Дидактические игры своими руками младшая группа. Материал (младшая группа) на тему: Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)

Картотека дидактических игр во второй младшей группе

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

«ОТГАДАЙ И НАЗОВИ»

Дидактическая задача: классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т. д.

Игровые правила: поочерёдно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.

Игровое действие: выбирают предметы для отгадывания.

Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочерёдно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их.

После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задаёт вопрос:

Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (фрукты)

Какие вы ещё фрукты знаете, назовите? (ответы детей)

2.«ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ»

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику и мышление.

Игровые правила: ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.

Игровое действие: воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют палочками на песке.

Дидактический материал: палочки по количеству детей.

Ход игры.

Воспитатель загадывает загадки, дети рисуют.

Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка:

Был цветок и нет цветка (одуванчик)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

На веточках серёжки (берёза)

3 «ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК? »

Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила: брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал: магнитная доска; магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т. д.

Ход игры

Дети поочерёдно берут со стола фигурки одного из гостей, и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

Манечка и Ванечка живут в домике.

Утка живёт у бабушки в сарайчике.

Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

Зайка живёт в лесу в норке.

Где живёт сорока? (в лесу на дереве)

4 «УГАДАЙ ПО ВКУСУ»

Дидактическая задача: упражнять детей в различении овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, солёный, горький и тд. Развивать память, сосредоточенность.

Игровые правила: узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами, не подглядывать.

Игровое действие: отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибается, дают другой фрукт или овощ.

Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин, кусочки овощей: огурец, капуста.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочерёдно подходит к ребёнку и предлагает закрыть глаза и даёт кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

5 «ВЫЛОЖИ ФИГУРЫ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ»

Дидактическая задача: закрепить знание детьми частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Игровые правила: подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.

Игровое действие: поиск нужных геометрических фигур.

Дидактический материал: наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей; картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

«КАКОЕ НАСЕКОМОЕ, НАЗОВИ»

Дидактическая задача: формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т. д.

Игровые правила: начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберёт картинку, называет её.

Игровое действие: поиск нужных частей, складывание целой картины.

Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.

ХОД ИГРЫ

На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.

Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:

Всех жучков она милей

Спинка красная у ней.

А на ней кружочки

Чёрненькие точки. (божья коровка)

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её… (стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт.

Дарит нам и воск и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её… (пчела)

Чок, чок, чок!

Прилетел к нам в сад… (жучок)

ГДЕ ЧЕЙ ХВОСТ? »

Дидактическая задача: закрепить знания детей о частях тела животных.

Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.

Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных по количеству детей.

ХОД ИГРЫ

Детям воспитатель раздаёт карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочерёдно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т. д.

«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Дидактическая задача: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.

Игровое действие: найти на карточке животное и закрыть его фишкой.

Дидактический материал: Карточки для игры «Четвёртый лишний» по количеству детей; фишки.

Ход игры.

Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделённые на четыре клеточки. В трёх клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвёртой клеточке изображён фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой. Воспитатель пред началом игры объясняет правила игры: Перед вами лежат карточки. Что изображено на этих карточках? (ответы детей) Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними) Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)

Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.

«КТО ЧТО ЕСТ? »

Дидактическая задача: уточнять знания детей названий животных и то, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

Игровые правила: начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.

ХОД ИГРЫ

Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки молочко в миске, для собачки косточка, для свинки кашка, для козочки травка.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОК»

Дидактическая задача: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность. Показывать только тот предмет, который изображён на картинке.

Игровое действие: брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок, аналогичный рисунку на клумбе.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку и называют его.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)

Марцева Ольга Ивановна – воспитатель

НОУ СОШ «Творчество» детский сад «Капелька»

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игрушки, которые мы сделали сами.

Мешочки для развития мелкой моторики .

Сшили 14 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаю ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.

С мешочками мы изучаем понятия "легче-тяжелее", "больше-меньше", "тише-громче".Завела специальный мешочек - " домик для мешочков", чтобы все они уходили туда "спать". Так они не растеряются.

Дидактические игры с пуговицами

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию.

Подушка с пуговицами Перебирает ребенок пуговицы, при этом спрашиваю: какого цвета пуговица, какого она размера (большая- маленькая), какая форма пуговиц (круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т.д.). Или прошу найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т.д.

Коробка самых разных пуговиц. Пуговки насобирали родители, еще советские, разнокалиберные: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы , тем интересней играют малыши. Рассматриваем и перебираем вместе с ребенком.

1.«Разноцветные пуговки» Воспитатель предлагает детям:

Разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.

Положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки)

Рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие - маленькие.

Сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка.

Взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.

2. «Пуговичная мозаика»

Воспитатель предлагает выложить из пуговиц

какой-то узор или фигуру. (можно гусеницу, цветок,

вишенку, машинку, виноград и др)

3. «Дорожка»

Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:

Красная дорожка, зеленая и т.д.

Чередовать пуговицы четырех основных цветов;

Дорожка из маленьких или больших пуговиц;

Сохраняя определенную закономерность:

синяя – белая, синяя- белая и т.д.

4. Учимся застегивать, расстегивать пуговицы и замочки

на предметах одежды кукол (сшили жакет, платье, пальто).

5. «Яблоко с пуговицей»

Цель: упражнять детей в назывании цвета (красное и зеленое яблоко), учить пристегивать и отстегивать яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,

Ход игры: Поиграем в «Ураган». – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй воспитатель отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

Но вот вырастают новые яблочки - нужно пристегнуть яблоки на дерево, чередуя их по цвету.

6. «Груши с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий « большая – маленькая» груша, учить пристегивать и отстегивать груши, где ребенок закрепляет понятия «один», «много»,

Ход игры: можно использовать предыдущую игру «Ураган»

Игры и занятия с пуговицами проводятся под наблюдением взрослого. Строго нужно соблюдать правила техники безопасности: следить за тем, чтобы дети не брали пуговицы в рот.

7. Дорисуй картинку с помощью пуговиц

Цель: развивать логическое мышление, воображение и творчество детей, закреплять понятия «большой – маленький», цвета, формирование умения чередовать по цвету, размеру.

Ход игры: любые детские иллюстрации рассматриваем, называют дети изображенные предметы, их действия. Дорисовываем картинки с помощью пуговиц.

Игры с прищепками

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании.

«Весёлые фигурки»

1. Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие. А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

2. А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки.

Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные елочки.

Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

3. Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики.

Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого. Взрослый: Правильно.

Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

4. Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и красные.

Воспитатель просит детей прикрепить:

Тучке синий дождик.

Солнышку – 3 жёлтых лучика, ёлочке – 4 зелёные иголки и т.д.

Солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, красные цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т.п.

Другие дидактические игры.

1. «Божьи коровки»

Цель : развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

Ход игры: Идем гулять на поляну, а на полянке растут красивые цветы. Сидели «божьи коровки», ползали они по цветам и упали (отстегнуть - кнопки). Вот они снова заползают на цветы: первая ползет вверх, (сколько божьих коровок на цветке? – одна) вторая – вниз, (еще одна), а третья налево. Сколько их стало? (много).

2. «Весёлые утята»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого цвета, умения пользоваться липучками.

Ход игры: А сейчас отправляемся на озеро, плавают утята, Мама – утка зовет их к себе на берег. Как зовет уточка своих деток? (кря-кря) . Поплыли они к берегу (отстегнули – липучки). Погуляли они на берегу с мамой и вот снова возвращаются на озеро (пристегнуть на липучки).

3. "Найди шарик".

Поскольку группу посещает 10 человек, то и карточек 10 (по количеству детей)

Такие карточки сделать совершенно не сложно, для этого нам понадобилось:

Картон белого и серебристого цвета;

Картинки сказочных героев;

Фломастеры основных цветов;

Клей-карандаш;

Шарики из цветного картона;

Скотч для "ламинирования".

4. «Рассели по домикам»

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Материал :

Цветные домики 4 основных цветов,

- «Животные или человечки» разного цвета.

Ход игры: Расселить « веселых человечков»

По своим домикам.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.


Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры своими руками 2 младшая группа.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Следовательно, дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Дидактическая игра «Светофор».

Цель: Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Светофор регулирует движения транспорта и пешеходов: на красный – стоять, на зелёный – двигаться, жёлтый - приготовиться. Закрепить основные цвета. Распределить цвета в определённой последовательности.

Дидактическая игра «Укрась осеннее дерево»

Цель : Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях пожелтели и опадают листья. Закрепить основные цвета, понятие «много – один»

Дидактическая игра « Домики для животных»

Цель : Познакомить с понятиями «маленький», «по – больше», «большой». Закрепить понятия «один», «много».

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

Цель : Развитие психических процессов и координации движений мелкой моторики рук через использование нетрадиционного оборудования, а также развитие творческого потенциала детей с помощью нестандартных игр.

Игры на развитие речевого дыхания

Дидактическая игра «Снегопад»

Цель : формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Дидактическая игра «Кто спрятался под цветком»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!