таких как сокращение сухожилий, мышц и связок.


Выбирайте, предварительно посоветовавшись с лечащим логопедом. Зондовый массаж языка эффективен при дизартрии у детей. Перед покупкой обязательна консультация со специалистом.

  • Проведите шариковым зондом по языку вдоль мышц 10 раз;
  • Возьмите пластмассовый зонд, проведите по массажным точкам на языке, продвигайтесь от корня языка к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Прогладьте поперечные мышцы языка от корня к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Нащупайте пальцем или зондом под языком «ямочки», сделайте точечные повороты против часовой стрелки. Не продолжайте массаж точек более 12 секунд. Повторите 3 раза;
  • Легкими надаливающими движениями погладьте язык от корня к кончику. Повторите процедуру несколько раз. Прогладьте язык по бокам, по середине, со всех сторон;
  • Проведите массаж языка с помощью марли, высше описано, как правильно делать эту процедуру;
  • Посмотрите видео с правильным выполнением поглаживаний, растираний, вибраций языка детей.


Федеральная ассоциация самопомощь

Сочетание различных ассоциаций, связанных с инвалидностью, в области помощи инвалидам. Концепция лечения детей и взрослых с коммуникативными сенсомоторными и орофациальными расстройствами. Расстройства мозговой подвижности могут возникать после раннего повреждения головного мозга, Например, из-за недостатка кислорода или кровоизлияния в мозг. Тяжелая травма может также привести к нарушениям мозгового движения. В редких случаях причиной являются серьезные заболевания мозга. Расстройства мозговой подвижности характеризуются изменениями в напряженности мышц и координации движения.

Перед началом сеансов лечебных массажей от дизартрии проконсультируйтесь с логопедом, специализирующемся на вашей проблеме. Польза достигается только при регулярных сеансах, проводите их 2-3 раза в день, не забывайте делать перерыв раз в неделю. Скорость излечения напрямую зависит от степени запущенности заболевания. У детей с легкой, средней степенью дизартрии улучшения в речи, произношении замечаются после недели регулярных занятий, массажей, лечения.

Все части тела могут быть затронуты. Все движения могут быть сложными: движение, а также движения рук, рук и речи. При спастичности напряжение мышц слишком велико. Поэтому количество движения невелико. В случае атетоза напряжение мышц сильно колеблется. Это приводит к наружным, трудно контролируемым движениям. В случае атаксии напряжение мышц низкое и колеблется. У затронутых лиц есть особые трудности с тонким контролем движений. У некоторых детей есть гипотония, постоянно низкое мышечное напряжение с соответствующей трудностью всех движений.

Максимально пресекайте у ребенка заболевание с грудного возраста. Если еще до года начинаются проблемы с проглатыванием молока, нарушением мимики, нарушением сосательного рефлекса, повышенное слюноотделение — обратитесь к логопеду.

С 3 месяцев грудничку назначают массаж лица, языка. Выполнять стоит с повышенной осторожностью под контролем лечащего врача. Помните, излишняя самостоятельность вредит здоровью детей. Обязательно отводите детей к специалистам, компетентным в вопросах здоровья в разных сферах. Здоровье детей важно для дальнейшего гармоничного, правильного развития. Дизартрия излечима на тяжелых стадиях, но желательно предотвратить их появление.

Особенно часто встречаются смешанные формы спастичности и атетоза, а также спастичность и атаксия. Общим для всех форм является то, что добровольное применение усиливает беспорядок движения. Поэтому пострадавшим нужна физическая терапия, возможно, также профессиональная терапия и речевая терапия специальными нейрофизиологическими методами. При церебральном движении часто происходят нарушения речевых движений. Затронутые лица не могут правильно звучать все звуки. Изучение языка не зависит от дизартрии или анартрии.

У детей с нарушениями подвижности головного мозга есть также так называемые множественные нарушения. Серьезное повреждение головного мозга может одновременно приводить к ухудшению движения и ухудшать развитие интеллекта. Серьезным нарушением является одновременное наличие чрезвычайно тяжелых нарушений моторики головного мозга и чрезвычайных трудностей развития во всех областях. Особенно группа пациентов с тяжелыми формами инвалидности часто страдает от эпилептических припадков. Часто необходим «подход» к соответствующей комбинации лекарств и их соответствующей дозировке.

Дизартрия – расстройство речевой функции, которое приводит к нечленораздельному, часто трудно воспринимаемому произношению. Эта патология изучается как неврологами, поскольку причиной ее возникновения является трансформация нервной регуляции аппарата речи, так и логопедами, занимающимися коррекцией произношения.

Недостаток, недостаток; Здесь также: меньше прогресса развития, чем у детей одного возраста. В тяжелых случаях нарушения мозгового движения уже наблюдаются опытным педиатром в конце второго месяца жизни, а в легких случаях - к концу первого года жизни. Раннее выявление и раннее начало развития могут оказать положительное влияние на общее развитие ребенка. Поэтому профилактический скрининг важен для всех детей, особенно для так называемых «детей риска».

Дети в своем развитии видят и понимают, способствуют продвижению. В диагностике есть разные направления и перспективы. Сегодня диагноз все еще является дефицитом. Затем мы в основном ищем отклонения от соответствующей возрасту развития. Цель состоит в том, чтобы нормализовать развитие посредством слабых мест обучения и уменьшить отклонения в развитии. Ориентация дефицита становится все более проблематичной, особенно при работе с детьми-инвалидами. Сильная внешняя решимость детей в продвижении, связанная с этой ориентацией, нередко является саморазвитием для детей.

Логопеды классифицируют дизартрию по принципу восприятия произношения звуков окружающими и выделяют три степени тяжести: от практически понятной речи (легкая степень) до ее полного отсутствия (тяжелая степень – анартрия).

Логопедический массаж при дизартрии оказывает благотворный эффект на произношение и речевое дыхание, звучность голоса и эмоциональный настрой пациента. Его с успехом используют в комплексе лечебно-педагогических реабилитационных мероприятий, проводимых с пациентами любого возраста, страдающих расстройством звукопроизношения.

Вот почему мы все чаще работаем с другим фокусом сегодня. Затем диагностика больше ориентирована на способности ребенка и поддерживает возможную разработку. Понимание играет важную роль в компетентностно-ориентированной диагностике. Эти нарушения хода движения также включают различные формы атетоза. Эти возмущения движения характеризуются непроизвольными движениями, которые могут быть медленными, червячными или также выходными и рывками.

Эмоциональная агитация, эмоциональное возбуждение - сложный процесс, который происходит на разных психологических функциональных уровнях. Тесты и критерии наблюдения для определения развития ребенка. Профессиональная терапия поддерживает и сопровождает людей всех возрастов, которые ограничены в своей способности действовать или находятся под угрозой ограничения. Цель состоит в том, чтобы укрепить их при проведении значимых мероприятий в областях самообеспеченности, производительности и отдыха в личной обстановке.

Регулярно выполняемый логопедический массаж способствует постепенной нормализации тонуса мускулатуры языка, неба, губ, лицевой мимики, спонтанному формированию правильного произношения, а также сокращению времени его исправления. Даже в случаях выраженной неврологической симптоматики у пациента применение только данного вида коррекции речи, особенно в начале лечебных мероприятий, приносит заметный положительный эффект.

Конкретные мероприятия, адаптация к окружающей среде и консультирование помогают людям действовать в повседневной жизни, участвовать в жизни общества и улучшать качество их жизни. Средства для улучшения и лечения детей-инвалидов или инвалидов; они обычно обеспечивают междисциплинарность, т.е. междисциплинарное и междисциплинарное предложение от младенческого возраста к обучению.

Неделя беременности или весом менее 2, 5 кг. В концепции Бобата «обращение» означает терапевтическое лечение пациента в повседневных ситуациях с помощью рук или тела терапевта или контрольного человека. Медицинский термин для нарушения движения, который особенно влияет на сторону тела и лицевое полушарие.

Показания к проведению

Пониженный либо повышенный тонус мускулатуры речевого аппарата и дыхания, анатомические недостатки (короткая языковая уздечка), проявляющиеся как невнятное звукопроизношение, недоразвитие либо отсутствие речи в детском возрасте, постинсультная афазия у взрослых.

Подготовка

При выполнении процедуры обеспечивают телу пациента позу, позволяющую расслабить артикуляционную мускулатуру и нормализовать дыхание, а также – оптимальную для удобства работы массажиста. Лежащему на спине пациенту подкладывают небольшой валик под шею, чтобы плечи оказались немного приподнятыми, а голова была слегка запрокинута. Верхние конечности пациента располагаются вдоль тела, нижние – свободно выпрямлены либо чуть согнуты в коленках, под которые тоже подкладывается валик. Полусидячая поза обеспечивается специальным креслом с откидывающейся высокой спинкой. Для маленьких детей можно использовать детскую сидячую коляску или стульчик. С первого сеанса укладывать ребенка на массажный стол не стоит. Это может вызвать неприятие с его стороны и нежелательные протесты. В начале лечения пока ребенок не привык к процедуре, ему можно обеспечить нужное положение на руках у одного из родителей.

Расстройство влияет на локализацию поражения или проявляется как общее ухудшение. Уменьшение мышечного напряжения. Термин «включение» означает «включение», «включение» и «общение». В педагогике и социологии. Через «Включая педагогику» и «Социальную интеграцию» люди с ограниченными возможностями смогут участвовать в образовании и общественной жизни.

Детский церебральный паралич

Нарушения мозговой подвижности могут возникать после раннего повреждения головного мозга, Например, недостаток кислорода, кровоизлияние в мозг или серьезные травмы. Они характеризуются изменениями в мышечном напряжении и координации движения. Все части тела могут быть затронуты, все движения могут быть более сложными.

Перед тем, как приступить к массажу, устанавливается порог рвотного рефлекса у пациента. Логопедический массаж языка не выполняется сразу после еды, следует выдержать промежуток не менее двух часов.

При спазмах артикуляционной мускулатуры, которые встречаются гораздо чаще при дизартрии, перед сеансом рекомендуется набрать в рот два-три раза и задержать там теплый настой, приготовленный следующим образом: заварить стаканом кипящей воды по щепотке крапивы, зверобоя, ромашки и чая.

Включение в существующую социальную систему; здесь: сосуществование и работа людей с инвалидностью и без них. Междисциплинарный или междисциплинарный подход включает в себя несколько независимых дисциплин. В лечении людей с инвалидностью это в основном медицина, педагогика и психология. Частичные аспекты объединяются для обеспечения комплексной диагностики и целостной терапии.

Международная классификация функций

Английский: Международная классификация функциональной функции Международная классификация функциональной функции, инвалидности и здоровья Всемирной организации здравоохранения служит транснациональным и междисциплинарным единым языком для описания функционального здоровья, инвалидности, социального воздействия и соответствующих экологических факторов человека. Готовится версия, в которой также учитываются конкретные проблемы для детей и подростков.

Техника проведения массажа при дизартрии

Процедура проводится чистыми теплыми руками, чтобы пациенту было комфортно. Ногти у массажиста должны быть аккуратно вычищены и коротко подстрижены, никаких украшений на пальцах и запястьях не допускается.

Сначала для релаксации мышц шеи массажист поворачивает голову пациента из стороны в сторону несколько раз, затем делается массаж лица при дизартрии чаще для расслабления, иногда – для тонизирования лицевой мускулатуры. Массажные движения повторяют пять-шесть раз.

Основное внимание в работе уделяется усилиям по распространению альтернатив и / или дополнений к голосовой связи у детей, подростков и взрослых, которые обычно слышат, но не могут общаться очень ограниченно. Странное название - немецкоязычная часть международной ассоциации, Международного общества по расширению и альтернативной коммуникации, базирующегося в Торонто, Канада.

Познание заменило понятие «умственные способности». Взаимодействие различных частей тела в сложном движении; Ум, органы, мозг и мышцы работают вместе, чтобы достичь упорядоченных движений жидкости. Речевая терапия используется для лечения нарушений речи, речи, речи и глотания. Лечатся пациенты, страдающие от способности общаться через эти расстройства или нарушения слуха.

Пациент лежит, массажист находится сзади. Поглаживания выполняются в следующих направлениях: от бровей в сторону волос; от центра лба по дуге к вискам; над глазами – от внутреннего угла по дуге к наружному, под глазами – от наружного к внутреннему. В области щек массируют дуги, соединяющие крылья носа, и кость скулы, затем круговыми движениями непосредственно щеки. Мускулатуру губ массируют от центра над верхней губой к ее углам, затем так же – под нижней; от угла рта – к козелку уха. Массажируют, растирая, подбородок; щечную мышцу – от скуловой кости вниз (косточками сжатых пальцев). При асимметрии лица пораженную сторону массируют более интенсивно.

У человека может быть инвалидность, к которой добавлена ​​одна или несколько других инвалидностей. Это часто случается с нарушениями моторики головного мозга. Различные нарушения взаимно усиливают их последствия. Его часто рассматривают несправедливо в неосведомленной и незащищенной среде. Результатом могут быть проблемы с поведением и психологические трудности.

Нейромоторная терапия развития

Активная способность двигаться с помощью мышц и суставов. Эти движения контролируются в мозге.

Орофациальная регуляторная терапия

Концепцию Кастильо-Моралеса. И оперативные, и нерабочие меры призваны помочь - в идеале, временно - обеспечить поддержку повседневной жизни. Ортопеды, имеющие опыт лечения расстройств мозгового движения, дают понять родителям, что вмешательство и меры не предназначены для изменения самого нарушения движения, а только для улучшения состояния статомотора.

Пальцевый массаж языка при дизартрии выполняется с использованием лоскута натуральной ткани, марли, напальчников (сообразуясь с чувствительностью пациента). Во время процедуры массажисту удобно находиться справа от пациента. Предварительно в неторопливом темпе проделывают подготовительные упражнения, расслабляющие мускулатуру корня языка:

  • массажист зажимает язык пальцами (большой находится при этом сверху, указательный и средний – снизу) и вращает его несколько раз в одну, потом – в другую сторону;
  • подтягивает язык на себя, «наматывая» его на указательный палец, потом отпускает, раскручивая.

Массаж языка начинается с ямки под подбородком – глубокие нажатия средним пальцем, не отрывая палец. Чтобы расслабить мышцы – движения выполняются в спокойном темпе, для активизации мускулатуры – применяется более интенсивный массаж. Круговыми растирающими движениями массируются щеки, затем переходят непосредственно к языку. Выполняют его «перетирание» сложенным вдвое широким бинтом или лоскутом хлопковой ткани. При этом большой палец кладется на верхнюю часть языка, два следующих – снизу. Если языковая мускулатура напряжена, массируют от кончика к корню, если расслаблена – наоборот, чтобы расслабить мышцы – язычок можно потрясти.

Упражнение «часики» – он отводится за кончик из стороны в сторону, затем сжимается с двух сторон и проводится по боковым сторонам к кончику.

Упражнение «стрелочка» – сжав язык пальцами (большим и указательным), проводят, слегка вытягивая, указательным пальцем другой руки от его корня к кончику.

Выполняется перетирание мышц:

  • подъязычной;
  • губ – большой палец внутри, указательный снаружи;
  • щечной – указательный во рту, большой – снаружи.

Логопедический массаж при дизартрии осуществляется с использованием вспомогательных приспособлений, называемых зондами. Производятся они из металла и пластика, имеют самую разнообразную форму: шарика, грибка, вилки, усиков, молоточка и прочие. Зондовый массаж при дизартрии эффективно развивает артикуляционный аппарат, нормализует мышечную деятельность и подвижность языка, звукопроизношение становится более четким и понятным. В качестве массажного инструментария используются также шпатели (металлические, деревянные), зубные щетки. С их помощью массаж делают от кончика языка к его корню и наоборот, например, шариковым зондом, активизируя или расслабляя продольные мышцы языка. Движениями от центра языка к его краям тонизируют деятельность поперечной языковой мускулатуры, в этом же направлении осуществляют точечные надавливания. Расслабляющие движения, наоборот, – мягкие и поглаживающие. Зондом, щеткой либо шпателем проделывают круговые и спиралевидные движения.

Покалывают язык по периметру усикообразным зондом (примерно 10 секунд).

Пощипав язык, выполняют ритмичные похлопывания по языку любым приспособлением, двигаясь вглубь от его кончика. Так нормализуют мышечную активность вертикальной языковой мускулатуры, также – его массируют, имитируя легкую вибрацию, используя зубную щетку либо шпатель.

Выполняют поглаживания по нижней стороне языка в направлении из глубины к его кончику любым подходящим приспособлением, при этом растягивается языковая уздечка.

Можно распластывать язык маленькой сложенной в два раза клизмой-спринцовкой (большей ее частью), держась за кончик.

Такой массаж делается ежедневно или с дневным интервалом. Это примерный перечень упражнений, возможны и другие. Их подбирают индивидуально в зависимости от расположения пораженных мышц.

Расслабляющий массаж при дизартрии выполняется с использованием, главным образом, поглаживающих и вибрирующих движений, также практикуется расслабляющее воздействие на точки акупунктуры. Массажировать пациента обычно начинают с воротниковой области, переходя к плечевой зоне, затем следует массаж лица. Процедура заканчивается массажем языка. Движения массажиста должны быть неторопливыми и скользящими. Их выполняют от восьми до десяти раз. С целью релаксации закрепощенных мышц в домашних условиях можно применить следующую технику:

  • поглаживать шею от линии роста волос в направлении к плечам;
  • указательным, средним и безымянным пальцами поглаживать лоб от висков к центру, от волос в сторону бровей;
  • кончиками этих же пальцев гладить по кругу щеки;
  • затем выполняют поглаживания от височной кости в сторону крыльев носа (движение выполняют по дуге);
  • растирают щечные мышцы по спирали от ушных раковин в направлении к крыльям носа;
  • от ушей в сторону подбородка, слегка нажимая, поглаживают скулы;
  • оглаживают пальцами поочередно верхнюю, затем – нижнюю губу, потом разминают их, передвигаясь от углов рта к его центру;
  • одновременно обеими руками оглаживают участок лица от крыльев носа в сторону подбородка и в обратном направлении;
  • простукивают пальцами всю поверхность губ.

После этого массажируют язык. Не имея логопедических зондов, в домашних условиях можно поглаживать указательным пальцем от его кончика в сторону корня.

Сниженная активность артикуляционной мускулатуры предполагает более интенсивные действия – поглаживающие и растирающие, похлопывающие и разминающие, пощипывающие и вибрационные. Каждую позицию повторяют восемь-десять раз. Первые движения легкие, затем их интенсивность постепенно усиливается. Они выполняются с надавливанием, но не должны при этом вызывать дискомфорта.

Вначале прорабатывают основные мышечные группы, затем – второстепенные:

  • лоб поглаживается пальцами (указательным и средним) одновременно обеих рук от центра в сторону висков, разминается костяшками этих же пальцев, растирается в том же направлении, проработка этого участка заканчивается легкими постукивающими и пощипывающими движениями;
  • мускулатуру щек прорабатывают растирающими и разминающими движениями в направлении от крыльев носа к ушам теми же двумя пальцами, затем их массажируют слева направо и по спирали от ушей к подбородку, заканчивают беспорядочным пощипыванием кожи на щеках;
  • растирание с нарастанием активности в дугообразных направлениях от подбородка к ушам и от уголка губы к наружному углу глаз;
  • мышцы губ разрабатываются от центра к уголкам рта (отдельно каждую губу), их сначала поглаживают, затем пощипывают и тщательно массируют складку, пролегающую от носа к губам.

Массаж зубной щеткой при дизартрии выполняется щетками разного размера и жесткости. Язык массируется как щетиной, так и ручкой щетки. Движения аналогичны описанным выше.

Развитие речи и произношения тесно связаны с тонкой моторикой рук. Поэтому массаж рук будет полезен ребенку с самого рождения. В самом раннем возрасте (до трех месяцев), проконсультировавшись с неврологом и в кабинете «здорового ребенка» в поликлинике, можно начинать делать легкий массаж пальчиков. Он делается теплыми, чистыми и смазанными детским маслом руками. Выполняются легкие разминающие, растирающие и поглаживающие движения для каждого пальчика.

С четвертого месяца можно применять разнообразные предметы и игрушки с выступающими частями (кубики, игольчатые мячики, шишки). Дети их перекатывают, ощупывают ручками.

Детям старше года рекомендуется зажимать каждый пальчик по очереди указательным и средним пальцами взрослого и тихонько покручивать; ребенок сцепляет одинаковые пальцы на левой и правой руке (два больших, два указательных и так далее), а взрослый расцепляет; можно помочь ребенку помассировать поочередно свои пальчики, нажимая на обе их стороны, самостоятельно.

В логопедическом кабинете детям в качестве подготовительных процедур разминают пальчики на руках. Начинают движение с кончика мизинца. Поднимаясь к основанию пальчика, его тщательно разминают, не пропуская ни миллиметра. Закончив разминать все пальцы, надавливают на пальцевые выпуклости и постукивают по ним концом ногтя. Затем по спирали оглаживают ладонь от края к центру и разминают ее в том же направлении.

Существуют разные методики массажа пальцев рук, в том числе – точечный тибетский, пальчиковые игры. Для развития мелкой моторики полезно перебирать ручками крупы, горох, сжимая и разжимая пальчики. Смешать две разные крупы и попросить ребенка разложить их по сортам в две разные тарелочки.

Логопедический массаж ложками при дизартрии выполняется с помощью четырех чистых чайных ложек без архитектурных излишеств. Его можно делать дома самостоятельно, однако, прежде чем начинать занятия, обязательно проконсультироваться с врачом.

Техника выполнения массажа ложками

  1. Выпуклой частью ложек – по направлению часовой стрелки погладить виски от шести до восьми раз; глазные впадины гладят над глазами от внутреннего угла к внешнему, затем под глазами – наоборот; щеки гладят круговыми движениями; виски – спиралевидными; затем так же – между бровей.
  2. Боковой стороной ложки делают массаж щек в направлении от подбородка к глазам.
  3. Концом ложки делают растирание носогубного треугольника. Прорабатывают верхнюю губу, слегка нажимая, затем – нижнюю.
  4. Выпуклой частью ложек массируют круговыми движениями подбородок и скулы.

Каждое движение повторяют от шести до восьми раз.

Логопедический массаж не должен доставлять болезненных ощущений. Продолжительность сеанса зависит от множества факторов: возраста, степени тяжести поражения артикуляционного аппарата, индивидуальной чувствительности и прочих. Вначале он длится от двух до шести минут, количество упражнений постепенно увеличивается и процедура удлиняется до 15-20 минут. В раннем возрасте не рекомендуется длительность сеанса более 10 минут, младшим дошкольникам не стоит делать массаж более четверти часа, детям старше пяти лет можно продлить сеанс до 25 минут, подросткам и взрослым уделяют от 45 минут до часа.

При нежелании ребенка делать массаж не допускается никакого насилия, процедура проводится в игровой форме, в первые разы можно ограничиться массажем кистей рук и лица. Рекомендуется отвлекать ребенка песенками, стихами, сказками.

К каждому пациенту любого возраста разрабатывается индивидуальный подход и составляется персональная план-схема лечения. Стандартный курс состоит из восьми-десяти сеансов. Его повторяют с интервалом в три недели. После завершения второго курса уже заметен положительный эффект. Например, если пациент вообще не разговаривал, то он начинает говорить. Через три месяца по завершению второго этапа лечения может быть назначен при необходимости третий.

Одним только логопедическим массажем при тяжелых степенях дизартрии обойтись нельзя, его применяют в составе комплекса лечебных мероприятий.

Противопоказания к проведению

Абсолютные – онкологические заболевания, тромбоз сосудов, болезни крови. Временными являются острые инфекционно-воспалительные процессы (ангина, ОРВИ, стоматит, коньюктивит), лимфаденопатия, выраженная пульсация сонной артерии, обострения хронических болезней, в частности, кожных – герпететические и аллергические высыпания. Следует проявлять осторожность при назначении и выполнении массажа детям с судорожным синдромом, эпилепсией, тремором подбородка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!