Гражданско патриотическое воспитание населения цель работы. Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировская СОШ»

Из опыта работы

учителя начальных классов

И.А. Курловой

по гражданско – патриотическому воспитанию

младших школьников

Историческое значение каждого

русского человека измеряется

его заслугами перед Родиной,

Людтке называет это множеством примеров. Коммунистическая теория дисциплины, по-видимому, функционально механизировала эти механизмы поддержания власти. Исторические и социальные антропологические исследования. Наука и мировоззрение. Коррель, Вернер: Ненависть или помощь? К эссе «Будем ли мы поднимать ненависть?» Хельмутом Штольцем. В: Архивы Рудольфа Альбрехта, Дрезден. 35 Бюхнер, Вернер; Клоппе, Манфред; Нейманн, Кристиан: Формирование и укрепление социалистических основных убеждений как проблема долгосрочного планирования и направления процессов сознания.

а его человеческое достоинство-

силой его патриотизма.

(Н.Г. Чернышевский)

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и

обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

Исследовательский отчет, стр. 37 Там же, стр. 38 Генсике, Томас: Развитие менталитета в Восточной Германии с 1970-х годов. Молодежная оппозиция и политический протест в послевоенной истории Германии. В: Херрманн, Ульрих: протестантская молодежь. Политически разряженная версия позже была известна как «Берлинский призыв». Военные и военизированные формирования выполняли эту задачу. Военные имели политический вес в исполнительных комитетах. Но у них не было исполнительной власти в их руках. Они не принимали непосредственных управленческих решений, они не говорили «последнее слово» в повседневных политических достижениях.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Угроза использования военной или полицейской силы для стабилизации этого правила не должна быть объявлена ​​безобидной. Но это насилие было, так сказать, «только» в крайнем случае, если другие механизмы защиты господства не удались. Тот факт, что это «последнее средство» присутствовал как скрытая угроза не только в кризисные периоды, подтвердят все, кто по временам обсуждений реформ с открытыми воспоминаниями об одном из этих методов точно соответствует тому, что можно было бы назвать «милитаризацией общества». Военные подчиненные структуры, способы мышления и речи постепенно переводились в гражданское общество.

Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.

Итак, что мы должны понимать под термином патриотизм? По определению С.И.Ожегова, «патриотизм» - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». «Патриот – человек, одушевленный патриотизмом».

Более того, степень милитаризации не всегда была такой же высокой или перевозилась по тем же институтам. Два метода милитаризации. Теперь мы перейдем к внутренней политической функции милитаризации, обратившись к процессу передачи военных форм и содержания в Система образования. В своей «Социологии и истории военного повиновения» Ульрих Бреклинг определил два метода, используемых в вооруженных силах: тренировка и доступ к сознанию. 7 Смысл обоих методов очевиден. В боевой ситуации начальник не может обсуждать своих солдат.

Они должны повиноваться ему, даже если это стоит ее жизни. Это достигается с помощью сверла. Некоторые относительно простые движения практикуются в бесконечных повторениях, пока они не будут эффективно автоматизированы. Однако этот метод имеет недостаток. Солдат, который не гибко реагирует на ситуацию в битве, может унывать и умирать, и поэтому он менее военный, чем тот, кто застенчиво осознает, как достичь военной подцели. Здесь начинается индоктринация. Возникает ситуация внешней угрозы, которая может быть преодолена только напряжением всех сил.

Работая над темой гражданско-патриотического воспитания, я определила особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания; формы и методы; составила план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработала тематику классных часов, тематику бесед и лекций с родителями обучающихся; разработала и провела ряд мероприятий.

Тот факт, что враг «злой» и его собственный лагерь «хорош», самоочевиден. Здесь образование для ненависти, жертвы и героизма имеет свое место. Разумеется, путь сознания также имеет свои специфические недостатки. Любой, кто арестован за аргументацию и признание искаженной реальности, сомнительно, он может легко превратить схему друга-врага, он может развить свое собственное видение реальности. И если, как это часто бывает в истории, друг становится врагом, вся индоктринация для кошки. Короче говоря, гибкость приобретается солдатом, способным «выйти из-под контроля».

Проводятся традиционные классные и внеклассные мероприятия. Начинается эта работа ежегодно, уже с 1 сентября.

Первый праздник – День Знаний. Тожественная линейка начинается с прослушивания Гимна России, с него начинаются все школьные мероприятия. Также проводятся беседы к знаменательным датам.

Октябрь знаменателен Днем пожилого человека и Днем Учителя, в ноябре - День матери, в феврале - День защитников Отечества, в марте – Международный женский день, в мае отмечается День Победы. К этим праздникам ребята тщательно готовятся. В школе проходят праздничные концерты, изготавливаются поздравительные открытки.

Поэтому представляется разумным сочетать оба метода каким-то образом, даже если они частично мешают друг другу. Друид-солдат больше не склонен думать: мыслящий солдат критикует упражнение. Броклинг изучил эти два метода и их комбинации в разных армиях со времен прусского абсолютизма до времен холодной войны в своих исторических преобразованиях. Он снова и снова указывал, что эти модели были временно переданы компаниям или, по крайней мере, повлияли на них. Речь идет об образовании и социализации детей и подростков.

Мы ищем - вообще говоря - социальные пространства, в которых определенное социальное поведение должно быть «автоматизировано» посредством постоянного повторения, и те, кто должен обусловливать определенные поведенческие рамки через схемы друзей-противников. Но этого формального определения недостаточно. Например, в некоторых формах благочестия желаемое социальное поведение должно быть достигнуто посредством обучения поведенческим процессам.

Традиционно на 23 февраля у нас проходят спортивные соревнования между мальчиками. Активно участвуют дети в декаде Добрых дел.

Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварём», «День здоровья», «День учителя», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы». А также встречи с воинами - интернационалистами. Организация гражданско-патриотического воспитания в школе, сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимно переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, вовлекая детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Даже маленькие дети обучают их поведению через постоянное повторение, не говоря о «милитаризме». Доктор исторических наук, Университет Лотарингии. Профессор истории и географии, Академия Нэнси-Меца. Первый стих Марсельезы адресован людям. Люди понимают, что французы формируют нацию. Как народ этой революционной фигуры принял, который стал национальным гимном? Он любил ее, иногда критиковал. Он сделал свой собственный в течение различных периодов истории. Народ французов адаптировал их к моменту, сделал гимн свободы, равенства, братства и республики и нашел нужные им ценности и символы.

Многое пришлось пересмотреть, что-то исключить, что-то создавать заново. Мною в течение почти двадцати лет выстраивается новая система работы по патриотическому воспитанию младших школьников. В последние годы мною разработана программа по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у обучающихся младших классов.

Марсельеза стала зеркалом истории, источником понимания общественного развития. Каждая версия, каждая интерпретация, хочет сказать что-то своей эпохе. Эта статья не является исчерпывающей, мы имеем дело только с некоторыми значительными примерами. В середине революции: воин армии Рейна.

Поскольку Клод Руже де Лисль Марсельеза в ночь на Это, следовательно, военная песня, которая полностью патриотична. Для революционеров призыв к добровольным гражданам и народу необходим, чтобы подтолкнуть врага, спешащего на фронт. Впервые армия не возглавляется аристократией, поскольку она является полноценной и справедливой. Из Страсбурга эта песня достигает юга Франции. Франсуа Мирер, делегат Клуба друзей Конституции, который пришел координировать уход добровольцев из Миди на фронт, поет эту песню в Марселе во время банкета.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Оценка Марсельезы. Травление музыки и текст Марсельезы, Уильям Холланд, Лондон, 50 Оксфорд-стрит

Ввиду успеха он опубликовал его, и войска союзников Марселя взяли его в качестве маршала. Они распространяли его в своем длинном путешествии по стране. Для упрощения, это было рядом с его простотой затем быстро Марсельезы Это название также имеет преимущество, характеризующее единство нации из Страсбурга в Марсель, с востока на юг. Во время Французской революции развиваются буржуазные торжества, которые призваны укрепить сплоченность населения вокруг новых ценностей. Французская революция выводит музыку на улицы.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.

Музыка оставляет замкнутые пространства и становится инструментом тесной связи людей с идеологией революции. С открытыми торжествами организаторы могут создать почву для национального единства. Примером этого является Фестиваль Федерации. Мать празднуется, и клятву дается национальное единство.

Эти торжества требуют музыкантов. Использование духовых инструментов объясняется по двум причинам: функциональному и акустическому. С помощью духовых инструментов слышится музыка большого количества людей, так как меди обладает превосходной звуковой характеристикой по многим другим инструментам. Они выражают стремление играть музыку людей для людей. Между тем революционные торжества характеризуются порядком, военной внешностью и организацией. Они не происходят спонтанно, и люди в конечном счете не принимают в этом участия.

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли…, пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего…. Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Вопреки образу времени великого обновления, символизирующего революцию, обряды религиозной модели, которая лишает форму шествия этого сакрального характера, остаются нетронутыми. Они также много занимают от традиционных празднеств. Мона Озуф резюмирует: Эта смесь должна быть проведена для настоящего Нового Федерации. Конечно, не изобретение беспрецедентной церемонии, а смешивание разных элементов.

Вербальный и визуальный синкретизм. Режим надеется консолидировать идеи революции через эти впечатляющие постановки, которые в основном используют музыку и слова этой песни как инструмент пропаганды. Они также надеются, что хоры подберут эту песню и мобилизуют массы. Эта громкая масса должна быть в состоянии установить тесное соединение. Марсельеза объединяет пение на едином голосе нации. Силы слов спускаются к простоте слова хорошей фирмы, которая понимается все, и будет понятно, все, и на этом мощном, ритмичном элементе, который дает взаимодействие музыки с стихом. Конечно, возможно, что этот пение не все понимает, но было принято петь гимны на латыни и, таким образом, довольствоваться чувством универсального смысла, а не словесным пониманием.

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Композиция Марсельезы, как мелодии, так и поэтической композиции, в значительной степени способствует этому. Музыкально, громкое начало следует за более тонкой мелодией, прежде чем начнется боевой рефрен. Для Гильдаса Харнуа, нынешнего руководителя Корпуса музыки Корпуса мира, эта часть раскрывает людей, которые имеют свою судьбу в своих руках. Он символизирует дух революции и страны, которые восстали, или дух сопротивления, например. Ритм поддерживается поэтическими и педагогическими повторениями текста, и каждый из семи стихов следует одному и тому же рефрену, а глагол «марш»у второго человека повторяется дважды в рамках рефрена, что является призывом к мобилизации для строф, каждый третий стих повторяется, некоторые слова или темы всегда возвращаются: Отечество, свобода, кровь, братство, оружие, война, деспотизм и т.д. использование императива, форма которого короче, потому что ни одно местоимение не используется, стимулирует действие, как через этот значащий эффект, так и через основное значение.

Цель и задачи программы

Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

Вся песня служит мобилизации людей. Презентация «Марсельезы» отражает национальные споры. Его внушительная версия, полная сил и энергии, является данью народу и олицетворением массы растущих людей для Берлиоза. Для него Марсельезу нужно петь «всеми, у кого в голосе есть голос, сердце и кровь».

Марсельеза неопровержимо связана с музыкой и группами из-за их постоянное наружное исполнение. В девятнадцатом веке рождение певческого движения, хоралов, а затем медных часовни, инструменты которых играют любители, Это демократическая музыка, это люди. Группа либеральных граждан, член Общества начального образования, хочет преподавать музыку и в основном петь в начальных школах Парижа. Он беспокоил детей, и вскоре парижские взрослые присоединяются. Учредители первых певческих объединений хотят демократизировать художественную музыку и сделать ее популярной.

Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Содержание программы

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для обучающихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

Организация работы по патриотическому воспитанию обучающихся 1-4 классов предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями обучающихся:

I ступень – 1 класс «С чего начинается Родина?»

Цель: воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни страны.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.

Месяц

Темы

Форма проведения

Сентябрь

«Спешите делать добро»

Урок «России»

Классный час, конкурс рисунков

Классный час

Формировать у обучающихся доброту, милосердие, выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах.

Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

Октябрь

«День бабушек» (ко Дню пожилых людей)

Акция «Забота»

Воспитание у обучающихся уважения и любовь к старшему поколению.

Ноябрь

День Согласия и Примирения

День Матери

Классный час

Конкурс стихов о матери, концерт для мамы.

Познакомить обучающихся с историей праздника.

Воспитание у обучающихся истинное уважение и любовь к матери.

Декабрь

Праздник встречи Нового года

Классный час

Утренник

Познакомить детей с историей праздника, воспитывать бережное отношение к символам РФ.

Расширить представления детей о встрече Нового года в древние времена и в наши дни, в России и др. странах. Воспитывать понимание и значение праздника, умение культурно его встретить.

Январь

«Поможем птичкам перезимовать»

Мастерская умельцев

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Февраль

«День защитника Отечества»

«Весёлые старты»

Утренник

Спортивные соревнования

Расширить представления детей об общенародном празднике, посвященном Вооруженным Силам России, воспитывать у них любовь к защитникам Отечества, готовить себя в будущем к защите своей страны.

Воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества; развитие интереса к спорту.

Март

Праздник женщин, девочек, мам и бабушек (посвящается Международному женскому дню 8 марта)

Праздник

Прививать детям любовь, уважение к женщине, заботу о своих мамах, бабушках, учительницах.

Апрель

«Дорога в космос»

Игра-путешествие

Познакомить детей с понятиями космонавтики. С известными именами великих космонавтов (Гагарин Ю., Терешкова В., Титов Г. и т.д.)

Май

Классный час,

трудовой десант.

Митинг

Познакомить с историей праздника, воспитывать трудолюбие и миролюбие.

II ступень – 2 класс – «Моя малая Родина »

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

1. Расширять знания детей об истории, традициях родного края.

2. Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.

3. Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

4. Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

Месяц

Темы

Форма проведения

Цель, задачи, краткое содержание

Сентябрь

Урок «России»

Классный час

Активизация познавательной деятельности обучающихся при помощи вопросов: «Зачем нужен герб?», «Зачем нужен флаг?», «Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?»

Октябрь

«Дружба начинается с улыбки»

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!»

Классный час

Конкурс стихов и рисунков, фотоконкурс.

Знакомство с правилами общения

Воспитывать любовь к Родине, эстетический вкус обучающихся.

Ноябрь

Маме посвящается…

Конкурсная программа, стихи для мамы.

Воспитание духовных качеств.

Декабрь

«Государственные символы России»

Классный час

Утренник

«Что значит понятие «уважение государственного символа»?»

развитие творческих способностей детей;

воспитание эстетического вкуса, умения радоваться творческой находке, маленькому открытию.

Январь

История моей семьи

Игровая программа

Формирование умений и навыков в изучении своей родословной, способах ее изображений, описаний, развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи.

Февраль

День юного героя - антифашиста

День освобождения

посёлка

от немецко – фашистских захватчиков

Классный час

Экскурсия в школьный музей

Март

«Летопись природы родного края»

«Мы живем в России»

Классный час

Заочное путешествие

Приобщения к истокам русского народа.

Воспитание любви и уважения к своему народу.

Апрель

«Дверь в детство»

« О дружбе и друзьях»

Выставка рисунков, фотографий.

Конкурс сочинений.

Чтение произведений В. Осеевой

Формировать у обучающихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, умение ценить людей, свою семью.

Формировать у обучающихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.

Май

«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная композиция

Воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

III ступень – 3 класс – «Россия – Родина моя»

Цель: воспитание любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

1. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.

2. Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

3. Экологическое воспитание.

Месяц

Темы

Форма проведения

Цель, задачи, краткое содержание

Сентябрь

«Важные вопросы»

Диспут

Октябрь

«Припадаю, Россия, к твоей красоте»

Стихи о природе, об осени.

Воспитание духовно – нравственных качеств.

Ноябрь

«С чего начинается Родина»

Экскурсия в районный музей.

Воспитание патриотизма, духовно – нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.

Декабрь

«Россия вчера и сегодня»

«Конституция – главный закон страны»

Рассуждение по теме «Что вмещает в себя понятие Россия?»

Устный журнал

Содействовать формированию правовой культуры обучающихся.

Расширение представлений о родной стране, государственных символах, Конституции – основном законе страны; у детей воспитывается любовь к родной стране, уважение к законам и символам.

Январь

«О товариществе и дружбе»

Диспут

Помочь обучающимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями.

Февраль

Фестиваль патриотической песни

«Армейские забавы»

Конкурсно – развлекательная программа ко Дню Защитника Отчества

Воспитание гражданственности и патриотизма.

Воспитание духовно – нравственных и героико – патриотических качеств личности.

Март

Праздник Масленицы

Праздничная неделя

Знакомство с традициями русского народа.

Апрель

«Гражданство и гражданин»

Беседа – диалог с элементами игры

Воспитание правовой культуры школьников и гражданско – патриотических качеств личности ребенка.

Май

«Память, память, за собою позови…»

«Пионеры – герои»

Конкурс стихов о ВОВ

Классный час

Воспитание духовности и патриотизма; гордости за свою страну.

Познакомить детей с великими сверстниками. Теми, кто внес свой непосильный вклад в историю своей страны.

IV ступень – 4 класс – «Я – гражданин России»

Цель: растить гражданина и патриота России.

Задачи:

1. Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

2. Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

3.Создание условий для реализации полезных дел.

Месяц

Темы

Форма проведения

Цель, задачи, краткое содержание

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

Продолжается знакомство с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы – это правила, которые устанавливает государство.

Октябрь

«Помогай окружающим людям»

Неделя добрых дел

Воспитание нравственности, сострадания, взаимопомощи

Ноябрь

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

Развитие творческих способностей.

Расширение кругозора, разучивание стихов о природе, конкурс рисунков о природе.

Декабрь

«Герб, флаг, гимн – символы России»

«Пришла коляда»

Праздник «Здравствуй, здравствуй, Новый год

Видеожурнал

Театрализованное представление

Утренник

Права и обязанности гражданина РФ. Знакомство со статьями из Конституции РФ.

Привитие интереса к русским народным традициям и фольклору;

активизация досуговой и познавательной мыслительной деятельности обучающихся.

Формирование дружного, сплоченного коллектива класса;

развитие творческих способностей детей.

Январь

«Как использовать свои права»

Беседа – диалог

Воспитание правовой грамотности школьников, духовно – нравственных качеств личности и гражданской позиции подростков.

Февраль

«Быть гражданином»

Урок Мужества

Понятие «гражданский подвиг»

Март

«Дорогая моя столица»

Великая Масленица

Заочное путешествие

Круглый стол

Воспитание гражданственности и патриотизма.

Приобщение к традициям и истокам русской культуры. Развитие творческих способностей.

Апрель

Конкурс рисунков ко Дню космонавтики

Конкурс рисунков

Воспитание гражданственности и патриотизма.

Привить чувство гордости за поступки и подвиги покорителей космоса.

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

Воспитание гражданственности и патриотизма.

Прогнозируемый результат воспитания

1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа.

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.

3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Работа с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников и родителей.

Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей.

Учитель начальных классов имеет большие возможности активизировать общение детей со своими родителями, бабушками, дедушками.

Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

Обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

Привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;

Формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Свою работу я начинаю со знакомства с семьёй воспитуемого. Совместно с родителями составляю социальный паспорт семьи, провожу анкетирование родителей с целью выяснить уровень образованности родителей, их жизненные интересы, степень значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям предлагаю анкеты: «Я и мой ребенок», «Духовные традиции семьи», «Досуг ребенка в семье», «Что такое Родина», «Мы - граждане России», «Увлечения Вашей семьи».

Результаты диагностики показывают, что во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало интересуются успехами ребенка в школе.

Исходя из этого, работа классного руководителя строится по трем основным

направлениям:

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников

воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;

Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников выступают:

Родительские собрания гражданско-патриотической направленности. Это одна из главных и наиболее распространенных форм. Тематика родительских собраний определяется классным руководителем в соответствии с целями и задачами работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию;

Индивидуальные и тематические консультации;

Проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, именины детей, составление своего генеалогического древа, родословной, классные часы), на которых мы знакомимся с традициями, обычаями и увлечениями семей;

Практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников;

Привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, к организации поездок в театр и кино, посещение музеев, проведение совместных праздников способствуют установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, обучающимися и родителями и создают благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания младших школьников;

Выставки детских работ.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.

Памятка для родителей

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

Анкета «Я и моя семья»

1. Какая связь существует между понятиями: «семья» - «род» - «Отечество»?

2. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?

3. Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие?

4. Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься?

5. Кем были твои предки? Чем они занимались?

6. Расскажи о самом известном тебе родственнике.

7. Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем.

8. Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя?

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Курска? Если нет, то почему?

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»

1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.

Семья

Нравственность

Родина

Здоровье

Образование

Дружба

Творчество

Карьера

Другое (допишите)……………………………………………………………

2. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?

на обучение

на воспитание

на сочетание обучения и воспитания

3. Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?

Школа должна:

обучать

воспитывать

обучать и воспитывать

другое (допишите)………………………………………………………

Семья должна:

обучать

воспитывать

обучать и воспитывать

другое (допишите)……………………………………………………………

Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание»

1. Я считаю, что патриотизм - это……………………………………………………………………………

......................................................................................................................................................................................................................................................

2. Считаете ли Вы себя патриотом?

3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.

4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у обучающихся? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.

5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?

6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: …………………………………………………………………………………………………………………………………………

8. Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность обучающихся?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности обучающихся?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности обучающихся?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................

Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильного организовать воспитательную работу в классе.

Анкетирование «Что такое Родина»

(Метод незаконченных предложений)

Фамилия, имя……………………………………………………………………

1. Что такое Родина?

Родина - это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малая Родина – это ………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

2. Как называется твоя Родина?

Моя Родина называется ……………………………………………………………………………

3. Как называется твоя малая Родина?

Моя малая Родина называется ……………………………………………....................

4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?

Свою Родину я ………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

5. Что значит «любить свою Родину»?

Любить свою Родину – это значит

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. Что значит «защищать свою Родину»?

Защищать свою родину, значит ………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

7. Какой должна быть твоя Родина?

Моя Родина должна быть …………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?

Для своей Родины я могу …………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

Анкета «Мы - граждане России»

1. Гражданин – это ……………………………………………………………

2. Закон – это …………………………………………………………………

3. Конституция – это ………………………………………………………..

4. Что значит быть гражданином?

Быть гражданином – значит ………………………………………………

5. Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет

6. Какие права имеет гражданин?

Гражданин имеет право ……………………………………………………

7. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.

8. Какие обязанности имеет гражданин?

Гражданин имеет обязанности ……………………………………………

Анкета «Достопримечательности нашей Родины»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1. Какие города России ты знаешь?

Я знаю ……………………………………………………………….

2. Какие реки России ты знаешь?

Я знаю …………………………………………………………………….

3. Что такое достопримечательность?

Достопримечательность – это ……………………………………………

4. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?

Я бы хотел (а) увидеть …………………………………………………….

Я бы хотел (а) узнать о ……………………………………………………

5. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?

Я буду …………………………………………………………………..

6. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с посёлком?

Я бы повел своих гостей …………………………………………………

7. Что есть в посёлке, чем ты гордишься?

Я горжусь ……………………………………………………………….

8. Чем знаменит город Курск?

Наш город знаменит ………………………………………………………

Анкета «Государственные праздники России. Государственная символика России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1. Какие государственные праздники ты знаешь?

Я знаю:……………………………………………………………………

2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?

Свой День рождения Россия празднует ………………………………..

3. Кто управляет нашей страной?

Нашей страной управляет ………………………………………………..

4. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.

Президенты России: ………………………………………………………

5. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.

Государственные символы:…………………………………………………………………

6. Какие символы есть у нашей (Курской области)?

У Курской области есть …………………………………………

Этот День Победы.

Цель: воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей Родины.

Задачи:

1. Формирование исторических знаний детей.

2. Расширение знаний о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.

3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине.

Оформление: плакаты «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пусть всегда будет мир!», репродукции картин о войне, рисунки детей, портреты пионеров, цветы, даты 1941-1945г.г.

Ход мероприятия.

Ученик.

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю по долгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять – опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше – рядовые.

Приходят к дедушке друзья,

Отпраздновать Победу.

Все меньше их, но верю я:

Они придут, приедут…

Учитель: С каждым годом все дальше памятная дата 9 мая 1945 года, когда весь мир узнал о победе русского народа над фашистами, все меньше становится людей, свидетелей и участников той страшной, кровопролитной войны. И мы не имеем права забывать о тех «кто уже не придет никогда…», кто подарил нам Мир и счастливое детство. Поэтому каждый год 9 мая все люди с благодарностью вспоминают тех, кто сложил свои головы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая освободительная борьба завершилась в 1945 году. С первого ее дня и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы.

(Звучит мелодия «Вставай, страна огромная»)

Ученик.

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

(Выходят мальчики в гимнастерках, пилотках)

Ученик.

Мы по дорогам пыльным с боем щли,

От бомб земля дрожала, как живая,

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Ученик.

Когда от бомб, казалось мир оглох

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я узнал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Ученик.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой, не потому что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Ученик.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завивали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В походе. На ночном привале.

(Исполняется песня «В землянке».)

Учитель: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгом «Смерть фашистским оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!» вся страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных сражений.

Ученик.

Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Ученик.

Прочтет о том, как под луной

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

Ученик.

Война священна. И Матросов

Всей грудью лег на пулемет.

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмет.

Учитель: Люди не думали о своей жизни, не жалели себя. В мыслях было одно:

«Остановить врага!»

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.

Школьники собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт теплые вещи, кисеты для табака, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали убирать урожай в полях, выступали с концертами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Многие юные герои пали смертью храбрых на полях сражений. Их именами названы улицы, корабли, школы.

Ученик.

Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками.

Победы солнцу вознесли вы знамя.

Ученик.

Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождались в каждом человеке

Одна великая весна.

Ученик.

Не перекликом журавлиным

Она была для нас близка,

Гремел апрель, и шли к Берлину

Смертельно храбрые войска

Ученик.

Настал великий час расплаты,

Настал великий день земли,

Когда советские солдаты

Рубеж советский перешли.

Ученик.

Рванулась грозная лавина

Стальной пехоты и машин.

Стремительно, неудержимо

С одною мыслью – на Берлин.

Учитель: И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы!

Этого праздника люди ждали 1418 дней.

Советские воины прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

Ученик.

Был день, как день,

Светило солнце,

И ветер шарил по траве,

Я тосковал, смотрел в окно,

Отец на фронте, на войне.

И вдруг светлее стало в небе,

Прибоем радостной волны

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев, и нет войны.

На печке дед заплакал старый,

Слез не скрывая, как малец,

И улыбнулась наша мама

Улыбкой счастья, наконец.

Четыре года папу ждали

Мы вместе с нею, словно век

И вот пришел под звон медалей

Родной и близкий человек.

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

(Звучит песня «День Победы»)

Ученик.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Ученик.

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Ученик.

И ты дорогою обратной

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский Человек.

Ученик.

Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасный и огромный

Его приветствует сейчас.

Ученик.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Ученик.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

(фонограмма «В. Высоцкого «На братских могилах» (1 куплет)

Ученик.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Учитель: В память о погибших в годы войны объявляется минута молчания.

(минута молчания)

Если бы каждому из 20 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. Давайте хранить память о тех, кто своим подвигом, своей жизнью добыл для нас победу. Давайте бережнее относиться к ветеранам, участникам и очевидцам той войны, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Спасибо им за то, что мы живем под мирным небом.

Ученик.

Спасибо Вам, Солдаты!

Вы в битве Родину спасли

Преодолели все преграды.

Спасибо вам от всей земли,

За все спасибо вам, солдаты.

И в добрый час, счастливый час,

Час мирного рассвета,

Во имя вас, во имя вас,

Мы празднуем Победу!

Ученик.

Как вы вступали в города!

Навстречу вам бежали дети.

Вам благодарны навсегда

Мы все, живущие на свете.

Ученик.

Чтоб не лежал весь мир во мгле,

Себя в бою вы не щадили,

И сколько людям на земле

Вы счастье жизни подарили.

От всех, кто вами был спасен,

От всех, кто ныне рядом,

Примите наш земной поклон,

Советские солдаты!

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Классный час «Мы живем в России»

Цель: формирование у детей знаний о стране, в которой они родились и живут.

Задачи:

Знакомить детей с государственными символами страны.

Расширять знания об истории и традициях своей страны.

Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оформление: плакаты с изображением герба, флага, гимн России, фотографии городов, картины природы, карта страны.

Звучит песня: «Вижу чудное приволье»

Учитель:

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

- Как называют народ населяющий Россию? Вы все - россияне. С рождения вы получили звание - гражданин России. Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ее символах, традициях.

Ученик.

Великую землю,

Любимую землю.

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Ученик. Почему нашу страну называют «Россия?»

Ученица. В стародавние времена ее называли Русью. Ученые считают, что слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло есть у реки.

Ученик. Русь-страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну Россией.

Ученик.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия… Россия …

Раздолье… Равнины…

Березы босые, седые осины,

Все дорого с детства,

Все памятно с детства,

И все же не можем никак наглядеться.

Ученик.

Багряное солнце рассеяло тьму,

Готовясь к большому пути, -

Немало придется трудиться ему,

Чтоб нашу страну обойти.

Ученик.

Громады лесов осветила заря.

Степей бесконечную ширь,

Высокие горы, большие моря

Хабаровск, Москву и Сибирь.

Ученик.

На юге - тепло и ни облачка нет,

На севере – тучи и лед.

На Балтике – ночь,

На Приморье – рассвет,

И всюду работа идет.

Учитель: Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн. кв. км. Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч.,

пролетев 10 тыс. км. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал – 1-ое в мире по запасам пресной воды. Огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Каждое государство имеет символы. Назовите их.

Ученик. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это - святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом.

Ученик. Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага.

Ученик. Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя. Слова написал С.В. Михалков, музыку А.В. Александров

(Исполняется гимн, стоя).

Учитель. Покажите на карте главный город нашей страны.

Ученик.

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных

Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах.

(Песня О. Газманова «Москва»)

Ученик.

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

(Песня «Родная страна»)

Ученик.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ученик.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех одна!

Учитель. У каждого человека есть Родина, место, где родился и живет. Каждый человек любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ. Вы родились в Курской области, это ваша малая родина.

Ученик.

Самый песенный, самый милый,

Несравненный ты, город степной,

Обниму тебя с нежною силой

И навеки останусь с тобой.

Учитель.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе.

И родное оконце.

В позабытом селе…

Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

Давайте не клясться в любви своей Родине, а любить всем сердцем свою землю и беречь ее.


Из опыта работы по Формированию гражданско – патриотического

воспитания школьников соц педагога Тихоненко Анастасии Валерьевны

Вступление

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа» . Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы».

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его

Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе , второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.

По словам президента РФ В.В. Путина, гражданско-патриотическим воспитанием « нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.»

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.


Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в течение трех лет со своим классом и учащимися в школе.

Основная часть

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной р

аботы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы»:





Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия :

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Функционирует система дополнительного образования;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

Развивается музейная работа;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че­ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво­его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по­зволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики по­зволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подрост­ки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражда­нина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;

Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

Кружковая работа;

Проведение общешкольных мероприятий;

Экскурсии по городам Крыма;

Военно- спортивная игра «Зарница»;

Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.


Составляющими системы патриотического воспитания являются :

    формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,

    массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.

    деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

    утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

    формирование ведущих интегративных качеств личности;

    воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

    воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

    Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

    Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

    В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

    В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии : исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы : д еловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.


Заключение

…чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей деятельности как социального педагога. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!