Календарь кризисов ребенка. Возрастные кризисы ребенка

Под возрастным кризисом психологи подразумевают период перехода ребенка с одной ступени развития на другую. В это время поведение малыша кардинально меняется, и довольно часто не в лучшую сторону. О том, какие бывают возрастные кризисы у детей, и как с ними справиться, вы узнаете из нашей статьи. Читайте также:

Календарь кризисов ребенка

  • Самый первый психологический кризис ребенка. Проявляется в 6-8 месяцев . Малыш осваивается с новым условиям обитания. Он учится самостоятельно согревать себя, дышать, употреблять пищу. А вот общаться самостоятельно он еще не может, поэтому крайне нуждается в поддержке и помощи родителей.



    Чтобы облегчить этот период привыкания родителям нужно как можно больше внимания уделять малышу внимание : брать его на ручки, кормить грудью, обнимать и защищать от стрессов и тревог.

  • Этот переходный период психологи выявили самым первым, поскольку в это время малыш начинает самостоятельно познавать мир . Он начинает говорить и ходить. Ребенок начинает понимать, что мама, которая находится в центре его мировоззрения, имеет еще и другие интересы, собственную жизнь. Он начинает бояться быть брошенным или потерянным . Именно по этой причини, только научившись немного ходить, малыши ведут себя довольно странно: каждые 5 минут проверяют, где мама, или любыми способами пытаются добиться максимального внимания родителей.



    В возрасте 12-18 месяцев ребенок пытается сравнивать себя с другими и принимать первые волевые решения . Довольно часто это выливается в настоящие «протесты» против ранее установленных правил. Родителям важно понять, что ребенок уже не беспомощен и ему необходима определенная свобода для развития.

  • Кризис 3-х лет

    Это очень острый психологический кризис, который проявляется в 2-4 года . Ребенок становится практически неуправляемым, его поведение сложно поддается коррекции. На все ваши предложения он имеет один ответ: «не буду», «не хочу». При этом довольно часто слова подтверждаются действиями: вы говорите «пора домой», малыш убегает в противоположную сторону, вы говорите «складывай игрушки», а он нарочно их разбрасывает. Когда ребенку что-то запрещают, он громко кричит, топает ногами, а иногда даже пытается вас ударить. Не пугайтесь! Ваш малыш начинает осознавать себя, как личность . Это проявляется в виде самостоятельности, активности и настойчивости.



    В этот нелегкий период родители должны запастись особым терпением . , а тем более наказывать его за это. Такая ваша реакция может только ухудшить поведение малыша, а иногда становится причиной формирования негативных черт характера.
    Однако, четкие границы дозволенного определить необходимо, и отступать от них нельзя. Если вы поддадитесь жалости, ребенок моментально это почувствует и будет пробовать вами манипулировать. Многие психологи рекомендуют во время сильных истерик малыша оставить наедине с собой . Когда нет зрителей, капризничать становится не интересно.

  • Данный переходной период ребенок переживает в возрасте от 6 до 8 лет . В этот период дети активно растут, у них совершенствуется точная моторика рук, продолжает формироваться психика. Вдобавок ко всему этому, меняется его социальный статус, он становится школьником.



    У ребенка резко меняется поведение. Он становится агрессивным, начинает спорить с родителями, огрызаться и кривляться . Если раньше родители видели все эмоции своего чада на его лице, то теперь он начинает их прятать. У юных школьников повышается тревожность , они боятся опоздать на уроки или неправильно выполнить домашнее задание. В результате у него пропадает аппетит, а иногда даже появляется тошнота и рвота .
    Постарайтесь не перегружать ребенка дополнительными занятиями. Пускай он вначале . Попробуйте к нему относиться, как к взрослому, дайте больше самостоятельности. Назначьте ребенка ответственным за выполнение его личных дел. И даже ели у него что-то не получается, продолжайте поддерживать его веру в себя .

  • Подростковый кризис

    Один из самых сложных кризисов, поскольку их дитя становится взрослым. Этот период может начаться, как в 11, так и в 14 лет, и длятся он 3-4 года . У мальчиков он длится дольше.



    Подростки в этом возрасте становятся несдержанными, легко возбудимыми, а иногда даже агрессивными . Они очень эгоистичны, обидчивы, равнодушны к близким и окружающим . У них резко падает успеваемость, даже по тем предметам, которые раньше давались легко. На их мнение и поведение довольно сильно начинает влиять круг общения.
    К ребенку пора начинать относиться уже, как к вполне взрослому человеку, который может сам отвечать за свои поступки и принимать решения . Помните, что, несмотря на самостоятельность, ему все еще необходима поддержка родителей .

Вот мы и доросли до второго возрастного кризиса.

В этом возрасте меняется отношение к родителям, ребенок начинает проявлять независимость и даже нетерпимость. Теперь для него важнее то, что скажут сверстники. В это время растет чувство ответственности по отношению к делам, которые ребенок считает важными, малыш начинает испытывать «муки совести» и интересоваться арифметикой, чтением и т. д. В общем, он учится быть личностью.

Любовь к родителям после шести лет так же глубока, как и раньше, но ребенок старается этого не показать. Ему может не нравиться, когда его целуют на людях, малыш начинает интересоваться чужими «замечательными» людьми; это как бы избавляет его от родительской опеки. Ребенок поглощает различные знания вне семьи с большим удовольствием и требует, чтобы к нему и этим знаниям относились с уважением. Конечно, то, что говорили раньше родители, не забыто, и он сердится, когда родные напоминают ему то, что он должен делать, так как сам хочет быть сознательным.

Он подражает другим детям в стиле одежды, может «забыть» о хороших манерах за столом и в гостях. Не переживайте, просто ребенок теперь пробует подражать сверстникам, а не взрослым. Это и есть заявление о своей независимости. Когда ребенок почувствует, что утвердил свою независимость, - хорошие манеры вернутся. Поэтому такое вызывающее поведение сейчас - это нормальное развитие личности. Не все дети отстаивают свою независимость таким образом. Это может проходить в скрытой форме. Чаще «скрытый бунт» бывает у девочек. Но вы все равно найдете признаки перемен. Что же предпринять? На раздражающие мелочи не стоит обращать внимания. А вот в тех вопросах, которые вы считаете важными, будьте тверды и непреклонны. Не обращайтесь к ребенку в форме приказа, а спокойно просите сделать что-либо, не вызывая упрямства.

Вот уже и секреты появились у вашего малыша. Что же - он вырос. Секреты имеют особую популярность в этом возрасте. Часто дети собираются вместе, придумывают шифр и тайные знаки, хотя самого секрета может и не быть, так как идея секретности - доказать свою независимость от взрослых и их жизни. В таких обществах и в любых других детских коллективах ребенок должен чувствовать себя комфортно, если у него есть потребность общаться. Как же ему помочь?

С самого рождения не стоит излишне суетиться вокруг малыша. После года надо обеспечить ему детское общество. Для того чтобы ребенок развивался самостоятельно, разрешайте ему те «блага», которые приняты в среде ребят. Конечно, в разумных пределах. Высокие идеалы и принципы, которые родители прививают ребенку, становятся частью его натуры и, в конце концов, обязательно проявятся, даже если период грубости будет для взрослых серьезным испытанием.

Если вы внушаете ребенку, что соседским детям доверять нельзя, он может вырасти неприспособленным к общению. Помогите ребенку научиться заводить друзей, проявить свои способности перед сверстниками, чтобы дети могли полюбить вашего ребенка за хорошие качества. Будьте гостеприимны к друзьям малыша, почаще приглашайте их к себе в гости.

УЧИМСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ

В этом возрасте дети любят игры со строгими правилами, которые требуют аккуратности, а также ловкости. «Классики», прыгалки, игра в мяч выполняются в определенном порядке. Сюда же можно отнести детское коллекционирование. Детям доставляет удовольствие сама идея аккуратности, порядка и законченности. Вы можете направить это желание в нужное русло - убрать комнату, подмести и т. д. Но сделать это нужно в форме игры, тогда успех может быть более длительным.

В то же время, примерно к девяти годам, у ребенка может возникнуть тик. Подергивание плечом, покашливание, поворот шеи, сопение, сухой кашель, мигание - вот его некоторые проявления. Это может длиться несколько месяцев, а потом прекратиться или измениться.

Тик может возникнуть после болезни или ребенок «срисует» его с товарища. Причина тика может крыться в перегрузке ребенка занятиями, что вызывает перенапряжение и такой эмоциональный выход. Главное - помнить, что ребенок не может контролировать и прекратить его сам.

Не ругайте ребенка и не делайте замечаний по этому поводу. Ваши усилия должны быть направлены на создание спокойной, уютной атмосферы дома.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, - феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.

Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В игре детей есть часто смысл глубокий.
Ф. Шиллер

Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра - эмоционально насыщенная деятельность, которая захватывает ребенка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формула мотивации игры - не выиграть, а играть. Дети любят играть «в доктора», «в пап и мам», «в воспитателя»...

В игре вашего малыша находит отражение внешняя сторона деятельности. Дети воспроизводят предметные действия, характерные для той или иной роли. Они, как хорошие актеры, входят в роль, играют, и игра доставляет им массу удовольствия. Игра «в больницу» - это «лечебные» манипуляции с условным градусником, шприцем и т. п. Роль взрослого (в данном случае врача) - конечно же, пациент!

Очень часто содержанием игры становятся внешние социальные отношения (чаще всего профессиональные). Это ролевые взаимоотношения водителя и пассажиров, командира и подчиненных, продавца и покупателя, врача и пациента - «кто главней?», «кто и что должен делать?»

Наивысший уровень развития ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности ребенка. В этом случае предметом ориентировки становятся мотивы, моральнонравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности. Роль доктора теперь переосмысливается как доброта, сочувствие, воплощение стремления помочь другому, вплоть до самопожертвования.

Структура сюжетно-ролевой игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. Дети любят играть, и игра очень нужна, так как в ней рождается и формируется воображение. Воображение поможет сформировать символическое мышление.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. В это время особое значение для вашего малыша имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, образного мышления, воображения.

Дети задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети растут, и их мышление развивается.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. И ваш такт в объяснении таких тем очень нужен.

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т. е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. И с его точкой зрения нужно обязательно считаться. Дети воспринимают собственную точку зрения как абсолютно и единственно возможную.

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

  • расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
  • феномен детского словотворчества;
  • убывание эгоцентризма детской речи;
  • развитие функций речи.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства.

Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т. п.» Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у трехлетнего ребенка.

Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.
По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений что-то делать и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе.

ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Вы должны знать, что такой кризис существует. Поведение вашего ребенка начинает терять детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного человека к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я хорошо рисую - у меня получилось самое красивое дерево». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации: ребенок не сразу отвечает на обращение к нему, он как будто не слышит, и вам «надо сто раз повторить», чтобы он что-то сделал.

Он начинает оспаривать необходимость выполнения вашей просьбы.

Ваш ребенок стал непослушным, отказывается от привычных дел и обязанностей, стал хитрить и нарушать сложившиеся правила, например, может показывать мокрые руки вместо вымытых.

Демонстрирует «взрослость», иногда вплоть до карикатурной манеры поведения. Проявляет обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, он всеми силами старается не выглядеть «как маленький».

Ребенок становится упрямым, требовательным, капризным, обостренно реагируя на критику, но ожидает похвалу.

К позитивным моментам можно отнести:

  1. У вашего ребенка появилась заинтересованность в общении со взрослым на темы о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о школе.
  2. Появилась самостоятельность в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению, и рассудительность.
  3. Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований - потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

КРИЗИСЫ НЕОБХОДИМЫ

Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В три года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет

Необходимо разъяснить причинные основания требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.

Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим.

В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЛИ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Существуют врожденные особенности, которые отличают одного ребенка от другого, очерчивают его конституциональную индивидуальность.

Еще более важными являются особенности мозга ребенка, особенности его нервной деятельности. Срочная и математически точная обработка поступающей информации позволяет мозгу управлять поведением человека. И хотя функции мозга у всех людей одинаковы, они протекают по-разному. Изучение этих особенностей - соотношения возбудительных и тормозных процессов, быстроты их течения, их силы - позволило выделить четыре основных типа нервной деятельности, четыре темперамента, которые присущи людям от рождения. Впоследствии под влиянием окружающей среды темпераменты могут видоизменяться, но в раннем детстве они отчетливо проявляются в поведении ребенка и должны обязательно учитываться родителями, воспитателями.

Холерик

Светлану воспитывали в строгости. Но она обнаруживала непреклонную настойчивость. Невозможно было, например, запретить ей носиться по комнате. Получая шлепок, она на короткое время успокаивалась, а затем снова находила для себя какое-нибудь буйное развлечение. Единственное, что она не могла перенести, это стояние в углу. К этому наказанию прибегали всякий раз, когда представлялся «подходящий» случай.

Система запретов сохранилась и тогда, когда Светлана стала подростком. Девочка обладала сильно возбудимым типом нервной деятельности (холерический темперамент).

Дети с таким темпераментом обычно боевые, задорные, быстро и легко возбуждающиеся. Они очень подвижны и эмоциональны, им бывает трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. И когда активность таких детей стараются сдержать постоянными запретами, возникают непримиримые противоречия между естественными потребностями малыша, обусловленными особенностями его нервной системы, и представлениями родителей о том, как должен вести себя «хороший» ребенок. Детям с таким темпераментом особенно необходимы значительные физические нагрузки (если, конечно, этому не препятствует слабое здоровье), подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою недюжинную энергию и тем самым становиться более уравновешенными и спокойными. Такие дети без особой психической травмы переносят словесные наказания, внушения. Но лишение свободы («стань в угол», «никуда не пойдешь») переживают очень сильно.

Сангвиник

С детьми, имеющими этот тип темперамента, очень легко, это дети с сильным уравновешенным типом нервной деятельности, они менее подвижны, но, как правило, это жизнерадостные, бодрые, редко унывающие, энергичные и неутомимые труженики. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, достаточно усидчивы и легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов переносят наказания.

Флегматик

Еще более спокойны дети, у которых преобладает сдержанная, иногда отчетливо выраженная внешняя заторможенность поведения (флегматический темперамент). Они усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны; легко распознаются в среде детей своим спокойствием, основательностью, «солидностью». Таких детей иногда приходится побуждать к активности, развивать у них интерес к различным занятиям. Но зато привычки, которые вырабатываются у таких детей, приобретают в конце концов исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому их режим, привычки, привязанности должны быть основательно продуманы родителями. Перевоспитание детей с флегматическим темпераментом - трудное занятие как для родителей, так и для самих ребят. Таким детям полезны физические упражнения, так как ими возмещается недостаточная природная подвижность.

Меланхолик

Дети со слабым типом нервной деятельности (меланхолический темперамент) нуждаются в осторожном отношении. Повышенная возбудимость, раздражительность, иногда плаксивость, высокая чувствительность еще более усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов. Дети этого типа часто инертны, отличаются робостью, стеснительностью, неспособностью выдерживать более или менее сильные нервные напряжения. Их надо больше включать в коллективные детские игры, поддерживать и поощрять малейшую попытку проявить инициативу, самостоятельность. Гимнастические занятия, водные процедуры необходимы таким детям как закаливающее, оздоровительное средство, укрепляющее нервную систему, повышающее жизненный тонус.

ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ

Светлана приревновала свою маму к двоюродным сестрам:

Не приставайте! Не трогайте мою маму!
Пятилетняя Лера в ответ:
- Но ведь других-то мам здесь нет...

Формы общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны малышам. Тесные контакты с родителями, которые были характерны для детей в возрасте до 3 лет, теперь постепенно ослабевают, и все большее значение приобретают их отношения со сверстниками, воспитателями детского сада и другими людьми. Дошкольники лучше, чем малыши, контролируют свое поведение и потому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К 6 годам коммуникабельность значительно возрастает.

ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Дошкольники большую часть времени проводят в общении со сверстниками. К трем-четырем годам частота и интенсивность общения детей с родителями, воспитателями и со сверстниками становятся примерно одинаковыми. Это способствует тому, что еще недавно такие крепкие связи детей с родителями заметно ослабевают, но зато теперь у детей появляется потребность, а главное, возможность стать более независимыми и физически, и духовно, и эмоционально, и даже в какой-то мере - социально. К трем годам имеющийся опыт помогает детям поддерживать нормальные отношения со сверстниками, они общаются с ними (сверстниками) гораздо более свободно, раскованно, чем те, у которых такого опыта не было совсем или его было недостаточно.

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

Карманные деньги в сегодняшние дни - вещь естественная. Ведь ребенок тоже член семьи. Но не стоит забывать, что карманные деньги не могут служить наградой за хорошее поведение, помощь по дому и т. д. Стоит научить ребенка правильно тратить деньги и нести ответственность за свой выбор. Ведь это так понадобится ему в жизни. Необходимо для этого разработать общие принципы выдачи карманных денег, обеспечив основные статьи расхода: проезд, завтраки в школе. Вряд ли дети сразу станут разумно тратить деньги. Многие потратят сразу все. Тогда следует поговорить с ребенком строго и серьезно, а если трата повторится, то давать ему деньги более мелкими суммами. Недопустимо угрожать ребенку отказом давать деньги, когда он плохо себя ведет или плохо учится.

Сколько давать ребенку денег? Конечно, однозначного ответа нет. Сумма должна соответствовать вашему бюджету. Если ребенок протестует, объясните ему спокойно, что больше денег вы дать не в состоянии. Но не ругайте его и не доказывайте ему, что тех денег, которые он получает, вполне достаточно.

Правильнее начинать давать деньги с небольших сумм, постепенно их увеличивая. Лучше начать давать деньги тогда, когда ребенок пойдет в школу.

После кризиса трех лет родители могут пожить спокойно и немного расслабиться. До следующего кризиса им пока далеко. Психологи обозначают новый кризисный рубеж - 7 лет.

Современные дети в 6 - 7 лет уже становятся учениками средней школы, на них обрушивается шквал информации, сложности в адаптационном периоде, нагрузка обучающих программ. Поэтому некоторые ребята становятся более раздражительными, плаксивыми, неуравновешенными и несдержанными. У них появляются частые смены настроения: неожиданные слезы сменяются столь же необъяснимыми приступами смеха. Организм не всегда может справиться с появившейся нагрузкой, поэтому эмоциональная и физическая усталость проявляется недовольством и срывами. Могут начать проявляться психосоматические расстройства (частые и необъяснимые боли в животе, головные боли, астматические проявления, обострения нейродермита).

В данном случае рекомендации для родителей будут касаться установления щадящего, но четкого режима дня, при котором ребенок всегда будет иметь возможность отдохнуть днем и погулять вечером. Интеллектуальные нагрузки не должны превышать физические. Очень полезно для детей 6 - 8 лет плавание и детская йога для обретения гармоничного состояния души и тела. Также родителям следует оказывать помощь и поддержку в овладении учебными навыками, приглашать в гости одноклассников ребенка, чтобы процессы адаптации в новом коллективе прошли незаметно.

Кризис семи лет бывает не у всех детей. Больше остальных ему подвержены дети, имеющие неврологические диагнозы и пережившие родовые травмы. Их родителям стоит быть более внимательными к потребностям и особенностям ребят, а также следовать рекомендациям невролога и оказывать медикаментозную поддержку.

Пережив кризис семилетнего возраста, ребята входят в относительно спокойный период своего развития, они учатся самостоятельно выполнять домашние задания, находят друзей среди сверстников, посещают кружки и секции, достигая определенных результатов. Этот спокойный период характеризуется равномерным ростом тела и адекватным созреванием эмоциональной сферы. Этот благостное время продлится до наступления следующего и последнего для развития ребенка кризиса - подросткового, в который ребята вступают в 11 - 13 лет .

Этот период считается по праву самым тяжелым и сложным, так как подростки очень бурно проявляют собственную позицию и отстаивают её ревностно и самозабвенно. Они активно борются за свои права быть самостоятельными (не напоминает ли Вам повторение кризисных моментов, проживаемых в 3 года?), отстаивая свою свободу и независимость от родителей. Хотя настоящей взрослости у них еще нет, им очень хочется её найти. На фоне колоссальных изменений на физическом уровне, эмоциональная сфера развивается не так быстро. Именно поэтому, они пока не умеют владеть своим настроением и своими эмоциями. Раздражительность, словно некая защита, срабатывает первой на любые воздействия извне. Наряду с описанными проявлениями у ребят 11-13 лет пропадает интерес к учебе, на первое место выходит проблема выстраивания отношений. Сил и терпения на овладение учебным материалом не остается.

Подростки обычно вызывают на себя много негативных эмоций со стороны окружающих взрослых. Они нетерпимы, несдержанны, демонстративны. Но они - наши дети, которые ждут помощи и поддержки от родителей точно также как и трехлетние малыши. Как быть родителям, чтобы помочь своему подростку пережить это сложное время, сохранив при этом доверительные отношения? Прежде всего, понимать и принимать позицию ребенка. Можно соглашаться с ней, а можно не соглашаться, но обязательно стараться понять, почему именно Ваш ребенок так поступил. Запретами в этом возрасте ничего не добиться, на запреты, требования и наказания может быть единственная реакция - протест. Стараясь договориться с ребенком, Вы учите его обсуждать проблему, искать пути её разрешения. Только договариваясь, Вы поможете подростку не пойти на поводу у своей разрушительной энергии. Обязательно стоит оказывать поддержку в выполнении домашних заданий, поэтому, вечером заглядывайте в дневник, интересуйтесь событиями, происходящими в школе, будьте искренни в своем желании помочь ребенку. Ведь внешне отвергая помощь родителей, на самом деле, подростки надеются и ждут помощи и поддержки только от своих пап и мам.

Подводя итог сегодняшней беседе, хочется отметить, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Если родители, воспитатели, педагоги, бабушки и дедушки будут своевременно учитывать происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивать отношения, то любой кризис будет протекать гораздо быстрее и мягче. «Кризисов может не быть вообще, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом - процессом воспитания» (Леонтьев А.Н., российский психолог и психотерапевт). Таким образом, от влияния, чувствительности, желания помогать и поддерживать ребенка у родителей и других значимых взрослых будет зависеть то, насколько кризис будет негативным и разрушительным для ребенка и для отношений, или он будет иметь только прогрессивный характер, знаменующий переход на новую ступеньку развития. Если окружающие взрослые будут знать о приближении кризисного времени и о его особенностях, они смогут вместе пережить непростое время в его жизни.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!