Психологический тест на внимание для студентов. Тест для определения концентрации внимания

Тесты, особенно интеллектуальные, важны для работодателей, а также для соискателей, ведь интересно и полезно узнать свой уровень IQ, оценить способности к математике, логике, усвоению информации. Это психологические тесты понятны лишь профессиональным психоаналитикам, а с тестами Айзенка или другими подобными проще – написал, увидел оценку, понял примерно свой уровень и что надо подтянуть.

Работодателям тесты на внимательность при приеме на работу помогают проверить не что-то конкретное, а узнать, насколько хорошо кандидат усваивает новые данные, быстро находит ассоциации. Это не касается профессиональных навыков, те проверяются на других этапах, но если претендент не способен понимать логические связи, мгновенно прочитывать небольшие тексты, он автоматически отсеивается и до проверки профспособностей просто не доходит.

Какие бывают тесты на внимание

Крупные отечественные компании, филиалы топовых международных корпораций при приеме на работу используют, большей мерой, тесты от компаний SHL, Kenexa, Talent Q. Эти тесты состоят из вербальной, числовой, абстрактно-логической частей, и к тестам на внимательность можно причислить логические и вербальные задачи.

Если говорить о компаниях, использующих подобное тестирование, то их много, и с каждым месяцем все больше. Все филиалы заграничных корпораций используют тесты SHL или Talent Q, где одна часть – числовые задачи, вторая – вербальные или логические задачи. Можно сказать, что каждый кандидат на открытые должности в этих компаниях проходит тест на внимательность, так как ему точно встретятся вербальные или логические тесты. Ведущие компании Украины, России, Казахстана также достаточно давно применяют тестирование, все больше фирм среднего уровня включают тесты в процесс отбора.

Банки, компании энергетического сектора, строительные, транспортные, маркетинговые фирмы, автопроизводители присоединяются к числу тех, кто использует тесты на внимательность при приеме на работу, и соискателям надо быть готовым к этому.

Структура тестов на внимательность

Хотя при решении вербальных и логических тестов надо использовать логику, внешне они, да и по наполнению информацией отличаются кардинально. Вербальные задачи – небольшой текст с текстовыми же утверждениями, логические примеры состоят из ряда картинок, а ответ – еще одна картинка из нижеприведенных. Вербальная задача – текст, логическая – графическое изображение.

Включает текст на определенную тему, в котором информация касается только ее. Далее идут утверждения по заданной тематике, а тестируемый должен отметить каждое как «правдивое», «ложное», «неинформативное». Тексты довольно сложные, могут быть научные, медицинские, психологические темы, и за минуту претендент должен уловить смысл информации, а после еще понять связь между утверждениями и определенными местами в тексте, чтобы указать, правдивы они или малоинформативны.

Логические примеры состоят из нескольких картинок, где изображены геометрические фигуры, меняющиеся по определенным законам, а ниже расположен ряд фигур, одной из которых следует продолжить последовательность. Задачи тоже достаточно сложные, особенно когда на картинках размещается несколько фигурок, «встроенных» одна в одну, и они преображается по-своему. Еще в 30-х годах 20 века выдающиеся ученые Пенроуз и Равен разработали прогрессивные матрицы, очень похожие на современные логические тесты, и они оценивали три процесса мозговой деятельности – внимательность, восприятие, мышление.

Тесты на внимательность при приеме на работу можно даже не планировать списать или как-то еще обойти, эти примеры почти не повторяются, ведь в базе их тысячи, а, например, компания Talent Q сделала динамическую систему, меняющую прямо на тестировании уровень сложности задач. Кто видел абстрактно-логические задачи, тот также понимает о бессмысленности запоминания чего-либо, когда каждый новый пример – ряд непохожих на предыдущие картинок, и надо искать зависимость между ними, пока есть время.

Важно, что последние годы тестирование проводится через интернет, поэтому тренироваться можно тоже удаленно, а такую возможность предоставляют некоторые работодатели (компании Big 4, другие международные корпорации) или некоторые разработчики сборников для решения. Пробные тесты от работодателей обычно значительно проще «оригинальных», зато можно понять структуру, способ подачи материала, но чтобы решать сложные задачи, лучше приобрести сборник, где есть ответы к задачам и пояснения.

Особо следует поработать над внимательностью, так, логические тесты с картинками вызывают сложности на последнем этапе, когда мозг человека устает, и не способен различать последовательности, хотя первые примеры теста давались достаточно просто. С вербальными задачами тоже могут возникнуть подобные сложности, ведь надо прочесть незнакомый текст, а потом еще пытаться в нем найти конкретную информацию, подтверждающую либо опровергающую суждения составителей.

Наилучших результатов способен добиться каждый соискатель, для этого надо лишь больше тренироваться, использовать все доступные примеры вербальных и логических тестов, и не рассчитывать на помощь друзей.

Задание. Определение концентрации вашего внимания и возможности развития этой способности. Вам предлагается бланк таблицы с 25 строками цифр (табл. 5). За 7 мин. необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары рядом расположенных цифр, сумма кото­рых равна 10. Например:

А. 2 9 1 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 83 12 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 7

Затем производится подсчет пропусков или неверно отмеченных пар цифр.За каждую ошибку присваивается один балл. Ваш результат по сериям занесите в табл. 6.

Таблица 6

Результаты выполнения теста “Концентрация внимания”

Задание выполняется в три серии, с тремя бланками. Для этого на трех листочках бумаги перепишите все цифры и буквы из табл. 5 (будьте вниматель­ны при выполнении работы). Между сериями перерыв в 3-5 мин. После окон­чания каждой серии нужно записать число штрафных баллов в табл. 6. Про­сматривая таблицу, следует концентрировать внимание на расположении цифр в строке, чтобы не пропустить искомую пару цифр. Работайте как можно скорее. Не возвращайтесь назад для перепроверки, это отразится на ваших резуль­татах. Через 7 мин. после начала работу прекращайте и начинайте подсчет пропусков.

Внимание! При незавершенной работе результаты не учитываются.

Ключ для подсчета и анализа результатов.

Всего в бланке 149 пар цифр, сумма которых равна 10. За каждую ошибку-про­пуск или неверно отмеченную пару цифр - присваивается один штрафной балл.

Таблица 7

Анализ результатов теста «Концентрация внимания»

Анализ ваших успехов проведите по результатам теста по табл. 7. Это задание можно выполнять и для проверки успешности развития своей способности к концентрации внимания. Первые полгода рекомендуется выпол­нять его раз в месяц, затем повторить проверку через полгода, а результаты следует хранить для сравнительного анализа.

Устойчивость внимания




Особое значение для достижения успеха в быстром чтении, помимо кон­центрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Рис. 33. Двойное изображение: ваза или профиль?

Рис. 34. Двойное изображение усеченной пирамиды


В одной из индийских сказок, рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объ­явил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали моло­ко. «Это не министры»,-говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Это министр»,- сказал магараджа.

Однако даже при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания, например часы в вашей комнате перио­дически «слышатся» то тише, то громче, будто бы изменяя свой звук. Это при­мер естественного колебания нашего внимания. Экспериментальные исследова­ния показали, что подобные первичные колебания внимания протекают с перио­дом в среднем около 10-12 сек. Следует подчеркнуть, что если бы и наша умственная работа была подвержена колебаниям с подобной периодичностью, то наша деятельность была бы просто невозможна. В работе же такие малые периоды колебания внимания не составляют всеобщей закономерности и от­носятся лишь к элементарным впечатлениям (как в примере с часами). Коле­бания внимания легко наблюдать с помощью так называемых двойственных изображений. Посмотрите на рис. 33. Что изображено здесь-ваза на черном фоне или два профиля на белом фоне? Как только человек увидит два изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение начинает как бы пульсировать-то профили, то ваза.

Двойственным является и изображение усеченной пирамиды (рис. 34). Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к нам, то углубленной, с уходя­щей вдаль задней стенкой. Здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется. Но эти колебания можно снять, если поста­вить перед собой новую, более сложную задачу.

Задание. Проверка устойчивости внимания. Представьте себе, что перед вами изображение вашей комнаты, где вы сидите сейчас и которую необходимо обставить: расставить стол, стулья, повесить на потолок люстру, на пол посте­лить палас и т. п. Пока вы будете этим заняты, колебаний внимания не будет. Из этого простого упражнения следует важный вывод: для сохранения устой­чивости внимания необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо постоянно ставить перед собой новые задачи.

Задание. Тренировка в управлении колебаниями внимания, в повышении его устойчивости. Наблюдайте рис. 33 «ваза» из двух «лиц» и стуком каран­даша отмечайте моменты, когда видите «лицо», и соблюдайте тишину, когда воспринимаете рисунок как «вазу». Количество ударов фиксирует ваш помощ­ник в течение 1 мин.

Затем с помощью волевого усилия постарайтесь удерживать в центре своего внимания то или иное изображение, задерживать его смену и снова стучать карандашом при смене изображения. Сравните количество ударов с первым вариантом выполнения упражнения.

Предложенное задание можно использовать и как тренировочное для самостоятельной и проверочно-диагностической работы (первые полгода - 1-3 раза в месяц, а затем примерно 1 раз в год).

Распределение внимания

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновре­менно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы:

нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя дру­гое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной исто­рии» Шлоссера».

Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.

Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предла­гается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые зада­ния могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень слож­ности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выпол­нения заданий.

Таблица 8


Тест - «корректурная проба»

Задание. Тест для определения способности распределять внимание Для этого задания используется тестовая табл. 8. Вам нужно за 5 мин. внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком, например:

По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределении внимания после занятий или самостоятельной работы.

Показатель точности работы вычисляется по формуле:

А=Е/(Е+О)

где А- точность работы; Е- число правильно зачеркнутых знаков; О- число ошибок.

При О == 0 А = 1, при наличии ошибок А всегда меньше 1. Показатель произ­водительности вычисляется по формуле П=С*А, где П-производительность;

С- число просмотренных знаков.

Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение для реаль­ной учебной деятельности. Например, если вы за 5 мин. просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.

Переключение внимания

В числе важнейших для чтения свойств внимания также следует выде­лить переключение, или переключаемость. Под ним понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключае­мость означает сознательное и осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой или с одних свойств, качеств ситуации на другие. Многие отмечают, что им трудно оторваться от одного и переключиться на другое.

Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющих­ся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от выпол­нения одной деятельности к другой, для другого необходимо время и затрата определенных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит от целого ряда условий. К ним относятся, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности, а также отноше­ние к ним: чем более значима и интересна для вас была предыдущая деятельность и менее значима л менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.

В психологии существуют несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методы Шульте и всевозможные его модификации.

Задание. Изучить способность выполнять действия, требующие постоян­ного переключения внимания с одного ряда действий на другой. Возьмите две таблицы Шульте, с которыми вы уже работали при развитии перифери­ческого поля зрения (см. вкладыш). Перед вами ставится задача последовательно осуществлять поиск цифр то из таблицы А, то из таблицы Б. Причем если из таблицы А поиск цифр идет «по восходящей» - от 1 до 25, то из таблицы Б-«по нисходящей»-от 25 до 1. Например: «I, 25; 2, 24...» При этом вы должны в отличие от прежних правил показывать называемые цифры в таблицах ручкой или указкой, а также засекать время, затрачивае­мое на работу. Следите за динамикой упражнения. Время его выполнения должно все время снижаться.

Объем внимания

На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психо­логических лабораториях для этой цели используется специальный прибор - тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов тахис -«быстро», скопео- «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, циф­ры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными-, словами, объем внимания - это широта той области, на которую оно может быть распространено.

Задание. Определить объем внимания. Необходимо на листе бумаги предварительно заготовить 6 квадратов 4Х4 (табл. 9). Затем внимательно рассмотреть первую фигуру на табл. 9 в течение 2-3 сек., не более, и по памяти постараться как можно точнее ее воспроизвести. Так последователь­но проверить себя на всех шести фигурах.

За каждый правильно помещенный кружок (или квадратик) в соответ­ствующую клетку таблицы начисляется одно очко. При получении 49 очков можно заключить, что объем внимания хороший, Если получено менее 35 очков, необходимо еще потренироваться 1-2 раза в месяц на протяжении первого полугодия, а затем возвращаться к этому упражнению по мере необхо­димости для самооценки и тренировки.

Вниманием называют процесс урегулирования поступающей информации с точки зрения приоритетности для субъекта и исполнения назначенных задач. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Диагностика внимания – это изучение тех или иных ее свойств посредством разных методик. В этой статье представлен обзор наиболее известных методик.

Какие основные свойства внимания?

  1. Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание человек в доли секунды.
  2. Переключаемост ь – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.
  3. Избирательность – расстановка приоритетов в зависимости от поставленных задач и личной важностью.
  4. Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.
  5. Концентрация – уровень сосредоточенности человека при наличии шума или других помех.
  6. Распределение – возможность направлять внимание одновременно на несколько разнохарактерных объектов.

Методики диагностики объема внимания

Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова (35*35 см) и указки. Такое исследование должно проходить субъективно. Испытуемому дается инструкция, согласно которой он должен показать указкой все числа от 1 до 25. Важно, чтобы человек находился на таком расстоянии от таблицы, чтобы ее полностью видеть.


Методика «Крестики» . Испытуемому дважды демонстрируются таблицы с различным распределением крестиков. После предъявления он должен занести крестики в свой бланк, как он их запомнил. На выполнение 1-4 карточки отводится по 10 секунд, 5-6 – 15 секунд, а для 7 и 8 – 20. Количество правильных ответов заносится в таблицу и интерпретируется в оценку в баллах.


Методики исследования переключаемости внимания

Субъекту предлагаются 5 неидентичных таблиц с числами от одного до двадцати пяти. Прежде чем начать исследование, дается четкая инструкция: «Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Постарайтесь сделать как можно быстрее и без ошибок». Исследователь должен зафиксировать время, потраченное на каждую таблицу, для дальнейшей расшифровки результатов теста.


Поиск чисел с переключением . Для проведения опыта понадобится таблица Горбова-Шульте. В таблицу занесены числа 1-25 черного цвета и 1-24 красного цвета. Необходимо поочередно называть черные числа в порядке возрастания и красные числа в порядке убывания. Время на исполнение в среднем 90 секунд.


Важно проводить опыт индивидуально с каждым испытуемым, а также заранее подготовить протокол. В протоколе отмечают время на каждый из 5 этапов (10 чисел) и регистрируют ошибки.

Анализ данных проводят по специальной формуле, рассчитывая сначала каждый этап отдельно, а затем общий результат. Рост количества ошибок и затраченного времени указывает на истощаемость нервных процессов.

Для борьбы с нарушениями функций памяти наши читатели используют натуральный препарат Хэдбустер. Препарат улучшает работу мозга, способствует восстановлению и укреплению памяти, помогает ускорить процесс мышления, улучшает координацию.

Протокол исследования оценки переключения внимания:

Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
t1 1
2
3
4
5
24
23
22
21
20
t2 6
7
8
9
10
19
18
17
16
15
t3 11
12
13
14
15
14
13
12
11
10
t4 16
17
18
19
20
9
8
7
6
5
t5 21
22
23
24
25
4
3
2
1

Методики исследования избирательности внимания

Тест Мюнстерберга . Это ряд букв, среди которых встречаются слова. Испытуемому предлагают найти и подчеркнуть все слова за 2 минуты. В протоколе отмечают время, затраченное на выполнение задания, и ошибки.


(ТТ) предусматривает поиск трехзначных чисел среди фонового материала. Субъекту предлагаются 10 трехзначных чисел, которые он должен найти среди 100 трехзначных чисел.

Прежде чем начать тест четко дается инструкция: «Перед вами бланк, верхние два столбца – это числа эталоны, которые необходимо отыскать в нижних столбцах. Найденное число обведите кружочком, а в верхнем столбце вычеркните. Работать нужно быстро».

Выделяют 3 стиля работы:

  1. систематический – методично сканировать все числа;
  2. оптимальный – упорядочено искать соответственно последовательности искомых эталонов;
  3. хаотичный – беспорядочный просмотр всего фонового материала.


В среднем человек тратит 190-210 секунд для выполнения задания. Проведенные исследования нормы обнаружили, что успешность представительниц слабого пола значительнее, чем у мужчин, с годами в обеих группах успешность снижается. Коэффициент успешности соотносится с коэффициентом интеллекта в целом и степенью академического обучения.

Методики исследования устойчивости внимания

Наиболее популярный , который помогает изучить устойчивость внимания исследуемого при простой монотонной деятельности. Необходимо сложить числа, напечатанные одно под другим, записать полученный результат без десятка. Испытуемого предупреждают, что после каждого слова «Стоп» он должен начинать работу с новой строчки. Работать нужно быстро и безошибочно.

По результатам опыта строят кривую утомляемости. Увеличение количества ошибок и/или снижение скорости выполнения задания к концу эксперимента говорит об истощаемости.

Исследование концентрации внимания

Корректурная проба Бурдона . За определенное время (обычно 30 или 60 секунд) необходимо вычеркнуть указанные в инструкции цифры или буквы. О хорошей стабильности и сосредоточении внимания свидетельствуют следующие показатели:

  • время;
  • затраченное на выполнение заданий;
  • количество ошибок.

Существует еще масса разных способов исследовать внимание, так как оно непосредственно связано с познавательной деятельностью и памятью, соответственно и с интеллектуальным развитием. Расстройство внимания не является характерным для каких-либо психических болезней и типов психического реагирования. Однако, можно зафиксировать специфику их видоизменений при различных психических отклонениях.

Автор статьи: Сюмакова Светлана
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!